Научная статья на тему 'Быстрее, дальше, дешевле…'

Быстрее, дальше, дешевле… Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусакова Наталья

Уровень развития транспортной системы государства один из признаков его технологического прогресса, экономической независимости и цивилизованности. О качестве, регулярности и надежности транспортных связей наш разговор с министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Иваном ЩЕРБО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Faster, further, cheaper...

The level of development of the state transportation system is one of the signs of technological progress, economic independence and civility. About the quality, regularity and reliability of transport links our conversation with the Minister of transport and communications of Belarus Ivan SHCHERBO.

Текст научной работы на тему «Быстрее, дальше, дешевле…»

Уровень развития транспортной системы государства — один из признаков его технологического прогресса, экономической независимости и цивилизованности. О качестве, регулярности и надежности транспортных связей — наш разговор с министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Иваном ЩЕРБО.

Быстрее, дальше, дешевле...

—Иван Иванович, какова, по-вашему, роль транспортного комплекса в отечественной экономике?

—Это важнейшее звено производственной и социальной инфраструктуры, в развитии которого заинтересованы все: и личность, и общество, и государство. В этом его уникальность. Не случайно состояние и развитие транспортной системы во все времена имели исключительное значение. Она обеспечивает успешное функционирование экономики, предпринимательства, растущую мобильность миллионов людей, формирует спрос на продукцию десятков

отраслей, создает тысячи рабочих мест. На предприятиях Минтранса трудятся 288 тыс. человек, или 6% от общей численности экономически активного населения страны.

Транспорт поддерживает основы обороноспособности государства, являясь важнейшим фактором национальной безопасности, создает предпосылки для получения преимуществ в сфере экспорта транспортных услуг и усиления политического влияния Беларуси.

— Год от года потребность в высокоразвитой транспортной системе как базисе для эффективно-

го вхождения Беларуси в мировое сообщество возрастает. Однако об этом нельзя вести речь без наличия современных магистралей. Каковы приоритеты экономической и научно-технической политики в области дорожной деятельности?

— Дороги — фундамент экономического благосостояния государства. Еще во времена Великой депрессии в США в 20—30-е гг. прошлого века массовое строительство дорог и мостов помогло справиться с кризисом. Расцвет Германии в 30-х гг. также связан со строительством автобанов.

Хорошо развитая дорожная система не только снижает затраты на эксплуатацию транспорта, но и создает предпосылки для более эффективного его функционирования. Мы располагаем широко разветвленной и обустроенной сетью дорог, имеем достаточно мощный технический и научный потенциал.

Протяженность республиканской сети автомобильных дорог общего пользования — более 86 тыс. км. В рамках программы «Дороги Беларуси» на 2006—2015 гг. в прошедшей пятилетке было реконструировано и построено более 650 км магистралей общего пользования, капитально отремонтированы 2600 км трасс. Проведена полномасштабная модернизация главного транспортного коридора страны — автодорог М-1/Е30 и Минск — Национальный аэропорт Минск, появились объездные пути вокруг Могилева, Несвижа и Сло-нима, такие же сооружаются вокруг Беловежской пущи, Витебска, Гродно, строятся подъездные дороги к будущей АЭС, реконструируются ведущие к областным центрам. В весьма сжатые сроки построено рекордное количество мостов, отвечающих самым современным требованиям: через Сож в Гомеле и Кричеве, через Днепр в Александрии и др. В ближайшее пятилетие не просто продолжится реализация указанной программы, нас ожидает масштабный рывок в этом направлении. Обретут современный облик автодороги от Минска до Могилева, Гомеля, Витебска и Гродно, а также международные транспортные маршруты.

Решение столь ответственных задач лежит в плоскости инновационного развития дорожного хозяйства, основанного на внедрении лучших международных стандартов, совершенствовании системы управления независимым техническим надзором. Широкомасштабное использование новейших эффективных технологий и материалов увеличит надежность и долговечность службы ис-

кусственных сооружений, обеспечит рост технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния магистралей, снизит стоимость дорожных работ, сократит аварийность и повысит экологическую безопасность.

Улучшение состояния дорог Беларуси принесет значительную выгоду экономике и бюджету республики, станет весомым вкладом в развитие транзитного потенциала страны и позволит реализовать социальную политику государства в области транспортной доступности.

— Растущий спрос на личные автомобили вызывает беспокойство. Каждый день в часы пик целые районы и улицы Минска стоят в пробках. Кроме того, не может не настораживать экологическая составляющая проблемы: выбросы углекислого газа в атмосферу. Какие решения, по-вашему, здесь возможны?

— Здесь мы не одиноки. Транспортная система ЕС сталкивается с рядом еще более серьезных внутренних проблем: перегруженность автомобильных магистралей, некоторых участков железнодорожной сети, аэропортов, ухудшение транспортного обеспечения ряда периферийных территорий... Это вызывает существенные экономические потери и снижение качества жизни населения. По данным Евростата, только прямые потери от этого составляют 0,5% ВВП Европейского сообщества, а к 2015 г. эта цифра может возрасти до 1—1,5% ВВП.

Как показывает опыт государств ЕС, эффективными являются меры, направленные на ограничение использования личных автомобилей при адекватном развитии системы общественного пассажирского транспорта, создании оптимальных логистических систем. К примеру, в Европе вводится экологическая классификация транспортных средств

по количеству вредных выбросов. В Беларуси она осуществляется в соответствии с госстандартом.

Полномасштабная программа обновления подвижного состава в организациях отрасли позволила несколько улучшить ситуацию: в 2006 г. машин со сроком эксплуатации до 5 лет было 23%, в 2010 г. — 33%. Вместе с тем парк автобусов и грузовых автомобилей еще не в полной мере отвечает современным экологическим требованиям.

Вторая кольцевая вокруг Минска, объезды Барановичей, Витебска и Гродно позволят освободить города от транзитного грузового автотранспорта и улучшить там экологическую обстановку. Будут «разгружаться» автомагистрали, связывающие столицу с областными центрами, за счет перераспределения пассажирских потоков со смещением акцента на пользование современными скоростными пригородными электропоездами. Разделение транспортного потока на участке Витебск — Полоцк — пункт пропуска «Бигосово — Даугавпилс» позволит на 30—50% устранить проблему колейно-сти и задержек на пограничном переходе «Бигосово», а также даст новый импульс развитию современного судостроения в республике.

Помимо этого, мы находимся в стадии реализации перспективнейшего инновационного проекта «Городская электричка», благодаря которому будет расширена транспортная доступность для минчан и гостей столицы, уменьшена нагрузка на дорожную сеть Минска и общественный транспорт, улучшена экологическая обстановка.

Стоит отметить, что в 2010 г. Белорусская железная дорога заключила контракт на поставку 10 современных электропоездов со швейцарской компанией Stadler. Из них 6 будут работать по программе «Городская элек-

тричка», а 4 — курсировать по региональным маршрутам. В начале января в швейцарском городе Бусснанг подписан акт приемки первого электропоезда. В ближайшее время он прибудет в Беларусь.

— Для развития общественного транспорта необходима интеграция услуг и информации. Что делается у нас в плане информационного обеспечения, внедрения новейших технологий в отрасли?

— Объединение всех видов транспорта в единое информационное поле — задача весьма актуальная и сложная, требующая как преодоления межведомственных административных барьеров, так и оптимизации форм перевозочных документов. Создание и внедрение отечественных интеллектуальных транспортных систем позволит повысить эффективность управления перевозками, сократить непроизводительные затраты на транспортировку грузов, ускорить развитие национальной транспортной, территориальной и информационной инфраструктур, обеспечить благоприятный климат для внедрения сервисов на основе глобальных навигационных спутниковых систем.

Отдельные элементы единой информационной транспортной системы уже разработаны и успешно функционируют. Так, активно расширяется сеть реализации проездных документов на поезда с использованием АСУ «Экспресс-3», разработаны транспортные терминалы для продажи билетов на пригородные электрички без участия билетных кассиров, развивается информационно-справочное обслуживание населения, в том числе через Интернет. В этом году совместно с «Бе-ларусбанком» будет реализован проект по продаже Белорусской железной дорогой проездных документов через Интернет. Пассажир сможет в режиме on-line получить не только всю инфор-

мацию о движении поездов, наличии свободных мест и стоимости проезда, но и оплатить билеты с помощью банковской пластиковой карты.

На автомобильном транспорте в настоящее время реализуется инновационный проект «Специальная компьютерная система централизованной продажи билетов на проезд в пассажирском транспорте». На специализированном интернет-ресурсе можно ознакомиться с расписанием, узнать о наличии свободных мест, стоимости проезда в автобусах. Система работает в областных и районных центрах. В развитие данного проекта разрабатывается система продажи электронных билетов на проезд и перевозку багажа. В нынешнем году планируется внедрить систему интернет-продажи билетов. Это позволит увеличить объемы перевозок и доходы за счет предоставления населению большего количества тарифов и уменьшения числа безбилетников, обеспечив оплату с помощью современных банковских технологий: SMS- и интернет-банкинга, с помощью пластиковых карточек, в том числе и через Сеть.

Благодаря «Автоматизированной системе диспетчерского управления перевозками пассажиров» повысится качество предоставляемых услуг за счет контроля за движением автобусов, возможности замены вышедшей из строя машины, упорядочения и координации процесса перевозок. В системе используются бортовые устройства GPS-навигации, которые могут доосна-щаться различными датчиками, позволяющими расширить функциональные возможности. Ими уже оснащены порядка 3,4 тыс. автобусов. До 2013 г. планируется внедрить автоматизированные системы учета пассажиров и контроля оплаты.

Планируется разработать пакет документов, обеспечивающих открытость

деятельности государственных транспортных структур.

Немаловажная задача на ближайшие 2—3 года — создание интеллектуальных автомобилей, автобусов и железнодорожных составов. Они должны сходить с конвейеров, уже оснащенные «умными» системами.

— Современный подход к развитию любой отрасли должен быть ориентирован на новейшие разработки. Удовлетворены ли вы тем, как осуществляется взаимодействие между предприятиями — производителями продукции и услуг и научно-исследовательскими центрами? Каков, на ваш взгляд, КПД от их интеграции?

— Инновационная и инвестиционная деятельность поставлены в основу дальнейшей модернизации отечественной экономики. Транспорт — не исключение из правила. Предстоит выполнить все задания, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг.

Минтранс рассматривает отраслевую науку как платформу для инновационного развития. На выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по подготовке новых видов наукоемкой продукции ежегодно затрачивается около 5% от расходной части средств инновационного фонда Минтранса. В соответствии с тематическим планом НИОКР на 2010 г., объем финансирования которого составлял более 10 млрд руб., научные разработки проводились по 91 теме. Из них завершено 56, по 33 работы планируется продолжить в этом году.

В результате исследований созданы благоприятные условия для роста эффективности использования транзитных возможностей республики и

развития транспортной логистики, повысилось качество обслуживания транспортными организациями, а также технический уровень республиканских автомобильных дорог, сформирована система труда и отдыха водителей на основе применения цифровых тахографов. Для железнодорожного транспорта создано программное обеспечение, отслеживающее перемещение грузо- и вагонопотоков. Автоматизирован учет пассажиров и контроль оплаты проезда в автомобильном транспорте общего пользования и т.д.

Следующий «научный» год будет не менее насыщенным и результативным. В проект тематического плана НИОКР на 2011 г. включены 92 работы с общим объемом финансирования 11,4 млрд руб., в том числе около 3 млрд — из средств республиканского бюджета, 8,4 — из инновационного фонда Минтранса.

Отраслевая наука представлена такими научно-исследовательскими институтами, как «БелдорНИИ», «Транстехника», «Белсудопроект». В «БелдорНИИ» разрабатываются инновационные технологии и материалы, создаются эффективные технические средства обеспечения безопасности дорожного движения и т.д. Ежегодно «БелдорНИИ» предлагает к внедрению новые технологии и материалы. Из наиболее значимых в 2010 г. — энергосберегающая технология изготовления сборных железобетонных мостовых конструкций, технология получения и применения структурированных волокнистыми добавками эмульсионно-минеральных смесей и др. НИИ транспорта «Транстехника» ставит перед собой наиболее масштабные задачи по развитию транспортно-логистической системы и транзитного потенциала республики. «Белсудопроект» осуществляет инновационные разработки проектов судов с последующим их строительством на специ-

Интеллектуальные системы управления эксплуатационной работой

Единое информационное пространство транспорта

Системы цифровой связи со всеми объектами транспортной инфраструктуры

Спутниковые технологии мониторинга объектов и радиолокационного зондирования

Ж

Интеллектуальный железнодорожный транспорт

Системы управления движения поездов на основе спутниковой навигации цифровой связи

Системы контроля местоположения вагонов, локомотивов и эксплуатационного персонала с их автоматической идентификацией

/ ' ч

Центр ситуационного контроля и прогнозирования критических ситуаций

Интеллектуальные логистические системы товара

Системы финансового

мониторинга и оптимизации расходов

Центр прогнозирования контроля состояния вагонов и локомотивов во время движения

Образец интеллектуальных транспортных систем для отдельных транспортных систем в республике

Интеллектуальные системы управления эксплуатационной работой

Единое информационное пространство транспорта

Системы цифровой связи со всеми объектами транспортной инфраструктуры

Спутниковые технологии мониторинга объектов и радиолокационного зондирования

Системы управления движения автотранспорта на основе спутниковой навигации цифровой связи

Системы контроля местоположения автотранспорта при пересечении границ и эксплуатационного персонала с их автоматической идентификацией

Интеллектуальный автомобильный транспорт

Центр ситуационного контроля и прогнозирования критических ситуаций

ализированных заводах. Так, на Пинском судостроительно-судоремонтном сооружены пассажирские теплоходы, которые эксплуатируются в Брестской, Гродненской и Витебской областях. В соответствии с Программой развития Белорусского Полесья разработан проект плавучей комфортабельной гостиницы, возведение которой уже начато. Подготовлен проект пассажирского теплохода малой вместимости, который планируется построить в 2011 г. для эксплуатации на Комсомольском озере в Минске.

Следует отметить, что в дорожном хозяйстве налажена четкая система практической реализации всех научных разработок. По каждой из них ведется паспорт, в котором содержатся сведения о производственной апробации, результаты мониторинга объекта, экономическая эффективность, конкретные результаты внедрения в течение 3—5 лет и другие сведения.

— Особая роль сегодня принадлежит воздушному транспорту. В какой мере удовлетворены потребности экономики и населения в ави-

аперевозках пассажиров и грузов и что делается в плане развития самой мобильной составляющей транспортной инфраструктуры нашего государства? С какими странами Беларусь имеет регулярное воздушное сообщение?

— Воздушный транспорт особенно важен в условиях увеличения деловой активности, укрепления этнических и культурных связей между континентами. Он у нас динамично развивается, несмотря на негативные последствия мирового финансового кризиса. Потребности в авиаперевозках, на мой взгляд, удовлетворяют существующий спрос, хотя всегда найдется человек, которому не будет хватать прямого воздушного сообщения, к примеру, с Рейкьявиком или Марракеш.

При поддержке главы государства и Правительства за прошедшие пять лет мы значительно продвинулись в вопросах модернизации воздушного флота, предоставлении конкурентного сервисного обслуживания пассажирам, освоении новых рынков авиаперевозок.

Приобретены и успешно эксплуатируются на международных линиях 9 боингов и 4 самолета CRJ-конфигурации вместимостью от 50 до 148 человек. Обновление парка, использование комфортабельных скоростных самолетов западного производства способствовали повышению коммерческой загрузки рейсов национального перевозчика — авиакомпании «Белавиа». За последние годы открыто более 15 новых маршрутов — в Азербайджан, Нидерланды, Италию, Францию и другие страны. Только за прошлый год появилось 6 новых авиалиний из Минска — в Ригу, Екатеринбург, Бейрут, Стокгольм, Тегеран, Батуми, Ашхабад. Наиболее востребованы у пассажиров билеты на самолеты, следующие в Москву: в аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково ежедневно выполняется 6 рейсов.

Необходимо отметить, что мы не собираемся останавливаться на достигнутом как в части увеличения парка воздушных судов, так и в части освоения новых регионов. В новой пятилетке планируем приобрести еще 3 самолета типа «Боинг», CRJ или ЕRJ. Рассматривается возможность возобновления регулярных рейсов в Симферополь, Астану, Ганновер, Омск.

Потребности нашего рынка в грузовых авиаперевозках невелики, поэтому компания «Белавиа» участвует во многих международных программах этого направления, таких как доставка продовольствия под эгидой ООН в Африку, гуманитарных грузов в Афганистан и др.

— В прошедшей пятилетке предусматривалось развитие областных аэропортов. Можно ли говорить о том, насколько успешно проведена эта работа?

— В 2006—2010 гг. в их инфраструктуру с целью обеспечения безопасности по-

летов, развития качества предоставляемых аэропортовых услуг, повышения культуры обслуживания пассажиров вложены значительные финансовые средства. В соответствии с программами развития областных аэропортов реконструируются и ремонтируются аэродромные покрытия, обновляется технологическое оборудование средств радионавигации и связи, системы светотехнического обеспечения, парк спецтранспорта. И в этом деле наметилась определенная динамика: если в 2006 г. было обслужено 1135 самолетов, то за 11 месяцев 2010 г. — 2037, то есть в 2 раза больше, в 9 раз вырос объем перевозки пассажиров. Мы стараемся привлекать зарубежные пассажирские авиакомпании в областные города. К примеру, в октябре 2009 г. российская авиакомпания «Атлант-Союз» начала выполнять рейсы из Москвы в Гродно и Брест на самолетах «эмбраер-120». На протяжении ряда лет «Гомельавиа» связывает Брест, Гродно и Гомель с Калининградом. В рамках программы оздоровления детей из районов, пострадавших от аварии на чернобыльской АэС, «Белавиа» на протяжении ряда лет выполняет чартерные рейсы из Гомеля в ряд государств Западной Европы, осуществляет вахтовые перевозки нефтяников в Нижневартовск, Ноябрьский, Нягань, Хантымансийск. А с 2009 г. открыты чартерные рейсы на курорты Турции.

Открытие в стране логистических центров позволит задействовать мощности областных аэропортов для организации схем доставки грузов.

— О каких интересных проектах можно вести речь в области развития водного транспорта?

— В связи с ростом грузопотока представляется весьма важным реанимировать существовавшие в прошлом водные пути, соединяющие бассейны

черного и Балтийского морей. Среди них — воднотранспортное соединение Днепр — Висла — Одер, созданное в конце XVIII в. и просуществовавшее до Второй мировой войны. После восстановления гидротехнических сооружений и устройства глухой плотины в Бресте этот путь разделился на два участка: первый — на территории Беларуси, второй — на территории Польши. На сессии Рабочей группы по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии ООН рассматривался вопрос реконструкции

соединения Днепр — Висла — Одер. Создана группа экспертов из представителей Беларуси, Германии, Литвы, Польши и Украины для подготовки технико-экономического обоснования процесса. Бесспорно, новая водная артерия позволит снизить нагрузку на железнодорожный и автомобильный транспорт, сократить затраты на перевозки, а также улучшить экологическую обстановку в регионе.

Наталья ГУСАКОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.