Научная статья на тему 'Бухгалтерская отчетность как значимый инструмент оценки сбалансированности развития предприятий морского транспорта'

Бухгалтерская отчетность как значимый инструмент оценки сбалансированности развития предприятий морского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ТАЙМ-ЧАРТЕРНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ / УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ / АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губа О.П., Севостьянова Е.С., Штепа А.А.

Российская Федерация перешла к инновационному, социально ориентированному типу развития. Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортной системы страны. Согласно государственной программе «Развитие транспортной системы» России до 2025 года приоритетным направлением является проектное управление то есть планирование на конкретный результат, оценка ресурсов и их концентрация на конкретных задачах. Одним из важнейших проектов данной программы является «Морской и речной транспорт». При этом вводится механизм ранжирования, что означает проведение рейтингов при осуществлении приоритета того или иного проекта внутри каждой программы. При распределении финансирования выбираются наиболее важные проекты. Морская доктрина Российской Федерации предполагает повышение эффективности основных видов морской деятельности, поддержание сбалансированности специализированного флота, а также на развитие морской деятельности в целом. Формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всесторонней оценки сбалансированности развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике. Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты морского транспорта РФ. Цель работы разработка инструментария оценки сбалансированности развития предприятий морского транспорта РФ с применением данных бухгалтерской отчетности. Предметом исследования являются методы оценки сбалансированности развития морской транспортной отрасли РФ. На основании проведенных исследований получены следующие результаты: выполнен анализ традиционных методов оценки результативных показателей деятельности предприятия. Выявлены предпосылки разработки альтернативных подходов к формированию системы показателей оценки сбалансированного развития предприятия. Определены свойства, которыми должен обладать инструментарий оценки сбалансированного развития, позволяющий получать более качественную и полную для принятия решений информацию. Представлено обоснование системы показателей сбалансированного развития предприятия морского транспорта на основе метода эталонной динамики показателей или динамического норматива. Динамический норматив строится на основе общепринятых законах экономики предприятия, таких, например, как, рост выручки должен быть быстрее роста численности исходя из требования повышения производительности труда. Рассмотрены показатели финансового состояния предприятий морской отрасли. Показано, что бухгалтерская отчетность является наиболее важным инструментом для определения показателей оценки сбалансированности развития предприятий, в том числе и предприятий морского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерская отчетность как значимый инструмент оценки сбалансированности развития предприятий морского транспорта»

УДК 338.26

Губа О.П.

канд. техн. наук, доцент ГМУ им. адм.Ф.Ф.Ушакова,

г. Новороссийск Е-тай:о^а^иЬа.1956@^.ги Севостьянова Е.С. канд. пед. наук, доцент ГМУ им. адм.Ф.Ф.Ушакова,

г. Новороссийск Е-тай: sevostyanova2000@list.ru Штепа А.А.

канд. пед. наук, доцент ГМУ им. адм.Ф.Ф.Ушакова,

г. Новороссийск Е-тай: shtepa.andre@mail.ru

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация

Российская Федерация перешла к инновационному, социально ориентированному типу развития. Инновационный вариант предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортной системы страны. Согласно государственной программе «Развитие транспортной системы» России до 2025 года приоритетным направлением является проектное управление - то есть планирование на конкретный результат, оценка ресурсов и их концентрация на конкретных задачах. Одним из важнейших проектов данной программы является «Морской и речной транспорт». При этом вводится механизм ранжирования, что означает проведение рейтингов при осуществлении приоритета того или иного проекта внутри каждой программы. При распределении финансирования выбираются наиболее важные проекты. Морская доктрина Российской Федерации предполагает повышение эффективности основных видов морской деятельности, поддержание сбалансированности специализированного флота, а также на развитие морской деятельности в целом. Формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всесторонней оценки сбалансированности развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты морского транспорта РФ.

Цель работы - разработка инструментария оценки сбалансированности развития предприятий морского транспорта РФ с применением данных бухгалтерской отчетности.

Предметом исследования являются методы оценки сбалансированности развития морской транспортной отрасли РФ.

На основании проведенных исследований получены следующие результаты: выполнен анализ традиционных методов оценки результативных показателей деятельности предприятия. Выявлены предпосылки разработки альтернативных подходов к формированию системы показателей оценки сбалансированного развития предприятия. Определены свойства, которыми должен обладать инструментарий оценки сбалансированного развития, позволяющий получать более качественную и полную для принятия решений информацию.

Представлено обоснование системы показателей сбалансированного развития предприятия морского транспорта на основе метода эталонной динамики показателей или динамического норматива. Динамический норматив строится на основе общепринятых законах экономики предприятия, таких, например, как, рост выручки должен быть быстрее роста численности исходя из требования повышения производительности труда.

Рассмотрены показатели финансового состояния предприятий морской отрасли. Показано, что -( 'б )-

бухгалтерская отчетность является наиболее важным инструментом для определения показателей оценки сбалансированности развития предприятий, в том числе и предприятий морского транспорта.

Ключевые слова:

Оценка сбалансированности развития предприятия, бухгалтерская финансовая отчетность, методы анализа бухгалтерской отчетности, тайм-чартерный эквивалент, уровень существенности,

аудит финансовой отчетности.

Транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Он тесно связан с экономическими и социальными сферами. В настоящее время, когда страна пытается развиваться с применением новейших технологий и инноваций во всех отраслях экономики, роль транспортной системы все более и более возрастает. Поэтому при планировании стратегии развития отрасли должна учитываться всесторонняя оценка сбалансированности развития транспортной отрасли. При этом необходимо учитывать взаимосвязь с общими тенденциями развития нашей страны и общемировыми тенденциями мировой экономики [1]. Эффективное развитие морского транспорта, подразумевает комплексное развитие всех элементов отрасли на основе всестороннего анализа статистики и использования математических методов экономического анализа. Организация является одним из центральных звеньев в любой отрасли хозяйствования. Повышение управляемости предприятием является приоритетом. Для достижения тех или иных целей, необходимо выявить показатели сбалансированности развития предприятий морского транспорта. Поэтому устанавливаются целевые показатели деятельности, направление дальнейшего развития организации на основе анализа ее финансового положения[6].

Основы применения и показатели оценки сбалансированности развития предприятия

Деятельность судоходных компаний, являясь сегментом морского и водного транспорта, играет одну важнейшую роль в развитии транспортной структуры страны. Она обеспечивает экономический рост, повышает конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке транспортных услуг. При этом деятельность морских портов и пароходств подвержена рискам как гидрометеорологическим, коммерческим, политическим, так и финансово - экономическим [1].

Чтобы оценить уровень сбалансированности развития отрасли, и в том числе конкретного предприятия, необходимо рассматривать несколько показателей, представленных на рисунке 1.1. Основными из них являются: динамика грузоперевозок в стоимостной оценке (в сопоставимых ценах) и в натуральном выражении, финансовое состояние предприятий отрасли, использование трудового потенциала, капитальные вложения, показатели, характеризующие воздействие развития отрасли на окружающую среду, эффективность природоохранных мероприятий и многие другие[8].

Снсгема показателей по оценке сбалансированности развития хозяйствующего субъекта

Показатели ресурсов Показатели затрат

Показатели материально — технических ресурсов Показатели трудовых ресурсов Показатели финансовых ресурсов Показатели себестоимости транспортных услуг Показатели капитальных затрат

Рисунок1 -Показатели оценки сбалансированности развития предприятия

Система управления состоит из различных элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность предприятия. Существует множество подходов и определений управления организацией, однако из этого множества можно выделить некоторые общие характеристики, а именно: средства воздействия на управляемый объект, планирование направлений развития предприятия, совокупность технических и организационных методов. При принятии управленческих решений, прежде всего, необходимо основываться на анализе имеющейся информации. Одним из самых распространенных источников информации является бухгалтерская финансовая отчетность предприятия. Отчетность - это компактная форма представления информации о состоянии имущества, имеющихся рисках и результатах деятельности предприятия. В публичных акционерных обществах, страховых компаниях и кредитных учреждениях финансовая отчетность публикуется и находится в свободном доступе. Методы анализа финансовой отчетности достаточно хорошо изучены и разработаны, а достоверность финансовой отчетности обеспечивается, как правило, аудиторскими фирмами.

Набор анализируемых показателей может быть любым и зависит от конкретных потребностей фирмы. Например, концепция сбалансированных показателей Нортона и Каплана [4] или система финансовых коэффициентов [5] и др. При анализе финансовой отчетности и содержащихся в ней показателей наибольшее распространение получили следующие методы:

1. Горизонтальный анализ - изучение динамики отдельных показателей на основе расчета темпов

роста.

2. Вертикальный анализ - оценка удельного веса отдельных агрегированных показателей финансовой отчетности предприятия, чаще всего, активов, капитала, денежных потоков.

3. Сравнительный анализ - сопоставление показателей предприятия либо со среднеотраслевыми показателями, либо с показателями конкурентов, либо с абсолютными стандартами.

4. Анализ финансовых коэффициентов - расчет соотношения различных показателей между собой. Таких соотношений — множество, например, ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность.

5. Интегральный финансовый анализ, включающий в себя различные варианты построения единых итоговых оценок деятельности предприятия [7].

Выбор ключевых показателей для оценки сбалансированности развития предприятия морского транспорта

Для предприятий морского транспорта характерны некоторые особенности, на основе которых предприятие разрабатывает свои ключевые показатели, которые помогают оценить сбалансированность развития той или иной организации. Приведем пример таких показателей на примере конкретного предприятия морского транспорта.

1. Объем перевалки грузов морскими портами в млн. тонн.

2. Наличие портовых мощностей в млн. тонн/год.

3. Доля российских внешнеторговых грузов, перерабатываемых в портах сопредельных государств, в общем объеме грузов, перерабатываемых в портах России и сопредельных государств. Единица измерения - проценты. Удовлетворительным значением считается его снижение в динамике.

4. Долгосрочные вложения предприятия в новое капитальное строительство в млн. руб.

5. Затраты предприятия на ремонт портовой инфраструктуры в млн. руб. Положительной тенденцией является его снижение в расчете на 1 млн. тонн/год мощности портов.

6. Объем выручки в млн. руб. 7. Чистые активы в млн. руб.

8. Прибыль от продаж в млн. руб.

9. Чистая прибыль в млн. руб.

10. Оборотные активы в млн. руб.

11. Среднесписочная численность (чел.)

Положительной тенденцией показателей пунктов (1,2,4, 6-10) является его рост в динамике.

В рамках данного исследования будут рассмотрены показатели, характеризующие финансовое состояние предприятий морской отрасли.

Бухгалтерская финансовая отчетность - основа оценки сбалансированности развития предприятия

Для расчета конкретных показателей сбалансированности развития предприятия, необходимо воспользоваться, прежде всего, бухгалтерской финансовой отчетностью за отчетный год и два года, предшествующим отчетному, чтобы провести оценку динамики всех показателей. Бухгалтерская финансовая отчетность представляет собой систему показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое положение организации, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Финансовая отчетность, прежде всего, формируется на основе данных бухгалтерского учета. Континентальная модель учета, которая предполагает равенство актива и пассива баланса [17,18], рассматривалась представителями «до рыночной» школы учета как средство представления финансового состояния предприятия. Согласно статье 13 Федерального закона 402-ФЗ от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений [9]. Предприятия морской отрасли в основном являются публичными акционерными обществами, поэтому обязаны публиковать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением в открытом доступе. Согласно статье 14 Федерального закона 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма 1), отчета о финансовых результатах (форма 2) и приложений к ним. В состав приложений входит отчет о движении капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4) и пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности устанавливает положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99). В Положении дается такое определение отчетности: бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [10]. Консолидированная отчетность составляется в соответствии с общепринятыми правилами и на основе МСФО (IFRS)10 «Consolidated Financial Statements» [14]. Многие компании морской отрасли составляют отчетность по международным стандартам финансовой отчетности. Составление отчетности по международным стандартам регламентирует МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» [11]. Целью настоящего Стандарта является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего пользования с тем, чтобы достичь сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели в настоящем Стандарте устанавливается ряд соображений для представления финансовой отчетности, рекомендаций по ее структуре и минимальных требований к ее содержанию. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» применяется ко всем типам компаний, включая банки и страховые компании. Финансовая отчетность, по МСФО (IAS) 1, представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией. Трансформация бухгалтерской отчетности в Международные стандарты представляет собой процесс корректировки отчетности, составленной по российским стандартам, перегруппировки учетной информации и статей отчетности[16].Отчетность по МСФО предоставляется на русском и английском языках. Рыночно -ориентированная (англо - американская) учетная модель, на основе правил которой сформулированы основные принципы МСФО, противопоставляет оценку объектов учета по первоначальной стоимости их оценке по справедливой стоимости [3].

Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. К годовой бухгалтерской отчетности

обязательно прилагается учетная политика предприятия. Таким образом, бухгалтерская финансовая отчетность является тем документом, на основе которого можно производить расчеты показателей сбалансированности развития как отрасли в целом, так и конкретного предприятия. Рассмотрим основные показатели годовой бухгалтерской отчетности ПАО «Совкомфлот» [8] (группа компаний «СКФ») за 2016, 2017 и 1 полугодие 2018 года в табл.1.

Таблица 1

Основные показатели отчетности ПАО «СКФ» за 2016 -2018 гг.

Показатели, млн. долларов США 1 полугодие 2018 г. 2017 год 2016 год

Валовая выручка 1519,9 1435,4 1388,1

Тайм-чартерный эквивалент 1074,7 1058,0 1142,2

Показатель EBITDA 580,7 545,4 695.0

Чистая прибыль -45,6 -113,0 206,8

Скорректированная чистая прибыль 6,9 -5,3 263,0

Финансовая отчетность судоходных компаний имеет свои специфические особенности, а именно: применяется понятие тайм - чартерного эквивалента.

Этот показатель отражает доходы от фрахта и аренды за вычетом рейсовых расходов и используется не только для отражения финансовых результатов, но и сравнения выручки от рейсового чартера и тайм -чартера.

Согласно ст. 198 Кодекса торгового мореплавания тайм - чартер - это договор фрахтования судна на время. По условиям тайм - чартера судно передается снаряженным, укомплектованным экипажем и в состоянии, пригодном для целей, предусмотренных договором. Расходы, связанные с эксплуатацией судна, несет фрахтователь.

Показатель EBITDA показывает величину прибыли до уплаты процентов, налогов и начисления амортизации.

Скорректированная чистая прибыль - это операционная прибыль до начисления налогов без учета обесценения и резервов. На основе основных показателей, прежде всего, проводится сравнительный анализ по годам, и определяются причины снижения или увеличения темпов роста каждого показателя для принятия как стратегических, так и тактических управленческих решений судоходной компании.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», все организации, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества, должны проводить обязательный аудит [12]. К аудиторскому заключению должна быть приложена отчетность, в отношении которой проводилась проверка, она должна быть датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица. В российской практике применяется Международный стандарт аудита МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения». Согласно пункту 25 вышеназванного стандарта «аудитор должен выявить и оценить риски существенного искажения: а) на уровне финансовой отчетности (п. А118-А121),б) на уровне предпосылок отношении видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации(п.А122-А126), чтобы сформировать основу для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур»[15].Существенными в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющими на достоверность финансовой отчетности клиента. Количественной характеристикой таких обстоятельств выступает уровень существенности, то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на её основе правильные решения. Стандартной точечной границей существенности считается 5%. В аудиторской практике чаще всего считается, что отклонение до 5% по всей видимости будет незначительным, а отклонение свыше 5% - существенным. Соответственно стандартной диапазонной границей считается 5-10%. Критерий существенности определяется как к отчетности в целом (суммарная погрешность), так и к значимым статьям бухгалтерского баланса.

Рассчитаем данный показатель, исходя из установленных уровней существенности основных показателей бухгалтерской отчетности:

- 5% от балансовой прибыли организации (данные Отчета о финансовых результатах, форма 2);

- 2% валового объема реализации (форма 2);

- 2% валюты баланса;

- 10% собственного капитала (итог 3 раздела баланса);

- 2% общих затрат организации (форма 2).

В соответствии с требованиями стандарта единый показатель уровня существенности должен выражаться в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и отражается бухгалтерская отчетность. Определим этот показатель для ПАО «Новошип» на основании бухгалтерской отчетности за 2017 год, представленной в таблице 2.

Таблица 2

Расчет уровня существенности основных показателей бухгалтерской отчетности

Показатель Значение, тыс. рублей Уровень существенности, % Уровень существенности, тыс.руб.

2 3 4

Балансовая прибыль 3176 005,0 5,0 158 800,0

Валовый объем реализации 7968 138,0 2,0 159 362,0

Валюта баланса 30558 535,0 2,0 611 171,0

Собственный капитал 29784 784,0 10,0 2978 478,0

Общие затраты предприятия 4792 133,0 2,0 95 843,0

Находим среднее значение показателей графы 4 таблицы 2:

(158 800+159 362+611 171+2978478+95843): 5=800 731,0 тыс. руб.

Аудитор может отбросить значения, сильно отклоняющиеся в большую или меньшую сторону от среднего значения. Подробный порядок оценки отклонений и условий отбрасывания значений должен определяться внутрифирменным аудиторским стандартом. На примере группы компаний «СКФ» можно определить, что минимальное значение существенности отклоняется от среднего на 88,0%, а максимальное на 272,0%.

(95843-800 731): 800 731*100%=88,0%

(2978474-800 731): 800 731*100%=272,0%

Если допустимый уровень отклонений установлен на уровне 280%, крайние значения не будут отбрасываться. Для удобства дальнейшей работы производится округление среднего значения, при этом погрешность не должна превышать 20%. В нашем примере округленное значение составит 950 000 тыс. руб. (погрешность при округлении 18,6%). Рассчитанный таким образом единый уровень существенности составит 950 000 тыс. руб.

Если допустимый уровень отклонений установлен на уровне 100%, то максимальное значение 2978474 тыс. руб. будет отбрасываться. Новая средняя величина существенности составит:

(158 800+159 362+611 171+95843): 4= 256 294,0 тыс. руб.

Тогда единый уровень существенности составит округленное значение новой средней величины, а именно 250 000 тыс. рублей. Аудиторская организация может изменять систему базовых показателей, а также значение их уровней существенности, выдерживая при этом общие требования к методике расчета. При изменении уровней существенности показателей следует принимать во внимание как минимум два фактора: уровень риска и масштаб деятельности организации. Чем выше риск, тем более строгие границы существенности следует установить. При росте объемов деятельности так же выбираются более строгие границы существенности.

С января 2020 года вступили в силу поправки в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Область применения данных поправок - это понятие существенности.

Поправки к МСФО (IAS)1 и МСФО (IAS) 8:

- Унифицируют определение понятия «существенности» в разных стандартах МСФО и Концептуальных основах финансовой отчетности;

- Добавляют пояснения к определению существенности;

- Включают руководство о несущественной информации в МСФО (IAS) 1.

После внесение поправок определение «существенности» выглядит следующим образом: «Информация считается существенной, если можно было бы разумно ожидать влияния ее пропуска, искажения или затруднения ее понимания на решения, которые основные пользователи финансовой отчетности общего назначения принимают на основании такой финансовой отчетности, обеспечивающей предоставление финансовой информации об определенной отчитывающейся организации». Организация оценивает существенность в контексте финансовой отчетности в целом[15].

Таким образом, можно сказать, что бухгалтерская отчетность хозяйствующего субъекта является наиболее важным инструментом для определения показателей оценки сбалансированности развития предприятий, в том числе и предприятий морского транспорта.

Чтобы рассчитать финансовые показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, в настоящее время можно использовать компьютерную программу «Ваш финансовый аналитик» [18]. Эта программа позволяет производить интеллектуальный анализ финансового состояния организации по данным бухгалтерской отчетности, рассчитывать финансовые коэффициенты и делать заключительные выводы. Для этого необходимо ввести в программу числовые значения из баланса формы 1 и отчета о финансовых результатах формы 2, а также можно загрузить данные из налогового XML -формата. Взаимосвязь показателей и относительная оценка роста экономических результатов является наиболее важной при стимулировании экономии затрат и повышении роли средних затрат в системе управления конкурентной стабильностью судоходных компаний или порта. Себестоимость транспортной работы тесно связана с основными параметрами производственных и инвестиционных процессов. В процессе разработки принципов принятия инвестиционных решений основное внимание уделяется двум аспектам: выбор источников финансирования инвестиционных проектов и обеспечение максимальной эффективности производственной деятельности основного капитала. Подводя итог, делаем однозначный вывод о том, что знание бухгалтерского учета и отчетности плюс не ограниченные возможности компьютерных технологий позволят менеджерам транспортной отрасли быть вполне конкурентоспособными на рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы эмпирической проверки полученной системы показателей, количественной оценки достигнутого уровня сбалансированности развития по всей совокупности показателей, выявления скрытых негативных тенденции, нарушающих сбалансированность развития, определения наиболее приоритетных мероприятий по исправлению ситуации, повышения обоснованности принимаемых решений будут рассмотрены в дальнейшем.

В результате проведенного исследования было установлено, что проблема оценки сбалансированного развития предприятия морского транспорта должна решаться альтернативными методами на основе динамического упорядочения и соподчинения показателей. Данный подход позволит количественно оценить достигнутый уровень сбалансированности по всей совокупности показателей, выявить скрытые негативные тенденции в деятельности предприятий морского транспорта, определить наиболее приоритетные мероприятия для исправления ситуации, повысить обоснованность принимаемых решений.

Список использованной литературы:

1. Абрамова В.Н., Ботнарюк М.В. Состояние и перспективы развития морского и внутреннего водного транспорта России// Вестник государственного университета морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова. - 2014. - №1 (23). - С. 114-120.

2. Алисенов А.С. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник и практикум для балакавриата и специалитета/А.С. Алисенов - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Идательство Юрайт,2019.- 404 с.

3. Житлухина О.Г. Этапы становления МСФО: зарубежная практика/О.Г.Житлухина, С.Ю. Ракутько, Е.Ю.Селезнева//Международный научно-исследовательский журнал.- 2017.-№3(57)часть2.- С.69-73. - URL: https ://research-j oumal .org/economical/etapy-stanovleшya-msfo-zarubezhaya-praktika/(дата обращения 202003-11)/

4. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-

Бизнес, 2017. - 320 с.

5. Каплан Р., Нортон Д. Система сбалансированных показателей https://pravo.studio/obraschenie-finansyi-denejnoe/sistema-sbalansirovannyih-pokazateley-nortona-33835.html(дата обращения 2020-03-11).

6. Тонких А.С., Остальцев А.С. Метод эталонной динамики в анализе финансовых показателей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - №4. - С. 10-16.

7. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 208 с.

8. Грузооборот морских портов РФ за 8 месяцев вырос на 2,9%, до 556,3 млн тонн. - URL: https://www.mintrans.ru/press-center/branch-news/1823 (дата обращения 2019-09-11).

9. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 2018-03-15).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. №43нвред.от29.01.2018.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/d914c3b6e6aa1058fb fa77f7a66a2f8d92ea09cf/ (дата обращения 2018-03-15).

11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», введенный в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25.11.2011 г. № 160н в ред.26.08.2015 г. - URL: https://finotchet.ru/articles/132/ (дата обращения 2018-03-15)

12. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения 2018-03-15).

13. Как работает «Ваш финансовый аналитик». - URL: https://www.audit-it.ru/finanaliz/ (дата обращения 2019-04-05).

14. Международный стандарт финансовой отчетности (AFRS)10 «Consolidated Financial Statements» МСФО на английском. - URL: https://mailmsfo.ru/index.php/msfo-na-anglijskom(дата обращения 2020-03-11)

15. Аудит. - URL: https://mailmsfo.ru/index.php/msa(дата обращения 2020-03-11).

16. Трансформация отчетности в МСФО. - URL: https://mailmsfo.ru/index.php/mezhdunarodnye-standarty(дата обращения 2020-03-11)

17.Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда. Теория бухгалтерского учета - М.: Финансы и статистика - 1997. 18. Х. Нидлз, Ю.Андерсон, Д.Колдуэлл. Принципы бухгалтерского учета - Финансы и статистика - 1993.

© Губа О.П., Севостьянова Е.С., Штепа А.А., 2020

УДК 334.021:364.044.4

Л.А. Мещерякова

докт. экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики и социальной работы ФГБОУ ВО "Ставропольский медицинский университет", г. Ставрополь, РФ

E-mail: L-dolik@rambler.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы оценки эффективности некоммерческих организаций с учетом современных тенденций их развития как участников рынка социальных услуг, особое внимание уделено подходам к оценке эффективности, позволяющим различать предметное и функциональное качество социальной услуги в процессе оценки ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.