УДК 327.5(4)
Гончарук Н.С. Будет ли у Европейского Союза
своя идентичность?
В статье анализируются процессы трансформации национальной идентичности граждан Европейского союза. Даётся краткая классификация европейских ценностей, определяются основные предпосылки, факторы, влияющие на формирование единой европейской идентичности граждан стран-членов ЕС.
Ключевые слова: Европейский союз, идентичность, ценности, интеграция, идентичность ЕС.
Goncharuk N.S. Will have EU your one identity?
In the article is considering the processes of the transformation national identity citizens' in the European Union's. It is given a short classification of European values, it's defined basic requisite, factors for forming of common European identity in EU.
Key words: European Union, Identity, values, integration, EU-Identity.
Определить четкие границы Европы на карте сложно, поскольку не существует единой точки зрения относительно критерия европейскости территории (например, греки, которые дали название Европе, имели в виду территорию, отличную от современных границ Европейского континента: за Доном и Азовом для них была уже не Европа, а Англия длительное время считалась отдельным островом возле берегов Европы). Поиск исторических корней и базовой системы ценностей, которые позволили выделить европейцев в отдельное сообщество и формироваться феномену европейского сознания, длится уже многие годы. Ввиду того, что по внешним признакам оказывается сложным определить принадлежность к«европейскому», то обращаются обычно к возникновению этого понятия в сознании людей, населяющих континент, идентифицирующих европейские ценности.
Учитывая современное состояние европейского сообщества, ценности, по нашему мнению, возможно, классифицировать следующим образом.
В зависимости от сферы и уровня жизнедеятельности (который регулирует данные ценности) они подразделяются на: уни-
версальные, политические, социально-экономические, морально-духовные.
К универсальным ценностям относятся: право на жизнь; уважение человеческого достоинства; неприкосновенность личности, свободы; равенство; солидарность. Они базируются на таких политических ценностях, как демократия, верховенство законов. Существует презумпция невиновности и принципы законности и соразмерности преступления и наказания; гарантии их соблюдения; эффективная структура гражданской и военной администрации; гласность; запрещение дискриминации.
К социально-экономическим ценностям можно отнести следующие: свобода выбирать занятие и право на труд; свободное передвижение лиц, товаров, услуг и капиталов; получение и распространение информации и идей (невзирая на государственные границы); свобода учреждений; утверждение идей предпринимательства; социальная защита граждан; интеграция нетрудоспособных лиц.
Морально-духовные ценности возможно подразделить на две группы - этнокультурные и конфессиональные. Данные ценности в своей основе опираются на
Наталья Сергеевна Гончарук - аспирант кафедры геополитики и внешнеполитической деятельности Орловской региональной академии государственной службы.
христианско-духовные заповеди и традиции, а также на специфические черты государств Европейского континента. К ним относятся все принципы и нормы жизни европейского сообщества - это семейные ценности, образовательные стандарты, соблюдение прав человека и гражданина, ориентация на профессионализм, рационализм, развитие контрактной этики (культуры соблюдения договоров, соглашений, обоюдных обязательств). В последние годы также утверждается культ потребления, свободы от ограничений.
Несомненно, что данная классификация условна и может быть дополнена другими примерами, но в своей основе она опирается на фундаментальные принципы Европейского союза: свободу, демократию, уважение прав человека и основных свобод, правовую государственность, уважение национальных особенностей государств-членов Союза1.
В широком значении понятие «идентификация» означает «самоопределение», «самоотождествление» индивидов и групп в обществе, в «социуме». Речь идёт о том, какое сообщество индивид и группа считают своим «социумом», относительно чего они самоопределяются, какие характеристики при этом считают «своими», такими, что принадлежат себе самому и своей группе, где границы этого сообщества и как оно связано с другими. В обществе всем присущи определённые общие характеристики, многие из которых настолько естественно вписаны в нашу жизнь, что не вызывают сомнений. Именно они составляют основу для понимания и интерпретации происходящих событий, осуществления коммуникации.
Идентичность - это способ проведения различий между теми, кто принадлежит к европейскому сообществу, и теми, кто к нему не относится. Национальная идентичность включает в себя комбинацию материальных (характер, родной язык, темперамент), функциональных (национальность, гражданство) и аффективных (например, патриотизм) компонентов. Национальная идентичность может выражаться в национальном менталитете или этничности и рассматриваться как духовный эквивалент
генетических характеристик. Элементы идентичности могут привноситься или исключаться, акцентироваться или умышленно умалчиваться в некоторых ситуациях, однако суть национальной идентичности остаётся. Она передаётся из поколения в поколение, успешно противостоит испытанию временем и идеологий. Вся структура общества основана на понятии идентичности. Люди окружены символическими напоминаниями о своей национальной принадлежности, заключёнными в системе национальной валюты, паспортной системе, государственной символике. Национальные газеты, телевидение, книги только усиливают ощущение европейцев как нации и убеждают в том, что они отличаются от других, но они едины в этих отличиях как некое определённое сообщество в определённом месте в мире, с определённой судьбой. Национальная идентичность служит неотъемлемым фактором придания законности правительственным институтам. Авторитет государства поддерживается благодаря понятию общей идентичности, которая вызывает к жизни общий интерес. В более широком международном контексте государство служит представителем и гарантом интересов своих граждан перед интересами других наций.
Сегодня Европа вместе с движением ЕС на восток столкнулась с новым вызовом: что считать национальным пространством Европы и где проходят его границы? Трансформация идентичности, как национальной, так и наднациональной, есть одно из характерных явлений современности. Со всё большей скоростью разрушаются социальные границы, дезорганизуются большие сообщества и структуры. Растёт культурная фрагментарность. В современной мировой литературе трансформация идентичности трактуется в контексте процессов глобализации, постмодернизации и децентрализации общества. В таких условиях чрезвычайно трудно сказать, какая страна является «более», а которая «менее» европейской. Главным образом потому, что континент никогда не был культурно однородным. В этом отношении важно понять национальную идентичность всех государств, входящих на данный момент в Союз. Очевидно, что она будет характери-
зоваться некоторыми различиями в силу разных языков, культуры и прочих факторов. Но общим, несомненно, будет являться принадлежность всех этих стран к Европейской части2.
Это связано со многими причинами, среди которых общность исторического развития, схожесть социокультурных преобразований, сближение социальных политик и прочее.
ЕС демонстрирует свою способность сплотить на практике новую философию международных отношений, в которой находят отражение единство Европы и одновременно её многообразие, её национальные различия и общие ценности. Разные уровни идентичности (наднациональный, национальный, региональный) существуют одновременно и не являются взаимоисключающими, а, напротив, дополняют друг друга. Разумное укрепление одного из них не является поводом для отрицания наличия других уровней. Европа вопреки попыткам превратить её в единое федеративное государство сильно отличается от Соединённых Штатов Америки, и сплавить вместе британцев, французов, немцев не есть цель для укрепления Союза.
В условиях углубления интеграционных процессов в ЕС наблюдаются сразу несколько процессов: укрепление региональных ощущений и одновременно европейского мышления. Человек может работать, действовать, поступать совершенно глобализированно. Можно глобально действовать в своей профессиональной деятельности, но ощущать себя вовсе не человеком мира, поскольку это слишком абстрактно, а определить свою принадлежность к конкретному политическому, территориальному образованию. Различия между странами-участницами должны обогащать, а не ограничивать, являться основой единой Европы. Сам ЕС можно считать крупнейшей программой строительства мира, позволившей, например, много лет воевавших друг с другом Франции и Германии стать союзниками. Многие считают, что граждане стран-участниц ЕС не идентифицируют себя в полной мере с Евросоюзом. Можно сказать, что Европа есть, но без европейцев, утверждают они3.
Но многочисленные факты говорят против этого. Несомненно, необходимо ещё длительное время, чтобы до конца сформировалась единая европейская идентичность. Тем не менее факты свидетельствуют, что это становление происходит и имеет все предпосылки для продолжения. Подтверждение этому - подписание в декабре 2007 г. в Лиссабоне Договора о реформе; введение евро; создание общего рынка свободного движения капиталов, рабочей силы, что является дополнительным интегрирующим фактором в ЕС, и т.д. Без этих факторов страны Европы потеряли бы многие свои экономические и социальные достижения.
Интеграция ещё более увеличится после того, как евро будет принят в новых государствах-членах. Такое движение на пути к большей интеграции поможет развить общую европейскую политику, «общеевропейский демос», «общеевропейский народ», что сопровождается непременно и трансформацией национальной идентичности граждан, переходом её в европейскую идентичность. Амстердамский Договор (1997 г.), Договор в Ницце (2000 г.) и ряд других документов ЕС, предусматривающих не только общую валюту и социальное измерение, европейскую идентичность в сфере обороны и безопасности, ввели европейское гражданство. Всё это также является основой для перехода к единой европейской идентификации. Идея «гражданской Европы» довольно нова. Реализация её будет означать среди прочего обеспечение общественной поддержки символами европейской принадлежности: паспорту европейского образца, гимну Европы (Ода «К радости» на музыку Бетховена) и европейскому флагу. С 1996 г во всех государствах ЕС выдаются водительские права образца ЕС. Большой психологический эффект имело введение банкнот и монет евро с 1.01.2002 года. Благодаря Шенгенскому соглашению пограничный контроль отменён на большей части границ между странами ЕС, и это само по себе даёт гражданам ощущение принадлежности к единому объединённому европейскому пространству. Для того чтобы приблизить ЕС к его гражданам, Договор о Европейском союзе учредил должность омбудсмена. Он
избирается европейским Парламентом. Его задача заключается в расследовании жалоб на институты и органы ЕС. Другим важным элементом связи между гражданами и институтами ЕС является утвердившаяся практика Парламента принятия петиций от любого лица, постоянно проживающего в государстве ЕС. «Мы объединяем не государства, а людей», - заявил Жан Монне ещё в 1952 году. Создание общественной поддержки европейской интеграции всё ещё представляет собой главную проблему, стоящую перед институтами ЕС, и возникновение новой формы идентичности граждан ЕС - европейской идентичности будет служить укрепляющим звеном в построении Союза.
Переход стран Евросоюза к более тесной политической интеграции приводит к тому, что деление ЕС на государства и государственные границы как таковые, строго говоря, не имеет большого практического значения. Участники подобного политического сообщества объединены не столько территорией или государством, а общей культурой, формальными и неформальными нормами, обычаями, нравами и ценностями. Приверженность им и образует некое единство, составляет отличительную особенность всех принадлежащих к нему, обеспечивая повышенный уровень доверия и взаимопонимания между всеми, кто ощущает и признаёт нормы Союза4.
Соглашение об основании ЕС представляет собой пакт между суверенными государствами, решившими разделить общую судьбу и вносить в общее дело всё большую долю своего суверенитета. Это касается вопросов, наиболее животрепещущих для народов Европы: мира, безопасности, представительной демократии, правосудия и солидарности. Этот пакт находит поддержку и подтверждение во всей Европе: полмиллиарда человек предпочли жить под властью закона в соответствии с вековыми ценностями, в центре которых находятся гуманизм и человеческое достоинство.
Многие граждане Евросоюза явно осознают свою принадлежность не только к национальному государству, но и к большему объединению - Европейскому союзу. Такой вид идентичности является основой создания подлинного Союза, и он, несомненно,
сможет обеспечить в дальнейшем возможность углубления интеграции между этими странами.
В то же время число приверженцев интеграционных процессов в самом Союзе показывает, что феномен европейского сознания не способен пока в полной мере укорениться в умах жителей Евросоюза. Так, по результатам соцопросов, только около половины граждан однозначно положительно относятся к процессу интеграции, не говоря уже о едином гражданстве. Проводники европейской идеи сталкиваются с нежеланием большей части населения участвовать в процессе формирования общеевропейской власти. Национальные традиции остаются, несомненно, крепкими. Тем не менее социальные права вместе с гражданскими и политическими, как нам представляется, сформировали основу для сосуществования наций в единой Европе и укрепления европейской идентичности.
В данной ситуации очевидно, что необходимо учитывать долговременные традиции, которые укоренились в массовом сознании. Они присущи всем национальным государствам Европы и не могут быть разрушены в короткое время. Нельзя не учитывать и того факта, что до сих пор остаётся проблематичной культурная совместимость старых и новых членов ЕС. Эта проблема, становящаяся ещё более актуальной с перспективой дальнейшего расширения ЕС, делает особенно острым вопрос о радикальной реформе системы принятия решений в Союзе. Определить чёткие границы принадлежности в новой Европе в сознании людей очень сложно. Часто противопоставляют «сформированное европейское сознание», ориентированное на европейские ценности у населения Западной Европы, и самосознание Восточной Европы, которое соответствует другим жизненным парадигмам при отсутствии идентификации себя как части общей ценностной системы. С принятием европейских ценностей возникает множество проблем, перерастающих в недовольства и конфликты, и у многочисленных мигрантов на территории Евросоюза. Вопрос о перспективах интеграции в ЕС сообщества людей, принадлежащих иной цивилизационной традиции,
превратился сегодня в один из ключевых. Также требуются новые стратегические программы, позволяющие реагировать на новые вызовы. Речь в первую очередь идёт о проблемах, связанных с энергетикой, демографической ситуацией в ЕС.
Наступление информационного общества меняет не только привычные ориентиры, но и социальные и культурные механизмы поддержания идентичности. Преодоление социального отчуждения оказывается необходимым условием для налаживания межкультурного диалога5. Но не менее важны его ценностное наполнение, диалог культур, религий, традиций. Здесь необходимо на уровне руководства Евросоюза формировать новую политическую культуру, воспитывающую толерантное отношение всех граждан друг к другу. Общая политика, проводимая в образовательной сфере, также должна способствовать укреплению идентичности и лучшему пониманию народов, входящих в Европейский союз. Формирование общей идеологии способно продолжить процесс становления единой идентичности Европы в русле её укрепления в сознании граждан.
Здесь, несомненно, большую помощь могут и должны оказать СМИ совместно с институтами Евросоюза. Укрепление связи с городами и регионами, которые являются действительными источниками европейской культуры, более широкое понимание факта, что работа в культурной области является работой для Европы и что жители городов и регионов должны разделять ответственность за укрепление Евросоюза, выработка общей стратегии на укрепление и поддержание единой идентичности ЕС, - всё это заложит основы процесса, который приведёт к формированию в сознании населения своей принадлежности не только к своему государству, но и создаст чувство общей родины - Европей-
ского союза. Поэтому дальнейшее сближение народов, населяющих в настоящее время территорию стран-членов ЕС, является одной из главных составляющих идеи укрепления «объединённой Европы», причиной возникновения единой европейской идентичности. Процессу европейского объединения необходима душа, чтобы обеспечить не только внешнее развитие, но и качественный прогресс, без которого невозможно достичь стабильности.
Объединение, происходящее не только на политико-экономическом уровне, а также и на духовно-культурном, социальном, привело к появлению чувства принадлежности к единой общности, единому целому, которым выступил Европейский союз. Определение «единая европейская идентичность» наряду с национальной идентичностью граждан имеет место быть. Феномен появления нового вида идентичности имеет большое значение для дальнейшего укрепления Союза, будет служить тем незаменимым чувством «своего дома», которое позволит поставить ЕС на уровень выше, чем просто экономическое сотрудничество с общими наднациональными инструментами власти. Появление, а в дальнейшем укрепление единой европейской идентичности является одним из важнейших факторов на пути к созданию нового мощного вида Союза.
1 Европейская Социальная Хартия. Справочник. М.: Междунар. отношения, 2000.
2 Куарони К. Важный фактор интеграции // Европа, 2005. № 46.
3 Борхард К. Д. Европейская интеграция. М.: Право, 1997.
4 Сидоров Е. Культура на переломе эпох // Современная Европа. 2006. № 3.
5 См.: Эверитт Э. Культурная политика в Европе: основные факты и тенденции. М., 2004; Семененко И.С. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах//Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10. С. 58-68; № 11. С. 57-71.