Научная статья на тему 'Быстрота реагирования спортсменов-каратистов 10-11 лет'

Быстрота реагирования спортсменов-каратистов 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
490
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / БЫСТРОТА РЕАГИРОВАНИЯ / СКОРОСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / SPEED-STRENGTH TRAINING / SPEED OF RESPONSE / HIGH-SPEED CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Опейкин Максим Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы развития скоростно-силовых возможностей юных каратистов на основе повышения быстроты реагирования специфическим атакующим действием в условиях простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора при загорании реперной точки на теле манекена. Представлены методика развития специальной быстроты юных каратистов и оценка эффективности ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Опейкин Максим Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reaction speed in young karate fighters 10-11 years old

The article discusses the development of strength-power abilities in young karatekas by enhancing the responsiveness of specific offensive action in a simple visual-motor reaction and the reaction of choice in fire datum point on the body of the dummy. The technique development special faster young karatekas and evaluate the effectiveness of its application are represented.

Текст научной работы на тему «Быстрота реагирования спортсменов-каратистов 10-11 лет»

28

Теория и методика детско-юношеского спорта

БЫСТРОТА РЕАГИРОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ-КАРАТИСТОВ 10-11 ЛЕТ

М.В. ОПЕЙКИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития скоростно-силовых возможностей юных каратистов на основе повышения быстроты реагирования специфическим атакующим действием в условиях простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора при загорании реперной точки на теле манекена. Представлены методика развития специальной быстроты юных каратистов и оценка эффективности ее применения.

Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, быстрота реагирования, скоростные возможности.

Abstract

The article discusses the development of strength-power abilities in young karatekas by enhancing the responsiveness of specific offensive action in a simple visual-motor reaction and the reaction of choice in fire datum point on the body of the dummy. The technique development special faster young karatekas and evaluate the effectiveness of its application are represented.

Key words: speed-strength training, speed of response, high-speed capabilities.

При решении задач скоростно-силовой подготовки необходимо учитывать темпы формирования организма, так как биологический возраст оказывает влияние на развитие физических качеств, в том числе и на скоростносиловые [4]. Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. В результате проведенных ранее исследований юных тхэквондистов было установлено, что становление механизмов реагирования на простые и сложные раздражители происходит на начальном этапе тренировок в возрасте 8-10 лет. Темпы прироста реакции на простой световой сигнал наиболее выраженны у тхэквондистов 13-16 лет, на сложный - у 11-12-летних спортсменов [2]. Задачами на данном этапе спортивной подготовки являются: необходимость разностороннего развития скоростно-силовых качеств в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков; максимальное развитие скоростно-силовых способностей при специализации детей и подростков в видах спорта. Поэтому рассмотрение средств развития скоростносиловых возможностей детей с учетом индивидуальных темпов формирования организма является актуальной научной проблемой.

Исследования динамики быстроты специфического реагирования юных каратистов на основе оценки времени простого и сложного двигательного реагирования проводились на специальном тренажере ТБ-1 (рис. 1).

Методика проведения исследования: спортсмен стоит в своей боевой стойке, расстояние от большого пальца впереди стоящей ноги до тренажера 75 см. Спортсмен должен выполнить атакующее действие - выпад вперед с передней ноги и прямой удар разноименной рукой (цуккоми-гяку-дзуки) на загорание реперной точки на теле манекена. Выполняется 10 попыток нанесения удара, время между сигналами к атаке выбирается в стохастическом порядке.

Время от момента включения сигнала к атаке до достижения цели фиксируется на электронном табло тренажера ТБ-1 (рис. 2).

На электронном табло фиксируются количество выполненных попыток, количество удавшихся попыток, режим тестирования, среднее время зрительно-моторной реакции.

Результаты тестирования времени простого двигательного реагирования в начале экспериментального исследования представлены в табл. 1.

Рис. 1. Тренажер ТБ-1

Рис. 2. Электронное табло Тренажера ТБ-1

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика детско-юношеского спорта

29

Таблица 1

Результаты тестирования

№ Ф.И.О. Время (мс) № Ф.И.О. Время (мс)

1. А-ов А. 450 11. П-ев Д. 410

2. А-ов С. 520 12. П-ов В. 380

3. Аг-ов Д. 390 13. П-ев И. 390

4. Ан-ов П. 530 14. Р-ов Ф. 400

5. Б-ая Р. 400 15. С-ин В. 470

6. Б-ев А. 370 16. С-ов В. 530

7. Бо-ев Н. 410 17. Со-ов П. 540

8. Д-ин А. 440 18. Су-ов Р. 390

9. Е-ов А. 350 19. Ст-ов Д. 370

10. И-ов М. 390 20. Ш-ко К. 440

Хср ± а = 428,5±59,6

V=13,9%

По итогам тестирования (табл. 1) 20 спортсменов 10-11 лет были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 10 чел. в каждой. Предварительное тестирование позволило сформировать группы занимающихся, равные по возможностям.

В контрольной группе занятия велись по обычной методике, состоящей из следующих основных структур: совершенствование технического арсенала занимающихся, их физической и функциональной подготовленности, тактической и морально-волевой подготовки, вооружения необходимыми теоретическими сведениями. В экспериментальной группе в занятия была включена авторская методика развития быстроты спортсменов-

каратистов. Основное отличие предложенной методики заключается в том, что в каждом тренировочном занятии применялись упражнения сопряженного воздействия на скоростные способности и совершенствование двигательных действий. Эксперимент проводился на протяжении трех месяцев. Всего было проведено 38 специальных тренировочных занятий. После экспериментального мезоцикла было проведено повторное тестирование быстроты реагирования спортсменов обеих групп.

Результаты тестирования быстроты простого двигательного реагирования в конце эксперимента представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты тестирования после трех месяцев занятий

Контрольная группа Экспериментальная группа

№ Ф.И.О. Время (мс) № Ф.И.О. Время (мс)

1. П-ев Д. 400 1. А-ов А. 340

2. П-ов В. 360 2. А-ов С. 390

3. П-ев И. 360 3. Аг-ов Д. 330

4. Р-ов Ф. 380 4. Ан-ов П. 380

5. С-ин В. 410 5. Б-ая Р. 310

6. С-ов В. 490 6. Б-ев А. 310

7. Со-ов П. 500 7. Бо-ев Н. 270

8. Су-ов Р. 370 8. Д-ин А. 300

9. Ст-ов Д. 370 9. Е-ов А. 300

10. Ш-ко К. 410 10. И-ов М. 310

Хср ± а = 405±51,0 Хср ± а = 324 ± 37,2

V=12,6% V=11,5%

ФНЦ ВНИИФК

30

Теория и методика детско-юношеского спорта

Тестирование контрольной группы в конце экспериментального исследования показало незначительное улучшение времени простого двигательного реагирования по сравнению с начальным тестированием (p < 0,05). В экспериментальной группе время простого

двигательного реагирования сократилось достоверно значительней (p < 0,01).

На рис. 3 представлена графическая интерпретация динамики времени зрительно-моторной реакции юных каратистов до и после эксперимента.

Рис. 3. Результаты тестирования

Результаты экспериментального мезоцикла подготовки юных каратистов с целевой направленностью на совершенствование специальной быстроты позволяют

говорить о необходимости и эффективном совершенствовании быстроты выполнения специальной техники карате в возрасте 10-11 лет.

Литература

1. Корнешов А.А. Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте. - М., 2003.

2. Краснокуцкий В. Скоростные проявления тхэквондистов 8-16 лет // Человек в мире спорта. - М., 1998.

3. Кузнецов Г.В. Скоростно-силовая подготовленность школьников V-VI классов и ее совершенствование в процессе физкультурных занятий групп продленного дня: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с.

4. Никитушкин В.Г., Рожков С.В. Тренировочные и соревновательные нагрузки юных бегунов на средние дистанции // Вестник спортивной науки. - 2007. -№ 4. - С. 19-22.

5. Корженевский А.Н., Филиппова Ю.В. Адаптация юных единоборцев к тестирующим нагрузкам различной интенсивности // Вестник спортивной науки. - 2008.-№ 3. - С. 21-25.

References

1. Korneshov A.A. Time sense and its determination in conscious management of motive actions in sports. -M., 2003.

2. Krasnokutsky V. High-speed manifestations in 8-16 years old taekwondo fighters // Chelovek v mire sporta. -M., 1998.

3. Kuznetsov G.V. Speed and power readiness of school students of the V-VI classes and its improvement in the course of sports occupations of day-care centers: autoref.

of thesis of candidate of pedagogic sciences. - M., 2002. -

22 p.

4. Nikitushkin V.G., Rozhkov S.V. Training and competitive loads of young runners on average distances // Vestnik sportivnoj nauki. - 2007. - № 4. - P. 19-22.

5. Korzhenevsky A.N., Filippova Yu.V. Adaptation of young martial artists to testing loadings of various intensity // Vestnik sportivnoj nauki. - 2008. - № 3. - P. 21-25.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.