Научная статья на тему 'Бухгалтерский учет для менеджеров или оценка риска невостребованности данных бухгалтерского учета'

Бухгалтерский учет для менеджеров или оценка риска невостребованности данных бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / МЕНЕДЖЕР / РИСК НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ / RISK / MANAGERIAL ACCOUNTING / LACK OF DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Супрунова Е. А.

Предмет. В работе предпринята попытка критически осмыслить целесообразность расширения знаний, умений и навыков менеджеров новой формации, с целью объяснения факторов, лежащих в основе изучения ими бухгалтерского учета или вытекающих из этого проблем невостребованности менеджерами данных, формируемых в учете и анализе. Цели. Рассмотреть актуальность учетной функции менеджмента, проанализировать соответствие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования учебным планам вузов, исследовать развитие интеграции управленческого учета в систему управления предприятием, оценить риск невостребованности данных бухгалтерского учета менеджерами различных уровней управления. Методология. При помощи метода сравнения, систематизации и обобщения проанализированы научные публикации, отражающие функции менеджмента и значение финансового и управленческого учета для менеджеров. Методы анкетирования, построения графиков легли в основу продолжения дискуссии по требованиям, предъявляемым к соискателям на должность «менеджер». Результаты. Результаты исследования могут быть использованы для пересмотра учебных планов вузов, с целью повышения качества подготовки выпускников по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Выводы. Одним из важных индикаторов экономической безопасности предприятия является качественная постановка системы бухгалтерского учета (финансового и управленческого) и взаимодействие всех структурных подразделений и менеджеров различных уровней управления в продуктивном использовании информационных потоков. В связи с этим, оценка риска невостребованности данных бухгалтерского учета менеджерами становится особенно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting for managers or assessing the risk of lack of demand for accounting data

Subject The article reviews the practicability of expanding the knowledge and skills of the new generation of managers to explain the underlying factors impacting their study of accounting or problems associated with a lack of demand for accounting data on the part of managers. Objectives The aim of the study is to analyze the development of managerial accounting integration into the enterprise management system and assess the risk of the lack of demand for accounting data by managers of different levels. MethodsUsing the method of comparison, systematization and generalization, I analyzed scientific publications on management functions and the importance of financial and managerial accounting for managers. The study also employs a questionnaire survey and construction of graphs for further discussion on the requirements for job applicants for the position of a manager. Results The results of the study are of research and practice nature. They can be used to revise the curriculum of universities to improve the quality of training the graduates majoring in management. Conclusions One of important indicators of enterprise economic security is a qualitative organization of accounting system (financial and managerial accounting) and the interaction of all structural units, especially managers at various levels, in efficient use of information flows. Therefore, it is crucial to assess the risk associated with the lack of demand for accounting data by managers at various levels.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерский учет для менеджеров или оценка риска невостребованности данных бухгалтерского учета»

pISSN 2073-5081 eISSN 2311-9381

Теория бухгалтерского учета

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ ИЛИ ОЦЕНКА РИСКА НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Евгения Александровна СУПРУНОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита, бухгалтерского учета и аудита,

Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Российская Федерация

suprunova06@mail.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 6619-1994

История статьи:

Получена 23.05.2017 Получена в доработанном виде 02.10.2017

Получена в доработанном виде 10.12.2017

Одобрена 22.12.2017 Доступна онлайн 16.01.2018

УДК 338.24.01 JEL: А22, М40, М41

Ключевые слова:

бухгалтерский учет, менеджер, риск невостребованности

Аннотация

Предмет. В работе предпринята попытка критически осмыслить целесообразность расширения знаний, умений и навыков менеджеров новой формации, с целью объяснения факторов, лежащих в основе изучения ими бухгалтерского учета или вытекающих из этого проблем невостребованности менеджерами данных, формируемых в учете и анализе. Цели. Рассмотреть актуальность учетной функции менеджмента, проанализировать соответствие Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования учебным планам вузов, исследовать развитие интеграции управленческого учета в систему управления предприятием, оценить риск невостребованности данных бухгалтерского учета менеджерами различных уровней управления.

Методология. При помощи метода сравнения, систематизации и обобщения проанализированы научные публикации, отражающие функции менеджмента и значение финансового и управленческого учета для менеджеров. Методы анкетирования, построения графиков легли в основу продолжения дискуссии по требованиям, предъявляемым к соискателям на должность «менеджер».

Результаты. Результаты исследования могут быть использованы для пересмотра учебных планов вузов, с целью повышения качества подготовки выпускников по направлению 38.03.02 «Менеджмент».

Выводы. Одним из важных индикаторов экономической безопасности предприятия является качественная постановка системы бухгалтерского учета (финансового и управленческого) и взаимодействие всех структурных подразделений и менеджеров различных уровней управления в продуктивном использовании информационных потоков. В связи с этим, оценка риска невостребованности данных бухгалтерского учета менеджерами становится особенно актуальной.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Супрунова Е.А. Бухгалтерский учет для менеджеров или оценка риска невостребованности данных бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21, № 1. - С. 54 - 64. https://doi.Org/10.24891/ia.21.1.54

Россия вошла в новое столетие с приоритетными направлениями развития науки и технологии, но развитие подобного сценария возможно только при наличии квалифицированных кадров не только в области нанотехнологий, но и управленческих кадров, т.е. менеджеров различных уровней управления. Однако зачастую менеджеры, пытаясь успеть за всеми достижениями науки, забывают о базовых основах, игнорирование которых может привести к потерям и убыткам предприятия вследствие ухудшения его финансового положения в результате принятых управленческих решений, а именно о бухгалтерском учете для менеджеров, как дисциплине, обеспечивающей базовые знания.

Проблемы подготовки менеджеров беспокоят общественность еще с 90-х годов. Так, А.А. Ильин указывает, что «система подготовки будущих менеджеров образования еще только формируется и не

имеет четкой структуры ... и комплекс критериев для оценки эффективности их подготовки находится на стадии отработки» [1, с. 20].

Автор Х.Ш. Муллахметов отмечает, что «проблема качества специалистов обостряется еще и тем, что для открытия новых специальностей требуются время и серьезная подготовительная работа, тогда как вузы, учитывая в основном конъюнктурные рыночные факторы, стараются как можно быстрее удовлетворить появившийся спрос населения» [2, с. 78].

Данные проблемы обсуждаются и на уровне учебно-методических объединений по образованию в области менеджмента, которые в резюме к своим отчетам постоянно заявляют о необходимости «повышения теоретического уровня и практического значения образования в области менеджмента»1.

1 Важная веха на пути к подготовке менеджеров новой формации // Высшее образование сегодня. 2008. № 3. С. 52-53.

В статье предпринята попытка критически осмыслить целесообразность расширения знаний, умений и навыков менеджеров новой формации с целью объяснения основных причин изучения ими бухгалтерского учета или вытекающих из этого проблем невостребованности менеджерами данных, формируемых в учете и анализе. Исследование сфокусировано на менеджере как ключевой фигуре проблемного поля подготовки квалифицированных кадров или менеджеров новой формации.

В основу проведенного исследования положены труды ряда отечественных ученых.

Целесообразно рассмотреть факторы, лежащие в основе изучения менеджерами бухгалтерского учета, с указанием причинно-следственных связей (рис. 1).

На каждом факторе необходимо остановиться отдельно, с целью объяснения выдвигаемых положений.

Во-первых, одной из основополагающих функций менеджмента однозначно является учет во всех его проявлениях. Так, В.А. Абчук, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко выделяют следующие функции менеджмента: прогнозирование, планирование, организация, руководство, активизация, мотивация, стимулирование, координация, регулирование, учет, контроль и анализ2.

Автор А.С. Большаков рассматривает такие функции менеджмента как анализ, прогнозирование, планирование, принятие решений, мотивация труда, организация и руководство, регулирование, разрешение конфликтов, контроль, учет, мониторинг, формирование

" 3

организационной культуры3.

По нашему мнению, некоторые авторы абсолютно незаслуженно не рассматривают учет как функцию менеджмента, ведь любое управление не может существовать без учета. Например, А.Н. Петров в своем учебном пособии рассматривает только функции планирования, организации, координации, контроля, мотивации4, а И.Н. Шапкин выделяет в качестве функций менеджмента только планирование, прогнозирование, организацию, координацию, мотивацию5.

Многие авторы считают, что в современных условиях приоритетным направлением является расширение функций менеджмента, исходя из поставленных задач. Так, Л.А. Базарова дополняет классический перечень

2Абчук В.А. Менеджмент. В 2 ч. Ч. 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.А. Абчук, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко. 3-е изд. испр. и доп. М.: Издательство ЮРАЙТ, 2017. 239 с.

3 Большаков А.С. Менеджмент / Учебное пособие. СПб.: Издательство Питер, 2000. 160 с.

4 Петров А.Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / А.Н. Петров: отв. ред. А.Н. Петров. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 349 с.

5 Менеджмент. Теория и практика: учебник для вузов /

И.Н. Шапкин [и др.]; отв. ред. И.Н. Шапкин. 4-е изд.

М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 148-182.

функций следующими: инновационная деятельность, оптимизация, рационализация, командообразование, мониторинг, управленческое консультирование, самоменеджмент (самоорганизация) [3, с. 22]; А.В. Комарова включает управление знаниями [4, с. 165], а Н.Н. Илышева и С.И. Крылов - финансовое планирование, организацию финансов, финансовое регулирование, мотивацию работы финансовой службы организации, финансовый контроль и финансово-инвестиционный анализ [5, с. 104].

Во-вторых, вузы разрабатывают и утверждают учебные планы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. В результате изучения учебных планов некоторых вузов, а именно ОмГУПСа (Омск), РЭУ им. Г.В. Плеханова (Москва) выявлено, что выпускники направления подготовки по специальности 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата) при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет» должны овладеть компетенциями ОПК-5 и ПК-14.6, 7 Перечень данных компетенций предложен в Приказе Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)»8. Обратимся более детально к указанным компетенциям.

ОПК-5 - владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем.

ПК-14 - умение применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, навыков управления затратами и принятия решений на основе данных управленческого учета.

Если к формулировке профессиональной компетенции ПК-14 вопросов нет, то общепрофессиональная компетенция ОПК-5 в стандарте может быть подвержена критике. Во-первых, прерогатива составления финансовой отчетности принадлежит бухгалтерам, которых вузы обучают по другому стандарту. Во-вторых, будущие менеджеры не могут составить финансовую отчетность, изучив за четыре года только одну дисциплину «Бухгалтерский учет».

6 Учебный план. URL: http://www.omgups.ru/sveden/education/educati on_plan/Ucheb_plan _38.03.02_mo_2016.pdf

7 Учебный план. URL: http://www.rea.ru/ru/org

/faculties/11bf052e3fdc11e49ac03cd92b04e0f8/SiteAssets/Pages/У чМето д% 20матер

%202016/MISP_bak_2017/Uchebn_plan_38.03.02_Menedzhment_MISP_ 2017.pdf

8 Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)».URL: http://www.consultant.ru

На наш взгляд, данная компетенция должна быть скорректирована следующим образом (с учетом того, что она является общепрофессиональной): умение использовать бухгалтерскую терминологию для экономического мышления, владение навыками понимания и оценки финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем.

В-третьих, в современных условиях постоянно расширяются требования, предъявляемые к соискателям на должность менеджера. В зависимости от уровня квалификации к ним предъявляются различные требования. При анализе вакансий на должность менеджера на сайтах hh.ru и Rabota.RU были сделаны следующие выводы9' 10:

• 36,8% объявлений в Омске на соискание должности «менеджер» содержали в обязанностях пункты, выполнение которых возможно только при наличии знаний, умений и навыков в области бухгалтерского учета, таких как ведение документооборота по проектам, сбор дебиторской задолженности, борьба с дебиторской задолженностью, анализ деятельности конкурентов, размещение заказов у поставщиков и отслеживание их исполнения (контроль сроков поставки, организация отгрузки и оплаты, занесение данных в базу 1С), работа с возвратами, перемещениями, контроль за соответствием закупочных цен и др.

• в Москве удельный вес объявлений с требованием знаний, умений и навыков в области бухгалтерского учета в общем количестве изученных объявлений составил 55%, что на 18,2% выше, чем по Омску. При этом список обязанностей в столичных объявлениях значительно шире и к перечисленным можно добавить следующие: ведение отчетности согласно срокам и формам, определение и регистрация финансового результата по проектам и другие.

Для продолжения дискуссии по требованиям, предъявляемым к соискателям на должность менеджера, открытым остается вопрос: нужен ли менеджеру бухгалтерский учет? Для изучения ответа на этот вопрос были проведены опросы среди студентов, учащихся по направлению «Менеджмент» (55 студентов). Научное сообщество и практики не участвовали в анкетировании. Студентам было задано 4 вопроса, на которые нужно было ответить «да» или «нет».

1. Как Вы считаете, Нужно ли студенту-менеджеру изучать дисциплину «Бухгалтерский учет»?

2. На Ваш взгляд, Будете ли вы применять полученные знания, умения и навыки по дисциплине «Бухгалтерский учет» на практике?

3. Помогут ли знания, умения и навыки, полученные в рамках дисциплины «Бухгалтерский учет», дать вам конкурентное преимущество на рынке труда?

4. Как вы считаете, В полном ли объеме вы получили знания по бухгалтерскому учету, то есть на уровне достаточном для менеджеров?

Результаты анкетирования студентов представлены на рис. 2-5.

Исходя из опроса, проведенного среди студентов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент», можно сделать вывод, что дисциплина «Бухгалтерский учет» необходима им в будущем для осуществления своей профессиональной деятельности: 100% респондентов считают, что дисциплину «Бухгалтерский учет» нужно изучать в рамках учебного процесса в ВУЗе и уверены, что будут применять полученные знания на практике. Стоит отметить, что большая часть респондентов (93%) не считают, что знания, умения и навыки в сфере бухгалтерского учета дают преимущество перед другими соискателями на рынке труда при приеме на должность менеджера. Тем не менее, результаты анкетирования достаточно оптимистичны.

В-четвертых, развитие интеграции управленческого учета в систему управления предприятием стимулирует систематизацию подходов и методов, повышает уровень компетенции менеджеров новой формации. Одно из важных направлений связано с тем, что в специальной литературе чаше всего интегрируют бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет. Подобной точки зрения придерживаются В.В. Васильева, О.А. Гаврилова [6], Н.В. Подоляк11. Учет по определению не может быть не управленческим, поскольку является функцией менеджмента, но все же управленческий учет является частью бухгалтерского учета.

Следующее направление интеграции связано с расширением управленческого учета до стратегического управленческого учета. Данной позиции придерживается К. Друри [7]. Предпосылками послужила критика практики управленческого учета и его преподавания, которая не соответствовала радикальным изменениям, происходящим в бизнес-среде. Профессиональные бухгалтерские институты, возможно, опасаясь, что функция управленческого бухгалтера будет рассматриваться как лишняя в коммерческой организации, выделяют значительные ресурсы на разработку более инновационных методов управления. Реальность такова, что необходимо переходить от учета и калькулирования затрат к

9 Официальный сайт группы компаний HeadHunter.

URL: https://hh.ru/ _

10 Официальный сайт группы компаний Rabota.ru. 11 Подоляк Н.В. Интеграция бухгалтерского и управленческого

URL: https://www.rabota.ru/ учета. URL: http://fin-buh.ru/text/110857-1.html

управлению затратами, от управленческого учета к стратегическому управленческому учету.

Последнее направление интеграции связано с появлением и внедрением в практику зарубежных стран инновационных методов управленческого учета, что позволяет расширить функции управленческого учета. В традиционных системах, применяемых отечественными предприятиями, до сих пор акцентируется внимание на планировании, учете, калькулировании и контроле затрат. Между тем функции инновационных методов давно вышли из «классического набора», расширяя свое значение в системе управления. К их числу можно отнести стимулирование персонала, развитие внутренних информационных связей и т.д. Следовательно, можно отметить, что идет тенденция интегрирования управленческого учета в процесс управления предприятием, что в свою очередь требует соблюдения общих закономерностей менеджмента, отражающих взаимосвязи между различными элементами управленческой системы предприятия12.

В-пятых, в настоящее время нет единого профстандарта для менеджеров, но следует отметить, что можно насчитать несколько профстандартов, разработанных в отношении различных видов трудовой деятельности менеджеров и рекомендованных для применения работодателями. В табл. 1 представлен их перечень.

Все профессиональные стандарты для менеджеров, рассмотренные в статье, носят рекомендательный характер и не могут служить основанием для увольнения сотрудника, не соответствующего условиям стандартов. При несоответствии работодатель имеет право лишь обеспечить ему переквалификацию.

Преподаватель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы студент-менеджер не только освоил дисциплину «Бухгалтерский учет», увидел связь изучаемых предметов с другими дисциплинами, но и осознал свою позицию в будущем. Так, И.В. Атанов, И.В. Капустин, Г.В. Никитенко, В.С. Скрипник отмечают, что «одно из слабых мест современного образования состоит в догматическом характере преподавания, когда преподаватель излагает материал, не отражая междисциплинарной связи» [8, с. 355]. Такой же позиции придерживаются и другие авторы. Например, З.А. Исаева, рассматривая междисциплинарный подход к исследованию проблемы подготовки менеджеров образования высшей школы, и Л.Д. Гительман, Е.Р. Магарил, М.Я. Ходоровский, излагая свой подход к подготовке менеджеров для инновационной экономики [9, с. 64; 10, с. 174].

В первой части статьи детально рассмотрены факторы, лежащие в основе изучения менеджерами бухгалтерского учета. Но чаще всего в практической деятельности невостребованность информационной

12 Супрунова Е.А. Институт управленческого учета в России: возможные перспективы и поиск путей их осуществления // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 43. С. 14-22.

базы, формируемой бухгалтерским учетом, указывает на то, что цена ответственности менеджеров за принимаемые управленческие решения не очень-то и высока. В последнее время в научном сообществе появляется все больше публикаций, исследующих проблемы невостребованности данных бухгалтерского учета менеджерами различных уровней управления. По нашему мнению, целесообразно обобщить подобного рода научные изыскания, чтобы хоть немного подвести решение данного вопроса к итоговому результату.

Автор К.Н. Лебедев указывает на то, что: «разработка методов автоматизации управленческой деятельности на предприятиях должна быть направлена не на обеспечение бухгалтерского и оперативного видов учета аналитическими программными продуктами, а на формирование адекватных процессов текущего наблюдения за средой деятельности предприятия и принятия решений»13. Однако из данного утверждения возникает другая проблема - насколько менеджеры различных уровней управления готовы принимать управленческие решения на основании модели, сформированной автоматизированным программным продуктом, результаты которой могут быть ошибочными по разного рода объективным и субъективным причинам, поскольку даже финансовая отчетность, сформированная программными

продуктами, не всегда является достоверной.

Рассматривая невостребованность данных

бухгалтерского учета менеджерами, М.Ю. Медведев категорично заявляет: «Для того чтобы оценить, какую реальную помощь оказывает учет менеджерам, достаточно поинтересоваться у последних: многие ли пользуются в практической работе официальными формами бухгалтерской отчетности, хотя бы бухгалтерским балансом? Ответы, если окажутся честными, должны впечатлить - никто!» [11]. В части форм бухгалтерской отчетности с М.Ю. Медведевым трудно не согласиться. Еще У. Черчилль говорил: «Небывалая толщина этого отчета защищала его от опасности быть прочитанным»14. Но эти цитаты ни в коем случае не относятся ко всей системе учета и анализа, поскольку менеджеры, например, принимая решения о взыскании дебиторской задолженности, не могут не рассматривать учетные данные о ее состоянии, а если и будут самостоятельно отслеживать платежи, то параллельно с бухгалтерией. Тогда вопросы, связанные с эффективностью управления сводятся на нет.

Авторы К.Н. Лебедев и М.Ю. Медведев не первые, кто занимает подобные позиции. Так, еще в XX веке Дж. Хертцфельд писал: «по-видимому, из 300-миллионного населения СССР едва ли наберется 300 человек, знающих, как читать отчет о прибылях и убытках» [12].

13 Лебедев К.Н. Экономическая теория о главной причине невостребованности данных, формируемых в учете, и учетной аналитики в процессе принятия решений // Международный бухгалтерский учет. 2016. т. 19. вып. 1. С. 2-15.

14 Черчилль У. Афоризмы. Харьков: Фолио, 2009.

Верно отмечает Е.В. Курилина: «мы не утверждаем, что хороший руководитель обязательно должен быть бухгалтером, но учитывая, что конечной целью любого руководства в настоящее время является получение прибыли, руководитель обязан иметь четкое представление о том, как систематизируется информация о финансовых потоках организации» [13, с. 285]. С ней согласна Т.В. Федорович: «цели деятельности организации определяются степенью участия в ней и мотивами заинтересованных лиц, и прежде всего - их финансовыми интересами» [14, с. 244].

По нашему мнению, одним из важных индикаторов экономической безопасности предприятия является качественная постановка системы бухгалтерского учета (финансового и управленческого) и взаимодействия всех структурных подразделений, и особенно -менеджеров различных уровней управления в продуктивном использовании информационных потоков.

Следовательно, можно отметить, что становится актуальной оценка риска невостребованности данных бухгалтерского учета менеджерами различных уровней

управления. Этот риск целесообразно определить как вероятность потерь и убытков предприятия вследствие ухудшения финансового положения предприятия от принятых управленческих решений. Но его ни в коем случае нельзя путать с бухгалтерским риском. Последний, по мнению А.С. Толстовой, представляет собой «финансовый риск, который неизбежно образуется в процедурах регистрации, оценки и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации» [15, с. 322].

При проведении проверки бухгалтерских рисков, по мнению А.А. Ткачевой, целесообразно применять процедуры аудита и приемы документальной ревизии15. Между тем, верно указывают Л.С. Боташева и Ф.М. Шакова, что ошибки, приводящие к рискам, возникают от наличия частых изменений и множества противоречий в законодательных актах, расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, несвоевременности поступления документов, неисправности технических средств [16, с. 53]. Методики же выявления и определения риска невостребованности данных бухгалтерского учета менеджерами в настоящее время отсутствуют или носят, в основном, теоретический характер.

15 Ткачева А.А. Риски в бухгалтерском учете: сущность и современные подходы к их оценке. Материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2012». URL: https://rae.ru/forum2012/

Таблица 1

Перечень профстандартов для менеджеров Table 1

A list of professional standards for managers

Код профстандарта Наименование профстандарта

06.012 Менеджер продуктов в области информационных технологий

06.014 Менеджер по информационным технологиям

06.029 Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем

07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организацией

07.003 Специалист по управлению персоналом

07.004 Специалист по управлению документацией организации

08.024 Эксперт в сфере закупок

08.026 Специалист в сфере закупок

Источник: Реестр профстандартов. URL: http://classinform.ru/profstandarty

Source: Reestr profstandartov [Register of professional standards]. URL: http://classinform.ru/profstandarty (In Russ.)

Рисунок 1

Состав показателей, отражаемых в интегрированной отчетности Figure 1

Indicators reported in integrated reports

Учет является одной из функций менеджмента.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата).

Расширение требований, предъявляемых к соискателям на должность менеджера.

Управленческий учет является частью бухгалтерского учета.

Наличие

профессиональных стандартов

Функции менеджмента:

- прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- руководство;

- активизация;

- мотивация;

- стимулирование;

- координация;

- регулирование;

- учет;

- контроль;

- анализ.

ОПК-5 и ПК-14

1) Анализ рынка труда.

2) Анкетирование студентов.

Данные управленческого учета используются менеджерами для принятия управленческих решений.

Отсутствие общего общего профстандарта для менеджеров.

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Результат опроса студентов. Вопрос: «Как Вы считаете, Нужно ли студенту-менеджеру изучать дисциплину «Бухгалтерский учет»?»

Figure 2

Results of the questionnaire survey conducted among students. Respondents' answer to the question: "Do you think that future managers should study the accounting discipline?"

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Результат опроса студентов. Вопрос: «На Ваш взгляд, Будете ли вы применять полученные знания, умения и навыки по дисциплине «Бухгалтерский учет» на практике?»

Figure 3

Results of the questionnaire survey conducted among students. Respondents' answer to the question:

"In your opinion, will you apply the acquired knowledge, skills and techniques of the accounting discipline in practice?"

Her

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 4

Результат опроса студентов. Вопрос: «Помогут ли знания, умения и навыки, полученные в рамках дисциплины «Бухгалтерский учет» дать вам конкурентное преимущество на рынке труда?»

Figure 4

Results of the questionnaire survey conducted among students. Respondents' answer to the question:

"Will the knowledge, skills and techniques acquired within the accounting discipline give you a competitive advantage

in the labor market?"

Да; 7%

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 5

Результат опроса студентов. Вопрос: «Как вы считаете, В полном ли объеме вы получили знания по бухгалтерскому учету, то есть на уровне достаточном для менеджеров?»

Figure 5

Results of the questionnaire survey conducted among students. Respondents' answer to question:

"In your opinion, have you received adequate accounting knowledge, i.e. at the level sufficient for managers?"

нот Й ¿'JfjeS^, 32%

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Ильин А.А. Об оценке сформированности профессионально-правовой культуры менеджера образования: критерии и уровни // Среднее профессиональное образование. 2016. № 10. С. 20-23.

2. Муллахметов Х.Ш. О проблемах подготовки менеджеров // Казанский экономический вестник. 2012. № 1. С. 76-79.

3. Базарова Л.А. Новые функции менеджмента на современном этапе развития социально-экономической системы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005. № 1. С. 22-25.

4. Комарова А.В. Управление знаниями как новая функция менеджмента // Труды Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. 2010. № 3. С. 165-173.

5. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Система функций финансового менеджмента организации: современная точка зрения // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2008. № 1. С. 101-108.

6. Васильева В.В., Гаврилова О.А. Методические подходы к интеграции систем управленческого учета, бюджетирования и сбалансированных показателей как инструментов управления на предприятии // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2010. №1. С. 36-46.

7. Drury C. Management and Cost Accounting. Cengage Leaming, 2007.

8. Атанов И.В., Капустин И.В., Никитенко Г.В., Скрипник В.С. Межпредметные связи в учебном процессе высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21162788

9. Исаева З.А. Мультидисциплинарный подход к исследованию проблемы подготовки менеджеров образования высшей школы // Евразийский союз ученых. 2015. № 5-4. С. 64-66.

10. Гительман Л.Д., Магарил Е.Р., Ходоровский М.Я. Междисциплинарный подход в формировании компетенций менеджеров для инновационной экономики. Экономика региона. 2014. № 1. С. 174-184.

11. Медведев М.Ю. Общая теория учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы. М.: Дело и Сервис, 2001. 725 с.

12. Wood F., Sangster A. Business Accounting 1. FT Prentice Hall, 8th edition, 1999, 672 p.

13. Курилина Е.В. «Рабочая тетрадь по бухгалтерскому учету» как важный элемент дидактических материалов в процессе преподавания учетных дисциплин и выработке управленческой компетентности у будущих менеджеров // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. 285 с.

URL: https://el ibrary.ru/item .asp?id=21162718

14. Федорович Т.В. Информационно-аналитическое обеспечение экономических интересов субъектов корпоративных отношений. Новосибирск: САФБД, 2008. 417 с.

15. Толстова А.С. К вопросу о рисках в бухгалтерском учете // Экономические науки. 2009. № 60. С. 321-324.

16. Боташева Л.С., Шакова Ф.М. Ошибки в бухгалтерском учете и способы их исправления // Наука, техника и образование. 2015. № 7. С. 53-57.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или

потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть

вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и

обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-5081 Theory of Accounting

eISSN 2311-9381

ACCOUNTING FOR MANAGERS OR ASSESSING THE RISK OF LACK OF DEMAND FOR ACCOUNTING DATA

Evgeniya A. SUPRUNOVA

Omsk State Transport University, Omsk, Russian Federation

suprunova06@mail.ru

ORCID: not available

Article history:

Received 23 May 2017 Received in revised form 2 October 2017 Received in final form 10 December 2017 Accepted 22 December 2017 Available online 16 January 2018

JEL classification: A22, M40, M41

Keywords: accounting, managerial accounting, risk, lack of demand

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Abstract

Subject The article reviews the practicability of expanding the knowledge and skills of the new generation of managers to explain the underlying factors impacting their study of accounting or problems associated with a lack of demand for accounting data on the part of managers. Objectives The aim of the study is to analyze the development of managerial accounting integration into the enterprise management system and assess the risk of the lack of demand for accounting data by managers of different levels.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Methods Using the method of comparison, systematization and generalization, I analyzed scientific publications on management functions and the importance of financial and managerial accounting for managers. The study also employs a questionnaire survey and construction of graphs for further discussion on the requirements for job applicants for the position of a manager. Results The results of the study are of research and practice nature. They can be used to revise the curriculum of universities to improve the quality of training the graduates majoring in management. Conclusions One of important indicators of enterprise economic security is a qualitative organization of accounting system (financial and managerial accounting) and the interaction of all structural units, especially managers at various levels, in efficient use of information flows. Therefore, it is crucial to assess the risk associated with the lack of demand for accounting data by managers at various levels.

Please cite this article as: Suprunova E.A. Accounting for Managers or Assessing the Risk of Lack of Demand for Accounting Data.

International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 2, pp. 54-64.

https://doi.org/10.24891/ia.21.L54

References

1. Il'in A.A. [On the Assessment of the Formation of Professional and Legal Culture of Managers of Education: Levels and Criteria]. Srednee professional'noe obrazovanie = Journal of Secondary Vocational Education, 2016, no. 10, pp. 20-23. (In Russ.)

2. Mullakhmetov Kh.Sh. [On the problems of managers training]. Kazanskii ekonomicheskii vestnik = Kazan Economic Vestnik, 2012, no. 1, pp. 76-79. (In Russ.)

3. Bazarova L.A. [New management functions at the present stage of the socio-economic system development]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ehkonomiki i prava, 2005, no. 1, pp. 22-25. (In Russ.)

4. Komarova A.V. [Knowledge control as a new function of management]. Trudy Rossiiskogo gosudarstvennogo universiteta nefti i gaza im. I.M. Gubkina, 2010, no. 3, pp. 165-173. (In Russ.)

5. Ilysheva N.N., Krylov S.I. [Functions System of Organization Financial Management: Modern Point of View]. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie = Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management, 2008, no. 1, pp. 101-108. (In Russ.)

6. Vasil'eva V.V., Gavrilova O.A. [Methodical approaches to integration of administrative account, budgeting and

the balanced scorecard systems as effective instruments of managing in a company]. Vestnik AGTU. Ser. Ekonomika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2010, no. 1, pp. 36-46. (In Russ.)

7. Drury C. Management and Cost Accounting. Cengage Learning, 2007.

8. Atanov I.V., Kapustin I.V., Nikitenko G.V., Skripnik V.S. [Interdisciplinary communication in the educational process of higher educational institutions]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 6.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21162788 (In Russ.)

9. Isaeva Z.A. [A multidisciplinary approach to studying the problem of training the education managers of higher schools]. Evraziiskii soyuz uchenykh = Eurasian Union of Scientists, 2015, no. 5-4, pp. 64-66. (In Russ.)

10. Gitel'man L.D., Magaril E.R., Khodorovskii M.Ya. [Interdisciplinary approach to formation of managers' competences for innovative economy]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2014, no. 1, pp. 174-184. (In Russ.)

11. Medvedev M.Yu. Obshchaya teoriya ucheta: estestvennyi, bukhgalterskii i komp'yuternyi metody [General accounting theory: Natural, accounting and computer methods]. Moscow, Delo i Servis Publ., 2001, 725 p.

12. Wood F., Sangster A. Business Accounting 1. FT Prentice Hall, 8th edition, 1999, 672 p.

13. Kurilina E.V. ["Workbook accounting" as an important element of teaching materials in the teaching of accounting disciplines and the development of managerial competence of future managers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 6. (In Russ.) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21162718

14. Fedorovich T.V. Informatsionno-analiticheskoe obespechenie ekonomicheskikh interesov sub"ektov korporativnykh otnoshenii [Information and analytical support to economic interests of the subjects of corporate relations]. Novosibirsk, SAFB Publ., 2008, 417 p.

15. Tolstova A.S. [On risks in accounting]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2009, no. 60, pp. 321-324. (In Russ.)

16. Botasheva L.S., Shakova F.M. Oshibki v bukhgalterskom uchete i sposoby ikh ispravleniya [Accounting errors and how to correct them]. Nauka, tekhnika i obrazovanie = Science, Technology and Education, 2015, no. 7, pp. 53-57. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of

interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement

relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the

manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.