Сведения об авторах
Сыркин Владимир Анатольевич - старший преподаватель кафедры «Электрификация и автоматизация АПК», ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет» (г. Кинель, Российская Федерация). Тел.: 8 (84663) 46-3-46. E-mail: [email protected].
Гриднева Татьяна Сергеевна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрификация и автоматизация АПК», ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет» (г. Кинель, Российская Федерация). Тел.: 8 (84663) 46-3-46. E-mail: [email protected].
Машков Сергей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Электрификация и автоматизация АПК», ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет» (г. Кинель, Российская Федерация). Тел.: 8 (84663) 46-3-46. E-mail: [email protected].
Васильев Сергей Иванович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрификация и автоматизация АПК», ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет» (г. Кинель, Российская Федерация). Тел.: 8 (84663) 46-3-46. E-mail: [email protected].
Information about the authors Syrkin Vladimir Anatolyevich - senior lecterer of the Electrification and automation of the agroindustrial complex department, FSBEI HE «Samara State Agrarian University» (Kinel, Russian Federation). Phone: 8 (84663) 46-3-46. E-mail: [email protected].
Gridneva Tatyana Sergeevna - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Electrification and automation of the agroindustrial complex department, FSBEI HE «Samara State Agrarian University» (Kinel, Russian Federation). Phone: 8 (84663) 46-3-46. E-mail: [email protected].
Mashkov Sergey Vladimirovich - Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Electrification and automation of the agroindustrial complex department, FSBEI HE «Samara State Agrarian University» (Kinel, Russian Federation). Phone: 8 (84663) 46-3-46. E-mail: [email protected].
Vasiljev Sergey Ivanovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Electrification and automation of the agroindustrial complex department, FSBEI HE «Samara State Agrarian University» (Kinel, Russian Federation). Phone: 8 (84663) 46-3-46. E-mail: [email protected].
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
УДК 629.13
БЫТОВОЙ СЕЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ - СОЛНЦЕКАТ «ФЕРМЕР» © 2019 г. В.С. Галущак, А.Г. Сошинов, С.В. Хавроничев, С.А. Петренко
Проблемы дальнейшего поступательного развития современного сельского хозяйства могут быть решены за счёт серьезного технического перевооружения отрасли, в частности за счет перевода транспортных средств и сельскохозяйственных машин на электротягу. Последние впечатляющие достижения в развитии электротранспорта позволили выдвинуть на мировой рынок грузовые автомобили грузоподъемностью до тридцати тонн, имеющие дальность пробега с одной зарядки аккумуляторов до восьмисот километров. Сегодня уже проводятся испытания новейших полимер-графеновых аккумуляторов, которые имеют время заряда до полной ёмкости всего десять минут. Это означает закат эпохи двигателей внутреннего сгорания. На селе технический прогресс требует применения электротяги на большинстве сельскохозяйственных машин и транспортных средств. В статье приведено описание результатов конструкторских и исследовательских работ по созданию сельского бытового транспортного средства: трёхколёсного грузового электровелосипеда - солнцеката, привод которого запитан от аккумуляторных батарей, заряжаемых солнечным модулем. Приведены его технические характеристики, помещены фотографии действующего макета «ФЕРМЕР». В статье достаточно подробно описан испытательный пробег разработанного солнцеката по сельским районам Волгоградской области и маршруту протяжённостью 130 км. Как показали натурные испытания, солнцекат преодолевал это расстояние со средней маршевой скоростью - 20 километров в час. По результатам испытания разработаны рекомендации по доработке конструкции и постановке на массовое производство солнцеката «ФЕРМЕР». Описанный в статье электрический транспорт может найти реальных потребителей не только на сельских территориях, но и среди людей, посещающих рекреационные места отдыха или занимающихся садоводством.
Ключевые слова: электротранспорт, аккумулятор, дальность пробега, технические характеристики, маршрут, солнечный модуль, аккумуляторная батарея, электродвигатель.
The problems of further progressive development of modern agricultural production can be solved through the technical re-equipment of the industry, in particular, the transfer of agricultural machinery to electric traction. The latest impressive achievements in the development of electric transport have put forward trucks to the world market with a payload capacity of thirty tons, having a range of mileage with one battery charging eight hundred kilometers. At the same time, tests of the newest polymer-graphene accumulators have been started, having a charge time to full capacity for ten minutes. This unambiguously means the decline of the era of internal combustion engines. In rural areas, technological progress requires the use of electric traction on most agricultural machines.The article describes the results of the work on the creation of a rural household vehicle: a three-wheeled cargo electric solarbike powered by solar collector. Its technical characteristics are given, photographs of the acting «FARMER» model are placed. The article describes the test run of the described sunflower along a 130-km route. As demonstrated by field tests, the sun-trotter crossed this distance with an ave-
rage march speed of 20 kilometers per hour. Based on the results of the test, recommendations were developed for finalizing the design and setting up a non-mass production of the «FARMER» suncat.
Keywords: electric transport, battery, range, technic specifications, route, solar module, battery, electric motor.
Введение. Развитие электротранспорта на селе должно рассматриваться как важнейшее направление технического перевооружения сельхозпроизводства на новом, более высоком и экономичном уровне. Целью такого техперевооружения должен стать полный отказ от использования ГСМ в сельхозпроизводстве, что остановит ползучий рост себестоимости продукции по этому показателю. Действительно, непрерывно растущие цены на солярку и бензин привели к тому, что доля затрат на топливо, например, в продукции растениеводства, составляет около 10-15%. Дальнейшее повышение цен на ГСМ делает сельхозпроизводство, особенно растениеводство, вообще бесперспективным, требуя применения нерыночных мер - таких как вливание из бюджета государства компенсаций за повышение цен на дизтопливо. В сложившейся ситуации наибольший интерес вызывает электротранспорт с бортовым запасом электроэнергии, расходуемой на выполнение сельхозработ, так как, в отличие от других способов, например передачи энергии кабелем или бугельной контактной системой, электромобиль, электротрактор или электрокомбайн может свободно перемещаться по полю и переезжать на другие поля. Ещё на заре советской власти проводились работы по применению электрических плугов в земледелии [1]. Но появление двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с высокими удельными запасами энергии в органическом топливе, заливаемом в бак сельхозмашин, предопределило направление развития техники на селе в ХХ-ХХ1 веках.
Однако технический прогресс не стоит на месте. Первый прототип автомобиля на солнечной батарее был продемонстрирован американским изобретателем Уильямом Кообом 31 августа 1955 года в Чикаго. Экспериментальная модель в действие приводилась небольшим электрическим мотором, который питался от селеновых фотоэлементов. Датский изобретатель ХансТолструп пересек Австралию с запада на восток
на солнцемобиле «Тихий рекордсмен» («Quiet Achiever»), скорость которого достигала всего 20 км/ч. Однако уже в 1996-м году скорость солнцемобилей удалось значительно увеличить. В 1996 году солнце-мобиль «Мечта» («Dream») смог проехать расстояние, разделяющее Дарвин и Аделаиду (3000 км), на скорости около 90 км/час, преодолевая отдельные участки со скоростью 135 км/ч.
В 2017 году известный американский миллиардер и изобретатель Илон Маск представил мировой общественности уникальный грузовой электромобиль Tesla-Semi - фуру грузоподъемностью 36 тонн с дальностью хода 800 км на одной зарядке аккумулятора. При этом фура «Tesla-Semi», по заявлению производителя, легче и дешевле фуры с ДВС [2]. Другая испанская фирма «Graphenano» сообщила о начале испытаний полимер-графенового аккумулятора для электромобилей, способного заряжаться до полной ёмкости за 8-10 минут [3]. Всё это означает, что время ДВС уходит в прошлое, как ранее ушла эпоха паровозов.
Аграрная отрасль экономики тоже не стоит на месте, и уже сегодня можно увидеть действующие модели сельскохозяйственных машин, работающих на электрической тяге. В качестве наглядного примера можно привести вариант конструкции сеялки, использующей для привода механизмов электрическую энергию, которая получается за счет преобразования энергии Солнца - поэтому аппарат укомплектован солнечным фотоэлектрическим модулем [4-5]. Да и разрабатываемые сельскохозяйственные роботы тоже используют преобразованную энергию Солнца в качестве основной энергетической единицы для своего функционирования [6].
В Камышинском технологическом институте уже в течение ряда лет ведутся работы по солнечному электротранспорту, и прежде всего в сегменте солнечных велосипедов (солнцекатов), один из которых -солнцекат «Фермер» - представлен на рисунке [7].
Солнцекат «ФЕРМЕР» на испытаниях
Основным преимуществом солнечного транспорта является отсутствие потребности в любом виде ископаемого топлива, поскольку основным источником энергии в нём является солнечное излучение, преобразуемое техническими системами солнцемобиля в электрическую форму и накапливаемое в бортовой системе аккумулирования. В качестве преобразователей солнечного излучения, как правило, используются солнечные модули фотовольтаического типа. Это особенно важно для сельских жителей и жителей удаленных территорий, так как часто бензозаправки для личного транспорта находятся за несколько десятков километров от поселения и нужно специально тратить время и денежные средства на то, чтобы проехать 30-50 км до автозаправки и пополнить запас топлива для своего мотоцикла или автомобиля. Для солнцеката в этом нет необходимости. На сельской территории юга Российской Федерации достаточно солнечного излучения [8, 9], используя которое с помощью фотоэлектрического модуля можно обеспечить зарядку аккумуляторов солнцеката на весь световой день.
Методика исследования. По своему характеру данное исследование относится к полевому эксперименту, имеющему, как правило, большую трудоемкость. Для его осуществления была составлена программа и выбран маршрут экспериментального пробега, определён круг ответственных исполнителей. При исследовании были задействованы: один солнцекат, два автомобиля безопасного сопровождения, один
автомобиль фототелефиксации, а также группа велосипедистов сопровождения. На маршруте солнцекатом управляли, поочерёдно сменяя друг друга, три пилота. Предусматривалось непрерывное движение солнцека-та в течение всего светового дня с одной остановкой на один час, которая была предусмотрена для перерыва на обед. Основными средствами измерений были таймер, часы, спидометр, бортовой контроллер состояния электрической системы солнцеката, телекамеры и фотоаппараты. После установления объема экспериментальных работ были составлены список участников экспедиции (всего 32 человека), календарный план и смета расходов. План-программа была утверждена научным руководителем и обсуждена с ответственными исполнителями: пилотами, техниками, группами обеспечения безопасности движения и сопровождения. Маршрут движения был заранее согласован с органами ГИБДД, и на начальной части маршрута, а это первые 15 км, колонну сопровождал автомобиль Госавтоинспекции Российской Федерации.
Объект исследования. Солнцекат «ФЕРМЕР» является головным образцом линейки трёхколёсных солнечных грузовых электровелосипедов, в первую очередь предназначенных для сельских жителей, людей, активно занимающихся садоводством и работающих на дачных участках, а также для тех, кто решил самостоятельно обслуживать свои транспортные потребности [10]. Основные характеристики солнцеката «ФЕРМЕР» приведены в таблице.
Технические характеристики электропривода СК «ФЕРМЕР»
Мотор-колесо Электрогенерация
Марка ANNOYBIKE Солнечная батарея FSM-100M
Тип Бесщёточный трёхфазный асинхронный, редукторный Пиковая электрическая мощность (Pmax) 2x100 = 200 Вт
Номинальное напряжение 48 В Габаритные размеры 1209 x(2 x 539) x 35 мм
Мощность 1000 Вт Тип солнечного элемента монокристалл
КПД >80% Номинальное напряжение (Unom) 12 В, с возможностью повышения на частотном преобразователе до 52 В
Максимальный крутящий момент 35 Нм Ток в точке максимальной мощности (Imp) 2х5,38 А
Максимальное число оборотов 580 об/мин Напряжение в точке максимальной мощности (Ump) 12,5 В
Контроллер управления двигателем Контроллер 48 Вт; 25 А; 1000 Вт Напряжение холостого хода 22,7 В
Температура эксплуатации -20 до +45 °С КПД элемента ФЭМ 19,4%
Датчик скорости и диска PAS Практический КПД модуля 16,12%
Масса 4,7 кг Дисплей LCD900
Размер обода 28" Аккумулятор Свинцово-кислотный Q= 55Ач; U=4x12=48 В
Более подробно опишем основные характеристики СК «ФЕРМЕР», которые характеризуют его как транспортное средство:
• Наименование средства передвижения: солнцекат «ФЕРМЕР».
• Разработчик-изготовитель: СКТБ «Вымпел» Камышинского технологического института (филиал) ФБГОУ ВО ВолгГТУ (г. Камышин).
• Дата изготовления: 10 июня 2015 г.
• Колёсная формула: 3-колёсный.
• Рулевое управление: управляемое переднее колесо.
• Силовой привод двухкомпонентный:
1. Переднее мотор-колесо со встроенным асинхронным электродвигателем, мощностью 1 кВт и номинальным напряжением 48 В.
2. Педальный привод на правое заднее колесо с регулируемыми скоростями цепной передачи; количество скоростей: 10.
• Солнечная батарея напряжением 48 В, собрана на базе двух модулей типа MFS 100 номинальной установленной мощностью 200 Вт.
• Емкость батареи, которая состоит из 4-х свин-цово-кислотных аккумуляторов, составляет 55 Ач.
• Грузоподъемность: 50 кг.
• Маршевая скорость движения: 20 км/ч.
• Максимальная допустимая скорость на трассе: 35 км/час.
• Дальность хода с одной зарядки аккумуляторов: 120 км.
• Масса в снаряжённом состоянии с водителем:
220 кг.
•Габариты: 2,1 х 1,2 х 1,8 м.
Результаты исследований-испытаний и их обсуждение. Для подтверждения заложенных характеристик испытуемого средства передвижения в июне 2015 года были проведены натурные испытания солн-цеката «ФЕРМЕР» на дальность хода с одной зарядки аккумулятора.
Условия пробега солцеката «ФЕРМЕР» по маршруту г. Камышин - р.п. Иловля протяжённостью 185 км 12 июня 2015 г. были следующие.
Аккумуляторная батарея
До начала движения был обеспечен заряд аккумуляторной батареи на полную ёмкость 55 Ачас. При этом напряжение холостого хода АКБ равнялось 52 В. Максимальный разрядный ток АКБ при перемещении солнцеката по трассе был равен 20 А. Рекуперация электрической энергии при торможении во время проводимого испытания не включалась.
Климатические характеристики
Летний день характеризовался переменной облачностью, без осадков, с ветром 2-3 м/сек и его порывами до 4-5 м/сек, температура воздуха +28 °С.
Описание маршрута
Маршрут испытательного пробега: г. Камышин -г. Петров Вал - с. Ольховка - с. Солодча - р.п. Иловля.
1. Время и дата старта: 1145 12 июня 2015 г.
2. Время и дата финиша: 2022 12 июня 2015 г.
3. Общее время в пути: 8 ч 45 мин.
4. Время остановок (обед команды): 1 ч.
5. Пройденное расстояние: 130 км.
По окончании первой части пробега протяженностью 130 км напряжение холостого хода на разряженной аккумуляторной батарее составило 46 В.
Вечером 12 июня экспедиция разместилась на ночлег в селе Солодча, во время которой была произведена зарядка аккумуляторной батареи.
13 июня 2016 г. продолжение маршрута: с. Солодча - р.п. Иловля.
6. Время и дата старта: 1212 13 июня 2015 г.
7. Время и дата финиша: 1522 13 июня 2015 г.
8. Общее время в пути: 2 ч 50 мин
9. Время остановок: остановок не было.
10. Пройденное расстояние: 55 км.
Пройденное расстояние полного маршрута
г. Камышин - р.п. Иловля составило 185 км. Следует отметить, что на момент проведения испытания достигнут лучший в отечественной практике показатель дальности хода грузового электровелосипеда.
Испытание солнцеката «Фермер» позволило выявить, что при движении имеющаяся жёсткость задней подвески приводит к дискомфорту нахождения водителя на своем месте и появлению преждевременной его усталости на трассе.
В процессе испытаний также был выявлен недостаток мощности солнечной батареи, что не позволяло обеспечить ход солнцеката на прямой солнечной генерации без подключения аккумулятора, так как электродвигатель на прямолинейном ровном участке трассы потребляет 230-250 Вт мощности, в то время как установленная мощность солнечного модуля равняется 200 Вт.
Выводы. По окончании велопробега комиссией был проведён осмотр солнцеката «Фермер» и было установлено:
1) солнцекат находится в исправном состоянии и пригоден к дальнейшему использованию по назначению;
2) на основе полученных данных рекомендовано увеличить мощность солнечной батареи до 300 Вт;
3) для повышения комфортного размещения водителя солнцеката следует внести конструкционные изменения и смонтировать амортизаторы на задней подвеске под кузовом.
Литература
1. Электроплуг / МСЭ под ред. Б.А. Введенского // МСЭ. - 1961. - № 10. - С. 871.
2. Презентация грузовика «ТЕСЛА». - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=I0X8y4q7jfQ.
3. Создана супер-батарея для электромобиля: один заряд на 1000 км за 8 минут. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ilj9Ly6qlrE.
4. Swetha S., Shreeharsha G.H. Solar Operated Automatic Seed Sowing Machine / S. Swetha, G.H. Shreeharsha // International Journal of Advanced Agricultural Sciences and Technology. - 2015. - Vol. 4. - Issue 1. - P. 67-71.
5. A review on multi-seed sowing machine / Rohokale Amol B., Shewale Pavan D., Pokharkar Sumit B., Sanap
Keshav K. // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. - 2014. - Vol. 5. - Issue 2, February (20). - P. 180186.
6. Srivastava, P. Robotic Farmer / Srivastava P., Neda, Kriti Ms. // International Journal of Engineering Development and Research. - 2017. - Vol. 5. - Issue 2. - P. 827-830.
7. Пат. 82640 РФ, МПК В60L 8/00. Гелиовелосипед / Галущак В.С., Сошинов А.Г., Богданов И.В., Петренко С.А. и др. - № 2008150039/22; заявл. 17.12.2008; опубл. 10.05.2009, Бюл. № 13. - 4 с.
8. Юдаев, И.В. Опыт использования ВИЭ на сельских территориях и в рекреационных зонах в регионах ЮФО / И.В. Юдаев // Вестник аграрной науки Дона. - 2015. -№ 1 (29). - С. 82-92.
9. Даус, Ю.В. Оценка потенциала солнечной энергии Северокавказского федерального округа / Ю.В. Даус, И.В. Юдаев // Методы и технические средства повышения эффективности использования электрооборудования в промышленности и сельском хозяйстве: 80-я научно-практическая конференция. - Ставрополь: Аргус, 2015. - С. 107-111.
10. Галущак, В.С. Солнцекаты - новый экономичный вид транспорта для сельских жителей / В.С. Галущак, А.Г. Сошинов, Т.Ю. Сухоручкина // XXI МНПК «Проблемы и решения современной аграрной экономики», п. Майский, 2324 мая 2017. - Майский: БелГАУ, 2017. - С. 37-38.
References
1. Electroplug [Electro-plow], MSE pod red. B.A. Vve-denskogo, 1961, No 10, 871 p. (In Russian)
2. Prezentatsiya gruzovika TESLA [Presentation of the TESLA truck]. - Access mode: https://www.youtube.com/watch? v=I0X8y4q7jfQ. (In Russian)
3. Sozdana super batareya dlya elektromobilya odin za-ryad na 1000 km za 8 minut [The super battery for the electric vehicle one charge on 1000 KM in 8 minutes is created]. -
Access mode: https://www.youtube.com/watch? v=ilJ9Ly6qlrE. (In Russian)
4. Swetha S., Shreeharsha G.H. Solar Operated Automatic Seed Sowing Machine. International Journal of Advanced Agricultural Sciences and Technology, 2015, vol. 4, issue 1, pp. 67-71.
5. Rohokale Amol B., Shewale Pavan D., Pokharkar Sumit B., Sanap Keshav K. A review on multi-seed sowing machine. International Journal of Mechanical Engineering and Technology, 2014, vol. 5, issue 2, February (20), pp. 180-186.
6. Srivastava P., Neda, Kriti Ms. Robotic Farmer. International Journal of Engineering Development and Research, 2017, vol. 5, issue 2, pp. 827-830.
7. Galushchak V.S., Soshinov A.G., Bogdanov I.V., Pe-trenkoi S.A. i dr. Geliovelosiped [Helio-bicycle], pat. 82640 RF, MPK V60L 8/00, No 2008150039/22, zayavl. 12.17.2008, opubl. 5.10.2009, Byul. No 13, 4 p. (In Russian)
8. Judaev I.V. Opyt ispol'zovanija VIJE na sel'skih territo-rijah i v rekreacionnyh zonah v regionah JuFO [Experience of RES using in rural areas and recreational areas in regions of the Southern Federal District], Vestnik agrarnoj nauki Dona, 2015, No 1 (29), pp. 82-92. (In Russian)
9. Daus Y.V., Yudaev I.V. Ocenka potenciala solnechnoj energii Severokavkazskogo federal'nogo okruga [Assessment of the solar energy potential of the North Caucasus Federal district], Metody i tekhnicheskie sredstva povysheniya effektivnosti is-pol'zovaniya elektrooborudovaniya v promyshlennosti i sel'skom hozyajstve: 80-ya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Stavropol', Argus, 2015, pp. 107-111. (In Russian)
10. Galushchak V.S., Soshinov A.G., Sukhoruchki-na T.Yu. Solntsekaty - novy ekonomichny vid transporta dly selskih zhitely [Sunkats - a new economic type of transport for villagers], XXI MNPK «Problemy i resheniya sovremennoy agrarnoy ekonomiki», p. Maysky, 23-24 maya 2017. Maysky, BelGAU, 2017, pp. 37-38. (In Russian)
Сведения об авторах
Галущак Валерий Степанович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий», Камышинский технологический институт - филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (Российская Федерация). Тел.: +7-937-727-19-81. E-mail: [email protected].
Сошинов Анатолий Григорьевич - кандидат технических наук, зав. кафедрой «Электроснабжение промышленных предприятий», Камышинский технологический институт - филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (Российская Федерация). Тел.: 8 (84457) 95-4-29. E-mail: [email protected].
Хавроничев Сергей Викторович - доцент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий», Камышинский технологический институт - филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (Российская Федерация). Тел.: +7-927-515-04-24. E-mail: [email protected].
Петренко Станислав Александрович - ведущий инженер кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий», Камышинский технологический институт - филиал ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» (Российская Федерация). Тел.: +7-937-544-15-59. E-mail: [email protected].
Information about the authors
Galushchak Valery Stepanovich - Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Power supply of the industrial enterprises department, Kamyshinsky Institute of Technology - branch of FSBEI HE «Volgograd State Technical University» (Russian Federation). Phone: +7-937-727-19-81. E-mail: [email protected].
Soshinov Anatoly Grigoryevich - Candidate of Technical Sciences, head of the Power supply of the industrial enterprises department, Kamyshinsky Institute of Technology - branch of FSBEI HE «Volgograd State Technical University» (Russian Federation). Phone: 8 (84457) 95-4-29. E-mail: [email protected].
Khavronichev Sergey Viktorovich - associate professor of the Power supply of the industrial enterprises department, Kamyshinsky Institute of Technology - branch of FSBEI HE «Volgograd State Technical University» (Russian Federation). Phone: +7-927-515-04-24. E-mail: [email protected].
Petrenko Stanislav Aleksandrovich - leading engineer of the Power supply of the industrial enterprises department, Kamy-shinsky Institute of Technology - branch of FSBEI HE «Volgograd State Technical University» (Russian Federation). Phone: +7-937-544-15-59. E-mail: [email protected].
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.