Научная статья на тему 'Бухгалтерская фининсовая отчетность - как основа оценки сбалансированности развития предприятий морского транспорта'

Бухгалтерская фининсовая отчетность - как основа оценки сбалансированности развития предприятий морского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губа О. П., Севостьянова Е. С.

Судоходная деятельность, являясь сегментом водного транспорта, играет наиважнейшую роль в развитии транспортной структуры страны. Она обеспечивает экономический рост, повышает конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке транспортных услуг. При этом деятельность судоходных компаний подвержена рискам как гидрометеорологическим, коммерческим, политическим, так и финансово экономическим. Цель данной статьи в обосновании оценки сбалансированности развития предприятий на основе бухгалтерской финансовой отчетности. При написании статьи использованы нормативно правовые акты в области бухгалтерской отчетности и аудита, работы российских экономистов, произведен расчет существенности бухгалтерской отчетности на примере судоходной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерская фининсовая отчетность - как основа оценки сбалансированности развития предприятий морского транспорта»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

УДК 336.64

О.П. Губа

канд. техн. наук, доцент ГМУ, г. Новороссийск, РФ E-mail: [email protected] Е.С. Севостьянова канд. пед. наук, доцент ГМУ, г. Новороссийск, РФ E-mail: [email protected]

БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНИНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация

Судоходная деятельность, являясь сегментом водного транспорта, играет наиважнейшую роль в развитии транспортной структуры страны. Она обеспечивает экономический рост, повышает конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке транспортных услуг. При этом деятельность судоходных компаний подвержена рискам как гидрометеорологическим, коммерческим, политическим, так и финансово - экономическим. Цель данной статьи в обосновании оценки сбалансированности развития предприятий на основе бухгалтерской финансовой отчетности. При написании статьи использованы нормативно - правовые акты в области бухгалтерской отчетности и аудита, работы российских экономистов, произведен расчет существенности бухгалтерской отчетности на примере судоходной компании.

Ключевые слова:

Бухгалтерская финансовая отчетность, аудиторское заключение, уровень существенности, показатели

финансового состояния предприятия.

Чтобы оценить уровень сбалансированности развития отрасли, и в том числе конкретного предприятия, необходимо рассматривать несколько показателей. Основными из них являются: динамика грузоперевозок в стоимостной оценке (в сопоставимых ценах) и в натуральном выражении, финансовое состояние предприятий отрасли, использование трудового потенциала, капитальные вложения, показатели, характеризующие воздействие развития отрасли на окружающую среду, эффективность природоохранных мероприятий и многие другие (Рис.1).

Система показателей по оценке сбалансированности развития хозяйствующего субъекта

| Показатели ресурсов Показатели затрат |

Показатели материально - технических ресурсов Показатели трудовых ресурсов Показатели финансовых ресурсов Показатели себестоимости транспортных у-слуг Показатели капитальных затрат

Рисунок 1 - Показатели оценки сбалансированности развития предприятия

В рамках данного исследования будут рассмотрены показатели, характеризующие финансовое состояние предприятий морской отрасли.

Для того, чтобы приступать к расчетам конкретных показателей сбалансированности развития предприятия, необходимо воспользоваться, прежде всего, бухгалтерской финансовой отчетностью за

i - У

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

отчетный год и два года, предшествующим отчетному, чтобы провести оценку динамики всех показателей. Бухгалтерская финансовая отчетность представляет собой систему показателей, отражающих на отчетную дату имущественное и финансовое положение организации, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Согласно статье 13 Федерального закона 402-ФЗ от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений [1]. Предприятия морской отрасли в основном являются публичными акционерными обществами, поэтому обязаны публиковать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением в открытом доступе. Согласно статье 14 Федерального закона 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма 1), отчета о финансовых результатах (форма 2) и приложений к ним. В состав приложений входит отчет о движении капитала (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4) и пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности устанавливает положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99). В Положении дается такое определение отчетности: бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [2]. Консолидированная отчетность составляется в соответствии с общепринятыми правилами. Некоторые компании морской отрасли составляют отчетность по международным стандартам финансовой отчетности. Составление отчетности по международным стандартам регламентирует МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» [3]. Целью настоящего Стандарта является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего пользования с тем, чтобы достичь сопоставимости как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели в настоящем Стандарте устанавливается ряд соображений для представления финансовой отчетности, рекомендаций по ее структуре и минимальных требований к ее содержанию. Настоящий стандарт применяется ко всем типам компаний, включая банки и страховые компании. Финансовая отчетность, по МСФО 1, представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. К годовой бухгалтерской отчетности обязательно прилагается учетная политика предприятия. Таким образом, бухгалтерская финансовая отчетность является тем документом, на основе которого можно производить расчеты показателей сбалансированности развития как отрасли в целом, так и конкретного предприятия. Рассмотрим основные показатели годовой бухгалтерской отчетности ПАО «Совкомфлот» (группа компаний «СКФ») за 2016, 2017 и 1 полугодие 2018 года (см. табл.1).

Таблица 1

Основные показатели отчетности ПАО «СКФ» за 3 года

Показатели, млн. долларов США 1 полугодие 2018 г. 2017 год 2016 год

Валовая выручка 1519,9 1435,4 1388,1

Тайм-чартерный эквивалент 1074,7 1058,0 1142,2

Показатель EBITDA 580,7 545,4 695.0

Чистая прибыль (45,6) (113,0) 206,8

Скорректированная чистая прибыль 6,9 (5,3) 263,0

Финансовая отчетность судоходных компаний имеет свои специфические особенности, а именно: применяется понятие тайм - чартерного эквивалента. Этот показатель отражает доходы от фрахта и аренды за вычетом рейсовых расходов и используется не только для отражения финансовых результатов, но и сравнения выручки от рейсового чартера и тайм - чартера. Согласно ст. 198 Кодекса торгового

-I '8 )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

мореплавания тайм - чартер - это договор фрахтования судна на время. По условиям тайм - чартера судно передается снаряженным, укомплектованным экипажем и в состоянии, пригодном для целей, предусмотренных договором. Расходы, связанные с эксплуатацией судна, несет фрахтователь. Показатель ЕBITDA показывает величину прибыли до уплаты процентов, налогов и начисления амортизации.

Скорректированная чистая прибыль - это операционная прибыль до начисления налогов без учета обесценения и резервов. На основе основных показателей, прежде всего, проводится сравнительный анализ по годам, и определяются причины снижения или увеличения темпов роста каждого показателя для принятия как стратегических, так и тактических управленческих решений судоходной компании.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», все организации, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества, должны проводить обязательный аудит [4]. К аудиторскому заключению должна быть приложена отчетность, в отношении которой проводилась проверка, она должна быть датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица. При аудите важное значение имеет существенность. Существенными в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющими на достоверность финансовой отчетности клиента. Количественной характеристикой таких обстоятельств выступает уровень существенности, то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на её основе правильные решения.

Стандартной точечной границей существенности считается 5%. В аудиторской практике чаще всего считается, что отклонение до 5% по всей видимости будет незначительным, а отклонение свыше 5% -существенным. Соответственно стандартной диапазонной границей считается 5-10%. Критерий существенности определяется как к отчетности в целом (суммарная погрешность), так и к значимым статьям бухгалтерского баланса.

Рассчитаем данный показатель, исходя из установленных уровней существенности основных показателей бухгалтерской отчетности:

- 5% от балансовой прибыли организации (данные необходимо взять из Отчета о финансовых результатах, форма 2);

- 2% валового объема реализации (форма 2);

- 2% валюты баланса;

- 10% собственного капитала (итог 3 раздела баланса);

- 2% общих затрат организации (форма 2).

В соответствии с требованиями стандарта единый показатель уровня существенности должен выражаться в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и отражается бухгалтерская отчетность. Определим этот показатель для ПАО «Новошип» на основании бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Таблица 2

Расчет уровня существенности основных показателей бухгалтерской отчетности

Показатель Значение, тыс. рублей Уровень существенности, % Уровень существенности, тыс. рублей

1 2 3 4

Балансовая прибыль предприятия 33867108 5 1693355

Валовый объем реализации 46441102 2 928822

Валюта баланса 117 988 993 2 2359780

Собственный капитал 46 073 087 10 4607309

Общие затраты предприятия 12573994 2 251480

Находим среднее значение показателей графы 4 таблицы 2:

(1693 355+928 822+2359 780+4607 309+251 480): 5=1968 149 тыс. руб.

Аудитор может отбросить значения, сильно отклоняющиеся в большую или меньшую сторону от

{ » }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

среднего значения. Подробный порядок оценки отклонений и условий отбрасывания значений должен определяться внутрифирменным аудиторским стандартом. На примере ПАО «Новошип» можно определить, что минимальное значение существенности отклоняется от среднего на 87,3 процента, а максимальное на 134,1 процента.

(251 480-1968 149) : 1968 149 х 100% = 87,3%

(4607 309-1968 149) : 1968 149 х 100% = 134,1%

Если допустимый уровень отклонений установлен на уровне 135%, крайние значения не будут отбрасываться. Для удобства дальнейшей работы производится округление среднего значения, при этом погрешность не должна превышать 20%. В нашем примере округленное значение составит 2000000 (погрешность при округлении 1,6%). Рассчитанный таким образом единый уровень существенности составит 2000 000 тыс. рублей.

Если допустимый уровень отклонений составляет 90%, то будет отброшено и максимальное значение. Новая средняя величина существенности составит:

(1693355+928822+2359780+251480): 4 =1308 359 тыс. руб.

Тогда единый уровень существенности составит округленное значение новой средней величины, а именно 1300 000 тыс. рублей. Аудиторская организация может изменять систему базовых показателей, а также значение их уровней существенности, выдерживая при этом общие требования к методике расчета. При изменении уровней существенности показателей следует принимать во внимание как минимум два фактора: уровень риска и масштаб деятельности организации. Чем выше риск, тем более строгие границы существенности следует установить. При росте объемов деятельности так же выбираются более строгие границы существенности.

Таким образом, можно сказать, что бухгалтерская отчетность хозяйствующего субъекта является наиболее важным инструментом для определения показателей оценки сбалансированности развития предприятий, в том числе и предприятий морского транспорта.

Чтобы рассчитать финансовые показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости, в настоящее время можно использовать компьютерную программу «Ваш финансовый аналитик». Эта программа позволяет производить интеллектуальный анализ финансового состояния организации по данным бухгалтерской отчетности, рассчитывать финансовые коэффициенты и делать заключительные выводы. Для этого необходимо ввести в программу числовые значения из баланса формы 1 и отчета о финансовых результатах формы 2, а также можно загрузить данные из налогового XML -формата. Взаимосвязь показателей и относительная оценка роста экономических результатов является наиболее важной при стимулировании экономии затрат и повышении роли средних затрат в системе управления конкурентной стабильностью судоходных компаний или порта. Себестоимость транспортной работы тесно связана с основными параметрами производственных и инвестиционных процессов. В процессе разработки принципов принятия инвестиционных решений основное внимание уделяется двум аспектам: выбор источников финансирования инвестиционных проектов и обеспечение максимальной эффективности производственной деятельности основного капитала. Подводя итог, делаем однозначный вывод о том, что знание бухгалтерского учета и отчетности плюс не ограниченные возможности компьютерных технологий позволят менеджерам транспортной отрасли быть вполне конкурентоспособными на рынке труда.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон РФ от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н в ред. от 29.01.2018 г.

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», введенный в действие на территории РФ приказом Минфина России от 25.11.2011 г. № 160н в ред.26.08.2015 г.

4. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

5. https://www.audit-it.ru/finanaliz/

© Губа О.П., Севостьянова Е.С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.