Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 8 (363). Экономика. Вып. 48. С. 127-133.
УДК 338.242.2 ББК 65.05
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
С. А. Шевченко, Е. В. Кузьмина, В. Ф. Трунина
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия
Рассматривается сущность инновационной деятельности, которая основывается на использовании инноваций в деятельности промышленного предприятия. В исследовании под инновацией понимается процесс, в основе которого лежит коммерческая идея создания благ более высокого качества на основе внедрения новых научно-технических достижений; включающий в себя большое количество взаимосвязанных стадий, обусловливающих его сложность и результатом которого являются удовлетворение конкретных общественных потребностей и получение экономической выгоды. Инновационная деятельность промышленного предприятия — деятельность по созданию, внедрению, распространению, потреблению и обновлению инноваций. Снизить инновационные риски и устранить возникающие в процессе проблемы поможет внедрение эффективной системы бюджетирования, которая позволит обеспечить рациональное управление ресурсами предприятия и усилить контроль и финансовую дисциплину. Выделены необходимые условия, при которых возможно построение полноценной системы бюджетирования: чёткая учётная политика; документальные методики планирования и учёта фактических статей бюджета; наличие инновационного бюджета и др.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность промышленного предприятия, бюджет, бюджетирование, затраты.
Инновационная деятельность позволяет промышленным предприятиям России повышать свою конкурентоспособность и сохранять финансовую устойчивость в условиях рынка. Один из важных вопросов инновационной деятельности — выбор оптимальной системы финансирования на уровне предприятия. Бюджетирование позволит более точно прогнозировать денежный поток инновационной деятельности [1]. Бюджетирование инновационных предприятий — инструмент управления финансами инновационного предприятия, основанный на формировании комплексной бюджетной модели, объединяющей производственно-хозяйственные, инновационные и финансовые процессы и трансформирующей стратегические цели предприятия в систему конкретных количественно определённых мероприятий для их эффективного достижения при условии сохранения финансовой устойчивости [2]; позволяет выделить центры финансовой ответственности для инноваций, проводить более детальное изучение отклонений по инновационным проектам; анализ и оценку степени риска [3].
Инновационная деятельность предприятия основывается на понятии инновации. Значительный вклад в теорию инноваций внёс Й. Шумпетер. Исследователь связывал инновации с «осущест-
влением новых комбинаций» и получением в качестве результата нового продукта; нового метода производства; новой отрасли бизнеса; нового источника сырья [4]. С. Менделл и Д. Эннис, определяют инновации как результат деятельности и получение уникальных продуктов, процессов или услуг [5].
П. Ф. Друкер рассматривал инновации как инструмент предпринимателя, с помощью которого последний может осуществлять целенаправленный поиск перемен, анализировать их возможности и использовать в своей деятельности [6]. Некоторые авторы трактуют инновацию как процесс. Так, например, Б. Санто под инновацией понимает экономический процесс, который является сложным, неопределённым по результату, труднопрогнозируемым; направленным на экономическую выгоду [7]. С позиции В. Кингстона, инновация как процесс включает большое количество стадий, которые непосредственно связаны друг с другом и в результате которого идея превращается в конкретные предметы [8].
Инновацией, с точки зрения Х. Барнетта и Г. Цалтмана, может быть любая идея, деятельность или результат, но если они в качественном отношении отличаются от предыдущих (идеи, де -ятельности и результата) [9; 10]. Также связь ин-
новации и идеи отмечает Х. Риггс, но, дополняя, отмечает коммерческий характер новой идеи [11].
Инновация — многоаспектное явление, в основе которого лежит использование достижений науки и передового опыта; создание благ (технологии) более высокого качества; способность удовлетворять конкретным общественным потребностям и давать те или иные положительные экономические эффекты; процесс создания, распространения и использования нового практического средства; процесс инвестирования финансовых средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования [12].
В исследовании под инновацией мы понимаем процесс, в основе которого лежит коммерческая идея создания благ более высокого качества на основе внедрения новых научно-технических достижений; процесс этот включает в себя большое количество взаимосвязанных стадий, которые обусловливают его сложность, а результатом являются удовлетворение конкретных обще -ственных потребностей и получение экономической выгоды.
Целью инноваций в деятельности промышленного предприятия, по мнению А. Ю. Федосеева, является развитие деятельности промышленного предприятия, удовлетворение определённой общественной потребности и обеспечение социально-экономического эффекта. «Инновация» в деятельности промышленного предприятия — результат практического освоения новшества [13].
Инновационная деятельность промышленного предприятия — деятельность по созданию, внедрению, распространению, потреблению и обновлению инноваций. Цель инновационной деятельности — обеспечение устойчивого развития промышленного предприятия на основе постоянного совершенствования производственно-инновационных процессов (разработки, приобретения, внедрения инноваций), направленных на выпуск новых, улучшенных видов продукции, совершенствование методов её производства, доставки, реализации и обслуживания [14].
Сложный характер инновационной деятельности промышленных предприятий отмечают Т. М. Крюкова и А. Ю. Федосеев. По их мнению, инновационная деятельность промышленного предприятия включает в себя инновационный процесс по преобразованию научного знания в но -вые виды продуктов, технологий и услуг, маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды,
а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, необходимых для осуществления инноваций
[13; 15].
Чаще всего промышленные предприятия реализуют инновации за счёт своих внутренних ресурсов. При этом важными являются экономические мероприятия: формирование резерва финансовых средств для реализации инновационной деятельности, поэтапное финансирование инноваций из различных источников предприятия, определение чётких ожидаемых результатов инновационной деятельности, систематическое оценивание инновационной деятельности организации через систему показателей [16]. Снизить инновационные риски и устранить возникающие в процессе проблемы поможет внедрение эффективной системы бюджетирования.
Внедрение системы бюджетирования позволяет обеспечивать рациональное управление ресурсами предприятия, усилить контроль и финансовую дисциплину и обеспечить прозрачность и прогнозируемость финансовых потоков.
Любые инновации требуют большого объёма финансовых ресурсов, поэтому одним из главных аспектов управления на инновационном предприятии является управление его затратами. Увеличивая или уменьшая затраты инновационного проекта, изменяя их состав, можно влиять на результаты инновационной деятельности. Планирование, расчёт, анализ и контроль затрат составляют трудоёмкий процессом, требующий большой точности, поскольку обеспечивает непрерывную реализацию инновационных проектов, что позволяет предприятию опередить своих конкурентов и получить наибольший экономический эффект от внедрения инновации.
К основным факторам, оказывающим наибольшее влияние на величину инновационных затрат, относятся степень радикальности инноваций, масштабность решаемых задач, стадия инновационного процесса, степень использования имеющихся ресурсов, потребность в затратах смежных производств, уровень целевых показателей создаваемых объектов, переход к новому техническому принципу решения задачи, величина создаваемого объекта, вероятность изменения уровня цен, тарифов, ставок на используемые ресурсы, а также степень устойчивости проекта к возможным изменениям условий реализации.
Бюджетирование инновационных проектов предприятия с учётом степени воздействия перечисленных затратообразующих факторов позволит повысить точность планирования инновационных затрат, что для инновационного предприятия является крайне важным, поскольку умелое управление затратами совместно с новизной даёт двойной экономический эффект [2].
Большая часть российских инновационных предприятий на практике используют классическую систему бюджетирования, не приспособленную к условиям и особенностям инновационной деятельности. Эффективная система бюджетирования инновационного предприятия предусматривает отделение инновационной деятельности от традиционной производственной деятельности. Отсутствие такого разделения может привести к затягиванию сроков внедрения инноваций, превышению бюджетов инновационных проектов, к отсутствию возможности осуществлять контроль за величиной затрат на инновационные проекты.
Для того чтобы усовершенствовать систему бюджетирования, необходимо разработать инновационный бюджет и увязать его с действующими бюджетами. Бюджет инноваций разрабатывается на основе внутрифирменных целей и стратегии, позволяет планировать в соответствии с ними обеспечение инновационной деятельности финансовыми и материальными ресурсами и оперативно контролировать их использование.
Поскольку инновационная деятельность связана с долговременным отвлечением значительных финансовых и материальных ресурсов, система бюджетирования инновационного предприятия должна предусматривать разработку не только краткосрочных (месяц, квартал, год), но и долгосрочных бюджетов (3 года, 5 лет), что позволит учитывать стратегические аспекты деятельности предприятия.
При внедрении новой системы бюджетирования руководство должно чётко обозначить цели и задачи, которые нужно решить, поскольку деятельность инновационного предприятия не допускает применения «универсальной» системы бюджетирования.
Построение полноценной системы бюджетирования возможно при соблюдении следующих условий:
- наличия на предприятии управленческой учётной политики, определяющей правила при-
знания и оценки доходов и расходов, а также их отражения в бюджетах;
- наличия разработанных и оформленных в виде документов методик планирования и учёта фактических статей бюджета;
- наличия инновационного бюджета;
- интегрированности системы бюджетирования (сквозная связь показателей в бюджетах).
В процессе динамичного развития инновационных предприятий «консервативное» бюджетирование будет только мешать совершенствованию бизнес-процессов. Так как по своей природе бизнес является нестабильным, постоянно стремится к тем или иным новшествам, применение жёстких процедур бюджетирования, особенно в долгосрочном плане, в большинстве случаев является неэффективным.
При необходимости внесения существенных, но заранее чётко определённых изменений в деятельность инновационных предприятий, подход «от достигнутого» неприменим, но в рамках стандартных жёстких бюджетных процедур возможно осуществить новые расчёты параметров деятельности бизнес-единиц. Однако ситуация, когда мы можем точно спрогнозировать последствия каких-либо изменений в бизнесе, является скорее частным случаем предпринимательской деятельности, более или менее характерным для центров затрат. Для центров доходов, прибыли и инвестиций прогноз последствий бизнес-решений, как правило, имеет стохастический характер, отражая наиболее вероятный диапазон возможных значений ключевых параметров [17].
В условиях сильно нестабильной внешней среды бюджетирование неприменимо, и эта позиция во многом обоснована. Однако инновационные предприятия, нацеленные на стратегические изменения, должны использовать бюджетирование. Но в этом случае сама система бюджетирования должна стимулировать модификацию бизнес-процессов в соответствии со стратегическими целями инновационного предприятия. Назовём такую систему мотивирующей системой бюджетирования.
Определение «мотивация» часто встречается в описаниях систем бюджетирования, и обычно она рассматривается в аспекте побуждения к эффективному выполнению чётко поставленной задачи, соблюдению установленных норм. Поэтому необходимо подчеркнуть, что мотивирующая система бюджетирования должна ориентировать сотрудников на творческий подход,
инновации, самостоятельную постановку задач и развитие.
Построение такой системы возможно только с использованием процессного, а не структурно-функционального подхода: структура инновационного предприятия исходно является производной от выполняемых процессов, но в процессе эволюции предприятия происходит его «консервирование», и в итоге процессы пытаются подстроить под возможности (а иногда и потребности) подразделений [18].
Мотивирующая система бюджетирования призвана вернуть предприятие к повышению реальной эффективности бизнес-процессов от весьма условной эффективности подразделений. Поэтому для построения системы бюджетирования необходимо иметь чёткое представление не только о существующей финансовой структуре предприятия, но также о бизнес-процессах и ориентирах развития [19].
Главным ориентиром развития, исходным пунктом разработки любых стратегий современного инновационного предприятия является потребитель и его потребности. Отсюда существование на предприятии ясной маркетинговой политики является условием формирования мотивирующей системы бюджетирования. Следует отметить, что это условие абсолютно необходимо для проектирования и бюджетирования всех бизнес-процессов, а не только имеющих непосредственное отношение к формированию и реализации маркетинговой стратегии, так как для достижения успеха вся деятельность инновационного предприятия должна быть подчинена единой цели.
Система бюджетирования должна переориентировать управленческую деятельность с контроля внутренней эффективности подразделений на контроль удовлетворения запросов потребителя (в том числе внутреннего). Для этого на инновационных предприятиях должна быть выявлена структура бизнес-процессов, определены показатели и критерии оценки эффективности их выполнения, назначены ответственные за реализацию конкретных процессов [20].
Последовательность определения структуры бизнес-процессов может быть различной для разных типов предприятий. На наш взгляд, наиболее универсальным подходом, в наибольшей степени отражающим логику процессного управления, является подход по добавленной стоимости для клиента. Такой способ определения границ бизнес-процессов позволяет также максимально
учесть специфику инновационного предприятия.
В идеале при процессном управлении должен соблюдаться принцип «один процесс — один владелец». Как правило, для инновационного предприятия это может быть осуществлено только при проведении довольно глубокого организационного реинжиниринга, что всегда весьма сложно воплотить. Однако без соблюдения данного принципа руководство вряд ли сможет добиться создания работоспособной системы оценки выполнения бизнес-процессов [21].
Система оценки бизнес-процесса должна быть нацелена на максимально адекватное отражение его эффективности, даже если это происходит в ущерб точности оценки деятельности конкретных подразделений. Это означает, что критерии оценки выбираются таким образом, чтобы отразить итоговую результативность процесса с точки зрения потребителя, а не результаты отдельных исполнителей [22].
Таким образом, данная система может быть успешно интегрирована с пользующейся всё большим успехом сбалансированной системой показателей (BSC). Мотивирующая система бюджетирования должна позволить инновационным предприятиям своевременно реагировать на вызовы внешней среды и реализовывать стратегические изменения, не отказываясь от контроля финансовых показателей.
Значимость инноваций для промышленных предприятий в современной экономике России велика, так как способствует повышению их конкурентоспособности на рынке и финансовой устойчивости. Снизить инновационные риски и устранить возникающие в процессе проблемы поможет внедрение эффективной системы бюджетирования, которая предусматривает отделение инновационной деятельности от традиционной производственной деятельности.
Таким образом, инновация — это процесс, в основе которого лежит коммерческая идея создания благ более высокого качества на основе внедрения новых научно-технических достижений; этот процесс включает в себя большое количество взаимосвязанных стадий, которые обусловливают его сложность, а результатом является удовлетворение конкретным общественным потребностям и получение экономической выгоды.
Инновационная деятельность промышленного предприятия — деятельность по созданию, внедрению, распространению, потреблению и обновлению инноваций.
Бюджет инноваций разрабатывается на основе внутрифирменных целей и стратегии, позволяет планировать в соответствии с ними обеспечение инновационной деятельности финансовыми и материальными ресурсами и оперативно контролировать их использование.
Мотивирующая система бюджетирования на инновационных предприятиях должна вы-
страиваться таким образом, чтобы нацеливать сотрудников на наиболее эффективное удовлетворение потребителей, принятие самостоятельных решений и инновации. Данная система должна быть основана на процессном подходе и обеспечивать значительную гибкость задаваемых количественных параметров, придавая большее значение конечным, а не частным результатам.
Список литературы
1. Куликова, М. В. Долгосрочное планирование финансирования инновационной деятельности на основе бюджетирования денежных потоков / М. В. Куликова, С. В. Иванилова // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. - 2007. - № 24. - С. 187-193.
2. Плистик, Н. А. Бюджетирование как инструмент управления финансами инновационного предприятия : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н. А. Плистик. - М., 2011.
3. Куфтырева, Н. А. Совершенствование системы бюджетирования для инновационно-активных предприятий (на примере предприятий Нижегородской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н. А. Куфтырева. - Н. Новгород, 2010.
4. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер. - М. : Эксмо, 2008. - 864 с.
5. Mendell, S. Looking at innovation strategies / S. Mendell, D. Ennis // Research Management. - 1985. - Vol. 28.
6. Drucker, P. F. Technology, Management and Society / P. F. Drucker. - 1970.
7. Санто, Б. Инновация как средство экономического развития : пер. с венгер. / Б. Санто ; общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова. - М. : Прогресс, 1990. - 296 с.
8. Kingston, W. The Political Economy of Innovation. The Hague / W. Kingston. - 1984.
9. Barnett, H. Innovation: the Basis of Culture Change / H. Barnett. - N.-Y., 1953.
10. Zaitman, G. Innovation and Organizations / G. Zaitman. - N.-Y., 1973.
11. Riggs, H. E. Managing high-technology companies / H. E. Riggs. - Belmont, 1983.
12. Шевченко, С. А. Инновация как ключевая категория инновационной экономики: основные подходы к определению понятия / С. А. Шевченко // Вопр. экон. наук. - 2010. - № 5. - С. 7-9.
13. Федосеев, А. Ю. Основные направления развития инновационной деятельности промышленных предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. Ю. Федосеев. - Саратов, 2001.
14. Чегодаева, А. Н. Развитие региональных инновационных систем : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. Н. Чагодаева. - М., 2012.
15. Крюкова, Т. М. Совершенствование системы оценки эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий в современных условиях : автореф. дис. . канд. экон. наук / Т. М. Крюкова. - Н. Новгород, 2009.
16. Шевченко, С. А. Роль предприятий малого бизнеса в повышении инновационности российской экономики / С. А. Шевченко // Креатив. экономика. - 2010. - № 12. - С. 68-72.
17. Davison, J. P. Productivity and Economic incentives / J. P. Davison, P. S. Florence, В. Gray, N. Ross. -London, 1958.
18. Добровольский, Е. Бюджетирование: шаг за шагом / Е. Добровольский, Б. Карабанов, П. Боровков, Е. Глухов, Е. Бреслаев. - СПб. : Питер, 2006. - 448 с.
19. Weston, I. Managerial Finance / I. Weston, E. Brigham. - The Dryden Press, 1992.
20. Brigham, E. Financial Management: Theory and Practice / E. Brigham, D. Lapenski. - The Dryden Press, 1991.
21. Рыжакина, Т. Г. Интегрированные инструменты планирования на предприятии / Т. Г. Рыжакина // Проблемы теории и практики упр. - 2013. - № 1. - С. 40-46.
22. Айндинова, И. Ш. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур путём внедрения системы бюджетирования, ориентированной на решение имеющихся проблем / И. Ш. Айн-динова // Рос. предпринимательство. - 2012. - № 4. - С. 126-129.
Сведения об авторах
Шевченко Светлана Алексеевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского государственного технического университета, Волгоград, Россия. [email protected]
Кузьмина Екатерина Валериевна — кандидат экономических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета, Волгоград, Россия. [email protected]
Трунина Валентина Фёдоровна — кандидат социологических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета, Волгоград, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2015. No. 8 (363). Economy. Issue 48. Pp. 127-133.
BUDGETING INNOVATIVE ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
S. A. Shevchenko
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Economics and Management, Volgograd State Technical
University, Volgograd, Russia. [email protected]
E. V. Kuzmina
Candidate of Economics, Associate Professor, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia.
katerina993@yandex. ru
B. F. Trunina
Candidate of Sociology, Associate Professor, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia.
The article deals with the essence of innovation, which is based on the use of innovation in industrial activities. In a study of innovation is understood as a process, which is based on the idea of creating commercial benefits of higher quality through the introduction of new scientific and technological developments; comprising a large number of interrelated steps that lead to its complexity; the result of which is to meet the specific needs of the public and obtain benefits. Innovative industrial activities — activities related to the creation, implementation, distribution, consumption and updating of innovation. Reduce innovation risks and eliminate problems arising in the process will help implement an effective system of budgeting. which will ensure the sustainable management of resources of the enterprise and to strengthen the control and financial discipline. The article highlights the necessary conditions under which it is possible to build a complete system of budgeting: a clear accounting policies; Documentary techniques of planning and accounting of the actual budget items; availability and other innovative budget.
Keywords: innovation, innovative activity of industrial enterprises, the budget, budgeting, costs.
References
1. Kulikova M.V. and Ivanilova S.V. Dolgosrochnoye planirovaniye finansirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti na osnove byudzhetirovaniya denezhnykh potokov [Long-term innovation financing plan based on cash flow budgeting]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov State Technical University]. 2007. No. 24. Pp. 187-193. (In Russ.)
2. Plistik N.A. Byudzhetirovaniye kak instrument upravleniya finansami innovatsionnogo predpriyatiya [Budgeting as a tool for financial management of innovative enterprise]. Dis. Abstract for the degree of Candidate of Economy. Moscow, 2011. (In Russ.)
3. Kuftyreva N.A. Sovershenstvovaniye sistemy byudzhetirovaniya dlya innovatsionno-aktivnykh predpri-yatiy (naprimere predpriyatiy Nizhegorodskoy oblasti) [Perfection budgeting system for innovative enterprises (on an example of the Nizhniy Novgorod region)]. Dis. Abstract for the degree of Candidate of Economy. Nizhny Novgorod, 2010. (In Russ.)
4. Shumpeter Y.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy]. Moscow, Jeksmo Publ., 2008. 864 p. (In Russ.)
5. Mendell, S. and Ennis D. Looking at innovation strategies. Research Management. 1985. Vol. 28.
6. Drucker P.F. Technology, Management and Society. 1970.
7. Santo B. Innovatsiya kak sredstvo ekonomicheskogo razvitiya [Innovation as a means of economic development]. Translate from Veng. B. V. Sazonova (ed). Moscow, Progress Publ, 1990. 296 p. (In Russ.)
8. Kingston W. The Political Economy of Innovation. The Hague. 1984.
9. Barnett H. Innovation: the Basis of Culture Change. N.-Y., 1953.
10. Zaitman G. Innovation and Organizations. N.-Y., 1973.
11. Riggs H.E. Managing high-technology companies. Belmont., 1983.
12. Shevchenko S.A. Innovatsiya kak klyuchevaya kategoriya innovatsionnoy ekonomiki: osnovnyye pod-khody k opredeleniyu ponyatiya [Innovation as a key category of innovative economy: the main approaches to the definition of concepts]. Voprosy ekonomicheskikh nauk [The Issues of Economics]. 2010. No. 5. Pp. 7-9. (In Russ.)
13. Fedoseyev A. Yu. Osnovnyye napravleniya razvitiya innovatsionnoy deyatel'nosti promyshlennykh predpriyatiy [The basic directions of development of innovative activity of industrial enterprises]. Dis. Abstract for the degree of Candidate of Economy. Saratov, 2001. (In Russ.)
14. Chegodayeva A.N. Razvitiye regional'nykh innovatsionnykh system [The development of regional innovation systems]. Dis. Abstract for the degree of Candidate of Economy. Moscow, 2012. (In Russ.)
15. Kryukova T.M. Sovershenstvovaniye sistemy otsenki effektivnosti innovatsionnoy deyatel'nosti pro-myshlennykh predpriyatiy v sovremennykh usloviyakh [Perfection performance evaluation system innovation of industrial enterprises in modern conditions]. Dis. Abstract for the degree of Candidate of Economy. Nizhniy Novgorod, 2009. (In Russ.)
16. Shevchenko S.A. Rol'predpriyatiy malogo biznesa v povyshenii innovatsionnosti rossiyskoy ekonomiki [Role of small businesses in increasing innovativeness of the Russian economy]. Kreativnaya ekonomika [Cre-ative Economy]. 2010. No. 12. Pp. 68-72. (In Russ.)
17. Davison J.P., Florence P. S., Gray B. and Ross N. Productivity and Economic incentives. London, 1958.
18. Dobrovol'skiy Ye., Karabanov B., Borovkov P., Glukhov Ye. and Breslayev Ye. Byudzhetirovaniye: shag za shagom [Budgeting step by step]. St. Petersburg, St. Petersburg Publ., 2006. 448 p. (In Russ.)
19. Weston I. and Brigham E. Managerial Finance. The Dryden Press, 1992.
20. Brigham E. and Lapenski D. Financial Management: Theory and Practice. The Dryden Press, 1991.
21. Ryzhakina T.G. Integrirovannyye instrumenty planirovaniya na predpriyatii [The integrated planning tools in the enterprise]. Problemy teorii ipraktiki upravleniya [Problems of the theory and practice of management]. 2013. No. 1. Pp. 40-46. (In Russ.)
22. Ayndinova I.Sh. Povysheniye konkurentosposobnosti predprinimatel'skikh struktur putem vnedreniya sistemy byudzhetirovaniya, oriyentirovannoy na resheniye imeyushchikhsya problem [Increase of competitiveness of enterprise structures through the implementation of the budgeting system oriented to solve existing problems]. Rossiyskoyepredprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. 2012. No. 4. Pp. 126-129. (In Russ.)