Научная статья на тему 'Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию В. А. Ядова)'

Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию В. А. Ядова) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ВЫЗОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ / ОБЩЕСТВО / РОССИЯ / БУДУЩЕЕ / SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE / CHALLENGES OF SOCIAL TRANSFORMATIONS / SOCIETY / RUSSIA / FUTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горшков Михаил Константинович

В основе лежит вступительное слово академика РАН М.К. Горшкова на открытии Международной научной конференции «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций» (28-30 ноября 2019 г.). Мероприятие было посвящено 90-летию со дня рождения почетного доктора Института социологии РАН В.А. Ядова. Мероприятие проводилось в здании РАН при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства науки и высшего образования РФ. В ходе конференции обсуждались актуальные проблемы и вызовы социологии. Были представлены проекты будущего общества и социологии в России. В центр внимания ставились социальные трансформации, в частности трансформации в сфере труда и социальных идентичностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Future of Sociological Knowledge and Challenges of Social Transformations (to the 90th Anniversary of V.A. Yadov)

The article is based on the introductory speech of academician M. K. Gorshkov at the opening of the International scientific conference "the Future of Sociological Knowledge and Challenges of Social Transformations" (November 28-30, 2019). The event was dedicated to the 90th anniversary of the birth of the honorary doctor of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences V.A. Yadov. The event was held in the building of Russian Academy of Sciences with financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. During the conference, relevant problems and challenges of sociology were discussed. The projects of the future society and sociology in Russia were presented. The focus was on social transformations, in particular transformations in the sphere of labor and social identities.

Текст научной работы на тему «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию В. А. Ядова)»

УДК 316

DOI 10.19181/2227-8656.2020.1.1

БУДУЩЕЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ВЫЗОВЫ

СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ (К 90-ЛЕТИЮ В.А. ЯДОВА)

THE FUTURE OF SOCIOLOGICAL KNOWLEDGE AND CHALLENGES OF SOCIAL

TRANSFORMATIONS (To the 90th ANNIVERSARY of V.A. YADOV)

Горшков Михаил Константинович

Академик РАН, доктор философских наук, директор Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, Россия, e-mail: director@isras.ru

В основе лежит вступительное слово академика РАН М.К. Горшкова на открытии Международной научной конференции «Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций» (28-30 ноября 2019 г.). Мероприятие было посвящено 90-летию со дня рождения почетного доктора Института социологии РАН В.А. Ядова. Мероприятие проводилось в здании РАН при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства науки и высшего образования РФ. В ходе конференции

Mikhail K. Gorshkov

Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Philosophy, Director of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: director@isras.ru

The article is based on the introductory speech of academician M. K. Gorshkov at the opening of the International scientific conference "the Future of Sociological Knowledge and Challenges of Social Transformations" (November 28-30, 2019). The event was dedicated to the 90th anniversary of the birth of the honorary doctor of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences V.A. Yadov. The event was held in the building of Russian Academy of Sciences with financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the Ministry of Science and Higher Education of

обсуждались актуальные проблемы и вы- the Russian Federation. During the confe-

зовы социологии. Были представлены про- rence, relevant problems and challenges of

екты будущего общества и социологии в sociology were discussed. The projects of the

России. В центр внимания ставились соци- future society and sociology in Russia were

альные трансформации, в частности presented. The focus was on social transfor-

трансформации в сфере труда и социаль- mations, in particular transformations in the

ных идентичностей. sphere of labor and social identities.

Ключевые слова: социологическое зна- Keywords: sociological knowledge; chal-ние; вызовы социальных трансформаций; lenges of social transformations; society; Rus-общество; Россия; будущее. sia; future.

В 2019 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Владимира Александровича Ядова - одного из ведущих отечественных социологов, внесшего огромный вклад в возрождение и развитие российской социологической науки. На период работы профессора В.А. Ядова директором Института социологии РАН приходится и учреждение по инициативе студентов и преподавателей факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета профессионального праздника нашего социологического сообщества - Дня социолога, который 14 ноября 2019 г. отмечался уже в 25-й раз. Когда 10 лет назад Институт социологии готовился отметить 80-летний юбилей Владимира Александровича Ядова, мы решили подготовить сборник научных материалов под названием «Vivat, Ядов». В своем предисловии к этому сборнику я отметил, что В.А. Ядов и юбилейная «аллилуйщина» - поистине две вещи несовместные: слишком нестандартен, нетривиален сам юбиляр, слишком он отличается, как писал поэт, «лица необщим выраженьем»! И все-таки, преодолевая эту несовместимость, надо признать, что Ядов - это личность, притом многогранная, талантливая, энциклопедически образованная, постоянно ищущая и генерирующая творческие идеи. Второе признание: он - подлинный ученый, для которого наука - не просто профессия, а поистине первая жизненная потребность. И третье, он - безусловно, бесстрашный человек, которого не останавливало почтение перед властями, кабинетами, табелями о рангах, который отстаивал свои идеи открыто и честно.

Говоря о своей возрастной когорте (шестидесятниках), В.А. Ядов неоднократно подчеркивал: «Мы все - самоучки в социологии». С началом возрождения социологической науки, в 60-е гг., извечную проблему: «С чего начать?» В.А. Ядов вместе с А.Г. Здравомысловым решали путем расчистки заросшего догматическим бурьяном социального поля, а именно - с изучения и применения традиционных для мировой социологии исследовательских методов, в том числе количествен-

ных. В этот период один из ведущих догматиков-марксистов академик М.Б. Митин резко критиковал В.А. Ядова: «Цифры, - восклицал он, -это хорошо. Но нам нужны правильные цифры». По Митину «правильными цифрами» были те, которые подтверждали марксистские догмы, а не противоречили им. А вот по В.А. Ядову «правильные цифры» - это те, которые получены в процессе профессионально проведенного исследования, без оглядки на идеологического цензора. В этом смысле Владимир Александрович следовал разумному пониманию социальной статистики и социологии, полагая необходимым брать «всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения» (В.И. Ленин).

К сожалению, официальная (истматовская) наука базировалась именно на исключениях, а не на всей совокупности фактов. Один из первых исследователей истории советской социологии Г. Батыгин очень точно отметил: «Социологи шестидесятых годов восприняли "кодекс научной честности" как принципиальную методологическую установку и противопоставили компетентность и профессионализм не столько официальной идеологии, сколько идеологическому приспособленчеству...»

Подготовленная на основе лекций эстонским студентам и изданная ротапринтным способом книга В.А. Ядова явилась фактически первым серьезным и обоснованным учебником о том, как надо проводить социологические исследования. И подзаголовком этого учебника могут стоять слова «Кодекс научной честности».

В.А. Ядов выступил как стратег российской социологии в первую очередь в области ее технического переоснащения, оснастив вместе с коллегами-единомышленниками отечественную социологию современной исследовательской техникой - той, которая принята в мировой социологии.

Но техника - это только одна сторона стратегии, другая заключается в соответствующей современному состоянию науки теоретической доктрине. И здесь следует особо заметить, что несомненной заслугой В.А. Ядова как теоретика социологии является выдвинутый и обоснованный им принцип полипарадигмальности. К такому сложнейшему явлению, как общество, в особенности в его фазовом переходе, в его трансформации как современной России, нельзя, как он полагал, подходить с универсальной отмычкой и мыслить по логике технаря: что-то подправить - и машина заработает. Вот почему, настаивая на полипарадигмальном подходе, он, по существу, имел в виду, что у социологии есть не один, а множество познавательных инструментов,

и именно обилие теоретических подходов является нашим богатством. Другой вопрос - как не может быть единообразного социологического монизма, так не может быть и безудержного социологического плюрализма. Естественное и общественное познание порой мучительно, длительно и противоречиво, но вырабатывает некоторые единые подходы для проникновения в ткань социальной реальности.

Еще один элемент ядовской стратегии - это принципы построения исследовательской команды, вооруженной и техническими средствами, и теоретической доктриной. Этим В.А. Ядов занимался всю свою жизнь: он был создателем социологических школ в Ленинграде, Эстонии, Нижнем Новгороде, Самаре и многих других городах. Особенно существенный его вклад связан с переездом в Москву, с преобразованием Института социологии РАН.

Академик Л. Арцимович шутил, что в России есть два учреждения, которые должны оставаться неизменными, - это «Церковь и Академия наук». Став директором Института социологии, В.А. Ядов действовал поистине с русским революционным размахом: он дал «вольную» всем младшим и старшим научным сотрудникам, отменив их жесткое закрепление за секторами и отделами: ученые могли свободно инициировать исследовательские проекты. Проектная система, хотя под другим наименованием - «госзадание», как и система научных центров, сохранилась и эффективно действует у нас до сих пор. Но дело не только в принципах построения исследовательской команды, но и в том духе, которому она следует после реорганизации. И здесь наследием В.А. Ядова стало разумное соединение академической дисциплины с демократическим дискурсом, т. е. свободным творческим обсуждением любых проблем, причем на основе надежно и достоверно полученных данных.

На всех уровнях В.А. Ядов, можно сказать, убежденный демократ, создавал обстановку, где господствует не чинопочитание, а уважение к творческой личности, знанию и фактам. Этим демократическим духом пропитаны все многочисленные коллективы, которыми он руководил. Это и являлось фирменным знаком работы В.А. Ядова как ученого.

Владимир Александрович с энтузиазмом воспринял учреждение 14 ноября 1994 г. Дня социолога. Пусть и не в официальной форме, но все же поддержанное руководством страны, это решение явилось знаковым свидетельством важной роли социологической науки в осмыслении социальных изменений, происходящих в постсоветской России.

С распадом Советского Союза прежние координаты социально-экономической, политической и социокультурной реальности серьезно трансформировались. А это означало, что социология и социологи оказались перед необходимостью осмыслить и новую реальность, и свое новое положение в качественно изменившихся социально-исторических условиях. Реакция социологов была различной. Но если говорить о доминирующей тенденции: она проявилась в том, что на основе прежней научной дисциплины стала складываться новая по своему предметному полю социология - социология постсоветского периода, стремящаяся дать свое понимание происходящих в России социальных изменений, ответить на новые внутренние и внешние вызовы.

При всей противоречивости становления социологии новой России важно, что она находилась в поиске самой себя, выбирала предметные поля для своих изысканий и, не оглядываясь на различного рода идеологические «-измы», развивалась не только количественно, но и качественно. А главное - стремилась руководствоваться принципом социологического анализа конкретных ситуаций, изучая реально происходящие в стране и обществе социальные трансформации. В сущности, постсоветская социология, по крайней мере на академическом уровне, стала складываться и развиваться как социология действительности, а постсоветская Россия - изучаться как новая социальная реальность, причем во всей своей многоаспектности и противоречивости.

За весьма недолгий исторический период в российской социологии в основном утвердился особый взгляд на мир людей, их социальные взаимоотношения и взаимодействия. Речь идет о том, что в нашем профессиональном сообществе возобладал специфический способ видения окружающей социальной среды, отличающийся от обыденных представлений о ней в трех основных аспектах. Во-первых, социологи с классическим образованием стали придерживаться практик целостного, системного понимания общества. Во-вторых, социологическое познание все в большей степени выстраивается на основе использования определенной методологии и методик, устанавливающих истинность фиксируемых фактов и обобщений посредством репрезентативных эмпирических исследований. И, в-третьих, специфика социологического видения общественных явлений и процессов стала очевидным образом выражаться в применении особого категориального аппарата, позволяющего охватить и понять многоаспектный и контекстный характер новой повседневной реальности.

Древо общественной мысли возникло, утверждалось и ныне развивается поименно - такова природа не только художественного, но и

научного творчества. И чем труднее судьба какой-то из наук, тем больше ученых отдают ей свои силы, талант, а по большому счету всю жизнь. И к социологии это относится в полной мере. А потому мы посчитали, что лучшим подарком к 50-летию Института социологии РАН и 60-летию возрождения отечественной социологии, которые отмечались в прошлом году, явится издание энциклопедического характера, в котором получит отражение весь исторический период возникновения, становления и развития социологической мысли в России, а ее влияние на судьбы Отечества будет представлено через персоналии действующих лиц социологической науки, причем от ее истоков до наших дней. И такое издание - «Социология России в лицах: история и современность» - при огромной подготовительной работе группы наших коллег и высочайшем профессионализме сотрудников издательства «Весь мир» состоялось и получило позитивные оценки не только социологического, но и широкого научного сообщества страны.

В особенности важно и ценно то, что по представленным в книге персоналиям можно убедиться, какой огромный научно-творческий и человеческий потенциал накоплен отечественной социологической наукой за полтора столетия.

Примечательно, что подобное энциклопедическое издание вышло в свет на завершающем этапе создания Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, призванного объединить кадровые, финансовые, технические и символические ресурсы академической социологии с целью вывести ее на мировой уровень развития. Наряду с Институтом социологии РАН и Социологическим институтом РАН (г. Санкт-Петербург) в центр вошли еще два академических института - Институт социально-политических исследований и Институт социально-экономических проблем народонаселения. Вместе с пятью региональными филиалами это станет действительно мощным академическим сектором отечественной социологии, способным осуществлять исследования по всем актуальным проблемам современного российского общества.

В заключение хотел бы подчеркнуть следующее. В.А. Ядов и его единомышленники всегда исходили из того, что социология и профессиональные социологи являются важным ресурсом изменений общественной жизни и общественных институтов, который сосредотачивает в себе способы рационального осмысления социальных проблем. А это означает, что социология изначально представляет собой способ самопознания общества.

Но понять современное общество, в том числе и такое своеобразное, как Россия, можно только на основе его собственного исторического развития. Вот почему все более утверждающиеся сегодня в российской социологии открытость и плюрализм направлены на творческий процесс переосмысления имеющихся в мировой литературе теоретических направлений с тем, чтобы оценить их значимость и применимость в контексте анализа российской социальной реальности. Отсюда, по сути дела, естественным образом и вытекает непременное условие плодотворности развития современного российского социологического поля. Оно представляется как научно-критическое осмысление знания, накопленного различными социологическими школами, но непременно в контексте формирования и использования ресурса собственных национальных школ и осуществления именно на этой основе социологического осмысления российских реальностей настоящего и возможностей будущего.

Поступила в редакцию 1 декабря 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.