УДК 657.2
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
Богданова Анастасия Юрьевна, Кривошеина Елизавета Дмитриевна, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
E-mail: nastyabogdanova99@mail.ru
Аннотация. В современных рыночных условиях возрастает объем нематериальных активов. Поэтому правильный учет нематериальных активов играет в настоящее время большую роль, поскольку деловая репутация фирмы является очень важным элементом ее функционирования, при этом ее денежное измерение сложно достоверно оценить. С учетом недостаточной теоретической, методической и прикладной проработки вопросов учета нематериальных активов, в данной статье исследованы вопросы совершенствования бухгалтерского учета деловой репутации. Сделан вывод о необходимости выделения деловой репутации в отдельную строку в учете нематериальных активов.
Abstract. In modern market conditions, the volume of intangible assets is increasing. Therefore, the correct accounting of intangible assets is currently playing a large role, since the business reputation of a company is a very important element of its operation, while its monetary measurement is difficult to reliably estimate. Taking into account the insufficient theoretical, methodological and applied study of the issues of accounting for intangible assets, this article examines the issues of improving business reputation accounting. It is concluded that the need to allocate goodwill in a separate line in the accounting of intangible assets.
Ключевые слова: учет, нематериальные активы, деловая репутация, оценка, бухгалтерский баланс.
Key words: accounting, intangible assets, business reputation, valuation, balance sheet.
В настоящее время любое предприятие имеет на своем балансе не только материальные активы, но и достаточное количество нематериальных активов. Точно и надежно оценить величину нематериальных активов достаточно сложно, однако точная стоимостная оценка этих элементов играет важную роль в управлении организацией [1, с. 150].
С точки зрения учёта, в составе имущественных комплексов, выделяют следующие группы нематериальных активов:
- объекты интеллектуальной собственности;
- положительная деловая репутация организации или гудвилл (goodwill -термин, принятый в международной практике).
В этой связи целью настоящего исследования является комплексное изучение понятия «деловая репутация», сущности этого явления, а также исследование вопросов совершенствования бухгалтерского учета деловой репутации.
Деловая репутация представляет собой общественную оценку деятельности организации, особенности ее функционирования. Такая оценка отражает общее мнение общества относительно качества производимых товаров или выполняемых услуг.
Термин «деловая репутация» закреплен в Российском законодательстве, так, согласно статье 150 ГК РФ, деловая репутация - это «...неимущественное право, которое принадлежит юридическому лицу с момента его образования и составляет неотъемлемую часть его правоспособности.» [2].
При этом основным нормативным актом в области бухгалтерского учёта, в котором упоминается деловая репутация, является положение по бухгалтерскому учёту (ПБУ) 14/2007 «Учёт нематериальных активов» [3].
Главная особенность бухгалтерского учёта деловой репутации в России состоит в том, что отчетность организации не отражает стоимость своей собственной деловой репутации. Деловая репутация отражается в учете только при покупке предприятия как имущественного комплекса, так образуется приобретённая деловая репутация. Зачастую на практике при покупке предприятия, цена его реализации не равна балансовой стоимости. Такая разница в цене и есть деловая репутация.
Приобретенная деловая репутация, являясь активом предприятия, не только влияет на стоимость организации, но и позволяет сохранить клиентскую и партнерскую базы, а также привлекать новые. Таким образом, деловая репутация служит определенной гарантией предприятия, которая в конечном итоге способна повысить прибыль компании.
Таким образом, покупатель, который готов заплатить за предприятие большую стоимость, нежели отраженную на балансе, надеется приобрести некоторые экономические выгоды в будущем от неотражённых в бухгалтерской отчётности активов - положительной деловой репутации. Данная разница в цене за приобретенную деловую репутацию в дальнейшем будет отражена в балансе организации как нематериальный актив.
Однако помимо положительной деловой репутации, в бухгалтерском учёте существует и отрицательная деловая репутация. По обратной аналогии она возникает при покупке предприятия в виде меньшей стоимости, нежели отраженной на балансе. Таким образом, отрицательная деловая репутация - это скидка с цены, предоставляемая в связи с наличием некоторых негативных факторов, способствующим снижению стоимости предприятия.
В целом деловая репутация, как положительная, так и отрицательная отражается в бухгалтерском учёте согласно ПБУ 14/2007 [3], в соответствии с которым срок полезного использования деловой репутации составляет 20 лет с момента признания [4, с. 71].
Таким образом, положительная деловая репутация (надбавка к цене) в учёте отражается на дебет счёта 04 «Нематериальные активы», а отрицательная деловая репутация (скидка с цены) отражается на кредит счёта 91 «Прочие
доходы и расходы» (субсчёт 91-1 «Прочие доходы») и на дебет счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» в полной сумме.
При этом должна производится переоценка деловой репутации, как нематериального актива, не чаще одного раза в год.
В бухгалтерском учёте положительная деловая репутация амортизируется исключительно линейным способом на протяжении срока полезного использования, который чаще всего принимается организацией исходя из ПБУ на протяжении двадцати лет (но не более срока деятельности организации) [5, с. 123]. Сумма ежемесячно начисляемой амортизации относится в расходы организации по обычным видам деятельности [6]. С первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к учёту нематериального актива, начинается начисление амортизации, затем каждый месяц делается запись на сумму амортизации по дебету счетов учёта затрат (20, 23, 25, 26) в корреспонденции со счётом 05 «Амортизация нематериальных активов».
Неосязаемость нематериальных активов делает учет данного класса активов весьма проблематичным, необходимо совершенствование законодательной базы РФ с тем, чтобы осуществлять более четкий контроль за нематериальными активами организаций и предприятий и вести учет в соответствии с принятыми нормами, не уклоняясь от исполнения обязательств и установленным государством правил ведения учета.
Недооценка значения нематериальных активов может значительно повлиять на качество их признания в российском бухгалтерском учете, а также на полноту и правильность проводимой оценки данных активов [7, с. 932].
В этой связи, можно заключить о необходимости выделения деловой репутации в отдельную строку в учете НМА, поскольку это может весьма повысить привлекательность российских организаций.
По итогу проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, деловая репутация представляет собой неимущественное право, которое принадлежит предприятию с момента его образования. Во-вторых, деловая репутация бывает двух видов: положительная и отрицательная. В-третьих, сущность этого явления заключается в том, что деловая репутация является не только нематериальным активом предприятия, но и служит отражением общественной оценки деятельности организации. В-четвертых, в учете деловая репутация отражается при покупке предприятия как имущественного комплекса, поэтому необходимо обосновать появление деловой репутации с помощью отражения информации о балансовой стоимости деловой репутации на начало и конец периода в виде отдельной строки в составе бухгалтерского баланса по нематериальным активам.
Список использованных источников:
1. Нацаренус К.А., Политов К.А., Политова А.А. Учет и формирование стоимостной оценки деловой репутации и ее влияние на финансовые результаты предприятия // Вестник современных исследований. - 2017. - № 10-1 (13). - С. 150-153.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (ред. от 03 августа 2018г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2019г.) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301; 06.08.2018, N 32 (Часть II), ст. 5132.
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина России от 27 декабря 2007г. № 153н (ред. от 16 мая 2016г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 № 10975) // Российская газета, № 22, 02.02.2008.
4. Вылегжанина Е.В., Шерстобитова М.А. Оценка деловой репутации организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2019. - № 2-2. - С. 69-72.
5. Прянишникова О.Н. Учет деловой репутации экономического субъекта // Наука и общество. - 2012. - № 2. - С. 120-123.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06 мая 1999г. № 33н (ред. от 06 апреля 2015г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1790) // Российская газета, № 116, 22.06.1999.
7. Башкатов В.В., Виноградова П.В. Значение и бухгалтерский учет гудвила (деловой репутации) на современном этапе развития экономических отношений // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 95. - С. 926935.