Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками'

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1385
143
Поделиться
Ключевые слова
ДОГОВОР / ПОКУПАТЕЛЬ / ЗАКАЗЧИК / ВЕКСЕЛЬ / ЗАЧЕТ ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ / ТОВАРООБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОТСТУПНОМ / НОВАЦИЯ / AGREEMENT / BUYER / CUSTOMER / BILL OF EXCHANGE / RECIPROCAL REQUIREMENTS / BARTER TRANSACTIONS / SETTLEMENT AGREEMENT / NOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Молодчихина Алла Сергеевна, Новиков Юрий Иванович

В статье рассмотрена организация бухгалтерского учёта расчетов с покупателями и заказчиками. Успешность функционирования любой организации в значительной степени определяется своевременным расчётом покупателей и заказчиков, а с другой стороны предприятия со своими кредиторами. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками является значимой операцией в системе бухгалтерского учета, а также самым трудоемким и сложным участком учётной работы бухгалтерии любого предприятия. Это в первую очередь связано с большим разнообразием форм расчетов; высокой периодичностью данных операций; большим количеством контрагентов организаций, переменчивостью их состава и т. д. Описываются законодательные основы расчетов с покупателями и заказчиками, В статье определены основные понятия «покупатель» и «заказчик». Проведено исследование основных направлений в организации бухгалтерского учета расчётов с дебиторами, обобщены основные этапы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, уточнено значение аналитического учета расчётных операций. Обзор содержания субсчетов по счёту 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» показал, что в экономической среде нет по этому поводу единого мнения. Организации самостоятельно выбирают формы расчетов за проданную продукцию (работы, услуги), которая может иметь как денежную, так и иные формы, в числе которых можно назвать расчёты с применением ценных бумаг; зачёт взаимных требований; перемена лиц в обязательстве; товарообменные (бартерные) операции (по договору мены); финансирование под уступку денежного требования (договор факторинга); соглашение об отступном; новации.

Accounting of Settlements with Buyers and Customers

The article concerns the organization of accounting calculations with buyers and customers. Successful functioning of any organization is largely determined by the timely calculation of buyers and customers, and on the other hand, enterprises with its creditors. Accounting calculations with buyers and customers is a significant operation in the accounting system, and also the most time consuming and complex plot works account bookkeeping of any enterprise. This is primarily due to the great variety of forms of payments; high frequency data operations; lots of contractors organizations, their composition, variability, etc. Describes the legislative basis of calculations with buyers and customers, the article defines key concepts "buyer" and "customer." A study of the main trends in the organisation of accounting of payments with debtors, summarized the main stages of the accounting calculations with buyers and customers, clarified the importance of analytical accounting settlement operations. An overview of the contents of the sub-accounts 62 "Calculations with buyers and customers showed that economic environment there is no consensus on this issue. Organizations choose a form of payment for sold products (works, services), which can have both monetary and other forms, including the calculations with the use of securities; credit claims; change of persons in the undertaking; the exchange of goods (barter) operations (under a contract of barter); financing under cession of monetary claim (factoring); settlement agreement; novation.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками»

Молодчихина А.С., Новиков Ю.И. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№3 (10) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00380.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 33.2964

Молодчихина Алла Сергеевна

Студентка

ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск as.molodchikhina1302@omgau.org

Новиков Юрий Иванович

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск ui.novikov@omgau. org

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Аннотация. В статье рассмотрена организация бухгалтерского учёта расчетов с покупателями и заказчиками. Успешность функционирования любой организации в значительной степени определяется своевременным расчётом покупателей и заказчиков, а с другой стороны - предприятия со своими кредиторами. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками является значимой операцией в системе бухгалтерского учета, а также самым трудоемким и сложным участком учётной работы бухгалтерии любого предприятия. Это в первую очередь связано с большим разнообразием форм расчетов; высокой периодичностью данных операций; большим количеством контрагентов организаций, переменчивостью их состава и т. д.

Описываются законодательные основы расчетов с покупателями и заказчиками, В статье определены основные понятия «покупатель» и «заказчик». Проведено исследование основных направлений в организации бухгалтерского учета расчётов с дебиторами, обобщены основные этапы организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, уточнено значение аналитического учета расчётных операций. Обзор содержания субсчетов по счёту 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» показал, что в экономической среде нет по этому поводу единого мнения.

Организации самостоятельно выбирают формы расчетов за проданную продукцию (работы, услуги), которая может иметь как денежную, так и иные формы, в числе которых можно назвать расчёты с применением ценных бумаг; зачёт взаимных требований; перемена лиц в обязательстве; товарообменные (бартерные) операции (по договору мены); финансирование под уступку денежного требования (договор факторинга); соглашение об отступном; новации.

Ключевые слова: договор, покупатель, заказчик, вексель, зачет взаимных требований, товарообменные операции, соглашение об отступном, новация.

Введение

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия. В современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций оказывают значительное влияние на финансовые результаты экономических субъектов (прибыли или убытки). Это связано с тем, что значительное превышение дебиторской задолженности в основном за счет несвоевременных расчетов покупателей и заказчиков создает угрозу финансовой устойчивости предприятия, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

Расчёты с покупателями и заказчиками возникают после заключения договоров. В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Обычно между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ст. 454 ГК РФ). Таким образом, покупатель - это физическое или юридическое лицо, которое согласно приобрести товар по оговорённой цене [1].

Заказчиком, в соответствии со ст. 740 ГК РФ признаётся та сторона договора подряда, по заданию которой другая сторона (подрядчик) обязуется построить определенный объект или выполнить иные строительные работы. В ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. К услугам отнесены связь, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные, за исключением услуг, оказываемых по договорам, Таким образом, заказчиками являются физические и юридические лица, которым оказываются услуги по договору подряда и возмездного оказания услуг [1].

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», который дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчётные документы.

Анализ литературных источников показывает, что в отношении содержания субсчетов к счетам по расчету с поставщиками и покупателями существуют различные мнения (таблица 1)

Таблица 1

Анализ содержания субсчетов по счёту 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Галимова Э.И [3, с. 109] Кулик О.М. [9, с. 31] Демидова А.В. [4, с. 169]

62.01 «Расчёты с покупателями и заказчиками» 62.02 «Расчёты по авансам полученным» 62.03 «Векселя полученные» 62.21 «Расчёты с покупателями и заказчиками (в валюте)» 62.1 «Расчёты с покупателями и заказчиками»; 62.2 «Расчёты по авансам полученным»; 62.3 «Векселя полученные»; 62.4 «Расчёты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента» 62.6 «Расчёты с покупателями и 62-01 «Расчёты с покупателями и заказчиками»; 62-02 «Расчёты по авансам полученным»; 62-03 «Расчёты по векселям полученным»; 62-04 «Расчёты с дочерними обществами»;

62.22 «Расчёты по авансам полученным (в валюте)»

62.31 «Расчёты с покупателями и заказчиками (в у.е.)»

62.32 «Расчёты по авансам полученным (в у.е.)» 62.Р «Расчёты с розничными покупателями»

заказчиками (в условных единицах)»

62.7 «Расчёты по авансам полученным (в условных единицах)»;

62.8 «Расчёты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента (в условных единицах)»

62-05 «Расчёты с зависимыми обществами»

Как видно из таблицы авторы предлагают различное содержание субсчетов, кроме трёх: 62.01 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 62.02 «Расчёты по авансам полученным», 62.03 «Векселя полученные». В разной последовательности Э.И. Галимова и О.М. Кулик добавляют субсчета с расчётами с покупателями и заказчиками и расчёты по авансам полученным в валюте и условных единицах соответственно.

Э.И. Галимова выделяет субсчет 62.Р «Расчеты с розничными покупателями». У О.М. Кулик выделены расчёты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента в рублях и отдельно в валюте.

Демидова А.В. считает отдельными субсчетами расчеты с дочерними и зависимыми обществами. Таким образом, авторы по-разному предлагают выделение субсчетов.

Обобщая мнения авторов, можно отметить, что выделение субсчетов у Э.И. Галимовой носит более реалистичный характер, так как расчёты комитента или расчёты с дочерними и зависимыми обществами носят в хозяйственной практике достаточно редкий характер.

Аналитический учёт по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

- авансам полученным;

- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

- векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

- векселям, по которым денежные средства не поступили в срок [2, с. 60].

Организации самостоятельно выбирают формы расчетов за проданную продукцию

(работы, услуги) и предусматривают их в договорах, заключаемых с покупателями и заказчиками [3, с. 162].

Погашение задолженности покупателями и заказчиками может осуществляться путём использования наличных и безналичные форм расчетов, а также неденежных форм расчетов.

При расчётах денежными средствами первичными документами, подтверждающими произведённые покупателями и заказчиками расчёты, являются платёжные поручения, приходные и расходные кассовые ордера, кассовые чеки.

Оплата проданной продукции (работ, услуг) и иного имущества денежными средствами в соответствии с условиями договора может производиться покупателями и заказчиками либо после перехода к ним права собственности на отгруженную продукцию (работы, услуги) - последующая оплата, либо до перехода права собственности - предварительная оплата.

Неденежные способы погашения задолженности в условиях растущего объема торговых сделок и нестабильности финансового положения организаций, связанного с временным недостатком наличных денежных средств, недоступностью банковских кредитов

из-за высоких процентных ставок, приобретают особое значение, считает В.А. Долгушина и М.Л. Слободян. Они включают в себя следующие формы урегулирования обязательств: расчёты с применением ценных бумаг; зачёт взаимных требований; перемена лиц в обязательстве; товарообменные (бартерные) операции (по договору мены); финансирование под уступку денежного требования (договор факторинга); соглашение об отступном; новации (рисунок 1) [4, с. 190].

Рис. 1. Неденежные способы расчётов с покупателями Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая простое и ничем не обусловленное личное обязательство векселедателя либо другого указанного векселедателем плательщика уплатить при наступлении указанного в векселе срока определенную сумму денежных средств владельцу векселя. В этом случае организация-покупатель посредством выдачи векселя, который выступает в качестве долговой расписки, подтверждает, что по прошествии определенного периода времени выплатит организации-продавцу определённую сумму денежных средств. В данном случае покупатель является векселедателем, продавец -векселедержателем [5, с. 127].

Расчеты векселями часто сопровождаются выдачей гарантии по вексельному обязательству - аваля. Лицо, выдающее полную или частичную гарантию (соответственно вексель будет иметь полную или частичную обеспеченность) уплаты указанной в векселе суммы называется авалистом.

Одним из важных качеств векселя, делающих его одним из самых простых и удобных средств погашения долговых обязательств, является его оборачиваемость, т.е. возможность векселедателя передавать свою обязанность заплатить по векселю и возможность векселедержателя передать свое право получить денежные средства третьим лицам. Эта операция осуществляется путем оформления передаточной надписи - индоссамента. Передающая вексель сторона становится индоссантом, а получатель векселя - индоссатом.

Зачет взаимных требований возможен, если между сторонами имеются взаимные задолженности. В соответствии с нормами ст.410 ГК РФ для проведения взаимозачета необходимо соблюдение двух условий:

- однородность встречных требований;

- факт наступления срока погашения обязательств.

Однородные встречные требования - это требования, которые могут быть сведены к эквиваленту, например, обязательства сторон друг перед другом должны быть сопоставимы (деньги и деньги, товары и товары).

Второе условие - срок исполнения по обязательствам должен наступить к моменту взаимозачета. Если срок оплаты хотя бы по одному договору не наступил, с проведением взаимозачета нужно будет подождать до окончания указанного срока.

Обязательным условием, предшествующим взаимозачетной операции, является сверка взаиморасчетов и оформление акта этой сверки. Акт составляется по данным бухгалтерского учета сторон в произвольной форме, в нем указывают номера договоров и первичных документов, по которым возникли задолженности, суммы задолженностей с выделением НДС.

После оформления акта сверки одна из сторон в письменной форме представляет заявление о проведении зачета, подписанное руководителем организации и главным бухгалтером. После получения этого заявления другой стороной взаимозачетная сделка вступает в силу.

Еще одним видом организации неденежных расчетов между предприятиями является заключение договора об уступке требований (договора цессии) (ст. 382 ГК РФ). Предметом договора цессии является продажа дебиторской задолженности. Сторона, передающая право требования, называется цедентом, а сторона, приобретающая это право, - цессионарием. Должник должен быть уведомлен о заключении договора переуступки права требования, так как до получения соответствующей информации он имеет право на неисполнение обязательств в отношении долга перед цессионарием [1].

Следующим способом урегулирования задолженности является финансирование под уступку денежного требования (договор факторинга) (ст. 824 ГК РФ). Суть договора заключается в том, что продавец поставляет продукцию покупателю и уступает право требования долга финансовому агенту (фактору), за что последний сразу выплачивает продавцу определенную часть задолженности (80-90 %). Остаток (за вычетом комиссионного вознаграждения) продавец получает после того, как покупатель перечислит деньги в адрес финансового агента [1].

ГК РФ предусматривает такую форму погашения обязательств, как перевод долга, которая допускается только с согласия кредитора. При переводе долга обязательство об уплате переходит от первоначального дебитора к новому. Обязательным условием сделки является тот факт, что третье лицо (новый должник) обязательно должно являться дебитором прежнего должника [1].

По договоренности сторон обязательство может быть прекращено соглашением об отступном. Например, между сторонами сделки заключен договор о поставке материалов, предполагающий оплату денежными средствами. Ввиду недостаточности наличных денежных средств у покупателя было заключено соглашение об отступном, и в качестве оплаты за материалы были переданы основные средства.

Замена первоначального обязательства другим между теми же лицами называется новацией (ст. 414 ГК РФ). Отличие новации и отступного заключается в том, что отступное предполагает прекращение взаимоотношений между сторонами, а новация - лишь замену первоначального обязательства при сохранении взаимоотношений.

Таким образом, бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками позволяет обобщать информацию о задолженности контрагентов и вовремя принимать решения о погашении долгов не только денежными, но и иными способами, разрешенными законом.

Ссылки на источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. От 26.01.1996 г. № 14-ФЗ

2. Безверхая Е.А. Бухгалтерская (финансовая отчетность): метод.указания / Е.А. Безверхая. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2013г. - 25 с.

3. Максимочкина О.В. Бухгалтерский учет и финансы: учеб.пособие / О.В. Максимочкина, С.В. Виноградова. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина, 2012 г. С. 58

4. Долгушина В.А., Слободян М.Л. Неденежные способы погашения дебиторской и кредиторской задолженности // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 28-1. С. 190-197.

5. Блинов О.А. Основы международных стандартов финансовой отчетности и аудита: учеб.пособие / Блинов О.А., Новиков Ю.И., Козлов А.А. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А.Столыпина, 2006 г. С. 127-135

6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2014г. - 635 с.

7. Николаенко Н.Г. Аудит: нормативное регулирование, организация и методика проведения проверки: учеб.пособие / Н.Г. Николаенко, С.А. Нардина. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2013г. - 168с.

8. Короткова О.В., Шевелёва Н.А. Особенности организации учёта и основные этапы учётного цикла расчётных операций на предприятиях // Nauka-Rastudent.ru. 2017. № 1. С. 16.

9. Кулик О.М. Некоторые аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностями российских предприятий [Текст] / О.М. Кулик // Финансовые исследования. 2013. № 2. С. 31-35

10. Салахутдинова Э.Р., Давыдова В.А. Учет расчетов с покупателями и заказчиками проблемы и пути их решения // Science Time. 2015. № 11 (23). С. 483-487

11. Усатова Л.В., Куликова Е.О. Учёт дебиторской задолженности // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 16-2. С. 22-25.

Alla Molodchikhina

Student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Yuri Novikov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Accounting of Settlements with Buyers and Customers

Abstract. The article concerns the organization of accounting calculations with buyers and customers. Successful functioning of any organization is largely determined by the timely calculation of buyers and customers, and on the other hand, enterprises with its creditors. Accounting calculations with buyers and customers is a significant operation in the accounting system, and also the most time consuming and complex plot works account bookkeeping of any enterprise. This is primarily due to the great variety of forms of payments; high frequency data operations; lots of contractors organizations, their composition, variability, etc.

Describes the legislative basis of calculations with buyers and customers, the article defines key concepts "buyer" and "customer." A study of the main trends in the organisation of accounting of payments with debtors, summarized the main stages of the accounting calculations with buyers and customers, clarified the importance of analytical accounting settlement operations. An overview of the contents of the sub-accounts 62 "Calculations with buyers and customers showed that economic environment there is no consensus on this issue.

Organizations choose a form of payment for sold products (works, services), which can have both monetary and other forms, including the calculations with the use of securities; credit claims; change of persons in the undertaking; the exchange of goods (barter) operations (under a contract of barter); financing under cession of monetary claim (factoring); settlement agreement; novation.

Keywords: agreement, buyer, customer, Bill of Exchange, reciprocal requirements, barter transactions, settlement agreement, novation