КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО;
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС;
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
УДК: 342.3
ББК: 67.400
Ильин И.М
БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОССИЙСКОГО ПРАВОПОРЯДКА И ПЕРСПЕКТИВА ЕЁ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Ilyin I.M.
BUDGET AND FINANCIAL COMPONENT OF THE RUSSIAN LEGAL ORDER AND THE PROSPECT OF ITS CONSTITUTIONALIZATION
Ключевые слова: бюджетно-финансовая составляющая, правопорядок в бюджетно-финансовой сфере, закон о бюджете, конституционализация, конституционное правопони-мание.
Keywords: budgetary and financial component, legal order in the budgetary and financial sphere, budget law, constitutionalization, constitutional legal thinking.
Аннотация: в данной научной статье исследована бюджетно-финансовая составляющая российского правопорядка и перспектива её конституционализации. В связи с этим, с позиции теории конституционного правопользования охарактеризована финансовая система и финансово-бюджетные правоотношения в соответствующей этой теории проекции. В частности, отмечается, что между конституционно -правовым развитием демократических институтов и теоретической разработкой конституционных принципов бюджетно-финансовой деятельности усматривается постоянный процесс взаимодействия. При этом особая роль отводится Конституции РФ - учредительному документу, содержащему базовые нормативные положения бюджетно-финансовой сферы и специальную её конкретизацию. Далее - по тексту статьи отмечается, что производная от конституционных установлений конкретизация бюджетно-финансового законодательства возможна через бланкетные и отсылочные нормы. Подобные нормативные установления касаются процедуры принятия закона о бюджете и специфики бюджетного законодательного процесса.
С позиции конституционного правопонимания об эффективности принятого закона о бюджете как составной части механизма обеспечения конституционного правопользования можно утверждать только по мере его исполнения. В связи с этим особое внимание в статье также уделено конституционной проблематике, связанной с крайностью правовых разработок в области правового регулирования бюджетно-финансовых отношений и выраженных отступлений от требований Конституций РФ на практике. В заключительной части статьи констатируется, что продуктивная конституционализация правопорядка в бюджетно-финансовой сфере возможна вследствие вдумчивого и последовательного проведения соответствующих конституционных преобразований, связанных с развитием конституционных положений в законодательстве и текстуальной модификацией текста Конституции РФ.
Abstract: this scientific article examines the budgetary and financial component of the Russian legal order and the prospect of its constitutionalization. In this regard, from the position of the theory of constitutional legal use, the financial system and financial and budgetary legal relations are characterized in the projection corresponding to this theory. In particular, it is noted that there is a constant process of interaction between the constitutional and legal development of democratic institutions and the theoretical development of constitutional principles of budgetary and financial
activities. At the same time, a special role is assigned to the Constitution of the Russian Federation - a constituent document containing the basic regulations of the budgetary and financial sphere and its special specification. Further, according to the text of the article, it is noted that the specification of budget and financial legislation derived from constitutional provisions is possible through blank and reference norms. Such regulations relate to the procedure for adopting the budget law and the specifics of the budget legislative process. From the point of view of constitutional law, the effectiveness of the adopted law on the budget as an integral part of the mechanism for ensuring constitutional law use can only be approved as it is implemented. In this regard, the article also pays special attention to the constitutional issues related to the extreme legal developments in the field of legal regulation of budgetary and financial relations and expressed deviations from the requirements of the Constitutions of the Russian Federation in practice. In the final part of the article States that productive constitutionalization of law in the budgetary-financial sphere is possible as a result of thoughtful and consistent implementation of appropriate constitutional reforms related to the development of constitutional provisions in legislation and the textual modification of the text of the Constitution.
По справедливому утверждению С.А. Авакьяна «...все научные рассуждения о характере и социальной ценности Конституции целесообразно базировать на соответствующем познании ее духа, смысла.»1. В полной мере это относится к аргументированию конституционной регламентации бюджетных правоотношений в российской экономике.
Основные составляющие успешного развития бюджетно-финансовой сферы обусловлены совокупностью следующих факторов и условий:
- экономических и политических, обеспечивающих жизнедеятельность общества,
- существующего политико-правового режима в государстве.
При заданных факторах и условиях с учетом традиционно сложившихся в позити-вистки ориентированной науке финансового и бюджетного права предпосылок, констатация особой роли права в регулировании бюджетно-финансовых отношений получает во многом формальный характер. Недостаточно заявить о роли права как средстве уза-конивания основополагающих правил, регулирующих финансовую деятельность государства, но важно последовательно придерживаться принципа верховенства права как
1 Авакьян С.А. Свобода преподавания: конституционно-правовая интерпретация // Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. Отв. ред. Н.В. Витрук. М.: Российская академия правосудия, 2008. С. 13-18.
национальной Конституции РФ.
С позиции конституционного право-понимания, основополагающие принципы функционирования финансовой системы (напр., процедура разработки и принятия бюджета, межбюджетные отношения), правовые формы организации и деятельности государства в бюджетно-финансовой сфере устанавливаются основным законом страны.
Как гарант стабильности жизнедеятельности социума, Конституция РФ содержит базовые нормативные положения бюджетно-финансовой сферы и специальную конкретизацию данной сферы. Более того, посредством специальных норм отражаются особенности регулирования бюджетно-финансовых отношений.
Между тем, имеющиеся в юридической литературе ограничения отсылками к конституционным принципам, форме организации и механизму контроля над сбором и расходованием государственных средств дают очень мало в научном и практическом плане и должны быть отправной точкой для дальнейшего анализа структуры федеративной системы российского законодательства и юридической практики в бюджетно-финансовой сфере.
Между конституционно-правовым развитием демократических институтов и теоретической разработкой конституционных принципов бюджетно-финансовой деятельности усматривается постоянный процесс взаимодействия.
Первостепенное значение для анализа, на что следует обратить внимание, имеют
общие принципы верховенства Конституции и правового государства в бюджетно-финансовой сфере. Они предусматривают подчиненный характер публичной властной деятельности и предусматривают определенные правовые ограничения. Институциональную модификацию в бюджетно-финансовой сфере государства имеют конституционные принципы организации государственной власти, который определяют порядок образования органов государственной власти, их полномочия и тесную взаимосвязь.
Определяя компетенцию публичных органов власти, Конституция РФ одновременно содержит критерии разграничения полномочий между ними в бюджетно-финансовой сфере. На основе провозглашенных общих принципов государственного устройства Конституция РФ выверяет взаимодействие Правительства РФ с Парламентом РФ и остальных ор ганов государственной власти в области бюджетно-финансовых отношений.
Производная от конституционных установлений конкретизация бюджетно-финансового законодательства возможна через бланкетные и отсылочные нормы. В частности, подобные нормативные установления касаются процедуры принятия законов и специфики бюджетного законодательного процесса.
В большей степени специфика бюджетного законодательного процесса касается принятия основного финансового закона страны — бюджета, определяющего все государственные доходы и расходы. В основном, все стадии законодательного процесса данной деятельности, начиная с момента внесения законопроекта о бюджете в парламент и заканчивая процедурой его утверждения, подробно прописаны в Конституции. Это же мнение в юридической литературе разделяет Н.С. Крылова, которая отмечает, что конституционные положения содержат детализацию регулирования бюджетного процесса, начиная с установления требований к срокам внесения, рассмотрения и утверждения бюджета; к его форме и содержанию; порядку изменения закона; к участию парламентских комитетов в реше-
нии финансовых вопросов и др.1
На основе анализа норм Конституции РФ и конкретизирующего её положения кодифицированного акта - Бюджетного кодекса (ст.ст. 11, 184.1 БК РФ)2 можно констатировать, что принятие законопроекта о бюджете возможно в соответствующей правовой форме - самостоятельный единый нормативно-правовой акт, в которой сведены доходы и расходы. Существенное значение при этом имеют отраженные в нём принципы: сбалансированности бюджета, равновесия, полноты бюджета, территориальной обусловленности.
Бюджетное законодательство по-своему конституционно-правовому назначению составляет только часть единой институциональной бюджетно-финансовой сферы. Применительно к конституционно-правовым принципам в категорию финансовых входят не только те законодательные акты, предметом которых являются финансы, но и правовые акты, в которых содержатся нормы финансового характера. В то же время процедурно принятие соответствующих законов регламентировано Конституцией РФ. В частности, в соответствии с ч.3 ст.103 Конституции РФ внесение в Государственную Думу бюджетно-финансовых законопроектов в обязательном порядке требует одобрения Правительства РФ в форме вынесенного им заключения. По смыслу указанной нормы, на что следует особо обратить внимание, заключение Правительства РФ требуется только на стадии внесения бюджетно-финансовых законопроектов в нижнюю палату Парламента. Вместе с тем рассмотрение Государств ен-ной Думой указанных законопроектов во втором чтении не исключает внесения в них кардинальных поправок. Следовательно, налицо, процедурные несоответствия в актах конституционного значения, связанные с отрицанием Государственной Думой заключения Правительства на проекты норма-
1 См.: Крылова Н.С. Публичные (государственные) финансы: особенности процесса конституцио-нализации в эпоху глобализации // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - №1 - С. 175 -192.
2 " Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ.03.08.1998 г. № 31 ст. 3823.
тивных актов, регламентирующих бюджетно-финансовую сферу (п. 2.1 ст. 107 Регламента Государственной Думы)1. Вследствие чего, усматриваю путем внесения соответствующей поправки в профильный нормативно-правовой акт, касающейся деятельности Правительства РФ, расширить его компетенцию в части наделения правом прогнозирования принятого закона о бюджете и иного нормативного финансово-правового акта на предмет содержащихся в них положений с точки зрения финансовых последствий и исполнимости.
С позиции конституционного право-понимания предполагается эффективность закона о бюджете как составной части механизма обеспечения конституционного правопользования. Аналогичную точку зрения разделяет Ю.А. Тихомиров, который, акцентируя внимание на объективно обусловленной непрерывности законотворческой деятельности, указывает, что её следствием является слияние потоков аналити-ко-познавательной, инструментально-
нормативной и реализационной деятельности»2.
Об эффективности принятого закона о бюджете можно утверждать только по мере его исполнения. Так, Н.А. Поветкина рассматривает «эффективность бюджетного законодательства Российской Федерации с
^ 3
экономической и правовой точек зрения» . С позиций конституционного правопонима-ния такое рассуждение выглядит безосновательным. Как показывает алгоритм формирования доходной и расходной части бюджета, имеется общая конституционная цель - обеспечение национального благополучия в единстве публичных и частных интересов.
С конституционным регулированием
1 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением 22.01.1998 г. № 2134-II ГД // СЗ РФ. 16.02.1998. №7. Ст. 801.
2 См.: Тихомиров Ю.А. Механизм действия закона / Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: монография / Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельян-цев, АА. Аюрова и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. М.: ИНФРА -М, 2015. 336 с. С. 37-38; 42.
3 Поветкина Н.А. Эффективность бюджетного за-
конодательства Российской Федерации в части расходов федерального бюджета) / Эффективность за-
конодательства: вопросы теории и практика. М.: ИНФРА-М, 2015. 336 с. С. 138.
бюджетно-финансовых отношений соотносятся основные конституционно-правовые институты. Так, финансово-экономическое содержание имеет положение ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, то есть институт «Основ конституционного строя России». Финансово-экономическое измерение присуще институту конституционного статуса личности (ст. ст. 34, 35, 57 Конституции РФ). Финансовые аспекты характерны для широкого спектра публичных отношений и конкретизируют полномочия и сферы ведения РФ и её субъектов, а также служат средством обеспечения суверенитета РФ и автономности субъектов Федерации (ст. ст. 71, 72 Конституции РФ).
Кроме того, Конституция РФ регулирует бюджетно-финансовую сферу посредством установления статуса и компетенции соответствующих публичных властных органов. Так, в ч. 1 и 2 ст.75 Конституции РФ установлены основные функции финансового мегарегулятора - Центрального банка России, а в ч. 3 ст. 104, ч. 1 ст. 114 Конституции РФ закреплены полномочия Правительства РФ в бюджетно-финансовой сфе-
ре4.
При этом, в доктрине достаточно дискуссионными остаются вопросы относительно конституционно-правового статуса и публично-властной природы Центрального Банка России. В связи с этим акцентирую внимание на данной конституционной проблематике.
В частности, ключевыми вопросами дискуссии являются положения, касающиеся формы надзора за финансовым институтами и существующих коллизий между положениями статей 11 и 75 Конституции РФ. Так вызывает недоумение учёных тот факт, что Центральный банк России не упоминается в числе федеральных органов государственной власти и более того в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке России» (далее - №86-ФЗ) за Центральным банком России (далее - ЦБ РФ) закреплен статус юридического лица5, а
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.).
5 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86 -ФЗ
далее по тексту Конституции РФ (ст. 75) указывается на его особый статус при осуществлении основной функции - независимый публичный властный орган. Развивая этот посыл в доктрине, всё больше ученых сходятся на мнении о признании в России особой ветви власти - денежной, во главе которой Банк России1. Заявленная точка зрения обосновывается той ролью и местом, которое занимает ЦБ РФ. В связи с возложением на ЦБ РФ функции мегарегулятора2 в доктрине всё больше укрепляется мнение, что данный институт - инициативный хозяйствующий субъект и одновременно ключевой участник регулирования финансового
3
рынка .
Вместе с тем доктринальная констатация очевидного не является бесспорной. Деятельность ЦБ РФ неизбежно сопряжена с рисками неконституционной консолидации и протекционизма, а мировая практика не дает убедительных доказательств относительно оптимальной формы надзора за финансовыми институтами4.
На основе конституционных положений можно прийти к выводу, что Конституция РФ осуществляет рамочное регулирова-
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 15.07.2002 г. № 28. ст. 2790.
1 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность. М.: Дело, 2000. С. 47.
2 Федеральный закон от 23.07.2013 № 251 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // СЗ РФ. 2013. № 29. Ст. 1342.
3 Колесников Ю.А. Конституционно -правовой статус Центрального Банка Российской Федерации: современная трансформация под влиянием экономических процессов / Международная научно -практическая конференция «К 20-летию Конституции Российской Федерации. Конституционные права и свободы в Российской Федерации», Ростов-на-Дону, 11-12 октября, 2013 г. (Сборник материалов.) Издательство Южного федерального университета, 2013. 576 с. С. 295 - 297.
4 Бочарова Н.Н. Конституционный статус Банка России как мегарегулятора на финансовом рынке // Международная научно-практическая конференция
"К 20-летию Конституции Российской Федерации. Конституционные права и свободы в Российской Федерации", Ростов-на-Дону 11-12 октября 2013 г. (Сборник материалов). - Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун -та, 2013. - С. 319-323.
ние бюджетно-финансовой сферы и затрагивает ключевые моменты бюджетно-правового регулирования в связи с установлением основ конституционного строя, конституционного статуса личности, статуса Российской Федерации и входящих в её состав публично-правовых образований. Одновременно с этим можно говорить о комплексном характере правового регулирования бюджетного устройства и тесной взаимосвязи бюджетного и конституционного права.
Вспомним, что в мировой конституционной практике используются 2 метода регламентации бюджетно-финансовых отношений: систематизированный и несистема-тизированный5.
Систематизированный метод - урегулирование бюджетно-финансовых вопросов осуществляется посредством установления в конституции соответствующей главы или раздела. Указанное в совокупности позволяет наиболее системно и комплексно урегулировать бюджетно-финансовые отношения и сконцентрировать внимание на финансах.
Для несистематизированного метода характерно отсутствие специальной главы или раздела, посвященной вопросам бюджетно-финансовой сферы, положения о финансах разбросаны по всему тексту конституции.
Более того, возможно сочетание в конституции систематизированного метода с несистематизированным путем конституционной регламентации в самостоятельном разделе или главе и в остальных разделах.
В Конституции РФ 1993 года при регламентации бюджетно-финансовых отношений применяется несистематизированный метод, что выражено в отрывочности регулирования - в отдельных главах и разделах содержатся бюджетно-финансовые нормы.
Однако верховенство Конституции РФ как источника права позволяет констатировать о её значимой роли в юридическом механизме регулирования бюджетно-финансовой и экономической сферы. В силу
5 Молодцов Т.Р. Конституционно -правовое регулирование финансовой системы современных государств: автореферат дисс. ... к.ю.н. - М., 2014. - 37 с.
этого, в доктрине ведутся дискуссии о целесообразности обособления в ней специальной бюджетно-финансовой главы12.
В частности, И.А. Ромайкин и А.Е. Алехин, обосновывая целесообразность введения в Конституцию РФ специальной главы, касающейся регулирования экономических и бюджетно-финансовых вопросов, отмечали важность конституционной регламентации рыночной экономики, стимулирования малого, среднего и крупного предпринима-тельства3. Кроме того, ими предлагалось закрепить общие принципы бюджетных отношений, а также принципы разработки и принятия бюджетов. При формировании данного рассуждения ученые опирались на зарубежный конституционно-правовой опыт регулирования финансово-эконмической деятельности государства. Так, в гл. V а, Х Основного закона ФРГ, п. 1 ст. 40 Конституции Испании, п. 2 ст. 238 Конституции Португальской Республики, ст. 119 Конституции Итальянской Республики4, Конституции Австрии (5 раздел)5 установлены нормы, посвященные урегулированию межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов, а также закреплен принцип справедливости развития финансовых отношений.
Таким образом, заявленная авторами точка зрения небезосновательна, но в то же время мировая конституционная практика не содержит доказательств, прямо указы-
1 Сухоруков А.С. Экономическая конституция как основа конституционно -правового регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С. 20 - 23.
2 См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм [Текст] / Ю.А. Крохина. - М.: НОРМА, 2002. - С. 146.
3 См.: И.А. Ромайкин, А.Е. Алехин. Перспективы конституционного регулирования финансовых отношений в России / Влияние Конституции Российской Федерации на развитие права, экономики, социума: материалы науч.-практ. конф., Саранск, 5 дек. 2013 г. / ред. коллегия.: И.Г. Дудко (отв. ред.). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. 160 с. С. 133 -134; 138 - 139.
4 Конституции зарубежных государств [Текст]: учеб. пособ. / сост. В.В. Маклаков. - М.: БЕК, 2002.-С. 68-122, 132-159, 163-214; Конституции государств Европы [Текст]. - В 3 т. - Т. 2; под ред. Л.А. Окунь-кова. - М.: Норма, 2001 - С. 821
5 Ьирз:/МогИсопзЙи1;юпз.ги/?р=160
вающих наглядные преимущества того или иного метода регламентации бюджетно-финансовых отношений.
В настоящее время критика существующих конституционных ресурсов основывается на позитивистском правопонима-нии. Противостоящий ему последовательно конституционный подход представлен Г.А. Гаджиевым, который отстаивает идею конституционной экономики в соотношении с «экономической конституцией», в силу которой очерчены «пределы ограничения публичной власти, содействующей обеспечению конституционного экономического публичного правопорядка. При этом особенно важна интерпретация конституционных принципов, обеспечивающих одновременно стабильность и динамизм в развитии экономических отношений на основе признания за законодателем широкой дискре-ции в их истолковании»6.
Как видится обозначенная идея Г.А. Гаджиева, а также других сходно мылящих конституционалистов, к ее развитию вполне проецируются на бюджетно-финансовую сферу, позволяя говорить о бюджетно-финансовом конституционализме и одноименном «образе» Конституции РФ.
Теорию «финансовой конституции» по понятным причинам наиболее заинтересованно отстаивают представители отраслевой науки финансового права. В частности, Г.Н. Андреева обнаруживает, что «многоаспектная» теория финансовой («монетарной») конституции зародилась в Германии, адаптирована учеными и политиками в других европейских и развивающихся странах и широко используется на наднациональном уровне Европейского Союза. Характеризуя значение такого подхода, исследователь заключает: «В рамках теории финансовой конституции происходит кристаллизация научного знания о конституционном регулировании финансовых отношений, выявляются взаимосвязи различных норм о финансах, выявляются базовые принципы конституционного регули-
6 См.: Гаджиев Г.А. Конституционная экономика -экономическая Конституция / 15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября, 2008, г. Махачкала). Часть 1. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. 816 с. С. 37 - 38.
рования финансовых отношений, возможности и пределы изменения национального конституционного регулирования финансовых отношений, влияние других конституционных норм на финансовую конституцию и норм, входящих в финансовую конститу-цию»1.
Аутентичная теория конституционного правопользования признает предлагаемое научное «дробление» конституционной материи и номинации излишними и, главное, методологически несостоятельными. Последнее наглядно проявляется в трудах видного немецкого теоретика К. Ульзенхаймера. Согласно его представлениям, финансовая конституция в материальном смысле «охватывает все предписания в финансовой сфере»2.
В противовес такой неопределенности конституционная теория соотносит общие конституционные требования государственной политики по всем направлениям с единой системой прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также единой системой конституционных принципов .
Конституционное правопонимание предполагает научную критику выраженных отступлений от требований Конституций РФ на практике. В качестве примера здесь можно сослаться на суждения М.С. Матейковича о дискредитации «превосходной нормы», закрепленной в ст. 75 Конституции РФ и устанавливающей, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти», -пишет ученый. И продолжает: «Что мы имели на практике в 90-е гг. прошлого столетия? Замену рубля на доллары и «у. е», глобальную девальвацию рубля при попус-
1 Андреева Г.Н. Финансовая конституция в зарубежных странах Монография / РАН. ИНИОН. Отв. ред. Садовникова Г.Д. М., 2015. 210 с. (Сер. Правоведение). С. 22 - 23.
2 Там же. С. 33.
3 Крусс В.И. Коллизии конституционных принципов:
проблемы теории и практики преодоления / 15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно -практической конференции (27-28 ноября, 2008, г. Махачкала). Махачкала: иПц ДГУ, 2008. 816 с. С. 363 - 364.
тительстве Центробанка, тотальную «долларизацию» не только бытовой жизни, но и экономического языка государственных служащих. С тем, чтобы не повторять старых ошибок, в современных условиях Банку России надо ни на секунду не забывать о 75-й статье Конституции»4.
К сожалению, с момента этого критического суждения Центральный банк России неоднократно давал повод усомниться в том, что указанный посыл был услышан.
Также в доктрине отмечают о взаимосвязи бюджетно-финансовых отношений с конституционным правом. При этом учёные по-разному их характеризуют, от «норм» до «конституционных основ» и «начал», а функциональная связь выделенных установлений с профильным регулированием видится скорее научно постулированной, чем наглядно подтвержденной.
К примеру, И.Н. Вишнякова к числу установленных Конституцией РФ «начал бюджетной деятельности» относит: «федерализм, равноправие субъектов (ст. 5); реализацию совместного ведения РФ и ее субъектов в установлении общих принципов бюджетной деятельности местного самоуправления (п. «н» ст. 72); самостоятельность бюджетной деятельности органов местного самоуправления (ст. 12, 130-132); распределение функций в области бюджетной деятельности на основе разделения законодательной и исполнительной властей (ч. 1 ст. 105, п. «б» ч. 1 ст. 114); участие граждан РФ в бюджетной деятельности государства и местного самоуправления (ч. 1 ст. 32); гласность (ч. 3 ст. 15); плановость (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст. 132); законность (ст. 1. 2, 15, 57)». После чего заключает: «эти конституционные принципы являются для бюджетных отношений нормами прямого и непосредственного действия, что означает право участников бюджетной деятельности на их непосредственное применение без внесения соответст-
4 Матейкович М.С. Конституция и развитие России в условиях мирового финансового кризиса / 15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно -практической конференции (27-28 ноября, 2008, г. Махачкала). Махачкала: иПц ДГУ, 2008. 816 с. С. 277 - 278.
вующих дополнений в бюджетное законодательство»1. Трудно согласится с таким бездоказательным утверждением.
Другой крайностью правовых разработок в области правового регулирования бюджетно-финансовых отношений необоснованный крен в направлении собственно экономической теории. Здесь предметом анализа оказываются сами финансы, а также рыночные механизмы и общественные отношения, охватывающие специальные виды финансовой деятельности. Из разработок такого характера для конституционной теории могут быть востребованы обоснования предметного разделения и связи публичного финансового и частно-хозяйственного пра-ва2.
Таким образом, нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетно-финансовую сферу и связанные с ней бюджетно-финансовые отношения связаны двуединой целью: обеспечение прав человека и баланса публичных и частных интересов в
условиях глобализации и информационного общества. Основной закон при этом является важнейшим условием конституционали-зации правопорядка в бюджетно-финансовой сфере, обеспечивая с помощью конституционных способов воздействия на данные отношения согласование частноправовых и публичных интересов. В связи с этим процесс конституционализации в бюджетно-финансовой сфере следует рассматривать как тенденцию развития правопорядка в данной сфере. Между тем, продуктивная конституционализация правопорядка в бюджетно-финансовой сфере возможна вследствие вдумчивого и последовательного проведения соответствующих конституционных преобразований. Данные конституционные преобразования связаны как с развитием конституционных положений в законодательстве, так и текстуальной модификацией текста Конституции РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.).
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. - 15.07.2002 г. - № 28. - Ст. 2790.
3. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // СЗ РФ. - 2013. - № 29. -Ст. 1342.
4. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. - 03.08.1998 г. - № 31. - Ст. 3823.
5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный Постановлением 22.01.1998 г. № 2134-П ГД // СЗ РФ. - 16.02.1998. - №7. -Ст. 801.
6. Авакьян, С.А. Свобода преподавания: конституционно-правовая интерпретация // Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: материалы Всероссийской научно-практического семинара / отв. ред. Н.В. Витрук. - М.: Российская академия правосудия, 2008. - С. 13-18.
7. Андреева, Г.Н. Финансовая конституция в зарубежных странах: монография / РАН. ИНИОН / отв. ред. Г.Д. Садовникова - М., 2015. 210 с. (Сер. Правоведение). - С. 22 - 23, 33.
8. Барулин, С В. Финансы. - М.: КноРус, 2010. - С. 70.
_9. Бочарова, Н.Н. Конституционный статус Банка России как мегарегулятора на финансов омрынке/ИМНеж5ёаулй»наьст|учйй-практическая конференция <ж 20-летию Конституции
.э похи:
В 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 1. М.: Изд-во МГУ, 2004. 528 с. С. 390.
2 Барулин С.В. Финансы. М.: КноРус, 2010. С. 70.
10. Вишнякова, И.Н. Реализация Конституции РФ в бюджетной сфере / Конституция как символ эпохи: В 2 т. / под ред. проф. С.А Авакьяна. Т. 1. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 528 с. - С. 390.
11. Гаджиев, Г.А. Конституционная экономика - экономическая Конституция /15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября, 2008, г. Махачкала). Часть 1. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. - 816 с. - С. 37 - 38.
12. Конституции зарубежных государств [Текст]: учеб. пособ. / сост. В.В. Маклаков. -М.: БЕК, 2002.- С. 68-122, 132-159, 163-214; Конституции государств Европы [Текст]: в 3 т. Т. 2 / под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - С. 821.
13. Колесников, Ю.А. Конституционно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации: современная трансформация под влиянием экономических процессов / Международная научно-практическая конференция «К 20-летию Конституции Российской Федерации. Конституционные права и свободы в Российской Федерации», Ростов-на-Дону, 1112 октября, 2013 г. (Сборник материалов.) - Ростов н/Д.: Издательство Южного федерального университета, 2013. - 576 с. - С. 295 - 297.
14. Крохина, Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм [Текст] / Ю. А. Крохина. - М.: НОРМА, 2002. - С. 146.
15. Крылова, Н.С. Публичные (государственные) финансы: особенности процесса кон-ституционализации в эпоху глобализации // Право. Журнал Высшей школы экономики. -2018. - №1 - С. 175 - 192.
16. Крусс, В. И. Коллизии конституционных принципов: проблемы теории и практики преодоления / 15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября, 2008, г. Махачкала). - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. - 816 с. - С. 363 - 364.
17. Матейкович, М.С. Конституция и развитие России в условиях мирового финансового кризиса / 15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября, 2008, г. Махачкала). - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. - 816 с. - С. 277 - 278.
18. Мельников, В.В. Конституционные основы регулирования экономических отношений в России: монография. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. - 206 с.
19. Молодцов, Т.Р. Конституционно-правовое регулирование финансовой системы современных государств: автореферат дис. ... к.ю.н. - М., 2014. -37 с.
20. Поветкина Н.А. Эффективность бюджетного законодательства Российской Федерации в части расходов федерального бюджета) / Эффективность законодательства: вопросы теории и практика. - М.: ИНФРА- М, 2015. - 336 с. - С. 138.
21. Ромайкин, И.А., Алехин, А.Е. Перспективы конституционного регулирования финансовых отношений в России / Влияние Конституции Российской Федерации на развитие права, экономики, социума: материалы науч.-практ. конф., Саранск, 5 дек. 2013 г. / ред. коллегия. И.Г. Дудко (отв. ред.). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 160 с. - С. 133 - 134; 138 - 139.
22. Сухоруков, А.С. Экономическая конституция как основа конституционно-правового регулирования конкурентных отношений в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6. - С. 20 - 23.
23. Тихомиров, Ю.А. Механизм действия закона / Эффективность законодательства: вопросы теории и практики: монография / Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев, А.А. Аюрова и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 336 с. - С. 37-38; 42.
24. Тосунян, Г.А., Викулин, А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность. - М.: Дело, 2000. - С. 47.
25. Конституции стран мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://worldconstitutions.ru/?p=160.
Получено: 31.07.2020г.