Научная статья на тему 'БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭТАПЫ / ПРИНЦИПЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коровина М.А., Скрипник В.Н., Зайцева В.А.

Важное место в системе оценки финансового состояния организации занимает бюджетирование. В статье рассматриваются основные принципы, на которых базируется бюджетирование, понятие, главные задачи и этапы бюджетирования в менеджменте. Разработан бюджет затрат на производство озимой пшеницы на примере сельскохозяйственной организации. Использование данного бюджета будет способствовать организации и проведению более детального процесса управления производством, принятию эффективных управленческих решений, которые будут направлены на снижение себестоимости продукции озимых зерновых культур и повышению эффективности хозяйствования. Его можно применять относительно других культур, выращиваемых в организации, отрегулировав лишь количество и мероприятия этапов. Разработанный бюджет формируется на основе данных по каждому центру ответственности в результате выполнения ими этапов производства зерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETING AS A TOOL FOR EFFECTIVE MANAGEMENT

An important place in the system of assessing the financial condition of the organization is budgeting. The article discusses the basic principles on which budgeting is based, the concept, main tasks and stages of budgeting in management. A budget for the production of winter wheat was developed using the example of an agricultural organization. The use of this budget will contribute to the organization and conduct of a more detailed process of production management, the adoption of effective management decisions, which will be aimed at reducing the cost of production of winter grain crops and increasing the efficiency of management. It can be applied relative to other crops grown in the organization by adjusting only the number and activities of the stages. The developed budget is formed on the basis of data for each center of responsibility as a result of their fulfillment of the stages of grain production.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

EDN: ZZRFPE

М.А. Коровина - К.Э.Н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, mk.kubgau@mail.ru,

M.A. Korovina - candidate of economics, associate professor of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar;

В.Н. Скрипник - обучающаяся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, viktorri2002@mail.ru,

V.N. Skripnik - student of the Faculty of Management, Kuban state agrarian university, Krasnodar;

В.А. Зайцева - обучающаяся факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, valeriiazaitseva_2002@mail.ru,

V.A. Zaitseva - student of the Faculty of Management, Kuban state agrarian university, Krasnodar.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТУРМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА BUDGETING AS A TOOL FOR EFFECTIVE MANAGEMENT

Аннотация. Важное место в системе оценки финансового состояния организации занимает бюджетирование. В статье рассматриваются основные принципы, на которых базируется бюджетирование, понятие, главные задачи и этапы бюджетирования в менеджменте. Разработан бюджет затрат на производство озимой пшеницы на примере сельскохозяйственной организации. Использование данного бюджета будет способствовать организации и проведению более детального процесса управления производством, принятию эффективных управленческих решений, которые будут направлены на снижение себестоимости продукции озимых зерновых культур и повышению эффективности хозяйствования. Его можно применять относительно других культур, выращиваемых в организации, отрегулировав лишь количество и мероприятия этапов. Разработанный бюджет формируется на основе данных по каждому центру ответственности в результате выполнения ими этапов производства зерна.

Abstract. An important place in the system of assessing the financial condition of the organization is budgeting. The article discusses the basic principles on which budgeting is based, the concept, main tasks and stages of budgeting in management. A budget for the production of winter wheat was developed using the example of an agricultural organization. The use of this budget will contribute to the organization and conduct of a more detailed process of production management, the adoption of effective management decisions, which will be aimed at reducing the cost of production of winter grain crops and increasing the efficiency of management. It can be applied relative to other crops grown in the organization by adjusting only the number and activities of the stages. The developed budget is formed on the basis of data for each center of responsibility as a result of their fulfillment of the stages of grain production.

Ключевые слова: бюджетирование, управление, этапы, принципы, деятельность, предприятие.

Keywords: budgeting, management, stages, principles, activities, enterprise.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при четком планировании финансовых ресурсов и отношений с другими хозяйствующими субъектами, деятельность которых представлена на рынке. Поэтому в последнее время многие ученые большое внимание уделяют проблеме развития и совершенствования бюджетирования. Бюджетирование рассматривается управленцами как один из результативных инструментов менеджмента, а ещё помогает скоординировать деятельность всех подразделений, которые находятся внутри организации и объединяет их одной общей стратегической целью.

Бюджетирование является инструментом бюджетного управления, вдобавок это система планирования, отчетности и контроля, которая основывается на системе бюджетов. Эта система представляет собой стоимостное выражение целей компании, позволяет повысить эффективность распределения и использования ресурсов, создает базу для оценки результатов деятельности организации и ее подразделений. Финансовое планирование, а точнее бюджетирование, включает в себя несколько составляющих: принципы бюджетирования, задачи бюджетирования, функции и этапы бюджетирования.

Важнейшим условием эффективности функционирования какого-либо экономического инструмента, в том числе и бюджетирования, является разработка научно обоснованных принципов и их внедрение, и использование в практической деятельности. Путем анализа бюджетирования организации можно сформулировать следующие принципы:

1) непрерывное составление и корректировка бюджета - составление бюджета на какой-то период, его детализация и учёт внешних изменений;

2) гибкость бюджета - составление ряда жёстких бюджетов, которые основаны на прогнозах и строгое исполнение бюджета;

3) применение единых стандартов - все бюджетные формы должны быть одинаковыми для всех участников;

4) структурированием организации - определение центров финансовой ответсвенно-сти и финансового учета;

5) конфиденциальность - исключение учета информации на стадии анализа и в процессе бюджетного управления.

Сам процесс бюджетирования должен быть постоянным и утверждаться на неделю, декаду, месяц, квартал или год. Также должен быть непрерывным, т.е. завершение анализа бюджета текущего года должно совпадать с моментом разработки бюджета на следующий год.

Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности по отдельным видам товаров и услуг или видам бизнеса. Поэтому к основным задачам бюджетирования можно отнести:

1) повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

2) выявление рисков и снижение их уровня;

3) повышение гибкости и приспособляемости изменениям.

Также к задачам бюджетирование относят: планирование главных аспектов деятельности предприятия, делегирование полномочий и распределение ответственности, вычисление достаточного объёма денежных ресурсов, которые обеспечивают финансовую устойчивость.

Чтобы лучше понять полноценную систему бюджетирования, ее возможности и выгоды, которые она несет в себе, ученые рассматривают: какие функции она выполняет:

1) аналитическая;

2) мотивационная;

3) коммуникационная;

4) финансовое планирование и учёт;

5) финансовый контроль;

6) координационная.

В процессе создания системы бюджетирования необходимо учитывать факторы, которые оказывают или могут оказать влияние на содержание и структуру собираемой информации (рисунок 1).

Необходимо отметить, что существуют свои особенности формирования и контроля бюджетов:

а) периодичность составления бюджетов;

б) временная определенность бюджетов;

г) значимость информации, представленной в бюджете;

д) учет особенностей структуры организации;

е) многовариантность информации, представленной в бюджете;

ж) прогнозный характер информации бюджета;

з) учет внешних и внутренних факторов;

и) пригодность информации для принятия управленческих решений;

к) действия руководства должны быть согласованы на различных уровнях управления.

Рисунок 1 - Факторы, оказывающие влияние на бюджетирование

В общем случае внедрение системы бюджетирования обычно разделяется на этапы:

1 этап - это формирование финансовой структуры, которая позволяет установить ответственность за исполнение бюджетов;

2 этап - создание структуры бюджетов, с помощью определения общей схемы формирования сводного бюджета предприятия;

3 этап - разработка системы процедур и методик управленческого учета, формирование учетной политики;

4 этап - разработка регламента планирования, который определяет процедуры планирования, анализа и мониторинга причин невыполнения бюджетов;

5 этап - внедрение системы бюджетирования, проведение сценарного анализа.

Систему бюджетирования необходимо выстроить по центрам ответственности. Благодаря этому появляется возможность оценки качества работы руководителей по каждому центру ответственности, а также усилить контроль за их деятельностью.

В целях организации системы бюджетирования в ООО «Скиф»» необходимо выполнить следующее:

1) проанализировать структуру организации и выделить наиболее важные центры ответственности;

2) выявить, каким образом структурные подразделения кооперируют между собой, на основе этого сформулировать бюджетные показатели;

3) по всем центрам ответственности создать общую систему планирования, учета и контроля показателей бюджета;

4) провести анализ учетной политики организации и сформулировать ее положения так, чтобы она оптимально влияла на финансовый результат.

Пересмотреть учетную политику и выстроить ее таким образом, чтобы она влияла на финансовый результат и прибыль. Выделим четыре центра ответственности:

1) центр снабжения;

2) центр затрат на производство;

3) центр прибыли;

4) центр управления.

На уровне каждого центра ответственности составляются свои специфические бюджеты.

На уровне Центра снабжения составляются следующие бюджеты:

Бюджет закупок сырья и материалов; Бюджет запасов и остатков сырья и материалов; Бюджет приобретения удобрений и химических средств защиты растений.

На уровне Центра затрат на производство составляются бюджеты: Бюджет производства продукции; Бюджет затрат на сырье и материалы; Бюджет по начислению оплаты

труда производственных рабочих; Бюджет прочих затрат на производство; Бюджет накладных расходов, связанных с производством продукции; Бюджет по использованию удобрений и химических средств защиты растений; Бюджет затрат на селекционную деятельность. На уровне Центра прибыли необходимо сформировать бюджеты: Бюджет запасов готовой продукции; Бюджет реализации готовой продукции; Бюджет дебиторской задолженности; Бюджет коммерческих расходов; Бюджет дебиторской и кредиторской задолженности. На уровне Центра управления формируются бюджеты: Бюджет управленческих расходов; Бюджет калькуляций себестоимости.

В рамках центра затрат в целях формирования цельной информации о производственных затратах озимой пшеницы в ООО «Скиф» предлагаем составлять бюджет затрат по следующим агротехническим мероприятиям (таблица 1).

Таблица 1 - Предлагаемые агротехнические мероприятия для производства

озимой пшеницы в целях формирования Бюджета затрат в ООО «Скиф»

Этап агротехнического мероприятия Описание этапа

1 этап - Подготовка почвы и посев культуры Затраты, связанные со вспашкой, дискованием, культивированием почвы; затраты, связанные транспортировкой и внесением различных удобрений; затраты, связанные с доставкой и высадкой семян; затраты, связанные с прикатыванием семян.

2 этап - Защита растений и уход за посевами Затраты, связанные с защитой от вредителей; затраты, связанные с удалением почвенной корки с помощью боронования; затраты, связанные с подкормкой растений, защитой от болезней, борьбой с сорняками.

3 этап - Уборка и транспортировка урожая Затраты, связанные с уборкой озимых зерновых; затраты, связанные с доставкой на ток и месту хранения.

Нами был разработан Бюджет затрат на производство продукции озимой пшеницы для ООО «Скиф». Он представлен в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 - Бюджет затрат на производство продукции озимой пшеницы по этапам ООО «Скиф», руб.

Показатель Этапы:

1 2 3

план факт Отклонение (+/-) план факт Отклонение (+/-) план факт Отклонение (+/-)

Материальные затраты, в т. ч. 12464968 12271913 193054 7046266 6714720 331545 1859577 1660631 198946

- семена 8039451 8945618 -906167 - - - - - -

- удобрения 6012485 6845645 -833160 - - - - - -

- средства защиты растений 4956854 5235645 -278791

- нефтепродукты 291011 314610 -23599 301250 278456 22794 296451 302546 -6095

- топливо 124941 129017 -4076 152645 144654 7991 134956 142564 -7608

- расходы и услуги сторонних организаций 58207 86647 -144854 50000 68456 -18456 55645 65465 -9820

- прочие материальные затраты 43527 90132 46605 35468 65846 -30378 33456 56478 -23022

Оплата труда 390132 431659 -41527 426564 586450 -159886 418756 546750 -127994

Отчисления на социальные нужды 112695 120560 -7865 125260 142560 -17300 132465 132564 -99

Содержание основных средств, в т. ч. 504727 475689 29038 443865 474614 -30749 458128 451124 7004

- амортизация 476036 456772 19264 418865 456230 -37365 430564 432560 -1996

- затраты на ремонт и техническое обслуживание основных средств 28691 18917 9774 25000 18384 6616 27564 18564 9000

Работы и услуги вспомогательных производств 3292015 3343866 -51851 2345685 2156432 189253 2814564 2956487 -141923

Финансовые затраты 102752 118401 -15649 108000 105460 2540 102500 132560 -30060

Прочие затраты 114662 147170 -32508 99856 195450 -95594 112050 202645 -90595

ИТОГО: 16082824 18886602 -2803778 10495640 10180236 315404 5785991 5880117 -94126

ВСЕГО: 16082824 18886602 -2803778 10495640 10180236 315404 5785991 5880117 -94126

Предлагаемый Бюджет затрат на производство продукции также можно расширить исходя из предложенной номенклатуры статей.

Таблица 3 - Бюджет затрат на производство продукции озимой пшеницы ООО «Скиф» (всего), руб.

Показатель Итого затрат Отклонение (+/-)

план факт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материальные затраты, в т. ч. 20586347 22771779 -2185432

- семена 8039451 8945618 -906167

- удобрения 6012485 6845645 -833160

- средства защиты растений 4956854 5235645 -278791

- нефтепродукты 888712 895612 -6900

- топливо 412542 416235 -3693

- расходы и услуги сторонних организаций 163852 220568 -56716

- прочие материальные затраты 112451 212456 -100005

Оплата труда 1235452 1564859 -329407

Отчисления на социальные нужды 370420 395684 -25264

Содержание основных средств, в т. ч. 1406720 1401427 5293

- амортизация 1325465 1345562 -20097

- затраты на ремонт и техническое обслуживание основных средств 81255 55865 25390

Работы и услуги вспомогательных производств 8452264 8456785 -4521

Финансовые затраты 313252 356421 -43169

Прочие затраты 326568 545265 -218697

ИТОГО: 32364455 34946955 -2582500

Затраты на организацию производства и его обслуживание 6313547 6456213 -142666

Расходы на нужды управления 21251450 22976957 -1725507

ВСЕГО: 59929452 64380125 -4450673

Таким образом, без применения рассмотренных инструментов планирования невозможно построить эффективную систему управления. Бюджетирование обеспечивает координацию деятельности и целевую ориентацию всех структурных подразделений предприятия, также определяет круг ответственных лиц по каждому направлению деятельности и каждой задаче, повышает в целом эффективность управления предприятием и уровень прозрачности деятельности структурных подразделений, а также способствует снижению рисков.

Источники:

1. Адаменко, А. А. Разделение взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение в XXI веке / А. А. Адаменко // Вестник Академии знаний. - 2012. - № 1. - С. 6-13.

2. Адаменко, А. А. Системы управленческого учета коммерческих организаций, их свойства и признаки / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, В. С. Зиновьева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 22 (4). - С. 122-127.

3. Власова, Н. С. Анализ и перспективы развития агропромышленного комплекса Краснодарского края / Н. С. Власова, Т. Е. Хорольская // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 5 (40). - С. 104-109.

4. Коровина, М. А. Учетно-аналитическое обеспечение отрасли растениеводство краснодарского края: монография / М.А. Коровина, С. А. Чернявская. - Краснодар: КубГАУ, - 256 с.

5. Коровина, М.А. Международная практика учета затрат и выхода продукции / М. А. Коровина, С. В. Мась / Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VII международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - С. 116-119.

6. Сигидов, Ю. И. Оценка биологических активов молочного скотоводства по справедливой стоимости / Ю. И. Сигидов, М. А. Коровина. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 160 с.

7. Отраслевые особенности организации производственного учета, анализа и оценки в молочном скотоводстве на примере сельскохозяйственных товаропроизводителей краснодарского края: монография / С.А. Чернявская, М. А. Коровина. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 240 с.

8. Харченко, Ю. А. Электронно-цифровая подпись и электронные документы / Ю. А. Харченко, М. А. Коровина М.А. / Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение: международная научно-практическая конференция студентов. - Майкоп: Магарин О.Г., 2014. - С. 266-269.

References:

1. Adamenko, A. A. Separation of views on the controlling system and its information and content in the 21st century /A. A. Adamenko //Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2012. - № 1. - P. 6-13.

2. Adamenko, A. A. Systems of management accounting for commercial organizations, their properties and signs/A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, V. S. Zinovieva //Natural and humanitarian research. - 2018. - № 22 (4). - P. 122-127.

3. Vlasova, N. S. Analysis and prospects for the development of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory /N. S. Vlasova, T. E. Khorolskaya//Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - № 5 (40). - P. 104-109.

4. Korovina, M. A. Accounting and analytical support for the crop industry of the Krasnodar Territory: monograp h/M. A. Korovina, S. A. Chernyavskaya. - Krasnodar: KubGAU, - 256 p.

5. Korovina, M.A. International practice of accounting for costs and output/M.A. Korovina, S.V. Mas /Information support of effective management of the activities of economic entities: materials of the VII international scientific conference dedicated to the 95th anniversary of the Kuban GAU and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. - Krasnodar: KubGAU, 2017. - P. 116-119.

6. Sigidov, Yu. I. Assessment of biological assets of dairy cattle breeding at fair value / Yu. I. Sigidov, M. A. Ko-rovin. - Moscow: INFRA-M, 2015. - 160 p.

7. Industry features of the organization of production accounting, analysis and evaluation in dairy cattle breeding on the example of agricultural producers of the Krasnodar Territory: monograph /S.A. Chernyavskaya, M.A. Korovina. - Krasnodar: KubGAU, 2017. - 240 p.

8. Kharchenko, Yu. A. Electronic-digital signature and electronic documents /Yu. A. Kharchenko, M. A. Korovina M.A. /Formation of the economic potential of sub-objects of economic activity: problems, prospects, accounting and analytical training: international scientific and practical conference of students. - Maykop: Magarin O.G., 2014. - P. 266-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.