Научная статья на тему 'Бюджетная политика как фактор повышения устойчивости социально-экономического развития Брянской области'

Бюджетная политика как фактор повышения устойчивости социально-экономического развития Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / FISCAL POLICY / BUDGET DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT / THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE BRYANSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюшкина И.А., Мишина М.Ю., Шадоба Е.М.

В статье проанализирована сущность региональной и бюджетной политики России, выявлена актуальность изучения бюджетной региональной политики, определена роль региональной бюджетной политики в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, проведена оценка динамики консолидированного бюджета одного из регионов РФ (Брянской области) за 2010-2014 годы, и сумма безвозмездных поступлений в бюджет Брянской области из федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY POLICY AS A FACTOR OF RISE OF STABILITY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF BRYANSK REGION

The authors of the article analyse the essence of regional and budgetary policy of Russia, explore the topicality of the research of budgetary regional policy, determine the significance of budgetary regional policy in the socio-economic development of the constituent territories of Russia; give an appraisal of consolidated budget evolution of one of the regions of the Russian Federation (Bryansk region) during 2010-2014 years and examine the sum of voluntary receipt into the budget of Bryansk region from the federal budget.

Текст научной работы на тему «Бюджетная политика как фактор повышения устойчивости социально-экономического развития Брянской области»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.263 Матюшкина И.А.1, Мишина М.Ю.2, Шадоба Е.М.3

1 Кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», 2Кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», 3ORCID: 0000-0002-6955-2407, Кандидат экономических наук, Филиал ОАНО ВПО

«Московский психолого-социальный университет» в г. Брянске БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье проанализирована сущность региональной и бюджетной политики России, выявлена актуальность изучения бюджетной региональной политики, определена роль региональной бюджетной политики в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, проведена оценка динамики консолидированного бюджета одного из регионов РФ (Брянской области) за 2010-2014 годы, и сумма безвозмездных поступлений в бюджет Брянской области из федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджетная политика, бюджетное развитие, региональное развитие, консолидированный бюджет Брянская область.

Matyushkina I.A.1, Mishina M.U. 2, Shadoba E.M.3

1PhD in Economics, Bryansk State University Named after Academician I.G.Petrovsky, 2PhD in Economics, Bryansk State University Named after Academician I.G.Petrovsky, 3ORCID: 0000-0002-6955-2407, PhD in Economics, Bryansk Branch of Educational autonomous non-commercial organization of higher education «Moscow psychological and social university» BUDGETARY POLICY AS A FACTOR OF RISE OF STABILITY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

OF BRYANSK REGION

Abstract

The authors of the article analyse the essence of regional and budgetary policy of Russia, explore the topicality of the research of budgetary regional policy, determine the significance of budgetary regional policy in the socio-economic development of the constituent territories of Russia; give an appraisal of consolidated budget evolution of one of the regions of the Russian Federation (Bryansk region) during 2010-2014 years and examine the sum of voluntary receipt into the budget of Bryansk region from the federal budget.

Key words: fiscal policy, budget development, regional development, the consolidated budget of the Bryansk region

Основные направления регионального развития современной России зависят от уровня развития всей социально-экономической системы. Определяющую роль в наблюдаемых тенденциях занимают применяемые методы и механизмы разработки региональной социально-экономической системы.

Для реализации основных направлений трансформации региональных социально-экономических систем применяют организационно-экономический механизм, который представляет собой комплексную, многоступенчатую систему. Данная система состоит из связей, институтов, конкретных методов и взаимоотношений, оказывающих влияние на формирование стратегических целей регионального развития функционирующих социально -экономических систем.

В современных условиях фундаментом организационно-экономического процесса, направленного на реализацию социально-экономической политики в субъектах Российской Федерации, является комплексная региональная политика, составной частью которой является бюджетная политика. Актуальность разработки и реализации бюджетной политики определяется рядом объективных причин. Наиболее значимыми из них являются:

- существование прямого влияния мировой экономической конъюнктуры на российскую экономику. Данные изменения оказывают определенное влияние на регионы России: на развитие одних регионов мировая конъюнктура оказывает сильное влияние, других - более слабое. В данный период развития экономики не создано благоприятных условия и действенных стимулов для развития и внедрения новых технологий, проведения эффективной политики энергосбережения и природосбережения, повышения производительности труда, развития видов деятельности, направленных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

- проблемы, существующие на общероссийском уровне, на уровне региона не только не ослабевают, а наоборот, усиливаются под воздействием территориальных, экономических, социальных и других проблем, решить которые можно лишь при условии достаточного финансирования, что не всегда можно реализовать в силу его ограниченности. Необходимый объем финансирования можно обеспечить только при создании действенной финансово-бюджетной политики с четко определенными инструментами и методами ее реализации;

- направленность бюджетной политики региона определяется проводимой экономической политикой, поэтому она должна быть направлена на проведение ее модернизации, формирование основ для развития, усиления конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, а также реализацию стратегии устойчивого развития;

- современный уровень развития общества требует ясного понимания и осознания возможных последствий реализации мероприятий бюджетной политики на федеральном уровне, уровнях региона и муниципалитета с учетом их влияния на достижение поставленных целей. Новые статьи расходов могут и должны приниматься после проведения полной оценки эффективности, при наличии необходимых ресурсов для обеспечения их гарантированного достижения в рамках сформированных бюджетных ограничений;

- в связи с остротой постановки вопроса формирования экономической безопасности, пристальное внимание должно быть уделено вопросам формирования региональной бюджетной политики [3].

В современной России базовые принципы региональной политики закрепляются в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровня, имеющих стратегическую или оперативную направленность. Основным стратегическим документом федерального значения выступает «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [2]. В разделе, посвященному региональному развитию, определены основные перспективные приоритеты развития страны, сформулированы базовые цели и задачи данного процесса. Согласно данного документа цель государственной региональной политики состоит в формировании сбалансированного пространственного развития экономики России. Документом, определяющим конкретные цели и задачи и общие требования к бюджетной политике, является ежегодное Бюджетное послание Президента Российской Федерации. В Бюджетном послании формулируются цели бюджетного развития, но такие элементы как бюджетная и налоговая политика, зачастую не только не стимулируют, а напротив тормозят инновационное развитие территорий.

Региональная бюджетная политика представляет собой мероприятия, которые направлены на регулирование социальных, экономических и иных процессов на территории региона и подразумевает повышение уровня и качества жизни населения на основе грамотного и рационального распределения бюджета. Большую роль в реализации бюджетной политики играет возможность адаптировать ее к изменениям факторов внешней и внутренней среды, но наибольшее влияние оказывает общая направленность общероссийского социально-экономического развития.

Далее выявим особенности бюджетного развития Брянской области. Для этого проанализируем консолидированный бюджет Брянской области за 2010-2014 гг. (табл.1) [1].

Таблица 1 - Консолидированный бюджет Брянской области, млн.рублей

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014г. 2014 г. в % к

2010 г. 2013 г.

Доходы, в том числе 32749,9 38525,2 42543,2 44918,1 46899,4 143,2 104,4

налог на прибыль организаций 3662,5 5239,8 6626,8 4436,1 4198,7 114,6 94,6

налог на доходы физических лиц 7145,4 8067,8 9442,4 10638,2 11228,4 157,2 105,5

акцизы 2018,4 2381,6 2722,8 2728,6 2535,2 125,6 92,9

налог на совокупный доход 1095,6 1342,1 1697,1 1764,4 1924,6 175,7 109,1

налоги на имущество 2510,3 2577,6 3074,6 3381,0 4111,5 163,8 121,6

Расходы, в том числе на: 33803,9 38633,2 44095,1 48679,7 47731,8 141,2 98,1

национальную экономику 5393,3 6195,4 9965,9 14257,8 12441,3 в 2,3 раза 87,3

жилищно - коммунальное хозяйство 3601,6 2814,4 2084,3 1565,8 1581,7 43,9 101,0

Образование 8330,8 9892,2 12132,0 13383,4 13495,0 162,0 100,8

здравоохранение, физическую культуру и спорт 3565,1 6863,4 7823,3 6406,1 7163,7 в 2 раза 111,8

социальную политику 6915,7 7682,5 7210,2 7281,2 7150,9 103,4 98,2

Профицит(+), дефицит (-) -1054,0 -107,9 -1551,9 -3761,6 -832,4 78,9 в 4,5 раза

На протяжении 2010-2014 гг. доходная часть консолидированного бюджета Брянской области увеличилась на 43,2%, при этом увеличение за последний год составило 4,4%. Анализируя отдельные статьи доходов бюджета можно отметить, что в 2014 году по сравнению с предыдущим годом происходит уменьшение суммы налога на прибыль организаций на 5,4%. Данный факт обусловлен снижением налоговой базы по налогу крупных налогоплательщиков, зарегистрированных на территории области. Однако общая тенденция изменения поступлений по данному виду налога на протяжении всего анализируемого периода положительна.

Наблюдается увеличение налоговых поступлений на доходы физических лиц на 57,2% в 2014 году по сравнению с 2010 годом и на 5,5% по сравнению с 2013 годом. Главным фактором, обуславливающим данную тенденцию, является увеличение налоговой базы по налогу.

Снижение суммы налога на акцизы в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 7,1% обусловлено с одной стороны снижением объемов производства и реализации алкогольной продукции в связи с ужесточением конкуренции вследствие роста ставок акциза и минимальных розничных цен; сокращением наценки на ликеро-водочные изделия с 25% до 10-17%, уплатой акциза по месту производства; с другой стороны ростом доли производства и реализации нефтепродуктов класса 5 с более низкой налоговой ставкой.

За анализируемый период доходная часть консолидированного бюджета Брянской области увеличилась на 43,2%, при этом увеличение за последний год составило 4,4%.

Наибольший удельный вес в структуре расходов в 2014 году занимают расходы на образование 28,27% (13 495 млн. рублей) и расходы на национальную экономику 26,07% (12441,3 млн. рублей). За анализируемый период

увеличение расходов на национальную экономику составляет 2,3 раза. Однако в 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается уменьшение статьи на 12,7%, что связано не поступлением доходов дорожного фонда и исполнением расходов на сельское хозяйство и рыболовство за счет субсидий федерального бюджета по фактическим, а не запланированным затратам.

Негативной тенденцией является снижение совокупных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство почти в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2010 годом.

На протяжении всего анализируемого периода отмечается тенденция увеличения расходов на образование на 62,0%, на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2010 годом. Практически стабильной остается сумма расходов на социальную политику Брянской области - в отчетном периоде расходы на социальную сферу составили 7150,9 млн. рублей.

В структуре безвозмездных поступлений в бюджет Брянской области из федерального бюджета наибольшую долю занимают дотации из федерального бюджета в сумме 7034 млн. рублей (или 35% от общей суммы безвозмездных поступлений) и субсидии в размере 8484 млн. рублей (42%) (рис.1).

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

42%

7034 млн. руб. Дотации

2587 млн. руб. Субвенции

8484 млн. руб. Субсидии

2137 млн. руб. Иные поступления

Рис.1 - Структура безвозмездных поступлений в бюджет Брянской области из федерального бюджета в 2014 году

Общая сумма безвозмездных поступлений в бюджет области составила 20242 млн. рублей. Однако, не смотря на достаточно внушительную сумму поступлений для Брянской области, на протяжении последних 5 лет характерен дефицит бюджета. В 2014 году бюджетный дефицит составил 832,4 млн. рублей, что почти в 4,5 раза меньше, чем в 2013 году.

Подводя итоги, проведенному исследованию можно отметить, что федеральными и региональными властями, реализуются определенные мероприятия, которые направлены на снижение разрыва между уровнями социально -экономического развития различных субъектов РФ. Особое внимание уделяется снижению дифференциации регионов по уровню бюджетного развития как одного из основополагающих элементов регионального социально-экономического развития. Однако, эти действия недостаточны, о чем свидетельствует глобальные различия в реальном уровне социально-экономического развития.

Одним из выходов в сложившейся ситуации необходимо рассматривать формирование благоприятных условий для создания инвестиционного партнерства между бизнес-структурами и государством [4]. Это позволит использовать внутренние резервы регионов, активизирует конкурентоспособные позиции, что приведет к повышению эффективности инфраструктурного и отраслевого и развития регионов, в том числе и Брянской области, без получения дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Литература

1. Брянская область в цифрах. 2015 [Текст]: Краткий статистический сборник / Брянскстат. - Брянск, 2015. - 152 с.

2. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 годах [Электронный ресурс] // Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115713/

3. Левина В.В. Механизм формирования бюджетной стратегии субъекта Федерации (на примере Тульской области) // Финансы и кредит. 2010. № 11 (395).

4. Матюшкина И.А., Михалева О.М. Эффективность государственного и муниципального управления: сущность и проблемы определения [Электронный ресурс] / Матюшкина И.А., Михалева О.М.// Гуманитарные научные исследования. - 2013. - № 8 (24). - С. 21.

5. Шадоба Е.М. Особенности формирования социально-экономического процесса в России [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - 2012. - № 22 (220). - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru

References

1. Bryansk region in numbers. 2015 [Text]: Statistical digest / Bryanskstat. - Bryansk, 2015. - 152 p.

2. Matyushkina I.A., Mikhalyova О.М. Budget Message of the President of the Russian Federation in 2012-2014 years [Electronic resource] // Consultant Plus. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115713/

3. Levina V.V. The mechanism of formation of the budget strategy of a federal subject (the case of Tula oblast) // Finance and Credit, 2010, № 11(395).

4. Efficiency of state and municipal board: essence and problems of definition [Electronic resource]// The humanities

research. - 2013. - № 8 (24). - P. 21.

5. Shadoba E.M. Formation Peculiarities of Socio-Economic Process in Russia [Electronic resource] // Journal of Russian Entrepreneurship - 2012. - № 22 (220). - Access mode: http://www.creativeconomy.ru

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.193 Миронова Д.Д.1, Лопаткина Е.А.2

1ORCID: 0000-0002-2909-2442, Кандидат экономических наук, 2ORCID: 0000-0003-0842-4492, Студентка экономического факультета, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ

Аннотация

В статье рассмотрены необходимость, сущность и роль импортозамещения как эффективного инструмента оптимального развития рыночной экономики в условиях санкционного давления западных стран. Проанализированы проблемы, связанные с реализацией политики импортозамещения в России. Охарактеризованы позитивные и негативные черты использования импорта для экономического развития страны. Отражены потенциальные пути дальнейшего развития экономики Российской Федерации в рамках реализации политики импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение, экспорт, импорт, механизм импортозамещения, диверсификация, экономические санкции.

Mironova D.D.1, Lopatkina E.A.2

1ORCID: 0000-0002-2909-2442, PhD in Economics, 2ORCID: 0000-0003-0842-4492, Student of Economic Faculty,

Institute of the service sector and entrepreneurship (branch) DSTU in Shakhty IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

Abstract

The article examines nature and role of import substitution as an effective tool for the optimal development of the market economy in terms of Western sanctions pressure. The article analyzes the problems which are associated with the implementation of the import substitution policy in Russia. There characterized positive and negative features of imports use for the economic development of our country. It reflects the potential ways of country's economic development within the compass of this policy's realization.

Keywords: import substitution, export, import, import substitution mechanism, the diversification, economic sanctions.

Modern world trade is formed in a high differentiation of the country's economies, regions, sectors of socio-economic status, the role of exports and imports, growth rates. It is carried out in the conditions of complicated relationships with other countries, in sharp marketing wars over natural, human and information resources, markets of goods, services and intellectual property.

This leads to significant economic risks. It drives to situation when some countries or groups of countries use various non-economic and economic sanctions against its competitors. It motivates to serious social and economic risks, leading to the destruction of productive forces, relations between countries and bankruptcies, including sectors and regions which are rich in resources. Causes of threats that have a negative impact on all kinds of economic, financial, food, social and military security of the world economy subjects can be seen at different levels of economic, social and political development of countries and regions, imperfect mechanisms and management tools of economic, social and environmental progress. Risks of international relations are caused by political contradictions of countries and regions, uneven distribution of investments, production, engineering and social infrastructure, large differences in the geographical location of countries and territories. Risks of goods' exports and imports are also determined by frequent change of conditions in world markets, increase or decrease in the world prices, the growth of customs duties, the emergence of a variety of protective measures, the new standards and sanctions against the exporter. In recent years there had increased the role of political factors that leads to additional risks in international economic relations [1].

Under such circumstances there is necessary financial and economic stability of macroeconomics, international monetary and credit systems, the stability of the contractual relationships, as well as restricted use of the economy for political purposes. Russian Federation economy which is characterized now by a large share of imports in GDP may have great potential for import substitution. This potential lies in the ability for optimization of country's economy structure through the establishment of additional industries and sectors that can replace import. Such industries would allow to make the economy independent of external risks, foreign economic relations, monopolies collusions and groups of countries capable of inflicting damage to importing countries by undermining their stability and appreciation of component supply [2]. It actualizes the necessity of resource potential characteristic of economic subjects of country for import substitution and possibilities of its use on the base of national economy modernization.

Efficiency of various goods and services import is that it allows overcoming the deficiency of the economy and organizing the new kinds of production. It promotes to using of the world's achievements of scientific and technological progress, overcoming imbalances and receiving goods and services that are not produced in the country due to unfavorable natural and climatic conditions. Import of production is often caused by lack of raw materials base, as well as shortage of qualified personnel, the special nature of a particular stage development of country or region. Issues of import expansion are becoming particularly relevant in times of economic crisis and sanctions. Imports of goods and services would allow accelerating economic growth and overcoming economic lag. It would help to mitigate the crises of industries and regions, create tactical and strategic reserves and establish close relationships with other countries and companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.