Гшсш и маша ° шши
БЫТЬ ЛИ ОМСКУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ НЕФТЕГАЗОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ?
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СИБВПКНЕФТЕГАЗ-2000"
В 1996 году в Омске была утверждена межрегиональная целевая программа "Создание и развитие производства конкурентоспособного импортозамещающего нефтепромыслового оборудования, систем и приборов для нефтегазодобычи и сопутствующих процессов на базе конверсионных предприятий ВПК на 1996-2000 годы" - СибВПКнефтегаз-2000 . На протяжении двух лет изучением потребностей для нефтяников и газовиков Сибири и возможностей предприятий Омска и других регионов, разработкой Программы занимались специалисты компании ЮКОС-Сибирь , комитетов Законодательного собрания и администраций Омской области и города Омска. Изначально участие в работе над Программой приняли крупнейшие нефтедобывающие акционерные общества Юганскнефтегаз , Ноябрьскнефтегаз .
С Программой связываются надежды на преобразование экономики Западной Сибири, поскольку она дает возможность решать вопросы перевооружения сибирского нефтегазодобывающего комплекса, сохранить имеющиеся и ввести в эксплуатацию дополнительные производственные мощности, создать новые рабочие места. Один из авторов Программы Валерий Жильцов считает, что она жизнеспособна,
Валерий Васильевич Жильцов - заместитель генерального директора компании ЮКОС-Сибирь , координатор программы СибВПКнефтегаз-2000 .кандидат технических наук, заслуженный изобретатель РФ. Более 30 лет работал в оборонно-промышленном комплексе в качестве заместителя директора по научной работе Омского НИИ двигателей.
Ред.: Не опасаетесь ли Вы срыва Программы вследствие нестабильности экономики?
В.Ж.: Гарантий в сложившейся экономической ситуации дать нельзя. Но надо жить и бороться. Сибирь -сапожник без сапог. Отсюда вывозится сырье на сотни миллиардов рублей, добывается 70 % нефти и газа, а нет своего нефтегазового машиностроения. Нефтяники крайне нуждаются в переходе на новые технологии нефтегазозвлечений. а это сотни наименований нового оборудования. В глубинной части страны ставку делали на военно-промышленный комплекс, а нефтегазовое оборудование изготавливалось в Азербайджане, на Украине, отчасти в центральной части России и на Урале. Сейчас мы должны исправить этот перекос. Везти оборудование из Сан-Франциско. Хьюстона или даже из Краснодара, Санкт-Петербурга намного дороже, чем производить его здесь, в Сибири. Это обстоятельство, а также наличие громадных простаивающих мощностей предприятий бывшего ВПК и побудили заняться становлением нефтегазового машиностроения в Омске. И здесь без делового союза машиностроителей и нефтяников не обойтись.
Ре д.: Какая роль о тводи тс я вузам в осущес твлении Программы?
В.Ж.: В Омской области специалистов-профессионалов по нефтегазовому оборудованию нет. Концепция образовательного направления составлена таким образом: на первом этапе организовываются курсы переподготовки инженеров, которые будут проходить краткосрочную специализацию, смогут получить знания в области нефтегазовых технологий, изучить специфику проектирования, эксплуатации нефтегазового оборудования. Эту переподготовку планируется вести на базе технического университета. На следующем этапе планируется другая форма подготовки - получение второго высшего образования. Эту подготовку планируется открыть через год. И наконец, на третьем этапе Программы, когда будет налажено массовое производство и потребуется много специалистов, в ОмГТУ начнется подготовка инженеров по новым специальностям.
Ред.: Как будет финансироваться эта часть Программы?
В.Ж.: Это самый тяжелый вопрос. Конечно.
Шша га маша - шеж
говорить о том, что появились деньги и мы открываем курсы, еще преждевременно. Сейчас решаются вопросы приоритетного инвестирования, финансирования нескольких десятков так называемых пилотных проектов. Необходимо открывать кредитные линии. Работа в этом плане ведется очень напряженная.
Заводы начнут выпускать оборудование, тогда мы сможем решать вопрос об организации краткосрочных курсов. На первом этапе предприятия, может быть, что-то отчислят на переподготовку. А дальше, с расширением производства, увеличатся объемы продаж, появятся средства. Сейчас мы на старте.
Ред.: Есть перспектива, что осенью 1997 года появится возможность открыть курсы переподготовки?
В.Ж.: То, что это задача 1997/98 учебного года, точно. И это не пустые слова. В конце первого полугодия 1997 г. в стадии заключения находилось 88 договоров на сумму 137 млрд. рублей, в которых задействованы 14 омских и 11 основных нефтегазодобывающих предприятий Сибири. Но этого недостаточно. Нефтяники готовы вести оплату за уже готовую продукцию. За обучение, исследования они не хотят платить, говоря: Покажите нам сертификат, лицензию, протокол испытаний, а мы. увидев, что продукция нужная, купим ее.
Ред.: Что же. наука, образование останутся в стороне?
В.Ж.: Нет, Поэтому надо открывать кредитные линии. Банки готовы эти вопросы рассматривать, поэтому сейчас всем, кто приступает к исследованиям в рамках Программы, нужно подготовить соответствующее технико-экономическое обоснование, бизнес-план, чем и занимается ЮКОС-Сибирь и другие предприятия. Банки заявили о возможности выделить кредиты на доводку, проведение испытаний и подготовку промышленного производства. Затем мы переходим к прямым договорам. Вот это самый тяжелый вопрос. К сожалению, он очень медленно решается на всех уровнях: региональном, федеральном, отраслевом.
Ред.: Что нужно сделать предприятиям, организациям, вузам для того, чтобы ускорить процесс сотрудничества с банками?
В.Ж.: Первое - это составить цивилизованные бизнес-планы, такие, чтобы не стыдно было любому международному банку показать, обратиться в Координационный совет Программы, Мы владеем маркетингом, знаем потребности нефтегазодобытчиков, технические условия на продукцию. У нас имеются протоколы согласования поставок оборудования на 19971998 гг.. В работу включились многие предприятия и организации города. На данном этапе готовится договор с ОмГТУ о создании научно-технического обеспечения Программы, правда, из-за нашей неоперативности подписание его продвигается медленно. Планируется задействовать весь научный и изобретательский потенциал Омска.
Ред.: -Какие трудности стоят перед Вами на данном
этапе?
В.Ж.: Трудности в одном - обеспечить стартовое финансирование Программы. Для этой цели помимо названных 137 млрд. рублей необходимо еще около 36 млрд руб. Возможно, до конца года удастся обеспечить 30 млрд руб. плюс, инвестиции, так называемая кредитная линия. Мы ведем переговоры с рядом инвесторов. Скоро, я думаю, будут заключены первые кредитные договоры.
Ред.: Есть ли уверенность, что все планы сбудутся?
В.Ж.: Я оптимист и за это дело взялся совершенно сознательно, видя большие шансы на серьезные результаты. Вся наша экономика, текущее ее положение отторгают инновации. Но мы отчаянно боремся за то. чтобы удержаться. Есть основания думать, что через год-другой ситуация изменится, тогда Программа заработает в полную силу. Конечно, если Россия не будет индустриальной державой, а превратится в сырьевой придаток. Программа останется пустым звуком. Но на созидание шансов гораздо больше.