Научная статья на тему 'Быть педагогом. . . воспоминания о замечательном педагоге и человеке С. А. Калабалине'

Быть педагогом. . . воспоминания о замечательном педагоге и человеке С. А. Калабалине Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОМ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ШЕФСКАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО ДОМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прокофичев Александр Павлович

Предлагаем вашему вниманию воспоминания о жизни Клемёновского детского дома и о его директоре выдающемся педагоге С.А. Калабалине. Автор воспоминаний воспитывался в этом детском доме с 1953 по 1964 год, был командиром отряда, председателем совета командиров. С.А. Калабалин, когда шефы поздравляли его с днём рождения, дал ему такую характеристику: «Концентрированная человеческая и общественная прелесть. Шахматист!». Александр Павлович Прокофичев закончил среднюю школу с золотой медалью и поступил в Московский авиационный институт. Работал на заводах инженером, начальником цеха и т. д. В настоящее время продолжает успешно трудиться в банковской системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To be a teacher…

Memories of life in Klemenovsky orphanage and its director outstanding teacher S.A. Kalabalin. Author of memoirs was raised in an orphanage from 1953 to 1964.

Текст научной работы на тему «Быть педагогом. . . воспоминания о замечательном педагоге и человеке С. А. Калабалине»



Быть педагогом...

Воспоминания о замечательном педагоге и человеке С.А. Калабалине

Александр Павлович Прокофичев

Предлагаем вашему вниманию воспоминания о жизни Клемёновского детского дома и о его директоре — выдающемся педагоге С.А. Калабалине. Автор воспоминаний воспитывался в этом детском доме с 1953 по 1964 год, был командиром отряда, председателем совета командиров. С.А. Калабалин, когда шефы поздравляли его с днём рождения, дал ему такую характеристику: «Концентрированная человеческая и общественная прелесть. Шахматист!». Александр Павлович Прокофичев закончил среднюю школу с золотой медалью и поступил в Московский авиационный институт. Работал на заводах инженером, начальником цеха и т. д. В настоящее время продолжает успешно трудиться в банковской системе.

• детский дом • дети-сироты • трудовое воспитание • физическая подготовка • шефская работа • воспитательный процесс детского дома • организация жизнедеятельности

В 1953 году в возрасте семи лет я остался без родителей. Мои родственники не могли меня содержать, и я был определён в Клемёновский детский дом Московской области. Здесь находилось около ста детей. Некоторые из них имели родственников, некоторые дети были совсем одиноки.

В тот период было много сирот, которые воспитывались в детских домах, — сказывались последствия Великой Отечественной войны и тяжелейших послевоенных лет. И сегодня, спустя много лет, я хочу выразить благодарность государству и тем людям, которые воспитывали обездоленных детей и смогли поставить их, и меня в том числе, на ноги.

В конце 1956 года директором Клемёновского детского дома был назначен Семён Афанасьевич Калабалин. Человек удивительной судьбы, испытавший на себе все тяготы и послереволюционного времени, и Великой Отечественной войны. Сам он также рано остался без родителей, воспитывался у замечательного

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

педагога — Антона Семёновича Макаренко, который сыграл большую роль в его жизни.

Поскольку до назначения С.А. Калабалина директором детского дома я уже прожил в нём три с лишним года, то могу рассказать о тех изменениях, которые произошли в нашей жизни с его приходом.

Семён Афанасьевич в первую очередь создал систему, ко- ; торая позволила не только педагогам, но и самим ребятам Важнейшую роль в воспринимать самое активное участие в организации жизне- питании шрает физи-деятельности детского дома. Лучшие воспитанники были ческое воспитание, к<°-назначены командирами отрядов, а заместителем дирек- торое и укрепляет тора стал председатель совета командиров. И на заседани- здоровье, и вырабаты-ях совета командиров, в которых участвовал Семён Афана- вает такое замеча-сьевич, принимались наиболее важные решения по всем тельное качество, как

аспектам нашей жизни. умение преодолевать

Большое внимание уделял Семён Афанасьевич трудовому жизненные трудности. воспитанию ребят: все работы по обслуживанию территорий и зданий, выращиванию и сбору урожая и даже по уходу за домашним скотом возлагались на самих воспитанников. Привлечение к физическому труду было вызвано жизненной необходимостью — юному организму необходимо полноценное питание, а финансирование в те нелёгкие годы было ограниченным. Кроме того, Семён Афанасьевич /-к понимал, что физический труд закаляет человека, воспитывает упорство, /-к

^ которое помогает в достижении поставленных целей. Сегодня, ксожале- м^

нию, в нашем обществе трудовому воспитанию молодых людей не уделяется должного внимания...

Я убеждён также, что важнейшую роль в воспитании играет физическое воспитание, которое и укрепляет здоровье, и вырабатывает такое замечательное качество, как умение преодолевать жизненные трудности. Приведу пример из моего детства. Восемь классов я закончил в Кле-мёновской средней школе, а в девятом, десятом и одиннадцатом классах учился в Савинской школе, которая находилась в пяти километрах от детского дома, в соседнем селе. Таким образом, ежедневно посещая школу, мы преодолевали туда и обратно примерно 10 километров. Кроме того, у нас были уроки физкультуры, на которых иногда мы совершали пятикилометровые пробежки на лыжах. Поэтому физически наши ребята были очень хорошо развиты. Я выступал по многим видам спорта за взрослые команды Клемёновской швейной фабрики. Однажды спорткомитет г. Егорьевска в честь очередной памятной даты города организовал пробег на десять километров, в котором приняли участие команды городских и районных предприятий, по маршруту Клемёново — Егорьевск. Два спортсмена, в том числе и я, выступали за мужскую команду фабрики. Первый километр бега дался очень тяжело (до начала пробега я уже преодолел пять километров), потому что мы с напарником решили держаться в лидирующей группе, а в ней было достаточно сильных бегунов из г. Егорьевска. А мне было тогда только шестнадцать лет. Сере-

Istoriya i teoriya.qxd 02 .11 .2010 16 :11 Page,

А.П. Прокофичев. Быть педагогом...

дину дистанции я прошёл нормально, а затем навалилась усталость и бежать уже не было никаких сил. В это время мы с напарником в составе лидирующей группе (около 10 человек) более чем на 500 метров оторвались от основной массы, хотя и сама группа растянулась на метров восемьдесят. В это время около меня оказался мой одноклассник, ехавший на велосипеде, который ради интереса сопровождал эту колонну бегунов. Я попросил его, чтобы он хотя бы метров пятьдесят провёз меня на велосипеде, но он отказал мне, сказав, что меня сразу же снимут с пробега. Тогда я на своего товарища обиделся, хотя он был прав, две или три судейские машины курсировали по дистанции. Я всё-таки смог преодолеть желание сойти с дистанции и, собрав все свои силы, финишировал в первой десятке бегунов. В подобных ситуациях я оказывался не один раз, особенно часто на лыжных дистанциях.

Это умение преодолевать трудности мне очень помогло в моей дальнейшей жизни.

В течение двух лет под руководством Семёна Афанасьевича на территории детского дома были оборудованы: футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, сооружения по лёгкой атлетике, городошная площадка. Закупался спортивный инвентарь — лыжи, коньки, мячи и т.д. И результаты этой деятельности не заставили себя ждать: через несколько лет команда Клемёновского детского дома стала занимать первые места в спартакиадах детских домов Московской области по лёгкой атлетике, баскетболу, волейболу и другим видам спорта. Хотя Семён Афанасьевич и прихрамывал на одну ногу (это ранение он получил при выполнении важного государственного задания в годы Великой Отечественной войны), он с юношеским задором часто играл с нами в волейбол, лапту, городки. Я почти всегда принимал участие в спортивных соревнованиях. Однажды, когда я занял первое место в прыжках в высоту на спартакиаде детских домов Московской области, он выбежал на прыжковый сектор, обнял меня и сказал, что когда он воспитывался у А.С. Макаренко, то тоже был чемпионом по прыжкам в высоту Полтавской области. Вспоминается также, что когда я окончил четвёртый класс на одни пятёрки, он пригласил меня к себе в кабинет и предложил сыграть с ним в шахматы. Конечно, несколько партий я проиграл, потому что Семён Афанасьевич в шахматы играл очень хорошо. Но на этом наши занятия не закончились. Постепенно я осваивал азы шахматной игры, а однажды наши шефы, студенты Московского авиационного института, подарили мне великолепную шахматную книгу «Курс дебютов» под редакцией М.М. Панова (уже потом я понял, что это было сделано с подсказки Семёна Афанасьевича). Примерно через 2,5 — 3 года наша команда впервые заняла первое место на соревнованиях по Московской области, и я уже стал чаще обыгрывать своего учителя. На Спартакиаде детских домов Московской области, где в очередной раз я занял первое место, мне задали вопрос: где я так хорошо научился играть в шахматы? Конечно, я сказал, что моим наставником был директор нашего детского дома. Уже позже один раз я выиграл в сеансе одновременной игры на

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

12 досках, который проводил бывший чемпион мира М.М. Ботвинник. Но и сегодня я с удовольствием играю в разных клубах по Интернету в быстрые шахматы.

Думаю, что Семён Афанасьевич отлично понимал: спорт — это наилучший способ занять свободное время подростков. Сегодня я осознаю, что, если ребята не заняты спортом, трудовой деятельностью, то их прибирает к рукам улица, отсюда проистекают и такие пороки, как наркотики, воровство, бандитизм и пр. Мы же в детском доме почти всё свободное время проводили на спортивных площадках.

По моему мнению, самой сильной стороной Семёна Афа-

насьевича было умение выстроить воспитательный про- Спорт — это наилуч-цесс. Воспитанию детей он посвятил свою жизнь, всего ший способ занять сво-себя. Первые годы в Клемёновском детском доме он жил бодное время подрост-со своей семьёй в одной из комнат здания, в котором вос- ков. Если ребята не питанники проводили своё дневное время. Только через заняты спортом, тру-несколько лет он построил себе дом, который также рас- довой деятельностью полагался на территории детского дома. Всё время рядом то их прибирает к рус ним были его воспитанники. Свой рабочий день он на-

кам улица, отсюда про-

чинал очень рано, сначала убирал сам территорию, где

истекают и такие по-

находился дневной корпус, затем шёл на территорию

спального корпуса и убирал её. И так целый день всё вре- роки как наркотики, мя с ребятами, а их сто человек, и среди них есть сорви- воровство, бандитизм головы. Он был знаток детских душ. Приведу один при- и пр. мер. С нами в классе (пятом или шестом) учился воспитанник, звали его Саша Фёдоров. Он был старше нас, детство у него было трудное, и в детском доме он находился под особым вниманием Семёна Афанасьевича. Однажды я пробегал мимо одной хозяйственной постройки на территории детского дома и увидел, что за её углом стоит Александр и курит. После каждой затяжки он высовывал голову из-за угла, а затем снова прятался. Я подошёл к нему и спросил, чего он там высматривает, на что он мне ответил, чтобы я ему не мешал, так как где-то поблизости находится Семён (так мы между собой называли Семёна Афанасьевича). Я тоже выглянул за угол постройки, но никого не увидел. Прошло не более минуты, я повернул голову и оторопел: к нам на цыпочках подбирался Семён Афанасьевич. Он приложил палец к губам, давая мне знать, чтобы я молчал. Он подошёл к Саше сзади, тот в это время выглядывал за угол, и тихо, изменённым голосом попросил его дать закурить. Не поворачивая головы, Александр раздражённо сказал, да подождите, мол, а то здесь где-то рядом находится Семён. Повернув голову, он обомлел и сразу скис, зная, что ему предстоит. Вот так, чаще серьёзно и строго, а иногда с юмором проходил процесс воспитания наших душ.

Во времена моей молодости было принято идеализировать образы создателей нашего государства. Я же не был склонен создавать себе кумиров, потому что всегда понимал, что в каждом человеке присутствуют как по-

А.П. Прокофичев. Быть педагогом...

ложительные, так и отрицательные черты. Про Семёна Афанасьевича сегодня написаны книги, много статей, его именем названы государственные учреждения. Но периодически у людей, в том числе и хорошо его знавших, возникают те или иные вопросы, которые касаются его методов воспитания или его личности. Конечно, Семён Афанасьевич — не икона, он был простым русским человеком, которому присущи и сильные стороны характера, и человеческие слабости. Но я, вспоминая своё детство и юность, всё больше убеждаюсь, что он был педагог с большой буквы и всю свою жизнь посвятил воспитанию ребят, которые с раннего детства остались без родителей. Многие из них имели непростые судьбы, сложные характеры, и их воспитание давалось Семёну Афанасьевичу с большой затратой душевных сил.

Значительную роль в становлении детского дома и воспитании ребят играла подшефная работа. Семён Афанасьевич, когда принял Клемёнов-ский детский дом, был уже известным и уважаемым педагогом, его знали представители и власти, и общественных организаций Москвы. Поэтому к шефской работе он смог привлечь МОСОБЛОНО, ГК ВЛКСМ, студентов Московского авиационного института, Московского государственного педагогического института и др. Я явственно помню, чем были для нас — воспитанников детского дома из подмосковной глубинки — первые встречи с московскими шефами. Особенно много нам давало общение со студентами. Во-первых, каким-то образом они ухитрялись проводить работу в своих институтах по сбору денежных средств для воспитанников детского дома (и это при их мизерных стипендиях). Эти деньги —£ в основном шли на подарки, которые дарили в дни рождения воспитанников. Для нас, детдомовских ребят, не было понятия «подарок». Нам просто никто ничего не дарил. Кроме того, общение с шефами-студентами облагораживало нас, повышало наш культурный уровень. Они организовывали для нас спортивные соревнования, КВНы, прогулки и пр. Уже потом часть воспитанников пошла по их стопам — мы стали студентами этих же вузов. И в настоящее время многие из нас продолжают поддерживать с ними отношения. Спасибо вам, дорогие наши наставники: Пётр и Лена Тумеля, Анатолий Мудрик, Валя Удрас, Валентин Гафт и многие другие.

В заключение хочу от имени всех его бывших воспитанников выразить Семёну Афанасьевичу Калабалину слова благодарности за те труды и помыслы, которые он вложил в наши души. И я думаю, что эти вложения в дальнейшей жизни оправдались — мы встали на ноги и стали полноправными членами нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.