Научная статья на тему 'Бухарцы в Западной Сибири в XVII – начале XX веков'

Бухарцы в Западной Сибири в XVII – начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1617
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Файзрахманов Г. Л.

Сибирские бухарцы потомки среднеазиатских переселенцев прошли сложный путь исторического развития. В Западной Сибири они занимались торговлей, земледелием, скотоводством, а также различными промыслами и ремеслами. Играли значительную роль в духовной жизни сибирских татар. В начале XX века ассимилировались и слились с местными татарами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BOKHARANS IN THE WESTERN SIBERIA IN THE XVII TH – EARLY XX TH CENTURIES

The Suberian Bokharans – the descendants of the Central Asian migrators-passed a complicated way of the historical development. In the western Siberia they were engaged in trade, cattle – breeding as well in different handicrafts. The Bokharans played a considerable role on the spiritual life of the Siberian Tatars. At the beginning of the XX th century they were assimilated and merged with the local Tatars.

Текст научной работы на тему «Бухарцы в Западной Сибири в XVII – начале XX веков»

1. Lord Granville Levenson Gower, Private Correspondence / Ed. by C. Granville. L., 1917. Vol. II. P. 412.

2. Stanley E. Journal of a Tour in America, 1824 - 1825. L., 1930. P 2.

3. Maxwell H. The Life and Letters of George William Frederick Fourth Earl of Clarendon. L., 1913. Vol. II. P 222223.

4. Graham W. The Life of Francis Place, 1771 - 1854. N. Y, 1919. P 144.

5. The Times. 25th October 1869.

6. The Times. 25th October 1869.

7. Hansard’s. Vol. 188. Cols. 1775-1776.

8. The Greevey Papers / Ed. by H. Maxwell. N.Y., 1904. P 382.

9. Trevelyan G.O. The Life and Letters of Lord Macaulay. N. Y., 1875. Vol. I. P 219-220.

10. Hansard’s Parliamentary Debates. Vol. 11. Cols. 13-14.

11. The Greevey Papers... P 418.

Поступила в редакцию 30.03.05 г.

УДК 991/395 ББК 63.3(2)44

БУХАРЦЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVII - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Файзрахманов Г. Л. *

Сибирские бухарцы - потомки среднеазиатских переселенцев - прошли сложный путь исторического развития. В Западной Сибири они занимались торговлей, земледелием, скотоводством, а также различными промыслами и ремеслами.

Играли значительную роль в духовной жизни сибирских татар. В начале XX века ассимилировались и слились с местными татарами.

В этногенезе и историческом развитии сибирских татар определенное место занимают выходцы из Средней Азии. В течение XVII в. из них образовалось специальное сословие - бухарцы. Так называли приехавших из Самарканда, Ургенча, Бухары, Сайрама и других городов Средней Азии торговцев и промышленников - таджиков, узбеков, уйгуров, каракалпаков и казахов. Среди бухарцев было много ремесленников: ткачей, кожевников, медников, ювелиров, и со временем их художественные традиции вплелись в культуру сибирских татар [1]. Проблема миграции жителей Средней Азии в Западную Сибирь привлекала внимание многих исследователей, она освещена в трудах С.В.Бахрушина, Н.М.Ядринцева, П.А.Словцова,Х.З.Зияева,Ф.Т.Валеева,Н.А.Томилова и др. Однако роль и значение бухарцев в этногенезе, материальной и духовной жизни сибирских татар требуют более углубленного исследования.

Корни сибирских и среднеазиатских связей теряются в глубокой древности, эти связи имеют длительную историю. При Кучуме из Бухары часто приезжали духовные лица и торговцы. Однако после завоевания Русским государством Сибирского ханства торговые отношения со Средней Азией были прерваны, отчего страдало не только татарское, но и пришлое русское население.

В наказе, данным царем Федором Иоанновичем в 1595 г. тарскому воеводе князю Федору Елецкому и главе Василию Холопову, говорится, что если бухарские или ногайские купцы приедут в Тару с товарами, лошадьми или овцами, необходимо не только дать им возможность вести торговлю, но и создать надлежащие условия, беспрепятственно отпускать назад или позволять проехать дальше [2]. По-видимому, с этого времени возобновился приезд бухарских купцов в Сибирь.

Грамотой царя Федора Иоанновича от 31

августа 1596 г. воеводе князю Григорию Ивановичу Доможирову приписано установить бухарцам и ногайцам беспошлинную торговлю и разрешить им оставаться в Сибири до тех пор, пока они распродадут свои товары. Русское правительство приказывало принимать бухарцев с почестями и всячески привлекать их в Сибирь [3]. Новый поток переселенцев-бухарцев в Сибирь имел место в начале XVII в. Это были торговцы, промышленники и представители других сословий [4].

Торговые льготы бухарцев подтверждаются документами от 3 ноября 1645 г. и 17 сентября 1687 г. Они считали себя “вызванными Московским правительством” и пользовались правом беспошлинной торговли на всей территории России, были освобождены от несения военной службы и некоторых других повинностей.

Расселение бухарцев проходило малыми и большими группами, семьями и в одиночку [5]. Обычно при переселении бухарцы получали русское подданство, для этого необходимо было дать письменную присягу в преданности русскому государству Они оседали в основном в Тобольске, Тюмени, Таре, Томске. Подробных данных о количестве бухарцев не выявлено, имеются лишь отрывочные сведения из переписей. Например, в Томском уезде в 1631 г. было 9 бухарцев, в 1687 г.

- 28. В Тобольском уезде в 1631 г. зарегистрировано 59 бухарцев мужского пола, В Тарском уезде в 1672 г. -53 бухарские семьи [6].

Главным занятием сибирских бухарцев в ранний период их пребывания в Западной Сибири была торговля. Не только Западная Сибирь, но и вся Россия нуждалась в восточных товарах.

Бухарцы в XVII в. держали в своих руках всю внутреннюю торговлю в Сибири. Они торговали в Тобольске, Тюмени, Таре, Томске и других сибирских

*Файзрахманов Гаптельбар Лутфиевич - к. и. н., старший научный сотрудник Института истории им. ШМарджани АНТ

70

раздел ИСТОРИЯ

городах русскими и бухарскими товарами, мягкой рухлядью, ездили с торговлей к калмыкам. Из калмыцких степей вывозили преимущественно рабов (калмыцкий ясырь), крупный рогатый скот, лошадей, из Бухары - верблюдов, овец, бумажные материалы, сафьян, сарачинское пшено, азиатские кафтаны, куртки и др. Ходили регулярно с караванами в Китай, ездили за Урал, в Казань, Астрахань, в поморские города и даже в Архангельск, вывозили оттуда местные товары. В Среднюю Азию они везли сибирские товары. Бухарские купцы служили не только торговыми посредниками между Сибирью и городами Московского государства и Средней Азии, но и между отдельными торговыми центрами Сибири.

Тобольск был главным торговым городом для татар, бухарцев, русских, калмыков и ногайцев, постепенно торговые операции расширялись. Их торговые обороты, как видно из Тобольских таможенных книг, производились на значительные суммы [7].

XVII в. был “золотым” веком для бухарцев, поскольку Россия нуждалась в восточных товарах. Русское правительство было вынуждено использовать для торговли с Востоком бухарцев, обладавших достижениями исламской цивилизации, навыками и приемами международной торговли. Честность, трезвость, усердие, прилежание и торговые льготы Русского правительства, подтвержденные указами от 1645 г и 1687 г, позволили бухарцам не только вести всю восточную торговлю Сибири, но и выйти на рынки Европейской России. П. А.Словцов отмечал, что бухарцы «имелив делах значительный оборот» [8]. Н.М.Ядринцев утверждал, что «они жили в Тобольске очень богато» [9]. Бухарцев - торговцев в Западной Сибири в первой половине XVIII в. было довольно много.

Русская администрация возлагала на бухарских купцов обязанности исполнения службы в Тобольской таможне и других местах, участия в оценке казенной пушнины и др. [10]. Кроме торговых, они имели ряд других льгот и привилегий: были освобождены от тягла и оброков. В 1644 г особой грамотой им было обеспечено содействие властей и “несудимость при торговых поездках в Россию”. С бухарцев были сняты ямская и рекрутская повинности.

В 1648 г Москва приняла решение, позволяющее бухарцам свободно передвигаться из Сибири в Казань, Астрахань, Архангельск и другие города России. Всем местным властям Сибири было предписано без задержки пропускать бухарцев и предоставлять транспорт под их товары.

Однако не все бухарцы, переселившие в Сибирь, занимались только торговлей. Кроме торговли они занимались земледелием, скотоводством, различными ремеслами и промыслами. В начале XVII в. земельные угодья бухарцам не выделялись, они имели небольшие земельные участки, выделенные татарами из своих угодий. Поэтому первоначально бухарцы были безземельным сословием, но они стремились любыми путями обзавестись землей. Среди бухарцев было значительное количество духовенства, они работали священнослужителями, занимались укреплением ислама среди сибирских татар и обучением детей.

В началеХИП в. в Сибири отмечало сь значительное количество русских торговцев. Под их давлением правительство, начиная с XVIIIв., постепенно переходит к политике притеснения бухарцев. В 1700 г последовало распоряжение правительства, запрещающее бухарцам скупать соболя, с 1701 г с них стали брать оброк за владение землей. В 1703 г начались притеснения на религиозной почве - запрещалось строить мечети в городах. Начиная с XVIII в. торговля перестала быть основным занятием бухарцев. Несмотря на принятые против них меры, в XVIII в. бухарцы продолжали играть ведущую роль в торговле в Сибири, вся Сибирь ходила

в бухарской мануфактуре.

Но и в XVIII в. Российское правительство сохранило им некоторые привилегии, или установило новые. Указом 1724 г бухарцы были освобождены от рекрутской повинности. Указ 1741 г разрешал им свободный въезд во все города России. Среднеазиатским переселенцам разрешалось образовывать свои местные управления и суды, на основе этих законоположений были образованы отдельные бухарские волости.

В 1727 г был издан указ о восстановлении коммерческих отношений с Хивой и Бухарой и выделении конвоя для сопровождения караванов [11]. В 1763 г основана Бухтарминская ярмарка для торга с Бухарой и Индией. В 1787 г при Екатерине II правительство признает в них почетное торговое сословие, им было дозволено устроить свои словесные суды, создать ратушу. В 1789 г. следует указ о позволении бухарцам переселяться в Россию. Потом следуют указы, смягчающие положение ислама в России [12]. В 1782 г по Сибирской линии велено было строить мечети, а при них школы и караван-сараи. В 1784 г и 1786 г были приняты указы, разрешающие “определять мулл с жалованьем из казны для распространения ислама среди казахов и о строительстве мечетей, школ и гостиных дворов в казахской степи”[13].

Роль бухарцев в торговле и дипломатических отношениях с Китаем, Джунгарией, Хивой и Бухарой в XVIII в. и начале XIX в. была значительной. Русские купцы терпели неудачи в торговле с этими странами. Бухарцы, обладавшие рядом преимуществ в соперничестве с русскимкупечеством, опять процветали, были зажиточным слоем в Сибири.

Положение бухарцев начинает ухудшаться с начала XIX в. Под давлением русских купцов правительство вводит новые таможенные налоги на азиатские товары. В 1806 г они были обложены подушной податью по 12 руб. 86 коп. и по 2 руб. 25 коп. оброком, при сборе которых имели место злоупотребления. В 1822 г бухарцы на основании «Указа об управлении инородцев» также были обложены подушной податью и другими многочисленными податями. Местные органы неоднократно пытались упразднить бухарские волости, существовавшие до реформы, и подчинить их население в административном отношении к русским волостям. Это создавало языковые проблемы и нарушало сложившиеся общинные порядки.

Бухарцы выступили за восстановление своих попранных прав и льгот: писали прошения на имя

губернатора, правительства и царя. В прошении от 7 июля 1823 г на имя Александра I, подписанном Ният Бакыем Атнометовым и тарскими бухарцами Абдужалилом Якубовым и Мухаммадием Шиховом, татары жаловались на ущемление прав и привилегий сибирских бухарцев и просили царя подтвердить привилегии, которые существовали до введения Устава 1822 г [14]. Бухарцам льготы не восстановили, бывшие бухарские волости сохранили. Они существовали до начала 20-х годов XX в.

Утратив прежнее положение торгового сословия, бухарцы стремились получить земельные наделы, закрепить их за собой и заниматься земледелием. Отдельные бухарские роды еще в XVII - XVIII вв. различными путями (получением земельных угодий у русских властей за услуги, покупкой и т.п.) приобрели пахотные земли, богатые пастбища, сенокосные угодья и закрепили их соответствующими документами.

Скотоводствомв определенной степени занимались почти все бухарцы. Домашние ремесла у бухарцев, как и у татар, не играли доминирующей роли. Небольшое число бухарских семей жили за счет кустарных промыслов, традиционными были кожевенное дело, изготовление ковров, некоторые занимались ювелирным делом. Промыслами, требующими лесного сырья - лыка, мочала, а также обработкой дерева и изготовлением

из него разных изделий бухарцы практически не занимались.

Бухарцы, проживавшие по берегам рек и озер, занимались рыбной ловлей и вблизи лесов - охотой, однако эти промыслы имели второстепенное значение. Предметы домашнего обихода бухарцы, как и татары, изготовляли сами, только зажиточные покупали их у своих односельчан или на ярмарках.

В XVII в. бухарцы получали духовное образование в Средней Азии, по приезде в Сибирь они открывали мектебы при мечетях и медресе в крупных селениях, даюшце среднее образование, где обучали мальчиков и девочек. Из среды сибирских бухарцев пополнялись ряды мусульманского духовенства Сибири: у Витзена находим известие о том, что бухарское духовенство в Тобольскесодержалоконфессиональнуюмагометанскую («арабскую») школу [15]. Бухарцы были более образованы, чем русские. В XVII столетии они были единственными людьми в Сибири, “в чьих руках была книга”. Деятели духовенства, просвещения сибирских татар в XVII - в первой половине XX вв. готовились в основном в мусульманских центрах Средней Азии, с которыми бухарцы имели тесные связи.

Бухарцы в суровых условиях конца XVI - XVII вв. внесли значительный вклад в развитие торговли и хозяйства и культуры сибирских татар, способствовали укреплению ислама и повышению уровня грамотности. Ислам стал главной объединяющей силой сибирских татар, способствовал духовному подъему народа.

Бухарцы хранили свои традиции, культуру, вместе тем происходило неизбежное взаимовлияние культур татар и бухарцев. Преобладало влияние татар, и бухарцы вошли составной частью в сибирскую группу татарского

этноса. В то же время бухарцы внесли заметный вклад в этногенез, материальную и духовную культуру татар. Обычно бухарцы женились на татарках, и родственные связи еще более сближали их.

Количество бухарцев по округам в 1878 г показывает таблица №1.

В 1897 г в Тобольской губернии было 8202 бухарца, в Томской - 2241, всего в Западной Сибири

- 11559 бухарцев [17]. Количество бухарцев в Томской губернии в 1897 г резко увеличилось за счет изменения границ губернии.

В бухарца, в томском начале XX столетия торговля у бухарцев уже потеряла свое былое значение. Но и в этот период в Тобольской и Томской губерниях крупные торговцы из зажиточных бухарских родов занимались торговлей между Западной Сибирью и Туркестаном.

Сибирские бухарцы - потомки среднеазиатских переселенцев-прошлисовместноссибирскимитатарами сложный путь развития. Сближение и ассимиляция наблюдались и в духовной жизни бухарцев. В этот период продолжался интенсивный процесс слияния бухарцев с сибирскими татарами. Они говорили на татарском языке. Вобрав в себя многие этнографические черты сибирских татар, бухарцы еще сохранили в быту некоторые среднеазиатские черты, которые проявлялись в интерьере жилища, одежде, пище, семейных обрядах, особенно в свадебных [18]. К концу XIX в. бухарцы мало чем отличались от сибирских татар, совершенно забыли свой язык, обычаи, ассимилировались и слились с сибирскими татарами, оставив свой след в этногенезе и культуре сибирских татар. По традиции статистика выделяла их по 1926 г

таблица №1

Количество бухарцев по округам в 1878 г. [16]

Округа Количество бухарцев, человек

Тобольский 3693

Тюменский 2844

Тарский 1975

Ялуторовский 134

Томский 152

Итого 8798

ЛИТЕРАТУРА

1. Творчество народов Тюменской области: из собрания Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова. - М.: Изд-во советский спорт, 1999. С. 105.

2. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. - М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1937. - С. 293.

3. Миллер Г.Ф. Указ. соч. Том II. - С. 150; Архив Академии наук. Ф. 21. Оп. 4; N 8. Л. 6, 7, №4.

4. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн. I. - Кн. I. С 1585 по1742 г -СПБ., 1838. - С. 153,172,197.

5. РГАДА. Ф. 214. Стлб. № 134. Л. 194.

6. РГАДА. Ф. 214. Кн. 5. Л. 319 - 399; РГАДА. Ф. 214. Стбл. № 81. Л. 10; Кн. 295. Л. 130 -133; Кн. 1196. Лл. 22-78; Зияев

Х.З. Узбеки в Сибири. - Ташкент, 1968. - С. 38.

7. РГАДА.Ф. 214. Кн. № 313. Стлб. № 81; ПСЗ. Изд. 1. Т. III. - СПб., 1830. - № 1474

8. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн. I... - С. 155.

9. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы их быт и современное положение. - СПб.: Издание П.М.Сибирякова, - С. 36.

10. РГАДА. Ф. 214. Стлб. № 60. Л. 332.

11. Гагемейстр. Статистическое обозрение России. Ч. 2. - СПб.: Центр. Стат. ком.. МВД России, 1854. - С. 163; ПСЗ. Изд. 1. Т. IV. - СПб., 1830. -№12190.

12. ПСЗ. Изд. 1. Т. XIV. - СПб., 1830. -№ 10597; ПСЗ. Собр. 1. Т. 22. - № 16814.

13. ПСЗ. Изд. 1. Т. XXII. - СПб., 1830. -№ 16710, 16711.

14. ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 424. Л. 12.

15. Witzen. Noord en Oost Tartarye. - Amsterdam, 1705. - S. 754

16. Ядринцев Н.М. Указ. соч. - С. 41.

17. Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири. Языки и роды инородцев. Т. II. Тобольская, Томская и Енисейская губернии. СПб.: Императорское Русское геогр. Об-во, 1912. - С. 57

18. Валеев Ф. Т. Сибирские татары. - Казань: Таг. кн. изд-во, 1992. - С. 127.

Поступила в редакцию 23.06.05 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.