6 (366) - 2015
Учет и отчетность бюджетных учреждений
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВНОВЬ СОЗДАННЫХ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
О. К. ЛЕВИНА, О. В. МОНАКО, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
В статье рассматривается порядок принятия к учету объекта основных средств, который был своевременно не принят к учету бюджетным учреждением после сдачи его в эксплуатацию.
Ключевые слова: работы по благоустройству территории, бюджетные учреждения, договоры подряда, муниципальные контракты на выполнение конкретного вида услуг, бухгалтерский учет
Для выполнения работ по благоустройству территории бюджетные учреждения заключают договоры подряда и муниципальные контракты на выполнение конкретного вида услуг (монтажа, устройства, дополнительных работ и т. д.). Некоторые объекты по благоустройству возводятся заново, так как на планируемом месте их возведения на территории бюджетного учреждения находились иные объекты. Рассмотрим на практическом примере, каким образом принимаются к бухгалтерскому учету в учреждении вновь созданные объекты основных средств.
Пример. Бюджетным учреждением в 2012г. были заключены:
1) муниципальный контракт на работы по устройству тротуара на сумму 232 000руб.;
2) муниципальный контракт на работы по монтажу ограждения на сумму 292 000руб.;
3) договор подряда на дополнительные работы по устройству ограждения на сумму 99 600 руб.
Все расходы отнесены на КОСГУ225. По факту тротуар и ограждение были построены вновь, так как на месте нахождения тротуара и ограждения не было предыдущих объектов. Тротуар и ограждение будут приняты к учету в учреждении как вновь созданные основные средства. По ряду причин на бухгалтерский учет тротуар и ограждение поставлены не были. Как поставить тротуар и ограждение на бухгалтерский учет?
В случае, когда к бухгалтерскому учету принимается объект нефинансовых активов, который не был своевременно учтен, речь может идти:
— о принятии к учету неучтенных объектов нефинансовых активов (излишков), выявленных при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов (п. 31 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N° 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», далее — Инструкция № 157н);
— об исправлении ошибки, обнаруженной в регистрах бухгалтерского учета (п. 18 Инструкции № 157н).
6(366) - 2015
Учет и отчетность бюджетных учреждений
Рассматривая возможность применения положений пп. 18 и 31 Инструкции № 157н, в данном случае должностные лица учреждения прежде всего должны оценить имеющиеся в их распоряжении документы.
Если анализ покажет, что в распоряжении учреждения имеется достоверная информация о формировании первоначальной стоимости объекта, его вводе в эксплуатацию, достройке и так далее, то можно говорить об исправлении ошибки в бухгалтерском учете, допущенной в прошлых отчетных периодах. Следует отметить, что такой подход позволит избежать разногласий, в том числе и с налоговыми органами.
Если же какие-либо данные (документы) отсутствуют, то вполне обоснованно можно оприходовать объект основных средств по рыночной стоимости в качестве излишка.
Как следует из примера, объекты основных средств (тротуар, ограждение) были созданы в 2012 г., но не были приняты к учету в установленном порядке, а все расходы, связанные с их созданием, были отнесены на расходы учреждения. При этом в учреждении имеются документы, подтверждающие создание объектов, поэтому речь обоснованно может вестись об ошибке, допущенной в бухгалтерском учете.
Допущенную ошибку необходимо отразить в бухгалтерском учете, руководствуясь порядком, установленным п. 18 Инструкции № 157н: датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете не могут быть произведены сторнировочные записи, так как соответствующие расходы учреждения были учтены в прошлом периоде при формировании финансового результата, и, следовательно, в текущем году в учете учреждения не числятся расходы, которые могут быть скорректированы.
Принятие к учету основных средств в 2014 г., по мнению экспертов, можно рассматривать в качестве «доходной» операции и отразить в учете дополнительной бухгалтерской записью: Д-т сч. 010100000 К-т сч. 040110180 — принят к учету объект основных средств.
В учреждении может быть принято решение о начислении амортизации за время фактической эксплуатации объекта (с момента ввода его в экс-
плуатацию до принятия к учету в качестве инвентарного объекта). При этом признание в расходах текущего финансового года амортизации за все время эксплуатации (с 2012 г.) исказит финансовый результат текущего года. Поэтому в бухгалтерском учете операция по начислению амортизации за время фактической эксплуатации объекта в периоды, за которые бухгалтерская отчетность уже представлена (за 2012 и 2013 гг.), может быть отражена следующим образом: Д-т сч. 040110180 К-т сч. 010400000.
За текущий финансовый год доначисление амортизации осуществляется в обычном порядке: Д-т сч. 040120271 (010900000) К-т сч. 010400000.
Доначисление амортизации может быть обосновано подтверждением фактической эксплуатации, в том числе, например, заключенными договорами на уборку тротуара или включение данной территории в подлежащую содержанию службами учреждения. Кроме того, отсутствие подобных исправлений может привести к искажению информации о наличии имущества, его использовании, финансовом результате и бухгалтерской отчетности, полноту и достоверность которой необходимо обеспечить при ведении бухгалтерского учета учреждения (п. 4 Инструкции № 157н).
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок оформляются первичным учетным документом, составленным в учреждении, — справкой (форма 0504833). В ней указываются обоснование внесения исправлений, реквизиты исправленного регистра бухгалтерского учета (журнала операций), корреспонденция счетов и сумма исправительных записей. Кроме того, на поступившее основное средство должен быть оформлен соответствующий акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001, утверждена приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»).
В заключение напомним, что если указанные в вопросе объекты будут соответствовать критериям имущества, которым бюджетное учреждение без
6 (366) - 2015
Учет и отчетность бюджетных учреждений
согласия собственника не вправе распоряжаться (п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации), то после принятия к учету подобных объектов в качестве основных средств необходимо отразить корректировку расчетов с учредителем в порядке, установленном учредителем и закрепленным в учетной политике учреждения.
К сведению: в рассматриваемой ситуации тротуар и ограждение будут приниматься к учету в 2014г., но как исправление ошибки 2012г. Поэтому указанное имущество должно было учитываться в бухгалтерском учете в составе основных средств по состоянию на 01.01.2013. Следовательно, возникает необходимость корректировки налоговых деклараций и налоговых расчетов по авансовому платежу, а также доплаты налога на имущество организаций (п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Иными словами, так как фактически имущество поступило в учреждение в 2012 г., допущенная ошибка привела к занижению суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате, и учреждение обязано подать в налоговый орган уточненные налоговые расчеты по авансовому платежу и декларации за соответствующие отчетные (налоговые) периоды. При этом следует уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до подачи в налоговый орган указанных корректирующих расчетов и деклараций.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
7. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел.: (495) 989-9610, e-mail: [email protected]