ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2021 Философия. Психология. Социология Выпуск 4
ФИЛОСОФИЯ
«БУДУЩЕЕ ИСТОР ИИ ФИЛОСОФИИ» (Тематический выпуск)
УДК 1(091)
DOI: 10.17072/2078-7898/2021-4-489-492
БУДУЩЕЕ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (ОТ РЕДАКЦИИ)
Перцев Александр Владимирович (приглашенныйредактор) Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)
Внутских Александр Юрьевич
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь)
В статье делается попытка обобщить в виде ключевых тезисов основное содержание статей авторов тематического выпуска «Будущее истории философии» — представителей уральской школы истории философии, учеников К.Н. Любутина — В.Б. Куликова, А.В. Перцева и Е.С. Черепановой, а также известного специалиста по Платону из Санкт-Петербурга Р.В. Светлова. Каждый из этих авторов по-своему ставит вопрос о будущем истории философии в условиях беспрецедентного динамизма социокультурных систем. Так, Р.В. Светлов исследует ситуацию «переоткрытия» истории философии в рамках ставшей философской традицией аналитической философии. Но в результате таких импактов и сама история философии не могла оставаться неизменной: общим местом в ней становится критическое переосмысление, казалось бы, навсегда установившихся идей. Обращаясь к фигуре Платона, Р.В. Светлов ставит под сомнение устоявшееся мнение о том, что платонизм базируется на идее доминанты разума в человеческой природе. Скорее, напротив, концепция Платона представляет собой рассказ о принципиальной неполноте и неутвержденности человека в бытии. В свою очередь, А.В. Перцев на примере Ф. Ницше демонстрирует ценность попыток воссоздания целостного мира известных философов, исходя из всего комплекса документов, фиксирующих обстоятельства его жизни. Такое историко-философское исследование оказывается эффективным средством для восстановления целостного человеческого в нашем атомизированном современнике. Исследуя философские аспекты творчества австрийского писателя Г. Броха, Е.С. Черепанова показывает бесчеловечность и антиинтеллектуализм позитивистской альтернативы буржуазного общества. «Деловитость» его индивидов не спасает их ни от экономических потрясений, ни от ужасов очередной мировой войны. В.Б. Куликов указывает на потенциал диалогического восприятия философской антропологии М. Бубера в периоды истории, подобные современности, — в периоды «бездомности», когда человек осознает бесприютность этого мира и проблематизируется, превращается в вопрос для самого себя. Вопрос, на который приходится отвечать каждому из нас. Ключевые слова: перспективы истории философии, Платон, Ф. Ницше, Г. Брох, М. Бубер.
THE FUTURE OF HISTORY OF PHILOSOPHY (AN EDITORIAL)
Aleksandr V. Pertsev (guest editor) Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg)
Alexander Yu. Vnutskikh
Perm State University (Perm)
This paper presents the key theses summarizing the main points of the articles written for the thematic issue «The Future of History of Philosophy». The authors of the articles are representatives of the Ural School of History of Philosophy — V.B. Kulikov, A.V. Pertsev, and E.S. Cherepanova, who were students of K.N. Lyubutin, and also the well-known expert on Plato's works from St. Petersburg R.V. Svetlov. Each of
© Перцев А.В., Внутских А.Ю., 2021
these authors finds their own way to pose the question of the future of the history of philosophy in the context of unprecedented dynamism of sociocultural systems. For example, R.V. Svetlov explores the situation of 'rediscovering' of the history of philosophy within the framework of analytic philosophy, which has become a philosophical tradition. On the other hand, the history of philosophy itself could not remain unchanged under such impacts. Critical rethinking of established ideas is commonplace of contemporary research in the area of history of philosophy. R.V. Svetlov challenges the well-established view that Platonism is based on the idea of the dominance of reason in human nature. On the contrary, Plato's conception appears to be an account of the fundamental incompleteness and uncertainty of man's position in being. A.V. Pertsev demonstrates the value of attempts to reconstruct the holistic world of famous philosophers on the basis of the whole set of documents recording the circumstances of their life using the example of Friedrich Nietzsche. Such research is an effective means of restoring the integral human in our atomized contemporaries. E.S. Cherepanova explores the philosophical aspects of the work of Austrian writer G. Broch. She shows the inhumanity and anti-intellectualism of the positivist alternative to bourgeois society. The 'businesslike' nature of its individuals saves them neither from economic upheaval nor from the horrors of another world war. V.B. Kulikov points to the potential of dialogical perception of Buber's philosophical anthropology in periods of human 'homelessness', when a person realizes the homelessness of this world and becomes problematic, becomes a question for himself. The question each of us has to answer. Keywords: perspectives of history of philosophy, Plato, F. Nietzsche, M. Broch, M. Buber.
Наш журнал продолжает практику публикации тематических выпусков, начатую корпусом текстов в вып. 3 за 2021 г. под общим названием «Проблематизация человека: незавершенный проект» (приглашенный редактор — д-р филос. наук, ведущий научный сотрудник ИФ РАН Л.П. Киященко, Москва).
Теперь мы представляем вниманию наших читателей четвертый выпуск, который также содержит тематическую часть — на этот раз историко-философскую, имеющую название «Будущее истории философии», собранную под руководством члена редколлегии и приглашенного редактора выпуска д-ра филос. наук, проф. А.В. Перцева (УрФУ, Екатеринбург). Трое из авторов тематического раздела — В.Б. Куликов, сам А.В. Перцев и Е.С. Черепанова — представители уральской школы историко-философских исследований. Главой этой школы на протяжении многих лет являлся доктор философских наук, профессор Константин Николаевич Любу-тин (1935-2018) — один из лучших специалистов по классической истории философии и по русскому неомарксизму. Сегодня мы предоставляем свои страницы его ученикам.
Есть ли будущее у истории философии? Или правы те, кто считает ее наиболее бессмысленной разновидностью в целом умирающего философского дела, — и потому этого будущего лишенной? Каждый из наших авторов — профессиональных историков философии — дает свой ответ на этот вопрос.
Начинается тематический раздел выпуска статьей замечательного исследователя Платона Р.В. Светлова, профессора Русской Христианской Гуманитарной Академии (Санкт-Петербург) и Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград). В статье «Учение Платона о человеке revisited» Р.В. Светлов говорит об «историофобии», изначально характерной для аналитической философской традиции с ее критериями ясности, строгости, аргументированности, а также характерными для нее решительными суждениями о предшествующей философии как бессмысленной метафизике. Однако, с одной стороны, превращение самой аналитической философии в традицию, причем с трудноуловимыми границами, привели и ее к «переоткрытию» истории. В результате, аналитические инструменты и стили изложения стали само собой разумеющимся, при этом уже не привнося никакой «ис-ториофобии». С другой стороны, в собственно исторических исследованиях в последние десятилетия все чаще появляются работы, в названиях которых присутствуют слова «Revisited» или «Rethinking». Не стала исключением и статья самого Р.В. Светлова, в которой он ставит под сомнение устоявшееся мнение о том, что платонизм базируется на идее доминанты разума в человеческой природе. В рецепции автора учение Платона о человеке — это не гимн человеческому разуму, но рассказ о принципиальной неполноте и неутвержденности в бытии как коренной черте человеческого существования
А.В. Перцев, А.Ю. Внутских
[Светлов Р.В., 2021]. Думается, что такое прочтение великого грека весьма актуально в ситуации турбулентного мира начала XXI в., в котором каждый наш современник должен (вынужден) так или иначе состояться.
Тезис «о принципиальной неполноте и не-утвержденности в бытии» человека можно считать одним из центральных и для философии Ф. Ницше, как известно, уподоблявшего человека канату, натянутому «между животным и сверхчеловеком». В статье «Ф. Ницше: теология, метафизика и психология в поисках жизненности» [Перцев А.В., 2021] А.В. Перцев демонстрирует ценность воссоздания целостного мира Ницше, исходя из всего комплекса документов, фиксирующих обстоятельства его жизни. Такое историко-философское исследование, основанное на «книжной» культуре и «медленном чтении» может оказаться весьма действенным средством для восстановления целостного человеческого и в нашем вечно спешащем современнике. Интересным представляется и выдвинутый автором тезис об интровертированном субъекте (распространенной характеристике философа вообще) как о «сверхсоциальном альтруисте», отвечающем за весь мир. Актуально для обстоятельств вызванного пандемией локдауна, не правда ли?..
Продолжает тематический раздел статья д-ра филос. наук, профессора Е.С. Черепановой (Ур-ФУ) «Австрийская литература как философия: Г. Брох о кризисе человека и обществе после распада империи». На материале произведений австрийского писателя Германа Броха, пик творчества которого пришелся на межвоенные годы XX в., автор показывает, насколько затруднительным на поверку оказывается существование человека, неспособного ставить метафизические вопросы, лишенного морали и «свободного» от ценностей. Современная Броху позитивистская философия его не устраивает — он считает ее бесчеловечной и антиинтеллектуальной, хотя для подобных человеческих существ вполне подходящей. Ведь наш современник рационален, функционален и «деловит» — на место размышлений у него давно пришли умелые действия. Однако «прагматизм делового человека — теперь не надежен», поскольку мир массового производства становится все более иррациональным. «Деловитость» не убережет его ни от экономических потрясений, ни от ужасов новой мировой войны. Ведь «общность распалась, а на
ее месте теперь масса, в которой каждый индивид атомарен, то есть скрыт для другого, не предсказуем, но управляем и предсказуем для манипуляторов массой» [Черепанова Е.С., 2021]. И вновь складывается ощущение «узнавания» в этой картине, созданной историко-философской рецепцией литературы без малого столетней давности, чего-то до боли знакомого...
Что же философия может сделать для восстановления человеческого в человеке? Доктор фи-лос. наук, профессор В.Б. Куликов (УрФУ, Екатеринбург) в статье «Мартин Бубер: проблемно-историческое понимание человека» [Куликов В.Б., 2021] указывает на потенциал диалогического восприятия философской антропологии, которая у Бубера органично дополняется и поддерживается древними духовными практиками хасидов. Буберу довелось работать в тот период развития нашей цивилизации, который он сам называет периодом «бездомности», когда человек осознает бесприютность этого мира и про-блематизируется, превращается в вопрос для самого себя. Но не то ли мы видим и сейчас — во времени пандемии, морального, экономического и геополитического кризиса? Автор справедливо полагает, что все возрастающая сложность современной социальной реальности открывает новые возможности и проясняет необходимость диалога.
Итак, подлинная история философии — это отнюдь не собирание или собрание никому не нужных фактов о трудах давно умерших людей, занимавшихся таким «немодным» делом, как философия. В действительности, это мост, связывающий прошлое, настоящее и будущее культуры, а также уникальная практика по сборке человека, который в каждую эпоху общественного развития и в каждый день своей индивидуальной жизни вынужден отвечать на обращенный к нему вопрос: «Где ты?». А если так, то история философии будет существовать до тех пор, пока существует тот, кого об этом спрашивают.
Список литературы
Куликов В.Б. Мартин Бубер: проблемно-историческое понимание человека // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 516-527. Б01: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-516-527
Перцев А.В. Ф. Ницше: теология, метафизика и психология в поисках жизненности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология.
Социология. 2021. Вып. 4. С. 500-507. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-500-507
Светлов Р.В. Учение Платона о человеке revisited // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 493-499. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-493-499
Черепанова Е. С. Австрийская литература как философия: Г. Брох о кризисе человека и обществе после распада империи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 508-515. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-508-515
Получена: 01.11.2021. Принята к публикации: 30.11.2021
References
Cherepanova, E.S. (2021). [Austrian literature as philosophy: diagnosing social and human crisis in the post-imperial society («The Sleepwalkers» by Hermann Broch)]. VestnikPermskogo universiteta.
Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 508-515. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-508-515
Kulikov, V.B. (2021). [Martin Buber: problem-historical understanding of Man]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 516-527. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-516-527
Pertsev, A.V. (2021). [Friedrich Nietzsche: Theology, Metaphysics and Psychology in Search of Vitality]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology]. Iss. 4, pp. 500-507. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-500-507 Svetlov, R.V. (2021) [Anthropology of Plato Revised]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psi-hologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology] Iss. 4, pp. 493-499. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-493-499
Received: 01.11.2021. Accepted: 30.11.2021
Об авторах
Перцев Александр Владимирович
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры
Уральский федеральный университет
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7711-5098
Внутских Александр Юрьевич
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4162-1033 ResearcherID: R-3075-2017
About the authors
Aleksandr V. Pertsev
Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of History of Philosophy, Philosophical Anthropology, Aesthetics and Theory of Culture
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, 19, Mira st., Ekaterinburg, 620002, Russia; e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7711-5098
Alexander Yu. Vnutskikh
Doctor of Philosophy, Docent, Professor of the Department of Philosophy
Perm State University,
15, Bukirev st., Perm, 614990, Russia;
e-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4162-1033 ResearcherID: R-3075-2017
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Перцев А.В., Внутских А.Ю. Будущее истории философии (от редакции) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 489-492. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-4-489-492
For citation:
Pertsev A.V. Vnutskikh A.Yu. [The future of history of philosophy (an editorial)]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology], 2021, issue 4, pp. 489492 (in Russian). DOI: 10.17072/2078-7898/2021-4-489-492