Научная статья на тему 'Бюджет развития аграрного кластера Самарской области в условиях экономических санкций'

Бюджет развития аграрного кластера Самарской области в условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / АГРАРНЫЙ КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ / STATE SUPPORT / SAMARA REGION / AGRICULTURAL CLUSTER / ECONOMIC SANCTIONS / IMPORT SUBSTITUTION / DEVELOPMENT BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов Роман Владимирович

В статье рассмотрены основные направления использования средств государственной поддержки в целях обеспечения устойчивого развития аграрного кластера Самарской области в условиях экономических санкций. Предложены направления по повышению эффективности использования бюджетных средств при реализации проектов импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development budget of agricultural cluster of Samara region in the economic sanctions

In the article the basic directions of state support in order to ensure sustainable development of the agricultural cluster of Samara region in terms of economic sanctions. Directions to improve the efficiency of use of budgetary funds in the implementation of import substitution projects.

Текст научной работы на тему «Бюджет развития аграрного кластера Самарской области в условиях экономических санкций»

Выходные сведения статьи:

Некрасов Р.В. Бюджет развития аграрного кластера Самарской области в условиях экономических санкций // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 3(15). URL: https://regrazvitie.ru/bYudzhet-razvitiYa-agrarnogo-klastera-samarskoi-oblasti-v-usloviYah-ekonomicheskih-sanktsii/_

УДК 338

Бюджет развития аграрного кластера Самарской области в условиях экономических санкций

© 2016 Некрасов Роман Владимирович1

E-mail: nekrasov-r@mail.ru

В статье рассмотрены основные направления использования средств государственной поддержки в целях обеспечения устойчивого развития аграрного кластера Самарской области в условиях экономических санкций. Предложены направления по повышению эффективности использования бюджетных средств при реализации проектов импортозамещения.

Ключевые слова: государственная поддержка, Самарская область, аграрный кластер, экономические санкции, импортозамещение, бюджет развития.

Development budget of agricultural cluster of Samara region in the economic sanctions

© 2016 Nekrasov Roman Vladimirovich1

E-mail: nekrasov-r@mail.ru

In the article the basic directions of state support in order to ensure sustainable development of the agricultural cluster of Samara region in terms of economic sanctions. Directions to improve the efficiency of use of budgetary funds in the implementation of import substitution projects.

Keywords: State support, Samara region, the agricultural cluster, economic sanctions, import substitution, development budget.

Запрет на ввоз некоторых сельскохозяйственных и продовольственных товаров в Российскую Федерацию требует от отечественных сельхозтоваропроизводителей в кратчайшие сроки значительно увеличить объемы производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Это необходимо для обеспечения продовольственной безопасности страны, сбалансированности национального аграрного рынка, недопущения социальной напряженности из-за резкого повышения цен на продукты питания.

Важнейшим фактором, который призван обеспечить успешную реализацию мероприятий по импортозамещению в российском АПК, является система государственной поддержки. Именно помощь государства призвана в существующих экономических реалиях создавать существенные стимулы для бизнеса для инвестирования в наиболее критичные отрасли отечественного сельскохозяйственного производства, к которым относится молочное животноводство, тепличное овощеводство, а также производство мяса, картофеля, овощей закрытого грунта, фруктов и ягод, а также продукция аквакультуры [2]. Данные позиции являются

1 Некрасов Роман Владимирович - кандидат экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).

Nekrasov Roman Vladimirovich - PhD, professor, FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141).

чрезвычайно важными как в масштабах Российской Федерации, так и непосредственно для Самарской области (табл. 1).

Таблица 1 - Уровень самообеспеченности основными продуктами питания в 2015 году

Вид продукции Российская Федерация Самарская область Критерий продовольственной безопасности

Зерно 99,2 106 95

Картофель 97,3 94 95

Масло растительное 83,9 472 80

Мясо 87,4 52,3 85

Молоко 81,2 55 90

Овощи 92,9 88,5 не установлен

Фрукты 34 20,3 не установлен

В 2014 - 2015 годах в «Государственной программе развития сельскохозяйственного производства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» были предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки, наиболее значимыми из которых являются: субсидирование 20% затрат на создание и модернизацию объектов АПК, предоставление грантов на развитие мощностей для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, повышенный уровень субсидирование процентных ставок на развитие молочного животноводства и др [1]. При этом необходимо отметить, что доведение средств федерального бюджета до непосредственных инициаторов проектов осуществляется только на условиях софинансирования из региональных бюджетов. При этом субъекты малого агробизнеса практически лишены возможности получать этот вид государственной поддержки из-за требований к масштабам проектов.

В этой связи особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы формирования и эффективного использования региональных бюджетов, которые должны способствовать максимальному использованию возможностей территории для реализации проектов им-портозамещения. Это позволит не только нарастить объемы производства и переработки сельскохозяйственной продукции, но и создать новые рабочие места, увеличить налогооблагаемую базу, сгенерировать мультипликативный эффект в других сферах региональной экономики.

Прежде всего, следует признать, что использование возможностей бюджета для обеспечения устойчивого развития российского АПК в настоящее время осложняется ситуацией с формированием его доходной части. Затяжной макроэкономический кризис в сочетании со снижением цен на основные позиции отечественного экспорта и введенными антироссийскими санкциями привели к существенному снижению поступлений как в федеральный, так и в региональный бюджет. Для системообразующих российских банков весьма чувствительным является ограничение доступности заимствований на мировом финансовом рынке.

Аграрный бюджет Самарской области в полной мере ощутил негативные последствия санкционного противостояния (табл. 2).

Таблица 2 - Государственная поддержка АПК Самарской области, млрд. руб.

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. (на 01.06) 2016 г. к 2013 г., %

Федеральный бюджет 2,1 2,0 2,4 1,9 90,5

Областной бюджет 3,1 4,0 2,8 2,3 74,2

Итого 5,2 6,0 5,2 4,2 80,8

В 2016 году по сравнению с докризисным 2013 годом объем бюджетной поддержки АПК Самарской области сократился почти на 20%, при этом выделение средств из областного бюджета сократился более, чем на четверть. При этом привлечение средств из федерального бюджета не компенсирует выпадающие доходы собственного бюджета. В сложившихся условиях это может привести к невыполнению намеченных планов по реализации программ и проектов в сфере аграрного импортозамещения.

Специфика системы государственной поддержки АПК Самарской области в 2010 -2015 годах заключалась в том, что наряду с долевым финансированием мероприятий Государственной программы сельского хозяйства, значительные ресурсы из регионального бюджета направлялись на решение специфических проблем Самарского АПК (табл. 3).

Таблица 3 - Результативность региональных мер государственной поддержки за 2010 - 2015 годы

Направление поддержки Форма поддержки Основные результаты

Техническая и технологическая модернизация АПК Субсидирование от 10 до 50% затрат на приобретение сельскохозяйственной техники Энергообеспеченность на 100 га выросла на 13%. В продуктивный оборот за 5 лет было возвращено 300 тыс. га пахотных земель.

Субсидирование затрат на приобретение племенного скота Субсидирование от 35 до 45% на приобретение племенных животных Приобретено 10600 голов племенного скота молочного направления. Надой молока на 1 корову вырос с 4179 до 5000 кг в год

Программа развития производства молока Субсидирование 30% затрат на приобретение техники и оборудования Субсидирование до 50% затрат на строительство и модернизацию животноводческих помещений Приобретено 168 новых кормо-уборочных комбайнов. Построено и реконструировано 17 животноводческих ферм.

Программа развития производства овощей закрытого грунта Субсидирование 50% затрат на строительство тепличных комплексов Введен в эксплуатацию 1,1 га новых теплиц.

Поставки скота по программе «Велес» Предоставление маточного поголовья КРС на условиях беспроцентного товарного кредита Сельхозтоваропроизводителям поставлено 12 тыс. голов скота.

Программа развития потребительской кооперации Субсидирование до 50% затрат на приобретение оборудования для заготовки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Субсидирование затрат на закупки молока в хозяйствах населения Создано 5 новых и реконструировано 2 пункта приема молока. Закуплено 27 единиц специализированной техники (молоковозы и танки-охладители). Объем закупок молока вырос в 8 раз.

В целом за 2010 - 2015 годы система государственной поддержки регионального АПК позволила добиться положительной динамики в производстве таких видов продукции, как

молоко (рост на 10,5%) и мясо (+15,4%). Устойчивая положительная динамика наблюдается в производстве зерна, овощей, картофеля.

Меры государственной поддержки аграрного кластера Самарской области оказали стимулирующее воздействие не только на количественные параметры функционирования АПК региона, но и позволили существенно улучшить его экономическое положение (рис. 1).

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

40

35

30

25

20

15

10

2010 г

2011 г

2012 г

i Чистая прибыль, млн. рублей

2013 г 2014 г

■Рентабельность, %

2015 г

Рис. 1. Финансовые результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей

Самарской области

Благодаря государственной поддержке, в 2015 году общий объем чистой прибыли, полученной сельхозтоваропроизводителями Самарской области, составил 7,3 млрд. руб. при уровне рентабельности 37,8%, что является одним из самых высоких показателей в стране. При этом 93% сельскохозяйственных товаропроизводителей региона закончили год с прибылью.

Высокие показатели результативности и эффективности государственной поддержки аграрного кластера региона обусловлены, прежде всего, ее целевой ориентацией на стимулирование инвестиционной активности в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Средства областного бюджета составляли своеобразный бюджет развития, за счет которого осуществлялась компенсация части затрат на капитальные вложения

[3].

Наличие бюджета развития сыграло очень важную роль в повышении конкурентоспособности аграрного кластера Самарской области, так как предоставляемые субсидии стимулировали развитие экономических связей между его участниками. В частности, при приобретении животных у региональных племенных хозяйств сельхозтоваропроизводители получали государственную поддержку по повышенной ставке субсидирования. Также субсидии выплачивались при приобретении всех позиций из линейки сельскохозяйственной техники и оборудования местных машиностроителей (ЗАО «Евротехника», ООО «Пегас-Агро», ООО «Сызраньсельмаш», ОАО «Челновершинский машиностроительный завод»). Положительный мультипликативный эффект от использования регионального бюджета развития ощущается также в строительной отрасли, аграрной науке, в системе подготовки кадров.

По нашему мнению, необходимость реализации ускоренного импортозамещения, делает задачу сохранения бюджета развития аграрного кластера Самарской области чрезвычайно важной. Прежде всего, они будут способствовать сохранению инвестиционной привлека-

5

0

тельности агробизнеса, создавая стимулы для вложений в модернизацию производства для широкого круга аграриев. Немаловажным моментом для аграриев является также сохранение стабильности системы государственной поддержки, которая повышает качество финансового планирования при инвестиционном проектировании.

Особо следует отметить синергетический эффект, который может быть получен при выделении дополнительных средств на развитие регионального аграрного кластера. Повышая возможности аграриев к инвестированию, региональный бюджет развития позволяет развивать и поддерживать процессы импортозамещения в смежных отраслях [4]. В Самарской области в перспективе могут быть созданы такие важные объекты, как оптово-распределительный центр, селекционно-семеноводческие комплексы, центр производства и трансплантации эмбрионов крупного рогатого скота. Это позволит сократить зависимость от поставок из-за рубежа.

Для достижения поставленной цели региональному аграрному сообществу необходимо консолидировать свои усилия на всех уровнях влияния. Чтобы обосновать и защитить потребность в дополнительных средствах областного бюджета, необходимо сформировать согласованную позицию министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, депутатов Самарской Губернской Думы, членов региональной Общественной палаты, муниципалитетов, представителей аграрной науки и агробизнеса.

Список литературы

1. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm

2. Александр Ткачёв выступил на заседании Правительства РФ по вопросу о приоритетных направлениях Госпрограммы развития сельского хозяйства в рамках импортозаме-щения // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/47831.355.htm

3. Некрасов Р.В. Развитие аграрных кластеров как стратегическое направление политики импортозамещения // Проблемы развития предприятий: теория и практика [Текст]: материалы 13-й Междунар. науч. - практ. конф., 27-28 нояб. 2014 г./ [редкол.: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина (отв. ред.) и др.]. - Ч. 3. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2014. - 340 с. -С.101 - 104.

4. Хухрин А.С. Синергетический подход к развитию агропромышленных кластеров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2014. №8 - С. 44 - 50.

References

1. «Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syrja i prodovol'stvija na 2013 - 2020 gody», utverzhdennaja postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 ijulja 2012 g. № 717. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm

2. Aleksandr Tkachjov vystupil na zasedanii Pravitel'stva RF po voprosu o priori-tetnyh napravlenijah Gosprogrammy razvitija sel'skogo hozjajstva v ramkah importozame-shhenija // Oficial'nyj internet-portal Ministerstva sel'skogo hozjajstva Rossijskoj Federacii. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/47831.355.htm

3. Nekrasov R.V. (2014). Razvitie agrarnyh klasterov kak strategicheskoe napravlenie politiki importozameshhenija // Problemy razvitija predprijatij: teorija i praktika, materialy 13-j Mezhdunar. nauch. - prakt. konf., 27-28 nojab. 2014 g./ [redkol.: G.R. Hasaev, S.I. Ashmarina (otv. red.) i dr.], Ch. 3, Samara: Izd-vo Samar. gos. jekon. un-ta, 340 s, 101 - 104.

4. Huhrin A.S. (2014). Sinergeticheskij podhod k razvitiju agropromyshlennyh klasterov // Jekonomika sel'skohozjajstvennyh ipererabatyvajushhihpredprijatij, 8, 44 - 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.