Научная статья на тему 'Бюджетная реформа в действии'

Бюджетная реформа в действии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная реформа в действии»

Бюджетная политика

БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА В ДЕЙСТВИИ

В 2005 г. общий объем расходов бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации, составит около 6,6 трлн руб. Совокупные бюджетные расходы надушу населения превысят 3,5тыс. руб. в месяц, а к 2008 г. - 5,8 тыс. руб.

Фактически за эти средства общество «приобретает у государства общественные услуги — образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту общественных интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым из нас в отдельности.

Граждане - и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг - должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

2006 г. СТАНЕТ ПЕРЕЛОМНЫМ ДЛЯ

БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ

Впервые федеральный бюджет будет составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах. Тем самым Россия выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами.

Впервые вводится разделение действующих и принимаемых обязательств государства. Это обеспечит выполнение всех установленных законом расходных обязательств, в том числе — вытекающих из уже принятых и планируемых на трехлетний период решений по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий, денежного содержания военнослужащих, поддержке экономического роста и укреплению национальной обороны и безопасности.

Впервые основой формирования бюджета станут четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а

расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Это и есть суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.

Такого рода реформы проводились и проводятся в большинстве развитых стран, к ним уже присоединились многие страны с переходной экономикой, втом числе - ряд стран-членов СНГ. В условиях роста глобальной конкуренции России необходимо в сжатые сроки выйти на достойные позиции среди стран с передовыми методами управления общественными финансами (рис. I).

Разработка и реализация перспективного финансового плана на 2006-2008 гг. и федерального бюджета на 2006 г. — первые, наиболее трудные, но и самые важные шаги в решении этой стратегической задачи.

* * *

В приложении 1 приведены основные показатели предлагаемого к общественному обсуждению Правительством Российской Федерации первого в истории России трехлетнего бюджета. Его важнейшая часть - проект федерального бюджета на 2006 г., который после его рассмотрения и утверждения Государственной Думой и Советом Федерации будет иметь силу закона.

Бюджетирование, ориентированное на результаты

• США

»Россия

(2008 г)

• Франция

• Австралия

• Новая Зеландия Великобритания

• Швеция Нидерланды

Камбоджа Вьетнам

Среднесрочное

бюджетное

планирование

По материалам Минфина России.

Рис. 1. Место России и международной бюджетной реформе

Как следует из данных приложения 2, каждый уровень власти имеет свою сферу бюджетной ответственности. Федеральные власти отвечают за выплату пенсий и пособий, оборону и безопасность, высшее образование и науку, региональные и местные власти - за предоставление услуг здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральные и региональные органы государственной власти, создаваемые начиная с 2006 г. органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений, реализуя закрепленные за ними полномочия, должны формулировать четкие цели развития страны, региона или муниципалитета, отвечать перед обществом за достигнутые результаты, обеспечивать преемственность и предсказуемость бюджетной политики, прозрачность своих бюджетов.

В этом - главная цель проводимой Правительством Российской Федерации бюджетной реформы.

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Стратегические цели развития Российской Федерации определены в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию. Они представляют собой программу действий на ближайшее десятилетие, охватывающую все стороны жизнедеятельности общества и определяющую общее направление и приоритеты национального развития.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с конституционным требованием «создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — повышение доступности и качества бюджетных услуг, удовлетворение потребностей граждан в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, пенсионное и социальное обеспечение.

Основа для решения социальных проблем -высокие темпы устойчивого экономического роста. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать макроэкономическую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), совершенствовать налоговую систему, обеспечивать защиту прав собственности. Благодаря этому будут созданы благоприятные условия для инвестиций и предпринимательства, создания новых рабочих мест, роста заработной платы в экономике. Государство должно способствовать развитию базовых, стратегических отраслей, в первую очередь транс-

портной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, передовых технологий и инноваций.

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз.

Создание условий для будущего развития - важная миссия социально ответственного государства. Л юди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности.

Для достижения этих целей необходимо максимально эффективно использовать все инструменты и формы государственной политики. Однако именно бюджетная политика занимает среди них ключевое место.

Практически все действия государства должны быть обеспечены бюджетными средствами — даже если речь идет только о разработке законов или подготовке решений Правительства. Поэтому оттого, на каких принципах и по каким правилам формируются и используются бюджетные средства, как государство управляет «переданными» ему обществом финансовыми ресурсами, зависит не только выполнение государственных обязательств и социальных гарантий, но и эффективность работы всего государственного механизма, а значит, и достижение стратегических целей развития страны.

2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ

Основное требование к бюджетной политике — долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.

2.1. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕСУРСОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

В 2006-2008 гг. бюджетные расходы будут полностью обеспечены доходами как в целом по бюджетной системе Российской Федерации, так и в отдельности, по бюджетам разных уровней (рис. 2).

Суммарные бюджетные ресурсы возрастут по сравнению с 2005 г. в 2006 г. - в 1,18 раза, к 2008 г. -в 1,46 раза.

2007 г. 2008 г.

2 000.0

1 000.0 --

0.0.-1-1_____

ЙЙ *

1АЙ 1 1

ь й

й н №

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

| Доходы I 1 Росходы ± баланс (% к расходом)

* балансируется эа счет остагкое средств на счетох

В целом по бюджетной системе

6 000.0

. 4 000.0

Федеральный бюджет

♦42®- +9%

Региональные и местные бюджеты

Рис. 2. Доходы и расходы бюджетной системы Российской Федерации

*тгк—

2004 г. 2005 г. 2006 г.

зооо.о

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г Региональные внебюджетные фонды

фоидм бюджеты

Рис. 3. Расходы бюджетной системы на I человека в тыс. руб.

При этом в структуре конечных (без учета перечислений бюджетам других уровней) расходов ведущее место будут занимать региональные и местные бюджеты, из которых финансируются (в том числе за счет финансовой помощи) основные бюджетные услуги (рис. 3).

2.2. ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Общий объем непроцентных (не связанных с обслуживанием долга) расходов федерального бюд-

жета в реальном выражении (с учетом инфляции) в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличится на 15%, а к 2008 году - на 27%.

Распределение ресурсов федерального бюджета между стратегическими целями будет достаточно стабильным (рис. 4).

■ Бюджет | I Бюджет

Ал» грашдои I I ал» беюласмост»

I, |,Т Бюджет 1 I Бюджет

I * 1 для экономики* ' I дя« будущего

роиим

* • 2007-2008 гг. • бе* учета иамеиемкй ■ ФЦП

Рис. 4. Объем и структура расходов федерального бюджета на достижение стратегических целей (без расходов на обслуживание долга)

На первом месте — расходы социальной направленности, устойчиво высокой будет доля расходов, выделяемых на обеспечение безопасности и на цели долгосрочного развития.

Основная часть расходов федерального бюджета направляется на выплаты населению, в том числе - через бюджеты регионов и государственных внебюджетных фондов (рис. 5).

6 000,0

5 000.0

4 000.0

3 000.0

2 000.0

I ООО. о

0,0

ш

37*

7%

ш пшЩ

29\

5%

7>'

38*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Г

Ш

38%

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

(«ммт дтагрокдо<1

бюджет

шг» иомомисм*

□ Бюджет I 1

вл» 8«>опоо<ости I I

Бюджет • . 2007.2008 гг..

ап» бхдгша'о учета иы^мииа • ФЦП

рои«»«

Рис. 5. Объем и структура расходов федерального бюджега по экономическому содержанию

3. БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН

Обеспечение достойной - долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан. В то же время крайне важно выделить ту его часть, которая непосредственно касается самых насущных потребностей населения. Рост заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан -основной приоритет бюджетной политики.

В структуре расходов на эти цели преобладают перечисления государственным внебюджетным фондам (прежде всего, Пенсионному), а также бюджетам регионов (рис. 7).

2.3. НОВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В 2006-2008 гг. возможности федерального бюджета для принятия новых обязательств будут использоваться для решения наиболее значимых и актуальных проблем (рис. 6).

Л

"Повышение оплоты'

труда и денежно! о ! довольствия_^

♦•150 +405

Рдооды на ыьронг

и оезоппс* КТЪ

+129 НПО

Инвестиционный фоня

♦69 +213

Всего допол-

нительные

ресурсы дп* 348 1028

нольлс обе-аятольсгв

(ж а» га» 3 »» 5о'

Поступления в Стабфонд -324 -Э62

Рлсхопы на авишмишиме . тт ■ ■ м 1* " / , внешнего долга •24 -66 1

■л

Рис. 6. Распределение дополнительных ресурсов федерального бюджега в 2006-2008 гг., млрд руб.

Бюджет дли грождом •«лкучаот расход»! но:

□ □

Фииоксоюв помощь

рег.*охом (♦ 17%)

Прочие цепи (♦18%) (♦рост по сравнению с 2005 г.)

Здравоохранение и спорт (♦64%) Социальную попнгияу )♦!4%)

Предоставление трансфертов государственен внебюджетным фондом (♦24%)

Рис. 7. Бюджет для граждан

3.1. ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ

Для повышения доступности и качества бюджетных услуг необходимо, прежде всего, обеспечить достойный и конкурентоспособный уровень оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры, других отраслей социальной сферы (табл. 1).

При этом с 1 мая 2006 г. в соответствии с законом об увеличении минимального размера оплаты труда первый разряд единой тарифной сетки вырастет до 1 100 руб.

1 а!* чшил а&

I? ё04

Таблица I

Показатели роста заработной платы в бюджетной сфере

Показатель 2004 (отчет) 2005 2006 2007 2008

Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб. 5078 6360 7599 8601 9875

Превышение темпов роста заработной платы темпов инфляции U4 U2 1,07 1,10

Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц 2602 3052 3375 3669 3950

Соотношение зарплаты и прожиточного минимума 1,95 2,08 2,25 2,34 2,50

Расходы на здравоохранение, которые в 2006 г. возрастут в 1,64 раза, будут направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

Будет повышена роль первичной медицинской помощи и профилактики заболеваний. К 2008 г. планируется увеличить обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью на 11%, дневными стационарами — на 62%.

В 3 раза по сравнению с 2005 г. возрастет удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи (рис. 8).

Рис. 8. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, %

В целях реализации права выбора медицинских учреждений, более полного финансового обеспечения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи ставится задача повысить долю финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования с 40% в 2004 г. до 60% в 2008 г.

Показатели

Отдельной задачей будет популяризация здорового образа жизни. Планируется, что удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах в общей численности населения в возрасте 5-30 лет за 3 года возрастет с 22 до 30%.

Для решения задачи обеспечения граждан доступным жильем предусматривается существенное расширение масштабов ипотечного кредитования и жилищного строительства.

Прямые расходы федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» позволят в 2006-2008 гг. переселить 150 тыс. человек из аварийного жилого фонда, модернизировать более 45 тыс. км тепловых сетей и сетей водоснабжения.

3.2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Доля расходов федерального бюджета на выплату пенсий (включая перечисления Пенсионному фонду) в 2006 г. составит 24%. Эти средства позволят к 2008 г. увеличить средний размер трудовой пенсии в 1,9 раза, довести размер социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, увеличивее в 2 раза, повысить пенсии военнослужащим в 1,6 раза.

В результате будет заметно повышен уровень жизни пенсионеров (табл. 2).

В соответствии с требованиями законодательства будут индексироваться социальные пособия, компенсации, выплаты из Фонда социального страхования.

Увеличение финансирования реабилитации инвалидов позволит в 2006 г. предоставить протезно-ортопедические изделия 82% нуждающимся в них инвалидам и довести этот показатель к 2008 г. до 96%.

Таблица 2

>ста пенсий

Показатель 2004 (отчет) 2005 2006 2007 2008

Средний размер трудовой пенсии, руб. в месяц 1894 2325 2620 3025 3549

Прожиточный минимум пенсионера, руб. в месяц 1801 2170 2399 2608 2805

Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера 1,05 1,07 1,09 Мб 1,27

3.3. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Одной из важнейших задач федеральных органов власти является выравнивание финансовых возможностей регионов по реализации закрепленных за ними полномочий, прежде всего — в сфере социальной политики и социального развития.

Обший объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в 2006 г. по сравнению с 2005 г. возрастет в 1, 17 раза.

Как и в предыдущие годы, основная часть этих средств будет распределяться между регионами через 5 фондов по единым методикам.

Наиболее значимый из них — Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации — регионов (ФФПР). Из-за неравномерного размещения по территории страны производственного и ресурсного потенциала различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого Фонда всем регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% среднего уровня, при этом существенное повышение бюджетной обеспеченности охватит 1/3 населения России (табл. 3).

Целевые субсидии из Фонда софинансирования социальных расходов будут направлены на поддержку приоритетных социально значимых расходов территориальных бюджетов (социальную защиту ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплаты детских пособий, адресных жилищных субсидий населению). С 2006 г. труженикам тыла и лицам, пострадавшим от политических репрессий, будет предоставлено право присоединяться к части социального пакета, предоставляемого гражданам, социальная поддержка которых обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Задачей Фонда регионального развития является оказание помощи регионам в развитии социальной инфраструктуры — строительстве школ, больниц, других объектов. Будет продолжена реализация отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ, поддерживаемых из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций, средства которого передаются регионам в виде целевых субвенций на реализацию делегированных федеральных полномочий, прежде всего, по предоставлению льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, чернобыльцам. В 2006 г. объем этого Фонда возрастет в 2,2 раза, что позволит полностью компенсировать расходы региональных и местных бюджетов по предоставлению этих льгот.

С учетом прогнозируемого в 2006-2008 гг. роста налоговых доходов бюджетов регионов планируемые объемы и формы предоставления финансовой помощи позволят полностью обеспечить выполнение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий и функций, втом числе - по установлению и выплате заработной платы учителям, врачам, работникам учреждений культуры и других региональных и муниципальных учреждений, социальной защите ветеранов труда и тружеников тыла, предоставлению услуг образования, здравоохранения, жилищно-

коммунального хозяйства.

* * *

Результатом проводимой бюджетной и социальной политики будет устойчивый рост доходов бюджетников, военнослужащих, пенсионеров, повышение уровня социальной защищенности граждан, доступности и качества бюджетных услуг - как за счет прямых расходов на эти цели из федерального бюджета, так и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, поддержки государственных внебюджетных фондов.

Уровень бедности уменьшится с 15,8% в 2005 г. до 13,5% в 2006 г. и до 9,7% к 2008 г. Это означает, что за 3 года число наших граждан, доходы которых превышают прожиточный минимум, возрастет почти на 9 млн человек.

Значительный вклад в повышение уровня жизни внесет реализуемая в 2006-2008 гг. программа последовательного роста оплаты труда бюджетников, военнослужащих, государственных служащих (табл. 4).

Таблица 3

Доля населения, проживающего в регионах с разным уровнем бюджетной обеспеченности (% к общей численности населения России)

Уровень бюджетной обеспеченности (% к среднему по России) 2005 2006

до выравнивания после выравнивания до выравнивания после выравнивания

Критически низкий (менее 64%) 34.2% - 30.0% -

Низкий (от 64% до 70%) 4.3% 30.1% 7.9% 27.2%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ниже среднего (от 70% до 75%) 7.3% 8.4% 10.8% 7.7%

Средний (от 75% до 100%) 19.0% 26.2% 13.3% 27.0%

Выше среднего (от 100% до 150%) 23.9% 23.9% 24.7% 24.7%

Высокий (более 150%) 11.4% 11.4% 13.4% 13.4%

Таблица 4

Сроки индексации оплаты труда за счет средств федерального бюджета

Гол Работники бюджетной сферы Военнослужащие и приравненные к ним лица Государственные служащие Судьи, прокуроры

2006 г. 1 марта I сентября 1 января 1 января 1 июля

2007 г. 1 мая 1 января 1 ноября 1 января 1 ноября 1 ИЮЛЯ

2008 г. 1 мая 1 сентября 1 сентября

4. БЮДЖЕТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

Главный способ формирования действительно надежной основы для решения социальных проблем — обеспечение высокого и устойчивого экономического роста. Бюджетная политика играет крайне важную роль в этом процессе, помогая созданию экономики, способной выдержать жесткую конкуренцию в условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий.

4.1. СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

Для экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая устойчивость. Только в таких условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты. Создание и поддержание таких условий - главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны.

В 2006-2008 гг. прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное» давление на экономику.

РИСКИ ВЫСОКИХ ЦЕН НА НЕФТЬ Высокие иены на нефть являются источником дополнительных валютных поступлений. Обменивая их на национальную валюту по сложившемуся курсу, Центральный Банк увеличивает денежную массу. Если бы дополнительные средства аккумулировались в виде сбережений граждан или инвестиций предприятий, то в долгосрочной перспективе это благоприятно бы сказывалось на экономическом развитии страны. Однако в условиях низкого доверия к банковской системе и недостаточной инвестиционной привлекательности экономики значительная часть дополнительных доходов тратится на текущее потребление. Поскольку рост объемов товаров и услуг отстает от постоянно «выплескивающихся* на внутренний рынок денежных средств, происходит дополнительный рост цен. Если бы Центральный Банк отказался от покупки «допол-

нительной» валюты, курс доллара резко бы упал. Это. в свою очередь, вызвало бы удорожание отечественных товаров относительно импортных на внутреннем рынке и, соответственно, привело бы к замедлению или даже прекращению экономического роста, повышению безработицы, снижению доходов населения и бюджетов. Таким образом, основными рисками высоких нефтяных цен являются инфляция и укрепление рубля. Избежать этих негативных последствий можно, изымая «нефтедоллары» в период высоких нефтяных цен с тем, чтобы в период падения цен иметь возможность «вернуть» их в экономику и бюджетную сферу.

Для его снижения необходимо продолжить аккумулирование части доходов от высоких цен на нефть в Стабилизационном фонде

Начиная с 2006 г. появится возможность, не подвергая риску макроэкономическую стабильность, увеличить долю доходов от экспорта нефти, направляемую в федеральный бюджет (рис. 9).

14,0

8.0-

......'г-^цврв!

шт ™ * CW-W-3Sr . < *' ■ . • • ! " ' " 1

2005« 2006г. 2007i 20081.

Расходы бюджета Стабфонд

Остается в экономике

Рнс. 9. Использование доходов от экспорта нефти в 2005-2008 гг.

В то же время в среднесрочной перспективе следует сдерживать рост бюджетных расходов, сохраняя его на уровне, не превышающем 16,5-17% ВВП.

Только такая взвешенная и ответственная бюджетная политика в сочетании с ограничением темпов роста контролируемых государством тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, жилищно-коммунальные услуги в пределах 5-8% в год позволит к 2008 г. снизить уровень инфляции до

40.0% 30,0% 20,0%

10,0%

3% 0,0%

1,50

1,00

0,50 а

о

а >«

0,00

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Инфляцнв Реальный эффективный курс рубля к уровню 1997 г.

Рис. 10. Инфляции и реальный курс рубля

бывающей промышленности.

Прямая экономия предприятий от введения этих новаций в 2006-2008 гг. оценивается в 0,25% ВВП, что в условиях 2006 г. равнозначно 60 млрд руб.

В то же время необходимо учитывать, что основы новой налоговой системы России уже сформированы. Поэтому на первое место будет выходить упрощение и повышение прозрачности налоговых процедур. Реальное снижение для предприятий налогового бремени за счет этих мер окажется даже более значительным, чем прямая экономия средств при снижении налоговых ставок.

4-5,5%, а в перспективе — до 3% при сохранении стабильности и предсказуемости курса рубля (рис. 10).

Решение этой задачи обеспечит рост реальных доходов и сбережений граждан, приведет к снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и населения, улучшит инвестиционный климат и, следовательно, создаст благоприятные условия для устойчивого экономического роста.

4.2. СОКРАЩЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

Начиная с 2000 г. Правительством Российской Федерации проводится политика снижения числа налогов и сокращения налоговой нагрузки на экономику, что позволяет предприятиям направлять сэкономленные средства на повышение зарплат своим работникам, создание новых рабочих мест, техническое перевооружение.

В 2006-2008 гг. будет продолжено совершенствование налогового законодательства.

С 2006 г. предусматривается упрощение процедуры возмещения НДС при капитальном строительстве, а с 2007 г. - при экспорте продукции. Расширяется перечень расходов, принимаемых к вычету при налогообложении прибыли. С 2006 г. с 15 до 20 млн руб. повышен верхний предел дохода для организаций малого бизнеса, имеющих право на упрощенный режим налогообложения. Отменяется налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Будут введены налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах. С 2007 г. планируется дифференцировать ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий добычи нефти, что повысит инвестиционную привлекательность нефтедо-

Качество налоговых процедур

Налоговая

иофу»«с -►

2005 г

4.3. ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ

В 2006-2008 гг., как и в предыдущие годы, государственная поддержка отдельных отраслей экономики из федерального бюджета будет концентрироваться на развитии инфраструктуры общенационального и межрегионального значения, стимулирования развития высокотехнологичных отраслей, внедрении новаций, содействии прогрессивным структурным сдвигам в экономике.

В составе этих расходов - создаваемый с 2006 г. Инвестиционный фонд, средства которого (в объеме около 70 млрд руб.) будут направляться на реализацию совместно с частн ыми инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.

2006 г.

бюджет дм полемики включает расходы нет

Сел«схое хозяйство м рыболове «о (>5%)

Тронспорт (»217%)

Спи

и информатику (+315%)

Прикладные научны* исследовании ■ области национальной экономики 1+19%)

□ □

Государственный матвриолкный резерв

(♦90%)

Прочие цели (-20%}

Инвестиционный фонд

(создается с 2006 г)

{♦рост по сроененкю с 2005 г.)

Рис. 11. Бюджет для экономики

ШКЗШ-СУб . 154е V на 1 чеп у

Государственные расходы на поддержку промышленности должны содействовать переходу к наукоемкому инновационному развитию, привлечению внешних и внутренних инвестиций.

Так, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» планируется обновление парка гражданской авиационной техники с общим объемом производства 2800 самолетов и 2200 вертолетов.

Повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, в том числе -за счет предоставления государственных экстренных гарантий, позволит расширитьэкспорт машин, оборудования и транспортных средств (рис. 12).

22

20

18

16

14,1

2004

2005 г.

2006

2007 г.

2008 г.

Рнс. 12. Экспорт машин, оборудования и транспортных средств, млрд дол.

В агропромышленном комплексе бюджетные средства будут направлены на мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ежегодно в 2006-2008 г. на пополнение уставного капитала ОАО «Ро-сагролизинг» будет выделяться 8,0 млрд руб., что позволит предприятиям АПК дополнительно закупать каждый год свыше 10 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Прогнозируется, что доля отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольствием возрастет с 66% в 2004 г. до 68%, а объем продукции

АПК возрастет в 2008 г. по сравнению с 2005 г. на 6,6%.

Опережающими темпами (в том числе благодаря мерам государственной поддержки) будут развиваться информационные технологии и связь.

В 2006-2008 гг. будет продолжена поддержка малого бизнеса, что позволит увеличить его долю в ВВП с 11,5% до 2005 г. и до 17%-к 2008 г.

В поддержании высоких темпов экономического роста важное значение имеет развитие инфраструктуры.

В 2006-2008 гг. будет продолжена реализация крупномасштабной Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», направленной на развитие единой дорожной сети страны. В рамках этой программы в 2006-2008 гг. планируется построить и реконструировать более 12

тыс. км автодорог, в том числе 3,2 тыс. км - в 2006 г.

* * *

Результатом проводимой в 2006-2008 гг. бюджетной и экономической политики станет создание благоприятных условий для развития экономики и существенное ускорение по сравнению с инерционным прогнозом темпов экономического роста за счет внутренних факторов (табл. 5).

Это, в свою очередь, позволит повысить среднемесячный уровень заработной платы в экономике с 8,4 тыс. руб. в 2005 г. до 10,1 тыс. руб. в 2006 г. и до 13,5 тыс. руб. в 2008 г., а также ежегодно создавать 100 тыс. новых рабочих мест.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. БЮДЖЕТ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность должны обеспечивать необходимый уровень технического и кадрового потенциала вооруженных сил и правоохранительных органов, отвечающий современным вызовам и особенностям геополитической обстановки (рис. 13).

Таблица 5

Факторы ускорения роста ВВП в 2006-2008 гг.

Показатель Прирост ВВП, % к предыдущему году

2006 2007 2008

Инерционный прогноз 4,0 4,3 4,6

Основной прогноз 5,8 5,9 6,0

Разница 1,8 1,6 1.4

в том числе за счет:

Внешнеэкономической конъюнктуры 0,7 0.2 0,3

Инвестиций 0,8 и 0,9

в том числе частных 0,4 0,6 0,4

из них за счет налоговых новаций 0,2 0,1-0,2 0,1-0,2

государственных 0,3 0,5 0.,5

Внутреннего спроса населения 0,3 0,4 0,3

2005 г.

2006 г.

Бюджет дпр безопасности шмонает расходы на

Борьбу

с преступностью (+2i%)

Предотвращение м ликвидацию последствии чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |*27%)

Вооруженные силы Российской Федерации (♦22%)

□ □ □

Прикладные научные исследования я сфер« национальной обороны (♦18%)

Органы безопасности и пограничной службы

(♦34%)

Прочие цели (+4%)

(♦рост по сровнеиию с 2005 г.)

Рис. 13. Бюджет апя безопасности

5.1. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ

В федеральном бюджете предусмотрено увеличение расходов на реализацию Государственной программы вооружения на 59 млрд руб. в 2006 г., 69 млрд руб. - в 2007 г. и 83 млрд руб. - в 2008 г. В результате этого планируется существенно повысить уровень обеспеченности воинских формирований современным вооружением и военной техникой. Только в 2006 г. объемы закупок и ремонта вооружения и военной техники возрастут более чем на 30%.

Предусматривается повышение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц (рис. 14).

Финансирование перехода к комплектованию вооруженных сил на контрактной основе осуществляется в рамках соответствующей Федеральной целевой программы. В результате на новый способ

180% -i 160% -140% 120% -100% -80% 60% " 40% ~ 20% 0%

163,3%

145,1%

100%

115%

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

комплектования к 2007 г. планируется перевести 80 соединений и воинских частей с численностью 147,5 тыс. военнослужащих.

Постепенный переход к новой системе комплектования будет сопряжен и с последовательным сокращением сроков службы по призыву.

Для решения жилищных проблем военнослужащих будет развиваться накопительная ипотечная система жилищного обеспечения. В бюджете на 2006 г. на эти цели предусмотрены средства в размере 3 млрд руб. с увеличением их в 2008 г. более чем в 2 раза (рис. 15).

ю -

9 -

8 -

7 -

6 -

5 -

4 -

3 -А

2 -

1 -

О -

[о ценах 2005 г., млрд руб.)

-1-1-

2005 г. 2006 г 2007 г

2008 г.

Рис. 14. Увеличение денежного довольствия военнослужащих

Рис. 15. Развитие накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих

5.2. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Общий объем расходов на предупреждение и раскрытие преступлений, контроль за соблюдением законности и правопорядка в 2006 г. возрастет в 1,24 раза, а к 2008 г. - в 1,5 раза. Это позволит повысить раскрываемость преступлений прошлых лет, долю тяжких и особо тяжких преступлений, пресеченных на стадии приготовления и покушения, долю раскрытых преступлений экономической направленности, сократить количество краж, допущенных с охраняемых объектов и квартир, угонов транспортных средств.

5.3. НАЦИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ

Расходы федерального бюджета на предупреждение и ликвидацию последе гвий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, включая гражданскую оборону, в 2006 г. возрастут на 27%, а к 2008 г. - в 1,5 раза.

Обеспеченность населения защитными сооружениями повысится с 64% в 2005 г. до 78% в 2008 г. За этот же период количество субъектов Российской Федерации, включенных в систему централизованного оповещения, возрастете 85% до93%.

Участниками системы стонут 161,5 тыс военнослужащих

8 систему будет вовлечено 55,6 тыс. военнослужащих

Ставится задача к 2008 г. снизить число пострадавших от пожаров на 10%, а также увеличить не менее чем в 1,2 раза количество предотвращенных пожаров.

Уровень обеспеченности подразделений и организаций МЧС специальным оборудованием при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и террористических акций повысится с 76% в 2005 г. до 85% в 2006 г. и до 95% к 2008 г.

Результатом этих и других мер по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности МЧС должно стать снижение к 2008 г. негативных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера: уменьшение числа погибших на 4,5-5,5%, числа пострадавших — на 2-3 %, экономического ущерба - на 3-4%.

* ♦ ♦

Общество должно быть уверено в том, что страна готова к пресечению любых проявлений или даже угроз возникновения внешней агрессии, что каждый гражданин надежно защищен государством от терроризма, преступлений, может в чрезвычайных ситуациях рассчитывать на помощь профессиональных служб спасения. Современные, хорошо обеспеченные, всегда готовые к выполнению своих задач и потому пользующиеся доверием общества вооруженные силы, органы безопасности и правопорядка, надежная система гражданской обороны, службы предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций — главный результат расходов на обеспечение национальной безопасности.

6. БЮДЖЕТ ДЛЯ БУДУЩЕГО

Создание потенциала для будущего развития предполагает концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития профессионального образования, научно-технического и инновационного потенциала, создание условий для возобновления природных ресурсов, повышение эффективности государства (рис. 16).

6.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Главный капитал любой страны — это люди, владеющие современным знанием и передовыми технологиями, открытые к инновациям, способные к саморазвитию и творческой реализации. Инвестиции в «человеческий капитал» — необходимое условие для устойчивого развития страны.

К 2008 г. намечено практически удвоить расходы на фундаментальную науку. Это позволит закрепить лидирующие позиции России по целому ряду направлений фундаментальных исследований, сохранить высококвалифицированных специалистов,

обеспечить развитие уникальных научных школ и приток новых кадров за счет интеграции науки с образованием. При этом будут выполняться решения Совета Безопасности в отношении объемов финансирования научных исследований и разработок гражданского назначения.

В 2006-2008 гг. планируется обеспечить доступность качественного образования для всех слоев населения независимо от социального происхождения, доходов и места жительства граждан.

Программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в 2006 г. будет охвачено 30%, а к 2008 г. - 35% населения в возрасте 15-34 лет. В 2006-2008 гг. в федеральных учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счет бюджетных средств будут обучаться соответственно 1 и 3 млн студентов. Расходы в расчете на 1 студента возрастут в 1,5 раза, с 1 января 2006 г. предусмотрено повышение стипендий студентам и аспирантам в 1,5 раза, обеспеченность студентов общежитиями за 3 года вырастет с 84 до 95%.

В соответствии с разграничением полномочий услуги общего (школьного) образования, а также значительной части начального и среднего профессионального образования финансируются из региональных и местных бюджетов. В то же время в федеральном бюджете предусмотрены средства для повышения уровня информатизации образования (в том числе, повышения доли школ, имеющих доступ к Интернет, с 57 до 80%), поддержки талантливой молодежи, развития системы профессиональной подготовки в армии.

2006 г.

2005 г.

Бюджет для будущего р а нити» м»_люта»т расходы no

I ОбщвЮСуДОрСТЯенные I-1 «опроси /прокляни* [+57%) I-1

I Судебную систему (+38%)

Высшее, начально* м среди**

профессиональное

обро JOOOMHB (»35%)

□ □

Фундаментальны* исследования {♦29%)

Охрану окружающей среды и •оспрониодетяо минерально-сырьевой б01ы (+46%)

Прочие цели {*5%)

(«рост по сро*пению с 2005 г.)

Рис. 16. Бюджет для будущего

В результате ожидается повышение образовательного уровня населения: так, численность лиц со средним профессиональным образованием в расчете на 1000 человек в возрасте 15-72 лет возрастет с 220 чел. в 2005 г. до 235 чел. в 2008 г., а лиц с высшим профессиональным образованием — со 190 до 198 чел. соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запланированные объемы финансирования культуры позволят, в частности, увеличить долю отреставрированных объектов культурного наследия в общем количестве недвижимых объектов, нуждающихся в реставрации, с 3,6% в 2005 г. до 10,5% в 2008 г. Планируется увеличение тиража книг и журналов образовательного, научного, культурного характера. Будет продолжена поддержка отечественного театрального искусства и кинематографии, что позволит повысить с 15 % в 2005 г. до 18% в 2008 г. доли в кинопрокате национальных фильмов.

6.2. ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА

За счет мероприятий, направленных на развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов, будет обеспечен прирост запасов, близкий к объемам добычи. Так, отношение ценности выявленных ресурсов к стоимости погашенных запасов увеличится в 2008 г. по сравнению с 2005 г.: по углеводородному сырью с 70 до 80%, по благородным металлам и алмазам с 80 до 85%. Прирост геологической изученности территории планируется поддерживать на уровне 2,4-2,9 млн кв. км в год.

Бюджетное финансирование лесного хозяйства позволит довести коэффициент восстановления лесов до 0,685 в 2006 г. и 0,781 к 2008 г. и повысить эффективность борьбы с лесными пожарами (удельный вес ликвидированных в первые двое суток пожаров к количеству возникших пожаров вырастет с 24,6% в 2005 г. до 60% в 2006 г. и более чем до 70% к 2008 г.).

В рамках осуществления надзорных функций в области охраны природных ресурсов планируется увеличение доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользовния до 50% в 2006 г. и до 60% в 2008 г., а отношение объема возмещенного экологического ущерба к общему объему причиненного ущерба — с 70% в 2005 г. до 75% в 2006 г. и до 85% в 2008 г. С 50 до 80% будет увеличена доля очистных сооружений, оборудованных средствами учета и контроля сбрасываемых сточных вод.

6.3. ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Сильное, эффективное государство необходимо всем — и политикам, и бизнесменам, и обычным гражданам. Проводимые в настоящее время судеб-

ная и административная реформа, реформа государственной службы должны привести к росту доверия к государственной власти, повышению эффективности управления на всех уровнях власти, формированию квалифицированных управленческих кадров, соблюдающих высокие стандарты поведения, ориентации государственных услуг на конечного потребителя, устранению административных барь-' еров и, как следствие - к повышению конкурентоспособности российского государства (рис. 17).

0.39 0.43 0.47 0.51 • - ♦

0.27 Е- -

0.17

-0.02 ^

•0.21

-0.40

-0.62 .О" * г*

■0.88 -0.91 -0.87 -0.83 -0.79 • - ^

С • • О , - ф -

7000 г тг 2002 г 2004 г 2006 г I 2008 г.

Строим Центральной и Восточной Еаропы

¿2 Россия

- • - Строны СНГ

Рис. 17. Индекс качества государственного управления (по методике Всемирного банка)

Результатом повышения эффективности государства должно стать повышение к 2008 г. доли граждан, удовлетворенных качеством предоставляемых

государством услуг, не менее чем до 50%.

* * *

Расходы, ориентированные на будущее развитие, создают условия, втом числе для достижения к 2008 г. таких индикаторов, свидетельствующих о росте потенциала развития и социально-экономической привлекательности страны, как: увеличение по сравнению с уровнем 2005 г. не менее чем на 60 тыс. ежегодно рождающихся детей, не менее чем на 40 тыс. человек ежегодного миграционного притока населения, рост в 1,8 раза доходов населения от собственности, переход от чистого оттока к устойчивому чистому притоку частного капитала.

7. ГАРАНТИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Для достижения стратегических целей развития страны необходимо удлинение горизонта бюджетного планирования. Граждане, предприятия, регионы должны быть уверены втом, что принимаемые государством обязательства будут выполняться не только в очередном году, но и во все последующие годы. Перспективный финансовый план Российской Федера-

ции на 2006-2008 гг. и проект федерального бюджета на 2006 г. обеспечивают долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, предсказуемость и последовательность бюджетной политики.

В среднесрочной перспективе доля доходов и расходов федерального бюджета в ВВП будет оставаться стабильной (рис. 18).

"" --------^ ____

» ■ I I

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г

— Доходы ф Непроцемтиые росходы

Рис. 18. Доходы и непроцентные расходы федерального бюджета

Это свидетельствует о проведении взвешенной и ответственной бюджетной политики, которая не должна допускать роста обязательств сверх уровня, реально обеспеченного финансовыми ресурсами.

Такая динамика базовых бюджетных параметров обеспечивает решение актуальных социальных и экономических задач без угрозы для устойчивости бюджетной системы и макроэкономической стабильности.

Из-за сохраняющейся сырьевой ориентации российской экономики доходы федерального бюджета в значительной степени определяются внешнеэкономической конъюнктурой. При этом объем расходных обязательств должен быть прогнозируемым и стабильным и не зависеть от неконтролируемых внешних условий. Поэтому, как и в предыдущие годы, Стабилизационный фонд призван не только способствовать сдерживанию инфляции, но и

«страховать» федеральный бюджет и бюджетную систему в целом от трудно прогнозируемых падений цены на нефть, как это имело место, например, в 1993-1994 и 1998 гг.

В то же время тенденция к повышению средней цены на нефть дает возможность с 2006 г. направить часть дополнительных «нефтяных» доходов на выполнение социальных обязательств, несколько сократив темпы наращивания Стабилизационного фонда без ущерба для устойчивости бюджетной системы (рис. 19).

Прогнозируемый объем Стабилизационного фонда позволит покрыть возможный дефицит федерального бюджета в случае снижения цены на нефть до 27 дол. за баррель и ниже в течение 1 -2 лет. Если же тенденция к повышению средней цены на нефть сохран ится, часть средств Стабил изацион ного фон -да будет направлена на досрочное погашение внешнего долга.

26.0 21.0

5

£ и.о 11,0 6.0

«К финансам России не применима система, согласно которой государство не должно <...> сосредоточивать в своем распоряжении запасные средства. Эта система привела бы в расстройство государственное хозяйство, затруднила бы в случаях бедствий правительственную помощь населению и явилась бы шагом к политическому ослаблению нашего отечества».

Из доклада С. Ю. Витте Государственному Совету о государственной росписи доходов и расходов на 1901 год

В то же время дальнейшее повышение «цены отсечения» или любое использование средств Стабилизационного фонда внутри страны является недопустимым из-за неизбежного повышения инфляции и усиления зависимости бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.

Стабилизационный фонд является и должен оставаться гарантом стабильности и устойчивости российских государственных финансов.

Долговая политика Правительства Российской Федерации направ-

0,0 --1-'-1-1—————--- 0,0%

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

- Цена нефти Ф Доходы федерального бюджета (без ЕСН) Рис. 19. Зависимость доходов федерального бюджета от мировых иен на нефть

25,0%

о. 40.0 | 30,0

г ?

1 20,0 о

X

10,0

20,0% 15,0% 10,0% 5,0%

лена на снижение государственного долга, прежде всего, путем досрочного погашения за счет средств Стабилизационного фонда наиболее дорогих для обслуживания внешних долгов.

В 2005 г. были досрочно погашены внешние долги на сумму 18,3 млрд дол., что позволит только в 2006-2008 гг. сэкономить на их обслуживании 66 млрд руб. Политика сокращения государственного долга и доли в нем внешних долгов будет проводиться и в среднесрочной перспективе (рис. 20).

¿1,3%

42,2%

23,6%

JÜ* П.8%

"ГТГ^Г

2000 г. 2002 г. 2004 г. 2000 г. 2008 г.

^^^^ Внешний | | Внутренний

Рис. 20. Объем государственного долга РФ (в % к ВВП)

Ее результатом будет не только высвобождение средств для финансирования бюджетных расходов, но и дальнейшее повышение кредитного рейтинга России и, следовательно, расширение доступа российских предприятий к международным кредитным рынкам.

* ♦ *

Долгосрочная сбалансированность бюджетной системы, поддержание необходимого для обеспечения устойчивости государственных финансов Стабилизационного фонда, последовательное сокращение долгового бремени — залог финансовой стабильности, безусловного выполнения принятых расходных обязательств, снижения зависимости бюджетной системы и страны в целом от внешних условий.

ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ

В 2006-2008 гг. реальные (с учетом инфляции) возможности бюджетной системы страны по финансовому обеспечению социальных гарантий, предоставлению бюджетных услуг, упрочению национальной безопасности, поддержке экономического роста и других функций государства и местного самоуправления возрастут в 1,2 раза.

Необходимо, поддерживая макроэкономическую стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное их использование в соответствии с интересами и потребностями как общества в целом, так и каждой семьи, каждого человека в отдельности.

Для этого нужно достичь следующих показателей: Достойная жизнь для граждан, которая будет проявляться:

• в росте средней продолжительности жизни с 65,9 до 67 лет;

• снижении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в обшей численности населения с 15,8 до 9,7%;

• удвоении по сравнению с началом 2005 г. заработной платы работников бюджетной сферы и денежного содержания военнослужащих или с учетом инфляции их увеличении не менее чем в 1,5 раза;

• повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 107 до 126,5%;

• повышении качества и доступности жилья, услуг образования и здравоохранения, обеспечении социальной защищенности. Устойчивый рост для экономики, характеризующийся:

• увеличением объема ВВП по сравнению с 2005 г. в 1,19 раза, превышением к 2007 г. объема ВВП в реальном выражении уровня 1990 г.;

• удвоением по сравнению с 2004 г. средней заработной платы в экономике;

• созданием к 2008 г. 300 тыс. новых рабочих мест;

• ростом кредитов банков экономике в реальном выражении в 1,46 раза;

• переходом от чистого оттока к чистому притоку частного капитала.

Уверенность в будущем для страны, являющаяся результатом:

• последовательного развития инфраструктуры, инновационного и природно-ресурсного потенциала;

• обеспечения демократии, законности, правопорядка, гражданских прав и свобод;

• интеграции в международное сообщество, последовательной защиты внешнеполитических интересов;

• готовности к отражению внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

• роста эффективности государства, устойчивости и надежности финансовой системы

* * *

Достижение этих целей и показателей будет означать переход к качественно новому этапу в социально-экономическом развитии страны.

Перспективный финансовый план на 2006-2008 гг. и проект федерального бюджета на 2006 г., впервые в российской истории сформированные в соответствии с принципами и требованиями среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты - реализация на практике политики развития, устремленной в будущее (рис. 21).

Доходы занятых в экономике, рабочие места

Непредсказуемые результаты:

в оплата труда

в пенсии и пособи«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ услуги образования и здравоохранения

в инфраструктура

в выравнивание бюджетной обеспеченности регионов

в закупка военной техники

в другие

Конечные результаты:

С2

повышение уровня жизни

Рис. 21. Принципиальная схема среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты

f \

Внимание!

Изменились адрес и телефоны

«Издательского дома «Финансы и Кредит»

Новый адрес: Москва, ул. Машкова, д. 3, стр. 1 Тел./факс: (095) 921-69-49, 921-91-90

E-mail: post@financepress.ru Http://www.financepress.ru

/

Расходы

Резерв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.