Научная статья на тему 'Бюджетная система как правовая категория'

Бюджетная система как правовая категория Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
902
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА» / СИСТЕМА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА / БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / «BUDGET SYSTEM» / SYSTEM OF PUBLIC LAW / BUDGET LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Образцова Ирина Александровна

Статья посвящена анализу категории «бюджетная система». На основании анализа правовых особенностей построения бюджетной системы в Украине делается вывод о месте этой категории в системе публичного права и о содержании бюджетного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the category «budget system». A conclusion about the place of this category in the system of public law and about the content of the budget law is made on the basis of analysis of legal features of building budget system in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Бюджетная система как правовая категория»

Латыпова Н.С. Социальные и политические последствия гражданской войны в США (1861—1865 гг.)

трибун я молодого УЧЕНОГО

вражды ощущались еще в течение многих последующих лет'.

Гражданская война стала решающим моментом в американской истории. Кроме того, что политическая ситуация была радикально изменена войной, также кардинально была перестроена морально-нравственная идеология всех граждан. Важно отметить, что Гражданская война также стала кульминацией противостояния двух разных экономических, политических и социальных систем Соединенных Штатов.

Примечания

1. Ralph Waldo Emerson. Causes of Civil war. Journals of Boston. 10 vols. Boston. 1909—1914. VII. 206 p.

2. See: Cris Good. Union Forever! Anti-Secession Petitions Gaining Clicks, Too. NewYork. ABSnews. 2012. 50 p.

3. Johnson P.A. History of the American People. NewYork: HarperCollins Publishers, 1997. 233 p.

4. Kolchin P. Reconstruction. Microsoft Encarta Encyclopedia, 2003. 356 p.

И.А. Образцова

Образцова Ирина Александровна — соискатель кафедры правового обеспечения хозяйственной деятельности, Харьковский национальный университет внутренних дел (61080, Украина, г. Харьков, пр. 50-летия СССР, д. 27)

E-mail: stanislav2107@mail.ru

Бюджетная система как правовая категория

Статья посвящена анализу категории «бюджетная система». На основании анализа правовых особенностей построения бюджетной системы в Украине делается вывод о месте этой категории в системе публичного права и о содержании бюджетного права.

The article is devoted to the analysis of the category «budget system». A conclusion about the place of this category in the system of public law and about the content of the budget law is made on the basis of analysis of legal features of building budget system in Ukraine.

Выяснение содержания категории «бюджетная система» позволит нам определиться с внешними границами тех общественных отношений, которые подпадают под регулятивное воздействие норм бюджетного права. Данное утверждение базируется на позиции ученых, согласно которой бюджетно-правовое регулирование может осуществляться только в пределах бюджетной системы государства. Анализ научной литературы показывает, что сейчас насчитывается немалое количество определений бюджетной системы. В этой связи возникает необходимость рассмотрения наиболее распространенных позиций, высказанных на страницах юридической литературы по этому поводу.

Бюджетная система — это основное звено финансовой системы государства, которое, в зависимости от формы государственного устройства, состоит из государственного и местных бюджетов. Отношения между субъектами уровня государственного и местного бюджета строятся на основе единства бюджетной системы и в соответствии с финансовой политикой государства1.

Распространенным в экономической теории является определение бюджетной системы с точки зрения ее структурно-функционального построения, в связи с чем под последней понимается сово-

купность всех бюджетов, действующих на территории страны2.

По мнению А.И. Брезвина, бюджетную систему Украины можно определить как экономически обоснованную и законодательно закрепленную совокупность государственного и местных бюджетов, на основе которых определяется порядок и условия формирования доходов и расходов государства с учетом ее экономических, политических и других интересов и потребностей и с целью обеспечения реализации и защиты прав и свобод граждан3.

Несколько по другому к этому вопросу подходят российские ученые, которые под бюджетной системой Российской Федерации предлагают понимать совокупность системы бюджетов и внебюджетных фондов Российской Федерации; системы бюджетных отношений, системы участников бюджетных отношений; нормативно-правовой базы бюджетной деятельности4. Однако, на наш взгляд, подобный подход к определению бюджетной системы является несколько несогласованным с общей теорией систем. В данном случае речь идет о том, что в системное образование (бюджетная система) включены разнородные и разнопорядковые под-системные образования (система бюджетных отношений, система участников бюджетных отношений, система нормативно-правовых актов), каждое

ТРИБУНЙ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

из которых фактически образует самостоятельную систему.

Приведенные выше определения бюджетной системы хотя и отличаются друг от друга определенными элементами, однако в целом, на наш взгляд, являются идентичными. Все они, как показал проведенный анализ, объединены вокруг идеи о единстве государственного и местных бюджетов, которые, собственно, и образуют бюджетную систему Украины. Указанная позиция разделяется также и законодателем, который в действующем законодательстве закрепил положение о том, что бюджетная система украинского государства состоит из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов: бюджет Автономной Республики Крым, бюджетов сел, поселков, городов и их объединений, бюджетов районов в городах, районных, областных бюджетов (ст. 5 Бюджетного кодекса Украины).

Однако возникает вопрос на предмет того, а соответствует ли подобный подход к построению бюджетной системы требованиям, а также некоторым положениям Конституции Украины. В данном случае речь идет о том, что включение в бюджетную систему не только государственного бюджета, но и бюджетов органов местного самоуправления может рассматриваться в качестве ограничения финансовой самостоятельности последних. Остановимся на этой мысли подробнее.

Сейчас наиболее многочисленным звеном бюджетной системы являются местные бюджеты, которых в нашем государстве насчитывается почти двенадцать тысяч. С помощью местных бюджетов ежегодно перераспределяется около 15% валового внутреннего продукта, в них сосредоточено почти 35% бюджетных ресурсов5. С учетом этого становится понятным желание государства, прежде всего в лице Кабинета Министров Украины, фактически располагать такими значительными бюджетными ресурсами, которые могут быть использованы для решения самых насущных, по мнению правительства, общегосударственных проблем. Однако, как мы понимаем, указанное перераспределение бюджетных средств далеко не всегда осуществляется с учетом интересов местных общин, которые в результате этого могут недополучать финансовые ресурсы, необходимые им для собственных целей.

Подобное вмешательство в финансовую жизнь органов местного самоуправления, на наш взгляд, нарушает, во-первых, закрепленный в статье 7 Конституции Украины принцип независимости местного самоуправления от государства; во-вторых, противоречит части 1 статьи 142 Основного закона, где указано, что материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находящи-

еся в управлении районных и областных советов; в-третьих, входит в дисбаланс с пунктом 3 Постановления Верховной Рады Украины «О рекомендациях парламентских слушаний о законодательных аспектах региональной политики и местного самоуправления» от 5 июня 2003 года № 939-!У, где среди приоритетов было названо создание правовых, экономических и организационных условий для формирования территориальных общин, владеющих материальными, финансовыми и другими ресурсами в объеме, достаточном для эффективной реализации задач и функций местного самоуправления, обеспечение реальной самостоятельности местных бюджетов и т. д.6

Наряду с этим отметим, что сформулированная нами мысль согласуется также и с позицией Конституционного Суда Украины, который в одном из своих решений подчеркнул, что на законодательном уровне сейчас закреплен принцип самостоятельности местных бюджетов. Этот принцип заключается в том, что они не включаются в Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым и другие местные бюджеты, а их самостоятельность гарантируется собственными и закрепленными за ними законом на стабильной основе общегосударственными доходами, а также правом самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов в соответствии с законом (ч. 6 ст. 16, ч. 4 ст. 61 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР, п. 3 ст. 7 Бюджетного кодекса Украины). Доходами местных бюджетов признаются налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законами Украины, в частности трансферты (статья 9 Бюджетного кодекса Украины). Указанное положение Бюджетного кодекса Украины, по мнению судей Конституционного Суда Украины, согласуется с частью 3 статьи 142 Конституции Украины, частью 1 статьи 62, частью 3 статьи 66 Закона Украины от 21 мая 1997 года № 280/97 «О местном самоуправлении в Украине», согласно которым государство финансово поддерживает местное самоуправление, принимает участие в формировании доходов его бюджетов и гарантирует органам местного самоуправления доходную базу, достаточную для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей7.

В ракурсе этого разговора нельзя не упомянуть также и о Европейской хартии местного самоуправления8, часть 1 статьи 9 которой закрепляет положение, что органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.

Исходя из изложенного, очевиден определенный парадокс, который заключается в том, что, с одной стороны, на законодательном уровне признана независимость и самостоятельность

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 23

191

Образцова И.А. Бюджетная система как правовая категория

Образцова И.А. Бюджетная система как правовая категория

трибуня молодого ученого

бюджетов органов местного самоуправления от государства, а с другой — в Бюджетном кодексе Украины закреплен принцип единства бюджетной системы. Указанный принцип, на наш взгляд, доставшийся нам в наследство от советской теории бюджетного права, которая, в свою очередь, базировалась на строго централизованной системе управления страной, которая не знала ни принципа разделения государственной власти, ни института местного самоуправления. Понятно, что в таких условиях решение вопроса о содержании бюджетной системы был осуществлен автоматически, с одновременным признанием того факта, что все бюджеты страны составляют единую и неделимую систему.

Однако возникает вопрос на предмет того, а насколько подобный подход к построению бюджетной системы соответствует реальности? Отвечая на поставленный вопрос прежде, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на соответствующие положения законодательства Европейского Союза, поскольку именно с ним, согласно Закону Украины «Об Общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза»9, должно быть согласовано национальное законодательство. Проведенный анализ, в частности, показал, что в европейских странах, например, в Германии федеральный бюджет и бюджеты органов местного самоуправления не составляют единую систему правового регулирования. Правовой порядок их формирования, утверждения и исполнения регулируется различными нормативными актами10. Учитывая это, все правовые вопросы, касающиеся бюджетов органов местного самоуправления, составляют предмет муниципального права11.

Отметим, что подобным образом к этому вопросу подходят также и украинские представители науки муниципального права, подчеркивают, что система отечественного муниципального права состоит из определенной совокупности правовых институтов, одним из которых является институт местного бюджета и местных финансов12. Подобная научная позиция сейчас еще не нашла широкого распространения, однако, по нашему мнению, это связано не только с недостаточной разработанностью теории муниципального права. Со временем, когда состоится окончательное выделение муниципального права в самостоятельную отрасль права, вопрос о правовом регулировании бюджетов местного самоуправления обретет повышенную актуальность.

Таким образом, с учетом изложенного можно прийти к следующему выводу, который заключается в том, что границы правового регулирования бюджетного права зависят от содержания категории «бюджетная система». Сейчас, по меньшей

мере на теоретическом уровне, приобретает активность тенденция к разграничению государственного бюджета и местных бюджетов, а раз так, то единственное на сегодняшний день бюджетное право может быть в будущем разделено на два составных элемента — собственно, бюджетное право (совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств государственного бюджета) и институт местных бюджетов (совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств бюджета органа местного самоуправления), который войдет в содержание муниципального права.

Примечания

1. Єпіфанов А.О., Сало І.В. Регіональна економіка: навч. посібник. К., 1999. С. 253.

2. Заблоцька О. Поняття та зміст бюджетної системи України // Право України. 2007. N 2. С. 52—56.

3. БрезвінА.І. Поняття бюджету та бюджетної системи України // Вісник Харківського національного університету внутрішніх справ. 2008. Вип. 41. С. 224.

4. См.: Бюджетная система РФ / В.А. Парыгина [и др.]. Ростов н/Д, 2003.

5. Місцеві бюджети [Електронний ресурс]. Назва з екрану. URL: http://www.vuzlib.net/fin_K/4-4.htm

6. Про рекомендації парламентських слухань про законодавчі аспекти регіональної політики та місцевого самоврядування: постанова Верховної Ради України від 05.06.2003 N 939-IV // Відомості Верховної Ради України. 2003. N 46, ст. 369.

7. Рішення Конституційного Суду України у справі за конституційним зверненням Акціонерного товариства «Страхова компанія «Аванте» щодо офіційного тлумачення положень частини другої статті 1 Закону України «Про систему оподаткування», статті 15 Закону України «Про оподаткування прибутку підприємств» від 16 лютого 2010 р. N 5-рп / 2010 // Вісник Конституційного суду України. 2010. N 2. Стор. 42.

8. Європейська хартія місцевого самоврядування. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/994_036

9. Про Загальнодержавну програму адаптації законодавства України до законодавства Європейського Союзу: Закон України від 18.03.2004 N 1629-IV // Відомості Верховної Ради України. 2004. N 29, ст. 367.

10. Haushaltsrecht. URL: http://de.wikipedia.org/wiki/ Haushaltsrecht

11. Kommunalrecht. Autor / Hrsg.: Burgi, Martin. Verlag: Beck, C H. Jahr: 2010 / 3. Auflage; Kommunalrecht, Max-Emanuel Geis. 2011, 2. Auflage, 268 s.; Hilgendorf Eric: dtv-Atlas Recht / Eric Hilgendorf. Mьnchen: Dt. Taschenbuch-Verl. 2. Verwaltungsrecht, Zivilrecht. 2008.

12. Любченко П.М. Муніципальне право України: навч. посіб. Харків, 2012. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.