Научная статья на тему 'Бухгалтерское программное обеспечение учетных службхозяйствующих субъектов'

Бухгалтерское программное обеспечение учетных службхозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / САБУ / ОТЧЕТНОСТЬ / REPORTING / АНАЛИЗ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ / ANALYSIS OF COMPUTER PROGRAMS / ≪1С: БУХГАЛТЕРИЯ≫ / ≪БЭСТ≫ / ≪ИНФО-БУХГАЛТЕР≫ / "1C: ACCOUNTING" / "BEST" / "INFO-ACCOUNTANT"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенкина Александра Анатольевна, Ливенская Галина Николаевна

В статье обоснована необходимость применения бухгалтерских компьютерных программ с целью грамотного ведения учета, получения оперативной информации и своевременной сдачи отчетности. Проведен анализ существующих бухгалтерских программных продуктов на рынке в условиях сегодняшнего дня. Определены сильные и слабые стороны бухгалтерских продуктов и выявлена потребность применения программ с учетом масштаба деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Book-keeping Software of Accounting Services Business Entities

The article proves the necessity of the application of the accounting computer programs for the purpose of competent accounting, obtaining information and timely submission of reports. It analyzes of existing book-keeping software products on the market in the present day. The authors identifies strengths and weaknesses of accounting products and the need of application programs based on the scope of activity of enterprises.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерское программное обеспечение учетных службхозяйствующих субъектов»

лиз влияния интеграции на экономический рост в регионе ^ прогноз степени интеграции региона (страны) ^ прогноз экономического роста с учетом вклада интеграции.

литература

1. Пономарева т. Г. Посткризисное развитие экономических объединений и организаций в условиях глобализации. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2011. 160 с.

2. сайт Банка России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ statistics/print.aspx?file=credit_statistics/res_str.htm. (Дата обращения: 13.12.2014).

3. Жириновский В. В. Этногеополитика: Учеб. пособие / Под ред. Н. А. Васецкого. М.: Изд-во ЛДПР России, 2012. 464 с.

4. Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Европа, 2005. 392 c. Гл. 4: Англичане: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rummuseum.ru/ portal/node/2340. (Дата обращения: 21.12.2014).

5. Пономарева е. В. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях сотрудничества со Всемирной торговой организацией // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Экономика и право. 2013. № 12 (декабрь). С. 72-75.

6. катон марк Порций. Земледелие. М., 1950.

7. сайт Всемирного банка: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank. org/. (Дата обращения: 24.12.2014).

8. База данных экономической статистики о странах мира, рынках и компаниях: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.statinfo.biz/. (Дата обращения:

11.11.2014).

9. молочников н. Р., Пономарева т. Г. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2008. 97 с.

10. сайт продовольственной и сельскохозяйственной Организации объединенных наций: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org. (Дата обращения:

04.01.2015).

11. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 28: Тетради по империализму. М.: Изд-во политич. лит., 1975.

УДК 657:004

А. А. Гребенкина, Г. Н. Ливенская

Бухгалтерское программное обеспечение учетных служб хозяйствующих субъектов

A. A. Grebenkina, G. N. Livenskaya. Book-keeping software of Accounting

services Business Entities

В статье обоснована необходимость применения бухгалтерских компьютерных программ с целью грамотного ведения учета, получения оперативной информации и своевре-

The article proves the necessity of the application of the accounting computer programs for the purpose of competent accounting, obtaining information and timely submission

Александра Анатольевна Гребенкина — доцент Удмуртского государственного университета (г. Ижевск), кандидат экономических наук, доцент.

Галина Николаевна Ливенская — доцент филиала Удмуртского государственного университета в г. Воткинске, кандидат экономических наук, доцент. © А. А. Гребенкина, Г. Н. Ливенская, 2015

менной сдачи отчетности. Проведен анализ существующих бухгалтерских программных продуктов на рынке в условиях сегодняшнего дня. Определены сильные и слабые стороны бухгалтерских продуктов и выявлена потребность применения программ с учетом масштаба деятельности предприятий.

ключевые слова: автоматизация, бухгалтерский учет, САБУ, отчетность, анализ компьютерных программ, «1С: Бухгалтерия», «БЭСТ», «Инфо-бухгалтер»

контактные данные: 427438, Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Расковой, д. 1А

of reports. It analyzes of existing book-keeping software products on the market in the present day. The authors identifies strengths and weaknesses of accounting products and the need of application programs based on the scope of activity of enterprises.

Keywords: automation, accounting, reporting, analysis of computer programs, "1C: Accounting", "BEST", "info-accountant"

Contacts: Raskovoy Str. 1A, Votkinsk, Republic of Udmurtia, 427438

Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики России являются одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность, которая должна предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные. Все это обуславливает широкое применение САБУ в современной России.

В настоящее время существует широкий выбор различных систем автоматизации бухгалтерского учета. Не следует делить их на плохие и хорошие, сильные и слабые. Все они хороши и их возможности находят практическое применение на предприятиях различного размера, профиля и рода деятельности. При автоматизации следует выбрать необходимую САБУ, исходя из задач и имеющихся ресурсов. Качественное внедрение программы — процесс очень трудоемкий и сложный, затраты на него, как правило, значительно превышают затраты на приобретение программы и компьютеров, причем доля затрат на внедрение тем больше, чем больше предприятие, поскольку при большем количестве нюансов и особенностей необходимо больше работы по настройке на все эти нюансы и особенности.

При автоматизации бухучета важно не просто перевести всю бумажную работу на компьютер. Важно, чтобы это увеличило эффективность работы бухгалтерии и улучшило контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что в свою очередь увеличит эффективность управления предприятием и, как следствие, эффективность его работы.

Современные тенденции бухгалтерского учета диктуют необходимость анализа достоверности бухгалтерской отчетности. Учитывая, что искажение учетных данных в большинстве случаев можно объяснить действиями различных рисков, целесообразна разработка методики оценки влияния рисков на надежность бухгалтерской отчетности.

Недостатками существующих неавтоматизированных способов анализа рисков являются:

1) невозможность глубокого и детального анализа рисков вследствие высокой трудоемкости;

2) неудовлетворительная точность расчетов, объясняемая несовершенством информационной базы для расчета, учитывающей не только изменения

учетных показателей, связанных с действием того или иного хозяйственного риска, но и ряд хозяйственных операций, осуществляемых параллельно и с рисками не связанных.

В настоящее время возникла необходимость применения средств автоматизации для решения данной задачи, что позволит не только устранить названные недостатки, но и улучшить качественные характеристики бухгалтерской отчетности.

На сегодняшний день существует множество бухгалтерских программ, позволяющих автоматизировать ведение бухгалтерского учета, но отсутствует информация об их возможностях в области оценки достоверности бухгалтерской отчетности, что и определило задачи нашего исследования.

На российском рынке программного обеспечения широко представлены отечественные производители систем автоматизации бухучета, однако самым распространенным на сегодняшний день продуктом является «1С: Бухгалтерия» — им пользуются многие отечественные средние и малые предприятия (см. рис. 1) [1].

Рис. 1. Рейтинг бухгалтерских программ в РФ

Источник: результаты опроса на сайте www.klerk.ru.

Иностранными бухгалтерскими программами в большинстве случаев пользуются те компании, которым необходимо вести учет по международным стандартам и регулярно готовить соответствующие отчеты. К этой категории относятся различные региональные отделения иностранных компаний, совместные предприятия и фирмы, выполняющие зарубежные заказы. Как правило, они используют комплексные корпоративные системы, и у них нет потребности в специализированном бухгалтерском программном обеспечении [2].

Таким образом, наиболее популярными бухгалтерскими программами являются «1С», «БЭСТ» и «Инфо-бухгалтер». На основании выше изложенного целесообразно провести анализ именно этих программных продуктов (см. табл. 1).

По данным, представленным в таблице, можно сделать следующие выводы: во множестве функций бухгалтерского программного обеспечения, анонсированных производителями, отсутствует функция анализа влияния рисков на достоверность бухгалтерской отчетности; функции лидирующих продуктов российского рынка бухгалтерских программ имеют незначительные различия, и выбор потребителей в большей степени зависит от уровня доверия к производителю данного программного обеспечения [3].

таблица 1

Сравнительный анализ функций бухгалтерских программ

Возможности «1С: Бухгалтерия» «БЭСТ 4+» «инфо-бухгалтер»

1 2 3 4

Локальная версия программы Да Да Да

Сетевая версия программы Да Да Да

«Клиент-сервисная» версия программы Да Да Да

Формат хранения данных на жестком диске ББЕ * или СУБД ББЕ ББЕ

Резервное копирование и восстановление данных Да Да Да

Разграничение прав доступа к данным Да Да Нет

Использование паролей Да Да Нет

Соответствие российским стандартам ведения бухучета Да Да Да

Соответствие международным стандартам ведения бухучета Да Да Нет

Ввод и хранение первичных документов Да Да Да

Построение баланса предприятия Да Да Да

Ведение учета в различных денежных и натуральных измерителях Да Да Да

Формирование документов и бланков бухгалтерской отчетности Да Да Да

Область применения: малые предприятия средние предприятия крупные предприятия Да Да Нет Да Да Нет Да Да Нет

Количество видов отчетных документов Около 280 Более 300 Около 260

Подробный аналитический учет (многомерный и многоуровневый) Да Да Да

Автоматическое формирование проводок по первичным документам Да Да Да

Возможность ведения нескольких юридических лиц Да Да Да

окончание табл. 1

1 2 3 4

Наличие типовых хозяйственных операций Да Да Да

Самостоятельная настройка типовых хозяйственных операций Да Да Да

Наименование счетов/ субсчетов в цифровом и буквенном представлении Да Да Да

Количество уровней вложенности счетов/субсчетов 3 10 9

Ввод хозяйственных операций вручную Да Да Да

Наличие типовых документов Да Да Да

Набор стандартной отчетности Да Да Да

Возможность создания новых стандартных отчетов Да Нет Нет

Возможность изменения стандартных отчетов Да Нет Нет

Кодирование счетов Требуется предварительная установка структуры плана счетов Требуется предварительная установка структуры плана счетов Любое число символов

Получение отчетов в графическом виде С 8-й версии Нет В виде гистограмм, круговых диаграмм, непрерывных функций

Наличие встроенного языка программирования Да Да Да

Связь с внешними приложениями DBF, текст, XML**, Excel, Word, Access (посредством технологии OLE***) Excel, XML DBF, текст, XML, Excel, Word

Примечания:

* DBF (DataBaseFile) — формат хранения данных, используемый в качестве одного из стандартных способов хранения и передачи информации системами управления базами данных, электронными таблицами и т. д.

** XML (eXtensibleMarkupLanguage) — текстовый формат, предназначенный для хранения структурированных данных.

*** OLE (ObjectLinkingandEmbedding) — технология связывания и внедрения объектов в другие документы и объекты, разработанные корпорацией «Майкрософт».

Для формирования полноценного анализа необходимо провести исследование компонентов структур бухгалтерских программ с целью выявления модулей, обеспечивающих учет влияния рисков на достоверность бухгалтерской отчетности.

Сравним структуру основных бухгалтерских программных продуктов.

Структура системы «1С: бухгалтерия»

Поскольку программа «1С: Бухгалтерия» является частью программного комплекса «1С: Предприятие», то целесообразно рассматривать структуру последнего. Все составляющие конструкции системы программ «1С: Предприятие» можно разделить на технологическую платформу и конфигурации. Технологическая платформа представляет собой набор различных механизмов, используемых для автоматизации экономической деятельности, не зависящих от конкретного законодательства и методологии учета. Такие механизмы являются базовыми, т. е. поддерживаются в любом варианте поставки системы. Это прежде всего механизмы поддержки справочников и документов. Кроме механизмов, применяемых во всех продуктах «1С: Предприятие», технологическая платформа включает в себя три основных функциональных компонента:

• компонент «Бухгалтерский учет» предназначен для ведения учета на основе бухгалтерских операций. Он обеспечивает ведение планов счетов, ввод проводок, получение бухгалтерских итогов;

• компонент «Оперативный учет» служит для учета наличия и движения средств (материальных и денежных) в самых различных разрезах реального времени. Одна из главных областей его применения — автоматизация складских и торговых операций;

• компонент «Расчет» применяется при выполнении сложных периодических расчетов, в том числе с пересчетом результатов «задним числом», а, кроме того, может использоваться для расчета заработной платы любой сложности, расчетов по ценным бумагам и других видов расчетов.

Конфигурации являются прикладными решениями, каждое из которых ориентировано на автоматизацию определенной сферы экономической деятельности. Кроме типовых конфигураций, поставляемых в комплекте с программой, существуют дополнительные конфигурации, поставляемые фирмой «1С» отдельно, а также конфигурации, разработанные другими фирмами, и конфигурации, разрабатываемые непосредственно для конкретных организаций.

В настоящее время фирма «1С» производит и отдельно распространяет следующие типовые конфигурации: «1С: Бухгалтерия», «Производство + Услуги + Бухгалтерия», «Торговля + Склад», «Зарплата + Кадры», комплексная [4].

Так как для автоматизации бухгалтерского учета применяется конфигурация «1С: Бухгалтерия», то целесообразно рассмотреть именно ее состав. Она может поддерживать различные системы и методологии учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности. Конфигурация разработана в соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов и инструкций Министерства финансов Российской Федерации по ведению бухгалтерского учета. Включает в себя:

• план счетов, содержащий типовые настройки аналитического, валютного и количественного учета;

• справочник валют, используемый для валютного учета;

• набор справочников для ведения списков объектов аналитического учета;

• набор перечислений для организации аналитического учета с регламентированным набором значений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• набор документов, предназначенных для ввода, хранения и печати первичных документов, а также для автоматического формирования бухгалтерских операций. Этот набор рассчитан на ведение наиболее важных разделов учета: операций по кассе, операций по банку, основных средств, нематериальных активов, материалов, товаров, затрат на производство, выпуска продукции, взаиморасчетов с поставщиками и покупателями; набор констант, используемых для настройки общих параметров ведения учета в конкретной организации;

• набор стандартных отчетов, позволяющих получать данные бухгалтерского учета в различных разрезах по любым счетам, любым объектам аналитики; специализированные отчеты по конкретным разделам бухгалтерского учета;

• набор регламентированных отчетов (налоговых, бухгалтерских и др.) и механизм их обновления; специальные режимы обработки документов и операций, выполняющие сервисные функции [5].

Структура системы «БЭСт»

Система «БЭСТ-4» выполнена в виде набора взаимосвязанных модулей, каждый из которых может функционировать как независимо, так и в составе комплекса. При этом необходимо иметь в виду, что при всех условиях обязательно наличие модулей «АРМ Главного бухгалтера» и «Настройка» для ведения главной книги и настройки основных параметров эксплуатации системы.

Модули, входящие в стандартную поставку:

• «Настройка». Представляет собой вспомогательный программный модуль. Он предназначен для первичной технической настройки системы, привязки ее к рабочим местам, установки общебухгалтерских параметров, а также для выполнения специальных функций, затрагивающих все подсистемы комплекса;

• «АРМ Главного бухгалтера». Центральный модуль программного комплекса, организующий весь бухгалтерский учет в программе. Модуль позволяет осуществить настройку плана счетов предприятия, ведение бухгалтерского учета хозяйственных операций и формирование документов внешней и внутренней отчетности;

• «Расчетные и валютные счета». Предназначен для учета операций по расчетным, валютным и специальным счетам предприятия;

• «Касса. Подотчетные лица». Предназначен для учета операций с наличными средствами предприятия. Допускается ведение нескольких касс, в том числе валютных. В этом же модуле ведется учет авансовых отчетов и расчетов с подотчетными лицами;

• «Товары. Готовая продукция». Предназначен для учета остатков и движения товаров и готовой продукции на складах предприятия;

• «Учет закупок». Предназначен для оперативного и бухгалтерского учета операций по закупке ТМЦ и услуг (работ) и для ведения книги покупок;

• «Учет материалов». Предназначен для учета остатков и движения материалов на складах предприятия, ведется картотека материалов эксплуатации;

• «Управление продажами». Предназначен для оперативного и бухгалтерского учета продаж (реализации);

• «Расчеты. Договоры». Предназначен для ведения расчетов по простым сделкам, ведения и контроля исполнения этапов договоров;

• «Кассовый программный модуль». Обеспечивает связь с контрольно-кассовыми машинами, в том числе поддержку технологии штрихового кодирования;

• «Учет заработной платы». Предназначен для ведения элементов кадрового учета на предприятии и расчета заработной платы и других выплат;

• «Учет основных средств и НМА». Обеспечивает пообъектный бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов предприятия [6].

Дополнительные модули системы «БЭст»:

• «Сводный баланс». Обеспечивает консолидированную бухгалтерскую отчетность. Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух или более предприятий, находящихся в определенных юридических или финансово-хозяйственных взаимоотношениях; модуль обмена данными предназначен в первую очередь для обеспечения взаимодействия двух или более офисов одного предприятия, работающих с системой «БЭСТ-4»;

• «Конструктор отчетов». Предназначен для формирования отчетных форм на основе шаблонов пользователя;

• «Сервер отчетов для Windows». Предназначен для печати готовых отчетов «БЭСТ-4» с масштабированием;

• «Генератор отчетов для Windows». Предназначен для построения и печати Windows-отчетов на основе данных системы «БЭСТ-4» [3].

Структура программы «инфо-бухгалтер»

Информационная система «Инфо-бухгалтер» состоит из следующих основных модулей (блоков):

• «Бухгалтерский учет». Бухгалтерский учет ведется по форме Журнал-Главная, т. е. все операции заносятся только в журнал хозяйственных операций, а на его основе формируется главная книга и другие отчетные формы;

• «Налоговый учет». Данный блок состоит из двух элементов: «Учет налога на прибыль организаций» и «Учет налога на добавленную стоимость»;

• «Организации». Предназначен для хранения информации об организациях и физических лицах, кроме того, в этом блоке хранятся данные об основаниях платежей. Информация из блока «Организации» автоматически подставляется в первичные документы при их подготовке к печати;

• «Учет основных средств». Информация в блок заносится при заполнении карточек основных средств, формируются бухгалтерские и налоговые проводки. Суммы амортизационных отчислений рассчитываются автоматически, информация записывается в соответствующие таблицы, и формируются проводки по бухгалтерскому и налоговому учету;

• «Зарплата». В блок вводится информация о штатном расписании предприятия, персональные данные сотрудников, графики работы и другая информация, необходимая для расчета заработной платы. Ежемесячно, при подготовке к расчету зарплаты по каждому сотруднику заносятся или корректируются данные о начислениях, удержаниях, вычетах. Используя эту информацию, программа позволяет автоматически начислить заработную плату. После чего автоматически рассчитываются страховые взносы, связанные с фондом оплаты труда, формируются бухгалтерские и налоговые проводки по исчислению налогов и взносов, которые заносятся в ЖХО;

• «Кадры». В таблицах блока хранится информация о штатном расписании, сотрудниках предприятия, графиках работы, графиках отпусков, табели рабочего времени и т. п. Эти данные используются при автоматической подготовке документов по учету кадров и могут передаваться в блок «Зарплата»;

• «Учет материалов». В таблицы блока заносится информация о складах, материально-ответственных лицах, движении материалов. Эти данные используются при подготовке документов по учету материалов, а также при формировании бухгалтерских и налоговых проводок [7].

Таким образом, ни одна из структур рассмотренных бухгалтерских программ не содержит в своем составе модулей, обеспечивающих учет рисков, влияющих на достоверность бухгалтерской отчетности.

В результате сравнения автоматизированного бухгалтерского учета было выявлено, что наиболее функциональным приложением является приложение «1С: Бухгалтерия». Следует также отметить и невысокую цену этой программы, что, несомненно, является положительны фактором для предприятий.

Однако у данной программы помимо достоинств есть существенные недостатки. К ним можно отнести:

• сложность освоения данной программы,

• невозможность работы с графикой и отсутствие бесплатной демонстрационной версии данной программы [5].

Для решения этих недостатков необходимо организовать фирмы или создать прямую бесплатную горячую линию связи со специалистом, который поможет в правильном порядке запустить и установить программу, а также создать или усовершенствовать возможность работы с графикой. Создание бесплатной демонстрационной версии (хотя бы на определенное количество времени), чтобы предприятие могло познакомиться со структурой программы, ее процессом, сложностью и возможностью выполнять операции. После знакомства с программой организации будет легче принять решение о приобретении соответствующей версии приложения.

Не менее интересной программой является «Инфо-бухгалтер». Существенными достоинствами данной программы являются:

• простота в освоении,

• высокий уровень технической поддержки,

• обращение по всем вопросам напрямую к сотрудникам-разработчикам без посредников,

• низкая цена, которая в свою очередь даже ниже, чем у «1С: Бухгалтерия»,

• нетребовательность к ресурсам компьютера.

Однако при всех достоинствах, которые, на наш взгляд, являются весьма привлекательными, у данной программы есть такой существенный недостаток, как однозначность, т. е. существуют трудности в настройке данного приложения для конкретного предприятия [7].

Программа «Инфо-бухгалтер» по сравнению с программой «1С: Бухгалтерия» проще в освоении и привлекательнее по цене, но, к сожалению, она рассчитана только на средние предприятия и минус программы в том, что возникает сложность настройки программы под определенное предприятие. Поэтому компаниям-разработчикам стоит направить свои силы на улучшение программы именно по настройке. Решив эту задачу, приложение можно будет использовать не только на средних предприятиях, но и на крупных.

Еще одной из наиболее используемых бухгалтерских программ является программа «БЭСТ». К числу преимуществ данной программы можно отнести:

• может функционировать как в локальном, так и в сетевом варианте,

• ориентация на комплексную автоматизацию предприятий оптовой торговли.

Недостатками является то, что «БЭСТ» является закрытой системой и не может быть изменена пользователем. Компания-разработчик сама проводит модификацию базовых модулей, приспосабливая их к специфике конкретного предприятия. Это дорогостоящий процесс, который нередко вызывает трудности сопровождения и обновления версий [8].

Исходя из существующего недостатка, можно предложить компании-разработчику либо создать, либо изменить вид программы с закрытой на открытую, что позволит пользователям глубже понять и применять программу. Создав новую или усовершенствованную версию, компания сможет не только облегчить работу с ней, но также сократить свои издержки по настройке и приспособлению для конкретной организации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что автоматизация бухгалтерского учета на предприятии — процесс достаточно сложный, трудоемкий, требующий затрат, но в современном мире без его участия бухгалтеру понадобится больше времени по решению бухгалтерских задач, что приведет к замедлению работы предприятия в целом. Следовательно, при выборе программы нужно подумать не о затратах по приобретению программы, а в первую очередь о ее возможностях: чем они больше, тем бухгалтеру будет проще при его работе.

Проведенный анализ функциональных характеристик и структур бухгалтерских программ, доминирующих на российском рынке, показал, что в настоящее время ни одна из них не обеспечивает возможность оценки влияния рисков на надежность бухгалтерской отчетности. В настоящее время реализация недостающих функций самостоятельно каждым из производителей программного обеспечения не представляется возможным в связи с отсутствием стандартизованной методики и высокими рисками, связанными с самостоятельным проведением научных исследований в данной области. Следовательно, целесообразно разработать теоретическую концепцию анализа влияния рисков на достоверность бухгалтерской отчетности и реализовать ее в виде независимого программного обеспечения, обеспечивающего возможность обмена данными с существующими бухгалтерскими программами.

На основе выявленных достоинств и недостатков можно сделать выводы, что для предприятий наиболее приемлемыми приложениями являются «1С: Бухгалтерия» и «Инфо-бухгалтер». Предпочтения между ними будут отдаваться уже исходя из целей и средств предприятий на основе анализа положительных и отрицательных сторон. Для средних предприятий подходящей программой является программа «Инфо-бухгалтер», для предприятий оптовой торговли — «БЭСТ», а программа «1С: Бухгалтерия» подойдет как для крупных, так и для средних и малых предприятий.

Так же на основании выявленных проблем программ компаниям-разработчикам стоит направить свои силы на усовершенствование или создание новых версий программ для обеспечения нормальной работы предприятия.

При выборе программы для автоматизации бухгалтерского и налогового учета обязательно нужно принимать во внимание информацию о достоинствах и недостатках имеющихся на рынке программных средств: зная их, можно подобрать тот продукт, который наилучшим образом будет соответствовать требованиям бизнеса.

литература

1. Пальмина е. Хорошая программа — хорошая работа: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klerk.ru/soft/articles/46391/. (Дата обращения: 15.02.2015).

2. середа с. ERP-системы поглотят бухучет: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.cnews.ru/reviews/free/software2005/articles/accounting.shtml. (Дата обращения: 16.02.2015).

3. справочник пользователя «БЭСТ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.old.spb4plus.ru/modules/mydownloads/singlefile.php?lid=181. (Дата обращения: 15.02.2015).

4. Швецкая В. м., Головко н. А. Бухгалтерский учет: Рек. МО РФ в качестве учебника для студентов СПО, обучающихся по спец. «Экономика и бух. учет (по отраслям)». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2008. 415 с.

5. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие для вузов / Рек. УМО по спец. «Финансы и кредит», «Бухучет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение» / И. В. Алексеева, Е. Г. Богров, О. В. Медведева [и др.]; Под ред. Н. Н. Хахоновой, И. В. Алексеевой. М.: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Академцентр, 2009. 510 с.

6. компания «БЭСТ». Комплексная программа «БЭСТ»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bukhuchet.ru/companies/zao-best-audit/. (Дата обращения: 14.02.2015).

7. маренков н. Л. Вступление в профессию — бухгалтер: Учеб. пособие / Рек. ред.-издат. советом Рос. акад. образования / РАН; МПСИ. М.: Флинта; МПСИ, 2007. 486 с.

8. сапожникова н. Г. Бухгалтерский учет: Электрон. учебник / Рек. МО: [Электронный ресурс]. М.: КноРус, 2009.

УДК 368.2

А. Н. Базанов

Существенные условия договора страхования автотранспорта

A. N. Bazanov. The Material Terms of the Insurance Contract Vehicles

В статье рассматривается специфика страхования автотранспортного средства (АС) с точки зрения заключения имущественных договоров страхования. Выделены основные условия страхования АС, оказывающие существенное влияние на понимание и трактовку имущественных договоров.

ключевые слова: автотранспортное средство (АС), страхование АС, условия страхования, имущественное страхование

контактные данные: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

The article discusses the specifics of vehicle insurance from the point of view of the conclusion of the property insurance contract. The basic conditions of vehicle insurance that have a significant impact on the understanding and interpretation of property contracts are picked out.

Keywords: vehicle, vehicle insurance, terms of insurance, property insurance

Contacts: Universitetskaya Emb. 7-9, St. Petersburg, Russian Federation, 199034

Договор страхования автотранспортного средства от ущерба и угона (хищения), в какой бы форме он ни заключался, всегда содержит набор условий, соблюдать которые должны как страховщик, так и для страхователь. Заключая договор страхования автотранспортного средства, страхователь в идеале должен четко представлять, какие условия могут встретиться в тексте договора, какие из них должны быть в нем обязательно. Во всей совокупности условий страхования выделяются те, которые называются существенными.

Андрей Николаевич Базанов — доцент Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат экономических наук. © А. Н. Базанов, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.