Научная статья на тему 'БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ'

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА И ПРОЦЕСС БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков С.А.

В данной статье рассматривается понятие бюджетирование как инструмент финансового планирования, методы и способы его оценки, а также возможные пути повышения финансовой устойчивости.This article discusses the concept of budgeting as a financial planning tool, methods and ways of its assessment, and possible ways of enhancing financial stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ»

стать участниками процессов глобального аутсорсинга. Важную роль в достижении цели лидирования в области аутсорсинга услуг может и должно играть государство. Страны, достигшие значительных результатов в этой области, проводили последовательную грамотную экономическую и образовательную политику. Поддержка государства также может заключаться в виде специальных налоговых режимов для компаний и разработки программ по поддержке усовершенствования инфраструктуры различных отраслей промышленности.

Использованные источники:

1. Ефремов В.С. Транснациональные бизнес - системы // Менеджмент в России и за рубежом. № 1. 2008. 70

2. Папирян Г. Международный аутсорсинг: зарубежный опыт и перспективы России // Экономическая политика. № 1. 2009.

3. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика: Монография. — М.: ИНФРА - М, 2012. — 112 с. — (Научная мысль).

4. Музыка Л.Л. Анализ возможностей применения аутсорсинга в российской промышленности. Материалы международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества - будущему России». Том второй. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 143 с.

5. Итоги рейтинга популярности видов аутсорсинга в иностранных компаниях в России. РБК Рейтинг. [Электронный ресурс] http: // rating.rbc.ru / news.shtml?2010 / 07 / 16 / 32886649 .

6. Главные тенденции аутсорсинга на 2015 год [Электронный ресурс] URL: https://praxiscom.ru/glavnye-tendentsii-autsorsinga-na-2015-god/

Волков С.А. студент 4-го курса факультет «Экономический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ Аннотация. В данной статье рассматривается понятие бюджетирование как инструмент финансового планирования, методы и способы его оценки, а также возможные пути повышения финансовой устойчивости.

Ключевые слова: бюджетирование, финансовое планирование, система и процесс бюджетирования.

Abstract. This article discusses the concept of budgeting as a financial planning tool, methods and ways of its assessment, and possible ways of enhancing financial stability.

Keywords: budgeting, financial planning, system and process of budgeting.

Современная система управления финансами требует координации принимаемых решений путем разработки и контроля исполнения системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Посредством бюджетирования реализуются текущее и оперативное финансовое планирование, обеспечивается их взаимосвязь и подчиненность финансовой стратегии предприятия.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Процесс бюджетирования - это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финансовой стратегии. Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджеты нужны предприятиям для достижения многих целей. Они нс только помогают в планировании и координации экономической деятельности, служат основой для оценки эффективности деятельности предприятия, но и используются так же как средства управления и стимулирования. Проводя финансовый анализ составленных бюджетов предприятия, можно еще на стадии планирования оценить финансовую состоятельность отдельных видов его деятельности, а также решить проблему оптимизации денежных потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объем и формы, условия и сроки внешнего финансирования.

В основе построения системы бюджетирования заложены определенные принципы.

Принцип согласования целей предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения намеченных задач. Осуществляется это путем составления бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более реально оценивает ситуацию и может обеспечить выполнение запланированных показателей бюджета.

Принцип ответственности предусматривает передачу ответственности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием..

Принцип гибкости предусматривает включение в систему как статичных, так и гибких бюджетов, которые помогают выбрать оптимальный объем продаж.

Система бюджетного планирования деятельности предприятия включает процесс формирования бюджетов, разработку их структуры, а также ответственность за их формирование и исполнение.

Основная цель процесса бюджетирования - разработка определенной

финансовой структуры предприятия. В финансовой структуре выделяются центры финансовой ответственности и финансового учета. К центрам финансовой ответственности, как правило, относятся те структурные подразделения, которые реально влияют на общий результат деятельности предприятия. Предпосылками для выделения структурных подразделений в центры финансовой ответственности являются: региональная или производственная изолированность или завершенность хозяйственной деятельности структурного подразделения; объем производства; способность структурного подразделения самостоятельно работать на рынке.

Наиболее распространены центры ответственности затрат, продаж, прибыли и инвестиций.

Центры финансового учета - это те структурные подразделения, которые реально не влияют на общий результат деятельности предприятия.

Процесс формирования бюджетов включает работу по составлению целого ряда бюджетов предприятия. Для организации бюджетного планирования деятельности предприятия целесообразно создавать на предприятии сквозную систему бюджетов, включающую основные, операционные и вспомогательные группы бюджетов.

Основные бюджеты предприятия должны являться неотъемлемой частью его бизнес-планов, а, следовательно, включать в состав три основных документа финансовой отчетности. Такие бюджеты называют также финансовыми. К основным (финансовым) относятся бюджеты финансовых результатов (прибылей и убытков), движения денежных средств (план денежных поступлений и платежей) и бюджетный баланс.

Принципы построения основных (финансовых) бюджетов аналогичны порядку формирования прогнозной финансовой отчетности в составе бизнес-плана предприятия.

Такой подход правомерен, так как составление данных бюджетов является элементом финансового планирования деятельности предприятия, однако эти бюджеты находят косвенное отражение в трех основных бюджетах предприятия, поэтому, с нашей точки зрения, целесообразнее отнести их к вспомогательным бюджетам предприятия.

Особое место в системе бюджетирования занимают операционные или функциональные бюджеты. Именно с операционных бюджетов начинается процесс бюджетирования. в состав операционных входят бюджеты продаж, производства, производственных запасов и целая группа затратных бюджетов.

К затратным относятся бюджеты прямых затрат на материалы, на оплату труда, производственных накладных расходов, коммерческих и управленческих расходов.

Подход к составлению этих бюджетов базируется на разделении затрат на переменные и постоянные и на понятии области релевантности, в которой сохраняется особая форма запланированных взаимоотношений выручки и затрат.

Вспомогательные бюджеты необходимы предприятию для того, чтобы полностью охватить всю базу финансовых расчетов. Состав этих бюджетов формируется предприятием самостоятельно. Перечислим наиболее значимые бюджеты: амортизации, распределения прибыли, налоговый, кредитный и т.д.

Разработка системы бюджетов начинается с составления бюджета продаж. Объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается методом прямого счета на основе цен, установленных на продукцию и услуги, и натуральных показателей по предполагаемым продажам. Разработанный бюджет продаж используется для достижения определенных целей.

Использованные источники:

1. Дмитриев С.П. Особенности кредитования сельхозпроизводителей в современных условиях / С.П. Дмитриев, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. - 2015. - № 6. - С. 34-38.

2. Дорман В.Н., Близнюк Т.С. Совершенствование управления затратами предприятия посредством углубления процессов бюджетирования // Финансовый менеджмент. - 2013. - № 5.

3. Жирнов, А.В. Риск-предикторный анализ финансовой составляющей предпринимательской деятельности /А.В. Жирнов //Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66-1). - С. 926-931.

4. Жирнов А.В. Анализ факторов, сдерживающих развитие сельских территорий / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Экономика и социум. - 2014. - № 3-1 (12). С. 640-643

5. Жирнов А.В. К вопросу о принятии предпринимательских решений /А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». - Ульяновск, 2016. - С. 42-46.

6. Кушнарев, Л.И., Дидманидзе, О.Н. Состояние и проблемы трудового потенциала сельского хозяйства России Текст. Монография. -М.: ООО «УМЦ «ТРИАДА», 2010. 70 с.

7. Лапшина Г.В. Специфика формирования социального пакета в сельскохозяйственных предприятиях / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - № 4-6(13). - 2014. - С. 847-849

8. Лапшин Ю.А. Социальная ответственность менеджмента и программы охраны труда / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения» Ульяновск, 2015. - С.150-152

9. Попов В.М., Ляпунов С.И., Воронова Т.А. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств. - М.: Финансы и статистика, 2013г.

10.Пушкарев Е. О «мягком» и «жестком» бюджетировании: [http://www.cfin.ru/management/finance/budget/hard_sof..]. 25.04.2009

11. Цветков М. Бюджетирование как реальный инструмент управления бизнесом// Генеральный директор. - 2012. - №8.

Газизов Р.Р. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА

Аннотация: В статье рассматривается особенности делового письма и определение официально-делового стиля языка. Дается описание речевого этикета для обеспечения адекватности восприятия содержания адресатом.

Ключевые слова: деловое письмо, язык, содержание, деловой стиль, правовая сущность деловой переписки.

В условиях модернизации современного общества уметь выразить свою мысль ярко, образно, доступно, правильно, уметь расположить к себе собеседника, аудиторию, убедительно выступить на деловом совещании, уметь грамотно составить текст документа, вести деловую переписку должен не только менеджер, руководитель предприятия. Эти требования распространяются на всех людей, вступающих в социально-правовые отношения и руководящих действиями других людей [1, с.79].

Деловое письмо как разновидность делового текста обладает рядом специфических характеристик, обусловленных особым местом, которое оно занимает в сфере деловой коммуникации. К ним относятся: высокая правовая значимость деловых писем, присущие им объективный характер изложения, единство темы, смысловая целостность и завершенность. Реализация данных характеристик происходит при помощи языковых и неязыковых средств.

Деловое письмо - обобщенное название деловых текстов, имеющих правовую значимость, выделяемых в связи с особой способом передачи, которые отражают определенную производственную ситуацию и отличаются единством темы, особым графическим и композиционным построением, временной и пространственной точностью, документальностью и конкретностью, использованием средств этикета для обеспечения адекватности восприятия содержания адресатом [2, с.178]. Анализ также показал, что деловое письмо представляет собой

пограничное явление между текстами частой переписки и документациями. С частой перепиской его роднят более гибкие, по сравнению с прочими жанрами деловой письменности, возможности для реализации коммуникативного намерения. С документами его объединяет то, что деловое письмо составляется по определенному образцу, а также имеет характерную композиционно-графическую организацию. Характерной чертой, отличающей его от собственного документа, является отсутствие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.