Научная статья на тему 'Былинный эпос как ценностно-исторический материал формирования духовного, нравственного и патриотического воспитания'

Былинный эпос как ценностно-исторический материал формирования духовного, нравственного и патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
былинный эпос / историческая память / богатыри / ценностные концепты / картина мира / русское сознание / epic / historical memory / heroes / value concepts / worldview / Russian consciousness

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Носкова Н.А.

В статье уделяется внимание вопросам формирования и сохранения исторической памяти народа через систему художественных образов в культуре на примере былинного эпоса. Автор отмечает несовпадение ценностных центров по содержанию и структуре героя и аудитории в былинах, указывает на то, что произведения былинного эпоса – один из этапов становления русской культуры, обращает внимание читателя на основополагающие аксиологические понятия эпических героев и мировоззрение, характерные русскому былинно-эпическому пониманию. Также в статье анализируются школьные учебники второй половины XIX и XX вв., которые сыграли особую роль в становлении поколения русских с формированием мировоззрения на образах богатырей. А также делается вывод о русском былинном эпосе как результате духовного опыта поколений, собрании жизненных уроков о причинно-следственных связях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Epics as a value-historical material for the formation of spiritual, moral and patriotic education

The article pays attention to the issues of formation and preservation of the historical memory of the people through the system of artistic images in culture on the example of the epic epic. The author notes the discrepancy between the value centers in the content and structure of the hero and the audience in the epics, points out that the works of the epic epic are one of the stages of the formation of Russian culture, draws the reader’s attention to the basic value concepts of epic heroes and the picture of the world peculiar to the Russian epic consciousness. The article also analyzes school textbooks of the second half of the XIX and XX centuries, which played a special role in the formation of the generation of Russians with the formation of a worldview based on the images of heroes. And also the conclusion is made about the Russian epic epic as a result of the spiritual experience of generations, a collection of life lessons about causal relationships.

Текст научной работы на тему «Былинный эпос как ценностно-исторический материал формирования духовного, нравственного и патриотического воспитания»

Носкова Н.А.

Кандидат культурологии, декан гуманитарно-экономического факультета, Новороссийский институт (филиал) АНО ВО МГЭУ (Московский гуманитарно-экономический университет).

Былинный эпос как ценностно-исторический материал формирования духовного, нравственного и патриотического воспитания*

Аннотация. В статье уделяется внимание вопросам формирования и сохранения исторической памяти народа через систему художественных образов в культуре на примере былинного эпоса. Автор отмечает несовпадение ценностных центров по содержанию и структуре героя и аудитории в былинах, указывает на то, что произведения былинного эпоса - один из этапов становления русской культуры, обращает внимание читателя на основополагающие аксиологические понятия эпических героев и мировоззрение, характерные русскому былинно-эпическому пониманию. Также в статье анализируются школьные учебники второй половины XIX и XX вв., которые сыграли особую роль в становлении поколения русских с формированием мировоззрения на образах богатырей. А также делается вывод о русском былинном эпосе как результате духовного опыта поколений, собрании жизненных уроков о причинно-следственных связях.

Ключевые слова: былинный эпос, историческая память, богатыри, ценностные концепты, картина мира, русское сознание.

Noskova N.A.

Candidate of Cultural Studies, Dean of the Faculty of Humanities and Economics, Novorossiysk Institute (branch) ANO IN Moscow University of Humanities and Economics.

Epics as a value-historical material for the formation of spiritual, moral and patriotic education

Abstract. The article pays attention to the issues of formation and preservation of the historical memory of the people through the system of artistic images in culture on the example of the epic epic. The author notes the discrepancy between the value centers in the content and structure of the hero and the audience in the epics, points out that the works of the epic epic are one of the stages of the formation of Russian culture, draws the reader's attention to the basic value concepts of epic heroes and the picture of the world peculiar to the Russian epic consciousness. The article also analyzes school textbooks of the second half of the XIX and XX centuries, which played a special role in the formation of the generation of Russians with the formation of a worldview based on the images of heroes. And also the conclusion is made about the Russian epic epic as a result of the

* © Носкова H.A., 2023.

Былинный эпос как ценностно-исторический материал формирования духовного, нравственного и патриотического воспитания

spiritual experience of generations, a collection of life lessons about causal relationships.

Key words: epic, historical memory, heroes, value concepts, worldview, Russian consciousness.

Анализируя былинный эпос, важно обратить внимание на основные понятия эпических героев и мировоззрение, характерные русскому былинно-эпическому пониманию.

Образ богатыря в русской культуре появился в эпических песнях о подвигах богатырей за свободу и благополучие народа. В каждой былине повествуется о жизни героя с элементами чуда, независимости и свободы. Богатыри прославились в веках своим независимым русским духом и являются отражением свободы. Эти эпические герои сильнее и выше обыкновенных людей, но это герои святорусские. В былинах отражаются думы и чаяния народа и поэтому героико-эпическая поэзия, передаваясь из поколения в поколение, считается памятником познавательного значения. Художественная форма героев-богатырей Микулы Се-ляниновича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича и других передают национальную особенность русского народа доблестно борющихся за свободу Родины с внешними врагами. Многовековой былинный эпос вобрал в себя нравственно-духовный национальный образ. В былинном эпосе русские укрепили красоту нравственности, любовь к свободе, бессмертие. основная идея былинных произведений - защита Родины и любовь к ней, являющаяся самым святым для народа. Былины являлись средством сплочения народа и отражением национального самосознания.

Былины и их идейный смысл стали формированием эстетического пред-

ставления народа. Главный мотив - защитить Родину, а самый страшный грех и преступление - измена ей. Примером этого стала былина, в которой за измену Родине Илья Муромец убивает своего сына. Данный мотив впоследствии наблюдается в литературных произведениях, таких как повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», поэма М.Ю. Лермонтова «Беглец» и др1.

Таким образом, устное народное творчество играет для народа роль памяти, фольклор - это сохранение исторической памяти народа и система художественных образов в культуре.

A.C. Миронов в «Картине мира русского эпического сознания: циви-лизационные особенности» автор дает следующее определение: «Под русским эпическим сознанием предлагается понимать совокупность отразившихся в русском эпосе общих убеждений, идей, нравственных норм традиционной аудитории эпических певцов (преимущественно крестьянства), а также самих исполнителей былин, в регионах живого бытования русских эпических песен в период их активной научной фиксации с конца 1850-х и приблизительно до 1930-х годов...»2.

Для всякого самосознания имеет-

1 Лозовой И.В. Русская эпическая традиция // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 4. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/russkaya-epicheskaya-traditsiya (Дата обращения: 07.01.2023).

2 Чертов В.Ф. Русский фольклор в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2018. № 3. С. 41-51. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-folklor-v-shkolnom-izuchenii-sravnitelnoistoriches-kiy-aspekt (Дата обращения: 07.01.2023).

ся свое миропонимание. При описании картины мира, характеризующей русское эпическое сознание, выявим основные аксиологические понятия, в первую очередь - систему ценностей героя и аудитории. М.М. Бахтин дает следующую формулировку «ценностному центру» - «смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей его действительности»3. Личность былинного духа у русских (аудитории) включает в себя следующие концепты: сила, смелость, честь, слава, любовь и сострадание, стойкость, молитва. Объект эпического сознания - ценностный центр героя, который всегда динамичен, с изменчивой структурой, с иерархией концептов.

Следует отметить, что в былинах можно наблюдать несовпадение ценностных центров по содержанию и структуре героя и аудитории. Примером такого несовпадения является отрицательный взгляд рассказчика к заключению мирного договора Добрыни со Змеем.

В отличие от М.М. Бахтина, Е.А. Кос-тюхин обозначает витязей «идеальными героями с нравственной точки зрения»4.

В.Я. Пропп определяет эпос как «песни о борьбе и победе»5.

Таким образом, можно предположить, что ключом понимания поступков богатырей можно считать не идейно-политическую борьбу, а - внутреннюю духовную борьбу, суть которой понятна всем и воспринимается как опыт предков, несущий ценностные

3 Там же.

4 Чертов В.Ф. Русский фольклор в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2018. № 3. С. 41-51. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-folklor-v-shkolnom-izuchenii-sravnitelnoistoriches-kiy-aspekt (Дата обращения: 07.01.2023).

5 Там же.

ориентиры и модели поведения6.

В отличие от мифологических героев русский богатырь не является полубогом, не обладает святой природой и по этой причине не подлежит суду с позиции высокой нравственности. В эпическом произведении есть преувеличение силы, но оно не идеализируется. В былинном эпосе аудитории показано какие трудности преодолены на пути достижения идеала русского человека, какой опыт духовных побед приобретен.

Исследователями былинного эпоса отмечено, что русский витязь руководствуется чувством нравственности в поступках, а не личнм интересом. С.П. Шевырев сделал сравнение русских богатырей и западных рыцарей «над всеми личными чертами возвышается в них (богатырях) и господствует одна великая черта, принадлежащая тому народу, который они олицетворяют: самоотвержение»7.

Таким образом, для героя былины его мощь - не возможность, не способ приобретения славы, а ноша службы. Анализируя былинный эпос, можно согласиться с выводом исследования Н.Я. Данилевского о том, что в судьбоносные моменты в жизни русского человека направляет духовное, нравственное сознание, являясь характерной чертой цивилизации славян. То есть силу от бога и право на победу богатырь получает после проделанной духовной работы и готовности к пассионарному шагу доброты и любви - милосердию, сочувствию. именно духовное перерождение героя в богатырское состояние - цивилизационная особенность былины.

А.С. Панарин писал: «от падения в хаос Россию всегда спасал не закон —

6 Там же.

7 Там же.

он сделать этого не в состоянии, — а вера, обеспечивающая спонтанность дарения на всех уровнях и во всех слоях общества»8. То есть поступать и делать выбор из чувства необходимости, отдавать свои способности и силу по зову души, не требуя взамен ничего.

Также отметим, что отражение причинно-следственных связей - важная особенность древнерусского сознания. Славяне обладали знаниями мироздания, замечая связь между нарушающими заповеди действиями.

Можно сделать вывод, что русский былинный эпос - результат духовного опыта многих поколений, собрание жизненных уроков, показывающих причинно-следственные связи.

Стоит обратить внимание, что в XIX веке к былинам относились насмешливо, иногда небрежно. В учебниках не было произведений былинного эпоса. Первым, кто читал лекции на данную тему, был С.П.Шевырев. Его идеи о русском былинном эпосе получили распространение в высшем и гимназическом образовании. В своих лекциях ученый показал уникальность ценностей эпоса и его ценностные концепты.

В 1848 году А.Д. Галахов ввел в хрестоматию по древнерусскому языку «богатырские повести». Таким образом, в истории русской педагогики появились тексты былинного эпоса как часть истории языка. Лишь после 1861 года былинный эпос закрепился в учебниках как памятник словесности. Первые полные тексты былин были напечатаны в девятом издании «Полной русской хрестоматии» А.Д. Галахова9.

8 Чертов В.Ф. Русский фольклор в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2018. № 3. С. 41-51. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-folklor-v-shkolnom-izuchenii-sravnitelnoistoriches-kiy-aspekt (Дата обращения: 07.01.2023).

9 Миронов А.С. Русские былины в отече-

ственной педагогике XIX века: начало изучения

В культуре образованного общества смыслы русского былинного эпоса были возвращены по инициативе государства. В учебниках и.и. Давыдова в заключении раздела о былинах говорится, что богатырские песни являются драгоценными остатками старины, показывающих душу народа10.

В учебнике А.Д. Галахова и Ф.И Буслаева «Конспект русского языка и словесности для руководства в военно-учебных заведениях» 1852 года выпускникам рекомендовалось читать пословицы, сказки и народные песни. В дальнейшем данный учебник стал основой «исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языка» Ф.И. Буслаева. Во всех военно-учебных заведениях велось обучение по нему.

Однако изучение былинного эпоса как полноценного художественного произведения и рассмотрение былин наравне с произведениями мирового значения началось в 1861 год в «Полной русской хрестоматии» А.Д. Галахова.

Таким образом, введение былинного эпоса в школьные учебники второй половины XIX века сыграло важную роль в становлении поколения русских, чье мировоззрение формировалось на образах богатырей. Впоследствии это поколение гимназистов подарит русской культуре величайших художников, писателей, поэтов и композиторов, таких как И.Е. Репин, В.М. Васнецов,

русского эпоса // Культурное наследие России. 2017. № 3. С. 51-57. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/russkie-byliny-v-otechestvennoy-peda-gogike-xix-veka-nachalo-izucheniya-russkogo-eposa (Дата обращения: 07.01.2023).

10 Миронов А.С. Русские былины в отечественной педагогике XIX века: начало изучения русского эпоса // Культурное наследие России. 2017. № 3. С. 51-57. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/russkie-byliny-v-otechestvennoy-peda-gogike-xix-veka-nachalo-izucheniya-russkogo-eposa (Дата обращения: 07.01.2023).

В.Д. Поленов, В.А. Гарман, H.A. Рим-ский-Корсаков и др.

Анализ дореволюционной методической и учебной литературы, показал, что становление русской государственности, укрепление народности и православия имело связь с былинно-эпическими произведениями11. Это подтверждается введением образовании триады «православие - самодержавие - народность». Министр народного просвещения С.С. Уваров писал, что «общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности»12.

В хрестоматии Л.И. Поливанова XIX века основной задачей при изучении фольклора было научиться устно изложить прочитанный материал и разобраться в собственных мыслях по поводу прочитанного.

истинный герой всегда связан с высшим началом, то есть обладает такими качествами как самопожертвование и самоотверженность. По утверждению Л.В. Шапошниковой герой - осознанная или неосознанная персонифицированная связь с творцом13.

обратим внимание на «историко-литературную хрестоматию» Н.Л. Бродского, Н.М. Мендельсона и Н.П. Сидорова начала XX века, где уделяется большое внимание высокому месту народной словесности и говорится о необходимости провести параллели между эпосами

11 Чертов В.Ф. Русский фольклор в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2018. № 3. С. 41-51. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-folklor-v-shkolnom-izuchenii-sravnitelnoistoriches-kiy-aspekt (Дата обращения: 07.01.2023).

12 Там же.

13 Поляков Т.П. Музей былины: две модели государства // Культурное наследие России.

2018. № 1. С. 61-67. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/muzey-byliny-dve-modeli-gosudarstva

(Дата обращения: 07.01.2023).

разных народов, о поднятии вопросов, стимулирующих самодеятельность обучающихся, пробуждении интереса к былинному эпосу.

По мнению К.Д. Ушинского устная народная словесность - обязательное средство обучения русскому языку и литературе. Именно в фольклоре заложен потенциал для формирования умственных способностей14.

Анализируя учебники советского периода, выявляем, что изучение былинного эпоса не только приобщало обучающихся к первопричинам национальной культуры и самобытности народного творчества, но и решало задачи воспитательные характера. Чтение и анализ фольклора в начальном и среднем звене приобщали учащихся к народной поэзии, являющейся источником мотивов, образов, художественных приемов и образных выражений15.

Основной задачей уроков по народному творчеству в современной школе является обогащение представлений обучающихся о жанрах русского фольклора, сопоставлении героев русского былинного эпоса с героями европейского эпоса, развитии навыка выразительного чтения. В программе для старшеклассников о произведениях русского фольклора наблюдаем толь-

14 Старостина М.Е. Проблема изучения русского устного народного поэтического творчества на уроках словесности и литературы в трудах отечественных методистов XIX-XXI веков // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 3 (16). С. 162-166. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-izucheniya-russkogo-ustnogo-narodnogo-poeticheskogo-tvorchestva-na-urokah-slovesnosti-i-literatury-v-trudah-otechestvennyh (Дата обращения: 07.01.2023).

15 Чертов В.Ф. Русский фольклор в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2018. № 3. С. 41-51. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-folklor-v-shkolnom-izuchenii-sravnitelnoistoriches-kiy-aspekt (Дата обращения: 07.01.2023).

ко упоминание. Таким образом, можно предположить, что формирования представлений о фольклоре как развивающемся явлении у обучающихся практически нет16.

Последователи «ценностного подхода» придерживаются мнения, что подлинность русского былинного эпоса является частью мира духовных смыслов. Через него показаны типичные проблемы русской души17.

обратим внимание на основные качества образа богатыря:

Героизм - служба охране Родины.

Таинственность подтекста - сила, носящая магический характер.

Мужской образ - олицетворение патриархального государственного уклада18.

несмотря на это, произведения былинного эпоса представляют первую ступень развития общенациональной культуры, формирующей ее уникальность, базу нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Былинный эпос - ценностно-исторический материал, воссоздающий картину народного быта, систему ценностей, формирующий любовь к Родине через символические образы богатыря на распутье в широкой степи.

Мир находится в постоянном движении, одни исторические события сменятся другими, именно благодаря многообразию культурных тенденций происходит развитие и передается опыт

16 Там же.

17 Поляков Т.П. Музей былины: две модели государства // Культурное наследие России. 2018. № 1. С.61-67. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/muzey-byliny-dve-modeli-gosudarstva (Дата обращения: 07.01.2023).

18 Алексеев Д.С., Бекишева А.В. Образ богатыря в эпосе Киевской Руси и современный «Супергерой»: сравнительный анализ // Вестник БГУ. 2012. № 6. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obraz-bogatyrya-v-epose-kievskoy-rusi-i-

sovremennyy-supergeroy-sravnitelnyy-analiz (Дата обращения: 07.01.2023).

от поколения к поколению19.

References

[1] Alekseev D.S., Bekisheva A.V. The image of a hero in the epic of Kievan Rus and the modern "Superhero": comparative analysis // Bulletin of BSU. 2012. № 6. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obraz-bogatyrya-v-epose-kievskoy-rusi-i-sovremennyy-supergeroy-sravnitelnyy-analiz (01.07.2023).

[2] Galtseva R.A. At the crossroads of cultures // Bul-

letin of cultural studies. 2019. № 4 (91). Р. 32-37. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-per-ekrestke-kultur (01.07.2023).

[3] Lozovoy I.V. Russian epic tradition // Bulletin of

the Adygea State University. Series 2: Philology and art history. 2010. № 4. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/russkaya-epicheskaya-trad-itsiya (01.07.2023).

[4] Mironov A.S. Picture of the world of Russian epic

consciousness: civilizational features // Cultural heritage of Russia. 2018. № 4. Р. 36-41. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kartina-mira-russkogo-epicheskogo-soznaniya-tsivilizatsion-nye-osobennosti (01.07.2023).

[5] Mironov A.S. Russian epics in Russian pedagogy

of the 19th century: the beginning of the study of the Russian epic // Cultural heritage of Russia. 2017. № 3. P. 51-57. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/russkie-byliny-v-otechestvennoy-pedagogike-xix-veka-nachalo-izucheniya-russk-ogo-eposa (01.07.2023).

[6] Polyakov T.P. Museum of epics: two models of the state // Cultural heritage of Russia. 2018. № 1. P. 61-67. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/muzey-byliny-dve-modeli-gosudarstva (01.07.2023).

[7] Sokolova B.Yu. The concept of "hero": problems of interpretation // Bulletin of Cultural Studies. 2021. № 3 (98). Р. 9-26. DOI: 10.31249/ hoc/2021.03.01. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-geroy-problemy-interpre-tatsiy (01.07.2023).

[8] Starostina M.E. The problem of studying Russian oral folk poetry in literature and literature lessons in the works of domestic methodolo-gists of the 19th-21st centuries // ANI: pedagogy and psychology. 2016. № 3 (16). Р. 162-166. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prob-lema-izucheniya-russkogo-ustnogo-narodnogo-poeticheskogo-tvorchestva-na-urokah-sloves-nosti-i-literatury-v-trudah-otechestvennyh (07.01.2023).

[9] Chertov V.F. Russian folklore in school studies:

19 Гальцева Р.А. На перекрестке культур // Вестник культурологии. 2019. № 4 (91). С. 32-37. DOI: 10.31249/hoc/2019.04.02. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-perekrestke-kultur (Дата обращения: 07.01.2023).

comparative historical aspect // Science and school. 2018. № 3. Р. 41-51. // URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/russkiy-folklor-v-shkol-nom-izuchenii-sravnitelnoistoricheskiy-aspekt (01.07.2023).

Список литературы

[1] Алексеев Д.С., Бекишева А.В. Образ богатыря в эпосе Киевской Руси и современный «Супергерой»: сравнительный анализ // Вестник БГУ. 2012. № 6. // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obraz-bogatyrya-v-epose-kievskoy-rusi-i-sovremennyy-supergeroy-sravnitelnyy-analiz (Дата обращения: 07.01.2023).

[2] Гальцева Р.А. На перекрестке культур // Вестник культурологии. 2019. № 4 (91). С. 32-37. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ na-perekrestke-kultur (Дата обращения: 07.01.2023).

[3] Лозовой И.В. Русская эпическая традиция // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/russkaya-epicheskaya-traditsiya (Дата обращения: 07.01.2023).

[4] Миронов А.С. Картина мира русского эпического сознания: цивилизационные особенности // Культурное наследие России. 2018. № 4. С. 36-41. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kartina-mira-russkogo-epicheskogo-soznaniya-tsivilizatsionnye-osobennosti (Дата обращения: 07.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Миронов А.С. Русские былины в отечественной педагогике XIX века: начало изучения русского эпоса // Культурное наследие России. 2017. № 3. С. 51-57. // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/russkie-byliny-v-otechestvennoy-pedagogike-xix-veka-nachalo-izucheniya-russkogo-eposa (Дата обращения: 07.01.2023).

[6] Поляков Т.П. Музей былины: две модели госу-

дарства // Культурное наследие России. 2018. № 1. С. 61-67. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/muzey-byliny-dve-modeli-gosudarstva (Дата обращения: 07.01.2023).

[7] Соколова Б.Ю. Понятие «герой»: проблемы ин-

терпретаций // Вестник культурологии. 2021. №3 (98). С. 9-26. DOI: 10.31249/hoc/2021.03.01. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-geroy-problemy-interpretatsiy (Дата обращения: 07.01.2023).

[8] Старостина М.Е. Проблема изучения русского устного народного поэтического творчества на уроках словесности и литературы в трудах отечественных методистов XIX-XXI веков // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 3 (16). С. 162-166. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-izucheniya-russkogo-ust-nogo-narodnogo-poeticheskogo-tvorchestva-na-urokah-slovesnosti-i-literatury-v-trudah-

otechestvennyh (Дата обращения: 07.01.2023).

[9] Чертов В.ф. Русский фольклор в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект // Наука и школа. 2018. №3. С. 41-51. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-folk-lor-v-shkolnom-izuchenii-sravnitelnoistoriches-kiy-aspekt (Дата обращения: 07.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.