Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет основных хозяйственных операций в бюджетном учреждении'

Бухгалтерский учет основных хозяйственных операций в бюджетном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1768
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРСАНОВСКАЯ ЦРБ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / ПОДОТЧЕТНЫЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М.В.

В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета основных средств, материальных запасов, денежных средств, подотчетных сумм, оплаты труда на примере Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кирсановская центральная районная больница». Автор в статье приводит практические примеры учета в бюджетном учреждении сферы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет основных хозяйственных операций в бюджетном учреждении»

Учет и отчетность бюджетных учреждений

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина,

Тамбов, Российская Федерация

В статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета основных средств, материальных запасов, денежных средств, подотчетных сумм, оплаты труда на примере Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кирсановская центральная районная больница». Автор в статье приводит практические примеры учета в бюджетном учреждении сферы здравоохранения.

Ключевые слова: Кирсановская ЦРБ, бухгалтерский учет, основные средства, материальные запасы, подотчетные лица

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кирсановская центральная районная больница» является лечебно-профилактическим учреждением (далее — медицинское учреждение), предметом деятельности которого является организация и оказание первичной медико-санитарной помощи, скорой и неотложной медицинской помощи, специализированной медицинской помощи. Целью деятельности медиицнского учреждения является обеспечение квалифицированной диагностической, профилактической, лечебной медицинской помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях.

Учреждение для достижения целей, ради которых оно создано, вправе осуществлять следующие виды деятельности, приносящие доход и относящиеся к основным видам деятельности учреждения:

— бытовые и сервисные услуги повышенной комфортности;

— медицинский массаж;

— предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;

— предварительные и периодические медицинские осмотры;

— экспертизу на право владения оружием;

— транспортные услуги.

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение медицинского учреждения.

В медицинском учреждении основные средства в бухгалтерском учете отражаются по первоначальной стоимости, т. е. по сумме фактического приобретения, которая, в свою очередь, включает в себя сумму налога на добавленную стоимость. Первоначальная стоимость может изменяться в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. При получении учреждением основных средств на основании договора дарения их первоначальной стоимостью будет считаться текущая рыночная стоимость на момент принятия к бухгалтерскому учету и сумма услуг по их доставке, регистрации и приведении их в состояние использования.

Имущество учреждения является государственной собственностью Тамбовской области и в установленном порядке закрепляется медицинским учреждением на праве оперативного управления. Медицинское учреждение обеспечивает содержание имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Земельный участок предоставляется медицинскому учреждению для выполнения уставных целей на праве постоянного пользования.

Переоценка стоимости основных средств осуществляется медицинским учреждением по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной амортизации. Полученные результаты фиксируются в бухгалтерском учете обособленно и не учитываются в данных бухгалтерской отчетности по предыдущему отчетному году, но используются при формировании информации бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

В медицинском учреждении поступление основных средств оформляется актом приема-передачи. Ведение аналитического учета основных средств представлено в виде инвентарных карточек. Ведение синтетического учета медицинское учреждение производит по таким счетам, как:

— нежилые помещения;

— сооружения;

— машины и оборудование;

— транспортные средства;

— производственный и хозяйственный инвентарь;

— прочие основные средства.

Следует отметить, что основой для формирования данных синтетического учета является аналитический учет. Соответственно, информация аналитического учета отражается в синтетическом учете в виде Главной книги, журнала операций. Формируется оборотная ведомость по нефинансовым активам в целях осуществления контроля за соответствием учетной информации, касающейся основных средств, у материально ответственных лиц и информации аналитического учета по счету основных средств.

Начисленная амортизация показывает степень износа основных средств. Амортизации в медицинском учреждении начисляется ежемесячно с применением линейного метода.

Инвентаризация основных средств проводится ежегодно. Кроме того, проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (в том случае, если инвентаризация не проводилась после 1 октября отчетного года);

— при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

— при выявлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

— в случае пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации, ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете того месяца, в котором она была закончена. Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовом бухгалтерском отчете.

Основные средства в медицинском учреждении учитываются следующим образом:

— на каждый объект заводится отдельная инвентарная карточка. Присваивается инвентарный номер. По имуществу, балансовая стоимость которого свыше 3 тыс. руб., определяется ОКОФ для начисления амортизации (ОКОФ определяет амортизационную группу по срокам полезного использования), заполняется местонахождение объекта, дается описание объекта, приводятся технические характеристики, дата выпуска, дата ввода в эксплуатацию, источник финансирования и материально ответственное лицо;

— основные средства стоимостью менее 3 тыс. руб. учитываются на забалансовом сч. 21;

— если стоимость основного средства, находящегося на балансе медицинского учреждения, свыше 40 тыс. руб., амортизация начисляется линейным способом. На имущество, стоимость которого менее 40 тыс. руб., амортизация начисляется в размере 100 % при поступлении.

При учете объектов основных средств формируются проводки, которые отражают произведенные хозяйственные операции. Например, медицинским учреждением приобретен стеллаж для амбулаторных карт за счет внебюджетных средств на сумму 12 300 руб. Денежные средства были перечислены поставщику в виде безналичного расчета. Отражены затраты за доставку основного средства в сумме 1 500 руб. Основное средство принято к учету. В учете учреждения будут сделаны следующие проводки:

Д-т сч. 210631310 К-т сч. 230231730 — 12 300

руб. — приобретено основное средство;

Д-т сч. 2302 31830 К-т сч. 220111610 — 12 300

руб. — перечислены денежные средства поставщику;

Д-т сч. 210631310 К-т сч. 230222730 — 1 500

руб. — отражены затраты за доставку оборудования;

Д-т сч. 210134310 К-т сч. 210631410 — 13 800

руб. — основное средство принято к учету.

В данном медицинском учреждении нематериальные активы отсутствуют. В свою очередь материальные запасы в медицинском учреждении учитываются по фактической стоимости, включая сумму налога на добавленную стоимость. В фактическую стоимость приобретенных за плату материальных запасов входят суммы, выплачиваемые согласно договору с поставщиком, а также за доставку до места их использования и другие суммы, связанные с приобретением материальных запасов. При поступлении материальных запасов в медицинское учреждение на основе договора дарения фактической стоимостью будет являться их текущая рыночная стоимость на момент принятия к бухгалтерскому учету. Материальные запасы списываются по средней фактической стоимости. При оформлении материальных запасов в медицинском учреждении применяются следующие документы:

— счет-фактура;

— товарный чек;

— товарная накладная;

— меню-требование по выдаче продуктов питания.

Ведение синтетического учета осуществляется по следующим счетам:

— медикаменты и перевязочные средства;

— продукты питания;

— горюче-смазочные материалы;

— строительные материалы;

— мягкий инвентарь;

— прочие материальные запасы.

Аналитический учет, не считая посуды и

продуктов питания, осуществляется на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей. По продуктам питания аналитический учет ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам. Разбитая посуда учитывается в книге регистрации боя посуды. Учет материальных запасов ведется в книге (карточке) учета материальных ценностей, где записываются наименование, сорт и количество. Мягкий инвентарь подлежит

маркировке материально ответственным лицом в присутствии руководителя или его заместителя и сотрудника бухгалтерии.

В журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов отражаются операции, связанные с расходованием, выбытием из эксплуатации и перемещением внутри учреждения материальных запасов. Оприходование материальных запасов оформляется в регистрах бюджетного учета согласно первичным учетным документам. Списание материалов сопровождается следующими документами:

— путевым листом;

— актом о списании материальных запасов;

— ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения;

— иными документами.

Согласно учетной политике данного медицинского учреждения инвентаризация материальных запасов проводится один раз в год по состоянию на 21 декабря. Проверка фактического наличия материальных запасов осуществляется комиссией в присутствии заведующего складом и иных материально ответственных лиц.

В учете материальных запасов применяются бухгалтерские проводки в соответствии с содержанием хозяйственных операций. Например, медицинское учреждение приобрело медикаменты за счет субсидий на сумму 18 000 руб. Перечислены денежные средства поставщику. Медикаменты приняты к учету. В учете медицинского учреждения будут сделаны следующие записи:

Д-т сч. 410531340 К-т сч. 430234730 — 18 000 руб. — приобретены и приняты к учету медикаменты;

Д-т сч. 430234830 К-т сч. 420111610 — 18 000

руб. — перечислены денежные средства поставщику.

Основным видом деятельности данного медицинского учреждения является представление медицинских услуг. По амбулаторно-поликлини-ческому подразделению они учитываются в виде статистических талонов, а по стационарной помощи в виде статистических карт, на основании которых ежемесячно составляется реестр пролеченных больных. Формируется счет на оплату медицинской помощи, который направляется в страховую компанию, осуществляющую финансирование за оказанные медицинские услуги.

Учет и ведение кассовых операций осуществляется кассиром медицинского учреждения, который

несет ответственность за хранение поступивших ценностей и соблюдение лимита остатка денежных средств в кассе. Размер лимита устанавливается ежегодно медицинским учреждением на основе расчетов средней выручки. Кассир занимается ведением кассовой книги, где подчистки и исправления не допускаются. В обязанность кассира входит ежедневный подсчет итогов по остатку денег в кассе и предоставление этих данных в бухгалтерию.

Поступление и выбытие денежных средств в кассе оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, которые подписываются главным бухгалтером или лицами, имеющими на это полномочие. Данные кассовые ордера до поступления в кассу фиксируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Все хозяйственные операции по кассе учитываются на счете «Касса» — 20134. Согласно учетной политике инвентаризация кассы проводится один раз в квартал.

Операции по движению средств на лицевом счете отражаются в журнале операций с безналичными денежными средствами, где записи отражаются на основании каждодневных выписок с лицевого счета и приложенных к ним документов. Нумерация лицевых счетов определяет принадлежность к конкретному получателю средств и соответствует характеру операций, которые учитываются на данном счете.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется в журнале операций расчетов с подотчетными лицами согласно приходным и расходным кассовым ордерам и авансовым отчетам. Выдача денежных средств из кассы подотчетному лицу осуществляется по расходному кассовому ордеру. Если работник имеет задолженность по ранее выданному авансу, то выдача нового аванса не допускается. По окончании срока аванса работник должен на протяжении трех рабочих дней предоставить в бухгалтерию авансовый отчет. В противном случае учреждение имеет право удержать сумму задолженности из заработной платы подотчетного лица. Как правило, к авансовому отчету прилагаются следующие документы:

— кассовые чеки или бланки строгой отчетности;

— счета-фактуры;

— приходные документы.

В бухгалтерском учете хозяйственные операции отражаются соответствующими проводками, например поступили деньги в кассу медицинского

учреждения за оказанные услуги на сумму 20 000 руб. Из кассы выданы деньги подотчет сотруднику на приобретение материалов 2 000 руб. Подотчетное лицо предоставило авансовый отчет на 2 000 руб. за строительные материалы. Оформляются бухгалтерские проводки:

Д-т сч. 220134510 К-т сч. 220531660 — 20 000 руб. — отражен доход от реализации услуг;

Д-т сч. 220834560 К-т сч. 220134610 — 2 000 руб. — выданы деньги подотчет;

Д-т сч. 210534340 К-т сч. 220834660 — 2 000 руб. — принят к учету авансовый отчет.

Система оплаты труда в медицинском учреждении регламентирована положением об оплате труда работников, которое разработано в соответствии со ст. 134, 135, 143 и 144 Трудового кодекса Российской Федерации, законом Тамбовской области от 29.12.2008 № 149-З «Об основных принципах и условиях установления оплаты труда работников областных государственных учреждений», постановлений и других нормативно-правовых актов области, регулирующих оплату труда в областных государственных учреждениях.

Согласно положению об оплате труда работников оплата труда работников включает в себя:

— размеры окладов;

— размеры ставок заработной оплаты по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням;

— выплаты компенсационного характера (размер, порядок и условия начисления и прекращения выплат);

— выплаты стимулирующего характера (размер, порядок и условия начисления и прекращения выплат);

— виды премий и выплаты социального характера.

Основанием для начисления заработной платы работникам учреждения являются:

— трудовой договор;

— приказ руководителя учреждения о дате начала трудовых отношений с работником;

— приказ об основаниях и дате начала (прекращения) выплат компенсационного, стимулирующе -го характера и премий;

— табель учета рабочего времени;

— выполненная трудовая функция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют унифицированные формы первичных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004

№ 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

По учету кадров применяют первичные документы:

— формы Т-1 и Т-1а. Приказ о приеме работника на работу (ф. Т-1) и приказ о приеме работников на работу (ф. Т-1а) применяются для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору работников учреждения;

— личная карточка работника (ф. Т-2);

— штатное расписание (ф. Т-3). Используется для оформления структуры штатного состава и штатной численности в учреждении;

— приказ о прекращении действия трудового договора с работником (ф. Т-8);

— иные документы.

В штатное расписание медицинского учреждения включено 616,75 ставок, в том числе:

— врачей — 106,75;

— среднего медицинского персонала — 269,5;

— младшего медицинского персонала —

111,5;

— прочего персонала — 129.

Учреждение в достаточной степени обеспечено средним и младшим медицинским персоналом (100 %), врачами (73 %).

При ведении синтетического учета применяются оборотные ведомости, Главная книга, журналы-ордера по счетам и иные документы. В аналитическом учете используется расчетно-пла-тежная ведомость, где производятся начисления и удержания по заработной плате, а также карточка-справка, налоговая карточка по учету дохода и налога на доходы физических лиц.

В данном учреждении страховые взносы платятся в пределах установленной предельной базы по совокупному тарифу 30,28 %, из которых 22 % направляются в бюджет ПФР, 2,9 % — взносы в ФСС, 0,28 % — размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и 5,1 % — взнос в ФФОМС.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в медицинском учреждении ведется в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, который предназначен для аналитического учета производимых с ними расчетов. Данный журнал составляется на основании следующих документов:

— платежных документов;

— товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей;

— счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг;

— актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг.

Контроль за деятельностью учреждения осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, а также иными органами в случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, производится комитетом по управлению имуществом области.

Медицинское учреждение ведет бухгалтерский учет, предоставляет бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность в порядке, установленном российским законодательством.

Список литературы

1. Беспалов М. В. Инвентаризация основных средств бюджетного учреждения: механизм проведения, сроки, документооборот // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 4. С. 32—35.

2. Беспалов М. В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 10—13.

3. Беспалов М. В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17. С. 2—9.

4. Беспалов М. В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 14. С. 2—9.

5 . Беспалов М. В. Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях: общие принципы, порядок документооборота, нормативное регулирование // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 15. С. 2—7.

6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов

местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции

по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

10. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты: постановление Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.