Научная статья на тему 'Бюджетное обеспечение МВД России как направление бюджетной деятельности государства'

Бюджетное обеспечение МВД России как направление бюджетной деятельности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3560
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЮДЖЕТ / МВД РОССИИ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / PROVISION / BUDGET / MIA OF RUSSIA / BUDGET POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воинова Лариса Евгеньевна

Статья посвящена вопросу бюджетной деятельности государства, направленной на обеспечение МВД России. Автор анализирует современную бюджетную политику государства и ее влияние на бюджетное обеспечение правоохранительных органов. Дано определение «бюджета МВД», рассмотрена его структура и разработана схема формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budget provision of MIA of Russia as direction of state activities

This article is devoted to the state budget activities aimed at provision of MIA of Russia. The author of the article analyses modern budget policy of the state and its influence on budget provision of law enforcement bodies. Definition of «MIA budget» is made. Its structure is analyzed, its scheme of formation is designed.

Текст научной работы на тему «Бюджетное обеспечение МВД России как направление бюджетной деятельности государства»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

УДК 354.31; 336.12; 336.121 Л.Е. Воинова*

Бюджетное обеспечение МВД России как направление бюджетной деятельности государства

Статья посвящена вопросу бюджетной деятельности государства, направленной на обеспечение МВД России. Автор анализирует современную бюджетную политику государства и ее влияние на бюджетное обеспечение правоохранительных органов. Дано определение «бюджета МВД», рассмотрена его структура и разработана схема формирования.

Ключевые слова: обеспечение, бюджет, МВД России, бюджетная политика.

L.E. Voinova*. Budget provision of MIA of Russia as direction of state activities

This article is devoted to the state budget activities aimed at provision of MIA of Russia. The author of the article analyses modern budget policy of the state and its influence on budget provision of law enforcement bodies. Definition of «MIA budget» is made. Its structure is analyzed, its scheme of formation is designed.

Keywords: provision, budget, MIA of Russia, budget policy.

Финансирование деятельности по обеспечению правопорядка и общественной безопасности осуществляется в рамках государственной бюджетной политики. МВД России принимает непосредственное участие в подготовке предложений по формированию государственной политики в области эффективного использования средств федерального бюджета и иных источников финансирования. Во взаимодействии с Правительством РФ и Минфином России постоянно проводится работа по обеспечению необходимым бюджетным финансированием приоритетных задач в сфере деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Выполнение государством правоохранительных функций связано с наличием у него необходимых финансово-материальных ресурсов, а это, в свою очередь, требует концентрации в бюджете части финансовых средств, создаваемых в реальном секторе экономики страны. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и МВД России как получателем бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

В ст. 84 Конституции РФ установлено, что Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. В развитие данной конституционной нормы комментируемая статья предусматривает направление Федеральному Собранию Бюджетного послания Президента РФ, в котором определяется бюджетная политика России (в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. № 63-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г.) не только на очередной финансовый год, но и на плановый период) 1.

Бюджетное послание разрабатывается в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2010-2012 гг. К сожалению, в данном Бюджетном послании Президента РФ нет упоминания о правоохранительной деятельности, хотя финансовому обеспечению «модернизации армии и формирования ее качественно нового облика» уделено достаточно большое внимание. «Необходимо комплексное финансирование мероприятий по переходу к формированию нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающего характеру современных угроз и соответствующего положениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. При этом требуется строгое соблюдение законодательства Российской Федерации в части обеспечения прав и гарантий военнослужащих, как подлежащих увольнению из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации (обеспечение их постоянным жильем), так и тех, кто продолжает выполнять воинский долг (прежде всего обеспечение их достойным служебным жильем).

Комплекс мероприятий по формированию нового облика армии предполагает ее оснащение современными видами вооружений и военной техники, что должно быть финансово подкреплено как в рамках действующей Государственной программы вооружения на 2007-2015 гг., так и при ее последующем уточнении.

* Воинова, Лариса Евгеньевна. Докторант кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук, подполковник милиции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Тел. 8-921-690-48-66. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: Larisa_V@mail.natm.ru.

* Voinova, Larisa Evgenyevna . Doctoral candidate of Administrative Law Department of St. Petersburg University of MIA of Russia, candidate of economic science, lieutenant colonel of police. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.

Параметры увеличения денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров целесообразно определить по итогам исполнения бюджета за шесть месяцев текущего года»2.

Судя по Бюджетному посланию Президента РФ на 2010-2012 гг., которое закладывает основы бюджетной политики государства на ближайшую перспективу, т.е. определяет совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций, правоохранительная деятельность из числа приоритетных функций государства в 2010-2012 гг. исключена.

В п. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса установлено, что Бюджетное послание Президента РФ является одной из основ для составления проекта бюджета3.

Принято считать, что бюджет выражает экономические отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного денежного фонда, и представляет собой основной финансовый план, утверждаемый соответствующими законодательными органами государственной или муниципальной власти для обеспечения задач и функций в первую очередь государства в целом, а также отдельных регионов. При этом некоторые авторы оговаривают, что данное определение характеризует бюджет как звено финансовой системы государства и не имеет отношения к термину «бюджет», употребляемому в ином смысле, например, «бюджет пенсионного фонда», «бюджет фонда социального страхования», «бюджет фонда обязательного медицинского страхования», где в качестве звена финансовой системы государства выступают сами фонды4.

В современной литературе5 встречается еще одно интересное, на наш взгляд, определение — «военный бюджет», который имеет непосредственное отношение к бюджету МВД России. Под военным бюджетом подразумеваются расходы федерального бюджета на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Остается непонятным, почему расходы на правоохранительную деятельность относятся к военным расходам, но зачастую, когда говорится о военной реформе, упоминается и бюджет МВД России6.

В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение бюджета — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления7.

В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством бюджетная система России состоит из совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов8. Такое разделение имеет принципиальное значение для подразделений системы МВД России, поскольку они (большею частью как бюджетные организации) содержатся за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

Бюджет МВД России, будучи целевым фондом денежных средств, выступает материальновещественным содержанием такого звена бюджетной системы государства, как федеральный и местные бюджеты МВД России. Исходя из вышесказанного, можно предложить принципиально новую схему, которая наглядно покажет не только структуру бюджета МВД России, но и его место в бюджетной системе РФ.

Бюджет МВД России представляет собой составную часть консолидированного бюджета РФ, который является сводом бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Необходимо отметить, что представленная схема с 1 января 2012 г. должна существенно измениться. В Указе Президента № 1468 от 24 декабря 2009 г. сказано, что финансирование милиции общественной безопасности должно осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета9.

Более детально бюджет МВД России можно рассматривать как часть бюджетов (федерального, региональных, местных), выделяемую органами власти и местного самоуправления в законодательном порядке на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В разрезе статей бюджетной классификации бюджет МВД России включает расходы органов внутренних дел и внутренних войск.

Необходимо отметить, что сегодня нет единого мнения по поводу правомерности употребления термина «федеральный бюджет МВД России» или «бюджет МВД России». Так, например, Г.Б. Поляк пишет: «Бюджетные учреждения и организации получают средства на свое содержание из бюджетов на основании финансовых документов, называемых сметами»10. Однако в статьях начальника Финансово-экономического департамента МВД России генерал-лейтенанта милиции С.Н. Перовой многократно употребляется термин «федеральный бюджет МВД России»11. В комментариях к Бюджетному кодексу Российской Федерации указано, что ассигнования осуществляются на основании бюджетной сметы соответствующего бюджетного учреждения12. В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано следующее определение бюджетной сметы: «Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения»13. На наш взгляд, данное определение не отражает всей полноты бюджетных правоотношений, субъектом которых является МВД России, поэтому целесообразно использовать термин «бюджет МВД России».

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Рис. 1. Формирование бюджета МВД России и его место в бюджетной системе страны

МВД России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции, имеет федеральный бюджет МВД России, который является составной частью федерального бюджета Российской Федерации. Следовательно, федеральный бюджет МВД России в структуре федерального бюджета Российской Федерации представляет собой финансовый план на текущий год и перспективный план на три года по осуществлению правоохранительной деятельности и национальной безопасности, принимается как федеральный закон и обязателен для исполнения14. В соответствии с действующим законодательством финансирование МВД России осуществляется из федерального бюджета. За счет региональных и местных бюджетов содержатся патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные милиции, дорожнопатрульная служба ГИБДД, подразделения по делам несовершеннолетних, медицинские вытрезвители и другие подразделения милиции общественной безопасности.

Финансирование правоохранительной деятельности осуществляется в меньших размерах по сравнению с расходами государства на национальную оборону15. Приведем данные о помесячном исполнении расходов федерального бюджета РФ в 2008 г.16 на национальную оборону и правоохранительную деятельность (в млрд. рублей).

На национальную оборону израсходовано 1031,6 млрд. рублей, по месяцам: 22,5 (I), 71,6 (II),

77,1 (III), 97,4 (IV), 71,5 (V), 72,1 (VI), 80,5 (VII), 60,7 (VIII), 60,7 (IX), 82,2 (X), 78,6 (XI), 261,2 (XII). Экономия/перерасход: — 4,5 млрд. рублей.

На Вооруженные Силы РФ израсходовано 748,9 млрд. рублей, по месяцам: 20,0 (I), 61,7 (II), 57,5 (III), 75,5 (IV), 51,7 (V), 60,5 (VI), 59,8 (VII), 50,5 (VIII), 51,9 (IX), 62,5 (X), 55,0 (XI), 166,9 (XII). Экономия/ перерасход: — 24,6 млрд. рублей.

Мобилизационная и вневойсковая подготовка — 5,0 млрд. рублей, по месяцам: 0,0 (I), 0,6 (II), 0,2 (III), 0,2 (IV), 0,2 (V), 1,3 (VI), 0,2 (VII), 0,1 (VIII), 0,2 (IX), 0,2 (X), 0,3 (XI), 1,0 (XII). Экономия/перерасход: + 0,5 млрд. рублей.

Мобилизационная подготовка экономики — 3,5 млрд. рублей, по месяцам: 0,0 (I), 0,5 (II), 0,7

(III), 1,0 (IV), 1,3 (V), 0,1 (VI), 0,2 (VII), 0,1 (VIII), 0,1 (IX), 0,2 (X), 0,1 (XI), 0,3 (XII). Экономия/перерасход:

— 1,1 млрд. рублей.

Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности — 0,6 млрд. рублей, по месяцам: 0,0 (I), 0,0 (II), 0,1 (III), 0,0 (IV), 0,0 (V), 0,0 (VI), 0,0 (VII), 0,0 (VIII), 0,0 (IX), 0,0 (X), 0,1 (XI), 0,2 (XII). Экономия/перерасход: + 0,2 млрд. рублей.

Ядерно-оружейный комплекс — 17,1 млрд. рублей, по месяцам: 0,8 (I), 0,0 (II), 8,9 (III), 1,6 (IV), 0,0 (V),

0,0 (VI), 2,3 (VII), 0,1 (VIII), 0,0 (IX), 0,2 (X), 1,6 (XI), 2,4 (XII). Экономия/перерасход: — 0,8 млрд. рублей.

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества — 3,9 млрд. рублей, по месяцам: 0,8 (I), 1,0 (II), 0,0 (III), 0,0 (IV), 0,0 (V), 0,6 (VI), 0,1 (VII), 0,1 (VIII), 0,1 (IX), 0,0 (X), 0,6 (XI), 0,6 (XII). Экономия/перерасход: + 0,9 млрд. рублей.

Прикладные научные исследования в области национальной обороны — 133,3 млрд. рублей, по месяцам: 0,6 (I), 8,2 (II), 7,2 (III), 14,2 (IV), 6,9 (V), 6,2 (VI), 9,2 (VII), 3,9 (VIII), 4,4 (IX), 4,9 (X), 5,7 (XI), 50,6 (XII). Экономия/перерасход: + 11,3 млрд. рублей.

Другие вопросы в области национальной обороны — 119,2 млрд. рублей, по месяцам: 0,2 (I), 0,6 (II), 2,6 (III), 4,9 (IV), 11,3 (V), 3,4 (VI), 8,7 (VII), 5,9 (VIII), 4,1 (IX), 14,2 (X), 15,2 (XI), 39,2 (XII). Экономия/ перерасход: + 8,9 млрд. рублей.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 829,4 млрд. рублей, по месяцам: 27,9 (I), 53,8 (II), 62,1 (III), 66,9 (IV), 61,9 (V), 68,8 (VI), 66,0 (VII), 60,3 (VIII), 65,9 (IX), 71,1 (X),

75.9 (XI), 137,0 (XII). Экономия/перерасход: + 12,1 млрд. рублей.

Правоохранительные органы — 243,5 млрд. рублей, по месяцам: 15,6 (I), 21,2 (II), 26,4 (III), 28,3

(IV), 28,1 (V), 28,1 (VI), 29,6 (VII), 21,3 (VIII), 27,1 (IX), 21,8 (X), 28,1 (XI), 61,7 (XII). Экономия/перерасход:

— 39,8 млрд. рублей.

Внутренние войска — 55,0 млрд. рублей, по месяцам: 1,3 (I), 2,5 (II), 3,8 (III), 4,0 (IV), 4,4 (V), 4,8 (VI), 4,5 (VII), 4,1 (VIII), 4,7 (IX), 4,4 (X), 5,1 (XI), 10,4 (XII). Экономия/перерасход: + 1,0 млрд. рублей.

Органы безопасности — 146,4 млрд. рублей, по месяцам: 5,1 (I), 9,4 (II), 11,0 (III), 11,2 (IV), 10,4

(V), 11,9 (VI), 12,3 (VII), 10,3 (VIII), 10,2 (IX), 12,8 (X), 13,3 (XI), 26,2 (XII). Экономия/перерасход: + 2,3 млрд. рублей.

Органы пограничной службы — 68,4 млрд. рублей, по месяцам: 1,7 (I), 4,2 (II), 4,2 (III), 4,8 (IV),

4.9 (V), 5,1 (VI), 5,7 (VII), 5,0 (VIII), 4,6 (IX), 6,3 (X), 5,0 (XI), 11,9 (XII). Экономия/перерасход: + 5,0 млрд. рублей.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона — 47,8 млрд. рублей, по месяцам: 1,6 (I), 2,2 (II), 5,2 (III), 5,0 (IV), 3,3 (V), 3,1 (VI), 3,5 (VII), 3,1 (VIII), 3,6 (IX), 3,8 (X), 3,9 (XI), 10,2 (XII). Экономия/перерасход: — 0,7 млрд. рублей.

Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности — 6,7 млрд. рублей, по месяцам: 0,2 (I), 0,4 (II), 0,4 (III), 0,5 (IV), 0,4 (V), 0,5 (VI), 0,6 (VII), 0,4 (VIII), 0,5 (IX), 0,6 (X), 0,6 (XI), 1,6 (XII). Экономия/перерасход: — 0,0 млрд. рублей.

Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности —

5.9 млрд. рублей, по месяцам: 0,2 (I), 0,2 (II), 0,2 (III), 0,8 (IV), 0,4 (V), 0,3 (VI), 0,3 (VII), 0,2 (VIII), 0,3 (IX),

0,2 (X), 1,1 (XI), 0,5 (XII). Экономия/перерасход: + 1,2 млрд. рублей.

На основании этих данных можно сделать вывод, что в федеральном бюджете на 2008 г. на национальную оборону было выделено 1031,6 млрд. рублей, в то время как на национальную безопасность и правоохранительную деятельность — 829,4 млрд. рублей, что на 19,6% меньше. Более того, если проанализировать помесячные ассигнования федерального бюджета по указанным статьям расходов, то с учетом экономии или перерасхода получится, что на национальную оборону и правоохранительную деятельность в 2008 г. выделено 817,3 млрд. рублей, а на национальную оборону

1036,1 млрд. рублей. Превышение по факту исполнения бюджета составляет уже 21%.

Основная часть бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета в 2008 г. на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, приходится на органы внутренних дел (см. табл.1). С учетом дополнительного финансирования, ассигнования на органы внутренних дел в 2008 г. составили 337,3 млрд. рублей, что составляет 41,3% от расходов федерального бюджета на национальную оборону и правоохранительную деятельность. Расходы на внутренние войска составили 6,6%, а расходы на органы пограничной службы — 8,2%.

Представленные данные показывают еще одну особенность формирования бюджета МВД России. Очевидно, что тенденция сдвига расходов на последний месяц года в 2008 г. стала более выраженной. Неравномерность ассигнований оказывает негативное влияние на правоохранительную деятельность, боеспособность войск, жизнедеятельность военнослужащих и сотрудников милиции, а также на всю военную экономику страны в целом.

В настоящее время система МВД России занимает второе место по численности личного состава (сотрудников и военнослужащих) среди силовых структур (даже с учетом включения с 1 июля 2003 г. численности бывшей Федеральной службы налоговой полиции в систему МВД России)19.

Учреждения силовых ведомств, являясь бюджетными учреждениями, финансируются как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, на основании утвержденной сметы доходов и расходов — документа, определяющего объем, целевое направление, а также распределение бюджетных и внебюджетных ассигнований на расходы учреждения. Обязанность отражения доходов в сметах предусмотрена п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, другие доходы,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Таблица 1

Исполнение расходов федерального бюджета РФ в 2008 году на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, млрд. рублей

Наименование расходов Предусмотрено федеральным бюджетом на 2008 г.1 Федеральный бюджет с изменениями на 2008 г.2 Исполнение федерального бюджета на 2008 г. Эконо мия (+) перера сход (-)

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 772,2 829,4 817,3 +12,1

Органы внутренних дел 206 243,5 337,3 -93,8

Внутренние войска 51,6 55,0 54 +1

Органы безопасности 137,4 146,4 144,1 +2,3

Органы пограничной службы 65,1 68,4 63,4 +5

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона 45,0 47,8 48,5 -0,7

Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности 6,7 6,7 6,7 0

Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности 4,8 5,9 4,7 +1,2

1 Собрание законодательства РФ 30.07.2007 № 31, ст. 3995, О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федер. Закон № 198-ФЗ принят Госдумой 6 июля 2007 года Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007)

2 Собрание законодательства РФ 10.11.2008 О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»: Федер. Закон № 193-ФЗ принят Госдумой 23 октября 2008 г.

получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Как определено ст. 221 Бюджетного кодекса РФ, смета доходов и расходов составляется и представляется на утверждение главного распорядителя в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях.

Стоит отметить, что с 1 января 2008 г. согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ20 в Бюджетный кодекс РФ, изменилось содержание сметы. Начиная с указанной даты, она называется бюджетной сметой. Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения. Кроме того, показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств21.

Наличие и существование в бюджетной системе страны такого специфического звена, как бюджет МВД России, определяется, во-первых, функциями и задачами государства по обеспечению правоохранительной деятельности, во-вторых, необходимостью распределения ресурсов, направляемых в сферу правоохранительной деятельности страны, с помощью образования и использования фондов денежных средств на всех уровнях бюджетной системы (федеральном, региональном, местном). Действительно, обеспечение правопорядка и безопасности государства требует затрат материальных и трудовых ресурсов, которые должны способствовать бюджетному обеспечению деятельности

подразделений МВД России. Однако в условиях сохранения высоких рисков продолжения глобального экономического кризиса непременной предпосылкой достаточного бюджетного обеспечения МВД России для выполнения задач в сфере правоохранительной деятельности страны выступает образование и использование соответствующих фондов денежных средств (бюджетных и внебюджетных). И именно при наличии этих фондов денежных средств осуществляется бюджетное обеспечение правоохранительной деятельности.

Материально-вещественным воплощением бюджетного обеспечения выступает бюджет МВД России как определенный фонд денежных средств целевого назначения. При этом целевое направление и использование бюджетных средств определено Бюджетным кодексом РФ, а в ст. 20 и 21 приведены функциональная и экономическая классификация доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, источники внутреннего финансирования и ведомственная классификация расходов федерального бюджета. Вопросы создания и использования денежных фондов регулируются нормами публичного права. В то же время постатейное содержание бюджета МВД России составляют специфические финансовые отношения, которые охватывают:

— отношения между обществом и системой МВД России по поводу образования общего фонда денежных средств на финансирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

— отношения между государством в лице его различных органов и входящими в систему МВД России предприятиями, организациями и учреждениями (далее — подразделениями) по расчетам с бюджетом и налогами;

— отношения между самими подразделениями системы МВД, а также с предприятиями, организациями и учреждениями народного хозяйства различных форм собственности, осуществляющими государственный заказ, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для осуществления оперативно-служебной деятельности.

В заключение можно сделать вывод, что посредством бюджета МВД России осуществляется распределение и перераспределение бюджетных средств, определенных бюджетными сметами подразделений органов внутренних дел. Это, в свою очередь, формирует бюджетное обеспечение подразделений МВД России и необходимо для выполнения оперативно-служебных задач, в т.ч. для денежного, путевого, вещевого и продовольственного обеспечения личного состава подразделений системы МВД России, а также для других нужд. Следует подчеркнуть, что понятие «бюджетного обеспечения» подразделений системы МВД России существенно отличается от понятия «финансирование» подразделений системы МВД России. Во-первых, понятие «бюджетное обеспечение» указывает на бюджетный источник поступления средств. Во-вторых, данное понятие определяет соотношение ассигнований на правоохранительную деятельность и результатов, полученных от их использования. В-третьих, может служить основой для разработки концепции бюджетного обеспечения МВД России, ориентированного на результат.

Список литературы

1. Бюджетное право : учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. — М.: Инфра-М, 2009. — 260 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Инфра-М, 2009. — 900 с.

3. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманов, Е.М. Ашмарина / под ред. Е.Ю. Грачевой. — М.: Проспект, 2009.

4. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева и др.; науч. ред. Е.Т. Гайдар. — М.: Проспект, 2010. — 656 с.

5. Общая теория финансов : учебник / Под ред. Л.А. Доброзиной. — М.: Проспект, 1995. — 689 с.

6. Опальский, Л. П., Титов, Е. В., Щербина, Л. П. Бюджетное финансирование в МВД России: история и современность : монография. — М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. - 124 с.

7. Перова, С. Н. О проекте федерального бюджета МВД России на 2008 год и на среднесрочную перспективу / / Экономический вестник МВД России.- 2007. — № 8. — С. 4.

8. Перова, С. Н. Финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России / / Экономический вестник МВД России. — 2007. — № 12. — С. 12.

9. Перова, С. Н. Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России. — 2009. — № 3. — С. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Платцева, О. Особенности составления сметы доходов и расходов в органах МВД РФ // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2007. — № 12. — Декабрь.

11. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. — М.: Инфра-М, 1995. — 386 с.

Literature

1. Budget Law / Ed. G.B. Polyak. — Moscow, 2009.

2. Budget Code of Russian Federation. — Moscow, 2009.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

3. Commentary on Budget Code of Russian Federation / L.L. Arzumanov, E.M. Ashmarina / Ed. E.Y. Grachyova. — Moscow, 2009.

4. Crisis economy of modern Russia: tendencies and perspectives / A. Abramov, E. Apevalova, E. Astaphieva and others; ed. E.T. Gaidar. — Moscow, 2010.

5. General theory of finances / ed. L.A.Dobrozina. — Moscow, 1995.

6. Opalsky, A. P., Titov, E. V., Sherbina, A. P. Budget financing in MIA of Russia: History and our time.

— Moscow, 2005.

7. Perova, S. N. On the project of Federal Budget of MIA of Russia for 2008 and middle term // Economic bulletin of MIA of Russia. — 2007. — № 8.

8. Perova, S. N. Financial provision of bodies of internal affairs and internal troops of MIA of Russia / / Economic bulletin of MIA of Russia. — 2007. — № 12.

9. Perova, S. N. Financial provision of MIA of Russia // Economic bulletin of MIA of Russia. — 2007.

- № 3.

10. Platsceva, O. Peculiarities of provisional estimations of income and expenditures in bodies of MIA of Russia / / Security, defense and law enforcement agencies: accounting and taxation. — 2007. — № 12.

11. Financial Law / ed. N.I. Khimicheva. — Moscow, 1995.

1 Собрание законодательства РФ. 30.04.2007 № 18, ст. 2117, Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2009) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.04.2007)

2 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 — 2012 годах» // Парламентская газета, № 28, 29.05.2009.

3 Собрание законодательства РФ 03.08.1998 № 31, ст. 3823, Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3 (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 27.12.2009).

4 Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Доброзиной. М.: Проспект, 1995. С.57; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.П. Химичева. М.: «Пнфра-М» 1995. С. 140.

5 Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева и др.; науч. ред. Е.Т. Гайдар. — М.: Проспект, 2010. 656 с.

6 Там же: С. 588.

7 Ст.6 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 2009.

8 Там же: ст.6.

9 Собрание законодательства РФ 28.12.2009 № 52 (1 ч.), ст. 6536 Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

10 См.: Бюджетное право: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.Б. Поляка. М., 2009. С. 184.

11 См.: С.Н. Перова Финансово-экономическое обеспечение МВД России // Экономический вестник МВД России № 3, 2009.; С.Н. Перова О проекте федерального бюджета МВД России на 2008 год и на среднесрочную перспективу / / Экономический вестник МВД России № 8, 2007; С.Н. Перова Финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России / / Экономический вестник МВД России № 12, 2007.

12 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманов, Е.М. Ашмарина под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2009. С. 161

13 Ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. М., 2009.

14 Собрание законодательства РФ 01.12.2008 № 48, ст. 5499; С3 РФ 01.12.2008 № 48 (прил. ч. 1) (прил. 1-6); С3 РФ 01.12.2008 № 48 (прил. ч. 2) (прил. 9); С3 РФ 01.12.2008 № 48 (прил. ч. 3) (прил. 12, 15, 18, 19, 21-24). Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-Ф3 «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (принят ГД ФС РФ 31.10.2008).

15 Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева и др.; науч. ред. Е.Т. Гайдар. М.: Проспект, 2010. — 656 с.

16 О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»: Федер. 3акон № 193-Ф3 принят Госдумой 23 октября 2008 г.

17 Собрание законодательства РФ 30.07.2007 № 31, ст. 3995, О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федер. 3акон № 198-Ф3 принят Госдумой 6 июля 2007 года Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-Ф3 (ред. от 08.11.2008) «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принят ГД ФС РФ 06.07.2007)

18 Собрание законодательства РФ 10.11.2008 О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»: Федер. 3акон № 193-Ф3 принят Госдумой 23 октября 2008 г.

19 Опальский А.П., Титов Е.В., Щербина А.П. Бюджетное финансирование в МВД России: история и современность: Монография. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. 124 с.

20 Собрание законодательства РФ 30.04.2007 № 18, ст. 2117 Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-Ф3 (ред. от 27.12.2009) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.04.2007).

21 О. Платцева, Особенности составления сметы доходов и расходов в органах МВД РФ / / Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, № 12, декабрь 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.