Научная статья на тему 'Булач Имадутдинович Гаджиев как писатель-краевед (материалы исследования школьного учителя)'

Булач Имадутдинович Гаджиев как писатель-краевед (материалы исследования школьного учителя) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2646
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-НОВАТОР / НЕУТОМИМЫЙ КРАЕВЕД / ПИСАТЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мусаева Шамсият Магомедрасуловна

В первой статье молодого ученого заявлена тема и цели исследования: показать своеобразие произведений Булача Гаджиева, известного историка, краеведа и педагога и отразить значение его деятельности в деле гражданского и патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Булач Имадутдинович Гаджиев как писатель-краевед (материалы исследования школьного учителя)»

Психолого-педагогические науки

• ••

93

Примечания

1. Абдулатипова Э.А. Духовно-нравственный потенциал творчества Расула Гамзатова//Среднее профессиональное образование (теоретический и научно-методический журнал). М., 2007, №4.

2. Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. Махачкала: ДНЦ РАН, 2004. 3. Гамзатов Р. Собр. соч. в 8-ми т. М. : Сов. писатель, 2003. 4. МаллаевД.М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей//Поиск истины - Дагестан. 2003. №9-10. 5. Мансурова А.М. Предназначенье. О творчестве Расула Гамзатова. Литературнотворческое эссе. М., 2003. 6. Мастерство Расула Гамзатова. Сб. статей. Махачкала: ДФАН СССР, 1986. 7. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 8. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2005. 9. Наровчатов С. Чувство и слово//Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. 10. НюдюрмагомедовА.Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурном образовательном пространстве. Махачкала: ДГУ ИВЦ, 2005. 168 с. 11. Поэт аула и планеты. Статьи, высказывания о Расуле Гамзатове. Махачкала: Изд. «Лотос», 2007. 12. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. 13. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.

Статья поступила в редакцию 28.09.2008 г.

УДК 373.1.02

БУЛАЧ ИМАДУТДИНОВИЧ ГАДЖИЕВ КАК ПИСАТЕЛЬ-КРАЕВЕД (материалы исследования школьного учителя)

© 2008 Мусаева Ш.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В первой статье молодого ученого заявлена тема и цели исследования: показать своеобразие произведений Булача Гаджиева, известного историка, краеведа и педагога и отразить значение его деятельности в деле гражданского и патриотического воспитания.

In the young scientist's first article the subject and purposes of the study are declared: to show the originality of Bulach Gadzhiev’s works, the well-known historian, student of the regional history and teacher, and to reflect the importance of his activity in the field of civil and patriotic education.

Ключевые слова: педагог-новатор, неутомимый краевед, писатель, индивидуальный стиль.

Keywords: teacher-innovator, tireless student of the regional history, writer, individual style

Нас, современников Булача Гаджиева, не может не интересовать все о жизни и деятельности этого человека. Своими трудами, книгами он мно-

гое нам рассказал о Дагестане, о выдающихся людях, о нашей и российской истории. А теперь наша очередь рассказывать школьникам о жизни и

94

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

деятельности этого замечательного педагога, краеведа, писателя и историка. О нем можно говорить долгодолго и все равно всего, что он заслуживает доброго, не скажешь.

После смерти поэта Расула Гамзатова и историка Расула Магомедова уход из жизни Булача Гаджиева, думается, третья невосполнимая потеря для дагестанской культуры. Разумеется, это совершенно разные фигуры на нашем культурном поле, но каждый из них делал все возможное для его возделывания. И преуспел в этом стократ. И мы не можем не рассказывать нашим школьникам о таких людях.

Мною была проведена в школе читательская конференция, посвященная творчеству Булача Гаджиева, на тему: «Жизнь и творчество Булача Имадутдиновича Гаджиева». На конференции мы с учениками 11 класса рассказывали о семье Булача Имадутдиновича, о книгах, написанных им, о его педагогической деятельности и вообще о его жизни. Учащиеся слушали с большим интересом, принимали активное участие в обсуждении темы.

Благодаря Булачу Гаджиеву до мельчайших подробностей мы знаем все о первом Герое Советского Союза Великой Отечественной войны -дагестанце, подводнике Магомеде Гаджиеве, брате Булача Имадутдиновича. На конференции было много рассказано и об этом выдающемся человеке.

Замечательный педагог-новатор, патриот и интернационалист Булач Гаджиев был сыном аварца Имадут-дина и лачки Хурбиче. За фамилией Булача Имадутдиновича плеяда знаменитых имен: Герой Советского Союза ( как было уже выше сказано) капитан-подводник Магомед Гаджиев, контрадмирал Альберт Гаджиев, профессор, доктор философских наук и основоположник альпинизма в Дагестане Сиражутдин Гаджиев, знаменитый агроном Абакар Гаджиев,

первый мастер спорта по альпинизму Курбан Гаджиев.

Этот список можно продолжать. И особое место в этом ряду Гаджиевых занимает скромный школьный учитель Булач Имадутдинович Гаджиев. Всю свою плодотворную жизнь он гордился тем, что он - учитель. Заслуженный учитель школы Дагестана, РСФСР, Народный учитель

СССР, лауреат премии имени Сулеймана Стальского и Крупской, кавалер ордена Ленина, орденов Знак Почета, Отечественной войны 2 степени, многих медалей.

Свыше 40 лет жители республики с интересом смотрели телепередачу «В стране легенд и преданий», которую Булач Гаджиев не просто вел, а был реальным участником описываемых событий.

Булач Гаджиев - автор более 40 книг: «Дагестан в истории и легендах», «Ворота в горы Дагестана», «У подножия Сала-Тау», «Пленники дагестанских гор», «Я - учитель», «Тайны дагестанских скал», «У подножия Гимринского хребта», «Дорога на Гуниб», «Они были в Дагестане», «Поляки в Дагестане», «Хаджи-

Мурат в историях и легендах» и других.

В книге «Они были в Дагестане» Булач Имадутдинович говорит о пребывании в Дагестане М. Ю. Лемонто-ва, Л. Н. Толстого, И. Г. Гагарина и т.д.

При написании книги «Хаджи-Мурат в историях и легендах» Булач Гаджиев пользовался не только полевым материалом, но документами и художественной литературой, пытаясь внести свою лепту в самый главный вопрос: кто прав - кто не прав, строго занимая нейтральную позицию по отношению к Шамилю и Хаджи-Мурату.

Книгой «Поляки в Дагестане» Булач Гаджиев продолжает серию «В стране легенд и преданий». Неутомимый краевед проделал грандиозную работу: по крупицам собрал материал о поляках, волею судьбы попавших в

Психолого-педагогические науки •••

Дагестан в первой половине XIX в. Одни из них старались вернуться на Родину, другие смирились со своей судьбой, третьи переходили на сторону дагестанцев, воевавших войну против царской деспотии.

В своих книгах Булач Гаджиев всегда выступает как писатель, своеобразный, совершенно не изученный литературоведами, но заслуживающий внимания. И эта сторона деятельности Булача Гаджиева является предметом нашего научного исследования. Но труд основной еще впереди. Нами проведена работа по изучению условий, в которых создавалось его писательское наследие. Мы ознакомилась с материалами музея в школе №5 г. Буйнакска, с архивными материалами, оставшимися у него в квартире. Поиски всего, что связано с жизнью и деятельностью Булача Гаджиева, еще продолжаются, но главным предметом исследования будут его книги и особенности его писательского мастерства. Булач Гаджиев, конечно, прежде всего историк и краевед, но он еще и своеобразный писатель, со своим неповторимым видением мира и индивидуальным писательским стилем.

Вот, например, его пейзажные зарисовки в книге «Я - учитель».

«Тропа вилась то влево, то вправо. Иногда из-под ног срывались камни. Солнце уходило за Богосский массив. Справа от меня в сиреневой дымке выплывали очертания аулов. Один из них, устроившихся на утесе, будто акварельный набросок Лансере, остался в памяти. У подножия скалы горная речка с дикой яростью и шипением сливалась с Тлейсеру-хом. В небе проплывали черные треугольники журавлей. Осень, с короткими днями и ранними туманными

Примечания

95

ночами, торопилась в горный аул. Большая часть дороги вилась над пропастью [1. С. 12].

Это ли не слово художника?

Или из главы «Боевая единица» той же книги «Я - учитель»

Надвигалась ночь. На фоне догорающего дня четко вырисовывались фиолетовые вершины Гимринского хребта. Наступающая ночь расточала ароматы. Полумрак оглашался концертом кузнечиков и лягушек, которые будто специально взялись испытывать мой слух. Взошла луна

Справа от дороги я угадал сакли аула, будто отлитые из чистого серебра. Лунный свет мягко отражался от белых стен, а минарет нижнеиш-картинской мечети казался выточенным из алмаза. Таинственностью веяло от всего этого, и, казалось, будто все вокруг уснуло» [1. С. 44]. Это только примеры. Предстоит интересная работа по изучению стиля Булача Гаджиева

Булач Имадутдинович Гаджиев ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив после себя богатый, хорошо проанализированный исторический материал и множество культурологических находок.

Ушел из жизни Булач Гаджиев. Педагог. Краевед. Писатель.

Педагог - понятно: преподавал историю. И как! Его уроки были эталоном педагогического мастерства...

Краевед - понятно. Сотни походов по родному краю в сопровождении своих воспитанников...

Писатель - тоже понятно. Потому что из-под пера Булача Имадутдино-вича вышло около 40 книг [1. С. 5238].

Дагестану, всем нам его будет очень-очень не хватать.

1. АхмедхановДалгат. «Булач ушел...«//Журнал «Дагестан», 2007. № 4. 2. Гаджиев Булач. Я - учитель. Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2001.

Статья поступила в редакцию 22.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.