БУХГАЛТЕРСКИЕ РИСКИ ПРИ СПИСАНИИ ДОЛГОВ
Л. Г. ФЕДОРОВА, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
В статье рассмотрена возможность списания безнадежных долгов на основании выписки из ЕГ-РЮЛ без исполнительного листа, при условии, что предприятие-должник — банкрот, а также какие документы необходимы для списания дебиторской задолженности, если у организации имеются долги, в отношении которых истек срок исковой давности для предъявления в суд.
Определены бухгалтерские риски, которые возникнут у предприятия при списании долгов без исполнительных листов и исполнительных документов от судебных приставов.
Ключевые слова: ЕГРЮЛ, безнадежные долги, списание, исполнительный лист, судебные приставы, суд
Предприятие имеет исполнительные листы, которые давно направлены на взыскание в службу судебных приставов. В адрес судебных приставов неоднократно отправлялись запросы о ходе исполнительных производств, но данные запросы либо игнорировались, либо писались стандартные отписки. Недавно предприятию стало известно, что некоторые из должников ликвидированы (банкроты), хотя от судебных приставов в отношении банкротов никаких исполнительных документов в адрес предприятия не поступало.
Организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления), создает резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим, может ли организация списать безнадежные долги только на основании выписки из ЕГРЮЛ без исполнительного листа, если предприятие-должник — банкрот.
Поскольку у организации имеются долги, в отношении которых истек срок исковой давности для предъявления в суд, то какие документы необ-
ходимы для списания дебиторской задолженности? Имеются ли какие-то бухгалтерские риски, если предприятие спишет долги без исполнительных листов и исполнительных документов от судебных приставов?
Налогообложение прибыли. Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а если он принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, — суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В случае наличия резерва по сомнительным долгам списание безнадежной задолженности должно происходить именно за счет такого резерва (письмо Минфина России от 17.07.2012 № 03-0306/2/78). То есть если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и отразила данное решение в своей учетной политике, то сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам. В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые
за счет средств резерва (абзац второй п. 5 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина России от 02.09.2014 № 03-03-06/1/43922). При этом не имеет значения, учитывался ли списываемый безнадежный долг при формировании резерва (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2013 № Ф02-6265/12).
Напомним, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации). Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации.
В п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым:
— истек установленный срок исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации);
— обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации);
— обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (законы, указы, постановления, распоряжения, положения, в том числе в частности указания Центрального банка РФ (например о введении моратория на удовлетворение
требований кредитора по ссудной задолженности) и т. п.);
— обязательство прекращено в связи с ликвидацией должника (ст. 419 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С 1 января 2013 г. безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
— невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, признается безнадежным долгом, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций в том отчетном периоде, в котором вынесено соответствующее постановление (письма Минфина России от 06.03.2013 № 03-03-06/1/6752, от 21.09.2012 № 0303-06/1/494).
Таким образом, организация, имеющая дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежным долгам только при наступлении одного из перечисленных выше оснований. По другим основаниям дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 28.03.2008 № 03-03-06/4/18, от 17.03.2008 № 03-03-06/1/184, от 06.02.2007 № 03-03-07/2, от 18.08.2006 № 03-03-04/2/195). Так, в письме от 18.05.2012 № 03-03-06/1/250 представители Минфина России пришли к выводу, что налогоплательщик не может признать безнадежной задолженность контрагента, в отношении которого осуществляется процедура банкротства. Это же отмечается и в пись-
ме Минфина России от 19.09.2012 № 03-03-06/1/487 в отношении банков-должников с отозванными лицензиями, ликвидация которых не завершена (нет записи в ЕГРЮЛ). При этом в письме Минфина России от 05.05.2012 № 03-03-06/2/53 разъяснено, что после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, конкурсный кредитор вправе признать образовавшуюся задолженность безнадежной и включить эту сумму в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ, порядок получения которой установлен ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (письмо Минфина России от 14.03.2014 № 03-0306/1/11063).
Если должник был исключен из ЕГРЮЛ не в связи с ликвидацией, а по решению налогового органа (как недействующее лицо), то отнести задолженности такой организации к безнадежным долгам (долгам, нереальным к взысканию), предусмотренным ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению Минфина России, нельзя (письма Минфина России от 27.02.2013 № 03-03-06/1/5556, от 11.12.2012 № 03-03-06/1/649, от 08.11.2012 № 03-03-06/1/577, от 07.07.2008 № 03-03-06/1/309 и др.). Это объясняется тем, что исключение из ЕГРЮЛ юридического лица как недействующего может послужить началом процедуры ликвидации юридического лица, но может быть обжаловано лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Следовательно, при списании дебиторской задолженности на основании выписки из ЕГРЮЛ необходимо учитывать основания, по которым должник был исключен из ЕГРЮЛ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе признать дебиторскую задолженность безнадежным долгом (нереальным к взысканию) и учесть ее в составе внереализационных расходов в одном из следующих случаях:
— если должник был исключен из ЕГРЮЛ в
связи с ликвидацией организации (а не на основании решения налогового органа — как недействующее лицо), что должно подтверждаться выпиской из ЕГРЮЛ. Организация-налогоплательщик не вправе признать безнадежной задолженность контрагента, в отношении которого осуществляется процедура банкротства;
— если судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа;
— если истек установленный законодательством РФ срок исковой давности.
При наличии нескольких оснований для признания задолженности безнадежной (например, истечение срока исковой давности и ликвидация должника) задолженность признается безнадежной в том налоговом (отчетном) периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание (письма Минфина России от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373, от 28.03.2008 № 03-03-06/4/18).
Заметим, учитывая, что согласно п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, поручительством, и, принимая во внимание, что в силу ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части, Минфин России считает, что организация-кредитор не может признать задолженность по обязательству безнадежной при наличии поручителя и учесть ее в расходах для целей налогообложения (письмо Минфина России от 28.10.2013 № 03-03-06/2/45483).
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726, при наличии обстоятельств, установленных п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе признать безнадежной и списать в целях налогообложения прибыли всю сумму безнадежной дебиторской задолженности, включая сумму НДС.
Дата признания дебиторской задолженности безнадежной в целях исчисления налога на прибыль в Налоговом кодексе Российской Федерации не установлена. Порядок учета внереализационных расходов при применении метода начисления в налоговом учете регламентирован п. 7 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации. Для расхода в виде списанной дебиторской задолжен-
ности из всего перечня дат наиболее подходящей можно назвать последний день отчетного (налогового) периода (по иным аналогичным расходам) (подп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации). Таково и мнение Минфина России, изложенное в письмах от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38, от 27.12.2007 № 03-03-06/1/894. В них отмечено, что расходы в виде дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитываются в составе внереализационных расходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает этот срок. Косвенно это мнение подтверждается в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.06.2010 № 1574/10 (по делу № А56-4354/2009).
Однако в законодательстве нет прямого указания на необходимость признания внереализационных расходов именно в том налоговом периоде, в котором истек срок исковой давности по дебиторской задолженности. Можно предположить, что просроченную дебиторскую задолженность бухгалтер обнаруживает только после проведения инвентаризации долгов. А так как порядок и сроки проведения инвентаризации определяются организацией, то и порядок списания безнадежной дебиторской задолженности зависит от того, насколько часто в организации предусмотрено проведение инвентаризации расчетов (но не реже, чем один раз в год) (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 31.07.2013 № Ф05-8193/13). Аналогичное мнение высказано в постановлении ФАС Центрального округа от 25.06.2014 № Ф10-1715/14 относительно даты списания дебиторской задолженности в связи с исключением должника из ЕГРЮЛ. Задолженность была списана позже момента исключения из реестра должника, когда общество узнало о ликвидации контрагента, составило акт инвентаризации и руководитель общества издал приказ о списании дебиторской задолженности.
Кроме того, законодательство не ставит списание дебиторской задолженности в зависимость от наличия каких-либо действий по взысканию долга со стороны организации-кредитора (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2010 № А03-5968/2009, ФАС Московского округа от 24.06.2010 № КА-А40/6181-10, ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 № А55-1309/08 и др.).
Документооборот. Напомним, что с 2013 г. все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а
разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ)). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Операция по отражению расхода при списании дебиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учете производится на основании:
— акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в частности, данный акт свидетельствует о том, что на момент списания дебиторская задолженность не погашена) (акт может быть разработан на основе формы № ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»);
— письменного обоснования списания дебиторской задолженности;
— приказа (распоряжения) руководителя организации о списании дебиторской задолженности как безнадежной.
При определении срока исковой давности необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства РФ.
Кроме того, суммы и даты образования безнадежных долгов должны быть подтверждены (письма Минфина России от 08.04.2013 № 03-03 -06/1/11347, УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 № 1615/035618.1@, от 22.03.2011 № 16-15/026842@, от 21.12.2009 № 16-15/134520, от 07.04.2009 № 1615/033034, от 27.06.2008 № 20-12/060959):
— договором, в котором указана дата срока платежа;
— накладными, актами приемки оказанных услуг (при их оформлении в соответствии с условиями договора);
— платежными поручениями.
Если списание дебиторской задолженности связано с ликвидацией должника, то для документального подтверждения списания такой задолженности также необходима выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации
организации-должника.
По задолженности контрагента, по которой судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, соответственно, в подтверждение безнадежности данного долга должны быть указанные документы.
Бухгалтерский учет. Сумма дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются в соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение № 34н).
Обоснованность суммы дебиторской задолженности проверяется в процессе инвентаризации расчетов инвентаризационной комиссией, причем проверяется также и обоснованность сумм дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности (п. 3.44, подп. «в» п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).
Поскольку просроченная дебиторская задолженность выявляется только после проведения очередной инвентаризации долгов, порядок списания дебиторской задолженности также зависит от того, насколько часто в организации предусмотрено проведение инвентаризации расчетов (но не реже, чем один раз в год). Выявленная на основании данных инвентаризации сумма просроченной задолженности списывается в соответствии с приказом руководителя организации на основании письменного обоснования.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, относятся:
— на счет средств резерва сомнительных долгов или;
— на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом на сч. 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента
списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения № 34н).
Отметим, нормативно-правовыми документами по бухгалтерскому учету не устанавливается, какие именно долги можно отнести к нереальным для взыскания. По мнению Минфина России, при определении нереальности задолженности к взысканию следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (письма Минфина России от 29.01.2008 № 07-0506/18, от 19.12.2006 № 07-05-06/302, от 12.01.2006 № 07-05-06/2).
В результате изменений, внесенных приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н в Положение № 34н, организации, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г., лишены права выбора, создавать или не создавать резервы сомнительных долгов. Причем обязанность по созданию указанных резервов существует только в бухгалтерском учете. В налоговом же учете закреплено право организации создавать резервы по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295).
Согласно п. 70 Положения № 34н организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично на основании инвентаризации дебиторской задолженности.
Таким образом, создание резерва по сомнительным долгам, как и списание дебиторской задолженности, производится на основании данных проведенной инвентаризации, периодичность и дата проведения которой устанавливаются приказом по учетной политике организации (но не реже, чем один раз в год). То есть на основании результатов инвентаризации дебиторской задолженности следует создавать либо корректировать резерв по сомнительным долгам, а также списывать дебиторскую задолженность, нереальную к взысканию.
Отметим, своевременное создание резервов
по сомнительным долгам так же, как и списание дебиторской задолженности, — обязанность организации. Нормы бухгалтерского законодательства не предусматривают возможности создания резерва только на суммы нереальной для взыскания задолженности, например с истекшим сроком исковой давности, без учета других существующих сомнительных задолженностей.
При списании дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, либо других долгов, нереальных для взыскания, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами, например: Д-т сч. 63 К-т сч. 60 (76) — списана дебиторская задолженность за счет созданного ранее резерва сомнительных долгов.
Также делается запись: Д-т сч. 007 — списанная дебиторская задолженность отражена за балансом.
Заметим, что в силу п. 77 Положения № 34н дебиторскую задолженность можно списать со сч. 60 (76) в дебет сч. 63 только в случае создания организацией резерва сомнительных долгов в предшествующем списанию долга периоде. А если в период, предшествующий отчетному, сумма этого долга не резервировалась в порядке, предусмотренном п. 70 Положения № 34н, то в соответствии с п. 77 Положения № 34н дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, относятся на финансовые результаты. Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания, а также отчисления в резервы по сомнительным долгам относятся к прочим расходам организации и отражаются по дебету сч. 91, субсчет «Прочие расходы» (п. 11 и п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, Инструкция по применению Плана счетов). При этом дебиторские задолженности включаются в расходы организации в сумме, в которой они были отражены в бухгалтерском учете организации.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
8. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
11. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации: постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
12. Письмо Минфина России от 12.01.2006 № 07-05-06/2.
13. Письмо Минфина России от 18.08.2006 № 03-03-04/2/195.
14. Письмо Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302.
15. Письмо Минфина России от 06.02.2007 № 03-03-07/2.
16. Письмо Минфина России от 17.03.2008 № 03-03-06/1/184.
17. Письмо Минфина России от 27.12.2007 № 03-03-06/1/894.
18. Письмо Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18.
19. Письмо Минфина России от 28.03.2008 № 03-03-06/4/18.
20. Письмо Минфина России от 07.07.2008 № 03-03-06/1/309.
21. Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295.
22. Письмо Минфина России от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373.
23. Письмо Минфина России от 05.05.2012
№ 03-03-06/2/53.
24. Письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-03-06/1/250.
25. Письмо Минфина России от 17.07.2012 № 03-03-06/2/78.
26. Письмо Минфина России от 19.09.2012 № 03-03-06/1/487.
27. Письмо Минфина России от 21.09.2012 № 03-03-06/1/494.
28. Письмо Минфина России от 08.11.2012 № 03-03-06/1/577.
29. Письмо Минфина России от 11.12.2012 № 03-03-06/1/649.
30. Письмо Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/38.
31. Письмо Минфина России от 27.02.2013 № 03-03-06/1/5556.
32. Письмо Минфина России от 06.03.2013 № 03-03-06/1/6752.
33. Письмо Минфина России от 08.04.2013 № 03-03-06/1/11347.
34. Письмо Минфина России от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726.
35. Письмо Минфина России от 28.10.2013 № 03-03-06/2/45483.
36. Письмо Минфина России от 14.03.2014 № 03-03-06/1/11063.
37. Письмо Минфина России от 02.09.2014
№ 03-03-06/1/43922.
38. Письмо УФНС России по г. Москве от
27.06.2008 № 20-12/060959.
39. Письмо УФНС России по г. Москве от
07.04.2009 № 16-15/033034.
40. Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2009 № 16-15/134520.
41. Письмо УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 № 16-15/026842@.
42. Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2011 № 16-15/035618.1@.
43. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
44. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.06.2010 № 1574/10 (по делу № А56-4354/2009).
45. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2013 № Ф02-6265/12.
46. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2010 № А03-5968/2009.
47. Постановление ФАС Московского округа от 24.06.2010 № КА-А40/6181-10.
48. Постановление ФАС Московского округа от 31.07.2013 № Ф05-8193/13.
49. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 № А55-1309/08.
50. Постановление ФАС Центрального округа