Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговая политика России: от реальности к перспективам'

Бюджетно-налоговая политика России: от реальности к перспективам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4534
726
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / РИСКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / FISCAL POLICY / RISKS / EFFICIENCY / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедкова Елена Геннадьевна, Коростелкина Ирина Алексеевна, Бадасян Артём Артурович

Современное государственное регулирование характеризуется недостаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, к числу которых относятся бюджетно-налоговые инструменты. В статье авторами рассмотрены проблемы реализации бюджетно-налоговой политики России и перспективы ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дедкова Елена Геннадьевна, Коростелкина Ирина Алексеевна, Бадасян Артём Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISCAL POLICY OF RUSSIA: FROM REALITY TO PROSPECTS

Modern state regulation is characterized by insufficiently effective use of macroeconomic regulators, which include fiscal instruments. In the article the authors consider the problems of implementation of the fiscal policy of Russia and the prospects for its improvement.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговая политика России: от реальности к перспективам»

Дедкова Е. Г., Коростелкина И. А., Бадасян А. А. Бюджетно-налоговая политика России: от реальности к перспективам // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 84-89.

Dedkova E. G., Korostelkina I. A., Badasyan A. A. Fiscal policy of Russia: from reality to prospects. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 84-89. (In Russ.).

УДК 336.02

Е. Г. Дедкова, И. А. Коростелкина, А. А. Бадасян

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орел, Россия

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ОТ РЕАЛЬНОСТИ К ПЕРСПЕКТИВАМ

Дедкова Елена Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета.

E-mail: sirena-85@mail. ru

Коростелкина Ирина Алексеевна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета.

E-mail: cakyra_04@mail. ru

Бадасян Артём Артурович - студент магистратуры направления «Экономика».

E-mail: artem. badasyan@mail. ru

Современное государственное регулирование характеризуется недостаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, к числу которых относятся бюджетно-налоговые инструменты. В статье авторами рассмотрены проблемы реализации бюджетно-налоговой политики России и перспективы ее совершенствования.

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, риски, эффективность, налоговая система.

E. G. Dedkova, I. A. Korostelina, A. A. Badasyan

Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia

FISCAL POLICY OF RUSSIA: FROM REALITY TO PROSPECTS

Dedkova Elena G. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economy, Finance and Accounting.

E-mail: sirena-85@mail. ru

Korostelkina Irina A. - Doctor of Economic Sciences, Professor at the Department of Economy, Finance and Accounting.

E-mail: cakyra_04@mail. ru

Badasyan Artem A. - Student of Master's Programme "Economics".

E-mail: artem. badasyan@mail. ru

Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук МК-404.2018.6 на тему «Налоговое стимулирование несырьевого экспорта в России».

© Дедкова Е. Г., Коростелкина И. А., Бадасян А. А., 2018

Modem state regulation is characterized by insufficiently effective use of macroeconomic regulators, which include fiscal instruments. In the article the authors consider the problems of implementation of the fiscal policy of Russia and the prospects for its improvement.

Key words: fiscal policy, risks, efficiency, tax system.

Мировой опыт государственного регулирования экономики показывает, что успешность социально-экономического развития конкретного государства определяется формированием и проведением бюджетно-налоговой политики, которую можно определить как комплекс государственных мер и регулирующих мероприятий, направленных на аккумуляцию бюджетных доходов и на эффективное их распределение на государственные расходы (на оборону, охрану правопорядка, информационные технологии, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, целевые программы и т. д.). В качестве основных элементов бюджетно-налоговой политики выступают бюджет, налоги и государство. Эффективность проведения бюджетно-налоговой политики определяется как оптимальным построением бюджетной и налоговой систем, так и сбалансированностью бюджета и правильным распределением пропорций накопления и расходования обобществленных средств в экономике.

Эффективность бюджетной системы проявляется в определении параметров доходной и расходной частей бюджета, а эффективность налоговой системы характеризуется наличием качественных механизмов аккумулирования налоговых доходов бюджета, учитывающих интересы всех участников налоговых отношений (экономических субъектов, государства).

Учитывая означенные вызовы и угрозы, основные задачи в области бюджетно-налоговой политики состоят в создании условий для обеспечения и поддержания стабильности макроэкономики, максимально возможном исполнении заявленных обязательств наиболее эффективным способом, в стимулировании устойчивого экономического роста посредством налогового и бюджетного механизмов [6].

Бюджетно-налоговая политика страны должна быть ориентирована в первую очередь на достижение такого состояния налоговой системы, при котором формируются устойчивость и стабильность всех ее составляющих, а также предусматривается способность защищать экономические интересы государства и противостоять внешним и внутренним угрозам, возможность реализации и развития налогового потенциала страны, эффективное использование конкурентных преимуществ налоговой системы в условиях глобализации [7].

Эффективная реализация бюджетно-налоговой политики может быть достигнута путем оптимального взаимодействия ее компонентов, а также интересов государства и налогоплательщиков. Бюджетно-налоговая политика не может быть стабильной в течение долгого периода. Это связано в первую очередь с тем, что если есть видоизменения на уровне экономики, то это обязательно приведет к изменениям в бюджетно-налоговой политике. Для достижения эффективного функционирования бюджетно-налоговой политики необходима ее адаптация к текущим обстоятельствам в экономике.

Основные положения бюджетно-налоговой политики РФ разрабатываются Министерством финансов России на предстоящий год и на плановый период двух последующих лет. Эти материалы используются при планировании федерального бюджета и подготовке проектов бюджетов субъектов Федерации, а также являются основой для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, обеспечивая прогнозируемость бюджетно-налоговой политики государства.

В последние годы в бюджетной политике РФ появлялись тенденции, которые свидетельствуют об отказе от следования правилам, характерным для стран с ресурсной экономикой. В настоящее время бюджетно-налоговая политика в России определена в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [5]. В текущей бюджетно-налоговой политике предусмотрены расширение ненефтедоходной базы (например, увеличение ставок на акцизы на алкоголь и табачные изделия) и сокращение неприоритетных направлений государственной поддержки. Помимо увеличения налогов, уплачиваемых физическими лицами, планируется увеличить налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор экономики [1].

Фактор ресурсной зависимости накладывает жесткие ограничения на бюджетно-налоговую политику: значительная доля доходов бюджета, формирующихся в нефтегазовом секторе, приводит к тому, что поступления в бюджет подвергаются непредсказуемым колебаниям (из-за изменения уровня мировых цен на энергоносители). Реализуемые государством мероприятия, направленные на нивелирование негативных последствий кризиса, привели к дисбалансу бюджетно-налоговой политики.

В структуре расходов бюджета расширенного правительства отмечается наращивание текущих затрат на финансирование пенсионной системы, а также расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Финансирование масштабных инфраструктурных проектов (Олимпиады 2014 г., саммита АТЭС 2012 г., Чемпионата мира по футболу 2018 г.) потребовало поиска новых источников доходов. Обозначенные обстоятельства усилили существующие риски неустойчивости бюджетной системы:

• перспектива дефицита федерального бюджета (даже в условиях роста мировых цен на энергоносители);

• отсутствие возможности существенно сократить заявленные социальные обязательства, а также возможный рост расходов, связанных с неблагоприятным демографическим трендом в условиях действующей системы социального обеспечения;

• повышение налоговой нагрузки на экономику (что является нежелательным), вероятность снижения налоговых доходов бюджета в среднесрочной перспективе и др.

На уровне субъектов РФ возможности формирования региональной налоговой политики ограничиваются разрешенными Налоговым кодексом Российской Федерации диапазонами изменения налоговых ставок и правом устанавливать налоговые льготы по региональным налогам, а также в отношении части налога на прибыль организаций, зачисляемой в их бюджеты. На местном уровне муниципальные власти могут изменять налоговые ставки в установленных пределах и конкретизировать льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

В 2017 г. активизировалась работа по совершенствованию налоговой системы России путем внесения изменений в налоговое законодательство в 2018 г., чтобы эти изменения начали действовать с 2019 г. Эта работа должна найти отражение в изменении налоговой политики страны на среднесрочную перспективу в целях обеспечения стабильности налоговой системы и обоснованной дифференциации налоговой нагрузки в отраслевом разрезе [4].

На 2018 г. основными направлениями бюджетной политики являются обеспечение макроэкономической стабильности посредством низкого уровня инфляции, долгосрочных процентных ставок и оптимальной налоговой системы, а также структурная трансформация экономики, направленная на улучшение условий предпринимательской деятельности, нейтрализацию теневого сектора, улучшение качества налогового администрирования. Экономические прогнозы предполагают возобновление мирового экономического роста,

а также сохранение финансово-экономических санкций. В этих условиях прогнозируется рост валового внутреннего продукта в 2018 г. на 1,5 %.

Действующая бюджетно-налоговая политика направлена на оперативное решение следующих задач:

• поддержку реального сектора экономики;

• развитие экономического стимулирования бизнеса;

• совершенствование контрольных процедур посредством внедрения рискориентиро-ванного подхода;

• повышение налоговой грамотности;

• повышение качества бюджетного планирования и т. д.

Бюджетная политика на следующие три года преследует цель завершить структурные преобразования экономики, чтобы она стала независимой от конъюнктурных колебаний цен на энергоносители, привлекательной для внешних и внутренних инвесторов, что создаст условия для устойчивого роста.

Базовые объемы бюджетного финансирования рассчитаны исходя из плана на 20172019 гг. Принятые за основу, они будут индексироваться на фактический уровень инфляции в соответствующий период. В 2017-2020 гг. принятая базовая цена на нефть марки «Юралс» равна 40 долл. за баррель. Лимит бюджетных расходов по годам определяется как сумма нефтегазовых доходов, прочих доходов и размера государственного долга.

Основные направления повышения эффективности бюджетной политики представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные направления повышения эффективности бюджетной политики

Доходы федерального бюджета в течение 2018-2020 гг. будут сокращаться из-за сохранения низких цен на нефть, уменьшения объемов добычи, истощения запасов. Изменится структура доходной части: снизится доля от экспорта углеводородов при увеличении доходов от других отраслей.

Бюджетно-налоговая политика на период с 2018 по 2020 г. стремится к цели завершить структурные преобразования экономики, сделав ее обособленной от конъюнктурных колебаний цен на энергоносители, а также привлекательной для внешних и внутренних инвесторов. Это, в свою очередь, создаст условия для устойчивого развития экономики.

Таким образом, в настоящее время существует значительный риск уменьшения расходов бюджета в связи с уменьшением бюджетных доходов. В рамках действующей бюд-

жетно-налоговой стратегии есть проблема сбалансированности доходов и расходов бюджета. Благоприятным вариантом является расширение инвестиционных расходов государства в экономической и социальной сфере, инфраструктурных проектах. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов определяют следующие приоритеты:

1) в области налогового администрирования:

• обеспечение роста собираемости налоговых платежей с одновременным снижением административной нагрузки на бизнес;

• формирование единой методологической и информационной платформы взаимодействия бизнеса, налоговых и таможенных органов, внебюджетных фондов и других государственных структур,

• расширение сферы влияния налоговых органов, в частности на прибыль контролируемых иностранных компаний, действие специальных налоговых режимов, применение льгот по косвенным налогам,

• введение институтов уточненных платежей и специальных авансовых взносов по имущественным налогам;

2) в области налогового регулирования деятельности экономических субъектов:

• привлечение капитала в частных бизнес,

• оптимизация системы субсидий, предоставляемых государственным компаниям,

• стимулирование инвестиционной деятельности,

• внедрение системы налогообложения на дополнительные доходы от добычи углеводородов;

3) в области проектного управления бюджетно-налоговой системой:

• внедрение проектных принципов в бюджетное планирование,

• внедрение мер, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств,

• развитие контрактной системы и механизма планирования закупок,

• совершенствование межбюджетных отношений посредством снижения федерального регулирования региональной налоговой базы, расширения бюджетной консолидации, создания единых условий софинансирования приоритетных региональных расходов.

Бюджетно-налоговая политика может обеспечить сбалансированность бюджета, снижая роль конъюнктурных доходов в текущих расходах и увеличивая возможности их использования для капитальных расходов с целью формирования базы для дальнейшего расширения получения структурных доходов бюджета. Следует усилить прогрессивность налогообложения доходов и имущества, повысить экологизацию системы налогообложения за счет увеличения роли платы за выбросы загрязнений и введения налога на углерод [3].

Таким образом, для реализации стратегии социально-экономического развития государства необходимо использовать инструменты макроэкономического регулирования, в том числе бюджетно-налоговую политику, эффективность которой направлена на обеспечение национальной безопасности, устойчивый экономический рост, создание конкурентных преимуществ для развития бизнеса, снижение рисков бюджетных дисбалансов.

Современная бюджетно-налоговая политика Росси должна быть в перспективе направлена на сокращение зависимости экономики и бюджета от динамики цен на нефть (необходимо перейти на принципы формирования «несырьевого» бюджета) и реализацию условий экономического роста на основе принципов межрегиональной и бюджетной инк-люзивности.

Библиографический список

1. Ажогина Н. Н. Особенности бюджетно-налоговой политики России на современном этапе [Электронный ресурс] // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 119-124. URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/osobennosti-byudzhetno-nalogovoy-politiki-rossii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 15.01.2018).

2. Аслаханова С. А., Эскиев М. А., Бексултанова А. И. Налоговая политика России и основные направления ее развития [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 462-465. URL: https://moluch.ru/archive/103/23468/ (дата обращения: 15.01.2018).

3. Дрожжина И. А. Направления увеличения доходной части местных бюджетов за счет налоговых поступлений // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 4 (219). С. 70-74.

4. Маслова И. А., Павлова Т. О. Научно-методические и нормативно-правовые аспекты учет-но-аналитического обеспечения социальной и отраслевой бюджетной поддержки // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 7. С. 26-32.

5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] / М-во финансов Рос. Федерации. М., 2017. URL: http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/site7/ONBNiTTP_v_GD_03.07.17.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

6. Перспективы бюджетно-налоговой политики РФ // webeconomy.ru: [сайт]. URL: http:// www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1014&type=news (дата обращения: 15.01.2018).

7. Тюкавкин Н. М. «Государственная» революция и приватизация в России [Электронный ресурс] // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3. С. 392-394. URL: http://www.auditfin.com/fin/ 2008/3/Tukavkin/Tukavkin%20.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.