ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
БУХАРСКИЙ ШАШМАКОМ - ФЕНОМЕН В КУЛЬТУРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Мадримов Б.Х. Email: [email protected]
Мадримов Бахрам Худойназарович - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье ведётся речь о Бухарском шашмакоме как об удивительном явлении в музыкальной культуре Центральной Азии. В исторических источниках имеются сведения о Бухарском шашмакоме, которые принадлежат перу известного русского музыкального этнографа и композитора Виктора Александровича Успенского. В 1923 году в Бухаре Успенский по заданию Фитрата производил нотную запись Бухарского шашмакома, которая впоследствии была издана в Москве в виде книги. Обсуждаются оригинальные тексты шашмакома.
Ключевые слова: шашмаком, культура, вокальное пение, вокалисты, инструментальное исполнительство, педагогика, слушать музыку.
BUKHARA SHASHMAKOM - A PHENOMENON IN THE CULTURE
OF CENTRAL ASIA Madrimov B.Kh.
Madrimov Bakhrom Khudoynazarovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OFMUSKAL EDUCATION, ARTVISIONFACULTY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Bukhara shashmakom is an amazing phenomenon in the musical culture of Central Asia. From one already forgotten date about the Bukhara Shashmakom that belonged to the famous Russian musical ethnographer, composer Viktor Alexandrovich Uspensky. In 1923, in Bukhara, Ouspensky, on the instructions of Fitrat, made a notation of the Bukhara Shashmakom. Which was published, as a result, published a book in Moscow. And so that's the assumption, watching the interest mostly of Shashmakom in Bukhara, he left a unique testimony. Original text of the shashmakom is discussed.
Keywords: shashmakom, culture, vocal singing, vocalists, instrumental performance, pedagogy, listen to music.
УДК 781
Знаменитый ученик Атаджалола Насирова - Ливича Бабаханов обладал сильным голосом, высоким тенором, большим диапазоном. Музыканты и певцы современности часто обращаются к образцам шашмакома таким, как Насруллойи, Мугилчаи, Бузург. И здесь необходимо отметить, что начиная с Ливичи берёт своё начало династия потомственных музыкантов Бабахановых - его сын Маши Бабаханов был народным хафизом Узбекистана, а внук -Ари Бабаханов великолепный инструменталист, хранитель традиций Бухарского шашмакома. Ари Бабаханов не так давно опубликовал свою версию книги о Бухарском шашмакоме. Книга была издана в Германии, благодаря поддержке редакции Ангелики Юнг. Это плод его многолетнего творчества, воплощённый в нотах и свой труд он посвятил своему великому предку Атаджалолу Насирову. Именно этому человеку, который в ХХ веке сыграл исключительную роль в истории шашмакома.
Относя шашмаком к старой персидской культуре, мы в то же время понимаем, что по отношению к другим проявлениям макамата, таким как Харезмский маком, Ферганские -Ташкентские макомы, Бухарский шашмаком придерживается классической традиции. Это
110
отдельный сложный до конца неисследованный вопрос и многое в истории шашмакома ещё не изучено. Также мы должны иметь в виду, что будучи в старой персидской традиции, шашмаком воспринимался разной аудиторией, а аудитория, особенно в Бухаре, представляла собой полиэтнический состав. Шашмаком слушали и узбеки, и тюрки, и таджики, и персы и многие другие народы. И конечно, в то время в своей основной массе принадлежавшие к аристократической части населения. Также следует отметить, что шашмаком был классической основой для других видов макамата, и в этом нет ничего удивительного и странного. Дело в том, что такая же тенденция наблюдается в Османской Турции, где вплоть до XVIII века при исполнении турецких макомов персидский язык доминировал. Однако, в силу разных исторических перемен ХХ веке, шашмаком интегрируется в культуру Узбекистана, и в обоих соседних государствах и в Таджикистане, и в Узбекистане началась активная деятельность по его фиксации, записи и исполнению. Но в Узбекистане оригинальные тексты шашмакома были заменены текстами на узбекском языке, а в Таджикистане - текстами на таджикском языке. В 50-е годы в Таджикистане была издана книга «Шашмаком», а чуть позже в 1959году в Ташкенте была издана книга «Бухарские макомы», с записями в исполнении Юнуса Ражабий, под редакцией Ильяса Акбарова. Ещё позже в конце 60-х под редакцией Кароматова была издана книга в шести томах, а в годы независимости Узбекистана кульминацией научных трудов по истории шашмакома можно считать издание «Шашмаком в Узбекистане».
С одной стороны, идёт его постепенная интеграция [1 - 28], на его базе развивается и создаётся новый шашмаком, уже не Бухарский, а национальный. Все знают, что существовал Бухарский Шашмаком, но с другой стороны парадокс заключается в том, что его статус в культуре Узбекистана оказался заниженным, да и в Таджикистане тоже. Естественно, что поиск этой исходной модели стал ключевым моментом на современном этапе. Следует отметить, что, несмотря на упадок классического бухарского стиля, появилось целое поколение музыкантов, большинство которых были бухарские евреи. Десятки имён, которые сохранили эту традицию, старую Бухарскую вокальную школу и стали исполнять шашмаком в его оригинальном классическом стиле. Как было отмечено выше, это десятки имён, начиная с Юрия Бабаханова, Маше Бабаханова, Барно Исхакова - выдаюшиеся певцы, Нариё Аминов, Гавриэл Муллакандов, братья Толмасовы, Берта Давидова и многие другие которые исполняли шашмаком в Бухаре, Самарканде, а также в Душанбе и Ташкенте. Это пример так сказать классического исполнения Бухарского шашмакома.
Ари Бабаханов - внук Левичи, проделал огромную работу по восстанавлению шашмакома в своей оригинальной версии, по воспоминаниям исполнения своего отца и по рассказам других музыкантов. В частности, Ари Бабаханов востановил целый ряд утраченных мелодий. В том числе «Сафти Жалоли», то есть сочинение принадлежащее самому Атаджалолу Насирову. Атаджалол сочинил это музыкальное произведение, по просьбе Фитрата, Ари Бабаханов восстановил его, на сегодняшний день оно исполняется в этом виде.
Что же такое шашмаком? Чем отличается Бухарский шашмаком? Дело в том, что самое раннее свидительство о Бухарском шашмакоме - это баяз, который датируется 1847 годом. Ранее термин шашмаком означал шесть макомов грандиозного цикла, каждый маком имел своё наименование «Бузург», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох», «Ироки». Всего это шесть макомов, название каждого из них имеет своё значение: Бузург - это великий, Рост -правильный, Наво - мелодия, Дугох - построение со второй ступени лада, Сегох -построение с третьего ступени лада, Ироки - от названия государства Ирак. Все названия персидско-таджикского происхождения. Маком организован по единому принципу: внутри него находится инструментальный раздел, первый из которых состоит из нескольких объязательных пьес, тасниф, таржэ, гардун, мухаммас, сокил. Там есть дополнительные разные пьесы, и дальше идут вокальные разделы.
Искусство шашмакома сейчас находится на перепутье, где ведутся интенсивные творческие поиски и самими музыкантами, и учёными, которые находятся у истоков этого
111
искусства. Это касается и Бухарского шашмакома. При исполнении музыканты Узбекистана и Таджикистана опираются на традиции Бухарского шашмакома. В Самарканде по направлению шашмакома ведёт творческую деятельность молодое поколение музыкантов. Ярким примером продолжателя традиций своих родителей в Самарканде является певец Фарход Халимов. В искусстве шашмакома мы переживаем период таких научных поисков, где многое ещё не определено.
Список литературы /References
1. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 29-32.
2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 54-57.
3. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 40-43.
4. Миршаев У.М.Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 44-47.
5. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 51-54.
6. Хидиров А.А. Методика и принципы музыкальной педагогики // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 63-66.
7. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 67-70.
8. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. №21 (97), 2020, часть 2. С. 70-73.
9. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 74-77.
10.Атамурадов Р.Э. Педагог музыкальной культуры - это понятие о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 77-80.
11. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 85-88.
12. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 108-111.
13. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 111-114.
14.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 115-118.
15. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 52-53.
16. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020, pp. 855-963.
17. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.
18. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017, №2. С. 138-139.
19. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.
20. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль Фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
21. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
22. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
23. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. Pp. 434-437.
24. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
25. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Pp. 7125-7130.
26. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.
27. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019, pp. 118-122.
28. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. Pp. 95-97.