Научная статья на тему '«Букварь с картинами»: идеи Д. И. Тихомирова о наглядном обучении грамоте'

«Букварь с картинами»: идеи Д. И. Тихомирова о наглядном обучении грамоте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1475
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИХОМИРОВ Д. И / БУКВАРЬ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД / НАГЛЯДНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / TIKHOMIROV D. I / PRIMER / TRAINING TOOL / VISUAL SERIES / VISUAL TRAINING / ELEMENTARY SCHOOL / LITERACY TRAINING / ILLUSTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фуртова Галина Александровна

В статье рассматривается развитие наглядного обучения в российском образовании второй половины ХIХ начала ХХ вв. и анализируются издания букваря Д. И. Тихомирова с 1873 г. по 1914 г. по пяти разделам букваря добукварная часть, алфавитная часть, отработка навыков чтения, письмо, хрестоматия. Учебное издание Д. И. Тихомирова было предназначено для начальной ступени обучения в народной школе указанного периода. Букварю Тихомирова Д. И. были присущи важнейшие дидактические функции. В каждом издании букваря присутствуют так называемые упражнения по подготовке к письму и чтению, алфавитная часть имела отдельные графические элементы, в хрестоматии сочетание текста и изображения было направлено на формирование личностных качеств ребенка, установление отношения к самому себе, окружающему миру, процессу образования. В различных изданиях букваря можно встретить иллюстрации не только к отдельно изучаемым буквам, но и к прозаическим текстам, а также к стихотворениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the development of visual learning in the Russian education in the second half of 19th beginning of 20th centuries and analyses editions of the primer by D. I. Tikhomirov since 1873 to 1914. There are 5 sections: pre-alphabet part, alphabet, reading skills, writing, and reader. D. I. Tikhomirov's primer was intended for the initial stage of education in the people's school of the period. It had the most important didactic functions. Each edition of the primer contains exercises to prepare for writing and reading; the alphabetic part had separate graphic elements; in the reader the combination of text and image was aimed at shaping the child's personal qualities, establishing relationship to themselves, to the world around them and the process of education. In various editions of the primer one can find illustrations not only for separately studied letters, but also for prose texts, and for poems.

Текст научной работы на тему ««Букварь с картинами»: идеи Д. И. Тихомирова о наглядном обучении грамоте»

Г. А. Фуртова

МКОУ «Центр образования № 11»

«БУКВАРЬ С КАРТИНАМИ»: ИДЕИ Д. И. ТИХОМИРОВА О НАГЛЯДНОМ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ1

и анализируются издания пяти разделам букваря -навыков чтения, письмо, было предназначено для

В статье рассматривается развитие наглядного обучения в российском образовании второй половины Х1Х - начала ХХ вв. букваря Д. И. Тихомирова с 1873 г. по 1914 г. по добукварная часть, алфавитная часть, отработка хрестоматия. Учебное издание Д. И. Тихомирова начальной ступени обучения в народной школе указанного периода. Букварю Тихомирова Д. И. были присущи важнейшие дидактические функции. В каждом издании букваря присутствуют так называемые упражнения по подготовке к письму и чтению, алфавитная часть имела отдельные графические элементы, в хрестоматии сочетание текста и изображения было направлено на формирование личностных качеств ребенка, установление отношения к самому себе, окружающему миру, процессу образования. В различных изданиях букваря можно встретить иллюстрации не только к отдельно изучаемым буквам, но и к прозаическим текстам, а также к стихотворениям.

Ключевые слова: Тихомиров Д. И., букварь, средство обучения, визуальный ряд, наглядное обучение, начальная школа, обучение грамоте, иллюстрация.

G. A. Furtova

Educational center №11 (Novomoskovsk, Russia)

«PRIMER WITH PICTURES»: D. I. TIKHOMIROV'S IDEAS ON VISUAL LITERACY EDUCATION

The article examines the development of visual learning in the Russian education in the second half of 19th - beginning of 20th centuries and analyses editions of the primer by D. I. Tikhomirov since 1873 to 1914. There are 5 sections: pre-alphabet part, alphabet, reading skills, writing, and reader. D. I. Tikhomirov's primer was intended for the initial stage of education in the people's school of the period. It had the most important didactic functions. Each edition of the primer contains exercises to prepare for writing and reading; the alphabetic part had separate graphic elements; in the reader the combination of text and image was aimed at shaping the child's personal qualities, establishing relationship to themselves, to the world around them and the process of education. In various editions of the primer one can find illustrations not only for separately studied letters, but also for prose texts, and for poems.

1 Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а.

Keywords: Tikhomirov D. I., primer, training tool, visual series, visual training, elementary school, literacy training, illustration

Чем отличается грамотный от неграмотного?

грамотный умеет читать и писать; неграмотный не умеет ни читать, ни писать. Как же читает грамотный? грамотный знает буквы.

Он смотрит на печатные (или, все равно, на письменные) буквы, узнает эти буквы и выговаривает их (выговаривает звуки); но он произносит не отдельно каждый звук, а сразу несколько звуков, -

вместе, слитно, зараз выговаривает целое слово.

Как музыкант смотрит на ноты и берет каждую ноту на инструмент и наигрывает песни, так и грамотный по буквам, как по нотам, выговаривает слова и речи.

Д. Тихомиров «Чему и как учить?»

Вторая половина XIX века - период кардинальных экономических, политических, социальных и социокультурных преобразований, которыми были затронуты все сферы жизни российского общества. Базисные изменения в экономике, проникновение капиталистических отношений в традиционный жизненный уклад, либерализация государственной правовой системы привели к радикальному переосмыслению в широких общественных кругах значения народного просвещения и образования. Движение России по пути модернизации изменяло социальный облик ее населения: требовался более высокий культурный уровень и качественно иной образовательный ценз. Активно развивались существующие и появлялись новые типы и виды образовательных учреждений, открывались библиотеки и читальни, устраивались народные дома, учреждались воскресные школы и классы для взрослых, появлялись новые формы просветительской деятельности. Начались активные поиски путей повышения эффективности общего образования.

Педагоги того времени стремились к такому построению урока, которое бы стимулировало самостоятельную познавательную деятельность учащихся, формировало у них потребность в знаниях. Многие видели этот путь в использовании наглядности в школе «всякого типа» - низшей, средней, высшей, общей и специальной.

В наибольшей степени вопросы наглядного обучения разрабатывались педагогами применительно к начальной ступени образования. Учет возрастных психологических особенностей детей требовал развития именно такого подхода.

Дмитрий Иванович Тихомиров (1814-1915) вошел в историю педагогики и педагогической мысли как талантливый педагог, издатель, редактор, действительный член Московского комитета грамотности и известный деятель народного образования. В молодости, будучи еще выпускником учительской семинар военного ведомства, молодой учитель получил денежную премию и дал свое согласие на преподавание в «образцовой школе» при семинарии, где работал почти 10 лет.

В последствии ему удалось открыть в Москве первую в Российской империи вечернюю воскресную школу для взрослых; также он давал уроки русского языка в военной гимназии и во Второй классической гимназии; был руководителем различных педагогических курсов по русскому языку для учительниц городских училищ в Москве, Серпухове, Полтаве, Чернигове и других городах.

Идея поделиться своим опытом преподавания у Дмитрия Ивановича зародилась еще в 1872 г., когда он совместно с женой (Е. Н. Немчиновой) разрабатывал свой первый «Букварь для начальных школ». Букварь переиздавался вплоть до смерти Дмитрия Ивановича 161 раз. С 1873 г. стало издаваться «Руководство для учащих по букварю для совместного обучения чтению и письму» (с 1909г. - «Как учить писать, читать и считать на первой ступени обучения»). Всего за годы выпуска в печать букварей было растиражировано 5 млн. экземпляров! Помимо учебников для начальной школы Д. И. Тихомировым было издано немалое количество методических пособий для учителей.

Учебные издания Дмитрия Ивановича, предназначенные для начальной школы, были удостоены наград, как на российских выставках, так и на зарубежных. Так, учебники Д. И. Тихомирова в 1900 г. были удостоены золотой медали в Париже, а в 1905 г. - в Льеже.

В своей работе «Основы дидактики» Д. И. Тихомиров подчеркивал необходимость «употребления наглядных пособий» как существенно важных для успеха преподавания. «Пользование ими в общем должно быть сообразовано с двумя видами мыслительной деятельности у учащихся -индуктивным и дедуктивным процессом ее», - писал он [6, с. 40]. Как он полагал, наглядность можно использовать в трех вариантах. В первом случае она применяется «сразу»: учитель совместно с детьми рассматривает сюжет картины (задействованы индуктивные процессы); во втором - наглядность применяется после рассказа учителя (дедуктивные процессы задействованы); третий вариант предполагает использование одновременно двух вариантов, что, по мнению Дмитрия Ивановича, особенно эффективно при изучении географического положения, природно-климатических условий и т.д. Но, поскольку «индуктивные приемы обучения в общем должны преимуществовать в начальном обучении... наиболее предпочтительным является первый способ» [6, с. 41]. Тихомиров отмечал, что, несмотря на избираемый учителем вариант построения урока, обучение «должно вестись на наглядных пособиях всегда так, чтобы для всех в классе отчетливо было видно все, и чтобы получаемые учениками при этом восприятия (зрительные, слуховые) были совершенно ясные» [6, с. 44].

Букварь, выступая как дидактическое средство обучения, выполнял, по мнению Д. И. Тихомирова, все важнейшие дидактические функции -обучающую, развивающую и воспитательную. В своем исследовании мы попытаемся проследить динамику развития визуального ряда от издания к изданию в букварях Д. И. Тихомирова, анализируя разделы:

1. добукварная часть - упражнения, подготавливающие ребенка к освоению навыка чтения и письма;

2. алфавитная часть - изучение букв, складывание слогов (складов) и отдельных (как правило, не связанных между собой) слов;

3. отработка навыков чтения - переход от отдельных слов к предложениям и небольшим текстам;

4. письмо - отработка практических навыков письма и усвоение норм правописания;

5. хрестоматия - чтение и письмо значительных по объему и усложняющихся по содержанию текстов, закрепление материала и самоконтроль при подготовке домашнего задания.

Прежде, чем приступать к изучению букв, Дмитрий Иванович рекомендовал учителю уделить внимание так называемым звуковым упражнениям: ученики при непосредственной помощи учителя делят слово на слоги (склады) и звуки, осваивают начертание элементов письменных букв. В первом издании букваря (1873) такого специального раздела еще не было, позднее появились особые «таблицы» - «способ ведения предварительных упражнений, служащих для подготовки к письму и чтению» (рис. 1). В 10-м издании (1883) таблица была помещена в начале учебника, ее вид ближе к орнаментальной графике, в последующих изданиях (с 1902 года) таблица имела другое содержание - в ней были использованы элементы букв (рис. 2).

Та в.1 II ц л т *), _3

Рис. 1. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету, 1883.

Рис. 2. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету, 1902.

Алфавитная часть букваря в первом и в последующих изданиях была представлена в виде отдельных графических элементов: изображена буква заглавная и маленькая, чуть ниже - прописные (целый ряд одной и той же буквы), далее - несколько столбиков разрозненных (не имеющих общей смысловой нагрузки) слов, начинающихся с изучаемой буквы. В первом издании в данной части присутствовали и визуальные элементы (рисунки), облегчающие ученику восприятие материала. Так, например, на стр. 3 для знакомства с буквой «с» помещалась картинка под соответствующим словом -«сума»; на стр. 5 на букву «р» - «рама». Изучение букв было задано не в алфавитном порядке, а в зависимости от сложности их написания. Таким образом, осуществлялась одновременная отработка навыков чтения и письма (рис. 3).

Рис. 3. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету,

1873.

Чтение отдельных слов, предложений, а затем небольших по объему текстов было представлено во всех проанализированных нами изданиях букваря Тихомирова, в них также присутствовали изображения тех или иных предметов, но не всегда существовала связь текста с представленным изображением.

В хрестоматийном разделе букваря визуальный ряд был невелик по объему, но размещенные иллюстрации уже последовательно соответствовали текстам (рис. 4). Отметим, что в букваре Тихомирова предлагались вопросы, которые позволяли активизировать работу детей с визуальным рядом на уроке и дома. Впрочем, скорее можно говорить о потенциале такого рода работы, поскольку вопросы в большей степени все-таки обращали ребенка к тексту, нежели к изображению: «Чем мы занимаемся в школе? Мы занимаемся в школе чтением, писанием, черчением и пением. Кто со вниманием слушает слова

учителя, тому не надоедают занятия. А кто зевает в классе, ничего не слушает, тот с нетерпением ждет окончания урока» [1, с. 36].

Здесь сочетание текста и изображения было направлено на формирование личностных качеств ребенка, установление отношения к самому себе, к окружающим его детям, к процессу образования.

В шкодЪ

Рис. 4. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету,

1873.

Иллюстрированы были не только прозаические тексты, но и стихотворения (см. стр. 42, 43, 49). Так, на стр. 42 1-го издания букваря размещено стихотворение «Кот и кошечка» (рис. 5). Стихотворный текст предваряет рисунок, и сопровождают вопросы: «Где была кошечка? О чем кот спрашивал кошку? (Для чего он спрашивал?) О чем плакала кошечка? Виновата ли она была?» [1, с. 43].

Рис. 5. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету,

1873.

Иллюстрация не дает фактически никакой информации для ответов на поставленные вопросы. Разве что: «где была кошечка» - «на окошечке», но и это зафиксировано в тексте.

В 145-м издании букваря (1904) изобразительные элементы визуального ряда отсутствует полностью. Сохраняются только графические элементы -выделения, шрифты, элементы прописных букв. 159-е издание (1914) получило название «Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету для народных школ». В нем визуальный ряд «возвращается»: в самом начале букваря мы встречаем единичные картинки, иллюстрирующие названные предметы (напр., с. 5), а также появляются сюжетные иллюстрации - зима (с. 28), летняя страда (уборочная) (с. 29) и др.

На наш взгляд, одна из наиболее вероятных причин малого количества иллюстративных материалов в букваре Тихомирова - это высокая стоимость печати и стремление автора максимально удешевить издание, предназначенное для массовой народной школы. Другой причиной является рекомендация автора учителю: использовать на уроках разрезную азбуку, учебные картины и другие наглядные пособия [8, с. 129].

Вместе с тем, отметим, что при почти полном отсутствии иллюстраций поздние издания «Букваря» обладали очень выразительным и продуманным общим дизайном: расположение материалов на странице, расстояние между строчками, сочетание разнообразных шрифтов, качество печати, - все это создавало привлекательное и целостное визуальное впечатление.

Возможно, отсутствие иллюстративного материала в книге Тихомирова объясняется и тем, что он полагал «основою школьного учения» реальную действительность, а «основным условием восприятия и передачи ученикам знаний и впечатлений, - возможно полную с их стороны активность».

«Отвлеченное и даже исключительно-книжное учение недоступно детям и мертвенно по своим результатам», - писал он. Необходимы «природа и жизнь вместо книги, рисунок и лепка рука об руку с живым словом и - доходящая до творчества самодеятельность во всем» [7, с. 14-15].

На наш взгляд, это очень интересный и важный аспект в педагогическом наследии Тихомирова. Он считал, что необходимы «реально-наглядные» упражнения в передаче воспринятого ребенком: рисование карандашом и кистью всего того, «что они видели, наблюдали и изучали»; иллюстрирование прочитанных статей, рассказов, стихотворений; лепка, плетение, вязание, вышивание, изготовление изделий из бумаги, картона, глины, дерева и проч., -все это для того, чтобы «наблюдать, изучать, контролировать правильность и полноту детских восприятий, деятельности детского воображения, детской мысли, детского чувства, - словом, изучать детскую душу»; а кроме того -чтобы развить «умелую деловитость и самостоятельность» детей при передаче впечатлений, чтобы «поднять их до творчества» [7, с. 14-15].

Такое смещение акцента с книжной иллюстрации на «натуру», с созерцания на активные действия было инновацией в отечественной педагогике начала XX столетия. И Д. И. Тихомиров был одним из первых, кто заговорил об этом. Но его передовая позиция оказалась реализованной в абсолютно «бескартинном» букваре, знакомство с которым демонстрирует сложность и нелинейность процесса выработки педагогической мыслью теоретических основ наглядного обучения.

Литература

1. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения чтению и письму: с картинками и ст. для первоначальных упражнений в объясн. чтении для нар. школ / сост. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. М.: Бр. Салаевы, 1873. УШ. 80 с.

2. Тихомиров, Д. И. Букварь для совместного обучения чтению и письму: с картинками и ст. для первоначальных упражнений в объясн. чтении для нар. школ / сост. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. 9-е изд. М.: Учеб. маг. «Начальная школа», 1883. 58, 38 с.

3. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету: для нар. шк. / сост. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. 145-е изд. М., 1902. 104 с.

4. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету / Д. Тихомиров. 147-е изд. М., 1904. 104 с.

5. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету: с картинками и ст. для первоначальных упражнений в объясн. чтении для нар. школ / сост. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. 159-е изд. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1914. 112 с.

6. Тихомиров Д. И. Основы дидактики. СПб.: М. Залшупин, 1901(1900). 47 с.

7. Тихомиров Д. И. Современные задачи начальной школы. М.: Ред. журн. «Пед. листок», 1911. С. 14-15.

8. Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе: методика : рук-во для учителей подгот. и нар. школ. М.: Тип. К. Л. Меньшова, 1914. С. 129.

9. Тихомиров Д. И. Школа грамотности: книга для первоначального обучения русскому и церковно-славянскому чтению, письму и арифметике / сост. Д. И. Тихомиров. 3-е изд. М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1899. 150 с.

References

1. Tikhomirov D. I. Bukvar' dlya sovmestnogo obucheniya chteniyu i pis'mu: s kartinkami i st. dlya pervonachal'nykh uprazhneniy v ob"yasn. chtenii dlya nar. shkol [Primer for cooperative learning reading and writing: with pictures and art. for the initial exercises in the explanat. reading for people's schools] / comp. by D. Tikhomirov, E. Tikhomirova. Moscow: Br. Salaevy, 1873. VIII. 80 p.

2. Tikhomirov, D. I. Bukvar' dlya sovmestnogo obucheniya chteniyu i pis'mu: s kartinkami i st. dlya pervonachal'nykh uprazhneniy v ob"yasn. chtenii dlya nar. shkol [Primer for cooperative learning reading and writing: with pictures and art. for the initial exercises in the explanat. reading for people's schools] / comp. by D. Tikhomirov, E. Tikhomirova. 9th ed. Moscow: Ucheb. mag. "Nachal'naya shkola", 1883. 58, 38 p.

3. Tikhomirov D. I. Bukvar' dlya sovmestnogo obucheniya pis'mu, russkomu i tserkovnoslavyanskomu chteniyu i schetu: dlya nar.shk. [Primer for coeducation to writing, Russian and Church Slavonic reading and counting: for people's school.] / comp. by D. Tikhomirov, E. Tikhomirova. 145th ed. Moscow, 1902. 104 p.

4. Tikhomirov D. I. Bukvar' dlya sovmestnogo obucheniya pis'mu, russkomu i tserkovnoslavyanskomu chteniyu i schetu [Primer for coeducation to writing, Russian and Church Slavonic reading and counting] / D. Tikhomirov. 147th ed. Moscow, 1904. 104 p.

5. Tikhomirov D. I. Bukvar' dlya sovmestnogo obucheniya pis'mu, russkomu i tserkovnoslavyanskomu chteniyu i schetu: dlya nar.shk. [Primer for coeducation to writing, Russian and Church Slavonic reading and counting: with pictures and art. for the initial exercises in the explanat. reading for people's schools] / comp. by D. Tikhomirov, E. Tikhomirova. 159th ed. Moscow: Tip. t-va I.D. Sytina, 1914. 112 p.

6. Tikhomirov D. I. Osnovy didaktiki [Fundamentals of didactics]. Saint-Petersburg: M. Zalshupin, 1901 (1900). 47 p.

7. Tikhomirov D. I. Sovremennyye zadachi nachal'noy shkoly [Modern tasks of primary school]. Moscow: Red. zhurn. "Ped. listok," 1911. P. 14-15.

8. Tikhomirov D. I. Chemu i kak uchit' na urokakh rodnogo yazyka v nachal'noy shkole: metodika [What and how to teach the lessons of the mother tongue

in primary school: methodology]: guide for teachers of preparatory and public schools Moscow: Publishing House of K. L. Men'shov, 1914. P. 129.

9. Tikhomirov D. I. Shkola gramotnosti: kniga dlya pervonachal'nogo obucheniya russkomu i tserkovno-slavyanskomu chteniyu, pis'mu i arifmetike [School of Literacy: book for the original Russian and Church Slavonic reading, writing and arithmetic/compl. by D. I. Tikhomirov. 3rd ed. Moscow: Tipo-lit. t-va I. N. Kushnerev i K°, 1899. 150 p

Статья поступила в редакцию 01.08.2017 Статья допущена к публикации 14.09.2017

The article was received by the editorial staff 01.08.2017 The article is approved for publication 14.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.