Научная статья на тему '"будущее человека в рассказе Дэнни Плакты "Оживили. . . "'

"будущее человека в рассказе Дэнни Плакты "Оживили. . . " Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / SCIENCE FICTION / МАЛАЯ ПРОЗА / SMALL PROSE / АЙЗЕК АЗИМОВ / ISAAC ASIMOV / ДЭННИ ПЛАКТА / DANNY PLACHTA / ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО / FUTURE / КРИОНИКА / CRYONICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Летова Полина Сергеевна, Карамашева Виктория Алексеевна

В статье характеризуется жанр научной фантастики с точки зрения его способности предсказывать будущее человечества. Рассматривается возможность осуществления в настоящее время идей, предсказанных ещё в прошлом веке писателем-фантастом Айзеком Азимовым. На материале фантастического рассказа Дэнни Плакты дан анализ его предположений о результатах зарождающейся в настоящее время науки крионики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future of Humanity in Danny Plachta’s Story "Revived"

The article characterizes the genre of science fiction in terms of its ability to predict the future of humanity. We consider the present time implementation of the ideas, predicted by Isaac Asimov, the last century’s science fiction writer. On the material of Danny Plachta’s science fiction story «Revived» the author of the article carries out the study of D. Plachta’s views on the future result of the emerging at the moment science of cryonics.

Текст научной работы на тему «"будущее человека в рассказе Дэнни Плакты "Оживили. . . "»

18. Стюфляева, М. И. Образные ресурсы публицистики / М. И. Стюфляева. - М.: Мысль, 1982. - 168 с.

19. Шаховский, В. И. Креатемы как индикатор бесконечных потенций языкового развития / В. И. Шаховский. - Волгоград, 2014. - 171 с.

20. Шмелёв, Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелёв. - М., 1977.

© Крылова А. А., 2015

УДК 821.161.1

«БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ ДЭННИ ПЛАКТЫ «ОЖИВИЛИ...»

П. С. Летова, В. А. Карамашева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье характеризуется жанр научной фантастики с точки зрения его способности предсказывать будущее человечества. Рассматривается возможность осуществления в настоящее время идей, предсказанных ещё в прошлом веке писателем-фантастом Айзеком Азимовым. На материале фантастического рассказа Дэнни Плакты дан анализ его предположений о результатах зарождающейся в настоящее время науки крионики.

Ключевые слова: научная фантастика, малая проза, Айзек Азимов, Дэнни Плакта, технологии будущего, крионика.

Промышленная революция XIX века вызвала появление в литературе такого жанра, как фантастика. Люди читали о достижениях науки, техники и перспективах их развития. Поэтому произведения преимущественно носили характер утопии - мира будущего. Классическими примерами писателей-фантастов того времени являются Жюль Верн и Герберт Уэллс.

«В ХХ веке значительный вклад в развитие научной фантастики как жанра внесли американские писатели -представители наиболее технологически развитого государства. В работах всемирно известных авторов, таких как Рей Бредбери, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, поднимаются философские проблемы путей развития человечества, обсуждаются последствия внедрения технологий» [1].

В начале XXI века прогремели книги Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике Гарии Поттере, которые вдохновили читателей на мечты о параллельном мире, полном волшебства и существующего за тонкой гранью реальности. Покорившая сердца читателей серия книг Стефани Майер о любви юной девушки Беллы с прекрасным вампиром Эдвардом внесла в души людей надежду на существование сказочного мира в реальном мире.

Фантастическая литература не теряет популярности, включая в себя различные виды (научная фантастика, космическая опера, фэнтези), а также развиваясь в новые направления, такие как киберпанк и стимпанк. Мы обратились к специфике жанра научной фантастики, художественный вымысел которой способен в будущем оказаться реальностью.

Считается, что впервые термин «научная фантастика» был использован после публикации в 1914 году рассказа Якова Перельмана «Завтрак в невесомой кухне» в журнале «Природа и люди» с подзаголовком «Научно-фантастический рассказ». Существует много мнений среди литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Современные украинские писатели-фантасты Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, работающие под псевдонимом Генри Лайон Олди, пишут о научной фантастике как о жанре, описывающем вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории» [2], а американский писатель-фантаст Лестер дель Рей отмечает влияние данного жанра литературы на человеческие общество и личность [3].

Особое внимание привлекает описание в научной фантастике возможного будущего. Знаменитый фантаст Айзек Азимов в 50-е годы XX века в своём творчестве предсказал появление в будущем роботов, которые заменят человеческий труд, книги и самого человека. Действительно, в начале XXI века человечество стремительно пытается создать роботизированное общество.

Во многих его произведениях робот - не только торжество современной техники, но и страх перед вымиранием великих человеческих традиций. Это опасение, например, отчётливо прослеживается в рассказе Азимова о том, как двое детей находят книгу, которая является настолько редкой вещью, что вызывает удивление героев. Ведь в этом мире будущего ребёнок не ходит в школу, не взаимодействует со сверстниками, не играет на переменах: отныне в доме каждого ребёнка есть классная комната с механическим учителем, который полностью заменяет живого преподавателя и учебники из бумаги [4]. В настоящее время печатные книги действительно теряют популярность. На смену им приходит электронная литература и необходимые гаджеты для её прочтения. Данная реальность не может не пугать. Предсказывает ли научная фантастика наше будущее?

В связи с данным вопросом следует обратить внимание на творчество малоизвестного в России писателя Дэнни Плакты. В 60-70-е годы XX века он написал двенадцать рассказов, которые были опубликованы в ряде американских журналов и антологий научной фантастики. Из их числа на русский язык переведены только четыре: «Не нашей работы...», «Гость из будущего», «Оживили...» и рассказ «Год плодородного зерна», написанный в соавторстве с популярным писателем Роджером Желязны. Информация о биографии Дэнни Плакты ничтожно мала даже во всемирной паутине, несмотря на уникальность его произведений. Рассказы Д. Плакты отличаются краткостью изложения, глубиной мысли и неожиданной концовкой.

В малой прозе Дэнни Плакта обращается к теме будущего человека. Особого внимания заслуживает его рассказ «Оживили...» [5], напечатанный в 1969 году в журнале «Galaxy magazine», в котором писателя привлекла проблема стремления человечества к бессмертию.

В конце ХХ века появилась идея крионики - замораживание человеческого тела до того времени, когда науке станет известен способ его восстановления для дальнейшей жизни. В настоящее время технология криокон-сервации человека или животного несовершенна: заморозив тело, оживить его невозможно. Однако уже существуют люди, чьи тела добровольно и законно заморожены учёными в надежде на оживление в неизвестном будущем.

Дэнни Плакта в данном рассказе с иной стороны взглянул на надежды, которые подает крионика.

Герой рассказа Грэхем Кракен умирает под успокаивающие речи врачей о вероятном восстановлении его тела в будущем. «— Придёт день... - Голос врача доносился до него словно приглушённый металлический звон. -Придёт день, когда медицинская наука настолько уйдёт вперёд, что вас смогут оживить. Тем временем ваше замороженное тело будет в целости сохранено. Грэхем Кракен умер легко, и труп его был заморожен» [5].

И действительно, этот день наступает. «В полутьме комнаты, в которой очнулся Грэхем Кракен, он, поморгав немного, разглядел посетителя, сидевшего подле его кровати. - Доброе утро, - сказал незнакомец. Кракен отметил про себя, что посетитель был лысым, пожилым джентльменом с приятным лицом» [5].

Оживлённый человек познаёт новации 2088 года: «- Доброе утро, - дружески отвечал Кракен. - У вас в ушах красивые серьги. - Благодарю вас, - сказал посетитель. - Это антенны. - Что? - Это антенны транзисторных приёмников, встроенных в мочки моих ушей. - Неужто? - Стерео. - Великолепно, - сказал Кракен. -Как вы их выключаете? - Не выключаю совсем, - отозвался посетитель» [5].

Кроме того, герой наблюдает последствия движущегося на улице сверхзвукового транспорта: «Кракен бросил взгляд на окно, завешанное тяжёлой шторой. В этот самый момент стекло за шторой разлетелось вдребезги. Запасной лист стекла автоматически вдвинулся на место разбитого» [5].

Немного придя в себя, Грэхем готов взаимодействовать с новым миром, однако его ждёт неприятный сюрприз: «Кракен приподнялся на локте. От этого движения у него закружилась голова. - Постарайтесь, пожалуйста, не двигаться, - сказал посетитель. - Вам необходимо набраться сил перед пересадкой сердца. -Как? - Кракен откинулся на подушки. - Разве с моим сердцем что-нибудь не в порядке? Посетитель неторопливо поднялся. - С вашим всё в порядке, - ответил он, - но моё что-то пошаливает» [5].

Первая реакция читателя, вероятно, улыбка. Действительно, концовка рассказа окрашена юмористическим пафосом. Автор вместе с читателем хотел посмеяться над всеобъемлющей мечтой человечества о бессмертии. Однако за непринуждённой и увлекательной историей таится глубокий и не самый оптимистичный смысл. После прочтения приходит горькое осознание непредвиденности результатов наших стремлений в неизвестное, но, казалось бы, благое будущее. Дэнни Плакта таким образом представляет перед читателем совершенно неожиданный мир: манящий, загадочный, но в результате опасный и трагичный. Поэтому в названии рассказа писатель ставит многоточие. Действительно, нужен ли человеку будущего человек прошлого? Человек XXII века неизвестен: более развитый и гуманный или совершенно бесчеловечный, способный возрождать жизнь для использования её в качестве донора.

Таким образом, научная фантастика отражает природу человека в его неистовом стремлении к научно-техническому прогрессу. Мы создаём машины, которые облегчают жизнь, но в то же время уничтожают своего создателя как физическое или социальное существо. Автомобили и самолёты переносят нас в пространстве, но могут стать причиной смерти. Современные телефоны и электронная почта позволяют находиться с близкими людьми на связи постоянно, и люди всё меньше переживают моменты живого общения и взаимодействия.

Человек мечтает возродить динозавров и мамонтов, заполонить мир роботами, которые заменят его труд, но пишет книги и снимает фильмы-катастрофы, воссоздающие результаты научных достижений. Таким образом, жанр научной фантастики, в том числе в лице Дэнни Плакты, несёт в себе глубокий смысл непростых взаимоотношений между человеком и наукой, который призван не только увлечь читателя, но и предупредить человека о возможных последствиях его великих открытий.

Библиографический список

1. https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 11.11.2014).

2. Олди, Г. Л. Допустим, ты - пришелец жукоглазый... Фантастическое допущение / Г. Л. Олди // Мир фантастики. - 2008. - № 2. -

C. 133-160.

3. Del Rey, L. The World of Science Fiction: 1926-1976: The History of a Subculture / L. Del Rey. - NY.: Garland Publishing, 1979. - 430 p.

4. Азимов, А. Как им было весело / А. Азимов // Юный техник. - 1972. - № 10. - С. 30-32.

5. Плакта, Д. Оживили... / Д. Плакта // Иностранная литература. - 1981. - № 7. - С. 233-234.

© Летова П. С., Карамашева В. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.