Научная статья на тему 'БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗАБОТА: АНАЛИТИКА ЦЕЛОСТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ М.ХАЙДЕГГЕРА'

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗАБОТА: АНАЛИТИКА ЦЕЛОСТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ М.ХАЙДЕГГЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
416
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА / САМОСОЗНАНИЕ / ЗАБОТА / ВЫБОР / ФИЛОСОФИЯ / DASEIN / БЫТИЕ-В-МИРЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арапова Э.А.

В статье исследуются философско-антропологический аспект понятия «забота» в философии Мартина Хайдеггера, Показано, что немецкий мыслитель исходит из понимания человека как единства, представленного в априорной структуре - здесь-бытии (Dasein). При таком подходе сущность человека и его существование совпадают, а значит, преодолевается разрыв между человеком и миром, созданный предшествующей философией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗАБОТА: АНАЛИТИКА ЦЕЛОСТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ М.ХАЙДЕГГЕРА»

3. Дильтей В. Сущность философии. - М., 2001.

4. Кассирер Э. Понятийная форма в мифическом мышлении // Э. Кассирер. Избранное: Индивид и космос. - М., СПб., 2000.

5. Лосев А.Ф. Теория мифического мышления у Э. Кассирера // Э. Кассирер. Избранное. Опыт о человеке. - М., 1998.

6. Павленко А.Н. Бытие у своего порога (посильные размышления) - М., 1997.

7. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 3. - М., 1994.

8. Хайдеггер М. Гёльдерлин и сущность поэзии // Логос, 1991, № 1.

9. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // М. Хайдеггер. Время и бытие. - М., 1993.

10.Хайдеггер М. Жительствование человека // М. Хайдеггер. Работы и размышления разных лет. - М., 1993.

11.Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // М. Хайдеггер. Разговор на просёлочной дороге. - М., 1991.

12.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.

13.Хайдеггер М. Путь к языку // М. Хайдеггер. Время и бытие. - М., 1993.

14. Юрсенар М. Философский камень. - М., 2000.

© Арапов О.Г., 2022

УДК 159.9.01

Арапова Э.А.

канд. филос.наук, доцент МИРЭА Российский технологический университет, г. Москва, РФ

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗАБОТА: АНАЛИТИКА ЦЕЛОСТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ М.ХАЙДЕГГЕРА

Аннотация

В статье исследуются философско-антропологический аспект понятия «забота» в философии Мартина Хайдеггера, Показано, что немецкий мыслитель исходит из понимания человека как единства, представленного в априорной структуре - здесь-бытии (Dasein). При таком подходе сущность человека и его существование совпадают, а значит, преодолевается разрыв между человеком и миром, созданный предшествующей философией.

Ключевые слова

Бытие человека, самосознание, забота, выбор, философия, Dasein, бытие-в-мире.

Проблема человека чрезвычайно многоаспектна и одно из важнейших мест здесь занимают вопросы о путях проживания человека своей жизни и о жизненных целях, о возможности обретения душевной гармонии и целостности внутреннего мира. В XXI в. эти вопросы получают особую значимость.

Философ Мартин Хайдеггер (1889-1976) предлагает исследовать человека, не применяя к нему заранее выбранной идеи-матрицы, на основе которой объясняется его "целое". По мнению немецкого экзистенциалиста, понимать человека следует через то, как он существует. Поэтому исследователь должен ставить вопрос не "что есть человек?", а "как есть человек?" Таким образом, вопрос "как?" ориентирует на познание не сущности человека, а его существования. Все предшествующие антропологические учения искали онтологическое начало человека. В поисках этой субстанции они не замечали "подлинной основы" человека, а именно его бытия, которое, в свою очередь, согласно Хайдеггеру, является "здесь-бытием" бытия как такового.

Традиционные определения сущности человека, как правило, используют лишь одно из "наличных" качеств его бытия. Например, "человек есть дух", "человек есть разум", "человек есть природа". Хайдеггер обращает внимание на присутствующий во всех определениях глагол "есть" (sein). Он считает, что "через определение сущности сущего "человек" вопрос о его бытии оказывается забыт, это бытие берется скорее как "самопонятное" в смысле наличествования прочих сотворенных вещей" [3, с. 49].

На самом же деле бытие уже присутствует во всяком определении сущего (например, "небо было синее", "я буду рад"), являясь, таким образом, «априори, которое должно проявиться, чтобы стал возможен философский разбор вопроса "что такое человек"» [3, с. 45].

Признавая бытие в качестве "основоструктуры" человека, мы познаем его как целое. Именно потому, что бытие больше любого сущего (т.е. данного "здесь и сейчас", или "наличности"), его нельзя понять через сведение к какому-то одному проявленному аспекту бытия. В "Бытии и времени" Хайдеггер пишет о том, что "надо снова и снова доводить до сознания, что эти онтологические основания никогда не могут быть гипотетически выведены из эмпирического материала, что они напротив всегда уже "присутствуют" и тогда, когда эмпирический материал просто еще собирается" [3, с. 50].

Выделяя слово "собирается", Хайдеггер тем самым подчеркивает - познание сущности человека из наличных качеств будет не полно, не целостно, человек в результате такого познания будет "расколот".

Для правильного понимания сущности человека, его надо рассматривать как единство, как целое, которое представлено в априорной структуре - бытии. В философии Хайдеггера нет расколотости на сущность и существование человека, они совпадают: «"Сущность" этого сущего [человека] лежит в его быть» [3, с.42]. Такое единство сущности и существования позволяет не только раскрыть сущность человека как экзистенцию, но и преодолевает разрыв между человеком и миром. Этот разрыв, созданный и "увековеченный" предшествующей метафизикой, как отмечает П.П. Гайденко, преодолевается хайдеггеровской философией [1, с.34].

Чтобы закрепить это единство и отмежевать свою антропологию от предшествующих, Хайдеггер не использует слово "человек", а вводит термин "Dasein". В своей фундаментальной онтологии Хайдеггер предлагает новое понимание традиционного для немецкой философии понятия "Dasein", являвшегося переводом латинского слова "existentia" и означавшего "существование". Делая акцент на онтологическом аспекте данного понятия, он интерпретирует его в значении "здесь-бытия", или "бытия-в-мире" [2].

Человек как Dasein является присутствием бытия (Sein) в мире, или "бытием-в-мире". Немецкий философ выделил три модуса существования Dasein: экзистенциальность, фактичность и падение.

Согласно концепции Хайдеггера, человек есть такое сущее, которое изначально обладает структурным единством. Каждый момент бытия человека определяется "озабоченностью": "Забота как исходная структурная целость лежит экзистенциально-априорно "до" всякого присутствия" [3, с. 193]. Слово "забота" употребляется автором не в повседневном его значении. Обыденно (или, как он пишет, онтически) забота понимается в смысле беспокойства, тревоги и т.д. Онтологически же она означает исходную бытийную целостность человека. Хайдеггером на страницах "Бытия и Времени" приводится миф, иллюстрирующий его идею.

«Когда однажды "Забота" переходила через реку, она увидела глинистую почву: задумчиво взяла она из нее кусок и начала формировать его. Пока она сама с собой раздумывает о том, что создала, подходит Юпитер. Его "Забота" просит, чтобы он придал дух сформированному куску глины. Это Юпитер ей охотно предоставляет. Когда она однако захотела теперь наделить свое создание своим именем, Юпитер запретил и потребовал, чтобы тому обязательно дали его имя. Пока спорили об имени "Забота" и Юпитер, поднялась также и Земля (Tellus) и пожелала, чтобы слепленному было наложено ее имя, поскольку она ведь все же наделила его своим телом. Спорящие взяли Сатурна судьей. И Сатурн им выдал следующее по-видимому справедливое решение: ''Ты, Юпитер, поскольку дал дух, при смерти должен получить дух, а ты, Земля, поскольку подарила тело, должна получить тело. Поскольку, однако, "Забота" первая образовала это существо, то пусть, пока оно живет, "Забота" им владеет. Поскольку же об имени идет спор, то пусть существо называется "homo", раз оно сделано из humus (земли)" [3, с. 198].

Таким образом, человек несет в себе заботу как скрытую структуру, которая сама по себе есть

целое. Поэтому созданный ею человек в своей основе является тоже целостным. В повседневности забота проявляется через экзистенциальность или падение. Как считает Хайдеггер, человек изначально является онтологической целостностью, которая раскалывается на феноменальные моменты в повседневной (или, как пишет Хайдеггер, наличной) жизни человека. Именно такая расколотость мешает традиционным антропологическим учениям представить человека как целое.

Человек как бытие-в-мире, согласно философии Хайдеггера, выражает единство человека и мира. Dasein, находящее себя в мире, может понимать себя как свою возможность, то есть понимать из экзистенции, а может раствориться в мире. Второе приводит к тому, что Dasein, по фигуральному выражению Хайдеггера, "падает" в мир. И если в первом случае речь идет о подлинном существовании человека, то во втором случае его бытие характеризуется как неподлинное.

Экзистенциальность как модус существования означает "быть впереди себя", т.е. постоянное трансцендирование, выход за свои собственные пределы. В этом смысле человеческое бытие есть всегда открытая возможность. Этот экзистенциал предполагает активность человека (Dasein^), "поскольку человек не просто имеет место как природное существо, но действует и творит... как практически действующий, "делает из себя", может и должен делать" [4, с. 121].

Модус падения - это существование человека в пассивном сосуществовании с другими людьми. Как отмечал Хайдеггер, этот модус можно охарактеризовать не просто как отчуждение и самозапутывание Dasein а как срыв в "беспочвенность и ничтожество несобственной повседневности" [3, с.178]. Каждому модусу соответствует свое временное измерение: фактичности - настоящее, экзистенциальности - будущее, падению - прошлое.

Хайдеггеровское исследование человека оказала большое влияние на дальнейшие философско-антропологические исследования, в частности на экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера, получившего название «дазайнсанализ». Швейцарский ученый в качестве теоретического фундамента психотерапевтической практики использовал учение о человеке как Dasein и модусах его существования. В том случае, когда Dasein отказывается от своей возможности трансцендировать, происходит полная переориентация его сущностного основания - заботы - на модус падения. В этом случае активное, деятельное поведение замещается пассивным отношением человека к миру и самому себе. Человек теряет способность противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. Всякое душевное расстройство понимается Бинсвангером как способ неподлинного существования человека. Список использованной литературы:

1 Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры (критика философии М. Хайдеггера). - М.: Высшая школа, 1963. - 122 с.

2 Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер. Между феноменологией и философией жизни - М.: Проресс-Традиция, 1999. - 284 с.

3 Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

4 Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. - М., 1997. - 298 с.

© Арапова Э.А., 2022

УДК 101.1::316

Атаян В.В.

кандидат философских наук, Южный федеральный университет

ЗАПАДНЫЕ И НЕЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВЕКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Глобальные, по-сути, евроатлантические ценности имеют влияние на бытие обществ и государств,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.