Научная статья на тему 'Будет ли свет в конце тоннеля'

Будет ли свет в конце тоннеля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3406
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТЕНДЕНЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОГРАММЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ / ФАКТОРИНГ / ЛИЗИНГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL FORMS OF ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS TRENDS / SMALL BUSINESS SUPPORT PROGRAMS / FINANCIAL LOANS / FACTORING / LEASING SMALL BUSINESS FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оболенский Евгений Сергеевич

В статье на основе обобщения литературных источников, исследований ведущих ученых в области малого предпринимательства, обзоров информационных рейтинговых агентств, раскрывается становление, практика и проблемы развития и финансирования малого предпринимательства в РФ. В статье раскрываются специфические особенности малого предпринимательства в России в отличие от западных стран, представлены программы по поддержке малых предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также и основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия малых форм на протяжении многих лет.The article reveals the formation, practice and problems of the development and financing of small business in the Russian Federation based on a synthesis of literary sources, research by leading scientists in the field of small business, reviews of information rating agencies. The article deals with the specific features of small business in Russia in contrast to Western countries, presents programs to support small enterprises at the federal, regional and municipal levels, as well as the main problems that small enterprises have been facing for many years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будет ли свет в конце тоннеля»

БУДЕТ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ Оболенский Е.С. Email: Obolensky17151@scientifictext.ru

Оболенский Евгений Сергеевич - преподаватель, кафедра экономики, управления и информатики, Дмитровский институт непрерывного образования - филиал Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области Университет «Дубна», г. Дмитров, Московская область

Аннотация: в статье на основе обобщения литературных источников, исследований ведущих ученых в области малого предпринимательства, обзоров информационных рейтинговых агентств, раскрывается становление, практика и проблемы развития и финансирования малого предпринимательства в РФ. В статье раскрываются специфические особенности малого предпринимательства в России в отличие от западных стран, представлены программы по поддержке малых предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также и основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия малых форм на протяжении многих лет. Ключевые слова: малые формы предпринимательства, тенденции малого предпринимательства, программы по поддержке малых предприятий, банковские кредиты, факторинг, лизинг, финансирование малого предпринимательства.

WILL THERE BE LIGHT AT THE END OF THE TUNNEL

Obolensky E.S.

Obolensky Evgeniy Sergeevich - Lecturer, DEPARTMENT OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND INFORMATICS, INSTITUTE OF CONTINUING EDUCATION OF THE CITY DMITROV- BRANCH STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION THE MOSCOW REGION "DUBNA" UNIVERSITY, DMITROV, MOSCOW REGION

Abstract: the article reveals the formation, practice and problems of the development and financing of small business in the Russian Federation based on a synthesis of literary sources, research by leading scientists in the field of small business, reviews of information rating agencies. The article deals with the specific features of small business in Russia in contrast to Western countries, presents programs to support small enterprises at the federal, regional and municipal levels, as well as the main problems that small enterprises have been facing for many years.

Keywords: small forms of entrepreneurship, small business trends, small business support programs, financial loans, factoring, leasing small business financing.

УДК 336.648

Формирование малого и среднего предпринимательства (МСП) в России, как впрочем, и в целом предпринимательство, имеет свою специфику. Если в западных странах предпринимательство развивалось постепенно, набиралось опыта, вырабатывались принципы и законы, создавались структуры, которые обеспечивали устойчивое получение дохода. При этом банковская система развивалась с предпринимательством одновременно, создавая благоприятные условия как для себя, так и для предпринимателей, внедряя различные формы финансирования.

В современной России этот процесс носил взрывной характер. Так, на конец 1992 г. малых форм предпринимательства насчитывалось 560 тыс., в 1993 - 865 тыс., 1994 -896,6 тыс.

12.05.1995 г выходит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», в 2007 году (24 июля) вышел федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Этот закон стал основным регулятором «...отношений, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки». И в 2008 году количество МСП составило уже 1,137 млн ед.

В этот же период сформировались благоприятные возможности для МСП за счет развития рынка финансовых услуг. И хотя круг банковских услуг (продуктов) был весьма ограниченным, тем не менее экономическая ситуация в России была стабильной, банки стали активно кредитовать МСП (В 2008 году прирост кредитования малого и среднего бизнеса составил 35%).

Кроме того банки стали снижать свои требования по условиям кредитования, в частности по страхованию и залогу (гарантии).

В эти же годы получили развитие лизинговые и факторинговые операции. Однако кризис конца 2008г - 2010 г. сказался резко отрицательно на развитие МСП. Уже в I кв. 2009 года капиталовложения малого предпринимательства по отношению к этому же периоду 2008 года упали на 35%.

Но в 2010 году наступает оживление этого сектора. Из данных Росстата, ФНС России и Счетной палаты РФ следует, что за 2010 - 2016 годы количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в целом к 2017 году увеличилось на 1,2 миллиона единиц, или на 27,6%.

Неустойчивая экономика России, регулярные кризисы приводят к неравномерному развитию и деятельности МСП. Так, например, в 2010 и 2011 годах рост выданных кредитов составил, соответственно, 57% и 39%.

В 2012 - 2013 годах прирост кредитования МСП соответствовал росту числа малых предприятий - 15-16%, но в 2015 году объем выданных кредитов сократился на 28%.

В 2016 году наметилось некоторое оживление - объем выданных кредитов возрос в среднем по регионам на 2,0%. Совокупный объем кредитов, выданных банками малому и среднему бизнесу за 2016 год, составил 5,3 трлн. рублей. Но в отраслевой структуре кредитов, выданных МСП за 2016 год, по-прежнему преобладает торговля (47%).

Если же говорить не о количестве МСП, а об эффективности деятельности этого сектора, то цифры удручают, Так, например, при росте МСП в 2014 - 2016 годах на почти один млн. единиц, количество занятого населения у субъектов МСП в этот период сократилось на 3,2 миллиона рабочих мест, или на 16,9%.

Во все годы в сфере МСП России сумма убытка (в целом по МСП) по отношению к сумме прибыли колеблется от 45% до 53%. Какая же это эффективность [3].

С момента первых Федеральных Законов и до сего дня количество разнообразных программ по поддержки малых предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровне растет как «снежный ком». На всех уровнях власти постоянно говорят о необходимости развития малых форм предпринимательства. Но если посмотреть на эти программы даже поверхностно, то можно заметить, что из программы в программу переходят одни и те же фразы и предложения: «.о необходимости развития малых форм предпринимательства, стратегия развития до ..года, с целью улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.» и т.п.

В России действуют три уровня программ помощи бизнеса: федеральные, региональные, муниципальные. При этом Федеральные программы описывают лишь порядок предоставления, а исполняется она на региональном уровне. Муниципальные

программы полностью идентичны региональным и, практически полностью финансируются из регионального бюджета - у муниципалов денег нет.

В 2015 г., в соответствии с указом Президента, была создана корпорация малого и среднего предпринимательства - «МСП» для оказания нефинансовой помощи предпринимателям (предоставление гарантий, консультации и т.п.). В 2016 году объем выданных гарантий Корпорацией МСП в 2016 году составил 1,72 млрд руб., а в 2017 году 60 млрд руб. Цифры впечатляют.

С июля 2016 года введены обязательные квоты на приобретение у субъектов малого бизнеса производимой ими продукции. И это, по задумке чиновников, должно обеспечить и спрос, и сбыт, и развитие. Но никакого реального развития малого предпринимательства в России нет.

В ежегодных посланиях Президента России озвучиваются показатели, в соответствии с которыми МСП должны уже играть ключевую роль в экономике России.

Правительство в мае 2016 года утвердило «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» [8]. В соответствии с этой Стратегией к 2030 году доля МСП в ВВП России должна возрасти до 40%.

Дальнейшим его развитием стал Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» утвержденного в рамках Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Паспорт нацпроекта утвержден 24 декабря 2018 года, при этом фактическая реализация стартовала 15 октября того же года.

Структура национального проекта включает 5 федеральных проектов:

1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;

2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;

3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;

4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

5. Популяризация предпринимательства.

При этом в рамках проекта запланировано:

- рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, млн. чел.: в 2019 году 19,6, 2020 год -20,5, 2021 год - 21,6, 2022 год - 22,9, 2023 год - 24,0, 2024 год - 25,0;

- доля малого и среднего предпринимательства в ВВП, %: 2019 год - 22,9, 2020 год - 23,5, 2021 год - 25,0, 2022 год - 27,5, 2023 год - 30,0, 2024 год - 32,5;

- на реализацию федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» выделено 261 811,3 млн. рублей.

Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран.

А что же в Европах? Доля вклада малого и среднего бизнеса в экономику в Германии - 53%, в Великобритании - 51%, в США - 62%, в Японии - 63%, Италия -68%. В России - 21,9% по итогам 2017 г., или около 20 трлн. руб. [6].

По количеству малых предприятия Россия уступает европейским странам. Например, в Швеции — в 3,4 раза, в Испании — в 2,7 раза, в Польше — в 2,1 раза больше малых и средних предприятий.

Можно ли достичь показателей, представленных в Нацпроекте?

Сегодняшняя статистика вызывает большое недоверие.

С III квартала 2014 г. компанией Magram Market Research при участии ассоциации "Опора России" (объединяет около 450 тыс. предпринимателей, которые создают более 5млн рабочих мест) ежеквартально подсчитывается индекс RSBI - показатель состояния

малого и среднего бизнеса в России [4]. Согласно методологии RSBI, показатель выше 50 пунктов означает рост деловой активности, ниже 50 — ее снижение.

Аналитики этой компании рассчитали индекс деловой активности малых и средних предприятий (RSBI), отражающий настроения предпринимателей в трех сферах: торговле, производстве и сфере услуг. Общее значение индекса снизилось в третьем квартале 2019 года до 50,9 пункта с 52 пунктов в первом и втором кварталах 2019 года. Индекс продаж снизился с 52,3 до 47,8 пункта. Индекс инвестиций сократился с 55 до 54,6 пункта.

В таблице 1 представлены данные о МСП в 2016 - 2019 годах - данные Федеральной Налоговой Службы (Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) [5].

Таблица 1. Показатели количества МСП в 2016 - 2019 годах

Годы Количество МСП, тыс. ед. Изменения количества МСП к предыдущему году, % Количество работников, тыс. чел Изменения количества работников к предыдущему году, %

2016 5 841 509 - 15 922 438 -

2017 5 998 371 102,7 16 130 582 101,3

2018 6 042 898 100,7 15 917 053 98,7

2019(на 01.011.2019г) 5 893 148 97,5 15 371 398 96,6

Как видно из таблицы 1, динамика показателей в 2018г и в 2019 г не впечатляет. Снижается и количество МСП и количество занятых в этой сфере.

По данным ФНС, МСП в 2019 году количество организаций снизилось на 200 тыс. организаций. При этом за 2018 год количество работников, занятых в малом бизнесе, уменьшилось на 200-300 тыс. человек, или на 1,5%, за десять месяцев 2019 года — более чем на 400 тыс. чел. Количество малых компаний сократилось в 78 регионах [7].

На эффективность деятельности МСП существенно влияют доходы населения, т.к. львиная доля малого предпринимательства ориентирована на потребительский спрос. До 2019 г. реальные доходы населения падали пять лет подряд и с начала 2019 г. продолжали снижаться [6].

По данным Минэкономразвития в июле 2016 года доходы граждан России в годовом выражении упали на 7%. За январь-июль падение достигло 5,3% по отношению к тому же периоду 2015-го. А с 2014 года по сей день доходы граждан России сократились, по разным оценкам, на 25 - 30% - рисунок 1 [6].

Рис. 1. Динамика реальных доходов населения РФ, %

К настоящему моменту существует огромное количество льгот для предприятий малого и среднего формата. Например, субсидирование процентных ставок, гарантийные фонды кредитования, льготное кредитование, софинансирование, налоговые льготы, упрощение системы учета и отчетности, оформления лицензий, разрешений, согласований; установлены льготы на аренду государственного имущества; упрощена системы учета и отчетности, оформления лицензий, разрешений, согласований; амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. С июля 2016 года введены обязательные квоты на приобретение у субъектов малого бизнеса производимой ими продукции.

И это, по задумке чиновников, должно обеспечить и спрос, и сбыт, и развитие. Но никакого реального развития малого предпринимательства в России нет. На снижение и числа МСП и занятых в этой сфере повлияло множество факторов. Некоторые из них (не по значимости влияния):

- о существовании программ господдержки малого бизнеса знают менее трети представителей малых и средних предприятий (МСП 31,5%, а ИП 28,9%), при этом из них лишь 9% считают поддержку доступной, треть же уверена, что получить ее практически невозможно. В результате в 2019 году господдержкой воспользовались только 5% представителей МСП [2];

- неустойчивость экономики РФ и низкий её рост (1,5 - 2% в год);

- постоянные изменения в налоговом законодательстве и в отчетности, например, внедрение онлайн-касс до 1 июля 2019 года. Они должны стать заменой расчетно-кассовых аппаратов. ВНС в январе 2019 года изменила форму справки 2-НДФЛ;

- рост налогов на экономику в целом заставляет крупные фирмы отказываться от услуг МСП с целью сокращения затрат, например, налоговая нагрузка на одно предприятие торговли выросла в 4 раза в 2018 г. по сравнению с 2008 г., за счет этого количество предприятий торговли сократилось на 517 478 единиц (на 29%);

- продолжающееся сокращение потребительского рынка;

- увеличение НДС с 18 до 20% для реализованных товаров с 1 января 2019 года;

- рост страховых взносов. Так страховые взносы на обязательное медицинское страхование выросли с 5840 руб. в 2018 году до 6884 руб. в 2019 году (при доходе до 300 тыс. руб.), на обязательное пенсионное страхование с 26545 руб. в 2018 году до 29354 руб. в 2019 году;

- бесконечные и бесконтрольные проверки чиновников различных ведомств (по их результатам в обязательном порядке выписывается штраф);

-в России, в отличие от западных стран, нет единого органа, который бы занимался проблемами его развития. Малым предпринимательством занимаются Минфин, Минрегионразвитие, Минимущество и т.п.;

- доступ к кредитным ресурсам банков для МСП по-прежнему чрезвычайно затруднен из-за бюрократических препонов со стороны банков. Основанием для получения банковского займа по-прежнему остаётся устойчивое финансовое положение малого предприятия, а льготами при получении кредита обычно пользуются предприятия, имеющие положительную кредитную историю;

- недоверие ко всем мероприятиям и нововведениям Правительства России (предпринимателей пугает бюрократия и высокие риски, считают эксперты);

Для помощи предпринимателям государство ежегодно выделяет огромные суммы. Для поддержки малого бизнеса в 2019 году продолжают действовать госпрограммы, цель которых - содействие субъектам предпринимательства. Многие из них действуют уже на протяжении нескольких лет, но усилия не приводят к желаемым результатам. Тем не менее, есть положительные сдвиги и, возможно, в недалеком будущем мы увидим расцвет МСП.

Список литературы /References

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ от 26.07.2019 N 245-ФЗ, от 02.08.2019 N 293-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/ (дата обращения: 04.11.2019)

2. Льготы обошли бизнес стороной. Газета "Коммерсантъ" №206 от 11.11.2019. Стр.2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения: 25.10.2019).

3. Информация Пресс-центра Счетной палаты РФ от 15 мая 2017 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www /ach.gov.ru>Пресс-центр>news/30151/ (дата обращения: 28.10.2019).

4. Почему остановился рост деловой активности в малом и среднем бизнесе. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pro.rbc.ru/ (дата обращения:

04.11.2019).

5. Федеральная Налоговая Служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 07.04.2020).

6. "Вести. Экономика". Доклад Счетной палаты 07.11.2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/127791/ (дата обращения:

01.06.2020).

7. Без юрлица. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/ (дата обращения 04.03.2020).

8. Утверждена стратегия развития предпринимательства до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://strategy24.ru/ (дата обращения: 03.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.