ЭТНОГРАФИЯ
УДК 392(8)"15"
РНТИ 03.61: Этнография и историческая антропология
Д.В. Михеев
Быт и нравы индейцев Южной Америки в свидетельствах участников кругосветной экспедиции Фрэнсиса Дрейка1
Статья посвящена описанию особенностей быта и нравов туземного населения Южной Америки, составленному английскими путешественниками в ходе кругосветной экспедиции Фрэнсиса Дрейка. Изначально добродушные, живущие в согласии с природой, индейцы, по мнению английских авторов, страдают от тиранического правления испанцев и португальцев. Их нравы меняются, они становятся коварны, кровожадны и мстительны в отношении всех чужеземцев. Испанцы добиваются своего господства в этих землях прибегая к силе и жестокости в отношении туземцев, которых на самом деле боятся. Наиболее привлекательны для англичан образ жизни и нравы патагонцев. Автор отмечает особенности внешнего вида и кочевого образа жизни жителей Патагонии, их способы охоты и искусство в различных ремеслах.
Ключевые слова: индейцы, патагонцы, мировоззрение, быт, нравы, кругосветная экспедиция, Фрэнсис Дрейк, колонизация, Новый Свет.
D.V. Mikheev
Life and customs of the Indians of South America in the testimonies of participants of the Drake's Circumnavigation
The article discusses about the description of the peculiarities of everyday life and customs of the native population of South America, compiled by English travelers during the Drake's Circumnavigation. Initially, good-natured, living in harmony with nature, Indians, in the opinion of English authors, suffer from the tyrannical rule of the Spaniards and the Portuguese. Their customs change, they become insidious, bloodthirsty and vindictive against all aliens. The Spaniards seek their domination in these lands by resorting to force and cruelty against the natives whom are really afraid. The most attractive for the English way of life and the mores of the Patagonians. The author notes the peculiarities of the appearance and nomadic way of life of the inhabitants of Patagonia, their ways of hunting and art in various crafts.
Key words: Indians, Patagonians, world outlook, way of life, customs, circumnavigation, Francis Drake, colonization, New World.
© Михеев Д.В., 2017
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: проект РФФИ 17-31-01041 «Свидетельства современников о кругосветной экспедиции Фрэнсиса Дрейка: перевод и исследование». © D.V. Mikheev, 2017
Дневники, составленные участниками продолжительных морских экспедиций эпохи Великих географических открытий, преподносят исследователям множество ценной информации, часто рассеянной в тексте, но крайне полезной для реконструкции явлений повседневности и образа жизни моряков той эпохи, их представлений об окружающем мире, природе и народах, с которыми они сталкиваются в ходе своих путешествий. Все новое и необычное привлекает европейцев, путешественники стараются сопоставить свои представления и опыт с увиденным в дальних плаваниях. Иногда это пересечение сложившихся стереотипов и увиденного в действительности дает очень причудливые результаты. В данном исследовании мы постараемся реконструировать отдельные черты образа жизни и нравов туземцев Южной Америки на основе свидетельств участников кругосветной экспедиции Фрэнсиса Дрейка (1577-1580). Отметим существующие к тому времени стереотипы в представлениях о туземцах Нового Света, особенности их жизни, подмеченные спутниками Дрейка в районах, покоренных европейскими завоевателями и совсем не тронутых цивилизацией.
Современные исследователи, занимающиеся изучением индейских обществ на раннем этапе европейской колонизации, проявляют значительный интерес к свидетельствам, оставленным конкистадорами и первооткрывателями в Новом Свете [1; 2; 3]. Однако их внимание в первую очередь сосредотачивается на испанских и португальских источниках, в то время как немногочисленные, но не менее подробные описания, составленные прочими европейцами, посетившими Америку в XVI столетии, редко привлекаются в работах подобного рода. Учитывая, что англичане и французы, опоздавшие к колониальному разделу мира, вынуждены были действовать в том числе и на периферии испанских и португальских владений, они нередко сталкивались с индейскими племенами, почти не затронутыми влиянием европейской культуры и даже незнакомыми с европейцами.
Экспедиция Фрэнсиса Дрейка была подготовлена во второй половине 1570-х гг. в условиях обострения англо-испанских отношений как торговое и разведывательное предприятие к Магелланову проливу и Тихому океану, вылившееся в один из наиболее удачных и известных грабительских рейдов по испанским владениям в Новом Свете. Черновик патента, выданного Дрейку, давал ему право от лица английской королевы исследовать земли, «не принадлежащих ни одному христианскому правителю» [4, р. 430]. Таким образом, англичане заявляли свое право на исследование, а возможно, и на захват новых земель как их первооткрыватели [5, с. 120], что фактически и произошло в так называемом Новом Альбионе, открытом Дрейком в Северной Америке. В ходе путешествия спутникам Дрейка удалось посетить не только районы Южной Америки, уже давно известные и освоенные европей-
цами, но и те уголки Нового Света, где еще не ступала нога европейских путешественников. Увиденное в этих землях запечатлелось в памяти англичан и в дальнейшем нашло отражение в дневниках участников экспедиции. Наибольший интерес в данном случае представляют для нас сведения, приводимые капелланом экспедиции Фрэнсисом Флетчером, оставившим наиболее подробное описание всего путешествия. Оригинала дневников не сохранилось, однако записи легли в основу популярного изложения хода кругосветной экспедиции известного корсара, составленного в 1628 г. его тезкой и племянником Фрэнсисом Дрейком. Кроме того, в Британском музее была обнаружена более поздняя копия первой части дневника Фрэнсиса Флетчера, заметно отличающаяся от переработанного текста 1628 г. Помимо дневников капеллана экспедиции нас также будут интересовать прочие свидетельства, оставленные спутниками Дрейка: Фрэнсисом Претти, Джоном Куком и Эдвардом Клиффом.
Корабли Дрейка достигли побережья Бразилии в апреле 1578 г. Каким же предстает Новый Свет и его обитатели перед участниками экспедиции? Фрэнсис Флетчер так описывает путешествие в экватори-
и ■ ■ и и и н
альной зоне: «Настоящий земной рай, как на суше, так и на воде... Бог в своем провидении и мудрости так устроил это место, что ничто не может быть столь приятным для человека, чем жить здесь.» [6, р. 27]. Таким образом, с самого начала Новый Свет представляется спутникам Дрейка не иначе как самое замечательное и благодатное место на свете, подобное земному раю.
Англичане следовали вдоль бразильского побережья далее на юг, к Магелланову проливу, стремясь избежать встреч с португальскими поселенцами. Однако местное туземное население вызывает у участников предприятия неподдельный интерес. Свои первоначальные суждения о быте и нравах индейцев они выстраивают на основе историй, слухов и домыслов, услышанных в ходе экспедиции и почерпнутых из испанских и португальских свидетельств, доступных в Англии. Так, точно известно, что помимо сочинений об искусстве навигации, нескольких библий и «Книги мучеников» Джона Фокса, Дрейк взял с собой копии сообщений о плавании Магеллана [7, р. 48].
Следы пребывания туземцев на побережье были замечены с кораблей экспедиции издалека, так как индейцы разожгли огромные костры. Эти действия португальский штурман экспедиции Нуньо да Силва объяснил языческими обрядами, которые якобы совершаются туземцами. Начавшиеся вслед за этим туман, который сами участники экспедиции сравнили с «тьмой египетской», и буря еще больше убедили англичан в словах штурмана. Фрэнсис Флетчер приводит со слов португальца следующее объяснение увиденного: «Своим тираническим правлением португальцы угнетают местных жителей так сильно, что они вместо того, чтобы терпеть их бесчеловечную и кровожадную
жестокость, уходят со своих родных земель, чтобы жить в отдаленных и бесплодных частях этих мест... Вот почему эти люди, которые прежде жили по инстинктам природы, отдались в руки демонов, и взяв их себе в качестве покровителей и защитников против своих кровных врагов португальцев, они (туземцы - Д.М.), завидев у своего побережья какие-либо корабли, начинают бросать в воздух песок, отчего поднимается внезапно густой туман, а затем тьма, так что нельзя разглядеть ни земли, ни неба, начинаются ветер, дождь и буря» [6, р. 34-37]. Таким образом, вызывая бури в этих водах, туземцы губят португальские корабли, мстя тем самым своим злейшим врагам. Именно тираническое правление португальцев в этих землях, по мнению англичан, заставило туземцев, пребывавших прежде в естественном и мирном состоянии, обратиться к дьяволу. Эти земли сам Дрейк обозначил как «Земля Демонов» [8, с. 104]. Замечания Флетчера о колдовстве индейцев подтверждают мифологичность мышления и суеверность не только обычных моряков той эпохи, но и более образованных членов экипажа, к которым несомненно относился капеллан экспедиции.
Более подробные описания быта и нравов туземцев участники экспедиции дают, говоря о жителях Патагонии, с которыми имели возможность общаться во время стоянок. Эти районы были фактически не затронуты европейской колонизацией. Туземцы, которых англичане вслед за Магелланом называли патагонцами, оказались добродушными людьми. Однако спутники Дрейка отметили, что хоть туземцы сильны и высоки ростом, но великанами не являются, как писали о них испанцы. Описывая образ жизни и внешний вид туземцев, англичане часто ссылаются на свидетельства спутников Магеллана, отмечая нередко их ложность, ведь «испанцы не думали, что когда-нибудь какой-нибудь англичанин прибудет сюда, чтобы проверить их слова» [6, р. 60].
Образ жизни и обычаи, простота в общении делали их подобными малым детям. Невинность индейцев Патагонии отмечалась английскими путешественниками не только в проявлениях их добродушия, но и в абсолютном незнании спиртного, к которому местные жители почти мгновенно привыкали [6, р. 49].
Впрочем, добродушие в отношении пришельцев туземцы Патагонии проявляли не всегда. В порту Сан-Хулиан между индейцами и англичанами произошла стычка, приведшая к гибели двоих спутников Дрейка. Высадившись на берег, англичане решили поупражняться на виду у туземцев в стрельбе из лука, продемонстрировав аборигенам свое мастерство. Патагонцы первоначально не проявляли к ним агрессии. Неловким движением один из англичан оборвал тетиву, что для аборигенов послужило сигналом к нападению. В результате два члена экипажа было убито [6, р. 56-60]. Таким образом, нередко проявление слабости могло стать сигналом для агрессии туземцев. Впрочем,
Флетчер полагал, что подобные действия патагонцев были вызваны недоброй памятью, которую оставили в этих землях после себя испанцы [6, р. 61]. На самом деле Магеллан попытался захватить здесь нескольких туземцев, что привело к вооруженной стычке с патагонцами [9, с. 54-56]. Однако экспедиция Дрейка проходила спустя более чем полвека после этих событий.
Как уже было отмечено выше, подобный случай в Патагонии был скорее исключением. Джон Кук, один из спутников Дрейка, следующим образом описывает встречу с туземцами: «Здесь наш Генерал увидел нескольких местных жителей, обнаженных дикарей, так, что только несколько накидок из шкур было на них... Генерал попытался продемонстрировать им наши мирные намерения, подняв белый флаг, и они своими головами и телами делали сигналы и жесты, как бы показывая, что желают дружбы. Таким образом, завязалось подобие разговора, но никто не мог понять друг друга, а они (туземцы - Д.М.) не могли подойти ближе к нашим людям. На следующий день после этого Генерал вновь высадился на берег в том же месте, но не обнаружил ни одного человека, найдя только несколько недавно убитых диких птиц, похожих на страусов, и морских птиц, оставленных здесь в надежде, что они пригодятся нам. Все это Генерал привез с собой на борт.» [6, р. 195196].
Удивительным для людей Дрейка было почти полное отсутствие одежды у индейцев, за исключением накидок из шкур, несмотря на достаточно прохладный климат. Капеллан экспедиции объяснял это тем, что аборигены используют специальные краски, которые состоят из жира, мела, серы и других ингредиентов, способствующих закупориванию пор кожи, что делает ее не восприимчивой к перепадам температуры [6, р. 49-50]. Лица и тело туземцы раскрашивали в различные цвета [6, р. 75; 10, р. 203].
Продолжая описание внешнего вида патагонцев, английские авторы отмечали, что мужчины носят в нижней губе и носу украшения из дерева или кости. Волосы они не стригут на протяжении всей жизни, завязывая их для удобства в пучок и украшая перьями птиц (нанду). В волосы они прячут вещи, которые хотят взять с собой, в том числе и стрелы, которые используют для охоты [6, р. 50]. Из оружия англичане отметили у туземцев только лук и стрелы. Описания, приводимые спутниками Дрейка, часто схожи со свидетельствами, оставленными участниками экспедиции Магеллана.
Говоря о системе управления туземцев, англичане отмечают, что туземцы живут племенами, но вождей над собой не имеют [6, р. 51]. Этот факт явно препятствовал возможности установления с местными племенами прочного союза или заключения торгового договора, на что, исходя из черновика проекта, могли рассчитывать организаторы экспедиции.
Затрагивая вопрос о верованиях патагонцев, Флетчер отмечал, что туземцы имеют свое божество, которое называют Сеттебосом. Ему они поклоняются и у него же испрашивают через своих жрецов разрешения, в том числе на общение с иноземцами [6, р. 48]. Примечательно, что Сетебоса упоминает и спутник Магеллана Антонио Пигафетта, а в одной из поздних пьес Шекспира упоминается бог Сетебос [9, р. 54, 57, 149].
В отличие от Пигафетты, который писал, что патагонцы едят мясо сырым, Флетчер в своих дневниках сообщал, что туземцы разводят костры и готовят куски мяса на огне [6, р. 50]. Капелланом экспедиции описывается оригинальный способ охоты на нанду, который практиковали туземцы. Изготовив чучело, похожее на этих страусоподобных птиц, патагонцы заманивают их и убивают при помощи стрел и камней. Флетчер уверял, что лично видел подобное «приспособление» для охоты [6, р. 44-45].
Отмечали англичане и любовь туземцев к музыке. Патагонцы изготовляли музыкальные инструменты наподобие погремушек, которые подвешивали к поясу. Звуки этих погремушек настолько их завораживали, что порой туземцы могли танцевать до беспамятства [6, р. 5051].
Говоря о женщинах, Флетчер отмечал, что они не уступают ростом мужчинам, однако в отличие от них состригают волосы и даже бреют их бритвой, сделанной из кремня [6, р. 51].
Интересно замечание Флетчера об образе жизни и умениях туземного населения, проживавшего в районе Магелланова пролива. Индейцы вели в этой местности кочевой образ жизни, перемещаясь с места на место в поисках еды и воды, от непогоды они укрывались в шалашах, напоминающих беседки, которые можно видеть в садах Англии. Впрочем, их посуда, сделанная из коры, показалась англичанам очень искусно выполненной. Ножи и топоры были сделаны из раковин. Лодки, изготовленные из коры, не были просмолены или проконопачены, а только сшиты полосками тюленьей кожи, но так аккуратно и плотно, что не протекали. В них аборигены перемещались целыми семьями [6, р. 74-75].
Индейцев тихоокеанского побережья Южной Америки, встреченных англичанами, можно разделить на две большие категории: это либо коренные жители, покорившиеся завоевателям, так что только страх, по мнению Флетчера, держит их в повиновении у испанцев [6, р. 104], либо изгнанные испанцами и продолжающие сопротивление племена, с ненавистью относящиеся ко всем европейцам. Выступления индейцев, в том числе так называемые Арауканские войны, продолжались в этом регионе больше сотни лет, по сути дела продемонстрировав способность неразвитых племенных сообществ сопротивляться давлению европейцев [11, с. 172].
Особенно показателен случай, произошедший с англичанами на острове Мучо, как назвал его в своих дневниках капеллан экспедиции. Туземцы, большинство из которых укрылось здесь, бежав от испанцев с континента, при первой встрече проявили дружелюбие, пообещав снабдить путешественников водой. Однако, когда англичане появились на берегу во второй раз, они были атакованы, а двое спутников Дрейка убиты. При этом Флетчер отмечает, что несчастных съели заживо. Поступок индейцев англичане объясняли тем, что туземцы не знали других европейцев, кроме испанцев, а английские матросы беспечно использовали во время общения с туземцами испанские слова, в надежде, что те знакомы с испанской речью [6, р. 97-99]. Случаи, когда туземцы, бежавшие от испанских завоевателей, внезапно нападали на европейских путешественников, приняв их за конкистадоров, не единичны [12, с. 63-64].
Спутники Дрейка склонны были рассматривать туземное население как жертву испанской тирании в Новом Свете. Несколько эпизодов стычек с индейцами на берегу привели англичан в негодование, но Дрейк запретил устраивать против аборигенов кровавые карательные акции [8, с. 126]. К. Эндрюс отмечал, что Дрейку было предписано исследовать тихоокеанское побережье Южной Америки, где, как полагали, могли оставаться независимые индейские государства. С ними и предполагалось наладить торговые отношения [13, р. 740]. Месть за злодеяния индейцев не могла привести англичан к успеху. Они должны были склонить туземцев к сотрудничеству добрым обращением, англичане должны были стать для местного населения союзниками и символом защиты от тирании испанцев и португальцев. В ходе экспедиции Дрейк демонстрировал не только силу английского оружия, но и стремился превзойти все прочие народы в моральном и социокультурном отношении [14, с. 62].
Индейцы, покорившиеся испанцам, нередко оказывали англичанам помощь, снабжая их провизией и выступая в качестве проводников. Флетчер отмечал, что испанцы могли привлекать их для обороны своих поселений, используя в качестве лучников. Однако капеллан полагал, что туземцы действовали в большей степени по принуждению, нежели по собственной воле. Свою догадку он выстраивал на основании того, что стрелы, которые использовали против них индейцы, были изготовлены из совсем недавно срезанных побегов, а значит, оружие им разрешалось использовать лишь в экстренных случаях [6, р. 103].
Флетчер пишет о судьбе покоренных испанцами туземцев: «Добродушных и невинных индейцев они держат в столь позорном порабощении из опасения, что те перережут внезапно всем им глотки... Они считают, что обходятся милостиво с несчастными, если не бьют их плетьми ради удовольствия или не льют на их голое тело вытапливаемое свиное сало, и это еще одна из наименьших жестокостей, ко-
торые они всюду проделывали над индейцами» [6, р. 104]. Случаи же-стокостей со стороны испанцев в отношении местного населения, мнимые и реальные, служили для создания так называемой «черной легенды», направленной на дискредитацию испанских колонистов в Америке и обоснования английского проникновения в данный регион, в том числе для защиты коренного населения, столь невинного и добродушного в прежние времена.
Туземное население Южной Америки вызывало у участников экспедиции неподдельный интерес. Общаясь с местными индейцами, англичане не только выменивали провизию и узнавали об источниках пресной воды. Контактируя с местным населением, они пытались произвести на туземцев положительное впечатление, противопоставить себя испанским и португальским колонизаторам, дабы заручиться поддержкой коренных жителей этих мест. У Дрейка уже имелся опыт совместных действий с маронами против испанцев в Центральной Америке. Производя простой обмен с туземцами, англичане узнавали о богатствах региона и возможных перспективах его торгового освоения.
Племена Южной Америки, описанные английскими путешественниками, своим внешним видом и нравами приводят англичан в восхищение. Индейцы добродушны и приветливы, иногда даже более добры к путешественникам, чем многие христиане в Европе. Простота их образа жизни и близость к природе не кажутся спутникам Дрейка недостатком. Наоборот, именно знакомство с португальскими и испанскими колонистами портит нравы индейцев, они становятся коварны, кровожадны и мстительны. Выстраивая свой рассказ в сравнении с испанскими свидетельствами, авторы дневников отмечают, что многие испанские сообщения ложны и не имеют под собой никакого основания. Сам образ португальцев и испанцев, притесняющих коренное население Америки в противовес доброте англичан, служит в их описаниях для укоренения так называемой «черной легенды» об испанской колонизации Нового Света.
Несмотря на относительную многочисленность индейских племен, еще не покоренных испанцами и португальцами, их образ жизни, разрозненность и отсутствие какого-либо упорядоченного управления не оставляют англичанам надежды на поддержание с туземцами регулярных торговых и политических сношений. Таким образом, поиск индейских государств, не покоренных еще ни одним европейским правителем,в ходе экспедиции Дрейка так и не увенчался успехом.
Список литературы
1. Александренков Э.Г. Аборигены Эспаньолы в отчете о разделении 15141515 гг. // Этнографическое обозрение. - 2017. - № 2. - С. 81-92.
2. Ракуц Н.В. Произведения южноамериканских иезуитов XVII-XVIII вв. Как источник для изучения традиционной материальной культуры индейских народов // Этнографическое обозрение. - 2015. - № 1. - С. 105-119.
3. Ракуц Н.В. Социальная организация индейских обществ к востоку от Анд в описаниях конкистадоров и миссионеров (XVI-XVIII вв.) // Этнографическое обозрение. - 2017. - № 2. - С. 64-80.
4. New Light on Drake: A Collection of Documents Relating to His Voyage of Circumnavigation, 1577-1580 / Ed. by Z. Nuttall. - L.: Hakluyt Society, 1914. - 443 p.
5. Акимов Ю.Г. Идейно-правовые основы европейско-аборигенных контактов в колониальной Северной Америке // Актуальные проблемы истории и историографии стран Западной Европы и Америки в Новое и Новейшее время. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. С. 120-124.
6. The World Encompassed by Sir Francis Drake / Ed. by W. S. W. Vaux. - L.: Hakluyt Society, 1854. - 295 p.
7. Whitfield P. Sir Francis Drake. - L.: Brit. libr., 2004. - 160 p.
8. Губарев В. К. Фрэнсис Дрейк. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 374 с.
9. Пигафетта А. Путешествие Магеллана. - М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1950. -179 с.
10. Voyages of Hawkins, Frobisher and Drake. Select narratives from the «Principal Navigations» of Hakluyt / Ed. byE. J. Payne. Oxford: Clarendon Press, 1907. -280 p.
11. Кеймен Г. Испания: дорога к империи. - М.: АСТ Хранитель, 2007. - 764 с.
12. Акимов Ю.Г. Открытие Флориды и начало испанской экспансии в юго-восточной части Североамериканского континента в 1510-е годы // Латинская Америка. - 2013. - № 9. - С. 58-69.
13. Andrews K.R. The Aims of Drake's Expedition of 1577-1580 // The American Historical Review. - 1968. - Vol. 73. - № 3. - P. 724-740.
14. Пастушенко А. О. О функции игры в жизни пиратов Западной Атлантики XVI-XVIII вв. // Вюник Харювського нацюнального уыверситету iменi В.Н. КаразЫа. Серiя: lсторiя. 2009. - № 852. - Вип. 41. - С. 59-69.
References
1. Aleksandrenkov E.G. Aborigeny Espan'oly v otchete o razdelenii 1514-1515 gg. [Aborigines of Hispaniola in the report on the division of 1514-1515] // Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. - 2017. - № 2. - P. 81-92.
2. Rakuts N.V. Proizvedeniya yuzhnoamerikanskikh iezuitov XVII-XVIII vv. Kak istochnik dlya izucheniya traditsionnoi material'noi kul'tury indeiskikh narodov [17th-18th Centuries Writings by South American Jesuits as a Source for Studying the Traditional Material Culture of Native American Peoples] // Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. - 2015. - № 1. - P.105-119.
3. Rakutz N.V. Sotsial'naia organizatsiia indeiskikh obshchestv k vostoku ot And v opisaniiakh konkistadorov i missionerov (XVI-XVIII vv.) [Social Organization of Native American Societies to the East of the Andes in Descriptions by Conquistadors and Missionaries (16th-18th Centuries)] // Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. -2017. - № 2. - P. 64-80.
4. New Light on Drake: A Collection of Documents Relating to His Voyage of Circumnavigation, 1577-1580 / Ed. by Z. Nuttall. - L.: Hakluyt Society, 1914. - 443 p.
5. Akimov Yu. G. Ideino-pravovye osnovy evropeisko-aborigennykh kontaktov v kolonial'noi Severnoi Amerike [The ideology and legal framework of European-Aboriginal contacts in colonial North America] // Aktual'nye problem istorii i istoriografii stran Za-padnoi Evropy i Ameriki v Novoe i Noveishee vremya [Actual problems of history and historiography of Western Europe and America in the ModernandCurrent History]. -Ishim: Izd-vo IGPI im. P.P. Ershova, 2012. - P. 120-124.
6. The World Encompassed by Sir Francis Drake / Ed. by W. S. W. Vaux. - L.: Hakluyt Society, 1854. - 295 p.
7. Whitfield P. Sir Francis Drake. - L.: Brit. libr., 2004. - 160 p.
8. Gubarev V.K. Frensis Dreik [Francis Drake]. - M.: Molodaya gvardiya, 2013. -374 p.
9. Pigafetta A. Puteshestvie Magellana [Journey of Magellan]. - M.: Gos. izd-vogeogr. lit., 1950. - 179 p.
10. Voyages of Hawkins, Frobisher and Drake. Select narratives from the «Principal Navigations» of Hakluyt / Ed. by E. J. Payne. - Oxford: Clarendon Press, 1907. -280 p.
11. Keimen G. Ispaniya: doroga k imperii [Spain: Road to the Empire]. - M.: AST Khranitel', 2007. - 764 p.
12. Akimov Yu. G. Otkrytie Floridy i nachalo ispansko iekspansii v yugo-vostochnoi chaste Severoamerikanskogo kontinenta v 1510-e gody [Discovery of the Florida and beginning of Spanish expansion in the southeastern part of the North American continent in the 1510s] Latinskaya Amerika. [Latinskaya Amerika]. - 2013. - № 9. - P. 5869.
13. Andrews K. R. The Aims of Drake's Expedition of 1577-1580 // The American Historical Review. - 1968. - Vol. 73. - № 3. - P. 724-740.
14. Pastushenko A. O. O funktsii igry v zhizni piratov Zapadnoi Atlantiki XVI-XVIII vv. [About the function of the game in the life of pirates of the Western Atlantic XVI-XVIII centuries] // Vestnik Khar'kovskogo natsional'nogo universiteta imeni V.N. Karazina [Bulletin of the Kharkov National University named after V. N. Karazin.]. Ser.: History. 2009. -№ 852. - Vol. 41. - P. 59-69.
ЯЗЫК В ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
УДК 94(47):006.91
ГРНТИ 16.21.25: Образование и развитие языков
О.А. Теуш
Народная метрология: представления о расстоянии и мере
Статья посвящена русским лексемам, которые обозначают параметры измерения расстояния. Народная метрология рассматривается в соотношении с парадигмой бытового опыта русского человека, потребностями в освоении окружающего пространства, производственной деятельностью. Выявляются наименования, основанные на системе верований и представлений о природных силах, сакральных знаниях. Проведенный анализ позволяет утверждать, что наиболее общим представлением о расстоянии является противопоставление «ближний» - «дальний», при этом обозначения далеких мест преобладают. Деятельность диалектоносителя отражена во внутренней форме большинства лексем анализируемой группы: представления о расстоянии формируются в результате различных форм опыта (пешего перехода, плавания по реке на лодке, перегона животных при выпасе вне населенного пункта, охоты на лесных зверей). Во внутренней форме ряда лексем отражены архаические способы звукового измерения расстояния, символика числительных, а также представления об образе черта и его действий в пространстве. В целом в народной метрологии проявляется ментальная и языковая архаика.
Ключевые слова; метрология, лексика, диалект, производность, термин, номинация, расстояние, мера.
O.A. Teush
National Metrology: the notions of distance and measure
The article deals with Russian lexemes, which denote the parameters of the distance measurement. National Metrology considered in relation to the paradigm of the everyday experience of the Russian people, needs to learn from the environment from production activities. Detected names based on the system of beliefs and ideas about natural forces, sacred knowledge. The analysis suggests that the most common representation of distance is the juxtaposition of "the middle" "far", the index of faraway places predominate. The activity of a dialect speaker are defined is reflected in the internal form of most of the lexemes analyzed the group's perceptions of distance are formed as a result of various forms of experiences (Hiking, swimming in the river in a boat, driving of animals grazing outside the village, hunting for wild animals). In the internal form of the number of tokens reflects the archaic modes of audio distance measurements, the
© Теуш О. А., 2017 © Teush O.A., 2017