Научная статья на тему 'Business Intelligence: просто о сложном'

Business Intelligence: просто о сложном Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ERP-СИСТЕМА / BI-СИСТЕМА / BUSINESS INTELLIGENCE / MIXED ECONOMY / INNOVATIVE SECTOR / BUSINESS / NORMATIVE LEGAL ACTS / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Е. П.

BI-системы все шире и шире применяются в нашей стране. Многие предприятия внедряют данные системы в надежде повысить качество административного управления. Но необходимо учитывать, что внедрение данных систем влечет за собой не только существенные финансовые вложения, но и требует значительного времени и трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BI-systems are more and more widely used in our country. Many enterprises implement these systems and hope to raise the quality of management control. But it is necessary to take into consideration that implementation of these systems requires not only essential financial investments, but also demands considerable time and manpower recourses.

Текст научной работы на тему «Business Intelligence: просто о сложном»

bi-система, думающая за вас!

business Intelligence: просто о сложном

__Аннотация

BI-системы все шире и шире применяются в нашей стране. Многие предприятия внедряют данные системы в надежде повысить качество административного управления. Но необходимо учитывать, что внедрение данных систем влечет за собой не только существенные финансовые вложения, но и требует значительного времени и трудовых ресурсов.

_Ключевые слова: информационные системы, ERP-система, BI-систе-

_ма, Business Intelligence

Петров Е.П.

аспирант факультета организации производства и маркетинга, Московский государственный университет пищевых производств [email protected]

Большинство компаний в своей повседневной работе используют стандартные офисные приложения. Прогнозирование, планирование, анализ результатов производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности ведется на основе Microsoft Excel. Для повышения эффективности своей деятельности компании вынуждены прибегать к более сложным программным продуктам, таким как CRM-, ERP- или BI-системы (от Business Intelligence). Но, если CRM-системы направлены на повышение качества учета и уровня обслуживания клиентов компании, а ERP-системы позволяют улучшить управленческую отчетность предприятия, то BI-системы, по своей сути, должны помогать руководителям предприятий не только в получении нужных данных, но и нести в себе консалтинговую составляющую, облегчающую лицу, принимающему решение, провести анализ полученных данных и спрогнозировать эффект от принятого решения по каждой отдельно взятой ситуации.

Следующий шаг...

Очень часто руководство предприятий проявляет интерес именно к системам Business Intelligence, после того как в компании налажена и отработана система по оперативному учету и сбору данных. BI-система становится следующим шагом после установки ERP-систем. К тому времени как будет принято решение по внедрению Business Intelligence, в компа-

нии уже должен сформироваться определенный массив накопленных данных, который в последствии послужит базисом для работы BI-системы. Почему именно в такой последовательности? ERP-системы с успехом справляются в решении оперативных учетных и оптимизационных задач, но на их основе достаточно трудно увидеть всю картину целиком, провести анализ сложившейся ситуации, учесть влияние хотя бы самых важных внешних факторов и в итоге вынести некую объективную оценку всему происходящему. Именно для этих целей существуют системы класса Business Intelligence. С помощью данных систему к управленческой отчетности можно применить многофакторный анализ, позволяющий не только взглянуть на всю картину целиком, но и углубится в детализацию по отдельным процессам и даже по работе отдельного менеджера. Еще одним плюсом данных систем является то, что вся информация предоставляется пользователю в удобной форме и в максимально короткие сроки. [1]

Кто поможет бороться с обилием информации?

Очень часто компании, которые прибегают к внедрению BI-систем, находятся в постоянном развитии. Они стараются внедрять различные инновации, постоянно укрупняются, развиваются в пользу расширения доли рынка и постоянного расширения круга своих клиентов. Среди клиентов-интеграторов Business Intelligence довольно много компаний банковского сектора, что продиктовано жесткими требованиями государства к предоставляемой отчетности и ростом конкуренции среди страховых компаний и банков. Интерес к BI-системам существует и в крупных торговых компаниях, где количество транзакций за год может превысить несколько десятков миллионов -стандартное ПО просто не в состоянии с высокой производительностью обслуживать коммерческую деятельность таких организаций. Также в последнее время часто укрупняются Телеком и другие производственные компании. С переходом на более высокий уровень управления и контроля руководству все чаще и чаще приходится выбирать соответствующие инструменты для эффективной работы. «Наша торговая сеть сейчас нагружена огромным объемом информации, - говорит Николай Зайцев,

c переходом

на более высокий

уровень управления

и контроля

руководству все чаще

и чаще приходится

выбирать

соответствующие

инструменты

для эффективной

работы

информационные технологии - ■—_

нроссийский рынок Ч-систем составляет _лишь несколько

процентов

_от общемирового

_и основную борьбу

за клиента нам еще _следует ожидать

IT-директор «Л'Этуаль». - У нас работают две тысячи кассиров, пробивается 200 тысяч чеков в день, в ассортименте насчитывается более 65 тысяч наименований товаров. Внедрение системы электронной обработки информации позволило не только оперативно анализировать, какой товар и где пользуется наибольшей популярностью, получать оперативные отчеты о финансовом состоянии, но и бороться с весьма ощутимым злом: мошенничеством». Нужно пояснить, что мошенничество заключалось в неправомерном предоставлением скидки сотрудником магазина. Другими словами, покупатель приобретал товар, а кассир, при отпуске товара пользовался своей дисконтной карточкой, и пробивал товар со скидкой. Далее денежную сумму, в размере скидки, сотрудник присваивал себе. BI-система, внедренная в компании «Л'Этуаль», позволила бороться с такими случаями.

На данный момент в компании оперативно анализируется размер предоставляемой скидки на каждой кассе и у каждого кассира, и если вдруг у какого-то кассира имеет место резкое увеличение количества продаж по дисконтным картам, служба безопасности сразу обращает на это внимание. По словам Николая Зайцева, новая система учета и анализа помогла компании избавится от таких случаев мошенничества, которые наносили ущерб в несколько миллионов долларов в год. [2]

Ситуация на рынке

Рынок BI-систем в данный момент переживает рост во всем мире. Согласно данным аналитиков, темпы развития рынка ERP-систем в мире примерно равны 4-5% в год, а темпы роста BI-систем достигают 15%. Кроме того рынок переживает эпоху слияний и поглощений разработчиков данных систем. Если в 2000-х годах в основном имели место приобретение мелких компаний более крупными разработчиками, то в наше время слиянии и поглощения затронули и гигантов: стоить вспомнить о недавнем приобретении компанией Microsoft разработчика систем анализа и отчетности ProClarity, а также слиянием c Oracle крупного разработчика BI и CRM компании Hyperion, после которого многие заговорили о новой волне становления мирового рынка данных систем. [4]

Наиболее существенный темп рост рынка BI-систем в России начал формироваться с 2005 года. И уже по итогам 2006 года многие компании-поставщики BI-систем отмечали рост числа клиентов более, чем в 1,5 раза. Относительно перспектив развития данного рынка в нашей стране многие аналитики сходятся во мнении, что российский рынок составляет лишь несколько процентов от общемирового и основную борьбу за клиента нам еще следует ожидать. Согласно исследованиям консалтинговой компании Gartner, в мире можно выделить следующих производителей, лидирующих в данной отрасли: IBM, Microsoft, Oracle, SAP, SAS, Information Builders и Microstrategy. Платформы данных производителей успешны на рынке и имеют разнообразные функциональные возможности. Но это не дает полной надежности, что продукт той или иной компании сможет в полной мере отвечать всем требованиям клиента. [5]

«Идеальное приложение к хорошим мозгам»

Несмотря на то, что BI-системы способны помощь решить самые разнообразные аналитические задачи, не все из них являются самодостаточными. Например, многие системы не имеют собственных средств управления базами данных, компонетнов для выгрузки и преобразования данных или средств для работы пользователя с BI. В таких случаях заказчику необходимо будет договариваться о приобретении недостающих частей у других поставщиков. В реальности не всегда возможно обойтись только одной системой бизнес-анализа. При построении системы класса Business Intelligence, нужно учитывать, что это не всегда продукция только одного разработчика. Вместе с тем, не нужно забывать и о стоимости BI-систем. Причем под «стоимостью» нужно подразумевать не только финансовые средства, силы и время сотрудников на внедрение и настройку программного оборудования, но и средства, выделяемые компанией за право пользования данными системами. Компании-разработчики таких систем зарабатывают не только продавая свои разнообразные продукты (например, компания Oracle имеет около 9 тысяч продуктов), но и постоянно предоставляя возможность своим клиентам улучшить ранее купленные продукты.

при умелом

и профессиональном

использовании

таких продуктов

руководители

организации могут

значительно

увеличить

эффективность

бизнеса

информационные технологии - *—1

Литература

1. «Эксперт». - 2009. -№47 (684).

2. «Эксперт»». - 2005. -№44(490).

3. «Политика» . - 2008. -№48(603).

4. «Секрет Фирмы». -2008. - № 38 (270).

5. «Сетевой журнал» . -2001. - №5.

Можно сказать, что продавая свои продукты, компании-производители программного обеспечения накапливают некую клиентскую базу, состоящую из компаний, которые внедрили у себя решения этих производителей и потратили на это огромные средства. Далее компания-производитель как бы «привязывает» к себе своего клиента, подписывая с ним контракт на сервисное обслуживание. Этот контракт не обязателен, но желателен, так как за эти деньги компания, установившая ПО, получает не только сервисное обслуживание, но еще и различные обновления программы. Соответственно за несколько лет такого обслуживания компания будет вынуждена выложить немалые деньги. [3]

Выводы

Несмотря на то, что многие компании сегодня относятся к ERP- и BI-системам как к обязательному элементу, помогающему выживать в конкурентной среде, каждая компания, а вернее ее руководство, должно самостоятельно принимать решение о необходимости внедрения систем такого класса. Это связано с тем, что при умелом и профессиональном использовании таких продуктов руководители организации могут значительно увеличить эффективность бизнеса. Андрей Хоробрых, начальник департамента ИТ, автоматизации и телекоммуникаций ОАО «Газпромнефть» так выразился относительно систем такого класса: «BI-система является идеальным приложением к хорошим мозгам и методологии». [1]

Petrov Y.P.

Postgraduate, Department of Production Organization and Marketing Moscow State University of Food Production

Business Intelligence: easy about the difficult

_Abstract

M-systems are more and more widely used in our country. Many enterprises implement these systems and hope to raise the quality of management control. But it is necessary to take into consideration that implementation of these systems requires not only essential financial investments, but also demands considerable time and manpower recourses.

Keywords: mixed economy, innovative sector, business, normative legal acts, state-private partnership, cluster

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.