Научная статья на тему 'Бюджетное планирование и механизмы реализации бюджетного федерализма'

Бюджетное планирование и механизмы реализации бюджетного федерализма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Н. И.

Рассмотрены подходы к определению понятия «бюджетное планирование», сформулированы принципы повышения эффективности налогового планирования и совершенствования межбюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY PLANNING AND MECHANISMS OF REALIZATION OF BUDGETARY FEDERALISM

In article approaches to definition of concept «budgetary planning» are considered, principles of increase of efficiency of tax planning and perfection of interbudgetary relations are formulated.

Текст научной работы на тему «Бюджетное планирование и механизмы реализации бюджетного федерализма»

УДК 336.14

Н.И. Козлов, аспирант, 89107485330, 1946@orel.ru. (Россия, Орел, ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК»)

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Рассмотрены подходы к определению понятия «бюджетное планирование», сформулированы принципы повышения эффективности налогового планирования и совершенствования межбюджетных отношений.

Ключевые слова: бюджетное планирование, налоговый потенциал, прогнозирование доходов региональных и местных бюджетов.

На современном этапе проведения экономических реформ в Российской Федерации все большую актуальность приобретает вопрос о необходимости вмешательства государства в существующие в стране финансовые отношения, в том числе бюджетные. Для такого вмешательства требуется такой важный инструмент управления, как планирование.

По мнению профессора Э.А. Уткина, «роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется положением, которое планирование занимает в системе управления». Соответственно сущность планирования вытекает из анализа содержания основных функций управления: двойственная функция управления «подготовка и принятие управленческого решения» означает прежде всего практическую работу по постановке целей, задач, которые преследует субъект управления, и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование. Двойственная функция управления, подготовка и принятие решений занимают центральное место в системе всех его функций. Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, по мнению Уткина, можно вполне обоснованно говорить о том, что планирование — центральное звено в системе управления [1].

Таким образом, управление, а следовательно, и планирование присущи как для предприятий, организаций и фирм, осуществляющих производство материальных благ и услуг, так и общества в целом. Есть и другие объективные обстоятельства, обусловливающие потребность общества в государственном планировании применительно к условиям рыночной экономики. К таким обстоятельствам следует отнести:

- неспособность механизма свободного рынка регулировать устойчивость национальной экономики;

- рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления, которая в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством;

- наличие экономических задач, решаемых на государственной основе;

- появление более сложных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и отраслей экономики в результате расширения интеграционных процессов, которые не могут быть охвачены рыночным регулированием;

- существование проблем долгосрочного развития, не регулируемых рыночным механизмом;

- возникновение чрезвычайных ситуаций (война, экономические кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий), стимулирующих деятельность в области планирования.

Таким образом, планирование как центральное звено системы управления выполняет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных субъектов и в условиях рыночной экономики.

Планирование в целом и бюджетное планирование в частности имеют общую теоретическую базу и основываются на общих принципах, общей методологии, включающей определенные методы разработки планов, программ, прогнозов и др. Причем бюджетное планирование, несомненно, имеет свою специфику.

Что касается непосредственно бюджетного планирования, то в научной литературе в настоящее время его сущность раскрыта недостаточно.

Например, в определении сущности бюджетного планирования профессора Л.А. Дробозиной дается, на наш взгляд, односторонняя распределительная характеристика этого процесса: «Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня» [2]. Трудно согласиться с мнением, что осуществляется «распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода между звеньями финансовой системы». На наш взгляд, перераспределение ВВП и национального дохода в данном случае производится между звеньями бюджетной системы. Кроме того, в определении слишком широко трактуется сущность бюджетного планирования, когда в него включается и составление, и исполнение бюджетов. Мы считаем, что основой бюджетного планирования является составление бюджета, исполнение же бюджета — это стадия бюджетного процесса, о чем, в частности, сказано в БК РФ.

Итак, можно сделать вывод, что бюджетное планирование должно определяться следующим образом: бюджетное планирование — это инструмент управления бюджетной системой и межбюджетными отношениями

при составлении бюджетов на основе принципов и методов, исходящих из бюджетной политики государства.

В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогноза его доходной части.

В настоящее время финансовые ресурсы местных бюджетов прогнозируются субъектами Федерации на основе экстраполяции ретроспективных данных о налоговых поступлениях, собранных муниципалитетами за базовый период, с корректировкой на индексы-дефляторы, «произвольно устанавливаемых и ежегодно меняющихся индивидуальных нормативов», т. е. без учета доходных возможностей территорий.

В рамках такого подхода муниципальные образования заинтересованы не столько в повышении собираемости налогов, сколько в сокрытии налоговой базы. Поэтому подобная практика не способствует заинтересованности в мобилизации доходов в местные бюджеты и нагрузка по бюджетному регулированию в большей степени возлагается на трансферты из вышестоящего бюджета.

Поэтому прогнозирование доходов региональных и местных бюджетов требует совершенствования как методологии, так и методики, а показатели налогового потенциала и собираемости налогов должны стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования.

Между тем, по нашему убеждению, доходы муниципалитетов наиболее точно могут быть спрогнозированы с помощью оценки налогового потенциала.

Для повышения эффективности налогового планирования и совершенствования межбюджетных отношений между субъектом Федерации и муниципальными образованиями принципиально важно обеспечить:

- единый подход и систему показателей при планировании доходов муниципальных образований;

- распределение средств финансовой помощи между муниципальными образованиями на основе налогового потенциала каждой территории;

- создание стимулирующих мотивов для развития налоговой базы муниципалитетов.

Логика реализации идеи о выравнивании возможностей и стимулирование территорий к саморазвитию в процессе бюджетного регулирования должна строиться не на нынешних, а на принципиально иных схемах оценки доходов территории и оказания финансовой поддержки.

Исходя из этого предложена методика прогноза доходных возможностей муниципальных образований на основе показателя налогового

потенциала, учитывающего уровень и структуру экономического развития территории.

Рекомендуемая методика формализует процесс бюджетного прогнозирования, т. е. опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходные возможности муниципалитетов на основании налоговых баз.

Библиографический список

1. Утин Э.А. Финансовый менеджмент: учебник для вузов. М.: Зеркало, 1998. 272 с.

2. Дробозина Ю.И. Общая теория финансов. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. С. 81.

N.I. Kozlov

Budgetary planning and mechanisms of realization of budgetary federalism

In article approaches to definition of concept «budgetary planning» are considered, principles of increase of efficiency of tax planning and perfection of interbudgetary relations are formulated.

Keywords: budgetary planning, tax potential, forecasting of incomes of regional and local budgets.

УДК [338.23:336.5:304](470.319)

И.С. Пакулина, канд. экон. наук, преп., (7910) 302-55-77, inessa pakulina@mail.ru, (Россия, Орел, ГОУ ВПО «ОРАГС»)

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Раскрыты сущность и значение системы ресурсного обеспечения государственной политики в социальной сфере, выявлены закономерности и особенности социального потребления и функционирования системы ресурсного обеспечения отраслей социальной сферы, обоснованы направления оптимизации ресурсного потенциала социального развития региона.

Ключевые слова: государственная политика, социальная сфера, ресурсы, ресурсное обеспечение, планирование, оптимизация.

Современное состояние государственного регулирования регионального развития, включая регулирование развития отраслей социальной сферы, отражает основные особенности современного периода, незавершенность политических, социальных и экономических преобразований, а также тяжелые последствия экономического спада и мирового финансового кризиса. В таких условиях социальная сфера, в том числе на региональном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.