18. Стюфляева, М. И. Образные ресурсы публицистики / М. И. Стюфляева. - М.: Мысль, 1982. - 168 с.
19. Шаховский, В. И. Креатемы как индикатор бесконечных потенций языкового развития / В. И. Шаховский. - Волгоград, 2014. - 171 с.
20. Шмелёв, Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелёв. - М., 1977.
© Крылова А. А., 2015
УДК 821.161.1
«БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ ДЭННИ ПЛАКТЫ «ОЖИВИЛИ...»
П. С. Летова, В. А. Карамашева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье характеризуется жанр научной фантастики с точки зрения его способности предсказывать будущее человечества. Рассматривается возможность осуществления в настоящее время идей, предсказанных ещё в прошлом веке писателем-фантастом Айзеком Азимовым. На материале фантастического рассказа Дэнни Плакты дан анализ его предположений о результатах зарождающейся в настоящее время науки крионики.
Ключевые слова: научная фантастика, малая проза, Айзек Азимов, Дэнни Плакта, технологии будущего, крионика.
Промышленная революция XIX века вызвала появление в литературе такого жанра, как фантастика. Люди читали о достижениях науки, техники и перспективах их развития. Поэтому произведения преимущественно носили характер утопии - мира будущего. Классическими примерами писателей-фантастов того времени являются Жюль Верн и Герберт Уэллс.
«В ХХ веке значительный вклад в развитие научной фантастики как жанра внесли американские писатели -представители наиболее технологически развитого государства. В работах всемирно известных авторов, таких как Рей Бредбери, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, поднимаются философские проблемы путей развития человечества, обсуждаются последствия внедрения технологий» [1].
В начале XXI века прогремели книги Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике Гарии Поттере, которые вдохновили читателей на мечты о параллельном мире, полном волшебства и существующего за тонкой гранью реальности. Покорившая сердца читателей серия книг Стефани Майер о любви юной девушки Беллы с прекрасным вампиром Эдвардом внесла в души людей надежду на существование сказочного мира в реальном мире.
Фантастическая литература не теряет популярности, включая в себя различные виды (научная фантастика, космическая опера, фэнтези), а также развиваясь в новые направления, такие как киберпанк и стимпанк. Мы обратились к специфике жанра научной фантастики, художественный вымысел которой способен в будущем оказаться реальностью.
Считается, что впервые термин «научная фантастика» был использован после публикации в 1914 году рассказа Якова Перельмана «Завтрак в невесомой кухне» в журнале «Природа и люди» с подзаголовком «Научно-фантастический рассказ». Существует много мнений среди литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Современные украинские писатели-фантасты Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, работающие под псевдонимом Генри Лайон Олди, пишут о научной фантастике как о жанре, описывающем вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории» [2], а американский писатель-фантаст Лестер дель Рей отмечает влияние данного жанра литературы на человеческие общество и личность [3].
Особое внимание привлекает описание в научной фантастике возможного будущего. Знаменитый фантаст Айзек Азимов в 50-е годы XX века в своём творчестве предсказал появление в будущем роботов, которые заменят человеческий труд, книги и самого человека. Действительно, в начале XXI века человечество стремительно пытается создать роботизированное общество.
Во многих его произведениях робот - не только торжество современной техники, но и страх перед вымиранием великих человеческих традиций. Это опасение, например, отчётливо прослеживается в рассказе Азимова о том, как двое детей находят книгу, которая является настолько редкой вещью, что вызывает удивление героев. Ведь в этом мире будущего ребёнок не ходит в школу, не взаимодействует со сверстниками, не играет на переменах: отныне в доме каждого ребёнка есть классная комната с механическим учителем, который полностью заменяет живого преподавателя и учебники из бумаги [4]. В настоящее время печатные книги действительно теряют популярность. На смену им приходит электронная литература и необходимые гаджеты для её прочтения. Данная реальность не может не пугать. Предсказывает ли научная фантастика наше будущее?
В связи с данным вопросом следует обратить внимание на творчество малоизвестного в России писателя Дэнни Плакты. В 60-70-е годы XX века он написал двенадцать рассказов, которые были опубликованы в ряде американских журналов и антологий научной фантастики. Из их числа на русский язык переведены только четыре: «Не нашей работы...», «Гость из будущего», «Оживили...» и рассказ «Год плодородного зерна», написанный в соавторстве с популярным писателем Роджером Желязны. Информация о биографии Дэнни Плакты ничтожно мала даже во всемирной паутине, несмотря на уникальность его произведений. Рассказы Д. Плакты отличаются краткостью изложения, глубиной мысли и неожиданной концовкой.
В малой прозе Дэнни Плакта обращается к теме будущего человека. Особого внимания заслуживает его рассказ «Оживили...» [5], напечатанный в 1969 году в журнале «Galaxy magazine», в котором писателя привлекла проблема стремления человечества к бессмертию.
В конце ХХ века появилась идея крионики - замораживание человеческого тела до того времени, когда науке станет известен способ его восстановления для дальнейшей жизни. В настоящее время технология криокон-сервации человека или животного несовершенна: заморозив тело, оживить его невозможно. Однако уже существуют люди, чьи тела добровольно и законно заморожены учёными в надежде на оживление в неизвестном будущем.
Дэнни Плакта в данном рассказе с иной стороны взглянул на надежды, которые подает крионика.
Герой рассказа Грэхем Кракен умирает под успокаивающие речи врачей о вероятном восстановлении его тела в будущем. «— Придёт день... - Голос врача доносился до него словно приглушённый металлический звон. -Придёт день, когда медицинская наука настолько уйдёт вперёд, что вас смогут оживить. Тем временем ваше замороженное тело будет в целости сохранено. Грэхем Кракен умер легко, и труп его был заморожен» [5].
И действительно, этот день наступает. «В полутьме комнаты, в которой очнулся Грэхем Кракен, он, поморгав немного, разглядел посетителя, сидевшего подле его кровати. - Доброе утро, - сказал незнакомец. Кракен отметил про себя, что посетитель был лысым, пожилым джентльменом с приятным лицом» [5].
Оживлённый человек познаёт новации 2088 года: «- Доброе утро, - дружески отвечал Кракен. - У вас в ушах красивые серьги. - Благодарю вас, - сказал посетитель. - Это антенны. - Что? - Это антенны транзисторных приёмников, встроенных в мочки моих ушей. - Неужто? - Стерео. - Великолепно, - сказал Кракен. -Как вы их выключаете? - Не выключаю совсем, - отозвался посетитель» [5].
Кроме того, герой наблюдает последствия движущегося на улице сверхзвукового транспорта: «Кракен бросил взгляд на окно, завешанное тяжёлой шторой. В этот самый момент стекло за шторой разлетелось вдребезги. Запасной лист стекла автоматически вдвинулся на место разбитого» [5].
Немного придя в себя, Грэхем готов взаимодействовать с новым миром, однако его ждёт неприятный сюрприз: «Кракен приподнялся на локте. От этого движения у него закружилась голова. - Постарайтесь, пожалуйста, не двигаться, - сказал посетитель. - Вам необходимо набраться сил перед пересадкой сердца. -Как? - Кракен откинулся на подушки. - Разве с моим сердцем что-нибудь не в порядке? Посетитель неторопливо поднялся. - С вашим всё в порядке, - ответил он, - но моё что-то пошаливает» [5].
Первая реакция читателя, вероятно, улыбка. Действительно, концовка рассказа окрашена юмористическим пафосом. Автор вместе с читателем хотел посмеяться над всеобъемлющей мечтой человечества о бессмертии. Однако за непринуждённой и увлекательной историей таится глубокий и не самый оптимистичный смысл. После прочтения приходит горькое осознание непредвиденности результатов наших стремлений в неизвестное, но, казалось бы, благое будущее. Дэнни Плакта таким образом представляет перед читателем совершенно неожиданный мир: манящий, загадочный, но в результате опасный и трагичный. Поэтому в названии рассказа писатель ставит многоточие. Действительно, нужен ли человеку будущего человек прошлого? Человек XXII века неизвестен: более развитый и гуманный или совершенно бесчеловечный, способный возрождать жизнь для использования её в качестве донора.
Таким образом, научная фантастика отражает природу человека в его неистовом стремлении к научно-техническому прогрессу. Мы создаём машины, которые облегчают жизнь, но в то же время уничтожают своего создателя как физическое или социальное существо. Автомобили и самолёты переносят нас в пространстве, но могут стать причиной смерти. Современные телефоны и электронная почта позволяют находиться с близкими людьми на связи постоянно, и люди всё меньше переживают моменты живого общения и взаимодействия.
Человек мечтает возродить динозавров и мамонтов, заполонить мир роботами, которые заменят его труд, но пишет книги и снимает фильмы-катастрофы, воссоздающие результаты научных достижений. Таким образом, жанр научной фантастики, в том числе в лице Дэнни Плакты, несёт в себе глубокий смысл непростых взаимоотношений между человеком и наукой, который призван не только увлечь читателя, но и предупредить человека о возможных последствиях его великих открытий.
Библиографический список
1. https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 11.11.2014).
2. Олди, Г. Л. Допустим, ты - пришелец жукоглазый... Фантастическое допущение / Г. Л. Олди // Мир фантастики. - 2008. - № 2. -
C. 133-160.
3. Del Rey, L. The World of Science Fiction: 1926-1976: The History of a Subculture / L. Del Rey. - NY.: Garland Publishing, 1979. - 430 p.
4. Азимов, А. Как им было весело / А. Азимов // Юный техник. - 1972. - № 10. - С. 30-32.
5. Плакта, Д. Оживили... / Д. Плакта // Иностранная литература. - 1981. - № 7. - С. 233-234.
© Летова П. С., Карамашева В. А., 2015