Научная статья на тему 'Буллинг в образовательной среде мифы и реальность'

Буллинг в образовательной среде мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2339
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / БУЛЛИНГ / КЛАСС / УЧИТЕЛЬ / ПСИХОЛОГ / ШКОЛА / ЛИЦЕЙ / STUDENTS / BULLYING / CLASS / TEACHER / PSYCHOLOGIST / SCHOOL / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафронова М. В.

В работе описаны результаты пилотажного исследования проблемы буллинга в образовательной среде, проведенного на базе четырех школ г. Новосибирска, в котором участвовало 210 учащихся, пять экспертов и восемь учителей. Исследование проводилось с помощью анкетирования, опросника Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности» и экспертного интервью. Было выявлено несоответствие представлений о проблеме буллинга специалистов сферы образования и учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафронова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT MYTHS AND REALITY

The paper describes the results of the pilot study on the problem of bullying in the educational environment that was conducted on the basis of four schools in Novosibirsk and involved 210 students, five experts and eight teachers. The study was accomplished by means of “Strengths and Difficulties Questionnaire” by R. Goodman and some expert interviews. A discrepancy in views about the problem of bullying between educational specialists and students was revealed.

Текст научной работы на тему «Буллинг в образовательной среде мифы и реальность»

к самореализации. В этот период происходит расширение статусных и ролевых позиций человека, в результате чего формируется социальная и культурная компетентность, готовность к самостоятельному жизненному выбору, способность проявлять ответственность и инициативность. При изменении статуса и принятии новой социальной роли происходит актуализация и соотнесение собственной концепции роли (с находящейся в еще «зачаточном» варианте ролевой самооценкой в ее идеальном варианте) с социальными ожиданиями и соответствующим ролевым исполнением. Этот процесс, обладая собственной спецификой, детерминирует возникновение ролевой самооценки. Еще на этапе освоение социальной роли происходит становление ролевой самооценки, которая не тождественна общей, и при этом, выполняя, в том числе регулятивную функцию, влияет на успешность деятельности.

Именно на период юности приходится стремление в постижении социальной реальности через освоение социальных ролей и функций. Одной из наиболее важных ролей на пути личностного и профессионального становления обучающейся в вузе молодежи является роль «студент». Наше исследование направ-

Библиографический список

лено на изучение механизмов, факторов и условий формирования ролевой самооценки студента.

Итак, общественная природа личности, ее включенность в систему социальных отношений сопряжены с необходимостью освоения социальных ролей и функций. При этом становятся актуальными исследования, изучающие психологические особенности и личностные образования, которые задействованы в этом процессе и способны его предопределять. Анализ научных публикаций о самооценке личности показал сравнительно малую представленность в них данных о ролевой самооценке. Являясь частным видом, ролевая самооценка имеет свою специфику формирования, изучив которую, можно избежать деформаций, возникающих в формирующихся ролях и являющихся причинами различных проявлений асоциальности, дезадаптации, девиантного поведения. Более того, знание закономерностей становления ролевой самооценки студента может обнаружить условия успешного освоения данной социальной роли, откроет дополнительные возможности коррекционной психологической помощи, как в индивидуальном консультировании студентов, так и через групповые формы работы с молодежью.

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2. Кон, И.С. Социологическая психология. - М.; Воронеж, 1999.

3. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности. Человек в системе наук. - М., 1989.

4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособ. для вузов. - М., 2002.

5. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности. - М., 1993.

6. Подобина, О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кострома,

2005.

7. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. - М., 2011.

8. Артемьева, М.С. Личность: норма и патология: учеб. пособ. - М., 2012.

Bibliography

1. Ananjev, B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. - L., 1968.

2. Kon, I.S. Sociologicheskaya psikhologiya. - M.; Voronezh, 1999.

3. Ancihferova, L.I. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. Chelovek v sisteme nauk. - M., 1989.

4. Andreeva, G.M. Zarubezhnaya socialjnaya psikhologiya KhKh stoletiya: Teoreticheskie podkhodih: ucheb. posob. dlya vuzov. - M., 2002.

5. Leontjev, D.A. Ocherk psikhologii lichnosti. - M., 1993.

6. Podobina, O.B. Sovladayuthee povedenie zhenthinih na ehtape prinyatiya roli materi: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kostroma, 2005.

7. Galkina, T.V. Samoocenka kak process resheniya zadach: sistemnihyj podkhod. - M., 2011.

8. Artemjeva, M.S. Lichnostj: norma i patologiya: ucheb. posob. - M., 2012.

Статья поступила в редакцию 06.05.14

УДК 159.9

Safronova M. V. BULLYING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT - MYTHS AND REALITY. The paper describes the results of the pilot study on the problem of bullying in the educational environment that was conducted on the basis of four schools in Novosibirsk and involved 210 students, five experts and eight teachers. The study was accomplished by means of “Strengths and Difficulties Questionnaire” by R. Goodman and some expert interviews. A discrepancy in views about the problem of bullying between educational specialists and students was revealed.

Key words: students, bullying, class, teacher, psychologist, school, high school.

М.В. Сафронова, канд. психол. наук, доц. НГТУ г. Новосибирск, E-mail: Safronova-rita@mail.ru

БУЛЛИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ - МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В работе описаны результаты пилотажного исследования проблемы буллинга в образовательной среде, проведенного на базе четырех школ г. Новосибирска, в котором участвовало 210 учащихся, пять экспертов и восемь учителей. Исследование проводилось с помощью анкетирования, опросника Р Гудмана «Сильные стороны и трудности» и экспертного интервью. Было выявлено несоответствие представлений о проблеме буллинга специалистов сферы образования и учащихся.

Ключевые слова: учащиеся, буллинг, класс, учитель, психолог, школа, лицей.

Практически в каждом школьном классе есть дети, которые являются объектами насмешек или открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников. В последние годы психологи, педагоги, деятели культуры и искусств бьют тревогу - настолько частым и жестоко проявляемым становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной и циничной из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются через Интернет.

Буллинг - задирамние, трамвля - агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных чле-

нов коллектива или его части - для многих новое понятие. Однако, всем известное явление «дедовщина» в армии, это тот же буллинг, перекочевавший как феномен социального поведения в армию отчасти из школы, а отчасти из тюремной среды. Недостаток информированности о буллинге педагогического сообщества является препятствием для разрешения этой важной проблемы [1].

В школе можно наблюдать разные формы травли. Физический буллинг: это умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение телесных повреждений. Психологический - насилие,

проявляющееся в клеймлении (обидных прозвищах), обзывании, распространении обидных слухов, обидных жестах или действиях (например, плевки), запугивании, изоляции или игнорирования жертвы частью учеников или всем классом. Есть и экономический - это вымогательство, повреждение и иные действия с имуществом. Сегодня существует кибербуллинг - унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, других электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, распространение слухов и прочее) [2].

Буллинг - в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. Не имеет значения форма - физический буллинг или психологический. По данным психологов это достаточно распространенное явление [1].

Нами проведено пилотажное исследование, целью которого было изучение проблемы буллинга в школьной среде и роли специалистов системы образования в решении вопросов насилия.

Задачами исследования были:

1) изучить распространенность буллинга в подростковой среде;

2) показать особенности буллинга в разных типах школ;

3) выявить роль психолога и учителя в решении проблем буллинга.

Для проведения исследования мы использовали батареи для подростков и анкеты для учителей, разработанные совместно с Центром «Перекресток» Московского городского психо-лого-педагогического университета. Инструмент для подростков включал рисуночную методику, направленную на выявление системы отношений в классе, анкету о взаимоотношениях в школе, опросник Гудмана «Сильные стороны и трудности», позволивший оценить психосоциальное благополучие, в частности, выраженность проблем общения, поведения, эмоциональных проблем и просоциальное поведение [3]. Анкета для учителей включала открытые вопросы о понимании, что такое буллинг, о вариантах его проявления в детской среде, о способах реагирования учителя на ситуации травли и другие. Аналогичные вопросы задавали экспертам в процессе проведения интервью.

Полученные данные анализировали с помощью методов математической статистики, таких как: корреляционный и факторный анализ, а также сравнение долей с помощью хи-квадрат.

В исследовании приняли участие 210 учащихся (103 мальчика и 107 девочек) 6-11 классов из 4-х школ г. Новосибирска (два лицея и две общеобразовательные школы), пять экспертов: психологи, социальные педагоги, администрация школ, где проходило исследование. Заполненные анкеты нам вернули только восемь учителей (около 10% розданных анкет). Можно предположить, что причинами отказа учителей отвечать на вопросы анкеты были: 1) низкая компетентность в сути буллинга, 2) точка зрения о том, что этим вопросом не должны заниматься сотрудники школы, 3) убеждение, что «этого нет в моем классе или школе».

В процессе анализа ответов на вопросы анкеты и интервью мы столкнулись с рядом мифов о буллинге.

Миф 1. Буллинг в образовательной среде появился недавно, раньше такого не было.

Травля в школьной среде существовала всегда. Ее разные проявления отмечают эксперты, учившиеся в школе и в 70-е, и в 90-е годы (Фильмы «Чучело», «На карандаш»). В 1910 г. в Вене З. Фрейд, А. Адлер, У. Стекел провели конгресс по теме «О суициде среди учащихся средней школы». Фрейд писал «Нельзя винить только школу, что в ней столько насилия, и в том, что дети совершают суициды, но вина школы в том, что она ничего не делает, чтобы хоть как-то противостоять этой тенденции» [4]. Таким образом, проблема буллинга имеет более чем столетнюю историю.

Миф 2. Буллинг - это проблема подростков.

По данным экспертов, в третьем и четвертом классах травля отдельных детей - нередкое явление. Психолог одного из лицеев в процессе работы с девочкой из начальной школы выяснила, что она в темной раздевалке периодически подвергалась насилию со стороны одноклассниц. И это далеко не единственный случай. По данным Д. Ольвеуса, частота проявления буллинга во втором классе равна 17,5% у мальчиков и 16% -у девочек. К пятому классу число проявлений травли снижается примерно до 10-12% [4].

Миф 3. Травля детей одноклассниками бывает только в обычных общеобразовательных школах, а в лицеях и гимназиях (гимназических классах) буллинг почти не встречается.

Исследования, проведенные нами в школах разного типа, показали, что, 15,7% в 6-х классах, 12,3% - 7-8 классах и около 6% в 9-10 классах школьников ответили, что подвергаются травле.

В лицее 14,5% шестиклассников, в обычных школах 17,8% подвергаются насилию со стороны одноклассников, и по 11% в каждой школе ответили, что их задирают старшеклассники, 11% и 6,6% - учащиеся других школ. Исследуя особенности травли, мы получили следующие результаты: наличие в классе физического буллинга подтвердили 36,4% учащихся, психологического - 57,9%, экономического - 18,2% респондентов. В результате сравнительного анализа было выявлено, что достоверные различия между ответами учащихся школ с разным статусом были в проявлении физического (лицей - 27,6%; школа - 51%, при р<0,01) и экономического насилия (лицей - 9%; школа - 33%, при р<0,01). Проявления психологического насилия в обычной школе наблюдали 64,4% учащихся, в лицее - 54%, однако эти различия не достоверны.

Таким образом, проявление буллинга в элитных школах действительно меньше, но это касается только физического и экономического насилия.

Миф 4. Обычно травят детей, которые чем-то отличаются от других, внешностью, неуживчивым характером, плохим воспитанием и поведением и это никак не связано с классом.

В процессе факторного анализа нами были получены такие шкалы как травля, стигматизация, драки, объединение с учителем против жертвы, ощущение опасности, уважение правил, безнадзорность, сплоченность, противоправное поведение, разобщенность. В процессе корреляционного анализа шкал опросника «Сильные стороны и трудности» с полученными шкалами было выявлено, что буллинг положительно связан с выраженностью гиперактивности у всех учащихся. У лицеистов травля коррелировала с эмоциональными и поведенческими проблемами. У мальчиков травля отрицательно коррелировала с проявлениями просоциального поведения.

Анализ взаимосвязи выраженности проявлений буллинга с особенностями класса показал, что физическое насилие связано с оценками класса как иерархии (38,8%) и в классах, где учитель объединяется с классом против жертвы (25%). Причем, структура класса - иерархия - была как в лицее, так и в обычной школе независимо от возраста и характеризовалась большим количеством драк. Ситуации, когда буллинг не только поощряется, но и стимулируется учителями показывают, что травля является для некоторых механизмом управления дисциплиной в классе и элементом структурного насилия. Наличие в классе изгоев или изолированных отметили 28% подростков (девочки 38%; мальчики - 16%).

Корреляционный анализ позволил нам выявить связь отдельных характеристик класса с выраженностью буллинга подростков. Травли было меньше там, где был сплоченный класс, имело место уважение правил, у детей было чувство защищенности, а также в разобщенных (разрозненных) классах. Насилия было больше там, где случались драки, противоправные действия, стигматизация, изоляция отдельных детей, ощущение опасности, бесконтрольность и безнадзорность (рис. 1).

Как показано на рис. 1, травля чаще всего связана со стигматизацией, то есть клеймлением, навешиванием ярлыков, кличек, обидных прозвищ.

Миф 5. Работать с этой проблемой должны психологи и социальные педагоги, но в целом, это проблема родителей.

Анализируя ответы детей, на вопрос к кому бы они обратились за помощью в ситуации травли, только 13% ответили, что к психологу, каждый третий из учащихся 6-х классов - к учителю. У подростков старшего возраста этот процент уменьшается. В основном учащиеся обсуждали это в среде сверстников (77%) , или в семье (72%).

На вопрос, как реально они поступают в таких ситуациях, получены следующие ответы учащихся: ко взрослым (родителям, учителям и другим специалистам) обращаются за помощью только 16%. В числе взрослых психолог стоит на последнем месте (рис. 2).

Среди высказанных предложений о том, что можно сделать, чтобы уменьшить травлю, самыми многочисленными были -

Примечание: * - р<0,05; **- р<0,001

Рис. 1. Взаимосвязь буллинга с особенностями поведения в классе

Реакция школьников на буллинг

I 40

Удивление Испуг Игнорирование Это обычное дело Присоединение Любопытство Обсуждение в.. Обращение к.

□ 14

44

] 29

] 28

] 53

49

□ 16

0

100

Обсуждать на 62

классных часах | 43 *

Вводить правила 44

| 20

Совершенствовать систему контроля за поведением 47

1 31

Ничего сделать 29 *

нельзя 1 37

□ Лицей ) 20 40 60 80

Примечание: * - р<0,01

Рис. 2. Реакции детей на буллинг (%) Рис. 3. Предложения: как можно бороться с травлей в классе

«обсуждать на классных часах», причем количество и качество предложений в школе и лицее достоверно различалось. Учащиеся обычных школ чаще предлагали ужесточить дисциплину, ввести новые правила, органы самоорганизации для контроля за поведением отдельных учеников и помощи нуждающимся. В лицее чаще отмечали, что сделать ничего нельзя (рис. 3).

В результате анализа данных интервью и анкет было выявлено что психологи, администрация и социальные педагоги знают об этом явлении. Однако работы с детьми, подвергшимися насилию, и буллерами фактически не проводится. Исключение составляют беседы, а в лицеях, где работают по два-три психолога, - тренинги общения и другие, которые почти не приносят никакого результата. Основанием не работать с этой проблемой для психологов является отсутствие запроса. В обычных школах проблемой профилактики насилия занимаются разные специалисты, разрабатываются программы. Однако опрошенные признают, что проблема буллинга далека от разрешения. Одни считают, что необходимо готовить такого специалиста, который бы мог работать с этой проблемой, другие - что необходимо консолидировать усилия учителей, родителей и администрации. Однако никто не предложил включить в работу по профилакти-

ке буллинга самих подростков, несмотря на то, что многие из ребят готовы заступаться, бороться с несправедливостью, но не видят поддержки взрослых.

Роль психолога в работе с проблемой насилия в школе может увеличиться, если он возьмет на себя ряд новых функций. Рассмотрим их подробнее.

Исследователь-диагност - так как выявление буллинга является довольно сложной задачей, часто он носит латентный характер. Но без диагностики невозможно определить ни вектор деятельности, ни ее эффективность. Мониторинг безопасности школьной среды требует грамотно подобранных или разработанных методик и систематичности.

Просветитель - так как в образовательной и родительской среде существует много мифов и искажений. Ряд учителей способствуют проявлению травли, не разбираются в сути происходящих внутриклассных событий, встают на сторону буллеров или игнорируют факты травли и унижения детей.

Фасилитатор для активизации усилий сообщества - так как профилактика насилия требует действительно консолидации усилий многих специалистов, а особенно - включения в программы профилактики самих детей.

Библиографический список

1. Заостровцева, М.Н. Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков: дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2003.

2. Бердышев, И. Лекарство против ненависти // Первое сентября - 2005. - 15 марта [Э/р]. - Р/д: - https://ps.1september.ru/ article.php?ID=200501822

3. Goodman, R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. -V. 40.

4. Кривцова, С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных [Э/р]. - Р/д: psychologia.edu.ru/files/20120217bulling.doc

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Zaostrovceva, M.N. Sovmestnaya deyateljnostj klassnogo vospitatelya, socialjnogo pedagoga i pedagoga-psikhologa po korrekcii agressivnogo povedeniya podrostkov: dis. ... kand. ped. nauk. - Kirov, 2003.

2. Berdihshev, I. Lekarstvo protiv nenavisti // Pervoe sentyabrya - 2005. - 15 marta [Eh/r]. - R/d: - https://ps.1september.ru/ article.php?ID=200501822

3. Goodman, R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. -V. 40.

4. Krivcova, S.V. Bulling v shkole VS splochennostj neravnodushnihkh [Eh/r]. - R/d: psychologia.edu.ru/files/20120217bulling.doc

Статья поступила в редакцию 13.05.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.