Научная статья на тему 'БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГА: ОЖИДАНИЯ АБИТУРИЕНТОВ'

БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГА: ОЖИДАНИЯ АБИТУРИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC
487
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социодинамика
ВАК
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ПОСТУПЛЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ / ОБЩЕСТВО / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY EDUCATION / FUTURE PROFESSION / EDUCATION / SOCIOLOGICAL EDUCATION / UNIVERSITY ADMISSION / SOCIOLOGICAL PROFESSION / SCHOOL GRADUATE / KNOWLEDGE ABOUT SOCIETY / SOCIETY / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Евгений Александрович

В статье рассматриваются различные аспекты выбора абитуриентами университетов социологического направления подготовки. На основе проведенного эмпирического исследования (2019 г.) обобщены представления выпускников школ о социологии как научной области и о социологической профессии. Абитуриенты в целом стали более осознанно подходить к выбору социологии для своего будущего, имеют мнение о том, что такое современная социология и как она развивается. Это подчеркивает и официальная статистика, утверждающая, что за последние годы возрастает количество поданных заявлений на направление подготовки «социология». Однако исследование выявило и сложности такого выбора. Абитуриенты в большей степени нацелены на получение конкретных компетенций в области социологии, при этом воспринимают социологию как междисциплинарную сферу знаний. В статье также выявлены представления абитуриентов о связи школьного курса обществознания и социологии, о роли обществознания в выборе направления подготовки «социология». Также дана оценка мнениям абитуриентов о преимуществах социологии по сравнению с другими научными областями; о возможностях личностного и карьерного роста в будущей профессии социолога. Затронута и проблема форматирования образа социолога в представлениях поступающих в университеты. Таким образом, в статье решается проблема формирования образа будущей профессии у абитуриентов, поступающих на направление подготовки "социология". Для вузов в построении соответствующих образовательных стратегий необходимо учитывать такие представления абитуриентов для повышения эффективности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE PROFESSION OF SOCIOLOGIST: EXPECTATIONS OF THE UNIVERSITY APPLICANTS

This article considers various aspects of selecting sociological discipline by the university applicants. Based on the conducted in 2019 empirical research, the author summarizes the representations of high graduates on sociology as a scientific discipline, as well as on sociological profession. Overall, applicants became more careful in selecting sociology for their future, have an idea what is modern sociology and its development trends. This is also reflected in the official statistics, which claims that the number of applications submitted for “Sociology” has increased over the recent years. However, difficulties of such choice are revealed as well. University applicants are rather focused on acquisition of specific competences in the field of sociology, but perceive sociology as a cross-disciplinary area of knowledge. The article determines the representations of university applicants on similarities between the school course of social studies and sociology, as well as on the role of social studies in selecting sociology in the university. Assessment is given to the opinions of university applicants on the advantages of sociology in relation to other scientific disciplines; opportunities for personal and career growth in the future profession of sociologist. The author touches upon the question of formatting the image of sociologist from the perspective of university applicants. Thus, the article resolves the problem of formation of the image of future profession among university applicants that chose the academic discipline “Sociology”. In structuring educational strategies, the universities should take into account such representations of their applicants for improving learning efficiency.

Текст научной работы на тему «БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГА: ОЖИДАНИЯ АБИТУРИЕНТОВ»

Социодинамика

Правильная ссылка на статью:

Попов Е.А — Будущая профессия социолога: ожидания абитуриентов // Социодинамика. - 2020. - № 10. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.10.34262 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=34262

Будущая профессия социолога: ожидания абитуриентов

Попов Евгений Александрович

доктор философских наук

профессор, Барнаульский юридический институт МВД России, заведующий, Алтайский государственный

университет

656049, Россия, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, оф. 502 [email protected]

Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.10.34262

Дата направления статьи в редакцию:

05-11-2020

Аннотация.

В статье рассматриваются различные аспекты выбора абитуриентами университетов социологического направления подготовки. На основе проведенного эмпирического исследования (2019 г.) обобщены представления выпускников школ о социологии как научной области и о социологической профессии. Абитуриенты в целом стали более осознанно подходить к выбору социологии для своего будущего, имеют мнение о том, что такое современная социология и как она развивается. Это подчеркивает и официальная статистика, утверждающая, что за последние годы возрастает количество поданных заявлений на направление подготовки «социология». Однако исследование выявило и сложности такого выбора. Абитуриенты в большей степени нацелены на получение конкретных компетенций в области социологии, при этом воспринимают социологию как междисциплинарную сферу знаний. В статье также выявлены представления абитуриентов о связи школьного курса обществознания и социологии, о роли обществознания в выборе направления подготовки «социология». Также дана оценка мнениям абитуриентов о преимуществах социологии по сравнению с другими научными областями; о возможностях личностного и карьерного роста в будущей профессии социолога. Затронута и проблема форматирования образа социолога в представлениях поступающих в университеты. Таким образом, в статье решается проблема формирования образа будущей профессии у абитуриентов, поступающих на направление подготовки "социология". Для вузов в построении соответствующих образовательных стратегий необходимо учитывать такие представления абитуриентов для повышения эффективности обучения.

Ключевые слова: социологическая профессия, поступление в университет, социологическое образование, образование, будущая профессия, обучение в вузе, выпускники школ, знания об обществе, общество, университет

Введение. Сложности развития высшего образования отражаются на каждом направлении подготовки в вузе; самой заметной тенденцией последних лет является перераспределение бюджетных мест в бакалавриате и магистратуре между направлениями социогуманитарного и естественнонаучного профилей в пользу последнего. Вместе с тем желающих поступить на места социогуманитарных направлений подготовки, пожалуй, становится все больше, о чем свидетельствуют многочисленные рейтинги. Так, например, в рейтинге портала «Мое образование», составленном на основе поисковых запросов пользователей в 2019 году, в первой десятке интересов преобладают как раз направления социогуманитарного профиля: лидирует «государственное и муниципальное управление», социология - на 22 месте. Примерно

такая же картина наблюдалась и в предшествующие два года -Ш. Между тем официальная статистика Минобрнауки, подтверждая неуклонный рост числа бюджетных мест, в частности, по социологии (в 2017 г. - всего 24923 места, 2018 г. - 27627, 2019 г. - 27923), регистрирует в то же время и увеличение числа поданных в вузы заявлений абитуриентов: по социологии соответственно по годам 12, 14 и 16 заявлений на одно

место в среднем по российским вузам [2]. Опосредованно о выборе социогуманитарных профилей подготовки абитуриентами свидетельствует и все возрастающая популярность ЕГЭ по обществознанию среди выпускников школ. Как известно, этот экзамен является обязательным при поступлении на обучение по социологии. По данным аналитики сайта «4ЕГЭ», в сравнении с 2016 годом в 2019 году количество желающих сдавать экзамен «по обществу» увеличилось на 7,3% и возрастало во все годы мониторинга, начиная с 2013 г.

О роли социологического образования в привитии социального мышления, об особенностях подготовки будущих социологов, о развитии направления «социология» в российских вузах размышляют многие современные исследователи. Озвученные ими концепции и подходы свидетельствуют в равной степени и о динамике социологического образования, связанной с необходимостью давать ответы на вызовы социальной реальности, что, безусловно, влияет на привлекательность социологии для абитуриентов, и, с другой стороны, говорят о накопившихся проблемах учебно-образовательного плана. Многие из проблем подготовки социологов носят системный характер, соотносятся с общими сложностями в развитии российского образования. Другие вопросы возникают по поводу привития будущим социологам не только профессиональных компетенций, но и общекультурных, влияющих на формирование личности, и т.д. Все чаще как рефрен звучит мысль о том, что «результатом учебы является приращение и накопление человеческого капитала, который затем может конвертироваться в экономические и другие выгоды. Затраты на его формирование представляют собой инвестиции, поскольку они предполагают их возвращение в процессе трудовой деятельности самим обучающимся, их семьям или работодателям» [4. С. 41].

Становится очевидным, что «одним из трендов развития современного социального (шире: социально-гуманитарного) образования явным образом выступает стремление к реализации практикоориентированной модели подготовки с учетом потребностей рынка труда, к созданию механизмов, обеспечивающих взаимопонимание и взаимодействие

работодателя и высшей школы» [5. С. 34]. Эту мысль подтверждают и другие авторы, отмечая данную особенность как сложившуюся тенденцию российского высшего

образования [6; 7; 8; 9;—и др-]. Между тем исследователи обращают внимание и на региональный аспект проблемы [10; 11; 12; 13; и Др-1. Очевидно, что региональные вузы не всегда могут достойно конкурировать с «центральными» в подготовке профессионалов, включая и социологов.

Методологическая рефлексия по поводу использования тех или иных подходов в изучении проблем выбора будущей профессии или выбора высшего учебного заведения для поступления в него определялась комплексным анализом на основе наработок социологии профессий и социологии образования. Так, например, в рамках социологии профессий часто не только выбор будущей профессии является определяющим в жизненных стратегиях человека, но и становление его профессиональных компетенций

или формирование соответствующего профессионального опыта [14; 15; 16; 17; 181. Кроме того, как замечает Р.Н. Абрамов, «на протяжении долгого времени исследования занятий и профессий рассматривались в качестве составляющей при изучении отечественной интеллигенции, понимаемой в качестве массового социально-культурного слоя работников, занятых различными типами нефизического труда и наделенных миссией хранителей культурных образцов и просветителей населения» [17. С. 103]. Очевидно, что выбор человеком своей будущей профессии определяется в том числе и особенностями тех компетенций, которые работник сможет получить либо в процессе обучения, либо в процессе формирования его практических навыков от системного занятия тем или иным видом деятельности, но также не следует отметать и ценности и нормы, присущие «массовому социально-культурному слою», под влиянием которого ч е лов е к о ка з ыв а е тс я .

С точки зрения социологии образования привитие знаний, умений и навыков рассматривается как важный тренд современности, обеспечивающий верный путь

личности к социальной успешности -U91. Но для реализации цели нашей статьи необходимо учитывать и факторы, влияющие на формирование отношения молодежи к образованию. Некоторые исследователи в связи с этим отмечают, что «рассматривая механизм формирования отношения к образованию как социальной реальности, следует особо подчеркнуть, что сама реальность конструируется молодыми людьми посредством их деятельности» [20. С. 79]. Совершенно логично предположить, что когда мы интересуемся по поводу отношения молодежи к образованию в целом, мы должны опираться на те ценности и нормы, которые связаны с практической деятельностью молодежи, т.е. если молодой человек или школьник увлечен, допустим, волонтерством или музыкой, то именно эти сферы его увлечений могут серьезным образом повлиять на выбор им образовательной траектории или даже конкретного высшего учебного заведения. Все то, что ученые вкладывают в понимание образования как ценностно-смыслового комплекса или как социального института, имеет сегодня и практическое выражение. Как полагает А.О. Карпов, «под сущностью образования...понимают освоение знаний, умений и навыков, формирование всесторонне развитой личности, передачу социального и исторического опыта, развитие чувств и культуры мышления, индивидуальную и социальную капитализацию знаний, формирование картины мира и наследование культурных традиций, воспитание гражданина и усвоение ценностей etc» [21. С. 59]. Очевидно, что к исканиям молодежи по поводу развития личности, ее роста в профессиональном плане это имеет самое непосредственное отношение.

Между тем вопрос, поставленный в названии статьи, определяет характер проведенного исследования. Нас прежде всего интересовало, какие аспекты представлений о

социологии как о профессии и о социологии как научной области оказываются привлекательными для выпускников школ настолько, что они останавливают свой выбор на данном направлении вузовской подготовки. Конечно, в этом случае необходимо учитывать случайность такого выбора; нередко абитуриенты, даже посещая неоднократно мероприятия в рамках вузовских «открытых дверей», так и не могут составить своего мнения о предназначении социологии и месте социолога в профессиональном мире. Спрашивая у абитуриентов, кто такой социолог и чем он занимается, мы зачастую не получали ответа или слышали довольно расплывчатые суждения. Тем не менее, с каждым годом возрастает число поступающих, которые имеют четкие представления об особенностях социологической профессии и в целом социологической науки. И нам на первых занятиях уже со студентами, поступившими на обучение по направлению «социология», редко приходится спорить о том, кто такой социолог и какие профессиональные обязательства он должен взять на себя. Конечно, мы должны открыть перед студентами все тайны профессии социолога, но от абитуриента постижение таких тайн и не требуется, скорее всего. Ему достаточно иметь представления о месте социологии в системе наук, о соотношении социологии и обществознания и об основном наборе профессиональных компетенций социолога (которые, кстати, нередко формируют шаблонный образ гуманитария). Эти составляющие могут повлиять и на то, как абитуриент моделирует («форматирует») для себя образ социолога - а этот момент следует признать одним из главных в деле профориентации, поскольку он может в значительной степени минимизировать последствия неправильного выбора будущей профессии.

Методика исследования. Основой для подготовки настоящей статьи стали результаты выполненного в 2019 году эмпирического исследования «Современный выбор абитуриента вуза: "ваша социология"» научным коллективом сотрудников и магистрантов факультета социологии Алтайского государственного университета (АлтГУ). Был использован массовый опрос абитуриентов вузов Сибири, осуществляющих набор по направлению «социология» (бакалавриат). Исследование проводилось во время работы приемных комиссий 14 вузов и 2 филиалов вузов в Сибирском федеральном округе (к слову сказать, по России более 100 вузов ведут подготовку социологов). Генеральная совокупность абитуриентов рассчитывалась по всем 16 вузам СФО на основе информации, размещенной в открытом доступе на сайтах приемных комиссий образовательных организаций. При этом исследование проводилось в течение нескольких дней в соответствии с предусмотренной выборкой и обязательно в первый и последний дни работы приемных комиссий. Хотя в это время заявлений от абитуриентов было минимальное количество, тем не менее абитуриенты в первый день были в наибольшей степени ориентированы к поступлению на социологию («осознанно сделали свой выбор»), а в последний день, напротив, могли забрать документы и перейти на другое направление подготовки, в том числе по причине сомнений в правильности выбора. Абитуриенты, подававшие заявления на платную форму обучения, не учитывались, поскольку их было значительное меньшинство, а кроме того, сохранялась высокая вероятность, что они в конечном итоге могут в любой момент забрать заявление в связи с высокой платой. В ходе исследования был проведен опрос с использованием полуструктированной анкеты. Была реализована целевая выборка, набранная «снежным комом» (опрос абитуриентов: 418 чел.). Основная масса респондентов пришлась на Алтайский, Горно-Алтайский, Иркутский, Новосибирский и Омский госуниверситеты. В этих вузах имелось более 10 бюджетных мест для подготовки социологов, и данный фактор также может расцениваться как ориентир для абитуриентов, хотя, конечно же, он вряд ли становится определяющим именно для выбора в пользу, например, социологии.

Для целей эмпирического исследования был разработан соответствующий оригинальный инструментарий; в частности, акцент был сделан на следующих моментах: 1) понимание социологии как науки и как профессии; 2) оценка связи обществознания и социологии; 3) осознание преимуществ социологии по сравнению с другими научными областями; 4) оценка перспективных возможностей личностного и карьерного роста; 5) форматирование образа социолога в тех или иных условиях социальной реальности.

Результаты исследования. Социология - это не только наука, но и профессия. Так считают многие абитуриенты, решившие связать свою судьбу с данной сферой. На самом деле, этот «тренд» обозначил себя лишь в последнее время. Длительные исследования на тему «Что такое социология?», проводимые в течение последних пяти лет для абитуриентов АлтГУ, показывают, что не всегда поступающие в вуз готовы были идентифицировать социологию с определенной профессией. В основном можно было услышать следующие ответы: социология - это наука, социология - это образ жизни (как вариант: образ мышления), социология - это интересное занятие, социология - это взгляд в будущее. Выбор абитуриентами социологии как профессии, а не только как определенного знания об обществе или конкретной науки об обществе объясним, вероятно, тем обстоятельством, что с некоторых пор в системе образования прочно закрепились такие понятия, как рынок труда, работодатель, профессиональные компетенции. По-видимому, и в сознании абитуриентов прочно сформировалось именно такое отношение к тому, чему их должны учить в высшей школе - и науке, и профессии (а точнее в обратной последовательности). Но полагаю, что и общеобразовательная школа внесла свою лепту в формирование такого стереотипа, поскольку сегодня всё подчинено взвешиванию вариантов трудоустройства после обучения, и учителя готовы давать свои рекомендации по поводу того, например, а где и как будет трудиться выпускник по направлению «социология». Итак, большая часть абитуриентов согласилась с тем, что вуз должен дать им профессию социолога (63%). При этом некоторые поступающие признали, что для них ценность имеет и научный потенциал социологии, а потому они готовы заниматься наукой (7%). Вместе с тем немалая группа поступающих по-прежнему, как и показывали проводимые многолетние мониторинги в АлтГУ, объясняет свой выбор тем, что само слово социология звучит «интересно», «привлекательно», «прикольно», «супер», «загадачно», «серьезно» и даже «элитно» (так посчитали почти 9% опрошенных абитуриентов). Встретились и те молодые люди, для которых выбор в пользу социологии стал случайностью (2%). Была предпринята попытка выяснить, чем обусловлена такая случайность. Как оказалось, в основном конкурсной ситуацией - «хватает баллов ЕГЭ только на это направление».

Понимание социологии как науки также изменилось за последние несколько лет. Абитуриенты, еще будучи старшеклассниками, устанавливали связи с вузом - посещали мероприятия в рамках «открытых дверей», участвовали в олимпиадах, проводимых вузами, выполняли творческие работы и т.д. Это, безусловно, способствовало формированию представлений о социологии как о науке и ее особенностях. Все абитуриенты имели устойчивое мнение о том, что социология - это наука об обществе. Но вместе с тем в ответах респондентов стали появляться и другие мнения, например, такие: «социология - это бурное развитие всех элементов общества», «изучение социальной справедливости», «социология дает знание о социальном государстве», «ее интерес к правам и свободам личности» и др. Мы в проводимом опросе не могли удержаться от того, чтобы не спросить о «ключевых словах» социологии для того, чтобы понять, насколько правильно абитуриенты идентифицируют новую для них науку. Это были самые общие вопросы, ответы на которые поступающие могли узнать еще из школьного курса обществознания: 1) в какое время появляется социология? 2) назовите

любого известного социолога; 3) что такое эмпирическая социология? Верно на все три вопроса ответила лишь треть абитуриентов, на один вопрос были получены ответы от 10% опрошенных. Этот небольшой опыт, конечно, не дает четкой картины предварительных знаний абитуриентов при поступлении на социологию, но и недооценивать его не следует: будущие студенты слабо ориентируются в социологической науке, а потому в их выборе можно заподозрить большую долю случайности. Кроме того, это дает повод разобраться в связи социологии с обществознанием .

Абитуриентов мы спрашивали о том, насколько им помогло в выборе будущего направления обучения обществознание (или «общество» в школьном просторечии), связывают ли они «общество» с социологией, и в чем эта связь, по их мнению, выражается. Примечательно, что почти для 70% опрошенных связь обществознания и социологии оказалась не очевидной: они ни разу не слышали от школьного педагога понятия «социология»; 13% абитуриентов узнали о социологии не от учителя обществознания, а из других источников. Вместе с тем 10% абитуриентов все же согласились с тем, что на их выбор повлиял школьный курс «общества». Очевидно, что педагоги школ, преподающие обществознание, традиционно идентифицируют себя с исторической наукой, а не с социологией. К слову сказать, и в рамках научной дискуссии не все так однозначно в вопросе взаимодействия обществоведов и социологов и шире: обществоведения и социологического знания [см., например: 22; 23]. Поэтому вполне закономерно, что школьный курс не сформировал достаточных представлений у школьников о социологии и уж тем более не мог в большинстве случаев повлиять на выбор их будущей профессии социолога.

Каждый поступающий на направление подготовки «социология» готов был назвать хотя бы одно преимущество данного направления по сравнению с другими. Лидирует в опросе междисциплинарность социологического знания (взаимодействие с психологией, философией, информатикой, антропологией и т.д.). Так считают 45% опрошенных абитуриентов. Из других преимуществ были названы «возможность проводить исследования общества и общественного мнения» (22%), «решение актуальных социальных проблем» (15%), «умение социально мыслить и развиваться» (8%), «влияние на систему государственного и муниципального управления» (7%). Были замечены абитуриентами и другие преимущества, например, «социология - это новый взгляд на мир», «социология - это будущее науки», «интересная наука», «можно изучать социум» и т.д.

Что касается оценки перспективных возможностей личностного и карьерного роста , связанных именно с социологией, то и здесь абитуриенты были последовательны и в целом ставили высокие оценки таким возможностям: по шкале от 0 до 5 средний балл составил 4,2. Личностный рост определялся в большей степени постижением новых наук, включая и саму социологию (32%), развитием социального мышления и привитием социальных навыков (22%), получением коммуникативных и общекультурных компетенций (15%), формированием жизненного багажа и опыта осмысления мира (12%); в то же время абитуриенты высказывали и некоторые сомнения, предлагая свои ответы на открытый вопрос: «социология дает преимущества только в больших городах или столицах», «она только на каком-то этапе жизни дает возможность роста, а затем такая возможность исчезает», «социология лишь в общих чертах формирует взгляд на мир», «она проигрывает другим направлениям, потому что не является основной гуманитарной сферой», «для человека важно ориентироваться в социуме, но это дает история, политика, религия, а социология не имеет такой широты» и т.д. Очевидно, что

социология сохраняет свой высокий рейтинг в обеспечении возможностей личностного развития, но из-за недопонимания абитуриентами сущности данной области знаний воспринимается не так уж однозначно. Но разумеется, нужно учитывать то обстоятельство, что направление «социология» не так часто встречается в вузах, поэтому абитуриенты, если и выбирают его, то все же с осторожностью подходят к оценке перспектив получения социологического образования. Карьерный рост находится в «портфеле» ожиданий многих вчерашних школьников, однако он менее всего связывался именно с социологией. В основном абитуриенты указывали на саму возможность получения высшего образования, которая, по их мнению, и должна обеспечить в будущем карьерные преференции. Вместе с тем примерно 17% респондентов напрямую связывают профессиональные возможности и карьеру с получением образования по направлению «социология».

Заслуживает внимания, на наш взгляд, форматирование образа социолога в тех или иных условиях социальной реальности . Эта особенность проявляется в том, что абитуриенты предпринимают попытки узнать больше о социологии и социологах, и в их сознании закономерно формируется соответствующий образ, который в дальнейшем, однако, может претерпевать изменения («форматироваться») по разным причинам. Если исходить из того, что важным преимуществом социологического образования является «его универсальность», а «профессиональные социологические знания стимулируют общее интеллектуальное развитие, умение анализировать большие объемы информации, готовность быстро учиться и работать на результат...» [9. С. 87], то становится очевидной привлекательность социологии для абитуриентов. Но, как оказалось, лишь небольшая часть опрошенных отмечает универсальность социологического образования (14%), а основная масса абитуриентов склонна считать, что социология открывает перспективы понимания в основном социальных проблем (46%). Последнее, разумеется, не отменяет первое и обозначает, что абитуриенты ориентированы на профессиональные компетенции - им важно научиться понимать проблемы, стоящие перед обществом. Вероятно, это можно признать обнадеживающим фактором для развития социологического образования - от социологов ожидают не только теоретизирования на темы социальных отношений, но и практического подхода к решению актуальных задач в сфере индивидуальной и коллективной жизнедеятельности людей. При этом, как полагают некоторые исследователи, «долгое время вопрос о применении социологического знания был болезненным как для преподавателей, так и для студентов» в силу того, что «социология несла на себе стигму схоластичности, которая, вероятно, передалась ей от близкой соседки - философии, и усилилась от массового перехода теоретиков марксизма-ленинизма в социологию во время реформ. Эта стигма травмировала профессиональную идентичность социологов» [24. С. 307-308]. Но «форматирование» образа социолога для абитуриентов связано все же с другими обстоятельствами: им важно знать, кем они в конечном итоге станут и что будут делать в своей профессиональной области.

Основной вывод. На вопрос, вынесенный в заголовок настоящей статьи, ответить однозначно по-прежнему невозможно, но вместе с тем за последнее время отношение абитуриентов к социологии и социологам изменилось. Проведенное исследование показало, что выпускники школ более осознанно стали относиться к выбору социологии в качестве своей будущей профессии, они отдают себе отчет в том, что весь мир развивается в условиях жестких профессиональных компетенций, и социология в целом соответствует этим трендам. У абитуриентов еще сохраняется некоторое «романтизирование» профессии социолога, они отзываются о ней как о загадочной и даже элитной, но при этом сохраняют прагматизм: знают, что им даст социология.

Позитивным сдвигом в понимании смысла «быть социологом» в наши дни следует отметить то обстоятельство, что несмотря на погоню за работодателем и наклеивание на современное образование в целом ярлыков ориентации на потребности рынка труда, абитуриенты не утратили представлений о том, что им необходимо именно качественное образование, способное повлиять на их дальнейшее личностное развитие. Нам бы хотелось в перспективе исследования проследить путь этих абитуриентов в дальнейшем, уже на студенческой скамье и поинтересоваться у них новыми и старыми впечатлениями о профессии социолога.

Библиография

1. Портал «Мое образование» // https://moeobrazovanie.ru (дата обращения 01.06.2020).

2. Сведения Минобрнауки РФ об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры //

https ://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php(дата обращения 01.02.2020).

3. Общая статистика по всем предметам. Аналитика // https://4ege.ru/analitika/4220-obschaya-statistika-po-vsem-predmetam.html (дата обращения 09.07.2020).

4. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 4048.

5. Скворцов Н.Г., Зырянов В.В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 30-40.

6. Зборовский Г.Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 49-58.

7. Калмыков Н.Н., Сатырь Т.С. Российское высшее образование: взгляд экспертов // Социологические исследования. 2016. №

8. С. 91-97. 8.Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49-56.

9. Набиулина К.А., Солодников В.В., Цыбикова Д.Г. Выпускники социологических факультетов на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 81-91.

10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шуклина Е.А. Существует ли система высшего образования в России? // Социологические исследования. 2017. №

11. С. 76-86. 11.Иванов С.А., Лига М.Б., Щеткина И.А. Образовательные стратегии молодежи Забайкальского края: социологический анализ // Социология образования. 2018. № 1. С. 33-43.

12. Леонтьева Э.О., Садловская М.В. Учебные стратегии студентов г. Хабаровска в контексте их ожидания от качества образования // Социология образования. 2017. № 4. С. 108-120.

13. Урбан О.А. Набор в вузы как фактор кадровых рисков модернизации моногородов Кузбасса // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 53-61.

14. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 11-17.

15. Кораблева Г.Б. Становление подходов к социологии профессий в России// Социологические исследования. 2013. № 1. С. 109-117.

16. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 36-46.

17. Абрамов Р.Н. Социология профессий и занятий в России: обзор текущей ситуации // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 99-117.

18. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: Вариант, 2015. 234 с.

19. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. От образовательной неуспешности - к социальной успешности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 34-46.

20. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78-90.

21. Карпов А.О. Образование в отношении к истине // Вопросы философии. 2019. № 1. С. 57-67.

22. Горшков М.К. Диалог российской социологии с обществом и властью (опыт прошлого, перспективы будущего) // Философские науки. 2011. № 4. С. 13-26.

23. Кемеров В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и цивилизационные проекты // Вестник Российского философского общества. 2005. № 3. С. 22-31.

24. Окольская Л.А. Ценности и нормы социологической профессии на сайтах факультетов и кафедр // Вестник Института социологии РАН. 2010. № 1. С. 296-327.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Данная работа посвящена довольно актуальной теме построения образовательной траектории при подготовки социолога - той профессии, которая очень востребована в настоящее время в различных социально-экономических областях - от политехнологий до культурологии и религиоведение, ибо все это представляет собой проявление и функционирование различных социальных институтов в контексте социального взаимодействия, реализуемого социализированного индивидами. О роли социологического образования в привитии социального мышления, об особенностях подготовки будущих социологов, о развитии направления «социология» в российских вузах размышляют многие специалисты современного образования - от ученых до преподавателей различного уровня. Можно согласиться с утверждением автора, что методологическая рефлексия по поводу использования тех или иных подходов в изучении проблем выбора будущей профессии или выбора высшего учебного заведения для поступления в него определялась комплексным анализом на основе наработок социологии профессий и социологии образования. Работа представляет собой достаточно аргументированное рассмотрение, присутствует отсылки к различных подходам и мнениям, причем зачастую отражающие различный спектр мнений и позиций. Основой для подготовки настоящей работы стали результаты выполненного в 2019 году эмпирического исследования «Современный выбор абитуриента вуза: "ваша социология"» научным коллективом сотрудников и магистрантов факультета социологии Алтайского государственного университета (АлтГУ), т.е. представляет собой результаты достаточно обширного социологического исследования, обобщение определенного пласта эмпирического материала, причем стоит обратить внимание, что в России в настоящее время практически отсутствует практическая социологическая работа, в основном речь идет о рассуждениях и обобщениях зарубежных исследований с примитивными попытками перенесения их на отечественную почву, что изначально представляет из себя нерелевантный вариант без учета адаптации к существующей

российской специфики. Кроме того, стоит согласисться, что для целей эмпирического исследования был разработан соответствующий оригинальный инструментарий; это в частности еще более повышает исследовательскую ценность проведенного исследования, а также анализ полученных статистических данных и результатов. Автор обращает внимание, что понимание социологии как науки также изменилось за последние несколько лет на российской интеллектуальной почве, причем произошло значительное изменение статуса социолога и перспектив и значения социологического прогноза. Более того, можно подчеркнуть, что в том, что касается оценки перспективных возможностей личностного и карьерного роста , связанных именно с социологией, то тут испытуемые ставили высокие оценки таким возможностям. Вывод автора работы позволяет содержать в себе позитивные перспективы, а именно: проведенное исследование показало, что выпускники школ более осознанно стали относиться к выбору социологии в качестве своей будущей профессии, они отдают себе отчет в том, что весь мир развивается в условиях жестких профессиональных компетенций, и социология в целом соответствует этим трендам. Присутствуют ссылки на достаточно обширный пласт литературы, имеющей отношение к анализируемой тематики. Данная работа будет интересна определенной части аудитории журнала, написана понятным языком и в хорошем стилистическом оформлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.