№ 2 - 2007 г. 08.00.00 экономические науки
УДК 657(083.133)
Бухгалтерский учет в свете инструкции 70Н от 26.08.2004 г.
Х.М. Денисова
КИ(ф) ГОУ ВПО Российского государственного торгово-экономического университета
(г. Кемерово)
С переходом на новую Инструкцию многие учреждения испытывают непонимание некоторых аспектов бюджетного учета.
Преимущество данной Инструкции состоит в том, что данный учет не позволяет приписки и неточности в учете. Все увязки данной Инструкции составлены так, что если нет учета на предприятии, то соответственно, нет возможности составления баланса исполнения сметы доходов и расходов. Так же немаловажно, что План счетов предусмотрен для всех бюджетных организаций и учреждений и,
Ключевые слова: бюджетный учет, аналитический учет, баланс, смета доходов и расходов
С переходом на новую Инструкцию многие учреждения испытывают непонимание некоторых аспектов бюджетного учета. Бюджетный учет нельзя сравнить с учетом в коммерческих структурах, где номер счета состоит из 2-х знаков (например, "Расчетный счет" - 51, "Касса" - 50, "Основные средства" - 01 и др.), а в бюджетном учете счета состоят из 26 знаков. Правда, в некоторых бюджетных учреждениях все-таки первые 17 знаков убрали и в Плане счетов оставили всего 9 знаков, но и это, по сравнению с коммерческим учетом, ни так уж мало. Кроме того, в бюджетных учреждениях учет ведется отдельно по видам доходов и расходов.
А таких видов 3: бюджетное финансирование, средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и целевые поступления.
К целевым поступлениям относятся: добровольные пожертвования, спонсорская помощь, благотворительная помощь и средства, выделенные из местных бюджетов на определенные цели (например, на приобретение проездных билетов, материальная помощь работникам бюджетной сферы и другие виды расходов).
Несмотря на такие противоречия, появились и сходства в учете, после утверждения новой Инструкции.
Первое сходство: приобретение основных средств, нематериальных активов, капитальное строительство, модернизация и реконструкция, приобретение непроизведенных активов производится через счет <Вложения в нефинансовые активы>. В коммерческой структуре это счет 08, а в бюджетном учете - 010600000 с выделением субсчетов:
• 010601000 - "Капитальные вложения в основные средства",
• 010602000 - "Капитальные вложения в нематериальные активы",
• 010603000 - "Капитальные вложения в непроизведенные активы".
Второе сходство: ежемесячное начисление амортизации по всем основным средствам и нематериальным активам. И даже нормы амортизации на сегодняшний день одни и те же. Они рассчитываются согласно Постановления Правительства РФ ?1 от 01.01.2002г.
И третье сходство - это закрытие счетов. Доходы и расходы закрываются на счет "Финансовый результат" предприятия.
Преимущество данной Инструкции состоит в том, что данный учет не позволяет приписки и неточности в учете. Все увязки данной Инструкции составлены так, что если нет учета на предприятии, то соответственно, нет возможности составления баланса исполнения сметы доходов и расходов.
Так же немаловажно, что этот План счетов предусмотрен для всех бюджетных организаций и учреждений и, соответственно, есть возможность анализа, сравнения и свода всех отчетов механизировано.
В данной Инструкции сокращены коды экономической классификации расходов, а также уменьшилось число знаков.
И очень важное преимущество заключается в том, что в счетах, где отражаются расходы, последние три знака означают коды экономической классификации. Это дает возможность постоянного контроля за расходом лимитов бюджетных обязательств, а также за исполнением сметы доходов и расходов средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Несмотря на ряд преимуществ, Инструкция имеет и ряд недостатков.
Во-первых, для учета расходов средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности хотелось бы видеть счет 240101000 с выделением кодов экономической классификации. Получается, одни и те же затраты, только доходы разные, а относим на разные счета:
• Расходы по бюджету - счет 140101000,
• Расходы по целевым средствам - счет 340101000,
а расходы по предпринимательской деятельности почему-то относим на счет 210604000.
И, кроме того, по этому счету еще нужно вести аналитический учет по кодам экономической классификации. А если вести расходы на счете 240101000 с выделением кодов экономической классификации, то нет необходимости ведения аналитического учета, оно будет автоматизировано. А на счете 010604000 оставить конкретно ту деятельность, где изготавливается готовая продукция. А для ведения платной деятельности в бюджетных учреждениях этот счет не годится.
Например, на этом счете можно учитывать расходы бюджетных учреждений, которые имеют подсобные хозяйства. Там, соответственно, необходимо подсчитывать фактическую себестоимость произведенной продукции и счет 210604000 как раз по назначению.
Так же здесь подходит ведение вручную аналитического учета по кодам экономической классификации. Так как в некоторых подсобных хозяйствах сырье и материалы списываются по учетной стоимости, а в конце года после калькуляции делается корректировка и доводится до фактической себестоимости. Приход готовой продукции в подсобных хозяйствах также приходуется по учетной стоимости, а в конце года корректируется до фактической.
Второй недостаток заключается в том, что основные средства стоимостью до 1000 рублей, переданные в эксплуатацию, должны списываться. Если их списывать, то это прямая дорога к хищениям. Необходимо при выдаче в эксплуатацию, независимо от стоимости, основные средства нужно просто передать с одного материально ответственного лица на другое, и не будет никаких поводов к хищению.
Третий недостаток - это отчетность, а конкретно - пояснительная записка, где есть формы, которые не участвуют ни в анализе, ни в учете. Это просто трата времени на заполнение этих форм.
Необходимо убрать из пояснительной записки следующие формы:
• Сведения о методах оценки активов и обязательств - Таблица ?1,
• Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения -Таблица ?2,
• Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств - Таблица ?3,
• Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета - Таблица ?4,
• Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля - Таблица ?5,
• Сведения о проведении инвентаризации - таблица ?6,
• Сведения о результатах контрольных мероприятий,
• Сведения об эффективности бюджетных расходов - Таблица 0503165,
• Сведения об исполнении целевых программ - Таблица 0503166,
• Сведения о целевых иностранных кредитах - Таблица 0503167.
Кроме того, на счете "Доходы будущих периодов" должно быть начисление доходов будущих периодов, не относящихся к доходам отчетного периода.
В Плане счетов не предусмотрен счет для отражения наценки по столовым и буфетам. Для этого можно применить счет "Доходы будущих периодов" с выделением субсчетов. При составлении сметы доходов и расходов, остаток на счете "Готовая продукция" показать за минусом наценки, так как это делается в коммерческих структурах (сч.41 "Товары" минус сч.42 "Наценка"). В бюджетных учреждениях это будет счет 010506000 минус счет 040104100 (в части наценки, которая остается по состоянию на 1 января отчетного года).
Расходы, которые будут произведены за счет прибыли относить на счет 240101300 с выделением кодов экономической классификации. А затем эти расходы закрыть счетом "Финансовый результат предприятия". И запретить использовать счет 240101300 бюджетным учреждениям, не имеющих прибыли или финансовый результат которых имеет знак "минус".