Научная статья на тему 'Бюджетно - налоговое регулирование в ресурсозависимой экономике РФ'

Бюджетно - налоговое регулирование в ресурсозависимой экономике РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТНО НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА / ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ / STATE FINANCES / BUDGET TAX POLICY / BUDGET SURPLUS / FINANCIAL MEANS / STATE EXTERNAL AND INTERNAL DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эдилсултанова Ляля Ахмедовна, Махмудова Танзила Хасановна

Статья исследует проблему, связанную с формированием и совершенствованием механизмов бюджетной и налоговой политики, направленных на достижение устойчивого развития экономики, что требует разработки действенной системы управления экономикой. Автор статьи отмечает, что эффективность бюджетно-налоговых механизмов связан с ориентацией деятельности хозяйствующих субъектов на результат, укрепление финансовой самостоятельности и устойчивое развитие экономики, что должно обеспечиваться наличием собственной доходной базы. Автор статьи делает заключение о том, что наряду с регулированием государственного бюджета, доходов и расходов государства, осуществляются меры, направленные на достижение стабильности деятельности всех сфер экономики, создание бездефицитного бюджета и стимулирования производства, инвестиционного и инновационного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY - TAX REGULATION IN THE RESOURCE-DEPENDENT ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article investigates the problem connected with the formation and improvement of mechanisms of budget and tax policy aimed at achieving sustainable development of the economy, which requires the development of an effective system of economic management. The author of the article notes that the effectiveness of budgetary and tax mechanisms is connected with the orientation of business entities to the result, strengthening of financial independence and sustainable development of the economy, which must be provided by the availability of its own revenue base. The author of the article makes a conclusion that along with regulation of the state budget, incomes and expenses of the state, measures directed on achievement of stability of activity of all spheres of economy, creation of the deficit-free budget and stimulation of manufacture, investment and innovative processes are carried out.

Текст научной работы на тему «Бюджетно - налоговое регулирование в ресурсозависимой экономике РФ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020

БЮДЖЕТНО - НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСУРСОЗАВИСИМОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ

BUDGETARY - TAX REGULATION IN THE RESOURCE-DEPENDENT ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 33.336.2

Эдилсултанова Ляля Ахмедовна, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, АХД и аудит» Института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (Россия, г. Грозный) Махмудова Танзила Хасановна, магистрант 2 курса магистратуры Института экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (Россия, г. Грозный) Edilsultanova Lala Akhmedovna, piter_1968@bk.ru Makhmudova Tanzila Khasanovna, piter_1968@bk.ru

Аннотация

Статья исследует проблему, связанную с формированием и совершенствованием механизмов бюджетной и налоговой политики, направленных на достижение устойчивого развития экономики, что требует разработки действенной системы управления экономикой. Автор статьи отмечает, что эффективность бюджетно-налоговых механизмов связан с ориентацией деятельности хозяйствующих субъектов на результат, укрепление финансовой самостоятельности и устойчивое развитие экономики, что должно обеспечиваться наличием собственной доходной базы. Автор статьи делает заключение о том, что наряду с регулированием государственного бюджета, доходов и расходов государства, осуществляются меры, направленные на достижение стабильности деятельности всех сфер

экономики, создание бездефицитного бюджета и стимулирования производства, инвестиционного и инновационного процессов.

Annotation

The article investigates the problem connected with the formation and improvement of mechanisms of budget and tax policy aimed at achieving sustainable development of the economy, which requires the development of an effective system of economic management. The author of the article notes that the effectiveness of budgetary and tax mechanisms is connected with the orientation of business entities to the result, strengthening of financial independence and sustainable development of the economy, which must be provided by the availability of its own revenue base. The author of the article makes a conclusion that along with regulation of the state budget, incomes and expenses of the state, measures directed on achievement of stability of activity of all spheres of economy, creation of the deficit-free budget and stimulation of manufacture, investment and innovative processes are carried out.

Ключевые слова: государственные финансы, бюджетно - налоговая политика, профицит бюджета, финансовые средства, государственный внешний и внутренний долг.

Keywords: state finances, budget - tax policy, budget surplus, financial means, state external and internal debt.

Государственные финансы являются основным средством регулирования экономики, они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

В рыночной системе хозяйствования именно государственный бюджет обеспечивает финансами осуществление функций государства и в тоже время является главным механизмом регулирования воздействия государства на экономику страны.

Федеральный бюджет, который включает в себя бюджеты всех уровней, составляет основу бюджетной системы и мобилизует финансовые средства,

необходимые для последующего их перераспределения и использования в соответствии с общегосударственными задачами в области экономической и социальной политики на территории нашей страны.

Более того финансовые средства федерального бюджета расходуются на такие цели, как содержание государственного аппарата, обслуживание государственного долга, осуществление мероприятий в области обороны страны, создание и пополнение государственных резервов, фондов и т.д.

В целом федеральный бюджет должен выступать как бюджет не центра, а всей страны, обязан работать на сохранение ее целостности и обеспечение всем своим гражданам определенных и равных социальных гарантий.

Государственный бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики и составление проекта бюджета, утверждение и исполнение закона о бюджете законодательно закреплено в Бюджетном кодексе РФ, вступившем в действие с 1 января 2000 г. Бюджет РФ реализует задачи по созданию условий для повышения уровня жизни населения и развития экономики на основе определения объективного уровня налоговой нагрузки, стимулирования предпринимательства [1].

Бюджетно - налоговая политика России в качестве основного вопроса выдвигает финансовые взаимоотношения Федерального центра и субъектов РФ.

Консолидированный бюджет включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований Только в 2018 году России удалось довести объем ВВП России в текущих ценах до 103 трлн. 626,6 млрд. рублей, что больше уровня 2017 года на 2.3%. Несмотря на то, что бюджетом на 2018 год был предусмотрен дефицит в размере 1,3% ВВП, все же бюджет РФ был исполнен с профицитом, то есть доходы превысили расходы на 2,7% ВВП.

Доля средств, ежегодно перераспределяемая через бюджет, в валовом внутреннем продукте России за последние годы имела тенденцию к

увеличению, так в 1999 году она составляла 26,7%, в 2000 году 31,1% и уже с начала 2005 года закрепилась на среднем уровне в 40%.

Мировой финансовый кризис вызвал резкое снижение данного показателя в 2009 году. Для сравнения отметим, что в США объем ВВП, перераспределяемый через бюджет в 2007 г. составлял 34%, в Финляндии 56% и в Швеции 63%.

Для создания эффективной бюджетной политики первоначально необходимо ответить на ключевые вопросы об уровне и содержании государственных расходов и доходов.

Выстраивая бюджетную политику изначально государство должно определить, каких результатов оно стремится достичь и только потом, сколько средств для этого необходимо.

Только в этом случае возникает возможность создания эффективной системы мобилизации доходов, рационализации расходов и становится осмысленной связь между доходами и расходами.

Следует отметить, что с начала 2000 г. в России начала проводиться политика профицита федерального и консолидированного бюджета, что объясняется, во-первых, необходимостью ограничения темпов инфляции; во-вторых, созданием специальных резервных фондов на случай нового дефолта или ухудшения конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей; в-третьих, позицией власти по ускоренному погашению внешней задолженности.

В 2018 году достигнуто превышение доходов бюджета над расходами на 3,036 трлн. рублей, то есть получено положительное сальдо. Доходы консолидированного бюджета составили 36,9 трлн. рублей, а расходы — 33,88 трлн. рублей.

В соответствии с выбранным курсом экономических преобразований в 2004 году был создан специальный Стабилизационный фонд. В соответствии с федеральным законодательством создание Стабилизационного фонда было

связано с необходимостью обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

Он формировался за счет увеличения реальной цены нефти марки Юралс выше базовой, устанавливаемой по предложению правительства. На протяжении времени своего функционирования этот фонд сосредоточил в себе крупные финансовые вливания.

Средства Стабилизационного фонда 30 января 2008 года по приказу Минфина России были переведены в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, объем которых составлял 3851,8 млрд. руб. или 157,38 млрд. долл.

В качестве дополнительных источников финансовых поступлений Резервного фонда стали также доходы бюджета от добычи и экспорта газа. Фонд национального благосостояния аккумулируя в себе в определенном размере средства федерального бюджета, обеспечивает решение проблемы пенсионного обеспечения на основе укрепления механизма налоговой системы.

В общей сумме расходов федерального бюджета значительную долю занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внешнего и внутреннего долга.

Фактически наличие госдолга, означает, что государство выступает заемщиком финансовых средств как у предприятий и банков или у другого государства или международных организаций, так и у населения, в целях покрытия дефицита бюджета или же для выполнения в полном объеме взятых на себя обязательств по управлению страной.

В последние годы политика государственной власти направлена на снижение внешнего государственного долга.

Внешний долг России в 2018 году составил 453,7 миллиарда долларов, что меньше уровня 2017 года 64,4 млрд. долларов или на 12,4%.

Сложившаяся экономическая ситуация подтвердила правильность курса государственной власти, направленного на создание специальных финансовых фондов.

Стабилизационный фонд, а затем Резервный фонд обеспечили своевременное и равномерное решение проблемы погашения внешнего долга и одновременно создали возможности для соблюдения устойчивости выполнения социальных обязательств в условиях серьезного экономического спада и дефицита федерального бюджета.

Как правило, рост доходов бюджета Российской Федерации связан с формированием эффективной системы налогообложения [4].

Как известно, налог характеризует собой обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в размерах, порядке и на условиях соответствующих действующему законодательству.

Начиная с 2000 г. началась модернизация российского налогового законодательства, направленная на оптимизацию налоговой системы. Построение эффективной налоговый системы является важнейшей задачей государственной власти на данный момент. Такая налоговая система призвана формировать адекватный уровень доходов бюджетной системы и более того должна являться действенным инструментом государственного регулирования национальной экономики [2].

Более того современная государственная политика должна быть направлена на построение эффективной бюджетной политики, которая способствовала бы модернизации и техническому обновлению российской экономики, и более того создавала бы источники повышения ее конкурентоспособности.

Для этого необходимо проводить качественный государственный финансовый контроль за исполнением бюджета [3].

Четко налаженный, профессионально осуществляемый государственный контроль исполнения бюджета, направлен на обеспечение

дисциплины взаиморасчетов и совершенствование системы государственного

управления.

Список литературы

1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.: ИТК "Дашков и К0", 2013. - 486с.

2. Морозов А.А. Налоговая система и законодательное регулирование налогообложения. М.: Знание, 2006

3. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2014.-382с.

1. 4.Махмудова О.Х., Махмудова Т.Х. Пути совершенствования налоговой системы РФ (Научная статья): Международная научно-практическая конференция, «Общество науки и творчества», Международный научный журнал «Science Nime», г. Казань, Февраль, 2016.

References

1. Alexandrov I. M. the Budget system of the Russian Federation: Textbook. - M.: ITK "Dashkov and K0", 2013. - 486s.

2. Morozov A. A. Tax system and legislative regulation of taxation. Moscow: Znanie, 2006

3. shamkhalov F. I. State and economy: fundamentals of interaction. - Moscow: Economics, 2014. - 382s.

4. Makhmudova O. Kh., Makhmudova T. Kh. Ways to improve the tax system of the Russian Federation (Scientific article): International scientific and practical conference, "Society of science and creativity", international scientific journal "Science Nime", Kazan, February, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.