Научная статья на тему 'Бюджет продаж как ключевой элемент в системе бюджетирования региональных компаний по реализации газа'

Бюджет продаж как ключевой элемент в системе бюджетирования региональных компаний по реализации газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
581
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ТАРИФ / ПРЕДПРИЯТИЯ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ / BUDGETING / MANAGEMENT / RATE / ENTERPRISES OF GAS SUPPLY AND GAS DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоминых Надежда Владимировна

Выработка обоснованных управленческих решений это цель и одновременно главная задача бюджетного процесса, которая является результатом планирования, исполнения, контроля и анализа бюджетов. Ввиду специфичности деятельности, система бюджетирования для газоснабжающих и газораспределительных организаций отличается от применяемых в других отраслях. Эти различия касаются видов бюджетов и финансовых показателей: для каждого вида деятельности необходимо разрабатывать бюджеты, контролируемые финансовые (и нефинансовые) показатели. Бюджет продаж является исходной базой всего процесса бюджетирования и практически предопределяет ожидаемые денежные потоки предприятия, которые формируют доходную часть бюджета денежных средств. Поскольку значительная доля в общем балансе газа приходится на реализацию газа населению, целесообразно более подробно рассмотреть основные подходы и методы проведения начислений реализации газа данной социально значимой категории потребителей. Библиогр. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фоминых Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of well-grounded administrative decisions is the purpose and simultaneously primary goal of a budgetary process, which is the result of planning, execution, control and analysis of budgets. In view of the fact that the activity is rather specific, the system of budgeting for gas supplying and gas distribution organizations differs from the ones, applied in others industries. These differences are concern in kinds of budgets and financial indicators: it is necessary to develop budgets for each kind of activity, and controlled financial (and non-financial) indicators. The sales budget is a starting base of the whole process of budgeting, and practically predetermines expected monetary streams of the enterprise, which form a profitable part of the budget of money resources. It is expedient to consider in more details basic approaches and charges methods of gas realization of the given socially significant category of consumers, as the base percent in the general balance of gas relates to the sale of gas to the population.

Текст научной работы на тему «Бюджет продаж как ключевой элемент в системе бюджетирования региональных компаний по реализации газа»

ББК 65.422.532-93-231

Н. В. Фоминых

БЮДЖЕТ ПРОДАЖ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГАЗА

Современные условия хозяйствования обусловили смещение акцентов в сторону управления финансами предприятий с целью обеспечения их устойчивого развития и достижения стратегического успеха. Для этого необходима разработка эффективной системы обеспечения предприятия финансовыми ресурсами и их выгодного размещения. Такой системой в настоящее время является бюджетирование. Выработка обоснованных управленческих решений - это цель и одновременно главная задача бюджетного процесса, которая является результатом планирования, исполнения, контроля и анализа бюджетов. Бюджетирование имеет две основные составляющие: планово-аналитическую и контрольно-стимулирующую.

Термин «бюджетирование» в литературе имеет множество трактовок. Так, Дипломированный институт бухгалтеров по управленческому учету (С1МА-ТЬе Сhartered Institute оf Management Ассоийай8) дал следующее определение понятия «бюджетирование»: «Количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть снижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели». Е. С. Стоянова рассматривает бюджет предприятия как количественное воплощение плана, который на определенный период характеризует доходы и расходы предприятия, а также капитал, который необходимо будет привлечь в рамках поставленных целей, что практически совпадает с мнением практикующих американских бухгалтеров [1].

В. В. Ковалев понимает бюджет как детализированный план деятельности предприятия на ближайший период, в котором рассматриваются все сферы деятельности предприятия, производственные и финансовые аспекты [2]. Кроме того, он выделяет ключевые различия понятий «план» и «бюджет» по трем признакам: показатели, горизонт планирования, предназначение. Предназначением плана В. В. Ковалев считает формулирование целей, которых нужно достигнуть и способов их достижения, а предназначением бюджета, по его мнению, является детализация способов реализации выбранного варианта намеченных целей, а также выполнение функции контроля исполнения плана.

Рассматривая структуру генерального (основного) бюджета предприятия, экономисты, работающие в данном направлении, выделяют две его составляющие: операционный (текущий, периодический, оперативный) и финансовый бюджеты. По определению Дж. К. Шима и Дж. Г. Сигела, операционный бюджет - это бюджет, отражающий данные по основной деятельности, а также прогноз по основным финансовым показателям, прибыли и издержкам, а финансовый бюджет представляет собой бюджет, который отражает результаты принятых финансовых решений [3]. Финансовый бюджет, по их мнению, включает в себя прогноз балансового отчета, отражающего эффект от реализации запланированных действий и капиталовложений на состояние активов, обязательств и собственного капитала, прогноз отчета о движении денежных средств и бюджет капиталовложений.

Бюджетирование рассматривается как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов будущих операций и контроля их исполнения, что позволяет своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Основная цель бюджетирования - создание эффективного инструмента планирования, повышение эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, выявления рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.

Разработка проекта сводного бюджета всегда предполагает определенный регламент: взаимодействие служб аппарата управления по формированию бюджетных показателей, передачу информации (внутреннего документооборота), расчет бюджетных показателей ответственными за это службами. Составление сводного бюджета невозможно без наличия соответствующей информации:

— фактической и плановой информации исполнения бюджета за прошлые бюджетные периоды;

— информации о внешней (макро-) среде, в первую очередь о состоянии рыночной конъюнктуры, в целях прогнозирования объема продаж.

Основой постановки бюджетирования является финансовая структура. Она должна отражать прежде всего структуру бизнеса и видов деятельности, которыми занимается предприятие. В рамках бюджетирования предполагается, что бюджеты формируются и контролируются по объектам бюджетирования - центрам финансовой ответственности, которые выделяются на основе организационной структуры и видов деятельности.

Организационная структура газовой промышленности в России характеризуется централизацией управления Единой системой газоснабжения и поставками газа преимущественно в рамках одной компании - ОАО «Газпром», размещением технологических объектов на территории многих субъектов Российской Федерации.

Основу территориальной структуры ОАО «Газпром» составляют региональные газодобывающие, газотранспортные и газосбытовые дочерние общества. Реализацию природного газа всем категориям потребителей на территории Российской Федерации через региональные филиалы осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз», миссия которого как специализированной компании Г азпрома заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, обеспечении надежности и безопасности поставок газа, последовательном развитии видов деятельности, непосредственно связанных с реализацией и использованием газа.

Массовая газификация Астраханской области решила проблемы социального плана и повлекла за собой проблемы учета газа, начисления за предоставленные услуги, а также обеспечение максимального сбора платежей.

Уровень газификации жилого фонда Астраханской области природным газом составляет 80 %, в том числе в городах и рабочих поселках 86,6 %, в сельской местности - 63,1 %. По России данные показатели составляют соответственно 54,2, 60,9 и 36,1 %. С учетом наличия на территории региона крупнейшего в Европе Астраханского газоконденсатного месторождения, при отсутствии других топливных ресурсов, газификация области имеет особое социальноэкономическое значение.

Добычу и переработку газа и газового конденсата в регионе осуществляет ООО «Газпром добыча Астрахань». Эксплуатацией газотранспортной системы Астраханской области занимается ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» (протяженность магистральных газопроводов и газопроводов-отводов - 1 369,1 км, количество автоматических газораспределительных станций (АГРС) - 33).

Природный газ конечным потребителям региона транспортируется от АГРС по газопроводам газораспределительных организаций.

Эксплуатацией газораспределительных сетей в регионе занимаются газораспределительные организации:

— Астраханский филиал ОАО «Газпромрегионгаз»;

— ОАО «Астраханьоблгаз»;

— ОАО «Астраханьгазсервис».

Поставщиком газа на территории Астраханского региона является закрытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Астрахань» (ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань»).

Ввиду специфичности деятельности система бюджетирования для газоснабжающих и газораспределительных организаций отличается от применяемых в других отраслях. Эти различия касаются видов бюджетов и финансовых показателей: для каждого вида деятельности необходимо разрабатывать бюджеты, контролируемые финансовые (и нефинансовые) показатели. В рамках бюджетирования предполагается, что бюджеты формируются и контролируются по объектам бюджетирования - центрам финансовой ответственности, которые выделяются на основе организационной структуры и видов деятельности.

В бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджет-

ные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются на основе критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.

Бюджетный процесс всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя:

— количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;

— совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, т. е. теми центрами ответственности, которым назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Система управления бюджетированием - это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса.

Бюджет продаж является отправной и исходной базой всего процесса бюджетирования. Составление бюджета продаж предполагает определение в стоимостном выражении объема реализации продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Бюджет продаж практически предопределяет ожидаемые денежные потоки предприятия, которые формируют доходную часть бюджета потока денежных средств, поэтому рассмотрим подробнее деятельность одного из структурных подразделений ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» -абонентской службы, поскольку значительная доля в общем балансе газа приходится на реализацию газа населению.

Региональная компания по реализации природного газа ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» является поставщиком газа на территории Астраханской области, выполняет функции по поставке природного газа и расчетам за него. Ее основными задачами являются:

— обеспечение надежной поставки газа потребителям;

— улучшение структуры и дисциплины платежей;

— эффективность расходования бюджетных средств, предназначенных для оплаты потребления газа, организациями и льготными категориями населения;

— формирование цивилизованных отношений на российском рынке газа;

— централизация финансовых ресурсов ОАО «Газпром», поступающих с российского рынка.

Функции по реализации газа населению и учету газа, отпущенного производственным

потребителям, выполняет персонал соответственно абонентской службы и службы режимов газоснабжения. Абонентская служба состоит из абонентского отдела в центральном офисе и абонентской группы в составе каждого территориального участка региональной компании по реализации газа. Функциональное руководство работой абонентской службы осуществляет заместитель генерального директора региональной компании, в обязанности которого входит руководство обеспечением поставок и реализацией газа населению.

Основные функции абонентской службы:

— заключение договоров поставки газа с населением (абонентами);

— формирование и обновление базы данных по населению;

— проведение начислений абонентам за потреблённый газ в соответствии с утверждёнными нормами или показаниями счётчиков;

— проведение начислений льгот абонентам в оплате за газ в соответствии с действующим законодательством;

— прием платежей за газ в кассы подразделений;

— оформление ежемесячных актов сверки с районными органами социальной защиты населения по возмещению представленных льгот по оплате за газ льготным категориям граждан;

— подготовка необходимых документов для обращения в суд для принудительного взыскания задолженности абонентов за потреблённый газ;

— выполнение утверждённой программы по повышению уровня оснащения населения приборами учета газа, что в значительной мере повышает точность учёта газа, поставляемого населению, снижает разбаланс.

В настоящее время наиболее острой проблемой в работе как абонентского отдела ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», так и всей компании в целом является рост дебиторской задолженности населения за потребленный газ.

По нашему мнению, основной причиной сложившейся ситуации является действующий порядок проведения плановых начислений потребления газа населением и анализ фактических объемов с начисленными объемами и текущими платежами.

В ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» были опробованы два варианта работы -по плановым начислениям и по фактическим платежам.

Работа по плановым начислениям предполагает анализ и контроль двух показателей объемов потребления газа населением за отчетный период.

Первый показатель - определяет абонентский отдел, который в конце отчетного периода проводит так называемые «плановые» начисления объемов потребления газа абонентам.

При проведении данных начислений учитываются фактические перерасчеты объемов потребления прошлых периодов. Разница между плановыми начислениями прошлых периодов и фактическим объемом потребления газа абонентов включается в текущий объем потребления. В результате данных действий нередко появляются абоненты, имеющие отрицательный показатель потребления газа в отчетном периоде, что, в свою очередь, приводит к искажению фактических объемов потребления.

Данный показатель не является объективным в сравнении с фактическим объемом потребления газа населением.

Второй показатель - определяется по «остаточному» принципу. Имея в исходных данных объемы общей реализации газа (данные газораспределительных станций), объемы газа, потребленного промышленными предприятиями, юридическими лицами и т. д., путем вычета всех вышеперечисленных объемов в остатке получается объем газа, потребленный населением.

Данный показатель является относительно объективным. Однако в данной методике существует ряд условий, при которых, с достаточно высокой степенью, могут возникать неконтролируемые погрешности, а именно: не учитывается фактическая погрешность замерных механизмов, установленных у потребителей, а также возможность различных фальсификаций исходных данных. В результате возможна ситуация, при которой объемы газа, потребленные иными потребителями, автоматически приписываются к объемам населения или, наоборот, списываются с населения.

Работа по фактическим платежам построена на сравнении фактического объема газа, полученного также по «остаточному» принципу, и гипотетического объема газа, принимаемого равному объему газа, фактически оплаченному потребителями в отчетный период.

Однако мы считаем, что данный метод не дает реального представления об объеме потребления газа населением, а использование в качестве сравнения уровня поступлений денежных средств в отчетном периоде является некорректным. Поступление денежных средств не является величиной постоянной и зависит от множества факторов. Например, наличие потребителей, производящих оплату за газ нерегулярно или имеющих большой период неплатежа, наличие потребителей с индивидуальными приборами учета, у которых фактическое начисление объемов и поступление денежных средств также не является величиной постоянной. Существенным условием данной методики является относительная регулярность поступления платежей от каждого абонента.

Вышеперечисленные методики определения и учета объемов потребления газа населением в ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» положительных результатов не принесли.

Для решения вопроса о начислении объемов потребляемого газа населению может быть предложена для рассмотрения следующая схема:

1. Абонентский отдел в конце текущего календарного месяца производит начисления объемов потребления газа на предстоящий календарный месяц. Данные начисления производятся в чистом виде без каких-либо коэффициентов. Полученный объем газа (2прогНоз) является прогнозируемой величиной для предстоящего отчетного периода (месяца) и складывается из двух показателей:

^прогноз бпрогноз.норм + бпрогноз.г.^

где епрогноз - общий прогнозируемый объем потребления газа; 2прогноз.норм - прогнозируемый объем газа, потребляемый абонентами без газовых счетчиков (рассчитывается по утвержденным нормам потребления газа); 2прогнозг.с - прогнозируемый объем газа, потребляемый абонентами с газовыми счетчиками (рассчитывается по утвержденным нормам потребления газа).

Возможно проводить разовый расчет прогнозируемых объемов газа 2прогноз для отопительного периода и неотопительного периода соответственно с последующей ежемесячной корректировкой данных показателей, исходя из фактических количественных и качественных показателей абонентов.

2. Прогнозируемые объемы потребления газа (2прогноз) передаются в оперативнодиспетчерскую службу для контроля за фактическим объемом потребления газа в течение отчетного периода (месяца). Оперативно-диспетчерская служба ежедневно (еженедельно, ежедекадно) докладывает о динамике фактического потребления газа населением. Так же проводится анализ (сравнение) прогнозируемых и фактических объемов потребления за отчетный период.

3. По завершении отчетного периода (месяца) определяется фактический объем (^фактич) потребления газа населением. Данный объем определяется по действующей в настоящее время методике, т. е. по «остаточному» принципу.

4. Информация о фактическом количестве газа, потребленного населением за отчетный период, совместно с прогнозируемым объемом передается в аналитическую группу для определения поправочного коэффициента перерасчета (Кпопр). Данный коэффициент определяется следующим образом: из фактического объема потребления за населением вычитается прогнозируемый объем потребления абонентами без газовых счетчиков. В результате получается фактический объем потребления абонентами с газовыми счетчиками.

бф актич йпрогноз.норм й фактич^.^ й фактич.г.с Кпопр ^прогноз.г.с. ^. Кпопр й фактич.г.с / ^прогноз.г.с.

5. Поправочный коэффициент (Кпопр) передается в абонентский отдел, где производится корректировка начислений объемов потребления газа за отчетный период и определение сумм платежей за данный объем газа. Скорректированный объем начислений должен соответствовать фактическому.

В случае, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, об объеме потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа (согласно п. 31 Постановления Правительства от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан») [4].

Кроме предложенной методики проведения начисления, в качестве предложений по сокращению дебиторской задолженности населения мы считаем целесообразным для ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» организовать работу с населением в рамках Постановления Правительства от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» [5]. В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» является ресурсоснабжающей организацией, т. е. осуществляет продажу коммунального ресурса (под которым, согласно определению, понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг) [4].

По действующему законодательству в отношениях ресурсоснабжения участвуют три стороны: ресурсоснабжающая организация, исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ) и непосредственные потребители коммунальных услуг (собственники помещений в многоквартирном доме). При этом договорные отношения связывают ресурсоснабжающую организацию и исполнителя (договоры о приобретении коммунальных ресурсов), а также исполнителя и потребителя (договор о предоставлении коммунальных услуг, договор управления многоквартирным домом). Таким образом, отношений между ресурсоснабжающей организацией и конечными потребителями не возникает. Исключение составляют только ситуации, когда собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственную форму управления домом.

Согласно подпункту «в» п. 49 Правил, в обязанности исполнителя входит заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг или их производство. Правила (п. 3) определяют, что исполнитель - это лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее

или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, а ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее продажу исполнителю коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации такими договорами являются:

— договор управления многоквартирным домом, заключаемый каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме с управляющей организацией;

— договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений с ТСЖ, ЖСК;

— договоры газоснабжения, заключаемые собственником помещения с ресурсоснабжающей организацией - при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений.

При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ (ЖСК) последние также должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов.

В настоящее время ЗАО «Г азпром межрегионгаз Астрахань» заключает договоры поставки газа с конкретным абонентом без учета выбранной собственниками помещений многоквартирного дома формы управления. Заключение договоров, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, позволит сократить дебиторскую задолженность и обеспечить стабильный уровень оплаты за поставленный газ, поскольку по договору ресурсоснабжения исполнитель обязан своевременно и в полном объеме оплачивать поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы. ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», как ресурсоснабжающая организация, несет ответственность за режим и качество подачи газа на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за приобретенное у ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» количество газа, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.

Общий объем потребленного газа, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных приборов учета - пропорционально их показаниям.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных приборов учета размер платы за газоснабжение определяется по формуле

Рку, i = (VD - SUM Vnk, i) ■ Ту ■ ni / nD (1)

где VD - объем газа, фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, м3; Vnk, i - объем газа, потребленный за расчетный период в i-м нежилом помещении (за исключением помещений общего пользования), м3, определенный в соответствии с п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (при отсутствии индивидуальных приборов учета газа в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также

исходя из мощности и режима работы установленного в этих помещениях газопотребляющего оборудования); Тку - тариф на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, руб./м3; п7 - количество граждан, зарегистрированных в 7-м жилом помещении, чел.; пв - количество граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета, чел.

В случае отсутствия коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется следующим образом:

Р& = [(£ ад + (п7 ыр + (п7 ад т* (2)

где Б7 - общая площадь 7-го помещения (квартиры) в многоквартирном доме, м2; Ы*о-1 - норматив потребления газа на отопление жилых помещений в многоквартирном доме, м3/м2 в месяц; п7 - количество граждан, зарегистрированных в 7-м жилом помещении (квартире, жилом доме), чел.; Ыгр - норматив потребления газа на приготовление пищи (м3 в месяц на 1 чел.); - нор-

матив потребления газа на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, м3 в месяц на 1 чел.; Тг - тариф на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, руб./м3.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета размер платы за газоснабжение определяется в следующем порядке:

1) размер платы, руб., за газоснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле (2), а в помещениях, оборудованных приборами учета - по формуле

Рку.г = [Ув /(УПр + Уп.п)] Ур Тку, (3)

где Ув - объем газа, фактически потребленного за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, м3; Уп.р - суммарный объем газа, потребленного за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, м3; Уп.п - суммарный объем газа, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формуле (2), м3; У7р - объем газа, потребленный за расчетный период в 7-м помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, м3; Тку - тариф на газ, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, руб./м3.

Согласно п. 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Таким образом, ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», заключая договор поставки газа с исполнителем коммунальных услуг (управляющими компаниями), несет ответственность за режим и качество подачи газа на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и предъявляет исполнителю коммунальных услуг счет на оплату потребленного газа, исходя из показаний общедомового прибора учета.

Согласно п. 35 Правил, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

В случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с нормативами потребления, начиная с месяца, в котором потребитель во второй раз не допустил указанных лиц для снятия показаний индивидуальных приборов учета, до месяца (включительно), в котором потребитель устранил указанное нарушение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается непосредственного управления многоквартирным жилым домом, то, согласно п. 62 Постановления Правительства от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунальных-бытовых нужд граждан», в случае, если абонент, объем поставки газа которому определяется по показаниям прибора учета, не допускает представителей поставщика газа для проведения проверки, это является основанием для перерасчета объема газа, поставленного

этому абоненту, в соответствии с нормативами потребления за период со дня проведения предыдущей проверки до дня, следующего за днем проведения проверки по заявке абонента.

Большое значение в работе с населением имеет четкое взаимодействие поставщика газа и газораспределительной организации. В целях взаимодействия при поставке газа населению следует обращать внимание на реализацию совместных действий:

— при заключении договора поставки газа и договора технического обслуживания внутридомового газового оборудования;

— при первичном пуске газа;

— при установке дополнительных газовых приборов;

— при отключении газового оборудования;

— при установке и поверке узлов учёта;

— при плановом снятии показаний счётчиков;

— при взаимной передаче информации и т. д.

В процессе газоснабжения населения возникает необходимость взаимного оперативного обмена информацией по ряду вопросов. На данном этапе необходимо провести корректировку информационной базы по абонентам ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань», находящихся в сельской местности на газораспределительных сетях Астраханского филиала ОАО «Газпром-регионгаз» и ОАО «Астраханьоблгаз».

Основными целями актуализации базы данных являются:

— организация корректного начисления платы за газ;

— организация своевременного и достоверного учета данных об абоненте;

— приведение базы данных в соответствие с фактическими данными;

— указание полных и достоверных данных в карточке абонентов;

— внесение в базу данных новых абонентов, выявленных в процессе проведения инвентаризации газифицированного жилищного фонда;

— выяснение реальной ситуации в разрезе каждого дома и каждой квартиры;

— при наличии узла учета газа актуализация информации по марке, заводу-изготовителю газового счетчика, даты последней поверки, межповерочного интервала;

— выявление домовладений, отключенных от системы газоснабжения по независящим от ЗАО «Газпром межрегионгаз Астрахань» обстоятельствам (пожары, снос жилья и т. д.);

— информирование задолжников по платежам за газ, корректировка фактической задолженности и срока давности.

Работа по актуализации базы данных абонентов осуществляется сотрудниками территориальных участков, на которых возложены должностные обязанности по ведению базы данных абонентов (операторы ЭВиВМ, мастера абонентских пунктов, начальники территориальных участков), на основании ежедневно предоставляемых материалов инвентаризации газифицированного жилищного фонда, правоустанавливающих документов и посредством сопоставления с данными об абоненте, оборудовании, хранящимися в базе данных.

Специфика финансового цикла бюджетирования газораспределительных организаций заключается в фактическом отсутствии бюджета производства. Отсутствие бюджета производства связано с отсутствием стадии производства как стадии трансформации материальных ресурсов в готовую продукцию. Вместе с тем наблюдается наличие бюджета эксплутационных расходов, аккумулирующего все прямые расходы на содержание газового хозяйства и поддержание безаварийной работы газового оборудования.

Особенности деятельности газораспределительных организаций определяют специфику не только финансового, но и инвестиционного цикла (цикла возобновления и увеличения основного капитала). Инвестиционная составляющая закладывается в стоимость реализуемой продукции посредством специальной надбавки к тарифу на транспортировку сетевого газа, имеющей целевой характер и направляемой на финансирование программы газоснабжения.

Особенности ведения бизнеса накладывают определенные ограничения на подходы организации бюджетирования на предприятии. Для газораспределительных организаций требуется разработка оригинальной методики бюджетирования, определение бюджетной модели и показателей оценки эффективности деятельности.

Бюджет продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности предприятия. Определение и обоснование объема продаж и его товарной структуры является ключевым в системе бюджетирования любого предприятия, ориентированного на достижение стратегических планов.

Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансовый менеджмент: теория и практика: учеб. / под ред. Е. С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2008. - 656 с.

2. Ковалев В. В. Основы теории финансового менеджмента. - М.: Проспект, 2007. - 536 с.

3. ШимДж. К., СигелДж. Г. Основы коммерческого бюджетирования. - СПб.: Пергамент, 1998. - 496 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

5. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам // Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

Статья поступила в редакцию 22.03.2011

SALES BUDGET AS A BASIS ELEMENT IN THE BUDGETING SISTEM OF REGIONAL GAS COMPANIES

N. V. Fominykh

The development of well- grounded administrative decisions is the purpose and simultaneously primary goal of a budgetary process, which is the result of planning, execution, control and analysis of budgets. In view of the fact that the activity is rather specific, the system of budgeting for gas supplying and gas distribution organizations differs from the ones, applied in others industries. These differences are concern in kinds of budgets and financial indicators: it is necessary to develop budgets for each kind of activity, and controlled financial (and non-financial) indicators. The sales budget is a starting base of the whole process of budgeting, and practically predetermines expected monetary streams of the enterprise, which form a profitable part of the budget of money resources. It is expedient to consider in more details basic approaches and charges methods of gas realization of the given socially significant category of consumers, as the base percent in the general balance of gas relates to the sale of gas to the population.

Key words: budgeting, management, rate, enterprises of gas supply and gas distribution

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.