Быть педагогом...
Воспоминания о замечательном педагоге и человеке С.А. Калабалине
Александр Павлович Прокофичев
Предлагаем вашему вниманию воспоминания о жизни Клемёновского детского дома и о его директоре — выдающемся педагоге С.А. Калабалине. Автор воспоминаний воспитывался в этом детском доме с 1953 по 1964 год, был командиром отряда, председателем совета командиров. С.А. Калабалин, когда шефы поздравляли его с днём рождения, дал ему такую характеристику: «Концентрированная человеческая и общественная прелесть. Шахматист!». Александр Павлович Прокофичев закончил среднюю школу с золотой медалью и поступил в Московский авиационный институт. Работал на заводах инженером, начальником цеха и т. д. В настоящее время продолжает успешно трудиться в банковской системе.
• детский дом • дети-сироты • трудовое воспитание • физическая подготовка • шефская работа • воспитательный процесс детского дома • организация жизнедеятельности
В 1953 году в возрасте семи лет я остался без родителей. Мои родственники не могли меня содержать, и я был определён в Клемёновский детский дом Московской области. Здесь находилось около ста детей. Некоторые из них имели родственников, некоторые дети были совсем одиноки.
В тот период было много сирот, которые воспитывались в детских домах, — сказывались последствия Великой Отечественной войны и тяжелейших послевоенных лет. И сегодня, спустя много лет, я хочу выразить благодарность государству и тем людям, которые воспитывали обездоленных детей и смогли поставить их, и меня в том числе, на ноги.
В конце 1956 года директором Клемёновского детского дома был назначен Семён Афанасьевич Калабалин. Человек удивительной судьбы, испытавший на себе все тяготы и послереволюционного времени, и Великой Отечественной войны. Сам он также рано остался без родителей, воспитывался у замечательного
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
педагога — Антона Семёновича Макаренко, который сыграл большую роль в его жизни.
Поскольку до назначения С.А. Калабалина директором детского дома я уже прожил в нём три с лишним года, то могу рассказать о тех изменениях, которые произошли в нашей жизни с его приходом.
Семён Афанасьевич в первую очередь создал систему, ко- ; торая позволила не только педагогам, но и самим ребятам Важнейшую роль в воспринимать самое активное участие в организации жизне- питании шрает физи-деятельности детского дома. Лучшие воспитанники были ческое воспитание, к<°-назначены командирами отрядов, а заместителем дирек- торое и укрепляет тора стал председатель совета командиров. И на заседани- здоровье, и вырабаты-ях совета командиров, в которых участвовал Семён Афана- вает такое замеча-сьевич, принимались наиболее важные решения по всем тельное качество, как
аспектам нашей жизни. умение преодолевать
Большое внимание уделял Семён Афанасьевич трудовому жизненные трудности. воспитанию ребят: все работы по обслуживанию территорий и зданий, выращиванию и сбору урожая и даже по уходу за домашним скотом возлагались на самих воспитанников. Привлечение к физическому труду было вызвано жизненной необходимостью — юному организму необходимо полноценное питание, а финансирование в те нелёгкие годы было ограниченным. Кроме того, Семён Афанасьевич /-к понимал, что физический труд закаляет человека, воспитывает упорство, /-к
^ которое помогает в достижении поставленных целей. Сегодня, ксожале- м^
нию, в нашем обществе трудовому воспитанию молодых людей не уделяется должного внимания...
Я убеждён также, что важнейшую роль в воспитании играет физическое воспитание, которое и укрепляет здоровье, и вырабатывает такое замечательное качество, как умение преодолевать жизненные трудности. Приведу пример из моего детства. Восемь классов я закончил в Кле-мёновской средней школе, а в девятом, десятом и одиннадцатом классах учился в Савинской школе, которая находилась в пяти километрах от детского дома, в соседнем селе. Таким образом, ежедневно посещая школу, мы преодолевали туда и обратно примерно 10 километров. Кроме того, у нас были уроки физкультуры, на которых иногда мы совершали пятикилометровые пробежки на лыжах. Поэтому физически наши ребята были очень хорошо развиты. Я выступал по многим видам спорта за взрослые команды Клемёновской швейной фабрики. Однажды спорткомитет г. Егорьевска в честь очередной памятной даты города организовал пробег на десять километров, в котором приняли участие команды городских и районных предприятий, по маршруту Клемёново — Егорьевск. Два спортсмена, в том числе и я, выступали за мужскую команду фабрики. Первый километр бега дался очень тяжело (до начала пробега я уже преодолел пять километров), потому что мы с напарником решили держаться в лидирующей группе, а в ней было достаточно сильных бегунов из г. Егорьевска. А мне было тогда только шестнадцать лет. Сере-
Istoriya i teoriya.qxd 02 .11 .2010 16 :11 Page,
А.П. Прокофичев. Быть педагогом...
дину дистанции я прошёл нормально, а затем навалилась усталость и бежать уже не было никаких сил. В это время мы с напарником в составе лидирующей группе (около 10 человек) более чем на 500 метров оторвались от основной массы, хотя и сама группа растянулась на метров восемьдесят. В это время около меня оказался мой одноклассник, ехавший на велосипеде, который ради интереса сопровождал эту колонну бегунов. Я попросил его, чтобы он хотя бы метров пятьдесят провёз меня на велосипеде, но он отказал мне, сказав, что меня сразу же снимут с пробега. Тогда я на своего товарища обиделся, хотя он был прав, две или три судейские машины курсировали по дистанции. Я всё-таки смог преодолеть желание сойти с дистанции и, собрав все свои силы, финишировал в первой десятке бегунов. В подобных ситуациях я оказывался не один раз, особенно часто на лыжных дистанциях.
Это умение преодолевать трудности мне очень помогло в моей дальнейшей жизни.
В течение двух лет под руководством Семёна Афанасьевича на территории детского дома были оборудованы: футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, сооружения по лёгкой атлетике, городошная площадка. Закупался спортивный инвентарь — лыжи, коньки, мячи и т.д. И результаты этой деятельности не заставили себя ждать: через несколько лет команда Клемёновского детского дома стала занимать первые места в спартакиадах детских домов Московской области по лёгкой атлетике, баскетболу, волейболу и другим видам спорта. Хотя Семён Афанасьевич и прихрамывал на одну ногу (это ранение он получил при выполнении важного государственного задания в годы Великой Отечественной войны), он с юношеским задором часто играл с нами в волейбол, лапту, городки. Я почти всегда принимал участие в спортивных соревнованиях. Однажды, когда я занял первое место в прыжках в высоту на спартакиаде детских домов Московской области, он выбежал на прыжковый сектор, обнял меня и сказал, что когда он воспитывался у А.С. Макаренко, то тоже был чемпионом по прыжкам в высоту Полтавской области. Вспоминается также, что когда я окончил четвёртый класс на одни пятёрки, он пригласил меня к себе в кабинет и предложил сыграть с ним в шахматы. Конечно, несколько партий я проиграл, потому что Семён Афанасьевич в шахматы играл очень хорошо. Но на этом наши занятия не закончились. Постепенно я осваивал азы шахматной игры, а однажды наши шефы, студенты Московского авиационного института, подарили мне великолепную шахматную книгу «Курс дебютов» под редакцией М.М. Панова (уже потом я понял, что это было сделано с подсказки Семёна Афанасьевича). Примерно через 2,5 — 3 года наша команда впервые заняла первое место на соревнованиях по Московской области, и я уже стал чаще обыгрывать своего учителя. На Спартакиаде детских домов Московской области, где в очередной раз я занял первое место, мне задали вопрос: где я так хорошо научился играть в шахматы? Конечно, я сказал, что моим наставником был директор нашего детского дома. Уже позже один раз я выиграл в сеансе одновременной игры на
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
12 досках, который проводил бывший чемпион мира М.М. Ботвинник. Но и сегодня я с удовольствием играю в разных клубах по Интернету в быстрые шахматы.
Думаю, что Семён Афанасьевич отлично понимал: спорт — это наилучший способ занять свободное время подростков. Сегодня я осознаю, что, если ребята не заняты спортом, трудовой деятельностью, то их прибирает к рукам улица, отсюда проистекают и такие пороки, как наркотики, воровство, бандитизм и пр. Мы же в детском доме почти всё свободное время проводили на спортивных площадках.
По моему мнению, самой сильной стороной Семёна Афа-
насьевича было умение выстроить воспитательный про- Спорт — это наилуч-цесс. Воспитанию детей он посвятил свою жизнь, всего ший способ занять сво-себя. Первые годы в Клемёновском детском доме он жил бодное время подрост-со своей семьёй в одной из комнат здания, в котором вос- ков. Если ребята не питанники проводили своё дневное время. Только через заняты спортом, тру-несколько лет он построил себе дом, который также рас- довой деятельностью полагался на территории детского дома. Всё время рядом то их прибирает к рус ним были его воспитанники. Свой рабочий день он на-
кам улица, отсюда про-
чинал очень рано, сначала убирал сам территорию, где
истекают и такие по-
находился дневной корпус, затем шёл на территорию
спального корпуса и убирал её. И так целый день всё вре- роки как наркотики, мя с ребятами, а их сто человек, и среди них есть сорви- воровство, бандитизм головы. Он был знаток детских душ. Приведу один при- и пр. мер. С нами в классе (пятом или шестом) учился воспитанник, звали его Саша Фёдоров. Он был старше нас, детство у него было трудное, и в детском доме он находился под особым вниманием Семёна Афанасьевича. Однажды я пробегал мимо одной хозяйственной постройки на территории детского дома и увидел, что за её углом стоит Александр и курит. После каждой затяжки он высовывал голову из-за угла, а затем снова прятался. Я подошёл к нему и спросил, чего он там высматривает, на что он мне ответил, чтобы я ему не мешал, так как где-то поблизости находится Семён (так мы между собой называли Семёна Афанасьевича). Я тоже выглянул за угол постройки, но никого не увидел. Прошло не более минуты, я повернул голову и оторопел: к нам на цыпочках подбирался Семён Афанасьевич. Он приложил палец к губам, давая мне знать, чтобы я молчал. Он подошёл к Саше сзади, тот в это время выглядывал за угол, и тихо, изменённым голосом попросил его дать закурить. Не поворачивая головы, Александр раздражённо сказал, да подождите, мол, а то здесь где-то рядом находится Семён. Повернув голову, он обомлел и сразу скис, зная, что ему предстоит. Вот так, чаще серьёзно и строго, а иногда с юмором проходил процесс воспитания наших душ.
Во времена моей молодости было принято идеализировать образы создателей нашего государства. Я же не был склонен создавать себе кумиров, потому что всегда понимал, что в каждом человеке присутствуют как по-
А.П. Прокофичев. Быть педагогом...
ложительные, так и отрицательные черты. Про Семёна Афанасьевича сегодня написаны книги, много статей, его именем названы государственные учреждения. Но периодически у людей, в том числе и хорошо его знавших, возникают те или иные вопросы, которые касаются его методов воспитания или его личности. Конечно, Семён Афанасьевич — не икона, он был простым русским человеком, которому присущи и сильные стороны характера, и человеческие слабости. Но я, вспоминая своё детство и юность, всё больше убеждаюсь, что он был педагог с большой буквы и всю свою жизнь посвятил воспитанию ребят, которые с раннего детства остались без родителей. Многие из них имели непростые судьбы, сложные характеры, и их воспитание давалось Семёну Афанасьевичу с большой затратой душевных сил.
Значительную роль в становлении детского дома и воспитании ребят играла подшефная работа. Семён Афанасьевич, когда принял Клемёнов-ский детский дом, был уже известным и уважаемым педагогом, его знали представители и власти, и общественных организаций Москвы. Поэтому к шефской работе он смог привлечь МОСОБЛОНО, ГК ВЛКСМ, студентов Московского авиационного института, Московского государственного педагогического института и др. Я явственно помню, чем были для нас — воспитанников детского дома из подмосковной глубинки — первые встречи с московскими шефами. Особенно много нам давало общение со студентами. Во-первых, каким-то образом они ухитрялись проводить работу в своих институтах по сбору денежных средств для воспитанников детского дома (и это при их мизерных стипендиях). Эти деньги —£ в основном шли на подарки, которые дарили в дни рождения воспитанников. Для нас, детдомовских ребят, не было понятия «подарок». Нам просто никто ничего не дарил. Кроме того, общение с шефами-студентами облагораживало нас, повышало наш культурный уровень. Они организовывали для нас спортивные соревнования, КВНы, прогулки и пр. Уже потом часть воспитанников пошла по их стопам — мы стали студентами этих же вузов. И в настоящее время многие из нас продолжают поддерживать с ними отношения. Спасибо вам, дорогие наши наставники: Пётр и Лена Тумеля, Анатолий Мудрик, Валя Удрас, Валентин Гафт и многие другие.
В заключение хочу от имени всех его бывших воспитанников выразить Семёну Афанасьевичу Калабалину слова благодарности за те труды и помыслы, которые он вложил в наши души. И я думаю, что эти вложения в дальнейшей жизни оправдались — мы встали на ноги и стали полноправными членами нашего общества.