Научная статья на тему 'Бюджетная стратегия стран Евразийского экономического сотрудничества: приоритеты финансово-экономического развития'

Бюджетная стратегия стран Евразийского экономического сотрудничества: приоритеты финансово-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
919
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страны ЕАЭС / доходы бюджета / ведомственная структура расходов / дефицит бюджета / консолидированный бюджет / экономические тренды / финансово-экономическое развитие / Евразийская экономическая комиссия.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белостоцкий А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная стратегия стран Евразийского экономического сотрудничества: приоритеты финансово-экономического развития»

Белостоцкий А.А.

к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Курский государственный университет

belostotskiy@kursksu.ru

БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПРИОРИТЕТЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: страны ЕАЭС, доходы бюджета, ведомственная структура расходов, дефицит бюджета, консолидированный бюджет, экономические тренды, финансово-экономическое развитие, Евразийская экономическая комиссия.

Эффективное развитие государств невозможно без устойчивой финансовой базы, тем более, если речь идет о таком крупном интеграционном объединении как Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

В 2014 году Россией, Казахстаном, а также Белоруссией был подписан договор о создании ЕАЭС. Позже к нему присоединились Армения и Киргизия. Евразийский экономический союз, или ЕАЭС, - это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона - России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также Таможенного Союза, который продолжает функционировать как одна из структур ЕАЭС.

Бюджет Евразийского экономического союза в 2015 году планировалось сформировать в размере 6,638 млрд. рублей, учитывая источники финансирования дефицита бюджета стран-участниц (рис. 1). Такая сумма определена проектом бюджета, одобренным Коллегией Евразийской экономической комиссии. Таким образом, доходы бюджета стран ЕАЭС будут сформированы из долевых взносов стран-участниц союза, в том числе Беларуси - в размере 312,14 млн. рублей, Казахстана - 486,61 млн. рублей, России - 5,84 млрд. рублей. При этом российская сторона будет обязана внести в бюджет только 5,29 млрд. рублей, поскольку в ее долевой взнос в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета включена сумма в размере 553,93 млн. рублей, образовавшаяся на счетах ЕЭК по состоянию на 1 января 2014 года. На деятельность Евразийской экономической комиссии в 2015 году планировалось направить 6,35 млрд. рублей. Причем из этой суммы 463,21 млн. рублей предусмотрено на финансирование обеспечения функционирования и развития интегрированной информационной системы ЕЭАС. На финансирование деятельности Суда Евразийского экономического союза в проекте бюджета предусмотрены ассигнования в размере 290,33 млн. рублей1.

3

2012 ¡Армения

2013 Беларусь

2014 Казахстан

2015 ¡Кыргызстан

2016 ¡Россия

Рисунок 1.

Динамика дефицита бюджета стран ЕАЭС

На 2016 год бюджет Евразийского экономического союза утвержден по доходам и расходам в сумме 7,735 млрд. рублей. Доля взносов распределилась следующим образом: Россия - 6,599 млрд. рублей, Казахстан - 549,932 млн. рублей, Беларусь - 352,699 млн. рублей, Кыргызстан - 146,957 млн. рублей и Армения - 85,854 млн. рублей. Также

1 Бюджет ЕАЭС в 2015 году составит свыше 6,6 млрд. российских рублей. - http://bnews.kz/ru/news/spetsproekti/tamojennyi soyuz/budzhet_eaes_v_2015_godu_sostavit_svishe_66_mlrd_rossiiskih_rublei/

утверждена ведомственная структура расходов бюджета союза на 2016 год, согласно которой скорректирован базовый оклад, установленный ст. 4 бюджета Союза на 2015 год, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года №100 (ДСП), на прогнозируемый индекс роста потребительских цен, составляющий 7%1.

Объем бюджета Евразийского экономического союза на 2017 год утвержден в размере 7,609 млрд. рублей, из которых 7,270 млрд. рублей идет на содержание ЕЭК и 338,4 млн. руб. на содержание суда. Доходная часть бюджета ЕАЭС формируется из взносов стран-членов, размер которых привязан к распределению таможенных пошлин. При подготовке бюджетных смет учитывается предельная штатная численность органов Союза, порядок оплаты труда и предоставления медицинского обслуживания, расходы на командировки, на выполнение научно-исследовательских работ, на проведение заседаний Высшего совета, Межправительственного совета и Совета Комиссии, на функционирование и развитие интегрированной информационной системы Союза. При этом в 2016 году из 7,7 млрд. рублей на научные исследования выделялось 300 млн. рублей (табл. 1).

Таблица 1

Структура доходов бюджета Евразийского экономического союза

Взносы Годы

2016 2017

млн. руб. % млн. руб. %

Всего доходов: 7734,627 100 7609,1 100

Долевой взнос Республики Армения 85,8544 1,11 84,461 1,11

Долевой взнос Республики Беларусь 352,699 4,56 346,975 4,56

Долевой взнос Республики Казахстан 549,932 7,11 541,007 7,11

Долевой взнос Кыргызской Республики 146,958 1,90 144,573 1,90

Долевой взнос Российской Федерации 6599,184 85,32 6492,084 85,32

В целом для интеграционного объединения, находящегося на стадии экономического союза, наличие консолидированного бюджета просто необходимо. С одной стороны, это возможность финансирования совместных интеграционных проектов, с другой - элемент привлечения новых стран-членов, т.е. повышение привлекательности интеграционного объединения для третьих стран и, следовательно, расширение сфер экономического влияния и повышение конкурентоспособности объединения. Для целей предложенной стратегии развития ЕАЭС и механизмов ее реализации, направленных на инновационную модернизацию экономики, необходим консолидированный бюджет, расходная часть которого будет состоять не только из административных расходов, но и проектных.

Доходная часть бюджета, которая должна быть значительно больше, чем существующая сегодня, с учетом проектного финансирования должна определяться и фиксироваться ежегодно. Если в настоящее время в ЕАЭС доходная часть формируется исходя из сметы административных расходов, то в условиях включения в бюджет статей проектного финансирования мы предлагаем установить размер доходной части равной 1% от совокупного ВВП стан ЕАЭС. По состоянию на 2016 год эта сумма равняется порядка 14,8 млрд. долларов или 856 млрд. рублей по текущему курсу2.

2012

2013

2014

2015

2016

|Армения ¡Кыргызстан

Беларусь ¡Россия

Казахстан • ЕАЭС

Рисунок 2.

Динамика государственного долга, % ВВП

1 Утвержден бюджет ЕАЭС на 2016 год. - http://eurasiancenter.ru/news/20151026/1004279405.html/

2

Андронова И.В., Белова И.Н., Ганеева М.В., Мосейкин Ю.Н. Научно-техническое сотрудничество в рамках ЕАЭС как важнейший фактор лояльности населения стран-участниц к интеграционному объединению и его притягательности для новых членов // Вестник Российского университета дружбы народов. - М., 2018. - № 1. - С. 125-126.

Бюджет ЕАЭС на 2018 год утвержден в объеме 8,1 млрд. рублей. На расходы Евразийской экономической комиссии выделено свыше 7,7 млрд. рублей, Суда ЕАЭС 362 млн. рублей. Совокупный ВВП ЕАЭС увеличился на 1,8%. Рост в стратегических производственных отраслях: в промышленности (2,4%), сельском хозяйстве (почти 1%), грузовых (6,9%) и пассажирских (7,8%) перевозках. При этом на 26% возросли объёмы внешней торговли Союза, товарооборот между государствами - членами Евразийского экономического союза увеличился на 30%1. Одна из основных проблем стран ЕАЭС - это снижение уровня государственного долга, который постепенно увеличиваясь в 2015 году достиг отметки 13,3% ВВП, при этом следует отметить небольшое снижение до 12,7% ВВП в 2016 году (рис. 2).

Анализ формирования бюджетов стран ЕАЭС показал, что абсолютным лидером, демонстрирующим рост как доходной, так и расходной частей, стала республика Беларусь. За шесть лет ее доходы выросли на 452% с 30,2 трлн. белорусских рублей в 2010 году до 167 трлн. белорусских рублей в 2015 году. Расходы увеличились на 343,7%, с 34,3 трлн. до 152 трлн. белорусских рублей. На момент создания Таможенного союза, позже реорганизованного в ЕАЭС, траты превышали поступления на 4 трлн. рублей, а в прошлом году профицит составил 15 трлн. белорусских рублей (табл. 2).

Таблица 2

Бюджет республики Беларусь, млрд. белорусских рублей

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доходы 30 270,1 54 190,2 95 182,0 105 803,7 128 201,7 167 213,0

Расходы 34 282,1 51 950,6 95 883,6 108 061,6 122 779,8 152 141,2

Дефицит (профицит) -4012,0 2239,6 -701,5 -2257,9 5421,8 15 071,8

Источники финансирования дефицита

Внутренние -623,4 -11 365,9 4438,5 8243,5 361,4 3522,7

Внешние 4635,4 9126,3 -3737,0 -5985,6 -5783,2 -18 594,5

Далее следует Киргизия, чьи показатели по доходам и расходам составили 128% и 72% соответственно. В 2010 году доходная часть бюджета достигла 49,8 млрд. сомов, увеличившись к 2015 году до 113,7 млрд. сомов. Расходы выросли с 54,9 до 94,5 млрд. сомов. Сумма по операциям с нефинансовыми активами в 2010 году достигла 5,6 млрд. сомов, а в 2015 году - 25,9 млрд. сомов. Дефицит бюджета за шесть лет снизился с 10,7 млрд. сомов до 6,7 млрд. сомов (табл. 3).

Таблица 3

Бюджет республики Киргизия, млрд. сомов

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доходы 49,8 69,0 77,5 89,3 105,3 113,7

Расходы 54,9 75,3 91,5 75,9 84,2 94,5

Операции с НФА 5,6 7,5 6,2 16,2 23,2 25,9

Дефицит (профицит) -10,7 -13,8 -20,2 -2,8 -2,1 -6,7

Источники финансирования дефицита

Внутренние 5,9 8,6 6,2 -10,5 -11,0 2,1

Внешние 6,6 9,4 15,6 17,7 22,1 16,3

У самого крупного участника ЕАЭС - России - показатели доходов и расходов изменились на 64,4% и 54,3% соответственно. Затраты федерального бюджета с 2010 года увеличились с более чем 10 трлн. рублей до 15,6 трлн. рублей. Доходная часть выросла с 8,3 трлн. рублей до 13,7 трлн. рублей. Дефицит в 2010 году составил 1,8 трлн. рублей, увеличившись к 2015 году до 1,95 трлн. рублей (табл. 4).

Таблица 4

Федеральный бюджет России, млрд. рублей

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доходы 8305,4 11 367,7 12 855,5 13 019,9 14 496,8 13 655,7

Расходы 10 117,5 10 925,6 12 895,0 13 342,9 14 830,6 15 610,9

Дефицит (профицит) -1812,0 442,0 -39,4 -323,0 -333,8 -1955,2

Источники финансирования дес жцита

Внутренние 1692,4 -336,9 21,4 270,2 481,4 2251,2

Внешние 119,7 -105,2 18,1 52,7 -146,7 -296,0

Что касается бюджета Армении, то доходы выросли на 47%, а расходы - на 35,5% с 780,4 млрд. армянских драм до 1,14 трлн. драм и с 954,3 млрд. драм до 1,3 трлн. драм соответственно. Дефицит вырос с 173,9 млрд. драм до 146,4 млрд. драм (табл. 5).

1 Бюджет ЕАЭС на 2018 год превысит 8 млрд. рублей. - http://www.postkomsg.com/actual_comment/215889/

251

Таблица 5

Бюджет республики Армения, млрд. армянских драм

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доходы 780,4 880,9 946,2 1071,4 1137,1 1147,2

Расходы 954,3 986,5 1006,1 1142,9 1168,9 1293,9

Дефицит (профицит) -173,9 -105,7 -59,9 -71,5 -31,8 -146,7

Источники финансирования дефицита

Внутренние 107,4 65,9 5,9 -10,9 74,7 -

Внешние 66,5 39,7 54,1 82,5 -42,9 -

В Казахстане доходная часть бюджета с 2010 года выросла на 69% с 3,6 трлн. тенге до 6,1 трлн. тенге. Расходы увеличились на 68,5%, с 4,1 трлн. тенге в 2010 году, до 7 трлн. тенге в 2015 году. Дефицит увеличился с 554,8 млрд. тенге до 912,1 млрд. тенге (табл. 6).

Таблица 6

Бюджет республики Казахстан, млрд. тенге1

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доходы 3626,2 4451,7 4763,4 5179,5 5908,8 6137,0

Расходы 4181,0 5027,6 5669,9 5897,5 6990,1 7049,1

Дефицит (профицит) -554,8 -576,0 -906,5 -718,0 -1081,2 -912,1

Источники финансирования дефицита

Внутренние 343,9 483,3 828,0 655,0 613,2 -81,4

Внешние 210,8 92,6 78,5 63,0 468,1 993,5

В целом, в 2017 году изменились нисходящие торгово-экономические тренды стран ЕАЭС на рост взаимных показателей, что свидетельствует об интенсификации положительных финансово-экономических тенденций развития стран-участниц ЕАЭС на фоне роста национальных ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения покупательской способности и стабилизации финансово-банковских систем. Ключевым индикатором в усилении интеграционных процессов, безусловно, выступает рост объёма взаимной торговли в ЕАЭС, который с января по октябрь 2017 г. составил 44 млрд. долл. США, что на 26,7% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие результаты можно оценить как высокие по сравнению со спадом 2014-2015 гг. на фоне санкций со стороны стран Запада в отношении Российской Федерации. С ростом взаимного товарооборота наблюдалось и вытеснение доллара как платёжной единицы. Так, доля расчётов в национальных валютах в 2017 г. достигла 72%, в то время как в 2016 году - 56%. Одновременно произошло увеличение и иных совокупных показателей: рост ВВП - 1,9%, промышленное производство - 2,3%, сельхозпроизводство - 2,7%, экспорт с третьими странами - 24,7%, грузооборот -6,8%, пассажиропоток - 7,1%. Рост экономики России в 2018 году превысит 1,7%, в 2019 году - 1,8-2%, в Казахстане -рост на 3,7 и на 2,6% соответственно, в Беларуси - рост на 1,8 и на 2,1%, в Киргизии - рост на 3,5 и 4,2%, в Армении -до 3,8%, в 2019 - до 4%.

4,5

3,5

2,5

1,5

0,5

Казахстан

Беларусь

Армения

Кыргызстан

Россия

12018 ■ 2020

Рисунок 3.

Темп роста экономик стран ЕАЭС 2018-2020 годы, %

1 Как тратили бюджеты страны ЕАЭС последние шесть лет. -8Ие81;-1е1;-т1^гайка/

http://www.1sm.kz/kak-trati1i-byudzhety-strany-eaes-pos1ednie-

В настоящее время рост развитых экономик замедляется на фоне достижения уровня полной занятости, повышения ставок центробанками в интересах сдерживания инфляции. Рост в развитых странах замедлится с 2,3 до 2,2% в 2018 году и до 1,7% к 2020 г. Оценка роста ВВП еврозоны по итогам 2017 г. повышена на 0,7 п.п. до 2,4%. Прогноз на 2018 г. повышен на 0,6 п.п. до 2,1%. В 2019 г. рост в еврозоне, как ожидается, замедлится до 1,7%, а в 2020 г. - до 1,5%. Оценка роста ВВП США по итогам 2017 г. повышена с 2,1 до 2,3%. Прогноз роста на 2018 г. пересмотрен с 2,2 до 2,5%. В 2019 г. экономический рост в США замедлится до 2,2, в 2020 г. — до 2%. Рост ВВП Китая в 2017 г. составит 6,8%, что на 0,3 п. п. выше оценки июля 2017 г. Прогноз на 2018 год повышен на 0,1 п. п. до 6,4% (рис. 3).

Таким образом, совокупный рост мировой экономики и ключевых финансово-промышленных центров обеспечит положительную динамику стран-участников ЕАЭС на фоне роста взаимной торговли, повышения объёмов потребления и скажется на увеличении общего уровня социально-экономической стабильности региона. Вместе с тем следует понимать, что указанные относительные показатели соотносят динамику с 2016 годом. В сравнении с 20132014 годами страны ЕАЭС отстают на 35-45%. Для выхода на докризисные объёмы экономики требуются кардинальные изменения, в первую очередь связанные с усилением эффекта интеграции, кооперации и объединения ресурсов. Только ускорение процессов интеграции на пространстве ЕАЭС, интенсивное вовлечение экономик стран АТЭС в торговые отношения обеспечат качественный экономический рывок1.

1 Экономические итоги ЕАЭС: перспективы до 2020 года. - http://www.sonar2050.org/publications/ekonomicheskie-itogi-eaes-integracii-20152017-gg-i-perspektivy-20182020-gg/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.