Научная статья на тему 'Будем взаимодействовать в сфере прикладной науки. Интервью Михаила Николаевича Кривых, директора института УралНИИпроект, с Никитой Игоревичем Фоминым, директором Института Строительства и Архитектуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина'

Будем взаимодействовать в сфере прикладной науки. Интервью Михаила Николаевича Кривых, директора института УралНИИпроект, с Никитой Игоревичем Фоминым, директором Института Строительства и Архитектуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кривых Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будем взаимодействовать в сфере прикладной науки. Интервью Михаила Николаевича Кривых, директора института УралНИИпроект, с Никитой Игоревичем Фоминым, директором Института Строительства и Архитектуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина»

DOI 10.25628/UNNR2023.56.1.001

Будем взаимодействовать в сфере прикладной науки

Интервью Михаила Николаевича Кривых, директора института УралНИИпроект, с Никитой Игоревичем Фоминым, директором Института Строительства и Архитектуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

Кривых Михаил Николаевич

главный редактор журнала, директор филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект, Екатеринбург, Российская Федерация

e-mail: mail@uniip.ru

Фомин Никита Игоревич

директор, Институт Строительства и Архитектуры,Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Екатеринбург, Российская Федерация

С ||

М. Н. Кривых: Добрый день, Никита Игоревич. Мы ведем наш разговор в преддверии нового набора в Институт Строительства и Архитектуры УрФУ. За последние годы в российском архитектурно-строительном образовании происходят изменения, в частности, можно видеть усиление партнерских связей между практикующими архитекторами или командами — и университетом. С чем вы связываете эту тенденцию, почему проектные организации заинтересованы сегодня в сотрудничестве с университетами, что им это дает.' Что это дает университетам.'

Н. И. Фомин:

Михаил Николаевич, добрый день. Проектным организациям интересны специалисты, находящиеся в стадии становления, поэтому они привлекают студентов, начиная с третьего-четвертого курсов. Наиболее интересным начинанием здесь является проектный практикум, который активно внедряется не только в нашем институте, но и в УрФУ в целом. Цель проектного обучения — моделирование профессиональной деятельности в условиях университета. Успешно выполненный командой студентов проект может быть частично или полностью использован в реальном проекте заказчика, что важно для профессионального портфолио выпускников. Например, студенты кафедры промышленного, гражданского строительства и экспертизы недвижимости разрабатывают технологические карты для нужд строительного комплекса. Магистранты кафедры архитектуры проектируют жилые комплексы, в которых находят отражение взгляды молодого поколения на новое качество жизни горожан. Техническое задание формирует заказчик — отраслевой партнер университета. Так университет достаточно полно отражает запросы рынка труда, работодателей, а в результате проектного обучения в чем-то даже опережает их. Конечно, в партнерском взаимодействии есть свои проблемы, но возможностей гораздо больше.

М. Н. Кривых: Согласен. Университеты обладают большим социальным и экономическим потенциалом, который нужно ис-

пользовать максимально целенаправленно. В этом плане, какие вопросы теории и практики, интересные проектным организациям, разрабатывает сегодня строительный институт УрФУ.' Насколько они актуальны.'

Н. И. Фомин:

Спектр тем достаточно широк, и в каждой мы стараемся найти свою специфику. Например, студенты бакалавриата и магистратуры на кафедре архитектуры в качестве выпускных работ проектируют многофункциональные жилые комплексы, инфраструктурные объекты, связанные с комплексным развитием территорий. Внимание уделяется созданию комфортной городской среды, таким вопросам, как озеленение, прогулочные зоны, дворы без машин, детские и спортивные площадки.

В поиске образа и объемно-планировочного решения зданий студенты опираются на исторические, национальные и региональные особенности городской застройки, учитывают международный опыт и инновации в архитектуре, строительных технологиях и материалах.

Считаю, что нужно обратить внимание на технологии, недовостребованные отечественными специалистами и имеющие большой потенциал именно в плане обеспечения качества. Например, сборно-монолитное домостроение, когда элементы будущего остова здания с высоким качеством изготавливаются в заводских условиях. При этом именно университет может комплексно изучить уже имеющийся положительный опыт проектирования и строительства в разных странах; выявить конструктивные, технологические и иные решения, адекватные сегодняшним задачам. Это усилит технологический суверенитет страны.

М. Н. Кривых: Никита Игоревич, сегодня много говорят о необходимости реформы архитектурного образования. Для кого-то это вопрос отказа от модернизма, для других — преодоления проектирования «по образцу». В какую сторону идет ваш институт, какая образовательная модель оптимальная для современных строителей и архитекторов.'

2

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2023

Н. И. Фомин:

Я и мои коллеги полагаем, что через некоторое время вернется специалитет — вариант полноценного обучения специалиста в области архитектуры и строительства (бакалавриат, как показала практика, только основа для нее). Если это произойдет, поле магистерских программ сузится, а связка «специалитет — аспирантура» заработает в полную силу.

При этом обучение по архитектуре требует шести лет. Почему так долго? В нашем институте акцент делается не только на традиционных архитектурных дисциплинах. Студенты изучают строительную физику, конструкции, технологии. Мы выпускаем архитекторов, которые умеют обосновывать свои решение, руководствуясь, например, конструктивными требованиями, а не просто представляют выразительный образ объекта. Такая модель работы предполагает высокую степень конкретности проработки и, вместе с тем, опоры на научные данные.

М. Н. Кривых: Вот оно, поле наших совместных действий... И, завершая, давайте посмотрим на обозначенные тренды в более широком профессиональном пространстве. Правомерны ли, с вашей точки зрения, разговоры об отмирании профессии, ненужности архитекторов, которых «вот-вот заменят нейросети», и тому подобное?

Н. И. Фомин:

К этим разговорам я прислушиваюсь хотя бы потому, что они могут повлиять на выбор абитуриента... Но контраргументы, в общем-то, перевешивают. Наш институт имеет очень хорошие показатели — например, по данным агентства RAEX, в 2022 году УрФУ занял в предметном рейтинге «Строительство» третье место в стране после Московского государственного строительного университета и Политехнического университета Петра Великого в Санкт-Петербурге. Студенты побеждают в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах международного и всероссийского уровней, востребованы на рынке труда, нет проблем с трудоустройством выпускников. Нейросети — пока лишь обширная база данных, которая может исходить из своих алгоритмов, создавать новые неожиданные комбинации. Но их продукты — неживые, пустые картинки, не учитывающие состояния человека или идентичности места. В условиях переосмысления традиционных строительных материалов, таких как металл в проектах жилых зданий или по-новому обыгрываемая древесина, нарастания интереса к загородному малоэтажному жилью и, напротив, отрицания серийных решений, архитекторам и строителям требуется системное и творческое мышление. Нейросети — инструмент обработки больших данных, но творить новое и опережать время они пока не научились.

М. Н. Кривых: Спасибо за содержательный разговор, коллега. Думаю, наше сотрудничество в прикладной науке и проектной сфере подтверждает вашу позицию. Успехов!

Статья поступила в редакцию 14.03.2023. Опубликована 30.03.2023.

Беседовал Михаил Николаевич Кривых,

главный редактор журнала, директор филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект, Екатеринбург, Российская Федерация

AKADEMICHESKIJ VESTNIK URALNNPROEKT RAASN 1 | 2023

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.