Научная статья на тему 'Бюджетирование продаж премиксов'

Бюджетирование продаж премиксов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ / БЮДЖЕТ ПРОДАЖ / ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / PLANNING OF SALES / BUDGET OF SALES / BUDGET OF THE INCOME AND EXPENSES / PROFITABILITY POINT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулахметова Зульфия Сябитовна

В статье рассматривается необходимость организации системы бюджетирования в организации, производящей премиксы на основе амаранта, приводятся примеры бюджета продаж и бюджета доходов и расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budgeting of sales of premixes

planning of sales, budget of sales, budget of the income and expenses, profitability point

Текст научной работы на тему «Бюджетирование продаж премиксов»

КОНЦЕПТ

Кулахметова 3. С. Бюджетирование продаж премиксов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 05. - ART 75087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75087 УДК 001

Кулахметова Зульфия Сябитовна,

магистрант II курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова», г. Саратов zulfiya-k92@mail.ru

Бюджетирование продаж премиксов

Аннотация. В статье рассматривается необходимость организации системы бюджетирования в организации, производящей премиксы на основе амаранта, приводятся примеры бюджета продаж и бюджета доходов и расходов. Ключевые слова: планирование продаж, бюджет продаж, бюджет доходов и расходов, точка безубыточности. Раздел: (04) экономика.

Проблема кормопроизводства в России встает наиболее остро в связи с ухудшением отношений с Соединенными Штатами и Евросоюзом, поскольку более половины рынка комбикорма, в том числе премиксов, для птицы и скота поставляли западные страны и Украина (26% импорта в Россию). Америка снабжала российских животноводов нестандартными, высококалорийными премиксами на основе семян амаранта. Именно проблема продовольственной безопасности на рынке премиксов России и возможность занять на этом рынке доходную нишу побуждают на открытие и развитие КФХ «Церера» по производству зерновых, премиксов для домашней и промышленной птицы на основе амаранта и реализации указанной культуры на зеленый корм в скотоводческие хозяйства страны и Саратовской области.

Премиксы, производимые КФХ «Церера» отличаются особыми свойствами, поскольку они содержат семена амаранта. Введение в рацион животных новых растений с полезными свойствами - одним из путей повышения качества кормов. Наиболее перспективной культурой для Поволжья является амарант. Амарант принадлежит к растениям С-4 типа и обладает особым типом фотосинтеза, который и объясняет колоссальные возможности продуктивности и роста.

В результате проведенных исследований установлено, что за период выращивания цыплят-бройлеров с 5 по 42 день живая масса и ее среднесуточный прирост в четвертой опытной группе (содержание в корме амаранта - 15%) были выше, чем в остальных опытных и контрольной группах. Наивысший среднесуточный прирост - 81,3 г был у цыплят четвертой группы в период с 29-го по 42-й день, что составило 14,8% по отношению к контролю.

Затраты комбикорма-премикса на 1 кг прироста живой массы в среднем за опыт как в натуральном, так и в денежном выражении в опытных группах был ниже контрольной группы; в натуральном и денежном выражении наименьшими они были в четвертой группе и составили соответственно 1,8 кг и 29,78 руб.

Как кормовая культура амарант является культурой с высокой питательной ценностью. Большим преимуществом амаранта перед кормовыми культурами является высокая биологическая продуктивность. Эта культура крайне богата на витамины и минералы: витамины A, B1, B2 и C, калий, железо, кальций и др.

Урожай зеленой массы амаранта, реализуемый КФХ «Церера» на корм скоту, превышает на 20-30% продуктивность традиционной силосной культуры - кукурузы и составляет в среднем 1000-2000 ц/га. В вегетативной массе амаранта содержание протеина в 1,8 раза, а лизина - в 3 раза больше чем в кукурузе. По аминокислотной

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Кулахметова 3. С. Бюджетирование продаж премиксов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 05. - ART 75087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75087.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 75087 УДК 001

сбалансированности белок листьев амаранта является одним из наилучших для животных, особенно для свиней. Культура очень засухоустойчивая, потребность в воде в 2-2,5 раза меньше, чем у бобовых и злаковых культур. Зеленая масса на 4060% складывается из листьев, 30-35% из стеблей и 18-28% из соцветий.

Положительно характеризуется амарант как кормовая культура за счет: невысокого содержания клетчатки (16-20%), концентрации водорастворимых сахаров в пределах 6,4-7,2%, а пектина в размере 9,5-11,3% на сухую массу.

Кормовой амарант в виде зеленой массы или зерна используют для получения качественного корма, силоса, в производстве витаминной муки и гранул. Зеленую массу хорошо поедают все домашние животные. Амарантом кормят уток, кур, кроликов, свиней, коров. Введение в рацион амаранта способствует увеличению поголовья, повышению количества и качества продукции и снижению ее себестоимости. С помощью амаранта можно повысить плодородие почвы. При скашивании и последующем запахивании он может служить прекрасным сидератом - зеленым органическим удобрением.

Продукция из амаранта на сегодняшний день в России недостаточно распространена, а поскольку преимуществом амаранта перед другими кормовыми культурами является высокая биологическая продуктивность, высокая питательная ценность, то в условиях ВТО имеет высокую конкурентоспособность.

Поскольку для амаранта пригодны любые почвы, это позволяет выращивать его в Саратовской области, а так как он засухоустойчив и не требует проводить в первые годы борьбу с вредителями и болезнями, то не придется прибегать к серьезным затратам на полив и опрыскивание и получать высококачественную здоровую продукцию: питательный зеленый корм и премиксы из амаранта, подавляющее болезни животных. На поле под паром после амаранта возможно получить урожай зеленой массы амаранта с минимальными затратами, поскольку культура вырастет самосевом с прошлого года. Потребительские свойства предлагаемого КФХ «Церера» товара: охотно поедается домашними животными; подходит для кормления экзотических видов птиц; способен вылечить слабую птицу; содержит много питательных веществ, более ценных, чем у пшеницы.

КФХ «Церера» выделяет основные каналы сбыта продукции:

1. Фермерские хозяйства Саратовской области и др. областей, занимающиеся скотоводством (сбыт зеленой массы амаранта) и занятые выращиванием птицы (сбыт премиксов).

1. Личные подсобные хозяйства населения Саратовской области, занимающиеся скотоводством (сбыт зеленой массы амаранта) и занятые выращиванием птицы (сбыт премиксов).

2. Ярмарки и выставки г. Энгельса и г. Саратова (презентация продукта).

3. Заказники, зоопарки и вольеры с экзотической птицей.

4. Организация самовывоза, интернет-заказы.

Бюджет продаж - операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т. д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

rsj ги

КОНЦЕПТ

Кулахметова 3. С. Бюджетирование продаж премиксов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 05. - ART 75087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75087 УДК 001

При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:

- какую продукцию выпускать;

- в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);

- какую установить цену продукции;

- каков график поступления денежных средств от покупателей.

В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.

Разработаем бюджет продаж продукции переработки по видам комбикормов. Бюджет продаж - это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.

Данный бюджет является основой для составления всех остальных бюджетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.

Для подготовки этого бюджета используются различные способы оценки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

Таким образом, бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

Таблица 1

Прогнозируемый бюджет продаж КФХ «Церера» по видам премиксов в 2015 г.

Показатель Сведения о продажах по кварталам Итого

«Премикс+», упаковка (2,5 кг) «Комплекс Big», упаковка (10 кг) «Здоровая птица», упаковка (5 кг) «Для экзотической птицы», упаковка (2 кг)

Объем продаж, шт. 33880 4570 5280 9650 53380

Контрактная цена, руб. 88,0 280,0 145,0 75,5 х

Объем продаж, тыс. руб. 2981,4 1279,6 765,6 728,6 5755,2

ru Q м

КОНЦЕПТ

Кулахметова 3. С. Бюджетирование продаж премиксов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 05. - ART 75087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75087.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 75087 УДК 001

Объем реализации комбикормов в денежном выражении, рассчитанный в бюджете продаж, должен найти свое отражение в бюджете доходов и расходов по статье «Выручка от реализации продукции». Бюджет доходов и расходов КФХ «Церера» на 2015 г. нами также разработан и представлен в табл. 2.

Отметим, что на показатель прибыли в этом бюджете оказывает влияние не только величина выручки и себестоимости реализуемой продукции, но и размер налоговых выплат.

Для производителей сельхозпродукции на сегодняшний день есть два режима налогообложения. Общий режим ничем не отличается от того, который уплачивают все предприятия по умолчанию. Ну а специальный режим - это ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог. Он ориентирован именно на ту сферу, в которой работают аграрные предприятия. Ведь есть очень много специфических факторов, которые влияют на эти разновидности бизнеса (например, сезонные условия, климат, атмосферные и природные явления).

Предполагается, что при открытии бизнеса, хозяйство КФХ «Церера» сразу перейдет на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) с прибыли, получаемой от сельскохозяйственных видов деятельности.

Если ИП или организация занимаются аграрной деятельностью и уплачивают ЕСХН, то они достаточно специализированы. Расходы и доходы при ЕСХН также учитываются специальным образом. Деньги, полученные от реализации произведённой продукции, могут быть потрачены и на заработную плату сотрудников, и на рекламу, и на основные производственные нужды. При уплате данного налога не существует привычной статьи «прочие расходы», и контролирующие налоговые организации строго следят за соблюдением данного условия.

Книгу учёта доходов и расходов вести не обязательно. Доходами официально признаются только те денежные средства, которые поступили в кассу предприятия или же на расчётные счета.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2008 г. № 96, уточнен текст пункта 35 перечня продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства». В данном пункте с 2009 года значатся корма готовые для животных и птицы: корма готовые крахмало-паточной промышленности; комбинированные корма (комбикорма-премиксы). Таким образом, производимые КФХ «Церера» премиксы являются основной продукцией сельского хозяйства и размер выручки от их продажи не влияет на ограничение применения режима ЕСХН.

Формирование БДР (бюджет доходов и расходов предприятия) - этап, на котором внедренная в компании система бюджетного управления позволяет подготовить один из своих ключевых документов. По нему предприятие сможет прогнозировать финансовый результат своей работы в бюджетном периоде - его руководители получат надежный ориентир размера предполагаемой прибыли и показателей доходности компании.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75087 УДК 001

Кулахметова 3. С. Бюджетирование продаж премиксов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 05. - ART 75087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Таблица 2

Бюджет доходов и расходов КФХ «Церера» на 2015 г., тыс. руб.

№ п/п Наименование показателя Сумма

1 Доходы - всего 5977,5

22 Выручка от реализации продукции, в т. ч.: 5977,5

от растениеводства 222,3

от кормопроизводства 5755,2

3 Текущие расходы - всего в том числе: 4587,9

44 Фонд оплаты труда с отчислениями 507,6

55 Семена 142,5

66 Электроэнергия 5,9

7 Покупные материалы для корморопоизводства 3347,2

88 Минеральные удобрения 14,3

99 Прочие 128,1

110 Амортизация основных средств и аренда 442,3

111 Прибыль (убыток) от реализации 1389,6

112 Прибыль (убыток) до налогообложения 1389,6

113 Налоги и другие обязательные платежи из прибыли, в т. ч.: 83,4

ЕСХН 83,4

114 Чистая прибыль 1306,2

115 Рентабельность производства, % 28,5

116 Рентабельность продаж, % 23,0

Грамотно поставленная система бюджетного управления на любом предприятии дает возможность его менеджменту выйти на новый, принципиально другой уровень управления бизнесом. Она позволяет получать информацию о ближайшем будущем, которое его ожидает. При этом необходимо помнить, что такая система будет стабильно работать лишь тогда, когда бюджетирование осуществляется на регулярной основе и когда охватывает все уровни управления компанией. Бюджет доходов и расходов предприятия является одним из ключевых документов системы, и внимательная его подготовка создаст основу бюджетирования не только для торговой компании, но и для любого бизнеса вообще.

КФХ «Церера» в плановом периоде развивается достаточно динамично, имеет хорошие показатели рентабельности. Некоторые виды продукции, например, зеленый корм из амаранта могут пользоваться сезонным спросом, приносить выручку до уборки амаранта на зерно, что положительно влияет на темпы изменения планируемых показателей платежеспособности.

В процессе бюджетирования продаж целесообразно не только определить объем реализации в натуральном и стоимостном выражении и рассчитать денежные поступления, но и провести маржинальный анализ. Несмотря на то, что положительный финансовый результат можно увидеть в рассчитанном нами бюджете доходов и расходов, анализ безубыточности позволяет получить дополнительные данные для управления ценой или объемом продаж.

В современной экономике достаточно широко применяется такой термин как «точка безубыточности» в разного рода модификациях. Расчет такого параметра позволяет определить риск инвестиционных проектов.

Суть анализа этого показателя заключается в определении критического уровня производства, при котором компания не несет убытков, но еще не имеет прибыль -это и будет точка безубыточности.

PU г М

КОНЦЕПТ

Кулахметова 3. С. Бюджетирование продаж премиксов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 05. - ART 75087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75087.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 75087 УДК 001

Для успешного ведения коммерческой деятельности, организации необходимо точно знать в каком объеме понадобится реализовать продукцию для покрытия всех издержек производства.

При этом продажа товара в объеме, меньшем объема значения точки безубыточности, ведет организацию к убыткам, в большем - к прибыли.

Подразумевается, что реализация продукции осуществляется равномерно, цены за товар и материал за рассматриваемый период времени постоянны. При изменении объема реализуемого товара, переменные затраты из расчета на единицу товара постоянны. Постоянные затраты в указанном периоде не меняются, реализуется весь объем производимой продукции.

График безубыточности КФХ «Церера» в 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, точка безубыточности - это такой объем производимых товаров, при котором полученные доходы перекроют все расходы, то есть прибыль будет равна нулю. Как и в графическом методе, так и в аналитическом учитывается, что весь произведенный товар реализован, то есть объем выпускаемой продукции равен объему реализованной продукции.

Точка безубыточности в стоимостном выражении рассчитана следующим образом: 74,4 тыс. руб. * 3,27 тыс. руб. / (3,27 тыс. руб. - 2,56 тыс. руб.) = 343 тыс. руб. Тогда пороговый объем продаж равен: 74,4 тыс. руб. / (3,27 тыс. руб. - 2,56 тыс. руб.) = 105 центнера (для премиксов).

Список литературы

1. Бюджет доходов и расходов. - URL: www.astrosoft.ru/products/astrosoft/astrosoft-byudzhetirovanie/the-budget-of-income-and-expenditures-of-the-enterprise/

Бюджет предприятия. - URL: www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/byudzhet-predpriyatiya.html Бюджетирование: учеб. пособие / сост. Н. А. Земцова, С. А. Новоселова; ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». - Саратов: Буква, 2014. - 168 с.

Земцова Н. А. Учетное обеспечение управления ассортиментом готовой продукции мясокомбината с использованием метода маржинального анализа // Перспективные разработки науки и техники - 2009: сб. материалов 4 Междунар. науч.-практ. конф. - Чехия, 2009. Земцова Н. А., Новоселова С. А. Бюджетирование в системе сбыта продукции мясокомбината // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2010. - № 5. Земцова Н. А. Сбытовая деятельность мясокомбината как объект управленческого учета // Актуальные научные достижения - 2010: сб. материалов 6 Междунар. науч.-практ. конф. - Прага, 2010. - 112 с.

7. Ларина Г. Я не вяну // Крестьянский двор. - 2009. - 29 янв.

5.

6.

КОНЦЕПТ

Кулахметова 3. С. Бюджетирование продаж премиксов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 05. - ART 75087. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75087.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75087 УДК 001

Zulfia Kulahmetova,

muster, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov zulfiva-k92@mail.ru Budgeting of sales of premixes

Abstract. In article need of the organization of system is considered budgetings in the organization making premixes on the basis of an amaranth examples of the budget of sales and the budget of the income and expenses are given.

Key words: planning of sales, budget of sales, budget of the income and expenses, profitability point. Рекомендовано к публикации:

Земцовой Н. А., кандидатом экономических наук, доцентом кафедры бухгалтерского учета СГАУ им. Н. И. Вавилова

(Vi "7 «j

977230412015917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.