УДК 657.22 : 631.115 Хромова Ирина Николаевна
старший преподаватель
кафедры бухгалтерского учета
Кубанского государственного аграрного университета
dom-hors@mail.ru
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗАТРАТ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Khromova Irina Nikolaevna
Senior Lecturer of the Accounting Department, Kuban State Agrarian University dom-hors@mail.ru
BUDGETING AND COST CONTROL OF THE RESPONSIBILITY CENTRES IN THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности функционирования системы бюджетирования в сельскохозяйственных организациях, приведены основные виды и принципы формирования бюджетов в рамках выделенных центров ответственности. Автором обоснована необходимость осуществления бюджетного планирования в целях реализации контрольной функции управленческого учета.
Ключевые слова:
бюджетирование, управленческий учет, центр ответственности, затраты, контроль, сельское хозяйство, сахарная свекла.
Summary:
The article deals with special features of the budgeting system functioning in the agricultural organizations. It considers the main types and principles of the budget formation under the allocated responsibility centres. The author substantiates the need for the budget planning implementation with a view to fulfill control function of the management accounting.
Keywords:
budgeting, management accounting, responsibility centre, cost, control, agriculture, sugar beet.
Современный характер преобразований в системе экономических отношений обусловливает необходимость переосмысления теоретических и методологических подходов к управлению сельскохозяйственными организациями.
Уровень развития хозяйственного механизма и изменение конъюнктуры рынка создают предпосылки к появлению большего числа пользователей с различными информационными запросами. Это создает необходимость в формировании информационной системы, способной удовлетворить потребности заинтересованных пользователей в необходимых данных с целью обоснования и принятия стратегических, тактических и оперативных решений.
Бюджетирование является одной из важнейших составляющих системы управленческого учета и основой эффективного управления организацией. Оно представляет собой информационную систему внутрифирменного планирования и управления с использованием финансовых инструментов, позволяющих определить вклад каждого подразделения и его руководителя в достижение общих целей. Указанными инструментами являются бюджеты.
Бюджет - это информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах. Он представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации [1, с. 449].
Для эффективной подготовки бюджетов необходима гармонизация управленческого и финансового учета с целью придания учетной информации функции опережающего отражения. Этого можно достичь путем расширения границ использования информационных ресурсов управленческого учета. В связи с чем целесообразно проводить мероприятия, позволяющие осуществлять гармоничный обмен информацией между указанными системами, трансформировав информационные ресурсы управленческого учета в эффективную систему бюджетирования.
При формировании и контроле исполнения бюджетов в отрасли фабричного свекловодства следует учитывать следующие особенности:
1. Временная определенность - бюджет должен относиться к определенному периоду времени, а бюджетный период должен иметь определенные временные границы.
2. Периодичность составления - бюджетный период должен иметь определенную продолжительность.
3. Прогнозный характер - в основе бюджета лежат прогнозные значения будущих доходов и затрат, которые могут определяться на основе рыночных прогнозов собственной экономической службы или внешних прогнозов, подготовленных правительственными службами и частными аналитическими компаниями.
4. Многовариантность - процесс бюджетирования требует рассмотрения нескольких возможных вариантов развития рыночной и производственной ситуации.
5. Значимость информации - в соответствии с концепцией соотнесения затрат и выгод детализация доходов и расходов должна быть такой, чтобы выгоды от самой системы бюджетирования не оказались меньше затрат на ее разработку и внедрение. В планировании следует учитывать только значимые статьи.
6. Пригодность для принятия управленческих решений - информация, формируемая в системе бюджетирования, должна быть пригодна для принятия управленческих решений.
7. Учет факторов внешней и внутренней бизнес-среды - при разработке бюджетов учитываются внешние факторы (цены, рыночная конъюнктура, технологические ограничения) и факторы, поддающиеся внутреннему контролю самой организации (нормативы использования ресурсов, практика платежных отношений).
8. Учет бизнес-структуры организации - организациям с разной структурой требуются различные системы бюджетного планирования.
9. Согласованность действий на разных уровнях управления [2, с. 215].
В рамках управленческого учета затрат на производство особое внимание следует уделить организации бюджетирования по центрам ответственности. В этом случае система учета затрат является средством повышения оперативности информации как первичного, так и оперативного учета для управления процессом производства продукции фабричного свекловодства. Данная система формирования бюджетов позволит объективно оценить качество работы руководителей центров ответственности, усилит контроль за их деятельностью. Подготовка их в данном случае будет отражать степень выполнения планов и задач, что позволит ответственному менеджеру своевременно отреагировать на происходящие изменения и в случае необходимости откорректировать планы.
Выделение центров ответственности предполагает наличие механизма распределения ответственности руководителей на различных уровнях управления, вследствие чего информационные потоки должны формироваться по иерархическому принципу. Детальность статей бюджетов сокращается по мере увеличения уровня ответственности руководителя. В системе управленческого учета форма и содержание отчетов разных подразделений может быть различна, в зависимости от того, к какому центру ответственности эти подразделения относятся.
Сельскохозяйственные организации отличаются друг от друга по организационной структуре, внутрихозяйственной взаимосвязи между структурными подразделениями, по технологическим процессам производства отдельных видов продукции. Соответственно, форма, содержание и объем представляемой информации в бюджетах организациями формируется и утверждается самостоятельно.
Нами разработана система бюджетирования в рамках управления затратами отрасли фабричного свекловодства (рисунок 1).
• Бюджет закупок сырья и материалов
• Бюджет запасов сырья и материалов
> Бюджет кредиторской задолженности
• Бюджет использовании сырья и материалов
• Бюджет затрат на оплату труда
• Бюджет прочих затрат
> Бюджет накладных производственных расходов
■ Бюджет производства продукции
Бюджет запасов готовой продукции Бюджет дебиторской задолженности Бюджет коммерческих расходов Бюджет реализации продукции Бюджет переработки продукции
Ч
Агрегированный бюджет доходов и расходов
к ^
Бюджет затрат на производство продукции
V________________________
■Бюджет управленческих расходов •Плановые, отчетные калькуляции
Рисунок 1 - Формирование системы бюджетирования в рамках управления затратами отрасли свекловодства
Систему бюджетирования затрат для свеклосеющих хозяйств необходимо строить в рамках производственных центров ответственности, поскольку основные сложности в формировании и исчислении затрат возникают именно в производственной сфере. В исследуемых организациях данными центрами ответственности являются: снабжение, производство, реализация.
Затраты центров ответственности непроизводственной сферы не оказывают прямого воздействия на информационное обеспечение учета затрат.
Данная система бюджетирования будет способствовать получению руководителем информации о материально-техническом обеспечении, уровне производства, реализации, переработки продукции, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности. Следовательно, отчеты о затратах на производство продукции являются приоритетными в процессе осуществления контроля затрат с той степенью детализации, которая позволяет оперативно отреагировать на любые изменения и своевременно предотвратить их.
Отраслевое исследование затрат в качестве объекта управления и их классификация имеют существенное значение не только для измерения их уровня, но рассматриваются как подсистема системы управления организацией в целом и по ее структурным подразделениям.
Для формирования информационной базы управленческого учета затрат на производство сахарной свеклы на внутрихозяйственном уровне нами предложен комплекс документов, который можно использовать как систему бюджетирования в отрасли фабричного свекловодства (рисунок 2).
* разработано автором
Рисунок 2 - Бюджетирование в системе принятия управленческих решений в отрасли фабричного свекловодства
Бюджетирование в системе принятия управленческих решений - это совокупность учетных регламентов и процедур, основанная на обобщении информационных ресурсов различных учетных подсистем, в которых осуществляется сбор, систематизация, контроль и анализ экономической информации с целью получения данных в рамках запрашиваемых показателей.
Нами предложена система бюджетирования затрат в отрасли фабричного свекловодства, целью создания которой является систематизация данных, получаемых в различных подсистемах учета, их анализ на основе концептуальных требований, предъявляемых к информации хозяйствующих субъектов и центров финансовой ответственности.
В основу системы бюджетирования затрат в отрасли фабричного свекловодства положен принцип «затраты-выпуск-результат».
Последовательная реализация данного принципа является основополагающей в системе управления затратами данной отрасли. Поэтому разработанные нами бюджеты направлены на решение задач эффективного управления себестоимостью, выявления резервов ее снижения, определения эффективности деятельности организации.
Предложенные формы бюджетов целесообразно составлять по организации в целом и по каждому центру финансовой ответственности. Для построения системы контроля за деятельностью данных центров необходимо установить ответственных лиц за предоставление управленческих отчетов о выполнении планов. В качестве обязательных реквизитов разработанных
форм документов следует указывать наименование хозяйствующего субъекта, дату составления, вид продукции, центр ответственности, срок предоставления и ответственное лицо.
Таким образом, формирование информационной базы по учету затрат на производство продукции отрасли фабричного свекловодства с использованием разработанных бюджетов является одним из инструментов осуществления оперативного контроля и планирования деятельности организации. Данные регистры позволяют оценить соответствие полученных результатов поставленным задачам, координировать сбор информации во всех звеньях организационной структуры управления организацией. Это обусловлено тем, что система бюджетирования организует обратную связь процесса информирования руководителей об эффективности центров финансовой ответственности.
Предложенные в работе подходы к формированию системы аналитических показателей направлены на удовлетворение запросов внутренних пользователей и имеют цель оценить эффективность бизнес-процессов компании, степень достижения стратегических целей. Разработанная автором процедура увязки аналитических показателей расширяет пространство управленческого анализа и фокусирует внимание заинтересованных пользователей на ограниченном наборе максимально информативных для оценки показателях, что служит эффективным способом повышения конструктивности взаимодействия собственников бизнеса - как заказчиков конечных результатов, и управленцев - как исполнителей в достижении этих результатов.
Ссылки:
1. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2008.
2. Волкова О.Н. Управленческий учет. М., 2007.