ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
УдК 347.73
бюджетная безопасность как условие стабильного функционирования национальной экономики
BUDGETARY SECURITY AS A PREREQUISITE FOR THE STABILITY OF THE NATIONAL ECONOMY
сушкова ирина алексеевна
Sushkova Irina Alekseyevna
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: irinasushkova60@mail.ru
горбунов Антон Максимович
Gorbunov Anton Maksimovich
студент факультета экономической безопасности и таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
student of the faculty of economic security and customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: antngrbunv69@rambler.ru
В статье рассматривается важность обеспечения финансовой и бюджетной безопасности национальной экономики. Анализируются угрозы финансовой и бюджетной безопасности и способы минимизации их последствий.
Ключевые слова: национальная экономика, бюджет, экономическая безопасность, финансовая безопасность, бюджетная безопасность, угрозы, бюджетная политика, доходы и расходы федерального бюджета.
The article discusses the importance of ensuring the financial and budgetary security of the national economy. The authors analyze threats to financial and budgetary security as well as ways to minimize their impact.
Keywords: national economy, budget, economic security, financial security, budget security, threats, budget policy, revenues and expenditures of the federal budget
Финансовая безопасность является важнейшим элементом экономической безопасности и выступает базисом стабильного функционирования национальной экономики. А одним из важных компонентов финансовой безопасности является безопасность бюджетной системы. Это объясняется тем, что в условиях функционирования рыночной экономики бюджетная система является ключевым инструментом воздействия органов государственной власти на процессы, происходящие в обществе, в том числе на процесс воспроизводства.
для успешного функционирования национальной экономики первоочередным является создание такой системы, которая способствовала бы соблюдению ответственности за расходование бюджетных средств и созданию стимулов осуществления эффективной экономической политики, направленной на преодоление угроз финансовой безопасности и обеспечение устойчивого экономического роста. При этом обеспечение бюджетной безопасности следует считать основным условием стабильного функционирования национальной экономики.
Сущность категории «бюджетная безопасность» можно определить как такое состояние бюджетной системы, при котором обеспечивается не только стабильное функционирование национальной экономики, но и устойчивый экономический рост, эффективное государственное управление, высокий уровень конкурентоспособности и защита экономических интересов государства.
Следует понимать, что при современном состоянии национальной экономики, находящейся в условиях стагнации, серьёзно сокращается возможность противостоять внешним и внутренним угрозам. Следовательно, главной целью обеспечения бюджетной безопасности является: во-первых, удержание национальной экономики от падения, а также создание условий для её последующего роста; во-вторых, не столько противодействие её ослаблению, сколько содействие
её усилению, повышению уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Вышеизложенное позволяет говорить, что бюджет, масштаб и структура доходов играют определяющую роль в обеспечении финансовой безопасности и нейтрализации угроз безопасности национальной экономики.
Справедливым является утверждение, что формирование доходной части государственного бюджета основано на поведении определённой совокупности показателей. для национальной экономики в силу сложившейся экспортно-сырьевой модели развития основным показателем являются цены на углеводородное сырье. Анализ данных Федерального казначейства и Организации стран экспортеров нефти (ОПЭК) показывает, что основным драйвером роста доходов бюджетной системы с начала 2000-х гг. являлись цены на нефть (см. рис. 1).
По оценкам экспертов Института экономики РАН, для преодоления критической зависимости национальной экономики от мировых цен на углеводородное сырьё необходимо снизить долю топливно-энергетического комплекса в доходах федерального бюджета в два раза [6], следовательно, на данном этапе угрозы финансовой безопасности из-за колебаний мировых цен на углеводородное сырьё сохраняются.
Безусловно, снижение зависимости государственного бюджета от нефтегазовых доходов должно идти не за счёт снижения экспорта углеводородного сырья, а за счёт роста доли обрабатывающих отраслей промышленности.
В складывающейся ситуации доходы от экспорта углеводородного сырья вполне могут утратить свою роль главного источника формирования доходной части государственного бюджета и обеспечения экономического роста. Решающим фактором коренного изменения ситуации, на наш взгляд, должны стать внутренние инвестиции, а для успешной реализации этой задачи необходимо менять бюджетную политику.
Доходы федерального бюджета, трлн. руб. —Q— Среднегодовая цена нефти. $/баррель Рис. 1. Динамика доходов федерального бюджета и цены нефти марки Brent [8; 10]
Не менее серьёзную угрозу финансовой безопасности национальной экономики представляет нецелевое расходование бюджетных средств. В ходе проведения проверок использования бюджетных средств экспертами Счётной палаты Российской Федерации были выявлены тысячи нарушений, а также достаточно большое число нарушений в использовании бюджетных займов и кредитов. Так, в 2014 г. было выявлено 2 534 нарушения на общую сумму 524,53 млрд руб. (см. рис. 2).
Следует отметить, что в 2015-2016 гг. сумма выявленных нарушений практически не изменялась (см. табл. 1).
Стратегическое видение бюджетной политики на всех уровнях государственной власти основано на требованиях перспективной сбалансированности бюджета. Так, в Бюджетном послании Президента от 13 июня 2013 г. было определено: «В новых макроэкономических реалиях при формировании проектов бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание
следует уделить решению следующих основных задач. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства и выполнении задач...» [3]. В соответствии с данными федерального казначейства в течение последних шести лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения расходов федерального бюджета, а также роста бюджетного дефицита (см. табл. 2).
Необходимо отметить, что, по мнению экспертов Института экономики Российской Академии наук, угроза экономической безопасности возникает в случае превышения уровня дефицита федерального бюджета (в отношении к ВВП) значения 3 % [5, с. 38].
Действенным инструментом наращивания расходов в условиях кризиса можно считать заимствования. Анализ данных Банка России показывает, что начиная с 2008 г. отношение государственного долга к ВВП выросло с 5,1 до 12,8 %. Но даже рост государственного долга
Всего нарушений Нарушения бюджетногоо законодательства Нарушения налогового законодательства Нарушения при осуществлении инвестиций Нарушения законодательства о бухгалтерском учёте Нарушения в сфере госзакупок Нарушения в сфере управления гогссобственностью
Иные нарушения
1 342,79
2,87
] 7,77
] 13,98
39,58
□ 25,53
| 92,01
524,53
Рис. 2. Стоимостные показатели нарушений, выявленных при поступлении и использовании средств бюджетной системы в 2014 г., млрд руб. [7]
Таблица 1
Недостатки и нарушения, выявленные по направлениям деятельности Счётной палаты РФ млрд руб. [7]
2015 2016
I II I II
Доходы федерального бюджета 0,67 0,00 2,43 0,80
Международное сотрудничество 0,52 22,96 6,85 15,92
Государственный долг, средства резервного фонда, ФНБ 13,022 13,50 1,40 0,21
Расходы Банка России 2,50 0,00 0,00 1,12
Расходы на общегосударственные вопросы 68,35 0,00 50,90 1,85
Расходы на промышленность 39,98 41,78 95,24 36,52
Расходы на охрану окружающей среды и сельское хозяйство 15,98 0,02 11,03 0,32
Расходы на ТЭК, транспорт и дорожное хозяйство 40,69 0,00 28,15 1,93
Расходы на фундаментальные исследования, спорт, социальную политику 44,53 0,00 7,75 0,14
Расходы на здравоохранение, образование, культуру, средства ПФ и ФОМС 55,46 0,00 19,36 0,61
Средства межбюджетных трансфертов, ЖКХ, региональные инвестиции 15,43 0,00 15,89 0,03
Оборот федерального имущества, средств резервного фонда 5,92 0,00 2,59 0,62
Национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность 5,14 138,05 33,70 174,91
Расходы на СМИ 0,07 0,003 6,43 0
Итого 308,21 216,31 281,71 234,78
I - общедоступная сумма; II - сумма ограниченного доступа
Таблица 2
Исполнение Федерального бюджета [8]
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Доходы, млрд руб. 11 368 12 856 13 020 14 497 13 659 13 739
Расходы, млрд руб. 10 925 12 895 13 343 14 832 15 620 16 099
Дефицит(-)/Профицит(+), млрд руб. + 442 - 39 - 323 - 335 - 1 961 - 2 360
ВВП, млрд руб. 59 698,1 66 926,9 71 016,7 79 199,7 83 232,6 82 880,6
Дефицит(-)/Профицит(+), % ВВП + 0,74 - 0,06 - 0,45 - 0,43 - 2,43 - 2,85
не является фактором, оказывающим влияние на снижение уровня экономической безопасности, поскольку его значение существенно ниже показателя, закреплённого Маастрихтскими соглашениями для стран Европейского союза (см. рис. 3).
Исследования показывают, что в практике бюджетного процесса в Российской Федерации в качестве методов бюджетного риск-менеджмента активно используется резервирование. Объём суверенных фондов России, а именно Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в период высоких цен на углеводородное сырьё в 2008 г. достигал 12,5 % ВВП (см. рис. 4).
Анализ данных Министерства финансов Российской Федерации показывает, что наличие суверенных фондов позволяет в некоторой степени нейтрализовать последствия угроз
финансовой безопасности, обусловленных влиянием внешнеторговой конъюнктуры на величину доходов бюджета, однако они не оправдывают себя в текущих кризисных условиях.
С точки зрения финансовой безопасности вызывает вопросы размещение средств суверенных фондов. Так, по итогам 2015 г. Россия занимала 15 место в списке держателей государственных облигаций США, их объём составил 96,6 млрд долл. США, с доходностью от 0,99 до 2,89 % в зависимости от сроков погашения. для сравнения ставки размещения государственных облигаций Российской Федерации в начале 2016 г. доходили до 10 % годовых.
Ещё одним источником опасности возникновения угроз финансовой безопасности является низкое качество текущего бюджетного планирования (см. табл. 3).
Рис. 3. Рэнкинг стран по уровню государственного долга (% ВВП) [9]
Рис. 4. Динамика объёма суверенных фондов Российской Федерации, % ВВП [1; 4; 10]
Таблица 3
Сравнение бюджетных параметров законов о федеральном бюджете, трлн руб.
Проект 2011 2012 2013 2014 2015
бюджета дох. расх. дох. расх. дох. расх. дох. расх. дох. расх.
2009-2011 12,8 11,3
2010-2012 7,5 9,4 8,1 9,7
2011-2013 8,8 10,7 9,5 11,2 10,3 12,2
2012-2014 11,8 12,7 12,7 13,7 14,1 14,6
2013-2015 12,9 13,4 14,1 14,2 15,6 15,6
2014-2016 13,6 14,0 14,6 15,4
2015-2017 15,1 15,5
Внесение большого числа корректировок бюджетных параметров вынуждает пересматривать параметры финансового обеспечения расходных обязательств федерального бюджета и обуславливает невозможность достижения целевых значений индикаторов экономической безопасности.
В заключение необходимо отметить, что формирование системы обеспечения высокого уровня экономической безопасности в бюджетной сфере подразумевает не только определение угроз, индикаторов и их пороговых значений, но и определение механизмов обеспечения национальных интересов
государства. Необходимо чётко определить обязанности органов государственной власти всех уровней на всех стадиях хозяйственной деятельности, касающиеся обеспечения экономической безопасности: в процессе формирования концепции и основных направлений экономической политики; в процессе анализа выполнения регламентов прогноза социально-экономического развития; в процессе разработки и утверждения федерального бюджета, а также в процессе разработки и принятия законодательных нормативных правовых актов по вопросам регулирования экономики.
Библиографический список (References)
1. Минфин России. Объем средств Резервного фонда. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/ statistics/volume/index.php.
Minfin Rossii. Ob'yem sredstv Rezervnogo fonda [Ministry of Finance of the Russian Federation. Total assets in the Reserve Fund]. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/index.php.
2. Минфин России. Федеральный бюджет. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/ budj_rosp/index.php//.
Minfin Rossii. Federal'nyy byudzhet. [Ministry of Finance of the Russian Federation. Federal budget] URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budj_rosp/index.php//.
3. О бюджетной политике в 2014-2016 годах : Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013. URL: http://www.kremlin.ru/.
O byudzhetnoy politike v 2014-2016 godakh : Byudzhetnoye poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu sobraniyu ot 13.06.2013 [On budgetary policy for 2014-2016: Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 13.06.2013] URL: http://www.kremlin.ru/.
4. Объем средств Фонда национального благосостояния. URL: http://minfin.ru/ru/search/?q_4=Фонд+ национального+благосостояния&source_id_4=6.
Ob'yem sredstv Fonda natsional'nogo blagosostoyaniya [Total assests in the National Wealth Fund]. URL: http://minfin.ru/ru/search/?q_4=Fond+natsional'nogo+blagosostoyaniya&source_id_4=6.
5. Сенчагов В.К. Экономическое обеспечение национальной безопасности // Вестник академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 8. С. 311-341.
Senchagov V.K. (2010) Ekonomicheskoye obespecheniye natsional'noy bezopasnosti [Economic aspect of ensuring national security] // Vestnik akademii ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii. № 8. P. 311-341.
6. Сенчагов В.К. и др. Экспертное заключение по проекту федерального бюджета на 2015-2017 годы. URL: http://inecon.org/docs/Senchagov_budget_2013.pdf/.
Senchagov V.K. et al. Ekspertnoye zaklyucheniye po proyektu federal'nogo byudzheta na 2015-2017 gody [An expert opinion on the draft federal budget for 2015-2017]. URL: http://inecon.org/docs/Senchagov_ budget_2013.pdf/.
7. Счётная палата Российской Федерации. Результаты внешнего государственного аудита. URL: http:// results.audit.gov.ru/.
Schotnaya palata Rossiyskoy Federatsii. Rezul'taty vneshnego gosudarstvennogo audita [The Accounts Chamber of the Russian Federation. Results of external state audit]. URL: http://results.audit.gov.ru/.
8. Федеральное казначейство. Федеральный бюджет. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ federalnyj-byudzhet/.
Federal'noye kaznacheystvo. Federal'nyy byudzhet [The Federal Treasury. Federal budget]. URL: http://www. roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/.
9. Central government debt, total (% of GDP). URL: http://data.worldbank.org/indicator/GC.DOD.TOTL. GD.ZS/.
10. OPEC Basket Price. URL: http://www.opec.org/opec_web/en/data_graphs/40.htm.