Научная статья на тему 'Бытование классических восточных жанров в башкирской литературе'

Бытование классических восточных жанров в башкирской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
272
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бытование классических восточных жанров в башкирской литературе»

Ф.Ф. Гайсина

БЫТОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОСТОЧНЫХ ЖАНРОВ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Башкирская литература будучи тюркоязычной по своему типу, исторически складывалась как составная часть восточной литературы. В ней существуют традиционные системы жанров и канонизированная поэтика литератур Востока.

Дореволюционная башкирская литература характеризовалась обилием жанров: хикмат, дастан, кисса, хикайат, назым, насихат, мар-сийа, мунажат, китга, газель, рубай и др. Типичные восточные жанры на новой национальной почве за время своего исторического развития подвергались существенным изменениям. Одни перешли в башкирскую литературу без изменений, другие были творчески освоены, но сохранили при себе нормативные каноны, некоторые изменены до неузнаваемости. В конце XIX века в башкирской литературе обнаруживаются такие же традиционные названия и структурные особенности жанров, как и в средневосточной литературе.

На формирование основных жанров башкирской литературы XX века сильнейшее влияние оказала западная (русская) литература, тем не менее традиционные формы восточной поэзии, как рубай, газель, касыда, месневи, китга и др., обновлялись новым содержанием, продолжали жить, особенно в творчестве первого поколения поэтов революционных лет М. Гафури, Ш. Бабича, С. Кудаша и др. "К сожалению, долгие годы в советский период развития национальных литератур восточная "орнаментальность" стиля, метафоричность, сложная образность, романтичность, художественные традиции в целом оценивались почти негативно, как консерватизм"1

Однобокая европейская (русская) ориентация, неучитывавшая собственно национальных истоков и традиций подвели башкирскую литературу к игнорированию ее национальной специфики, Долгое время такие поэтические жанры как мунажат, насихат, хитап, марсия, связанные с Востоком, были забыты. А иные стали называться по западному: мадхия - ода, риуаяи - легенда, масаль - басня, марсия - элегия и др. В последнее десятилетие наблюдается возврат национально-родственных восточных традиций, стремление к переосмыслению и синтезу поэтики фольклора. Многие восточные литературные жанры, бытовавшие в башкирской литературе начала XX века с новой силой, качественно новым содержанием возвращается читателю.

Возвращенный жанр хикайат, образцы которого восходят к таким средневековым сюжетам - как "Маджмуг аль-хикайат", "Риалаи

хикайат", "Бахтиярнаме", в 50-60-е годы получил творческое развитие в произведениях Г. Гумерова "Митрошкин камень", ""Инсибика таш", 3. Биишевой "Любовь и ненависть", "Мастер и подмастерье", М. Ка-рима "Тайна", "Улыбка", в сборниках А. Вахитова "Мост Салавата", "Шежере"(родословная). В этих произведениях как и в канонических восточных хикайатах преобладает поэтика фольклора. Примечательно, что в современной башкирской литературе в этом жанре творят в основном молодые.

Такие древние жанры средневекового Востока, как дастан и кисса, тоже нашли достойное продолжение в башкирской литературе. Если к жанру кисса можно отнести произведения Г. Хусаинова "Кисса Алдар батыра", Р. Исламшина "Узник дальнего моря", то к дастанам по определению самих авторов, причисляются "Жырау" X. Тапакова, "От любви родился мир" Т. Карамышевой, "Сабля, курай и перо" М. Ишбулатова и др. Конечно же, можно спорить о том, что это - дас-таны хотя бы отдаленно напоминающие классические образцы этого жанра, как "Шахнаме" Фирдоуси, "Гулистан бит-тюрки" С. Сараи, "Мухаббатнамэ" Хорезми и др. Но факт, что башкирская литература обратившись к истокам, обретет скоро не только возвращенные названия жанров, но и заполнит их качественно новым содержанием.

Для многих башкирских писателей, своеобразной формой описания увиденного, услышанного, пережитого во время путешествия в незнакомые места, стал жанр саяхатнаме. Продолжая и развивая традиции, начатые еще в путевых записях Муртазы-Гали ибн Кутлугуша (1703), Исмагила Бикмухамет-углы (конец XVIII в.), Каргали, Г. Сокорой, современные башкирские писатели М. Карим ("Вьетнам не далеко"), К. Мэргэн ("Песенная тетрадь"), Н. Наджми ("Индийские страницы"), А. Утабай ("Страна голубых озер") поделились своим эмоциональным восприятием увиденного в формах близких к традиционному саяхатнаме.

Естественно в диахронии жанры обновляются, претерпевают определенные изменения. Поэтому произведения отстоящие друг от друга на значительных пространственных и временных отрезках нельзя измерять одним мерилом, одной неизменной нормой.

Восточный хикмет, будучи жанром философского содержания, афористичным по стилю, предлагает авторское отношение к жизни, к проблемам современности. Таким он стал в творчестве Р. Нигматуллина, Ф. Гумерова, С. Шарипова. Особенностью восточного хикмета является способность становиться элементом больших прозаических произведений. Это его качество было мастерски использовано в книге М. Карима "Долгое-долгое детство".

Жанр пэсер часто привлекает начинающих писателей. В отличие от классического образца этот жанр, получивший бурное развитие в 20-30-х годах XX века, приобрел в башкирской литературе социальный характер. Однако, произведения последнего десятилетия, написанные в этом жанре, говорят о том, что содержание их все больше возвращается к классическим образцам, т.е. они становятся более лиричными.

Парса в современной башкирской литературе стала наиболее популярным жанром. Надо отметить, что в этом жанре творили Ш. Бабич, С. Кудаш, Н, Наджми, К. Даян и др. Классические образцы этого жанра можно найти в произведениях "Гулистая бит-тюрки" С. Сараи, "Кисса аль-анбия" ("Книга святых" 1311 г.). Этот традиционный жанр развил башкирский писатель, ученый Г. Хусаинов. Парса своей лаконичностью и философским содержанием привлекает писателей Ш. Биккула, К. Аралбаева.

В башкирской литературе XX века, как и в других восточных литературах, наблюдается возрастание роли поэтики фольклора, "ор-наментальносгь" стиля и преобладание поэтических жанров. Такие поэтические жанры как мадхия, марсия, претерпев определенные изменения продолжают жить в творчестве А. Атнабаева, Р. Бикбаева, А. Игебаева, Н. Наджми, М. Карима.

Газель - жанр воспевающий красоту женщины, пробуждение природы, возвышенную любовь, стал неотъемлемой частью лирики Ш. Бабича, Р. Гарипова, Р. Бикбаева и др.

В последнее время активизирован жанр рубай, родоначальником которого по праву называют великого Омара Хаяма. Продолжая традиции М. Гафури, Ш. Бабича, С. Кудаша, современные писатели М. Ямалетдинов, К Аралбаев показывают удивительное мастерство владения этим жанром.

Таким образом, восточные классические жанры стали неотъемлемой составной частью башкирской литературы, они творчески развиваются и совершенствуются. Эта особенность современной башкирской литературы требует к себе пристального внимания со стороны исследователей, анализирующих художественные особенности литературы.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Р. Баимов. Импульсы вдут с Востока / / Дцкар. Уфа, 1996. № 1. С. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.