Научная статья на тему 'БУНДЕСВЕР КАК ОСНОВА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ'

БУНДЕСВЕР КАК ОСНОВА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1086
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУНДЕСВЕР / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ВООРУЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабаров Станислав Николаевич

Рассматриваются современное состояние, роль и место бундесвера в военной организации Германии, раскрыты структура и предназначение его компонентов. Приведены общие сведения о численности и боевом составе бундесвера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUNDESWEHR AS THE BASIS OF GERMANY’S MILITARY ORGANIZATION

The paper examines the current condition, role and place of the Budeswehr in Germany’s military organization, describing the makeup and purpose of its components. It gives general information about the numerical strength and effectives of the Bundeswehr.

Текст научной работы на тему «БУНДЕСВЕР КАК ОСНОВА ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ»

Бундесвер как основа военной организации Германии

Капитан 2 ранга С.Н. ХАБАРОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассматриваются современное состояние, роль и место бундесвера в военной организации Германии, раскрыты структура и предназначение его компонентов. Приведены общие сведения о численности и боевом составе бундесвера.

The paper examines the current condition, role and place of the Budeswehr in Germany's military organization, describing the makeup and purpose of its components. It gives general information about the numerical strength and effectives of the Bundeswehr.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Бундесвер, военная организация государства, вооруженная организация государства, вооруженные силы, военная администрация, Германия.

Bundeswehr, military organization of state, armed organization of state, armed forces, military administration, Germany.

ОСНОВНЫМ инструментом обеспечения военной безопасности государства является военная организация. Структура и объем выполняемых ею задач напрямую зависят от военно-политической обстановки в стране и в мире, объективных потребностей и реальных возможностей. Военная организация каждого отдельного государства обладает своей социально-политической направленностью, определенной боевой мощью, различным уровнем технической оснащенности, имеет специфику структурного построения компонентов.

Для того чтобы оценить военную организацию Германии, сложившуюся на современном этапе развития, представляется необходимым проанализировать ее состав и главные характеристики основного ее элемента — бундесвера.

Создание военной организации Германии стало возможным после подписания Парижских соглашений в 1954 году, согласно которым на территории ФРГ был отменен оккупационный режим и восстановлен ее государственный суверенитет. Соглашения также предусматривали возрождение германских вооруженных сил. В 1955 году страна была официально принята в Североатлантический союз, что послужило новым импульсом для наращивания ее военного потенциала. В своем развитии ВС Западной Германии являлись в большей степени интегрированной частью НАТО, чем национальной структурой.

Кабинет канцлера К. Аденауэра создавал вооруженные силы под контролем парламента, а в «Основном законе» (Конституции) страны был закреплен запрет на их применение за пределами ФРГ. Наряду с ВС (общей численностью 430 тыс. человек с учетом гражданского персонала) предусматривалось формирование военно-территориальной организа-ции1 (140 тыс. чел.) и военной администрации (170 тыс. чел.). Название структуры, объединяющей эти компоненты, — «бундесвер» (Bundeswehr — федеральные силы обороны) — появилось лишь в 1956 году2. Действительно, на протяжении первых сорока лет своего существования бундесвер не участвовал в операциях за рубежом. После объединения в 1989 году ФРГ и ГДР Германия начала применять вооруженные силы в качестве самостоятельного инструмента своей внешней политики. С середины 1990-х годов немецкие военнослужащие сна-

чала привлекались к участию в миротворческих операциях под эгидой различных международных организаций, а с 2016 — уже и самостоятельно. За исключением бывшей Югославии, где ВВС ФРГ участвовали в подавлении системы ПВО3, действия германских контингентов носили ограниченный характер и заключались в выполнении обеспечивающих задач (разведывательное, материально-техническое и медицинское обеспечение действий коалиции, полицейские функции и обучение военнослужащих из числа местных жителей).

Структура, численность и боевой состав бундесвера (и всей военной организации Германии) менялись в соответствии с требованиями времени и подходами руководства страны к обеспечению национальной и евроатлантической безопасности. Максимальная численность военнослужащих бундесвера доходила до 500 тыс. человек4 (рис. 1).

В настоящее время военная организация Германии — это совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других

Вооруженные силы, которые являются ядром вооруженной организации Германии, наряду с решением задач по национальным планам предназначены для ведения боевых действий в составе группировок ОВС НАТО и Сил реагирования Европейского союза, а также для участия

в операциях кризисного урегулирования, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Они состоят

из трех видов ВС и трех межвидовых компонентов.

Численность,

тыс. чел.

^ 0"\ ^ ^ ^ о о о о о о о о

Рис. 1. Изменение численности военнослужащих бундесвера и срока службы по призыву в ВС ФРГ

органов, учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью. Элементами военной организации являются (рис. 2): военно-промышленный комплекс и часть других отраслей экономики и науки, преимущественно работающих в военной области, а также органы и учреждения государственной власти, политические органы и организации Германии, непосредственно занимающиеся вопросами обороны и безопасности страны.

Основным элементом военной организации Германии является бундесвер, в состав которого входят вооруженные силы, а также военно-административные и военно-правовые органы. К другим силовым структурам страны относятся: федеральное ведомство охраны конституции, федеральная разведывательная служба, министерство внутренних дел с подчиненными ему федеральной и земельной полицией, а также ведомством уголовной полиции. Ключевыми элементами в системе гражданской обороны Германии являются

федеральное ведомство защиты населения и помощи при катастрофах, а также техническая вспомогательная помощь, которые также относятся к МВД ФРГ. В современных условиях особое место в военной организации Германии занимает федеральное ведомство информационной безопасности. Ему подчинен центр кибер-обороны, в который входят представители всех силовых структур и специальных служб страны.

Структура руководства вооруженной организацией Германии подразделяется на отдельные государственные руководящие «ступени» — парламент, федеральный президент, канцлер, министр обороны, генеральный инспектор бундесвера. Каждая из этих инстанций наделена свойственными только для нее полномочиями.

Бундестаг и бундесрат (нижняя и верхняя палаты парламента ФРГ) определяют посредством издания закона о государственном бюджете целесообразную численность и другие показатели ВС. Они же решают

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Органы государственного и военного управления

Министерство обороны

Бундесвер - вооруженная организации государства

Органы и учреждения центрального подчинения

' Органы и учреждения Федеральное ведомство -—-■'1 I военной контрразведки

Ведомство федерального канцлера

Федеральная разведывательная служба

Министерство внутренних дел

Федеральная

полиция

Земельная полиция

Центр киберобороны

Федеральное ведомство охраны конституции

Федеральное ведомство информационной безопасности

Вооруженные силы ФРГ

Ч

Виды

вооруженных сил

Межвидовые компоненты

Военная администрация

Организационные области

Военно-церковный ькомпонент _ Компонент правового обеспечения

Ведомство уголовной полиции

Техническая вспомогательная помощь

Федеральное ведомство защиты населения и помощи при катастрофах^

Военно-промышленный комплекс (отрасли)

( Авиационная ] ( Ар1иллерийско-атралковая ) | Боеприпасная )

( Бронетанковая ) ( Радиоэлектронная ) | Ракетно-космическая )

[ Судостроительная )

Научнп-исг.педоватепьские организации

Немецкий центр исследования воздушного и космического пространства Институт технической физики

Научно-исследовательский институт радиофизики и радаров Научно-исследовательский институт связи, обработки данных и эргономики Научно-исследовательский институт оптоэлектроники и распознавания объектов Научно-исследовательское общество прикладных наук Институт физики твердого тела Общества Фраунгофера Институт химических технологий Общества Фраунгофера

Институт обработки информации и статистических данных Общества Фраунгофера Институт естественных и технических наук Общества Фраунгофера и др.

Научные организации, работающие а военной области Университеты

Свободный университет (Берлин), университеты (Аугсбург, Бохум, Гамбург, Дуйсбург-Эссен, Кобленц-Ландау, Констанц, Марбург, Оснабрюк, Потсдам, Тюбинген, Франкфурт-на-Майне, Эрфурт)

Институты

Германский институт глобальных и региональных исследований Институт исследований проблем мира и конфликтов Институт исследований проблем мира и политики безопасности Институт политики безопасности при Кильском университете Институт теологии и мира

Германский институт международных отношений и безопасности (Фонд «Наука и политика») и др.

Рис. 2. Военная организация Германии

вопрос о компетентности военной администрации бундесвера, которая является самостоятельной организацией в деле обеспечения видов и межвидовых компонентов ВС материальными средствами, финансами, кадрами (военнослужащими и гражданским персоналом), а также размещения военных заказов в промышленности. Бундестаг выносит решение об объявлении в стране «состояния обороны»5. Особенность системы органов государственного управления Германии состоит в том, что члены кабинета министров, включая канцлера, одновременно являются депутатами бундестага.

В структуре управления военной организации государства президент Германии, несмотря на свой, судя по масштабам политических полномочий, представительский статус, обладает важнейшей функцией. Он имеет право объявлять в стране «состояние обороны» (военное положение), если созыву бундестага мешают «непреодолимые препятствия», а также делать заявление о состоянии войны с другими государствами6. В своей деятельности президент тесно связан с федеральным правительством, которое обязано представлять ему актуальную информацию о результатах своей работы.

Решающая роль в военном строительстве принадлежит федеральному канцлеру. Так, глава правительства определяет военно-политический курс страны, ее общую политическую линию в союзах и блоках. В случае объявления военного положения в стране командование ВС переходит к канцлеру. При нем в качестве высшего консультативного органа по военным и военно-политическим вопросам действует федеральный совет безопасности, в который входят сам канцлер (председатель), вице-канцлер (как правило, министр иностранных дел), министры обороны, внутренних дел, финансов,

экономики, а также генеральный инспектор бундесвера.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами ФРГ в мирное время является министр обороны. Он, как член правительства, несет ответственность перед федеральным канцлером за состояние бундесвера и его готовность к выполнению поставленных задач. Министр отвечает за строительство, оснащение бундесвера ВВТ и обучение личного состава, осуществляет руководство ВС и военной администрацией через министерство обороны.

Генеральный инспектор бундесвера является прямым начальником для всех военнослужащих, а также для гражданских лиц, находящихся на должностях в бундесвере. Он подчиняется главе военного ведомства и несет ответственность непосредственно перед ним за поддержание боевой готовности ВС, всестороннее планирование их применения, разработку программ их перспективного развития и оснащения ВВТ и, конечно же, за боевое применение группировок войск (сил).

Инспекторы видов ВС и межвидовых компонентов отвечают за поддержание подчиненных формирований в требуемой степени боевой готовности, организацию их оперативной и боевой подготовки, планирование оснащения ВВТ, а также развитие организационно-штатной структуры и системы дислокации войск (сил). По своим функциям они фактически являются командующими видами ВС.

В настоящее время бундесвер — вооруженная организация государства — объединяет вооруженные силы, военную администрацию и два отдельных компонента — военно-церковный и правового обеспечения. В составе вооруженных сил ФРГ помимо типовых видов вооруженных сил (сухопутных войск, ВВС

и ВМС) имеются три межвидовых компонента — объединенные силы обеспечения (ОСО), центральная медико-санитарная служба (ЦМСС), силы киберопераций и информационного обеспечения (СКИО). В свою очередь, в структуру военной администрации входят три организаци-

онные области — «Кадры», «Закупка и эксплуатация ВВТ, АСУ и средств связи» и «Инфраструктура, защита окружающей среды, обеспечение повседневной деятельности». Министерство обороны ФРГ, являясь органом государственного управления, не входит в состав бундесвера (рис. 3).

Рис. 3. Структура и численность вооруженной организации Германии

В бундесвере по состоянию на начало июля 2022 года насчитывалось 182,1 тыс. военнослужащих. Из них в сухопутных войсках проходят службу 62,3 тыс. чел., в ВВС — 27,1 тыс. чел., в ВМС — 15,9 тыс. чел., в ОСО — 27,7 тыс. чел., в ЦМСС — 19,7 тыс. чел., в СКИО — 14,2 тыс. чел., в центральном аппарате МО — 1,1 тыс. чел., в частях центрального подчинения — 3,3 тыс. чел., в военной администрации (включая военно-учебные заведения) — 10,8 тыс. человек. Общее число гражданских служащих во всех компонентах бундесвера и в министерстве обороны составляет 80,7 тыс. человек.

Комплектование вооруженных сил ФРГ осуществляется по добровольному принципу кадровыми военнослужащими (офицеры и унтер-офицеры, заключающие при поступлении в бундесвер контракт до предельного срока службы, всего 56,1 тыс. чел.), военнослужащими по контракту (офицеры, унтер-офицеры и рядовые, заключающие контракт сроком от двух до 15 лет, всего 117,2 тыс. чел.), а также военнообязанными-добровольцами (рядовой состав, продолжительность службы до 23 мес., всего 8,8 тыс. чел.). Действовавший в ФРГ призыв на военную службу приостановлен в 2011 году, хотя конституционное положение о всеобщей воинской обязанности сохранено.

В соответствии с «Основным законом» ФРГ задачами бундесвера являются: обеспечение государственного суверенитета и оборона территории страны от внешних угроз, выполнение союзнических обязательств в рамках системы коллективной безопасности, оказание помощи гражданскому населению в случае катастроф и стихийных бедствий7 (рис. 4).

Вооруженные силы являются ядром вооруженной организации Германии. Наряду с решением задач, предусмотренных национальными

планами, они предназначены для ведения боевых действий в составе группировок ОВС НАТО и Сил реагирования Европейского союза, а также для участия в операциях кризисного урегулирования, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ и других международных организаций. ВС ФРГ состоят из трех видов вооруженных сил и трех межвидовых компонентов.

Основным видом ВС являются сухопутные войска. Они предназначены для отражения агрессии, удержания занимаемой территории, а при необходимости — завершения разгрома противника и овладения его территорией. Кроме того, в целях защиты национальных интересов страны они могут выполнять задачи и в соответствии с ее международными обязательствами.

В настоящее время в СВ Германии имеются три дивизии (две танковые и быстрого реагирования), в состав которых входят семь боевых бригад (9-я, 12-я, 21-я танковые, 37-я и 41-я мотопехотные, 23-я горно-пехотная, 1-я воздушно-десантная), командование сил специального назначения (бригадного уровня), командование армейской авиации, а также немецкий компонент франко-германской бригады. Инспектору сухопутных войск также подчинены командование боевой подготовки СВ и ведомство развития СВ.

Командование боевой подготовки осуществляет руководство всеми учебными заведениями и центрами подготовки СВ. Ему подчинены офицерская школа, унтер-офицерская школа, центр подготовки к участию в операциях ООН, центр оперативной подготовки, центр боевой подготовки, учебный центр СВ, центр подготовки специальных операций, семь центров подготовки родов войск (пехотный, горнопехотный, инженерно-саперный, артиллерийский, армейской авиа-

13

о

О

С\ £ л

Л »

Г5

н

С ц

л

и р

н р

Л

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С\ ^

в

н л

Г5

в ^

Оборона страны/

коллективная оборона в рамкэх НАТО и взаимная помощь в рамках Европейского союза

Операции по оказанию содействия ооюзнккам (наземный, воздушный, морской компоненты, боевое обеспечение)

Предотвращение международных

конфликтов и урегулирование международных кризисов

Военные наблюдатели

Операции кризисного урегулирования

Территориальная оборона и проведение операций по эвакуация

Помощь при стихийных бедствиях и катастрофах

Размещение ТЯО

Управление войсками

(силами), участие в комодных структура*

Военные операции по эвакуации

Воем но-гражданское взаимодействие

Участие в формировании СПЗ НАТО, постоянных групп ОВМСНАТО, сил реагирования ЕС и предоставление военного персонала ООН

Операции по эвакуации раненых

Стратегические переброски Обеспечение безопасности а воздушном и мореном пространстве контроль космического пространства

ПРО театра военных действий

Участие в интегрированной ПВО НАТО

Участие в командных структурах НАТО Территориальная оборона

Выполнение задач принимающей страны / страны-транзитера

Военное сотрудничество

и оказание гуманитарной помощи

Гуманитарная помощь зарубежным странам

Участие в многонациональных учениях (мероприятиях ОБП)

Обучение и подготовка военнослужащих зарубежных стран

Военные советники

Общегосударственные задачи

Освещение обстановки в стране и в мире, оценка обстановки

Координации военного строительства

Поисково-спасательные работы

Авиаперевозки высших

должностных лиц

протокольная служба

Обнаружение разливав

нефтепродуктов в морских акваториях

Развитие спорта высших достижений

Повседневная деятельность на национальной территории

Выполнение текущих задач ведомствами (комплектование, оснащение ВВТ. содержание! развитие инфраструктуры)

Подготовка и обучение личного состава

Медицинское обеспечение ВС

Обеспечение безопасности полетов военной авиации

Обеспечение прэьоггарщка в ВС и безопасности военной службы

Военно-оркестровая _служба_

Организация досуга

Основные задачи, выполняемые на национальной территории: руководство национальными войсками (силами), боевое, материально-техническое, медико-санитарное, психологическое, геоинформационное обеспечение, проведение мероприятий ОБП, работа с общественностью, подготовка людских резервов

Добывание сведений и разведка

Обеспечение кибербезопасности

Обеспечение повседневной деятельности вооруженных сил

ограниченные по срокам задачи

задачи с продолжительными сроками выполнения

долговременное поддержание средств для решения краткосрочных задач

постоянные задачи

ции, авиационной поддержки, технический).

Ведомство развития сухопутных войск отвечает за практическую реализацию программ и планов реформирования этого вида ВС. Во взаимодействии с командованием СВ и командованием боевой подготовки СВ оно решает задачи по совершенствованию организационно-штатной структуры, оснащению формирований сухопутных войск Германии вооружением и военной техникой.

На вооружении СВ (без учета ВВТ, находящихся на складах ОСО) состоят: боевые танки — 284; орудия полевой артиллерии, РСЗО и минометы (калибром более 100 мм) — 296; боевые бронированные машины — 2254; вертолеты армейской авиации — 152, из них ударные вертолеты — 518.

Военно-воздушные силы предназначены для завоевания и удержания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и поля боя, оказания непосредственной авиационной поддержки СВ и ВМС, ведения авиационной разведки в интересах всех видов ВС, осуществления воздушных перебросок войск и военных грузов. В боевом составе ВВС насчитывается десять авиационных эскадр, в состав которых входят 24 эскадрильи (десять эскадрилий боевой авиации, одна разведывательная, семь эскадрилий вспомогательной авиации, четыре вертолетных эскадрильи, две эскадрильи БПЛА), а также три зенитные ракетные группы, одна учебная группа ПВО «Мантис». В стадии формирования находится совместная германо-французская транспортная авиационная эскадрилья (АвБ Фовиль ВВС Франции, г. Эвре).

На вооружении ВВС ФРГ состоят: самолеты боевой авиации — 226 (в том числе 20 носителей ТЯО), самолеты вспомогательной авиации — 57, вертолеты — 88, БпЛА «Герон-1» — 8,

батареи ЗРК «Патриот» — 30, ЗАК «Мантис» — 12, ЗРК «Оцелот» — 20.

Военно-морские силы предназначены для ведения боевых действий в составе группировок ОВМС НАТО, а также самостоятельно или во взаимодействии с другими видами ВС Германии. В их состав входят: 1-я флотилия разнородных сил (четыре эскадры — подводных лодок, корветов, тральщиков, поддержки; командование специального назначения ВМС; батальон охраны ВМС; военно-морские базы Варнемюнде, Киль, Эккернфёр-де); 2-я флотилия разнородных сил (две эскадры фрегатов УРО, эскадра судов обеспечения, военно-морская база Вильгельмсхафен); командование морской авиации (две эскадры морской авиации — самолетов и вертолетов ВМС); командование поддержки ВМС, военно-морской медицинский институт и военно-учебные заведения (школа офицерского состава, школа унтер-офицерского состава, техническая школа ВМС, школа операторов ВМС). Кроме того, организационно к ВМС ФРГ относятся центр передового опыта НАТО в области проведения операций в уз-костях и на мелководье и германский штаб операций военно-морских сил.

На вооружении ВМС состоят: боевые корабли — 37 (из них: подводные лодки — 6, фрегаты УРО — 12, корветы — 5, тральщики — 11, корабли радиотехнической разведки — 3); боевые катера — 13 (из них: десантные — 1, катера-тральщики — 12); вспомогательные суда — 20 (из них в боевых соединениях — 14); боевые самолеты — 10; противолодочные вертолеты — 22; поисково-спасательные вертолеты — 20.

Существование в составе ВС ФРГ межвидовых компонентов обусловлено необходимостью централизации управления в интересах решения задач боевого (оперативного) и тылового обеспечения на стратегическом

и оперативно-тактическом уровнях, а также территориальной обороны государства. Так, силы и средства родов войск, предназначенные для обеспечения применения межвидовой группировки или решения задач в интересах всех видов ВС, сведены под единое управление инспекторов ОСО, ЦМСС и СКИО. При этом их распределение в межвидовые компоненты осуществлено следующим образом: ОСО объединяют формирования тыла, военной полиции, радиационной, химической и бактериологической защиты; ЦМСС — формирования медико-санитарного обеспечения на национальной территории и за рубежом; в СКИО сведены формирования разведки, связи, РЭБ, киберопераций и геоинформационного обеспечения, психологической борьбы, а также подразделения по обеспечению информационной безопасности. В составе каждого межвидового компонента имеются учебные заведения и центры подготовки личного состава соответствующих родов войск и служб.

Объединенные силы обеспечения являются самостоятельным компонентом ВС ФРГ видового уровня. К главным их функциям относятся централизованное оперативное (боевое) и тыловое обеспечение вооруженных сил Германии, организация комплектования бундесвера военными кадрами и их обучения, военно-гражданское сотрудничество и взаимодействие с военными структурами НАТО и ЕС, а также организация оперативного управления группировками войск (сил) бундесвера в операциях за рубежом.

Организационно ОСО включают три видовых командования (материально-технического обеспечения, военной полиции и РХБЗ), а также центральное управление ВС. В их подчинении находятся три полка военной полиции, шесть батальонов МТО, специальный инженерный ба-

тальон, два батальона РХБЗ, а также центр МТО, четыре центральные базы хранения военного имущества и четыре центральные базы хранения боеприпасов.

Непосредственно инспектору ОСО также подчинены федеральная академия политики безопасности, управление кадров личного состава, проходящего службу в федеральной разведывательной службе, и аппарат представителей бундесвера в военных комитетах НАТО и ЕС.

На вооружении ОСО (без учета ВВТ, находящихся на складах) состоят: боевые бронированные машины — 486, из них БТР РХБ-разведки — 35; инженерные машины — 35.

Центральная медико-санитарная служба предназначена для организации медицинского обеспечения бундесвера, в том числе при применении войск (сил) ФРГ за пределами национальной территории. Организационно ЦМСС включает командования регионального медико-санитарного обеспечения и медико-санитарного обеспечения за рубежом, пять госпиталей бундесвера, многонациональный медико-санитарный координационный центр / европейское медицинское командо-вание9, а также военно-медицинскую академию, которой подчинены четыре института — фармакологии и токсикологии, микробиологии, радиобиологии, практической медицины.

Инспектор медико-санитарной службы также координирует деятельность медицинских структур видов ВС. К ним относятся медицинская служба сил специального назначения в СВ, институт авиационной медицины в ВВС, институт военно-морской медицины и медицинские службы кораблей ВМС.

На вооружении ЦМСС (без учета ВВТ, находящихся на складах ОСО) находится 151 медицинская бронированная машина.

Силы киберопераций и информационного обеспечения предназначены для решения задач противоборства в киберинформационном пространстве. Речь идет о защите информационных ресурсов бундесвера, добывании и анализе сведений о вероятном противнике, нанесении ущерба в ки-берпространстве его органам государственного и военного управления, объектам критической инфраструктуры. СКИО также организуют и проводят информационные операции, занимаются дезинформацией противоборствующей стороны, ведут разведку и радиоэлектронную борьбу.

Организационно СКИО включают два командования — стратегической разведки и информационно-техническое, а также центр геоинформационного обеспечения бундесвера.

В состав командования стратегической разведки входят центры киберопераций, информационных операций, обработки результатов космической разведки, оценки радиоэлектронной обстановки, исследовательский центр разведки техническими средствами, четыре батальона РТР и РЭБ, а также школа стратегической разведки.

Информационно-техническое командование бундесвера имеет в своем составе центры кибербез-опасности, программного обеспечения, эксплуатации информационно-технических систем, шесть информационно-технических батальонов, немецкий компонент батальона связи НАТО, а также учебное заведение по подготовке кадров в сфере информационной техники.

Центр геоинформационного обеспечения бундесвера осуществляет свою деятельность в интересах реализации концепции ведения военных действий в едином информационном пространстве. В базе данных центра — географической информационной системе — содержатся топографи-

ческие, метеорологические, геологические, географические, океанографические данные, высотные данные рельефа, а также изображения космической и воздушной оптико-электронной разведки.

Подобно видам ВС, которые предназначены для ведения свойственных только им военных действий в определенной физической среде, СКИО осуществляют свою деятельность в киберсреде. С учетом этого можно говорить о фактическом существовании в бундесвере четвертого вида вооруженных сил.

Следует обратить внимание на тот факт, что в составе каждого вида ВС и межвидового компонента Германии имеются многонациональные формирования и органы управления, созданные на двусторонней, многосторонней и общеблоковой основе. Выполнение задач тылового, материально-технического и медицинского обеспечения в бундесвере максимально централизовано, организуется на межвидовом уровне и в соответствии со стандартами НАТО.

Космические войска в ФРГ отсутствуют. Также германские ВС не обладают ядерным оружием. Однако в составе ВВС страны имеются боевые самолеты, способные нести тактическое ядерное оружие США — около 200 бомб В-61-12, хранящихся в Европе (Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды) и Турции.

Вторым по численности и значимости компонентом бундесвера является военная администрация. На нее возлагаются задачи мобилизационного развертывания, комплектования, социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала бундесвера, финансово-экономической и контрольной деятельности, правового обеспечения, содержания и развития военной инфраструктуры, защиты окружающей среды. Организационные области

военной администрации бундесвера в своем составе объединяют несколько учреждений под единым руководством соответствующего федерального ведомства.

Организационная область «Кадры» проводит мероприятия в интересах поступления граждан на военную и государственную гражданскую службу в бундесвере, ее прохождения (включая получение специального образования, повышение квалификации и переподготовку) и прекращения.

Федеральное ведомство кадров бундесвера решает задачи планирования, организации и контроля комплектования бундесвера военнослужащими и гражданским персоналом. Оно же отвечает за подготовку кадров, включая повышение квалификации, а также за совершенствование системы прохождения службы. В рамках обеспечения мобилизационной готовности ведомство осуществляет планирование комплектования бундесвера личным составом, координацию работы по ведению персонального и статистического учета военнослужащих, гражданского персонала и резервистов. В непосредственном подчинении ведомства находятся 16 центров занятости бундесвера, пять региональных центров занятости и 110 консультативных офисов по вопросам прохождения службы в бундесвере.

Кроме того, в организационную область «Кадры» входят федеральное ведомство иностранных языков, два университета, образовательный центр бундесвера и факультет военной администрации в федеральном университете государственного управления.

Организационная область «Закупка и эксплуатация ВВТ, АСУ и средств связи» является основной структурой, удовлетворяющей потребности вооруженных сил и военной администрации ФРГ в продукции (ВВТ, материально-техническое и вещевое имущество) и услугах военного назначения, за исключением вопросов, связанных с недвижимостью. Структурно в состав организационной области входят федеральное ведомство закупки и эксплуатации ВВТ, АСУ и средств связи (БААИН) и подчиненные ему военно-технические подразделения и военные научно-исследовательские организации.

БААИН является основным заказчиком и поставщиком ВВТ в бундесвер. Данная структура руководит проектными работами — от момента проработки вариантов удовлетворения потребности в вооружении, технике и материально-техническом имуществе (разработки технического задания) до реализации проекта, организует процесс эксплуатации, модернизации, ремонта и утилизации ВВТ, а также отвечает за разработку концепции закупок вооружения,

Существование в составе ВС ФРГ межвидовых компонентов обусловлено необходимостью централизации управления

в интересах решения задач боевого (оперативного) и тылового обеспечения на стратегическом и оперативно-тактическом уровне, а также территориальной обороны государства. Так, силы и средства родов войск, предназначенные для обеспечения применения межвидовой группировки или решения задач в интересах всех видов вооруженных сил, сведены под единое управление инспекторов ОСО, ЦМСС и СКИО.

международное сотрудничество в военно-технической области, размещает заказы на проведение НИОКР.

Деятельность БААИН поддерживается шестью военно-техническими испытательными центрами (ВТИЦ), двумя военными научно-исследовательскими центрами, а также другими институтами.

ВТИЦ проводят научные и технологические исследования, а также испытания новых образцов ВВТ по следующим направлениям: бронетанковая и инженерно-саперная техника (ВТИЦ-41), технические средства защиты и специальная техника (ВТИЦ-52), авиационная техника (ВТИЦ-61), боевые корабли и вооружение ВМС (ВТИЦ-71), информационные технологии и электроника (ВТИЦ-81), стрелковое оружие и боеприпасы (ВТИЦ-91). Эти подразделения разрабатывают концепции будущих систем вооружения, контролируют процесс производства, испытания, модернизации и ремонта ВВТ, определяют сроки эксплуатации и снятия их с вооружения. Руководство центров участвует в подготовке управленческих решений в части, касающейся вопросов технического обеспечения процесса разработки ВВТ.

В структуру организационной области также входят два военных научно-исследовательских центра: изучения технологических и конструкционных материалов и взрывчатых веществ и технологий защиты от оружия массового поражения. Кроме того, в подчинении БААИН находится военно-морской арсенал, обеспечивающий проведение технического обслуживания и ремонта ВВТ в интересах ВМС. На представительское бюро БААИН в Соединенных Штатах Америки (Рестон) возложена ответственность за организацию взаимодействия с военными ведомствами и военно-промышленными комплексами США и Канады.

Организационная область «Инфраструктура, защита окружающей среды, обеспечение повседневной деятельности» является самой многочисленной в военной администрации. Она предназначена для содержания и дальнейшего развития инфраструктуры бундесвера (в том числе за пределами национальной территории), продовольственного обеспечения. В сферу ее обязанностей входит следить за соблюдением безопасности и охраны труда, организацией и осуществлением служебных командировок и воинских перевозок, а также проведением мероприятий экологической и пожарной безопасности.

Возглавляет этот компонент бундесвера федеральное ведомство инфраструктуры, защиты окружающей среды и обеспечения повседневной деятельности. Оно осуществляет координацию военно-хозяйственной деятельности на всей территории ФРГ и в районах размещения германских воинских контингентов. В состав самого ведомства входят семь центров управления строительными работами, которые отвечают за создание новой инфраструктуры военных городков, пунктов базирования и полевых лагерей, в том числе за пределами национальной территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этому федеральному ведомству подчинены: продовольственное управление бундесвера; центр пожарной охраны бундесвера; центр организации поездок; 42 центра обеспечения повседневной деятельности войск (сил); военно-административные службы бундесвера за рубежом (всего 18: в Великобритании и Польше — по одной, в Бельгии — две, в Италии — пять, в Нидерландах — три, в США — две, во Франции — четыре); военно-административные службы бундесвера в операциях (в Джибути, Иордании, Ираке, Кипре, Косово, в Мали — две).

В целом наличие военной администрации позволяет максимально освободить личный состав ВС от выполнения вспомогательных задач. Следует отметить, что все три организационные области военной администрации бундесвера находятся в сфере ответственности соответствующих главных управлений министерства обороны Германии.

Компоненты военно-церковный и правового обеспечения имеют статус отдельных гражданских структурных элементов бундесвера и не входят в состав ВС и военной администрации. Военно-церковный компонент бундесвера включает евангелическую церковную службу бундесвера и ведомство католического военного епископа. В их подчинении находятся по 100 военных священников. Для военнослужащих других вероисповеданий в бундесвере отсутствуют структурные элементы, удовлетворяющие их духовные потребности. Компонент правового обеспечения (всего около 300 чел.) включает два военных суда и аппарат представителя бундесвера при федеральном административном суде Германии. Эти структуры предназначены для проведения дисциплинарных разбирательств в отношении военнослужащих и по жалобам от самих военнослужащих.

Особое место в структуре бундесвера занимают органы центрального подчинения министерству обороны:

• федеральное ведомство военной контрразведки;

• объединенное оперативное командование;

• объединенное территориальное командование;

• ведомство планирования;

• ведомство контроля эксплуатации авиационной техники бундесвера;

• академия руководящего состава бундесвера;

• центр внутреннего руководства.

Федеральное ведомство военной контрразведки предназначено для пресечения деятельности иностранных разведок, противодействия терроризму, экстремизму и диверсионным действиям, направленным против бундесвера (в том числе контингентов ВС ФРГ за пределами национальной территории), а также обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну. Ведомство наделено правом ведения предварительного следствия и дознания, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности10.

Объединенное оперативное командование является органом управления оперативно-стратегического уровня и несет ответственность за планирование операций и руководство с территории Германии национальными (при необходимости — многонациональными) межвидовыми группировками войск (сил) за пределами страны. Оно обладает полномочиями отдавать командованиям видов ВС распоряжения на выделение сил и средств для участия в операциях за рубежом, а также напрямую (минуя командования видов ВС) докладывать руководству министерства обороны об обстановке в районе применения. Кроме того, оно взаимодействует с многонациональными командованиями и органами управления НАТО, ЕС и других международных организаций (рис. 5).

Объединенное территориальное командование отвечает за территориальную оборону страны и военно-гражданское сотрудничество, в том числе в интересах совместной с органами местного самоуправления ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. В интересах коллективной обороны в рамках НАТО оно примет участие в организации стратегических перегруппировок войск (сил) и их оперативного развертывания. Возглавляет этот орган военного управления

Рис. 5. Место объединенного оперативного командования в процессе управления группировками войск (сил) бундесвера в операциях за рубежом

командующий, который выполняет функции командующего национальной территориальной обороной Германии (до настоящего времени этот статус имел заместитель генерального инспектора — инспектор ОСО). В данном качестве он отвечает за применение бундесвера и группировок войск (сил) других государств на территории Германии. Ему непосредственно подчинены 16 командований федеральных земель, батальон охраны МО ФРГ и центр военно-гражданского сотрудничества. Кроме того, в административном подчинении находится многонациональное межвидовое командование «Ульм». Оно является органом военного управ-

ления, предназначенным для руководства группировкой войск (сил) НАТО или Евросоюза до оперативного уровня (около 60 тыс. чел.) на удаленных театрах военных действий, а также в операциях в зоне ответственности альянса. Командование «Ульм» в случае участия в военной операции передается в подчинение соответствующего штаба объединенных вооруженных сил НАТО или сил реагирования Евросоюза.

Ведомство планирования отвечает за научно-исследовательское сопровождение процессов планирования и обоснование распределения финансовых ресурсов. В интересах выработки предложений по военно-

му строительству оно проводит и координирует исследования в области прогнозирования и оценки характера вооруженной борьбы в военных конфликтах будущего, угроз военной безопасности Германии на среднесрочную, долгосрочную и даль-несрочную перспективу. При этом изучается зависимость боевого потенциала ВС, их боевой готовности, мобилизационных возможностей государства, состояния гражданской обороны от уровня развития науки, техники, технологии и выделяемых ресурсов. В рамках интегрированного процесса планирования строительства бундесвера также осуществляется координация деятельности других ведомств и командований. Ведомство объединяет разработанные в видах ВС, межвидовых компонентах и организационных областях военной администрации планы развития, согласует их между собой и представляет министерству обороны ежегодные предложения по развитию бундесвера11.

Ведомство контроля эксплуатации авиационной техники бундесвера решает задачи сертификации самолетов и других летательных аппаратов (в том числе БПЛА) ВС страны, нормативного регулирования их эксплуатации, выдачи лицензий национальным и иностранным компаниям и организациям, занятым в сфере производства авиационной техники, а также контроля за соблюдением ими установленных норм и правил. На международном уровне ведомство осуществляет взаимодействие с Европейским оборонным агентством, Европейским агентством по безопасности полетов, соответствующими структурами и органами управления союзных государств и НАТО12.

Академия руководящего состава бундесвера является высшим военно-учебным заведением Германии и ведущим центром научных иссле-

дований в области обороны и обеспечения национальной безопасности государства. В академии проходят обучение, переподготовку и повышение квалификации старшие и высшие офицеры бундесвера, представители германских министерств и ведомств, а также военнослужащие иностранных государств. В этом учебном заведении одновременно обучаются более 600 слушателей, в том числе около 100 офицеров из примерно 60 зарубежных стран. Ежегодно в нем проходят обучение и повышают квалификацию по 80 различным программам более 3000 слушателей.

Центр внутреннего руководства предназначен для организации и проведения воспитательной и идеологической работы в бундесвере, пропаганды военной службы и развития индивидуальных лидерских качеств военнослужащих. Также центр осуществляет подготовку специалистов в областях индивидуально-воспитательной работы и правового обеспечения бундесвера. Данное учреждение предоставляет руководству министерства обороны информацию о состоянии дисциплины, правопорядка, морально-политическом и социальном состоянии в бундесвере. Ему подчинены центр военной истории и социальных исследований, а также военно-исторический музей бундесвера.

За исключением контрразведывательного органа министерства обороны, все остальные органы центрального подчинения находятся в ведении генерального инспектора бундесвера.

В целом бундесвер на современном этапе своего развития имеет весьма сложную, разнородную иерархическую структуру, включающую вооруженные силы и военную администрацию, а также предусматривающую интеграцию с вооруженными силами соседних стран и НАТО в целом. Самыми крупными его составными частями являются сухопутные

войска, военно-воздушные силы и объединенные силы обеспечения.

Таким образом, существующий облик бундесвера сложился под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, основным из которых является участие страны в Североатлантическом союзе. Германия стремится углубить военную интеграцию с соседними государствами (прежде всего Францией и Нидерландами), обеспечивает деятельность органов управления НАТО, содержит на своей территории тактическое ядерное оружие США. Состав ВС ФРГ мирного времени рассчитан на обеспечение военной безопасности страны,

возможность отражения внезапного нападения противника и стратегическое развертывание ВС исключительно с опорой на союзников. Тем не менее сложившаяся система учреждений военной администрации бундесвера обеспечивает подготовку, накопление и содержание требуемого количества мобилизационных ресурсов, запасов ВВТ и других материальных средств. Поэтому бундесвер необходимо рассматривать не только как сложную социально-техническую систему со всеми ее внутренними взаимосвязями, но и как подсистему коллективной обороны в рамках НАТО и ЕС.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Примерно с 1961 года военно-территориальная организация не стала выделяться в самостоятельную часть бундесвера, поскольку утвердилась как часть вооруженных сил. Бундесвер и НАТО: История создания и развития вооруженных сил ФРГ (1955—1978). М.: Воениздат, 1979. С. 27.

2 Введено «Законом о статусе военнослужащих» от 6 марта 1956 года.

3 В ходе операции «Союзническая сила» период с 24 марта по 10 июня 1999 года восемь тактических истребителей «Торнадо» ВВС ФРГ совершили 438 боевых вылетов, в ходе которых применили 236 противора-диолокационных ракет «Харм». Еще шесть самолетов РиРТР вели воздушную разведку (66 самолето-вылетов).

4 Unterrichtung durch die Wehrb eauftragte. Jahresbericht 2021 (63. Bericht) Deutscher Bundestag. Drucksache 20/900 vom 15.03.2022 (20. Wahlperiode). 176 s.

5 Термин обозначает особое государственно-правовое состояние при обострившемся военном положении, способном привести к войне, в том числе при высокой вероятности нападения противника.

6 Только после введения «состояния обороны».

7 Böckenförde Stefan, Gareis Sven Bernhard, Deutsche Sicherheitspolitik. 2. Auflage. Verlag Barbara Budrich, Opladen & Toronto, 2014. 448 s.

8 Боевой состав видов ВС приведен по The Military Balance 2022. The International Institute for Strategic Studies, London. 2022. 530 p.

9 Создано в рамках программы «Постоянное структурированное сотрудничество». В проекте участвуют семь стран (Нидерланды, Румыния, Словакия, Испания, Италия, ФРГ и Швеция), пять государств (Болгария, Литва, Люксембург, Франция и Чехия) имеют статус наблюдателей.

10 MAD Report. Jahresbericht des Militärischen Abschirmdienstes für das Jahr 2020 — Bundesamt für den Militärischen Abschirmdienst, Köln. 09.2021. 36 s.

11 Planungsamt der Bundeswehr. Übergreifende Planung — Von der Idee bis zur Umsetzung. Wehrtechnik—Sonderheft 2021. Mönch Verlagsgesellschaft mbH. 2021. 48 s.

12 Luftfahrtamt der Bundeswehr. Kompetenz und Sicherheit für die militärische Luftfahrt — Luftfahrtamt der Bundeswehr. Leiter der Informationsarbeit Luftwaffenkaserne WAHN. 06.2021. 24 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.